С миру по нитке [12.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсирован «К... | |
С миру по нитке [07.09.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе «... | |
Предзаказ на «Красное знамя над Парижем» | |
Варгейм про конфликт между Парижской Коммуной и французским правительством в 187... | |
Турнир по Танчикам 21 сентября 2024 г. В Санкт-Петербурге | |
21 сентября в Санкт-Петербурге в компьютерном клубе «Кибер Кот» совместно с изда... | |
Предзаказ на игру «Палитра»! | |
«Палитра» – это абстрактная игра для 2–4 игроков, в которой вы выступите в роли ... |
Игровая партия в самом разгаре.
Все игроки начинают свой строительный путь из Вены в верхнем правом углу карты. Игра закончится либо после 8 раунда, либо когда кто-то из игроков соединит непрерывной дорогой Вену с Триестом, который находится в противоположном углу поля.
Глобально маршрута для соединения три: по левому краю поля, по правому и по центру, но в каждом из них множество развилок и нюансов, зависящих и от стартовой раскладки тайлов городов, и от сложности строительства маршрутов, что никогда не угадаешь, как пройдет твой маршрут в этот раз. Обычное явление, когда после изучения стартовой раскладки компонентов игры, продумываешь у себя в голове оптимальный маршрут, видишь в голове план и бонусы, которые ты соберешь по пути, но потом начинается игра и приходится на ходу подстраиваться под ситуацию на поле и корректировать свой изначальный план действий вплоть до полного перестроения запланированного маршрута.
Вот ты пожадничал и забрал себе сильный бонус, вместо обучения своих рабочих, и в следующий ход тебе не хватило квалификации этих самых рабочих, чтобы проложить маршрут дальше. А вот другой игрок раньше тебя достраивает дорогу до приглядевшегося тебе города, строит там свой завод или первым заключает контракт на доставку железа. Приходится менять свой маршрут и прокладывать пути в объезд, чтобы получить заветные места для своих заводов в других городах и успеть доставить хоть что-то, потому как в начале игры контракты на доставку железа/дерева/камня - это, наверное, самый надёжный способ хорошенько пополнить прохудившийся бюджет. А выигрывает в конце игры именно самый богатый игрок, поэтому ваши деньги, которые вы тратите на своё развитие, это одновременно и ваши ПО, так что тратить их необходимо с умом.
Ваш игровой планшет.
Правила игры написаны просто великолепно и замечательно. В комментариях на БГГ кто-то написал, что это самые хорошо и понятно написанные правила из всех комплексных игр, что он изучал. Подтверждаю, читать и изучать правила одно удовольствие. Тебе не приходится постоянно перелистывать страницы в поисках ответов на возникающие вопросы, ты просто читаешь всё по порядку и понимаешь, что хочет донести до тебя автор. В игре мало иконографики, но при этом она интуитивно понятна, а все правила умещаются на карточку-памятку и подсказку на вашем планшете игрока. Конечно, нельзя сказать, что правила совсем простые, но это и не Лиссабон с его памятками-книжками и взрывом мозга при первом прочтении правил.
Сложность же в игре обусловлена не тяжестью правил или обилием исключений и мелких уточнений, а сложностью принятия решения в конкретной ситуации, правильном подстраивании под действия конкурентов и грамотном планировании своего следующего хода. В Imperial Steam всегда надо думать на этот раунд и планировать следующий, иначе вас обойдут на повороте и займут город, в который вы шли, либо заключат контракт на доставку, либо заберут лучший бонус и т.д. Цена ошибки иногда очень ощущается, а в редких случаях может быть фатальной, но так как вся информация открыта, то можно догадаться (а иногда и с уверенностью сказать), что планирует делать конкретный игрок в следующем раунде и куда пойдет, и в зависимости от этого вы будете принимать свои решения.
В этой игре можно играть агрессивно и попытаться “задушить” конкурента, но, во-первых, не факт, что вы выйдете из этой дуэли победителем, а во-вторых, пока вы будете тратить ресурсы, чтобы бадаться с одним игроком, другой будет вкладывать все ресурсы в своё развитие и получит преимущество. Поэтому нужно соблюдать эдакий баланс между своей выгодой и вставлением палок в колеса оппонентов. Это, наверное, и есть изюминка этой игры - анализ ситуации, продумывание и взвешивание вариантов, выбор оптимального действия. Напоминает по духу Плотину, где вы должны сделать выбор, что лучше сделать сейчас: выработать больше энергии и сдать контракт, взять новый сильный контракт, или купить новый сильный тайл действия. Хочется всё, но нужно выбрать что-то одно, потому что остальное точно заберут следующие игроки.
