SnowFox написал полчаса назад к игре Nemesis: Aftermath & Void Seeders: # Не слушайте человека, он какую то чушь несет. Дополнение обязательно...
teallite написал час назад к игре Deep Madness: # Более наполненные игры действительно в среднем получают более высокие ...
SnowFox написал 2 часа назад к игре Nemesis: Lockdown: # Намечается повтор, но дабы не превращать Тесеру в рекламный филиал, пр...
natami написала 4 часа назад к игре Амстердам: # Первые впечатления. Сыграли на двоих. Отлично, с разбором правил ушло ...
Da2dy написал 4 часа назад к игре Deep Madness: # Кому понравилось не имеет никакого значения, людям регулярно нравятся ...
Идут сборы на Goblin Party
Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям.
Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss
Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ...
С миру по предзаказу (23.11-05.12)
Предзаказы локализуемых игр за последние недели.
Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan
Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ...
Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition
Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров.

EvOL

Caverna, или Тяжело быть гномом

09 декабря 2013

Информация

добавить
игры Каверна. Пещерные фермеры
Дата: 09 декабря 2013
Оценка пользователей
9.2474
-

Вот и пришло время покрутить в руках очередное творение Уве Розенберга — Caverna: The Cave Farmers. Данная игра безбожно эксплуатирует все основные механики главного шедевра Уве — «Агриколы». Что же мы имеем: самоплагиат или эволюцию? В процессе анализа новой игры постараемся не только обсудить её игровой процесс, но и попытаться сравнить её со старшей сестрой в поисках ответа на этот вопрос.

 

Игровой процесс в Caverna прост и узнаваем. Игра делится на определённое количество раундов. Каждый раунд заключает в себя следующие фазы:

  1. Появление новой карты действия на поле и добавление ресурсов на карты, производящие оные.
  2. Распределение рабочих по соответствующим картам действия и выполнение выбранных действий (сбор ресурсов, вспашка поля, обустройство жилища и т.д.).
  3. Возврат в жилище. Проведение работ по сбору урожая и получения приплода у животных (в случае релевантности данной фазы).
  4. Пропитание. Распределение ресурсов для формирования здорового обмена веществ у ваших гномов (в случае релевантности данной фазы).

Изменения, коснувшиеся данных этапов по сравнению с «Агриколой»:

 

1. Если не обращать внимания на небольшие изменения по вводу новых ресурсов в игру, основным изменением для карт действий стала их многозадачность. Почти на всех картах существует несколько действий, которые вы можете сделать, выбрав ту или иную область игрового поля. В «Агриколе» такие карты тоже были, но их всё же было куда меньше.

 

Рис 1. Примеры областей действий.

 

2. Сами действия теперь нацелены сразу на два обширных направления развития — обустройство пещеры и фермерство.

 

С фермерством всё предельно ясно: вспахиваем поля, огораживаем загоны, засеваем поля, выращиваем животных — всё как раньше. Правда, теперь вспахиваемые территории не обязаны граничить друг с другом. Плюс, добавились дополнительные бонусы за расчищение определённых участков (еда или дикий кабан). Произошли небольшие изменения по содержанию овец (теперь в выпасе вам могут помогать собаки, наличие которых обеспечивает возможность содержания дополнительных барашков). Но в целом всё нам предельно знакомо.

 

Рис 2. Пример игровой ситуации. Две дополнительные собаки позволяют содержать на поле трёх овец.

 

Обустройство пещеры — деятельность, во многом аналогичная вспашке поля. Мы прорубаем в нашей каменной пещере дополнительные ходы и комнаты. В дальнейшем мы их можем развивать, обустраивая комнатами (основная механика по получению улучшений в игре, так как карт простых улучшений и профессий в ней нет) и построив шахты по получению руды и драгоценных камней.

 

Рис 3. Пример сыгранной партии. Как мы видим, пещера обустроена 3-мя дополнительными комнатами для гномов, шахтами и дополнительным улучшением.

 

3. По факту проведения всех действий у игроков стартует фаза урожая (которая теперь, не считая первых ходов, происходит каждый раунд). Сбор урожая теперь бывает либо обычный, либо изменённый. Этот тип определяется по случайно распределённым жетонам урожая в каждом из раундов. В случае, если на данном жетоне оказывается зелёный листок — сбор происходит по стандартным правилам (т.е. мы собираем выращенные агрокультуры, получаем приплод животных). Если же на жетоне изображён вопросительный знак, данные действия и прокорм происходят по изменённым правилам.

