-AdRiver-
Ficuss написал 3 минуты назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # А при чем здесь элитарность? Вот вам наглядный пример: Вархмамер Фэнте...
Slim_Slam_Snaga написал 5 минут назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # Стоп. Если я в 2012 году зарабатывал чистыми 150К, то сейчас, чтобы по...
GeniusGray написал 8 минут назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # И да, это я только ЗП сравниваю. Т.е. количество рубликов, получаемых ...
eatoreded написал 9 минут назад к мысли на тему Три минуты о геймдизайне - часть 2: # Все равно лучше поменять картинку,пока Орандж не увидел...
GeniusGray написал 14 минут назад к новости Опрос «Настольные игры сегодня»: # > Либо меняют работу < Иностранные инвестиции из страны уходят, госуд...
Опрос «Настольные игры сегодня»
Масштабное исследование индустрии настольных игр.
С миру по нитке [24.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» осенью 2...
Портал в мир приключений [24.05.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
С миру по нитке [23.05.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...
Голосуем кошельком [23.05.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

Journeyman

1000 дней на «Тесере»: vladdrak

23 июля 2014

Информация

добавить
персоны Влад Чопоров
проекты 1000 дней на «Тесере»
Дата: 23 июля 2014
Оценка пользователей
9.8851
-

Сегодня у нас в гостях vladdrak, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте! 


 

Привет, Влад! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.

 

Привет всем. Родился и живу в Москве. Большую часть трудовой биографии проработал инженером. А последние пять лет занимаюсь настольными играми. Всякими разными способами :) Женат, двое детей — сын и дочь.

 

Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми? 

 

Вот про периоды — это очень точно заданный вопрос. Потому как можно однозначно поделить увлечение настолками на несколько волн. Первый — детский, лет до 10–12. Это, наверное, как у всех. Потом был период с 16–17 лет, когда друг привёл меня в сообщество ролевиков. Там были не только ролевые игры, но и что-то, что можно считать увлечением настолками. Например, именно в этой среде я зимой 1988/89 года впервые играл в «Мафию». Через несколько лет я отошёл от ролевой среды, как раз закончил институт, начал работать. И ещё через несколько лет на работе появился халявный интернет от Сороса, что в итоге привело к знакомству в чате моей игровой компании. Вот с той поры можно исчислять современный период увлечения. До сих пор встречаемся всё той же компанией поиграть в настолки. Начиналось все с RPG, вспоминается, что в московской «Саргоне» был приятный сервис — они выдавали на компанию приключенческий модуль, который за день можно пройти. А от RPG и ККИ постепенно интерес сместился в сторону настолок. Кроме клубов — «Саргоны», «Портала», чуть позже появившегося «Лабиринта», — было ещё одно ценное для настольщика место — отдел на втором этаже «Детского мира» напротив отдела моделей. Как-то на рубеже веков было такое распространённое мнение, что мир настольных игр — это на 80-90% FFG и «Визарды». А в «Детском мире» в основном были немецкие игры. За давностью лет боюсь ошибиться, но вроде там были «Равенсбургер» и «Космос». Что в общем способствовало выпрямлению моего взгляда на то, какие игры бывают :) Да, а самое яркое впечатление начала периода оставили, разумеется, «Колонизаторы».

 

Ну и ещё один период стоит считать начавшимся в прошлом году. Это появившаяся в Москве студия «Случайное место» и появившаяся в Интернете гильдия ГРАНИ. Т.е. места, где можно не просто поиграть, но и обсудить вопросы геймдизайна. Из-за рабочего графика, к сожалению, я никак не попадаю в последнее время в студию. Тем острее ощущаю, как мне её не хватает :)

 

Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?

 

Про клубы как раз ответил в конце предыдущего ответа. Увы, пока никак не получается, хотя и хочется. Так что в настоящее время большая часть партий проходит дома. Или дома у друзей. Опровергаю Некрасова, который в шутливом стихотворении утверждал, что в таких играх смысла нет.

 

Можешь рассказать поподробнее про клуб «Случайное место». Сколько человек регулярно его посещают, какова стандартная программа дня (если она есть), ты чаще приходил поиграть во что-то или тестировать разработки (свои или друзей)?

