С миру по нитке [29.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... | |
С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... |
(Прим. автора — Сегодня мы побеседуем со «Звездой», а именно с Константином Комаровым, начальником игрового отдела и редакции компании.)
Эту и другие фотографии можно найти в официальном инстаграмме «Звезды»: http://instagram.com/zvezdagames
Здравствуйте! Осталось меньше двух суток до момента, когда год Змеи передаст эстафету году Лошади. Скоро все начнут подводить личные итоги 2013 года, строить планы и давать себе обещания на 2014 год. Чем издательства настольных игр хуже? Так каким же был для «Звезды» текущий год?
Год был сложным, но очень интересным. Большое достижение — договорённость с компанией «Дисней» о поставках нашей лицензионной продукции на Запад. Теперь в настольные игры от «Дисней» нашего производства смогут поиграть и там, не говоря уже о сборных моделях. Ещё мы открыли новый цех. Он уже работает на полную мощность. Будет стараться восполнить всё, что не успели в 2013 году. На следующем Дне открытых дверей мы похвастаемся новым цехом и роботизированными установками.
У компании появилась розничная сеть «Город Мастеров». Пока она ещё сравнительно небольшая и насчитывает 4 магазина в Москве и Московской области. Там прежде всего будут появляться новинки. Милости просим!
Прошедшей осенью в Беларуси открылось наше представительство. В этой стране тоже активно развивается настольное сообщество. К сожалению, у наших соседей пока нет крупных конвентов по настольным играм, таких, как «Игрокон» или «Игросфера», зато появляется всё больше клубов и специализированных магазинов, что говорит об оттепели на рынке настольных игр.
Ещё несколько лет назад «Звезда» была известна только как производитель миниатюр и сборных моделей из пластика. К сегодняшнему дню компания успела себя зарекомендовать и на рынке настольных игр, как для детей, так и для взрослых. Какие из осуществлённых в этом году проектов вы можете назвать коммерчески успешными? Какими гордитесь и почему?
Лучшие продажи в этом году показала игра «Эльфийский замок», это полностью наша разработка. Простая логическая настолка до 4 игроков. Механика и компоненты игры сделаны так, что к концу игры поневоле у вас на столе получится разноцветный замок, этим игра, должно быть, и привлекает. В связи со строительством цеха и желанием побыстрее сделать сборные модели «Самолёты» от «Дисней», мы сильно отстали по другим позициям, поэтому говорить о ещё каких-то проектах 2013 года, которыми мы можем гордиться, пока рано. Однако реальные достижения, конечно, есть. У нас оформилась линейка логических игр. Теперь это действительно хороший набор увлекательных игр. На замену «100 000 лет до нашей эры» пришёл целый ряд отличных локализаций: «Андор», «Анк-Морпорк», «Кворриорс», «Спартак», «Ведьмы». С некоторыми из них у нас были проблемы, другие не стали особо успешными, а о третьих ещё рано судить. На следующий год мы запланировали ещё несколько подобных игр, пока ждём заключения договоров с правообладателями.
В январе этого года были опубликованы текущие планы компании: http://tesera.ru/article/zvezda_2013/. Всё ли удалось выпустить? Если не всё, можете назвать причины?
Как мы уже говорили, основная причина — нехватка ресурсов. Пока строили цех, некоторые отделы два раза меняли места дислокации. А когда переезжало производство, работа встала на два месяца. Выпустить удалось далеко не всё. Выпуск игры HotWar состоялся на полгода позже, а игра «Спартак» пришла с опозданием на 5 месяцев. Будем навёрстывать упущенное в следующем году. Много проблем возникает с логистикой и российской таможней. Игру «Андор» не хотели отпускать с таможни почти месяц, мотивируя тем, что, цитирую: «Настольная игра не может весить два килограмма. В коробке есть что-то ещё!»
Можете ли вы назвать три самые продаваемые игры компании?
Это очень просто. Открываем excel-файл и смотрим: «Плоский мир. Анк-Морпорк», «Тачки. Крутые виражи» и «Лови мышей».