Фиолетовый игрок первым добрался до белого Узлового города и уже доставил туда дерево. Голубой игрок начинает переживать за свой доход.
Прямого агрессивного взаимодействия (что-то отнять непосредственно у оппонента) в игре нет. Самый частый вид взаимодействия между игроками - кто быстрее. На протяжении всей партии вам придется делать выбор в пользу чего-то, жертвуя чем-то другим.
На поле вы соревнуетесь в том, кто быстрее построит ж/д путь до Узлового города, в котором можно заключать контракты на доставку, а следовательно получать прибыль. Вы соревнуетесь кто быстрее построит пути до обычных городов, которые предоставляют вам места под заводы, одномоментные бонусы или, в редких случаях, позволяют заключить один контракт на доставку (в Узловых городах таких контрактов 5).
Вы соревнуетесь за рабочих, цена на которых повышается с каждым нанятым, а так же в меньшей степени за ресурсы на рынке, цена на которые тоже растет, но не так быстро и сильно, как на персонал. Вы соревнуетесь за престиж, который не только определяет порядок хода, но и позволяет нанимать пока ещё дешёвых рабочих в других городах, а так же принесёт немного победных очков в конце игры. Где-то с середины игры начинается, гонка за Контракты на заводы, которые принесут ощутимое количество денег в конце.
В конце концов вы соревнуетесь в том, кто первый построит непрерывный путь из Вены в Триест, ведь после этого раунд доигрывается и игра заканчивается, а вы получаете как единовременную плату за завершение маршрута, так и мзду с каждого соперника, что не достроил свой маршрут до Триеста. Таким образом можно получить в среднем по 40-80 монет с каждого игрока, что в сумме (с учётом бонуса за завершение пути до Триеста) составит 200-300 очков из примерно 700-1200 итоговых. При этом можно победить вообще не вкладываясь в стройку до Триеста, а набрав,например, побольше Контрактов на заводы (главное полностью выполнить каждый, так как невыполненные контракты считаются в минус) и выгодно продав свои акции. А ещё есть пассажирские перевозки, которые приносят пассивную прибыль, бонусы за высокий престиж, исторически обоснованный участок пути с двойным доходом, ну и совсем странный способ победы через “проигрыш” всех (об этом позже).
Завод голубого игрока произвёл 3 кубика железа, чему поспособствовал директор этого завода.
Всего в игре восемь (или меньше) раундов. В первом раунде у нас 2 хода, во втором 3 хода, потом 4, и дальше до конца игры по 5 ходов. Ходят игроки по очереди в зависимости от своего уровня престижа, следить за которым очень полезно, однако опытный игрок может выиграть новичка вообще не вкладываясь в престиж, но при равной силе игроков престиж, скорее всего, будет оказывать сильное влияние на игру.
В свой ход мы выполняем одно из одиннадцати основных действий и можем сделать одно из трёх свободных. Основные действия довольно просты и понятны:
Мы платим за это действие камень, дерево и железо, при этом если на маршруте есть река и нужно построить мост - требуется доплатить железо за каждый, если пути проходят через горы и требуется тоннель - дополнительный камень. Помимо дополнительных ресурсов так же нужно иметь в штате инженеров мостов/тоннелей, которых можно нанять в Узловых городах вместе с рабочими. Помимо этого путь до каждого города имеет свою сложность и для преодоления этой сложности у вас должны быть рабочие соответствующей квалификации. Например, два пути до интересующих нас городов имеют сложность 3 и 5. Суммарная сложность маршрута - 8. Мы должны отправить на работу рабочих с суммарной квалификацией не меньше 8. Это один рабочий с максимально возможной квалификацией 3 и три рабочих с квалификацией 2. В сумме получилось 9, но рабочего с квалификацией 1 мы специально не используем, чтобы вместо работы он отправился на обучение и в следующем раунде уже имел квалификацию 2. Все же “потраченные” рабочие сохранят свою квалификацию и будут снова готовы к работе в следующем раунде. Соблюдать баланс между отправкой рабочих на работу и их обучением очень важно, ведь квалифицированные рабочие ощутимо облегчают нам жизнь.
Всего в игре 4 Узловых города, в каждом живут два инженера (вы можете иметь по одному инженеру каждого типа: мостов и тоннелей) и рабочие с квалификацией 1. Первый рабочий стоит 10 монет, второй 20 и так далее до 50. Т.е. если вы купили трех рабочих в Зеленом Узловом городе и потратили на это 10+20+30=60 монет, то следующий в этом городе за трех рабочих заплатит уже 40+50+50=140 монет. Поэтому в начале игры идёт очень агрессивная борьба за рабочую силу. Инженеры же постоянно стоят 30 монет, но, как всегда, есть один нюанс. Дело в том, что нанимать персонал вы можете только в тех городах, которым соответствуете по уровню престижа, поэтому желанные инженеры или дешёвые рабочие просто могут быть вам недоступны в данный момент, пока вы не повысите свой уровень престижа, чтобы нужный город захотел иметь с вами дело. Но помните, что ваши оппоненты не дремлют и могут в самом начале игры заняться своим уровнем престижа, чтобы первыми скупить дешёвую рабочую силу, ведь без рабочих в этой игре никуда - они и строят, и становятся директорами на ваших заводах.