 

Более корректно было бы у организаторов спрашивать. Но постараюсь ответить. В случае чего меня в комментариях поправят. Это районный досуговый центр с расписанием занятий. И встречи клуба — это занятия в помещении шахматно-шашечного клуба в дни, свободные от шахматистов. Хотя сейчас там стопка игр намного больше, чем запас шахматных досок :) Обычно встречи бывают два раза в неделю. Один раз больше под тестирование разработок, второй — под партии в изданные игры. Но жёсткого диктата нет, и тогда, и тогда можно и то, и то. И по факту похоже, что я больше тестировал, чем играл. Но не суть. Соседняя комната — детская студия то ли рисования, то ли лепки, т.ч. можно сказать, что там атмосфера такая: что тестировать, что играть в компании людей, увлечённых геймдизайном — всё равно учиться чему-то новому :) Конечно, доля шутки в этой фразе есть, но не такая уж и большая.

 

Как сейчас на твой взгляд обстоят дела с настольными играми в Москве? Ощущается ли приток новых игроков или число практически не меняется? Насколько тебе самому удаётся привлекать кого-то к своему хобби? Какие игры ты для этого используешь?

 

Я совсем забыл, отвечая на первый вопрос, сказать о своей работе. Я же в начале года активно искал новую работу. И хотелось, чтобы она была связана с настолками. В общем, сейчас я работаю руководителем отдела аренды «Мосигры». И до этой работы я бы сказал, что приток не ощущается. Но за те несколько месяцев моей работы в аренде поток людей, которые пользуются этой услугой, вырос раза в два. Не склонен переоценивать свои таланты и приписывать это достижение исключительно себе, думаю, что дело как раз в появлении новых людей в хобби. Ну и соответственно, у меня нет каких-то игр, которыми я подсаживаю, я просто помогаю людям подобрать игру под их желания.

 

День города 2008, игротека на Гоголевском бульваре. Максим Трофименко был одним из организаторов этой игротеки.

 

Ты руководишь отделом аренды игр в «Мосигре». Можешь рассказать об этой услуге подробнее: где находится отдел (насколько я слышал, это в одном из московских магазинов), какой контингент приходит к вам, как часто люди приходят во второй раз, какие игры самые востребованные? Как считаешь, почему конкуренты «Мосигры» (тот же МХ) не перенимают опыт по аренде игр?

 

Отдел расположен при магазине «Мосигры» у метро «Парк Культуры». Игры выдаются под залог стоимости игры без какой-либо дополнительной платы сроком до 2 недель. И есть такие, что возвращают одно и берут что-то новое, есть интересующиеся играми посерьёзней. Но основной контингент — это казуалы, молодёжь где-то 22–25 лет, т.е. старшекурсники и молодые специалисты, которые берут игры под намечающиеся у них дружеские вечеринки. Поэтому ТОП-3 наиболее популярных игр — это «Имаджинариум», «Шакал» и «Активити»-«Элиас»-«Крокодил».

 

Издатели часто жалуются, что игры приносят прибыли заметно меньше других бизнесов, даже если не включать в сравнение торговлю наркотиками или оружием. Вот и я, пока писал ответы на вопросы, узнал, что отдел аренды сокращается. Т.е. сама аренда останется, но заниматься ей будут продавцы магазина. А отдельное подразделение, которое должно было развивать это направление, признано нерентабельным. Моя же судьба пока не очень понятна. Увы, есть вероятность, что я опять начну искать работу, связанную с настольными играми.

 

Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения? Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика? На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры? Какова сейчас пятёрка самых играемых/любимых игр?

 

А меняются ли вообще вкусы? Я до сих пор помню первую компьютерную игру, в которую играл, «Континент» на ЕС. На планете размером в 80х25 символов надо было развивать своё государство и выносить соперников. И именно с такого старта я потом подсел на «Циву». Вот так и с настолками. Впечатлившись на заре «Колонизаторами», я до сих пор большой поклонник Евроигр. Чтобы развиваться, чувствовать себя сильнее с каждым ходом, да ещё чтобы были разные способы развития. И был разумный баланс расчёта и случайности.

 

При выборе, наверно, действуют три фактора. Насколько игра показалась интересной мне, найду ли я с кем играть, что об игре говорят в настольном мире.

 

Любовь — дело интимное :) А по примеру других игроков я стал вести в последние годы статистику сыгранных партий, поэтому самые играемые игры назову без проблем. Хотя подборка получается странной:

  1. «Эрудит». (Пожалуй, самая моя любимая игра из неЕвро.)
  2. «Руммикуб».
  3. «Нейрошима».
  4. «Крагморта». (От статистики никуда не уйти, но она мне не очень нравится.)
  5. (Внезапно!) «За тридевять земель». Как раз в июне прошли одной игровой компанией за несколько приёмов все приключения. Боёвка очень слабая, способности персонажей выглядят неравноценными, зато сами приключения получаются интересными.

Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?

 

Каждый день начинаю с захода на «Тесеру» и Настолкоблог Тапилина. Ничего не пропускаю из «Настолкомании». Читаю группу «Настолки» в ЖЖ. И вышеупомянутую группу ГРАНИ в ВК. 

 

Так, чтобы до конца чьё-то мнение было для меня определяющим, да ни за что :) Я предпочту прочесть несколько разных мнений и на их основании сделать какой-то вывод об игре. Но если надо выбирать только из одного мнения — то прислушаюсь к предыдущему юбиляру Максу.

 

Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь? 

 

Я надеюсь, что под «таинственной игрой про паровозики» скрывается игра с рабочим названием «Восточный экспресс», чей выход был анонсирован ещё в прошлом январе. Я играл в прототип и хочу всё-таки увидеть её изданной.

 

И «Ведьмак» выглядит интересным. Не то, чтобы жду выхода, но новости про него был бы рад почитать.

 

Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?

 

Вони працюють. И я всегда защищаю издателей от необоснованных нападок, когда РРЦ на локализацию сравнивают с забугорной ценой со скидкой и без стоимости доставки. Хотя нельзя и закрывать глаза на имеющиеся недостатки. Думаю, все они сводятся к двум причинам — недостатку технологий и всеобщему раздолбайству. И если поговорить со (специально что-то наиболее далёкое придумываю) специалистом по полочкам в ванную, то в описании ситуации там мы увидим много знакомого.

 

Я отвлекусь, расскажу притчу. Появилась в Благовещенске китайская курятина в два раза дешевле родной благовещенской. Все радостно перешли на поедание импорта. На следующий день после того, как обанкротилась последняя птицефабрика под Благовещенском, китайская курятина подорожала в три раза. Эту притчу надо помнить, ругая локализаторов.

 

Но последняя купленная локализация — «Восьмиминутная империя» — имеет традиционное слегка волнистое поле.

 

Хоть я и не очень знаю иностранные языки, незнание играть мне не мешает. Поэтому мой список из тех соображений, чтобы увеличить число любителей настолок:

  • «Кремлин» или хотя бы «Гильотину».
  • «Пуэрто-Рико» и «Сан-Хуан».
  • «Вич Брю».
  • «Кэш'н'Ганз».
  • «Блю Мун» (и переиздать когда-то локализованный «Блю Мун Сити»).
  • ПичКар (пусть критики локализаторов закажут эту игру оттуда, с учётом её веса:)).
  • «Фэйри Тэйл».
  • Ну и т.д., и т.п.

Ты был на «Игроконе». Расскажи о своих впечатлениях, чего ожидал от мероприятия и насколько твои ожидания оправдались? 

 

О, я опять поделюсь историей про свою гениальность! :D Больше всего я от «Игрокона» ждал чемпионата по «Просто гениально». Он не состоялся, потому что на турнир записался только один участник — я.

 

А вообще, выступлю поганым настолко-нацистом и выскажу мнение, что кону не хватает сегрегации. Надо посетителей как масонов делить на ступени посвящения. Потому как подавляющей части нужны игротеки и продажа игр со скидкой, и всё. Но эти посетители занимают всё пространство. И даже если будет помещение в несколько раз больше «8 колонн» — опять всё займут. Может вводить уровни допуска — тут играют казуалы, дальше зал, где можно поиграть в гиковские игры, ещё дальше пусть будет конкурс разработчиков. И так до последней комнаты, где директора издательств за партией в «Твилайт Страгл» разыгрывают, кто получит право локализовать какую-то конкретную игру :)

 

Это я по мотивам «Игрокона» годичной давности. Когда была лекция Тапилина, я был на «Игроконе», но и Тапилин не дождался слушателей, и я не услышал, что будет вот такая лекция, которую при лучшей организации ни за что бы не пропустил.

 

 2007 год, первый чемпионат России по «Манчкину», первый отборочный тур. Влад — четвёртый справа.



В последние пару лет прошло немало конкурсов разработчиков настольных игр, как ты к ним относишься? Насколько это нужное начинание и способно ли оно на твой взгляд ощутимо стимулировать наших разработчиков? Чего на твой взгляд больше всего не хватает отечественным разработчикам для создания игр мирового уровня?

