| Идут сборы на Rove + Rove: Anchorpoint | |
| Фэнтезийная кампания с тактическими боями в духе "Мрачной гавани". | |
| Идут сборы на Year of Relics: Relics of Rajavihara | |
| Соло головоломка с размещением блоков и множеством уровней. | |
| С миру по нитке [19.11.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Очередные неутеш... | |
| Башня анонсов (часть 2) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Gone to Gaia | |
| Масштабный сюжетный кооператив с открытым миром. | |
Как я уже говорила в статье про Черную Книгу, авторы компьютерной игры отчасти вдохновлялись одной настольной игрой 1992 года и даже консультировались с ее создателем Константином Эдуардовичем Шумовым (так же известным под псевдонимом Василий Тихов).
Константин Эдуардович Шумов
Разумеется, я говорю об игре Шел Солдат со Службы.

Конечно, мы понимали, что, как многие настольные игры того времени, Шел Солдат со Службы, будет простым по механике, но, разумеется, все равно захотели познакомиться с этой игрой, так как очень любим настолки, которые являются истоками всего нынешнего настольного разнообразия.
И к нашей радости, оказалось, что несмотря на то, что раритетную версию данной игры сейчас, наверное, достать крайне сложно, ее отретушированная и немного усовершенствованная в плане дизайна (но сохранившая исконные иллюстрации художника Станислава Романовича Ковалева) версия вполне доступна на Озоне и других маркет-плейсах.
А работу по редизайну, реконструкции и печати этой игры провел Александр Филиппов, который оказался не только поклонником игры, но и в целом большим фанатом своего дела (в самом лучшем смысле), сказок, культуры и, конечно, настольных игр.
Так что, предлагаю и вам – кому-то вспомнить, а кому-то заново открыть для себя мир этой настолки и народных сказок…
━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━
Об образе солдата в сказках
━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━
Вообще образ солдата довольно распространен не только в русских сказках. Это весьма популярный персонаж и в народных немецких сказках, и в английских, и в польских, и в литературных интерпретациях (вспомните, «Огниво» Ганса Христиана Андерсена).
Не будучи литературоведом я не буду делать никаких категоричных экспертных утверждений, но, полагаю, что популярность данного образа в сказках разных культур связана банально с тем, что служба в армии всегда очень сильно затрагивала простой народ, являясь не только благородным долгом, но и тяжелым испытанием и повинностью, что не могло не отрефлексироваться в истории, где служивый человек легко и смекалисто преодолевает различные трудности, не страшась не только людей, но и нечистой силы. Сказки всегда служат определенным проживанием ритуалов, ситуаций или страхов.
Но данная настольная игра смотивировала меня обратиться именно к образу солдата в русских сказках, так как это позволяет глубже понять такую несложную по механике, но глубокую по смыслу игру.

К сожалению, не нашла, кто автор иллюстрации
Итак, образ солдата появляется в русских сказках примерно в XVIII–XIX веках, так как в 1705 году Петром I вводится рекрутская повинность, продолжительность которой изначально была пожизненной, а после сократилась до 25 лет, ну, и еще позже в 1834 году до 20.
Она, безусловно, была не прямо всеобщей для простого народа, а общинной, и набиралась изначально даже не ежегодно, а по мере надобности. К тому же, с какого-то момента от нее начали освобождать семьи церковнослужителей, купечество и прочие «почетные» слои населения.
Таким образом, больше всего, естественно, от нее страдало крестьянство. И человек, попавший под нее уже не особо надеялся хоть когда-то вернуться домой.