 

4. Фаза пропитания по своей идеологии не изменилась. Мы должны прокормить наших рабочих (по 2 еды на голову). Но теперь в еду мы можем превратить практически всё — пшено, овощи, животных, драгоценные камни, золото (даже камни и руду, правда, для этого у ваших гномов должно быть развитое камнеперерабатывающее хозяйство). Для этой конвертации больше не нужно производить специальных улучшений — вы можете сделать это в любой момент времени в фазе прокорма.

 

Если говорить об уникальных особенностях данной игры, то тут можно выделить два нововведения. Апгрейд гномов для походов в экспедицию и упомянутое выше меблирование пещеры.

 

1. Апгрейд гномов. В процессе игры каждый гном может быть «вооружён», причём уровень его военных навыков может варьироваться от 1 до 14. Вооружённый гном может участвовать в экспедициях. Для экспедиций существует карта трофеев, которая позволяет выбрать вещи, которые вы получаете как результат экспедиции. Стоит отметить, что некоторые ресурсы, а именно овощ, корова и дикий кабан (кабана, правда, можно получить, удачно вырубив лес), приобретаются только в экспедиции.

 

 

Рис 4. Фишка гнома с апгрейдом 12-го уровня поставлена на карту экспедиции 4-го уровня.

 

2. Все комбинации по получению очков строятся на улучшении пещер. За определённое количество ресурсов вы можете строить новые помещения, дающие вам различные бонусы — скидки на ресурсы, дополнительные победные очки, особые свойства и т.д.

 

Во что же вся эта красота в итоге вылилась?

 

Оформление

 

1) Качество компонентов

 

Упакована игра просто феноменально. Достаточно крупная увесистая коробка заполнена компонентами до отказа, и по факту их последующей рассортировки так же заполняется аккурат по края. Ни больше, ни меньше. Компоненты извлекаются легко и без брака, игровые поля собраны в тематические стопки и дополнительно скреплены для большей сохранности транспортировки. Сложено вс очень аккуратно и качественно.

 

Рис 5. Первое раскрытие коробки.

  

Рис 6. Компоненты игры и упаковка игровых полей.

  

Рис 7. Руда и драгоценные камни.

 

Сами компоненты тоже сделаны отлично. Огромное количество хорошо детализированных ресурсных фигурок из дерева и пластика (для драгоценных камней и руды).

 

10/10.

 

2) Дизайн компонентов

 

Оформление самих тайлов, игровых полей, карт действий и т.д. очень тематично. Само игровое поле сделано замечательно, с обрисовкой различных приятных мелочей. Стоит отметить, что поле игрока имеет два исполнения — дневное и ночное. Ночное исполнение достаточно спорное. т.к. зачастую символику на нём разглядеть достаточно сложно.

 

Рис 8. Дневное оформление игрового поля.

  

Рис 9. Ночное оформление игрового поля.

 

Оформление самих карт и тайлов улучшения очень удобное и интуитивное. Игра языконезависима, т.к. в случае плохого знакомства с языком нужный набор слов учится за 1-2 партии.

 

Свиньи, коровы, собаки, ослы и овцы сделаны в форме соответствующих животных. Зерно в виде снопов, овощи в виде тыкв, и т.д.  Элементы действительно крупные и они не теряются на столе. Единственным недостатком можно считать, что на игровой карточке не предусмотрено место для хранения заработанных ресурсов, что немного неудобно. Также из-за схожести покраски постоянно путаются коровы и деревья (если их предварительно не разделить). Но лично для меня это мелочи.

 

9,5/10.

  

Механика игры

 

1) Формирование партий

 

Подготовка к партии занимает достаточно длительное время. Даже если все ресурсы предварительно расфасованы и тайлы распределены. Ведь все нужные ресурсы надо выложить в доступной для всех области. Также необходимо выложить на игровую панель все доступные тайлы расширений, каждый из которых выкладывается на конкретную область панели и никуда больше.

 

Рис 10. Партия в разгаре.

