-AdRiver-
eatoreded написал час назад к игре Настольные игрища №5: # Классный проект, с правильной компанией точно не провалится! И The Mys...
igelkott написал полтора часа назад к мысли на тему Spiel Portugal 2018: # Обычно у них только одна никому не известная игра, а тут аж две. А воо...
wyrtt написал 2 часа назад к игре Настольные игрища №5: # Смысл игры в том, что тебе нужно знать только свои правила. Нет нужды...
vpupkin написал 3 часа назад к статье Faeria – необычная цифровая CCG: # Не нужно придумывать. Они отлично продолжали развивать игру во время ф...
Justik написал 3 часа назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Вы можете атаковать любым героем или существом, которое было под вашим...
С миру по нитке [21.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World в авг...
«Бестиарий Сигиллума. Коллекционное издание»
На CrowdRepublic стартовал сбор средств на коллекционное издание «Бестиария Сиги...
Портал в мир приключений [19.07.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Н...
Голосуем кошельком [18.07.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [17.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Геменот» написал...

Greensign

Почерк геймдизайнера: Дональд Ваккарино

30 октября 2014

Информация

добавить
персоны Donald X. Vaccarino
Дата: 30 октября 2014
Оценка пользователей
8.0032
-

У Дональда Ваккарино невероятно много общего с Призраком коммунизма. Судите сами. Его никто не видел, но все о нём слышали. Бродит по Европе, начал проникать в людские умы из сумрачной Германии. У него появилось множество подражателей, некоторые говорят, что он принёс с собой революцию.

 

Шутки в сторону, давайте о деле. Дональд Ваккарино для большинства из нас — автор одной игры, бессмертного Dominion. Что есть у него в портфолио ещё? Я лично знаком с двумя другими играми мастера, любопытным выставлением домиков Kingdom Builder и заурядной гонкой за деньгами Infiltration. Для анализа стиля разработчика этого мало, поэтому при написании этих статей я ознакомился ещё с несколькими играми Ваккарино заочно: выкладыванием страшилищ из тайлов Monster Factory, драфтом а-ля 7 Wonders с триггерами Greed, строительством Машины Судного дня на механике ролей Puerto RicoNefarious — и попыткой сделать свой Munchkin с героями-калеками, Gaunlet of Fools.

 

Учтя критику к предыдущим статьям конкурса, я организую текст следующим образом: каждый следующий блок будет характеризовать не этап в творчестве автора или разбор серии игр, а некий приём, общий для нескольких настолок (лучше всего, трёх и более), или заметную особенность, объединяющую игры.

 

 

Критики до сих пор спорят, повлиял ли на успех Kingdom Builder ажиотаж вокруг Dominion

 

Досчитаем до одного

 

У Мэтта Ликока любимое число — «4». У Дональда Ваккарино это «1». Судите сами. В Dominion у вас 1 действие, 1 покупка каждый ход. В Kingdom Builder игрок тянет ровно одну карту местности из большой колоды и обязан ставить домики именно на выпавшем ландшафте. В Monster Faсtory в ход играется один тайл, в Greed — выставляется одна карта, в Infiltration и Nefarious — одно действие с руки. Геймдизайнер решил так сознательно, посмотрим на похожие игры. В Goblins за раунд к роботу приставляется 5 тайлов (хотя это игра о другом, и не такая детская, как Monster Factory). В Terra Mystica, где такие же домики, как в Kingdom Builder, всегда можно построиться на любой местности, лишь бы лопат хватало (хотя игра тоже о другом). Про дальнейшие эксперименты с декбилдингом и вовсе умалчиваю. Дональд Ваккарино сознательно решил уменьшить число доступных действий. Но уменьшил ли он простор для решений? Отнюдь. В Dominion можно строить длинные цепочки действий, правильно собрав колоду. В Kingdom Builder — строиться в любом конце поля при грамотной расстановке, а также играть действия зданий на поле. В Infiltration и Nefarious по сыгранным противниками картами и по порядку хода можно строить планы на ход-два вперёд. В Monster Factory можно ставить тайлы противникам, усложняя строительство монстров, и получать бонусный ход за достроенную зверюшку. Передвижение ИЛИ действие, карты в руку ИЛИ сыгранный эффект, там где Кори Коничка разделит ход на фазы и позволит вам сделать всё, что пожелаете, Дональд Ваккарино заставит растянуть этот процесс на пару ходов.

 

Резюме: «правило одного» в играх Дональда Ваккарино несколько ограничивает игрока в данный конкретный ход и заставляет его строить длинные комбинации. Таким образом, в своих играх Ваккарино заставляет нас думать больше о стратегии, чем о тактике.

 

 

Выбирай: или бежать, или отмычкой ковыряться

 

Меняем правила игры

 

Условия каждой партии будут отличаться от остальных, скорее всего, значительно. Вторая «фишка» Дональда Ваккарино — это любовь к случайным эффектам, влияющим на ход всей партии. В Nefarious это эффекты двух карт, которые достаются в начале игры из колоды твистов. В Gaunlet of Fools — набор недостатков, которые герои сами друг другу раздадут перед, собственно, приключением. В Dominion это выбранные стопки действий. В Kingdom Buider Ваккарино возводит данный принцип в абсолют, совершая настоящий подвиг геймдизайна: в этой игре принцип определения победителя выбирается случайным образом перед партией (серьёзно, я не помню других достойных игр с этой механикой во главе угла). Вы скажете: «Ну и что, во многих играх есть рандомная расстановка». Я скажу: «Да, во многих, но не во всех». Но в играх Ваккарино такой приём встречается очень часто и влияет на игру очень сильно. От выпавших карт действий может серьёзно зависеть стиль игры, недаром в Dominion рекомендуют несколько готовых раскладов.

 

Резюме: Дональд Ваккарино обеспечивает реиграбельность своих игр за счёт случайно генерируемых правил, явно или неявно (расклад карт в Dominion, порядок комнат в Infiltration) влияющих на процесс с самого начала игры. Как правило, эти случайные правила — открытая для игроков информация, никаких «подарков судьбы», как во Fluxx и прочих филлерах. Умение «понять расклад» в играх от Ваккарино — один из ключевых навыков хорошего игрока.

 

 

Убить дракона, стоя на одной ноге и жонглируя мячиком? Берусь.

 

По дороге к победе

 

В играх Ваккарино побеждает тот, кто наберёт больше всех победных очков (денег, как вариант), причём число этих очков в конце партии обычно составляет несколько десятков на игрока. Не то чтобы это уникально для Ваккарино, наверное, больше половины настольных игр так или иначе увлекают нас подсчётом очков. Но всё же и здесь есть градации. В Runewars победные очки — руны, редки и ценны, их трудно найти и трудно оберегать. В филлерах и логических играх (например, Can’t Stop) иногда счёт идёт до 3–5 очков, иногда даже ещё меньше. В случае с Ваккарино будьте уверены, скорее всего, вы будете всю игру собирать карты (Dominion, Gaunlet of Fools), жетончики (Infiltration, Greed), или же все ваши достижения просто оценятся в конце игры (Kingdom Builder, Monster Factory), причём источников очков будет много. Не то, чтобы очень характерная деталь в почерке автора, но у него просто нет игр, в которых к концу партии счёт не выглядел бы примерно так: 53-42-41-38. Я бы упомянул ещё про «ком ресурсов» (деньги делают ещё большие деньги), но у Дональда достаточно игр, в которые развитие довольно линейно.

 

Резюме: Ваккарино стремится создавать игры, в которых приблизиться к победе можно разными методами (три карты условий в Kingdom Builder, разные карты победных очков в Dominion и т.д.), поэтому он выбрал для всех своих игр механику с получением победных очков. Чаще всего в его играх число этих очков — закрытая информация, но обычно игроки могут прикинуть лидера по ситуации за столом.

 

 

За красивые глазки этот монстр получит больше победных очков. Серьёзно.

 

Мы пойдём другим путём

 

Минимум в трёх играх от Ваккарино видно попытку взять популярную, но растиражированную механику и развить её в неизвестном доселе направлении. В Dominion автору это удалось блестяще, колодостроение MTG и других CCG с успехом было втиснуто в сам игровой процесс. Здесь я умолкну, и без меня тут копья ломали. Лучше проанализировать заимствования в других его играх. В Gaunlet of Fools видна настойчивая мотивация получить «свой «Манчкин», только круче», задорные и бредовые путешествия в подземелья, боёвка на кубике. Только карты проклятий не с руки играются, а распределяются между персонажами перед походом в подземелье. С таким же хихиканьем. Получилось не то чтобы очень классно, судя по отзывам. Всё самое весёлое происходит до самой партии, когда игроки весело навешивают на персонажей всё новые и новые эффекты. В итоге герои идут в поход кто с завязанными глазами, кто прыгая на одной ноге, а кто и без меча. И начинается скука. Из хода в ход все по очереди «приключаются» (сиречь, просто выполняют эффект случайной карты). И так пока все герои не помрут. Вынести всю социалку за пределы игры было, пожалуй, ошибочным решением. В Greed ситуация ещё печальнее. Перед нами почти неприкрытый клон 7 Wonders. Драфт, значки ресурсов, одна карта в ход, передаём — всё на месте. Из нового — только разнообразные триггеры и накопление денёжек на зданиях. Слабенько, ой слабенько для тебя, Дональд.

 

Резюме: что это? Эпигонство? Попытки выехать на популярных механиках? Творческий кризис? Дональд любит взять другую игру и сделать из неё «другую». Но получилось у него это только один раз. Из действительно оригинальных игр я могу отметить только Kingdom Builder (но и здесь, я уверен, мне просто не хватает знаний о еврогеймах).