Популярна ли в России игра «Плоский мир. Анк-Морпорк»? Как вы считаете, в какой степени на популярность влияет бренд, особенно такой, как Пратчетт или, например, «Властелин колец»? Ждёте ли успеха от «Ведьм»?
Можно не кривя душой сказать, что игра «Плоский мир» именно в России нашла особенно много поклонников. И дело тут не только в бренде. Игра хороша сама по себе, для многих она стала любимой. Конечно, влияет и популярность творчества Пратчетта. У нас есть информация, что эта игра лучше всего продаётся именно в России и Англии.
Видимо, в современном мире без лицензионных продуктов и длинных сериалов уже никак. Уверен, «Анк-Морпорк» вообще многим открыл двери в такой вид развлечений, как настольные игры. Насколько сильно в данном случае было влияние бренда?
Оно очень сильно. Мы вообще сейчас находимся в информационном пространстве из брендов и соответствующих предложений. У игр серии «Плоский мир» есть все шансы на победу — сочетание Пратчетта, колдовской тематики, бьющие наповал иллюстрации и, конечно, семейно-казуальная тематика.
В сообществе посчитали, что цена на русское издание «Спартака» завышена. Помешало ли это продажам игры? И что «Звезда» делает для того, чтобы снизить стоимость своих продуктов для потребителя и поднять качество?
На самом старте продаж игра показала ожидаемые средние результаты. От игры такого формата и тематики не стоит ожидать безумного рывка в начале. Мы делаем ставки на саму игру, на её интересность и реиграбельность. Думаю, что «сарафанное радио» лучше всего расскажет об этой игре. Самая лучшая рекомендация для игры — когда её хвалит твой друг. Ну и, конечно же, мы постарались, чтобы об игре узнали поклонники этого сериала. Да, здесь мы опять имеем дело с брендом.
Сейчас игра набирает обороты, и мы видим, как игроки советуют её друг другу. Во многом популярности игры способствует то, что она на русском, и это открывает для неё новую аудиторию.
Завышенная цена — это, скорее, эффект ложных ожиданий. Я тоже всегда жду, что та или иная игра будет дешевле. При этом совершенно глупо ориентироваться на цены иностранных стоковых магазинов. Они берут у издательств игры огромными тиражами, со значительными скидками и во многом демпингуют. Практически любые продукты там всегда дешевле. Это экономика. Если говорить конкретно про «Спартак», то для него это была максимально низкая цена, которую могла себе позволить компания. Мы сделали всё возможное, чтобы снизить цену. Делать цену на игру ниже — значит, ничего на ней не зарабатывать.
Мы делаем всё то же, что и любое издательство настольных игр: подгадываем время международных тиражей, сражаемся с правообладателями, оптимизируем логистику, ежедневно общаемся с игроками. Это очень обширная тема — можно отдельную статью написать.
Можем ли мы надеяться увидеть на русском языке продолжение кубикового безумия Quarriors?
Пока надежда есть. Но не исключено, что, когда до этого дойдёт, мы выберем и поставим в издательский план актуальную новинку или игру, которую мы и так слишком долго откладываем. Лично я очень хотел бы увидеть продолжение этой истории, тем более что игра очень хорошая.
Михаэль Менцель, известный многим как иллюстратор, отметился дебютом на поприще игрового дизайна. Его кооперативная игра «Андор» пользуется успехом по всему миру и переведена на десять с хвостиком языков. А как поживает игра в России? Может ли российский игрок рассчитывать на русскоязычные дополнения к игре?
Игра хорошо поживает. В неё играют, любят и ждут дополнений. Сейчас «Андор» продаётся вторым тиражом. Будет и третий. Это действительно оригинальная и увлекательная игра с красивыми иллюстрациями и внутренней магией.
Можно смело ждать дополнения. Правда, финальная нота ещё не прозвучала — мы ждём информацию от наших партнёров. А сейчас Новый год, праздники, и все процессы постепенно впадают в кому. Мы очень хотим порадовать наше игровое сообщество дополнением, и не одним. Это вопрос времени. Пока можно сказать, что первое дополнение в России выйдет в расширенной комплектации. Мы планируем включить туда сценарии фанатов игры и провести отдельный конкурс.