И.Е.Репин, Проводы новобранца
Это очень важно отметить, так как именно возвращение домой становится превалирующей темой в сказках про солдат.
«Уходившие на службу рекруты исключались из своей общины, с ними прощались, как с покойниками – навсегда». [1]
Так как человек, по сути, проходил некий обряд инициации, прощался со своим старым образом жизни и прежней ролью в социуме, не удивительно, что в народном творчестве он так тесно связан с миром загробным, нездешним, потусторонним.
Рассуждая о теме сказок, я всегда люблю цитировать одну строчку из книги Владимира Яковлевича Проппа «Исторические корни волшебной сказки»:
«Сказка сохранила следы очень многих обрядов и обычаев: многие мотивы только через сопоставление с обрядами получают свое генетическое объяснение» [2].
Так что да, солдат возвращается домой не просто с войны, а по сути, из загробного мира.
Каким же именно предстает солдат в русских народных сказках?
Он хитер, бесстрашен, не чужд человеческим слабостям, обладает хорошим чувством юмора и житейской мудростью. Как правило, он не молод (ну, естественно, ведь он отслужил лет 20-25, как мы помним) и, разумеется, через многое прошел, что так же объясняет его смекалку и умение находить нестандартные выходы в различных ситуациях. И как правило, главная его цель – вернуться домой.
«Солдат – казенный человек, а казенное ни в воде не тонет, ни в огне не горит; пойду, больно хочется с родными поскорей увидаться» [4]

Кадр из «Сказки о солдате» мультфильм 1948 года
Ну, и, конечно же, чтобы попасть из мира мертвых в мир живых ему необходимо пройти через этот самый мир (который, кстати, очень часто олицетворяет лес) и встретиться с его «стражами» в лице Бабы-Яги, Лешего, Русалки и т.д.
И все это отлично отражено в такой, казалось бы, обычной «бродилке» Шел Солдат со Службы.
━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━
Впечатления от игры
━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━
Я вряд ли сейчас кого-то удивлю, сказав, что игра нам, разумеется, понравилась, потому что мы в этом и не сомневались, так как для меня зачастую важна не супер новомодная механика или невероятный геймлей, а именно история, то, что игра отражает, и как именно она это делает.
«Бродилка» по сути – идеальный жанр для сказок про солдата.
Вся структура сказок про солдата и есть «бродилка» из точки А (служба) в точку Б (дом).

Насколько я знаю, от оригинальных правил данная версия игры не отличается почти ничем.
Кроме того, что на финише при входе в дом, в отличие от многих игр такого плана есть четкое правило – когда вы доходите до финальной клетки, считается, что вы попадаете к родным только, если выкидываете на кубике 1 или 6.
Это дает вашему сопернику некоторую фору, если он в этот момент сильно от вас отстал, плюс нивелирует извечный спор моего детства – сколько нужно выкинуть, чтобы попасть на финальную клетку – прямо ровное число до этой клетки или все же любое, главное «докинуть» или «перекинуть» необходимое значение.
В игре вообще на удивление хорошо создаются условия равной конкуренции при всем рандоме выпадающих на кубике чисел, так как периодически встречающиеся ответвления от основного маршрута плюс срабатывающие свойства встречающихся на пути волшебных предметов дают возможность отстающему игроку восполнить разрыв (порой даже очень быстро).
Таким образом, интрига всегда немного сохраняется. Например, в нашей первой партии я очень сильно отставала в начале, и казалось, такое огромное преимущество Ильи, учитывая, что мне тоже могут потенциально попадаться задерживающие механики, никак не преодолеть. Тем не менее, в конце, я обогнала его на десятки ходов вперёд.
Тогда сложилось ощущение, что Илья уже точно меня не догонит даже близко. Однако, игра «подкинула» ему волшебный цветок папоротника, который мгновенно перенес его практически к финальным локациям, а я тем временем застряла с преградой в лице пастуха, и в итоге мы пришли к финишу с очень небольшим разрывом.
Вообще, как я уже ни раз повторяла Шел Солдат со Службы – это классические «змеи и лестницы», но тематика, встречи, небольшие моральные выборы и использование предметов делает ее гораздо динамичнее, чем привычные для меня игры этого жанра.
К тому же, тематика, повторюсь, очень хорошо ложится на механику.
У меня было опасение, что игра окажется для нас несколько скучной, так как мы погрязнем в бесполезном брожении туда-сюда по карте с откатами то вперед, то назад, но оно оказалось настолько оправдано с точки зрения сюжета, что это было почти незаметно.
Например, когда вы попадаете к Лешему, при неудачном раскладе и отсутствие необходимого для откупа предмета, вы начинаете бродить в лесу (иногда очень долго и бессмысленно, но очень сюжетно оправдано – ибо заплутали, что поделать, вы и не должны ходить кругами по лесу осмысленно). Илья, кстати, там и застрял первый раз…
А у Бабы-Яги очень важны ваши предыдущие моральные выборы (пусть и очень элементарные, но они в игре есть, и это огромный плюс и достижение для игры 90-х годов, когда индустрия настольных игр не была настолько развита!).
Так же, вы никогда не знаете сработает ли, пригодится ли, или просто впустую с вами пробудет тот или иной предмет, купленный вами на ярмарке.

Изначально, у всех игроков стартовый набор – хлеб, огниво, одна карта монет (три золотых). Плюс на ярмарке (на которой вы делаете остановку обязательно, даже, если по количеству выпавшего значения вы должны ее пройти мимо) вы можете приобрести два волшебных предмета: гребень, полотенце, меч, крест и тд. Но не больше двух волшебных! Если что, на следующей ярмарке можно поменять, сбросить и тд.
Еще есть особые предметы, которые выдают вам сказочные персонажи. Эти предметы работают, как правило, на определенном отрезке пути, а после сбрасываются. Получить их можно один раз за игру, и только одному игроку, который успел.
Так, например, Илья попал к Бабе-Яге раньше меня, и, так как смог пройти ее испытание, то получил особый предмет от нее, а я тоже к ней пришла, но позже, и то же с пройденным испытанием, но, увы, так как особый предмет уже забрали, она просто меня отпустила, но без награды…
Еще игра немного мне по атмосфере почему-то напоминает совершенно никак по жанру не связанную с ней Заколдованную Страну.

Не знаю, может, просто общая атмосфера игр того периода, может, сказочность, может, тот факт, что обе игры подталкивают использовать фантазию.
Кстати, так как игра элементарна по механике – она просто отличный вариант для одной из первых настолок для детей, которая, возможно, поможет подготовить ребенка к более сложным нарративным играм. Ну, и откроет мир народных сказок и культуры.
Конечно, не для трехлетних, так как с предметами и их использованием, мне кажется, в этом возрасте еще будут сложности и непонимания, но лет с 5-6 точно!
Что касается компонентов, их не очень много (для любителей евро, привыкших к коробкам, забитым под завязку), даже довольно мало, как и в любой бродилке из нашего детства – это кубик, фишки, поле и правила игры (кстати, включающие еще и небольшой бестиарий сказочных персонажей).
Плюс, конечно же, карточки предметов (которые, кстати, по сравнению с первой классической версией немного обросли дизайнерским окаймлением, так как никакого фона под грубую мешковину, разумеется, в версии 1992 года не было).

Они все хорошего качества (особенно поле, прямо очень плотное). Как я уже ранее говорила, в игре сохранились атмосферные иллюстрации Станислава Романовича Ковалева.

Станислав Романович Ковалев
И еще мне понравилось, что на обратной стороне поле написано несколько сказок про солдата – как будто книга правил выходит за её границы, делая поле своим продолжением…
Были у меня замечания чисто визуальные по шрифту в правилах, так как он очень красивый, но при большом количестве такой витиеватости его становится трудно читать. Но я эти все замечания лично рассказал Александру, а так как он постоянно совершенствует игру, уверена, что он найдет какое-то замечательное решение, и визуальный стиль игры не потеряв, и комфортности для игроков достигнув.
В целом же, я очень рада, что эта игра появилась у нас в коллекции и займет почетное место среди особых игр с историей.
И жду-не дождусь, когда дочь подрастет, и мы сможем с ней в нее сыграть.
А для тех, кто давно искал эту игру — можете найти вконтакте группу "ШЕЛ СОЛДАТ СО СЛУЖБЫ".
Ну, а чтобы не пропускать мои новые статьи, обзоры, клипы о настольных играх, подписывайтесь на мой паблик → жизнь жены настольщика.

━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━
Источники
━━━━━━ ◦ ❖ ◦ ━━━━━━
1) Волокитина Н.А., Иванов Ф.Н. Образ солдата в коми народных сказках. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 5, Изд. Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2013, с. 117-120
2) Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. – Издательство «Лабиринт», М., 2000. – 336 с.
3) Сказочная энциклопедия (общ. ред. Будур Н. В.), Москва: «Олма-пресс», 2005, 606 с.
4) Чернышов А.В. Архетипы древности в русской культурной традиции. Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 349–356