 

Самое главное, чего не хватает конкурсам — это выхлопа. Самый первый конкурс, организованный «Мосигрой» с участием представителей почти всех издательств в 2011 году, был именно тем и хорош. Что, во-первых, сидела компания опытных людей и давала свою развёрнутую экспертную оценку каждой игре, а во-вторых, что из 40 представленных игр очень многие перешли в статус изданных. В первую очередь это «Септикон». А следствием — игры, выпущенные позже сложившимся за время выпуска «Септикона» дуэтом Константина и Тимофея. Мои «Гномы». И за давностью лет боюсь ошибиться, какие именно, но ещё 1-2-3 игры из представленных были выпущены. Т.е. где-то каждая десятая игра с конкурса оказалась изданной. Что выделяет этот конкурс на фоне статистики «1 из 200 игр отечественных авторов издаётся» и при сравнении с 0 игр, изданных с других конкурсов.

 

Вторая, связанная с первой и всем сказанным про издателей, проблема — ёмкость рынка. Издатель не готов рисковать, а готов выпускать только то, что по его мнению отобьётся. Как следствие, «Космонавты» издаются в Португалии, а у нас локализовываются. Ну или такой пример — «Квиркл» в ТОП-100 BGG как абстрактная и как семейная игра. Но если бы автор у нас пришёл с такой игрой к издателю — шансов на издание у неё не было бы. Наш издатель хочет атмосферу :) Или... Не, ну такие примеры можно приводить бесконечно :)

 

Сам же конкурс на «Игроконе» очень понравился. В первую очередь общением с другими авторами и с членами жюри. Я так полагаю, что мы все друг другу по представленным играм дали большое количество идей по улучшениям (да, похоже это самое полезное в конкурсах). При активном участии одного из членов жюри Алексея «Людофан» Сапонова моя игра «13 пятилетка» с внесёнными в правила изменениями была на рассмотрении одного из отечественных издателей, но на данный момент ответа от издателя по дальнейшим планам по моему проекту нет.

 

Ну а в целом про конкурсы — я считаю, что дело это нужное. И они должны проходить. Пусть даже и без изданных по результатам игр. 

 

Зимний «Игрокон», конкурс разработчиков

 

Ты являешься разработчиком игр и даже дождался выхода своей игры «Шустрые гномы», как ты ступил на этот путь, какие препятствия пришлось преодолеть, каковы дальнейшие планы? Когда появятся новые разработки и какими они будут?

 

Я несколько лет назад на «Тесере» рассказывал, как ступил на путь. Но это было в комментариях, т.ч. стоит повторить. Всё было как-то очень легко и просто. В 2002 году придумал несколько игр, в 2003 задумался, а почему бы не предложить их издателям. Пошёл в магазин игрушек, запомнил номер телефона с коробки игры компании, наиболее представленной в магазине. Вернулся домой и позвонил. Ответили: «Это отдел оптовых продаж, вот вам телефон, куда с новыми играми звонить». Договорился о встрече, подъехал. Две игры понравились, ещё три месяца крутили разные варианты правил, потом подписали договор.

 

Издательство звалось «Астрель-геймс», главный редактор, который отобрал две игры — Борисенко. А редакторы, которые выпускали игры — они и до сих пор выпускают игры, но в другом издательстве — это Вера Серпова и Николай Пегасов. Немного жалею о том, что из-за случившихся у меня тогда проблем не продолжил общение с издательством. Но это уже не изменить.

 

Так что никаких препятствий :) Поэтому в планах продолжать. Правда, приходится соизмерять желания с реальностью. Не на «Тесере» хвастаться, но после «Гномов» моя фамилия фигурирует в качестве соавтора в игре «Крокодил. Большая вечеринка». И ещё несколько похожих игр в этом году выйдет. А так, из того, над чем хочется работать, я сильно переделал «Главного по настолочкам», которого ругали за обилие подсчётов. Теперь все подсчёты выкинуты. И в результате получилась совсем другая игра. Скорее, детская. Её даже удалось потестировать в «Случайном месте». Осталось только написать правила. И ждать отзывов коллег по ГРАНИ.

 

Есть ли информация о продажах «Шустрых гномов»? Вообще происходит ли какое-то общение с представителями «Мосигры»?

 

Общение путём переписки по электронной почте. Да, раз в договоре указана выплата роялти, то они информируют меня о количестве проданных экземпляров. Если я правильно понимаю, то пункт о конфиденциальности запрещает мне прямо называть цифры. Поэтому сформулирую так: игра — типичный середняк по продажам, объёмы продаж далеки от хитов, но и провалом издание не является, прибыль приносит.

 

С какой целью ты заходишь на «Тесеру»? Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе? Сейчас появилась информация, что планируется запуск «Тесеры 2.0», что бы ты обязательно хотел увидеть в новой версии? На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?

 

Я, если так можно сказать, инфоголик. Я хожу поглощать информацию. И вот как-то сейчас чувствую, что мне её не хватает.

 

В новой версии? Блекджека? :) А если серьёзно, то меня вполне устраивает 1.0, разве что немного допилить. Не хватает дат у заметок в личных дневниках, не хватает поиска игры по совокупности характеристик, как расширенный поиск на BGG. Может, что-то надо для борьбы с флудерастами, но меня они не очень напрягают, т.ч. это пусть другие советуют.

 

Ну и также по поводу новичков — если кто-то ходит обижаться, то пусть будет спокоен — обидят. А если человек приходит за информацией, то, думаю, его традиционные тесеровские флуды не должны сбить с пути истинного.
 

 

Ты ведёшь рубрику «Игры-История-Культура». Расскажи про неё: с какой целью она создавалась, как развивалась? Уже давно нет новых публикаций, с чем это связано? 

 

Как обычно, начиналось оно всё просто. Попались на глаза дневники царской семьи, сидел, читал, стал обращать внимание на упоминания настолок. Потом собрал все эти упоминания в кучу, стал к упомянутым играм искать правила. Не ко всем даже смог найти на русском, пришлось переводить. Получился симпатичный материал, отнявший много времени. Захотелось поделиться, выложил на «Тесеру». Тимофей «Че» Бокарёв предложил мне писать регулярно. Я подумал, что за годы увлечения узнал много занятных историй про настолки, почему бы и не поделиться. Но этого «много» хватило где-то только на 20 первых выпусков. Потом темы приходилось искать. И вот поэтому давно нет ничего нового. Больше 60 статей написал, очень трудно что-то ещё придумать. Но если вдруг что на глаза попадётся (а глаза я держу открытыми, вон, выглядел мероприятие в музее Дарвина, о котором в дневниках написал), то новую статью напишу.

 

Студия «Случайное место» зимой организовала для меня лекцию по истории настольных игр, сижу — рассказываю

 

Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?

 

Как-то настолки так затягивают, что становятся и работой, и хобби, и хлебом, и зрелищами... :) Вытесняя всё остальное :)

 

Как понятно из вышесказанного, книги люблю. И не только читать, но и лет 10–15 назад и сам писал, несколько рассказов попали в сборники фантастики, что-то из моего лежит у Машкова и на РУСФе. Как и с проектом на «Тесере», пока не тороплюсь заносить увлечение в бывшее, может, и опять когда-нибудь начну писать.

 

Не говорил бы о себе, как о знатоке истории, просто отметил бы, как частный случай любви к чтению, и любовь к чтению исторических трудов.

 

Из компьютерных игр последней, в которую зарубался, забывая про часы, была третья «Цива». А так, поигрываю в пару онлайн-игр, в последнее время умеренно увлёкся «Херстоуном», захожу ежедневные задания выполнять. Ну и раз в пару недель бываю на «Хэппимиплах», чтобы рейтинг не падал и я сильно от Константина «Валенокса» не отставал бы. Он там номер один среди игроков из России.

 

Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к тесеровцам.

 

Ох, все люди такие разные. Трудно что-то придумать для всех, кроме классического: счастья (настольного и личного) каждому, и пусть никто не уйдёт обиженным.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
PitCher написал 3 года назад: #

Человек, статьи которого всегда очень интересно читать. Спасибо вам, Влад.

NeviPerenni написал 3 года назад: #

Какие амечательные тысячники на Тесере! Влад, спасибо за множество интересных статей и интересные сражения на настольных полях )

vladimirs написал 3 года назад: #

С Юбилеем!

Oldman написал 3 года назад: #

Дядька, больше экскурсов в историю!!!))))))

SkyRover написал 3 года назад: #

"... и пусть никто не уйдёт обиженным."
Браво!

Поздравляю! Удачи и всяческих успехов!