Станция здесь представляет собой возможность для разветвления пути (по умолчанию в каждый город может входить и выходить только один ваш путь), а так же открывает ячейку склада для одного вашего товара и даёт небольшой пассивный доход. Заводы же строится в обычных городах (но далеко не во всех), до которых протянута ваша ж/д сеть, и требует от вас потратить не только деньги на строительство, но и отдать с вашего планшета одного рабочего, который станет, так сказать, директором этого самого завода. Чем выше квалификация рабочего, тем больше товаров сможет произвести ваш завод, поэтому вы одновременно и хотите посадить в кресло директора “троечку”, но в тоже время он вам ой как нужен, чтобы дальше строить ж/д пути по намеченному маршруту. Заводы позволяют нам получать ресурсы в личное пользование, либо делать доставку в Узловые города (если простыми словами, можно или забрать кубик ресурса себе на планшет, либо довезти его до Узлового города и поменять на деньги). В каждом Узловом городе есть по одному контракту на поставку камня, дерева и железа - кто успел, того и прибыль. Так же в Узловые города можно доставлять и уголь, но он приносит только победные очки в конце игры, поэтому до середины партии менее конкурентен.
Города, к которым вы прокладываете свои пути, либо имеют места под заводы, либо единоразовые бонусы. Вам всегда приходится выбирать в какой город завернуть, так как и мест под заводы всегда не хватает, и бонусы очень помогают в развитии (например увеличивают пассивный доход, стоимость ваших акций или ваш престиж).
Ваши заводы,помимо очевидного получения ресурсов или прибыли, в конце игры нужны для выполнения государственных Контактов. Например, у вас 2 гос контракта на 180 и 290 монет и вам к концу игры необходимо построить 2 и 3 завода соответственно: дерево+уголь и камень+камень+дерево. Как видите у вас нет в контрактах железного завода, потому что этот контракт ранее забрал ваш сосед справа, однако вам нужно железо, ведь на вашем пути много мостов и потребность в железе крайне велика. И тут вы должны сделать выбор: построить железный завод в последнем оставшемся месте для завода, чтобы в следующем раунде иметь возможность первым построить пути дальше к новым городам, в которых появятся дополнительные места для строительства заводов, или сейчас построить деревянный завод, сдать дерево в Узловой город и получить за это прибыль, на которую потом вы сможете купить железо на рынке, ведь если вы это не сделаете сейчас, то ваш злополучный сосед справа построит свой деревянный завод и доставит дерево в Узловой город раньше вас. Непростой выбор: развитие пути и свободный вздох и мало денег, либо хороший заработок, но конкуренция в следующем раунде за города на маршруте.
В этой игре ваши паровозы - это ваш склад для товаров. Каждый новый паровоз имеет больше вагонов, а при покупке нового в комплекте идёт ещё и одна единица угля. Улучшение же стоит дешевле, но не даёт “бесплатного” угля. С середины игры новые паровозы будут приносить ещё и престиж.
Изначально все ваши вагоны грузовые. Но в течении игры они могут стать пассажирскими (если вы подберёте бонус города) или государственными грузовыми. Грузовые вагоны - это склад товаров (один вагон - один товар), пассажирские - пассивная прибыль (один пассажирский вагон даёт 10 монет в начале хода), государственные грузовые - это балласт, они ничего вам не дают, а только занимают место (вы получаете этот штраф, если берёте государственный контракт на заводы, который в конце игры может принести солидную часть победных очков).
Вы можете купить на рынке один и только один ресурс и положить его на свой грузовой вагон или склад, чтобы использовать его в этом ходу, или купить несколько ресурсов по текущей цене, но доставят вам их только в начале следующего раунда. Очень важное действие, ведь от него зачастую зависит, сможете ли вы строить дороги дальше в свой следующий ход или нет. Однако есть и другой способ получить ресурсы.
