| Идут сборы на Rove + Rove: Anchorpoint | |
| Фэнтезийная кампания с тактическими боями в духе "Мрачной гавани". | |
| Идут сборы на Year of Relics: Relics of Rajavihara | |
| Соло головоломка с размещением блоков и множеством уровней. | |
| С миру по нитке [19.11.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Очередные неутеш... | |
| Башня анонсов (часть 2) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Gone to Gaia | |
| Масштабный сюжетный кооператив с открытым миром. | |
Блог // Playdice
Крестовый поход
Обзор настольной игры «Крестоносцы»
Едва завершился первый крестовый поход, как новообразованные города-государства затевают борьбу за власть и влияние на новообретенных землях. Сумеете ли вы добиться расположения Папы или падете под натиском сарацин? Сможете ли вы отстоять свои земли и обратить местное население в свою веру? Какой путь выберете: военное ремесло или паломничество? А может, стоит обратить свой взор на территории вчерашних братьев по оружию? В этой войне все средства хороши.

«Крестоносцы» — настольная игра в жанре контроля территорий для 2-4 игроков, каждый из которых должен возглавить одно из государств-городов и задача — заслужить расположение Папы, выражающееся в победных очках.

Вкратце о ходе игры. Каждый раунд разделен на 4 фазы.
В первой фазе действуют сарацины (поле) — местное население, противящееся захватчикам, а именно: разыгрывается карта события, после чего племена совершают набеги на города игроков. По итогам набега, в зависимости от результата обороны, игрок рискует лишиться как определенных ресурсов, так и целого города. При этом сила сарацин постепенно растет на протяжении партии, и вместе с развитием крестоносцев крепчают силы местных.

Вторая фаза посвящена планированию действий. В центре игрового поля изображен крест, на который игроки будут выставлять по два жетона. Жетон можно выставить как «обычной» стороной и получить эффект в этом раунде, так и «усиленной», чтобы получить более выгодный эффект в следующем. Всего в игре 4 вида действий, которые выполняются в третьей фазе в следующем порядке:

Усиленные действия дают скидки на оплату, открывают доступ к более мощным картам или дают другие полезные эффекты. Кроме того, выборе такого действия игрок получает карту шпиона, которая приносит выгоду при выполнении при противником указанных на ней условий.
Авторы довольно изобретательно подошли к механике боя. Перед началом сражения стороны рассчитывают силу, которая складывается из значения обороны крепости, а также количества отрядов, обозначая перевес одной из сторон на специальном планшете. После этого посредством карт тактики начинается «перетягивание каната». Сначала обороняющийся игрок разыгрывает карту, после чего соперник нейтрализует один из её эффектов своей картой. После применения эффекта фишка перемещается, и теперь уже атакующий разыгрывает свою тактику, а обороняющийся выбирает эффект для нейтрализации. Наконец, по итогу четырёх раундов определяется победитель. Сражения получились по-своему уникальными, ведь игроку приходится самостоятельно выбирать наименее выгодный для себя негативный эффект, постоянно оценивая, что для него опаснее в текущий момент, а выбор, чаще всего, всегда из двух плохих исходов.

В завершающей фазе игроки получают доход в виде монет от своих городов, восстанавливают потраченные ресурсы и получают победные очки за выполнение условий карт наместников, а также за контроль территорий с помощью епископов.

Итак, зачем нам это нужно? «Крестоносцы» — это игра про контроль территорий, соответственно, для победы вам предстоит захватывать и удерживать город за городом. Игра заканчивается по истечении таймера либо в случае, если один или несколько игроков в фазе дохода имеют четыре города или пять святых земель. Первые получаются военным путем, а вот вторые — путем распространения епископов. Таким образом, каждую территорию можно контролировать двумя способами: военным и религиозным, в итоге даже ваша столица легко может оказаться святой землей ордена противника.

Игра получилась достаточно сложной: помимо описанного, у игроков имеются скрытые цели, возможность получения победных очков через наместников, под которых нужно подстраиваться, разные уровни карт тактики и построек, а также сюжетные миссии, которые добавляют новые условия и возможности. Вариантов выбора действий огромное количество, причем некоторые из них легко могут подрезать игроки действующие перед вами, поэтому иногда при планировании начинаешь закипать.

К минусам игры я бы отнес необходимость играть полным составом в четыре игрока, так как в противном случае придется отыгрывать еще и за бота, который будет участвовать в выборе действий. В кампании тоже напрямую говорится, что для ее прохождения стоит собираться полным составом, благо на это потребуется всего четыре партии, первая из которых — ознакомительная и не вносит в игровой процесс значимых изменений. Большинство игр на контроль территорий, в которые я играл, таких требований не выставляют, попросту отмечая, что с большим составом будет веселее. Также мне кажется, что авторы переборщили с иконографикой. В «Крестоносцах» просто огромное количество значков, причём многие из них очень похожи друг на друга. Из-за этого во время тестовых партий мы постоянно лезли в правила для расшифровки, — памятки, увы, в коробку не положили. Что ж, игра вышла точно не для новичков, и это подтверждается пометкой на самой коробке: «победитель Граникона в номинации Лучшая игра для опытных игроков».

«Крестоносцы» получились довольно необычным представителем жанра контроля территорий. Во-первых, благодаря возможности борьбы за регионы как военным, так и «дипломатическим» путем, а во-вторых, из-за наличия небольшой кампании, которая не только меняет правила, но и рассказывает историю с нелинейными концовками. Однако игру стоит рекомендовать в первую очередь опытным игрокам: правила в ней не из простых, да и на заучивание местной иконографии придется потратить время.
🔔Подписывайтесь на блог в Телеграмм
Всем удачных партий и успехов на кубах!