 

При этом различные сеттинги для игры с разным количеством игроков выкладываются интуитивно, и время подготовки не усугубляется количеством игроков. Это всегда строго предопределённый промежуток времени, ну, так же, как оно было в «Агриколе».

 

9/10.

 

2) Механика отдельной партии

 

По сравнению с «Агриколой» игра стала проще. Благодаря большому количеству снятых ограничений и новой формуле подсчётов очков в игре осталось заметно меньше напряжения, нежели чем в её старшей сестре. Причин тут несколько. Во-первых, теперь при подсчёте очков отрицательный вклад дают только упущенные виды животных и незастроенные поля. Все животные по очкам стоят абсолютно одинаково, поэтому нет необходимости завести как минимум 3-х коров и 4-х свиней. Можно завести огромное стадо овец и спокойно этим скомпенсировать все остальные животноводческие проблемы. Это тематично, но сильно упрощает стратегию. Игра всё же унаследовала принцип всего по чуть-чуть, но в заметно более щадящем варианте.  Ведь, по большому счёту, можно игнорировать определённые одни аспекты игры (например, экспедиции) и выигрывать, сконцентрировавшись на других.

 

Во-вторых, тайлы действий тоже стали намного дружелюбней, даже если действие, которое вы хотели занять, уже используется, всегда есть множество хороших ходов, которые разовьют ваше хозяйство и помогут завершить игру с хорошим счётом. Кризиса тут не наблюдается.

 

Рис 11. Пример подсчёта очков.

 

Но, как ни крути, игра захватывает. Всё описанное выше не отнимает у игрового процесса факта его продуманности и сбалансированности. Просто игра другая, нежели чем «Агрикола». И многим более щадящий игровой процесс покажется даже предпочтительнее.

 

10/10.

 

3) Реиграбельность

 

А вот в реиграбельности Caverna всё же проигрывает своей прародительнице. Наличие случайных карт профессий и простых улучшений фактически создавало набор стратегий, которые игрок мог применить в своей партии, и игнорирование оных могло привести только к поражению. Здесь же мы имеем фиксированный набор улучшений пещеры, доступный с самого начала (пусть и большой, но стационарный). Как следствие этого, пара-тройка партий сформируют у игрока предпочтения в путях развития в рамках партии, и игра перейдёт в статус аккуратного набивания чуть большего количества очков. Конечно, игрок может сам разнообразить свою игру, пытаясь протестировать ту или иную стратегию, но сама игра этого делать не заставляет.

 

Рис 12. Ключ к реиграбельности Caverna — огромное количество доступных улучшений жилища.

 

Также стоит отметить абсолютно пустой режим соло-игры. В нём мы, фактически, имеем фиксированный пазл, в котором даже карты действий выходят в определённом порядке. Но даже без него соло-режим крайне быстро становится неинтересным. Режим семейной игры также был убран за ненадобностью. Теперь есть только правила ознакомительной партии, которые не отличаются ничем, кроме доступного количества тайлов улучшения пещеры.

 

8/10.

 

Общее впечатление

 

1) Тематичность

 

Игра невероятно тематична. Кроме огромного количества замечательно оформленных фишечек и тайлов, мы имеем целую историю развития фермы с большим количеством урожаев, развитием частного дела и выработкой ресурсов. Игра стала ещё менее условной, нежели чем была «Агрикола».

 

Рис 13. Немалый элемент тематичности — миплы в форме животных.

 

Например, уже озвученная выше специфика начисления баллов позволяет сделать ферму немного специализированной и организовать хозяйство из диких кабанов или овец — это ли не радость?! В целом, от атмосферы не устаёшь, и игра идёт очень динамично (всего полчаса на человека) и весело.

 

10/10.

 

2) Механика игры

 

Лично мне игра понравилась очень. Не смотря на все её упрощения — игра великолепна. Просто это ни в коем случае не замена «Агриколе». Эту другая игра, некая альтернатива, которая может нравиться, а может и нет.  Всем любителям «Агриколы» советую перед покупкой сначала поиграть в данный продукт, чтобы понять, а нужно ли вам это. Игра всё-таки достаточно дорогая. Если же вы незнакомы с «Агриколой» — имеет смысл начать знакомство с фермостроительной серией Уве именно с этой игры. Если захочется чего-то более кризисного и сложного — вы сами придёте к старшей игре.