Если у вас много заводов либо вам срочно нужны ресурсы, а денег не хватает, вы можете и забирать ресурсы со своих заводов. Но тут есть важный нюанс - ресурсы на заводах не обновляются. Т.е. если вы построили завод угля и отправили малоквалифицированного рабочего силой 1 в кресло директора, то он произведёт всего 2 угля, и потратив эти два угля (сдав в Узловой город или собрав для себя) завод будет стоять пустым и занимать место до конца игры (звучит странно, но в правилах это объясняется). Теперь вы понимаете, на сколько важно иметь много высококвалифицированных рабочих, потому как они становятся как строителями сложных участков путей, так и потенциальными деньгами/ресурсами.
В игре “количество игроков + 1” контактов сложностью 1 (сдать в конце игры один завод, получить 1 инвестора, сделать 1 вагон государственным), столько же сложностью 2 и 3. Сложность данных контактов в том, что для их получения у вас должно быть достаточное количество вагонов, чтобы осталось место на “складе” после получения заглушек государственности на ваши грузовые вагоны. Так же за невыполнение контракта в конце игры вы получаете не условные +310 монет, а наоборот -310, что может оказаться фатальным. Но самое интересное, что все игроки могут выполнить контакты только в том случае, если к концу игры хоть кем-то построена непрерывная дорога от Вены до Триеста. Если таковой нет, то все(!) игроки автоматически не выполнили все (!) свои контакты. В таком случае скорее всего победит тот, у кого их было меньше (это я и имел ввиду, когда говорил о победе через проигрыш). Это, кстати, тоже одна из возможных стратегий на победу, ведь если вы видите, что другие набрали контрактов, но не торопятся достраивать путь до Триеста, вы можете максимально близко подойти своей дорогой к Триесту, создавая иллюзию лёгких денег за гос контракты у ваших оппонентов, но не достраивать последний участок пути. Оппоненты, уверенные в скором конце игры могут потратить деньги на заводы, взять ещё контрактов, совершенно не заметив, что ваши три контракта 1 уровня принесут вам -210 очков, а их два контракта 3 уровня -590.
Очень простое действие, вы меняете свой престиж на стоимость акций. Чем выше стоимость вашей компании, тем больше престижа придется отдать. Для чего это надо? Например, если вы взяли государственных контрактов общей сложностью 5, то получили 5 заглушек на грузовые вагоны и 5 инвесторов, заинтересованных в вашей компании. Так вот повысив стоимость акций,например, на 5 пунктов до 240, вы можете продать инвестору 10% своей компании и получить за это 240 монет единоразово. В конце игры каждый акционер, вложившийся в вашу компанию, заберёт себе 10% от итоговых победных очков. Делать так настолько же выгодно, насколько и опасно. Ведь закончив со счётом 1240, можно получить всего 1240*0.7=868 итоговых очков,но при этом получив более 600 монет в течении игры (а это очень много), поэтому продавать акции своей компании очень желательно за максимальную сумму и в небольших количествах.
Вы тратите сумму денег и повышаете свой престиж на 1 за каждые 10 потраченных монет. Полезное действие, так как позволяет не только ходить первым, но и нанимать рабочих в Узловых городах с высоким требованием престижа.
Иногда очень не хватает именно этих 10 монет, но тратить на это драгоценное действие обычно не хочется.
Если вы пользуетесь этим действием, значит вы что-то сделали не так… ну или очень хитрый.
Есть ещё свободные действия, которые можно выполнить в любой момент своего хода, но только один раз в ход: контракт на доставку товара вУзловой или обычный город за 1 уголь (паровоз как бы отвез товар и потратил уголь), продажа акций инвесторам и постройка дополнительной дороги за монеты (на карте есть несколько участков, которые можно построить только за деньги, в среднем где-то за 50 монет. Таким образом можно построить 3 дороги за ход: две своих за ресурсы и одну дополнительную за деньги).
Из таких простых и довольно понятных действий проходит раунд за раундом. Игроки строят дороги, заводы, покупают и получают товары, доставляют их в города, берут гос контракты и торгуют акциями до тех пор, пока не закончится 8 раунд или не будет построена непрерывная дорога из Вены в Триест. В конце игры все получают ещё раз доход, выполняют (или нет) свои контакты, получают дополнительные очки за престиж и за доставленный уголь в Узловые города. Игроки, которые не достроили свою дорогу до Триеста платят мзду по 20 монет за каждый участок соперника, оставшийся им до Триеста от последней точки их соприкосновения (может получится забавная ситуация, когда игрок, недостроивший маршрут, шел по одному краю карты, а достроивший по противоположному, и единственная точка соприкосновения их дорог - стартовый город Вена. В таком случае первый вынужден оплатить весь(!) маршрут по дорогам соперника, чтобы “добраться” до Триеста для выполнения своих гос контрактов). Далее из полученной суммы вычитается доля акционеров и определяется победитель.
Минусы:
Плюсы: