-AdRiver-
Mathias написал 4 минуты назад к игре Настоящих буйных мало...: # "Если хочешь иметь хороших друзей, ищи их среди тех, с кем ты постигае...
Ilych написал 5 минут назад к игре Улей: # Муравей может куда угодно перебежать. Кроме канавок без доступа. Скача...
Ficuss написал 8 минут назад к игре Настоящих буйных мало...: # У Спуни есть шикарный обзор на еще один треш времен "satanic panic" (к...
Sakoleg написал 8 минут назад к игре Улей: # Товарищи, не очень понял что в правилах передвижения муравья означает ...
Ilych написал 18 минут назад к игре Настоящих буйных мало...: # А кст. Где Огро? Я уже скучаю по нему. Не так сильно как по Найнайсу н...
Обзорная башня [16.07.2018]
В этом выпуске: статья про то, чему разработчики могут научиться, разбирая «Серп...
«Владыки Эллады» на CrowdRepublic
Динамичная настольная игра в жанре технофэнтези.
Может ли смерть умереть?
Российская настольная общественность ещё только отходит от краудфандинга на изда...
Предзаказ на дополнения к «Кромешной тьме»
Ещё 4 дополнения для поклонников игры «Кромешная тьма». 
С миру по нитке [13.07.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...

IvTuzovsky

Не так страшно чудище, как его победитель...

Обзор цифровой реализации «Ведьмака», 13 декабря 2014

Информация

добавить
игры The Witcher: Adventure Game
проекты Цифровой формат
Дата: 13 декабря 2014
Оценка пользователей
8.3250
-

Кто ест с дьяволом, у того непременно должна быть длинная ложка

У. Шекспир, «Комедия ошибок»

 

Пролог

 

Возьмите 1 долю европейских сказок и преданий, 2 доли реализма, 2 доли фэнтези и 5 долей таланта. И получите «Ведьмака» Анджея Сапковского: мир, в котором люди устраивают геноцид эльфов, а герои, убивающие чудовищ — изгои похуже прокажённых. Сага о ведьмаке могла поспорить с «Песней льда и пламени» тов. Дж. Мартина, пока HBO не смешала карты на столе своим сериалом. Однако маховик польского бренда раскручивается хотя и медленнее, но верно! 8 книг, мини-сериал, телефильм, 3 компьютерных игры, а теперь ещё и настольная, да сразу вместе с цифровой реализацией... Что примечательно, заказчиком игры выступила FFG, а непосредственным исполнителем Игнаций «Нашеффффсё» Тшевичек. Что они предлагают требовательным фанатам саги и гикам настольного хобби? Нам предлагают как бы квест в мире Ведьмака, как бы со степенью взаимодействия евро и как бы с целью успеть подмести очки победы с карты побыстрее соперников.

 

Конечно, я не дочитал 7–8 романов Сапковского, однако, кроме Геральта и Лютика, выбор персонажей мне кажется слегка странным. Вместо Ярпена Зигрина с тем же успехом можно было поставить ещё с десяток магов, друидов, наёмников и нелюдей, чьи пути пересекались с Геральтом из Ривии. Да и на место Трисс напрашивается другая волшебница, знаете ли.

 

Если вы читали ранние обзоры «Настолкомании» (см. здесь, здесь и здесь; я хоть и имел доступ к бете, от идеи раннего обзора отказался по ряду обстоятельств), то уже знаете, что игра кажется конструктором «Лего» — что-то пан Игнаций слямзил оттуда, что-то отсюда. Мне показалось, что у «Ведьмака», помимо игр, упомянутых на «Настолкомании», торчат довольно длинные уши Elder Sign: Omens (кооперативность) и Lords of Waterdeep. Не берусь отстаивать свою правоту и первичность именно этих корней, но результат-то один, который очень любила цитировать г-жа Президент из BSG: «Всё это уже случалось раньше и повторится вновь». Короче говоря, у многих людей игра производит (в отношении механик!) глубоко вторичное впечатление.

 

Это была «сходу ложка дёгтя». Дальше будет какая-то ёмкость меда, а в заключение ещё одна поварёшка дёгтя.

 

Часть 1. Меч предназначения

 

Целью игры является выполнение 1–3–5 главных квестов. Кто успел быстрее прочих, тот партию и закончил. Это сразу ставит крест на всех кооперативных устремлениях, и иногда дружественные герои начинают пакостить друг другу как жильцы коммунальной квартиры: то половину кастрюли супа, оставленного на кухне без присмотра, сольют, то чужой туалетной бумагой воспользуются.

 

Квест состоит из нескольких частей и обычно требует сходить из точки А в точку АД, собрать n улик того или иного цвета и т.д. Финальная часть квеста обычно требует и того, и другого, да ещё и улик потребуется непомерно много.

 

Карта квеста. Сходи в Махакам, получи 3 VP. Подготовься к проблемам в путешествии и получи 3 улики красного цвета. Получи 4 VP. Защити партизанен в их движении на юг. Добудь два красных доказательства (по курсу 1 доказательство за 3 улики соответствующего цвета), явись в Новиград и выиграй там «битву», для чего надо будет выкинуть 3 меча на нескольких кастомных d6. Для Геральта — вообще не проблема.

 

Ваш герой имеет шесть действий и в течение хода совершает 2 разных из них.

 

1. Путешествие своим пешком (Travel) в соседнюю локацию с автоматическим получением 1 улики какого-нибудь из тех цветов, что характерны для этой локации.

 

2. Торопливая пробежка через одну локацию в следующую (Fast Travel) с автоматическим получением 1 улики в финале путешествия и вскрытием чёрной-пречёрной карты судьбы, что предвещает неприятности.

 

Общий вид карты. Сперва режет глаз, и нужную точку приходится искать по полминуты, особенно, если у вас небольшой экран.

 

3. Развитие (Development), т.е. получение карты, которая может (и будет) существенно помогать вам в битве. Справедливости ради, карты development вы откроете 2, а оставите себе 1. Некоторые карты требуют, чтобы их заряжали (charge) — у героев есть на то специальное действие.

 

Карты развития Геральта. Замкнуты на некую руну, которая ему требуется для активации большинства специальных боевых умений. Руна выпадает на кубике не часто и не редко, поэтому Фильтры Петри (слева), которые позволяют её произвести перед битвой — карта небесполезная. Но при чём тут Петри?!

 

4. Расследование (Investigate). Вы тянете карту из специальных дек по цвету улик, которые вам необходимы. Иногда внутри оказывается мерзопакость какая-то, но чаще всего маленький квест: сходи туда, принеси то, сделай это, убей вон того подозрительного гражданина в штанах в клеточку. По ходу пьесы вы получаете дополнительные улики, что хорошо, ибо кроме перемещения в новый город это единственный способ их сбора, а если собирать улики только по городам, то на победу в серьёзном противостоянии рассчитывать нечего. Впрочем, я ставил эксперимент, и боты выигрываются на ура, даже если вообще не применять «Расследование».

 

5. Отдых (Rest) позволяет снять 1 токен отравления или 2 токена обычных таких кровоточащих ран с героя. С учётом того, что вся эта пакость выкладывается на действия и блокирует их, отдых оказывается жизненно необходимым время от времени действием. Особенно для бота, играющего за Геральта, и ниже вы поймете почему. ;)

 

6. Уникальное действие каждого героя. Трисс «заряжает» заклинания, Геральт пьёт дегтярную настойку на грибах-псилоцибах, Лютик поёт композицию Васи Обломова «Еду в Махакам» и тем зарабатывает на сложную жизнь творческого человека, Ярпен Зигрин командует краснолюдами. Но суть всех этих действий, по большому счёту, в одном: подготовить карты развития к использованию (в основном в бою, но иногда и на «стратегической» карте). Иногда возникают забавные комбо с картами развития, но в целом всё очень рутинно. 

 

Из всего этого «разнообразия» вы можете выбрать 2 разных действия, при этом использование одного из вариантов перемещения автоматически означает невозможность использования другого.

 

После того, как вы завершили свои действия, происходит проверка ситуации в регионе, где вы оказались. Если чёрные флаги реют над вами, то вы открываете карту плохой судьбы. Если драгоценные металлы вас злобно гнетут, то вам предстоит сразиться с бронзовым, серебряным или золотым вражиной. Супостатов в достатке, как вкусов у «Галины Бланки», и в общем виде бой с ними протекает так. Вы читаете мелкий текст на карте, который местами живо напоминает «Манчкина»: если проверку не пройдёте, то Грифон совершит над вами непотребство. Проверка включает в себя необходимость выкинуть на кубиках n-ное количество мечей (и тогда: «Я злодея зарубил, я тебя освободил, а теперь душа-девица подавай мне экспы и лут!») и m-ное количество щитов (и тогда вы вернулись с войны ещё и на двух ногах, что редкость по суровым фэнтезийным временам).

 



Битва в процессе. Кубики летают по столу, как будто сделаны из каучука. Справа результаты не боя, но боевой проверки карты дурной судьбы.

 

С битвами без особых проблем справляется поначалу только Геральт. Однако по мере того, как ситуация на Континенте накаляется, на поле появляются серебряные и золотые гадины ползучие, летучие и прочие. А это значит, что даже главгерою стоит задуматься над приобретением  Царь-Меча в ГлавВолшебШмотТорге и получить по талонам царь-щиты по две штуки в одни руки. То есть — запастись и зарядить карты развития. Впрочем, в случае удачной прокачки краснолюд и рыжеволосая чаровница (чародейка) тоже кладут врагов штабелями, а вот у Лютика всё плохо. И если не получить карту развития, позволяющую раз за разом за медный грош игнорировать врагов, то барда ожидает «всем нашим встречам разлуки, увы, суждены».

 

После победы над сказочно-мифическим гадом или получения главгероем по щам игра милостиво позволяет вам закончить ход и передать его следующему несчастному.

 

По выполнении главного квеста вы получите кучку ПО и карту доброй удачи. Повторите всё n раз и получите результат — победу. Главное, успеть выполнить квесты быстрее прочих игроков.

 



А так, собственно, в игре выглядят карты нехороших редисок. Кстати, коль память меня не подводит, то «шлем с крыльями хищной птицы» (см. справа) — это атрибут конкретно Кагыра, а не нильфгаардцев вообще.  

 

Часть II. Крещение огнём

 

Сегодня мы будем оценивать всего несколько параметров: как оно выглядит, насколько удобно в него тыкать пальцами, какие возможности оно предоставляет и сколь хорошо оно соображает.

 

1. Графика вполне достойна. Стоит ли искать корни этого в компьютерно-компьютерной реализации «Ведьмака» или нет, но карта выглядит вполне симпатично, а при максимальном приближении оказывается весьма насыщена деталями, которые любопытно поизучать. Наверное, поклонники книжной серии, знающие страницы саги получше, чем некоторые члены КПРФ «Кодекс строителя коммунизма», даже сумеют отыскать там n-ное количество пасхальных яиц. Неназойливая анимация присутствует, и на первый и даже второй взгляды я не обнаружил там таких потрясающих ляпов, каковые имелись в Lords of Waterdeep. Некоторая аляповатость или перенасыщенность карты сходит на нет уже после первой партии.

 

«Привет, ромашки» в Шаэрраведде... Это, видимо, лёгкий троллинг такой. Но, в принципе, каждая локация содержит много запоминающихся деталей.

 

2. Интерфейс в целом вполне удобен для планшетов, но есть несколько «но», которые могут в течение первой партии нежданно подпортить впечатление: неочевидность того, что тап на пустом месте может служить подтверждением действия с игровыми картами, например.

 

Ну или полная статичность меню выбора квестов, а иногда, знаете ли, корчась в муках выбора, очень хочется заглянуть в подсказку, по какому курсу ваш герой меняет те или иные улики на соответствующие доказательства. Но посмотреть карточки персонажа и, соответственно, увидеть, каков тут местный курс обмена фиолетовых улик на фиолетовое доказательство, требующееся для завершения квеста, нельзя. Или предлагает вам карта расследования помучиться на 1 HP или скинуть одну из карт развития. И вот в этот момент очень хочется бросить на свои карты развития долгий и вдумчивый взгляд, поскольку потеря пары HP равноценна потере половины хода на лечение, а карты развития бывают ну чрезвычайно разной ценности. Но нельзя.

 

На экране iPad Mini многие значки на картах развития будут выглядеть мелковато, а то и попросту мелко.

 

Возможность отмены действия! Ну, серьёзно, у игры не самые простые в мире правила, основы которых можно усвоить за 5 минут, все нюансы будут раскрываться ещё довольно долгое время.

 

Геральт выхватывает лишний жетон дурной судьбы. Ему не привыкать к тому, что англосаксы зовут bad luck.

 

3. Несколько режимов игры вроде как радуют. Производитель поддержал возможность pass-n-play (или соло-игры, если месьё знает толк в трудах одного Альфонса эпохи Великой Французской революции), игры против автоботов и игры по Сети с ордами фанатов-десиптиконов. P&P-режим утомляет и, по сути, бессмысленнен чуть менее чем полностью. Ценна такая игра разве что возможностью невозбранных экспериментов. Я как-то умудрился сыграть партию, принципиально не получая карты развития. Помнится, в конце Геральт с кучей разнообразных штрафов дотащился таки до Новиграда и из последних сил шлёпнул по игральному столу картой выполненного квеста. Но если вы человек, адекватно относящийся к экспериментам, то единственное место для них — мультиплеер.

 

До сетевой игры я пока не добрался, но она есть. И это радует (потому что я не представляю, какие польские вещества я должен употребить, чтобы действительно сесть играть в «Ведьмака» в режиме Pass-n-Play с парой-тройкой друзей).

 

4. Автоботы лажают. Я бы не назвал это даже осторожной и неторопливой игрой, по-моему, искусственному интеллекту в детстве не хватало витамина B и он просто вырос интеллектуально-недостаточным. Геральт, изувеченный как Крикс Феоклом — стандартная картинка, возникающая, когда играет местный AI. В результате получается нечто странное: боты уделяют мало внимания развитию, торопятся и начинают сливать игру просто потому, что к середине партии в большинстве случаев оказываются нежизнеспособны. Да и посыпавшиеся серебряные и золотые монстры им не по зубам.

 



При игре с ботами: вот так должен выглядеть мем «Типичный Геральт»

 

Часть III. Час презрения

 

Итак, давайте посмотрим, почему игра, которую так ждали, которая была создана в тандеме, наверное, лучшего издательства и заслуженно именитого автора, имеет в результате такой низкий рейтинг на BGG (6,77 — не блеск, прямо скажем)?

 

Во-первых, изобилие случайности. Слишком разнятся между собой враги, карты прокачки, карты расследования и карты судьбы (как дурной, так и хорошей).

 

Во-вторых, баланс персонажей весьма сомнителен. Геральт уж слишком мощная машина убийства, а Лютик слишком хил. Компьютерных дурачков и Лютиком можно выиграть без труда, а вот в сетевой игре у меня возникают большие сомнения в его игровой состоятельности и мужской дееспособности.

 

В-третьих, в игре отсутствует прямое взаимодействие и ощущается сердечная недостаточность косвенного взаимодействия. За полтора десятка партий, которые я отыграл, мне встретилось получение увечий по карте дурной судьбы «Чума», потеря нескольких ПО по каким-то другим картам и необходимость с кем-то подраться, либо потратить деньги. Не впечатляет. Игра стала бы действительно напряжённой и выросло бы значение той же колоды расследований, коль скоро игроки, получая улики в городе, уменьшали бы общее количество улик в этом городе вплоть до полного их исчезновения. Тогда прокладывать маршрут по карте и пакостить соперникам стало бы делом значительно более интересным и важным.

 

Некоторые игровые сцены и заставки как бы намекают: игра мутная, всё в тумане...