 

10/10.

 

Сводный итог

 

Опция

Оценка

Весовой показатель

Оформление

Качество компонентов

10

1

Дизайн компонентов

9,5

0,7

Итог

 

9,79

Игровой процесс

Формирование партий (сеттинг,  организация игрового места)

9

1

Механика отдельной партии

10

2

Реиграбельность

8

2

Итог

 

9,00

Личное впечатление

Тематичность

10

1

Механика игры

10

1

Итог

 

10,00

Общий итог

9,39

 


P.S. Целью статьи не было покрыть описание правил игры. Полные правила выложены здесь: http://tesera.ru/game/Caverna_The_Cave_Farmers/.

P.P.S. Больщое спасибо сайту http://boardgamegeek.com за замечательные фотографии, которые я использовал в своей статье. Также моя благодарность магазину http://banzgames.ru/ и лично Евгению, который познакомил меня с этой игрой и сделал эту рецензию возможной.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
GingerBreadMan написал 10 лет назад: #

Отличный обзор

Njuse4ka написала 11 лет назад: #

Большое спасибо за подробный обзор, который я прочитала только что :). Скажите, по прошествии некоторого времени, не утратили ли тезисы о впечатлениях своей актуальности для вас?

Slim_Slam_Snaga написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Агрикола v 2.0., смысл покупки?

PS уже достало читать "не смотря", сделайте что-нибудь

Booky написал 12 лет назад: #

Ну, у кого ещё нет Агриколы, может выбирать между версиями 1 и 2

Corum написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Еще одна настолка, смысл покупки?

Slim_Slam_Snaga написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Вы прям как журналист НТВ:)))

Corum написал 12 лет назад: #

Какой-то вы злой сегодня, настроение плохое?

terjul написала 12 лет назад: #

Ну, если бы она не была такой дорогой, я б взяла ;))

EvOL написал 12 лет назад: # скрыть ответы

не додумывайте. в данном контексте это как предлог не задумывалось.

А смысл покупки я в статье пытался раскрыть - игра другая, это не агрикола. просто потому, что тактика набора очков иная. А что весь антураж похож... Есть кола и пепси. зачем покупать колу, если есть пепси? Но кому-то больше по душе вторая.

Slim_Slam_Snaga написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Вы наверно не пили ни одну, ни вторую;))
Это как эспрессо с капуччино сравнивать)

EvOL написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Рад, что Вы поняли сравнение.Это очень хорошо.

Ровно в этом же ключе можно говорить о сравнении игр сабжа.

Slim_Slam_Snaga написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Окай, в любом случае "knowledge is power".
Спасибо)

EvOL написал 12 лет назад: # скрыть ответы

И Вам спасибо за то что читали и оценили данную статью. Для меня это очень важно. Я это говорю искренне.

Alxndr1978 написал 12 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор (задним числом и за Prosperity тоже); информативно, позволяет составить мнение (в моем случае мнение, правда, категорически не в пользу покупки сабжа, ну дык на то они и фломастеры :-) Пишите еще

Nelud написал 12 лет назад: #

У меня такое же мнение сложилось. Отчёт классный. Очень доходчиво написано, почему НЕ стоит брать эту настолку. :)

gozik написал 12 лет назад: # скрыть ответы

супер обзор, спасибо!

EvOL написал 12 лет назад: #

Спасибо на добром слове :)

AlexFang написал 12 лет назад: # скрыть ответы

А что там с языкозависимостью?

EvOL написал 12 лет назад: #

Да вроде все хорошо.

На картах текста нет. На тайлах строений тексты стандартные аля - вы получаете в конце игры доп. золотую монету за каждый камень/руду ... или вы можете содержать тут столько овец, сколько у вас гномов. Обычно это еще дублируется значками.

Мне тяжело оценить насколько это сложно запомнить человеку с 0 знанием английского, но думаю 1-2 партии. Плюс это не секретные тайлы - всегда можно спросить совета у других игроков.

gozik написал 12 лет назад: #

>Игра языконезависима, т.к. в случае плохого знакомства с языком нужный набор слов учится за 1-2 партии.