 

 

Жадность. Хорошее название для игры-клона.

 

В сухом остатке

 

Ваккарино — невероятно разноплановый автор. У него в портфолио есть как махровое евро с разноцветными домиками, так и дичайший америтреш с бросками кубов и механикой take that. В целом, его игры достаточно быстро осваиваются после первой партии, хотя для Dominion правило easy to learn, hard to master верно как никогда. Детская игра в портфолио тоже есть, да ещё с выставлением тайлов, вещью для Ваккарино более нигде не характерной. До Райнера Книции Дональду далеко, но в попытках сделать копию популярной игры он замечен всё же был. Уникальный продукт для рынка тоже имеется (подобных Kingdom Builder я не знаю, могу ошибиться). Странная ситуация. Игр у геймдизайнера немного, каждая — непохожа на другую. Неудивительно, что до сих пор ходит по Интернету байка, дескать, Дональд Ваккарино — псевдоним, бренд, под которым трудятся другие авторы. Называли разных, от безымянных «негров» до Бруно Файдутти. Я полагаю, что хотя бы частично эта история — правда, уж слишком разные игры выходят у дяди Дональда, да и такой феноменальный успех с первой же игрой слишком невероятен для безвестного автора. Однако, чем бы ни кончилась эта тёмная история, порадуемся за талантливого разработчика. Не каждому геймдизайнеру удаётся открыть новое направление творчества. И ещё меньше тех авторов, кто решили в итоге бросить насиженный бренд и создавать что-то совсем другое.

Ваккарино ещё и филлеры делать умеет. Нет, что-то тут нечисто, точно «негры» постарались...

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
igelkott написал 3 года назад: #

Про "правило одного" забавно получилось, просто Ив Кляйн геймдизайна:)
Про Monster Factory первый раз слышу, и даже с детьми в нее, наверное, уже поздновато играть, но выглядит отлично!

ThunderWolf написал 3 года назад: # скрыть ответы

рандомная расстановка в начале партии встречается сплошь и рядом. Труднее вспомнить игру, в которой дебют строго детерминирован. Ну, хорошо, допустим Ваккарино использует ее во всех своих играх (хотя мне кажется, что это следствие того, что он разрабатывает евро). Но вот следующее утверждение вообще ни в какие ворота. На вскидку такое же распределение очков в SmallWorld. В TicketToRide вообще очки распределяются от 90 до 250. Только что это доказывает? В том же доминионе способ приобретения очков один - покупка провинций. А как их приобретать - это уже вопрос тактики. Так что как-то не клеется.

"Мы пойдем другим путем... Greed неприкрытый клон 7Wanders" И где тут другой путь?

Greensign написал 3 года назад: #

Тут не просто рандомная расстановка. Ну и что, что космос будет в Эклипсе разный, растения все равно будут эксплорить, коричневые ребята дружить с древними и так далее, этот рандом не такой сильный, как предлагает Ваккарино.

Расклад с кучей атак, но без карт на +действия или же расклад на карточный движок — большая разница, очень большая.

Про победные очки — ничего не доказывает, я просто отметил, что Ваккарино не делает по-другому. Хотя по-другому можно. Теоретически.

Tanion написал 3 года назад: #

Не согласен, указанная фишка автора - не случайная расстановка, это именно изменение правил игры, особенно отчетливое в Kingdoms Builder.

Что-же касается единой стратегии и тактики в Доминионе - ни разу не согласен: стратегия это к какому набору карт стремится, тактика - как разыграть пришедшие на руку карты. И именно стратегии в Доминионе реально разные, как правило по несколько конкурентных на расклад.

К слову сказать - приобретение провинций, отнюдь не единственный способ набора очков.

PS Извиняюсь за критику, просто зацепило.

Tanion написал 3 года назад: #

Отличная статья, имхо верно помеченные особенности, в первую очередь - уникальный для каждой игры набор правил.

Graywind написал 3 года назад: # скрыть ответы

"В играх Конички побеждает тот, кто наберёт больше всех победных очков (денег, как вариант), причём число этих очков в конце партии обычно составляет несколько десятков на игрока..."

Опечатка из-за прочтения предыдущей статьи? Ваккарино, конечно же, имелся в виду.

Greensign написал 3 года назад: #

Опечатка конечно ) Наверное, стоило уменьшить темпы и писать медленнее, но других свободных дней у меня может и не быть.

oranged написал 3 года назад: # скрыть ответы

Забыли принцип, которого Дональд пытается придерживаться: никаких прямых атак — всех или никого. Он не любит переговоры/мольбы и пр. за столом.

Greensign написал 3 года назад: #

А как же выставление тайла противнику в Monster Factory? А как же take that в Gaunlet of Fools? Это точно прямые атаки.