Новый цех
«Звезда» активно сотрудничает с клубами настольных игр и высылает бесплатные промо-пакеты своих продуктов. Продолжится ли такая практика в следующем году, и считаете ли вы её эффективной?
Давайте начнём с последнего вопроса. Так логичнее. Безусловно, это эффективно и интересно. Всё зависит от конкретного клуба и самого клубмейкера. Мы общаемся и сотрудничаем с клубами насколько хватает времени и сил. При этом работаем точечно. Если есть интересное предложение — мы его рассматриваем.
В этом году «Звезда» провела несколько экскурсий по своей фабрике. А можно узнать, сколько человек побывали на фабрике в качестве гостей? Планируется ли сделать такие экскурсии доброй традицией?
На следующую осень мы планируем несколько экскурсий. В этом году нашу фабрику посетило более 200 человек, и это довольно внушительная цифра. Мы рассказали о наших планах, показали все этапы производства и создания сборных моделей. Стоит уточнить, что экскурсии были интересны прежде всего моделистам и поклонникам игровой системы Art of Tactic. В следующий раз мы сможем показать уже готовый и полностью функционирующий литейный цех. Кроме того, у нас есть идея, и мы ищем возможность устроить экскурсию (для ограниченного числа гостей) на типографию, делающую наши настольные игры.
Фотографии и мысли гостей:
Недавно «Звезда» набирала желающих поучаствовать в закрытом тестировании настольной игры «Непобедимая армада». Наверное, пока рано спрашивать, но всё же. Можно ли уже сделать выводы об эффективности внешнего тестирования? Планирует ли компания развивать данное направление? И если да, то как?
Тестирование сейчас идёт полным ходом и, насколько я знаю, после праздников должно закончиться. Более подробно о результатах и самом процессе тестирования мы скоро расскажем. В этом более компетентен Антон Хвалько — бренд-менеджер всей линейки Art of Tactic. Пока только самые очевидные выводы: это очень интересно, долго и хлопотно. Но без этого совсем никак. Это не рекламный ход. В такие игры нужно отыгрывать большое количество партий в разном составе. Скорее всего, мы будем развивать это направление. Особых ориентиров нет — хватит и того, что есть сейчас. Собирать вокруг тестирования опытных варгеймеров, вместе играть, вести статистику и обращать внимание на детали. Пока мы только наладили тестирование детских игр в детском саду и школе города Лобни. Нет ничего лучше, чем целевая аудитория и независимая оценка.
Как оказалось, российские игры можно встретить и в Японии: http://tesera.ru/user/Padmasambhava/thought/335434/. Это единичный случай или у «Звезды» есть официальный партнёр в Стране восходящего солнца? Можете назвать места на карте мира, где «Звезда» присутствует официально?
Называть страны мира, в которых мы присутствуем официально, долго. Лучше вкратце объяснить, как выглядит наша дистрибьюторская сеть. Головной офис, как вы знаете, находится в Московской области, г. Лобня. Отсюда идут поставки по всему миру. Непосредственно Лобня отгружает игры во все страны СНГ, кроме Украины и Беларуси, так как в этих странах есть отдельные представительства. Наши официальные дистрибьюторы есть в Австрии, Италии, Англии, США, Японии. Они рассылают нашу продукцию по ближайшим к ним странам. Но это, конечно, прежде всего сборные модели. Что касается настольных игр, то они в основном уходят в Европу и США. Хитами можно назвать игры серии Art of Tactic. Небольшими тиражами продаются логические игры собственной разработки.
В первой половине этого года «Звезда» подписала новое соглашение с компанией «Дисней» и теперь может создавать продукты под маркой Disney и поставлять их на рынки стран не только СНГ (как было раньше), но и Европы, Африки и Ближнего Востока. Первые плоды сотрудничества: наборы миниатюр и игры «Самолёты», «Тачки» и «Мстители». Как их восприняли на Западе?