 

В-четвёртых, не ощущается, как я уже писал где-то в комментариях, единства темы, игровых целей, механик и возможностей игроков. Эклектичность и вторичность большинства решений так и прёт изо всех щелей. С другой стороны, перед нами качественный мейнстримовый продукт, а не странно-выглядящий шедевр, которыми избаловал нас пан Тшевичек со своими присными авторами в не столь уж стародавние времена. И как продукт «Ведьмак» меня вполне устраивает. Но жаль, жаль...

 

В-пятых, мелкие косяки в интерфейсе портят общее впечатление.

 

В-шестых, стрёмные модели главных персонажей, которые изображают как бы непокрашенные миниатюры. Такое уже не раз встречалось в цифровых реализациях, но обычно малобюджетных. Тут же это смотрится странно.

 

Эпилог

 

При всём этом игра, возможно, со временем в рейтинге подрастёт. Особенно, если Пан учтёт жалобы холопов и добавит в дополнениях (а кто-то сомневается, что они будут?) возможностей взаимодействия между игроками. К тому же меня терзает подозрение, что рейтинг настольного оригинала мог бы оказаться и повыше, если б не завышенные ожидания. Большой бренд может принести много денег, но и планку требований к качеству задаёт соответствующую.

 

P.S. Мрачноватого юмора ранних книг об одном альбиносе в игре не ощущается. Хотя все возможности к этому были.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Gravicapa написал 2 года назад: #
Появился неофициальный русификатор

Вполне себе отлично сделанный, переведено абсолютно всё, включая правила. Без джейла, к сожалению, перевод не поставить...

Space_Master написал 3 года назад: #
IMHO

Сингл в игре абсолютно никакой, но вот хот сит (P&P) и онлайн мультиплеер очень даже доставляют.
Хз как на мобильных устройствах, а вот на PC с мышкой и 27` монитором всё играется очень комфортно.
Опять же, библиотеку всех карт прикрутили, так что есть по чему сверять комплектацию настолки. =)

leshkavas написал 3 года назад: # скрыть ответы
Крылья хищной птицы

Да, согласен, это, вроде как, атрибут исключительно Кагыра.

IvTuzovsky написал 3 года назад: #

Справедливости ради, был не прав: в 6 книге выясняется, что это атрибут любого нильфгаардского офицера

w_holeman написал 3 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор! После прочтения захотелось попробовать игру на планшете, но от покупки настольной версии хочется отказаться.

IvTuzovsky написал 3 года назад: # скрыть ответы

Не за что! Вы знаете, если бы не цена, то я бы взял, чтобы захоумрулить. Но за $60 баксов без доставки с необходимостью потом что-то под себя допиливать... неее, не катит;)
А после поигранок на планшете есть небольшое чувство разочарования, что не так круто, как хотелось бы, но нет сожаления, что, мол, деньги потратил зря.

Dicer написал 3 года назад: # скрыть ответы

Захотел тоже купить эту игру на планшете, был выбор или BattleLore или Ведьмака. Хорошо что поиграл в ведьмака на компе, разочаровался и выбор пал на BattleLore. о чём не пожалел.
Ведьмак как настольная игра не удалась, скучна и по сути соло игра.

IvTuzovsky написал 3 года назад: #

Выбирая между Witcher и Battlelore я бы тоже, не задумываясь второе взял=))

InfernoInc написал 3 года назад: # скрыть ответы

Шикарный обзор на посредственную игру.
"Еду в Махакам" - в мемы.

IvTuzovsky написал 3 года назад: # скрыть ответы

Если бы жена накануне не решила повыносить мне мозг этой песней, то мема бы не было... А так, сознаюсь, я тщеславно надеялся, что кто-нибудь заметит да оценит этот оборот ;)

GeniusGray написал 3 года назад: #

Мне наоборот все эти обороты в обзоре сильно глаз мозолят.. Все эти кпрфы, манчкины, обломовы не слишком уж и ироничны, и даже несколько вымученно выглядят, на мой взгляд..
Если бы не они, обзор был бы очень хорош.