Помимо перечисленных мест у нас есть права и на продажу в США. На последней выставке в Эссене мы ещё раз убедились, насколько классные модели получились. Они красочные, действительно легко и с удовольствием собираются, и их так приятно держать в руках. А теперь можно в них и поиграть. Устроить такие своеобразные гонки. Конечно, настоящие, опытные настольщики этого не поймут. Ну и пусть! Я сам в детстве мечтал о машине с глазами. А если сухо и конкретно, то модели восприняли на ура, и наш литейный цех не успевает печатать новые литники.
«Дисней» приобрёл «Звёздные войны». В ближайшие годы бренд растолстеет за счёт новых фильмов и сопутствующих продуктов. Ходили слухи о том, что «Звезда» выпустит по Star Wars военно-тактическую игру с миниатюрами. Можем ли мы рассчитывать на это?
Это просто слухи и предположения. У нас в планах нет таких проектов, но если они появятся, то за нами дело не станет.
Игра «Сёгун. Битвы самураев» завоевала премию Origins Awards 2013 в номинации «Лучшая историческая настольная игра». Пользуются ли успехом на Западе другие игры линейки Art of Tactic? Вы планируете продолжить сотрудничество с Ричардом Боргом?
Можно сказать, что пользуются. Нашли своих поклонников как самураи, так и сражения Второй мировой. Среди зарубежных игроков у нас довольно сплочённое сообщество, в рамках которого мы постоянно общаемся. И две игры из этих линеек уже выпускаются только на Запад, минуя Россию и СНГ.
Именно над новым проектом Ричарда Борга мы сейчас и работаем. Пока не можем рассказать о подробностях, но после праздников у всех фанатов Memoir ‘44 будет повод более пристально следить за нашей новостной лентой.
Art of Tactic перекочевала с суши на воду: в следующем году вы выпустите морские сражения «Непобедимая армада» (игровая система The Ships). А есть ли шанс, что AoT захватит и воздух, и мы увидим воздушные сражения между самолётами Первой или Второй мировой войны?
Вы как в воду смотрите. Как только мы разделаемся с «Непобедимой армадой» и «Битвой за Москву», то, наверное, начнём думать над воздушными сражениями. У нас уже есть предварительные намётки.
В январе в Москве пройдёт второй «ИгроКон» — фестиваль настольных игр, который пришёл на смену «Тишинке». Чем вы порадуете гостей фестиваля? Есть ли примерная программа, будут ли сюрпризы?
В небольшом интервью сложно рассказать о всём, что мы задумали. Прежде всего на любом крупном игровом событии посетителей привлекает игротека и возможность сыграть в новинки от той или иной компании. Всё это будет. Мы приготовили несколько турниров, лотерею, подарки за покупки и что-то ещё интересное. Обо всём этом вы узнаете в скором времени.
Можете ли вы пролить свет на планы компании на 2014 год? Ну или хотя бы намекнуть, чего ждать от «Звезды» в будущем? У вас есть замечательная линейка логических игр. Намерены ли вы расширять её и дальше?
В скором времени мы выложим большой пресс-релиз и каталог на 2014 год в формате PDF, который каждый сможет скачать и прочесть через наш облачный сервис «Яндекс.Диск». Вот ссылка: http://yadi.sk/d/--zCkG4ZCrr3e. И, конечно, разместим сообщение об этом.
Большое спасибо за ответы! С наступающим вас Новым годом! И успехов! Хотите ли что-нибудь сказать и пожелать читателям?
Мне кажется, в рамках этого интервью не прозвучали многие вопросы от самих игроков. Иногда их сложно предугадать. Возможно, если у вас они найдутся и будут конструктивны, то я и команда «Звезды» ответим на них.
С Новым Годом, с новыми играми и впечатлениями. Мы желаем вам неподдельного счастья и удовлетворения от игр любой сложности и продолжительности. Всё дело в компании друзей и близких. Особенно в этом году не забывайте про те настолки, которые уж больно давно пылятся на полке и ждут своего часа. Ну а со счастьем и здоровьем у вас не будет проблем — тут и нечего желать. Всё и так сбудется.