marom написал полчаса назад к статье Максимум Апокалипсис: # для простой игры с глубиной зомбицида непомерно долгая подготовка. у м...
ask написал полчаса назад к статье Помощь по сайту: # Тоже самое при "Ответе" в игре: https://tesera.ru/game/inventions-evol...
KnightKhaus написал 2 часа назад к игре Pax Renaissance. Русское издание: # Можно ли замешать карты из промонабора при стандартной раскладке, а не...
Siar написал 5 часов назад к статье Лучшие игры на скрытые перемещения: # А Чужая планета?
Siar написал 5 часов назад к статье Впечатления от «Эпохи легенд» и «Последнего рыцаря»: # Тут и ослика можно сьесть?(
Обзорная башня [23.04.2024]
Ссылки на материалы, опубликованные в период с 9 по 23 апреля 2024 г.
С миру по нитке [23.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» 25 а...
С миру по нитке [22.04.2024]
О том, что происходит с сайтом и на рынке.
С миру по нитке [18.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В предзаказе: «Д...
С миру по нитке [17.04.2024]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: RollinGames изда...

IvTuzovsky

Неудобные вопросы: отвечает Ю. Ямщиков

13 апреля 2016

Информация

добавить
персоны Юрий Ямщиков
Дата: 13 апреля 2016
Оценка пользователей
7.3956
-

Сегодня я решил разнообразить свою публицистическую практику и опубликовать интервью. Но поскольку беспокойной заднице на месте не сидится, а фанаты не дремлют, то я решил подбросить немножко субстанций на циклотрон =)

 

Слава богу, что «первой жертвой пал» Ю. Ямщиков, который не только один из самых плодотворных российских геймдизайнеров последних лет, но и, как выяснилось, мастер изящных ответов на спорные, а местами и откровенно грубые вопросы. Спасибо Юрию, что он согласился поучаствовать в этом эксперименте, и начнём с небольшой справки о нём!

 

Космонавтор

 

Юрий Ямщиков сегодня — один из тех российских авторов, за чьи игры потом не бывает стыдно. Обычно работает в соавторстве с Надеждой Пенкрат, и единственная игра, где я увидел только одну фамилию творческого дуэта — «Экслибриум».

 

На текущий момент Юрий отметился такими проектами, как «Космонавты» (изданы португальским издательством MESAboardgames, а затем дистрибутированы в Россию), «Лабиринт Зеркал» (обзор тут) и «Экслибриум». Кроме того, в состоянии, близком к изданию, находятся «Огромные боевые роботы» (новость тут) и «Гранд-базар» (обзор одной из ранних версий смотреть тут).

 

Известные мне игры Юрия отличает наличие центральной механики, вокруг которой земля и вертится; лаконичность, внимание к хитро-организованному движению (и да, «Экслибриум» в каком-то смысле тоже висит на той же ниточке, ведь организация последовательности действий — здесь едва ли не самая вкусная часть геймплея).

 

А ещё Юрий — кощей бессмертный, т.е. лидер бессменный Гильдии разработчиков настольных игр (страница проекта тут) и один из организаторов и вдохновителей первого в России авторского конвента — «ГраНИкона», который состоится в начале июня в городе разводных мостов и хорошей погоды.

 

С достоинством и чувством такта Юрий отвечает на вопросы посетителей первого «ГРаНИкона».

Ну или мобилку у кого-то отрабатывает =)

 

— Привет! Многие интервью с российскими разработчиками красиво причёсаны и содержат стандартный набор пристойных вопросов, «как вам пришла в голову эта идея» и «что вы посоветуете молодым авторам». А я решил позадавать тебе вопросы, которые довольно остры и, может быть, даже неприятны. Ответишь?

 

— Привет! Попробую, что не сделаешь для хорошего человека :)

 

— Юрий, как ты относишься к тому, что ваши с Надеждой Пенкрат игры довольно абстрактны? Это любовь к евро и абстрактам, что-то профессиональное или просто так получается?

 

— Как автор самой атмосферной игры 2012 года по версии «Тесеры», позволю себе не согласиться с твоим утверждением :)

 

Как и раньше, я считаю, что в наших играх тема и механика достаточно крепко связаны. Как не старайся, не получается перенести действие «Космонавтов» в какой-нибудь подводный мир или сделать «Гранд-базар» не про торговлю. Другое дело, что есть люди, которые ошибочно называют абстрактными игры, в которых фактор удачи сведён к минимуму, а от игроков могут требоваться хотя бы зачатки пространственного мышления.

 

Да, мы с Надеждой не пишем многостраничного бэкграунда к нашим играм, но всё-таки мы воспринимаем настолки в первую очередь как интеллектуальное развлечение, а не как интерактивные книги или что-то в этом роде.

 

Юрий и Те самые «зеркала раздора», поделившие обзорщиков на два лагеря

 

— Насколько важна для тебя чистота механики? Остаётся ли игра для тебя математической моделью или ты пилишь её до тех пор, пока тема не срастается с механикой на твой взгляд?

 

— В идеале я стремлюсь «рожать» их сразу вместе. Те же «Космонавты» с первой своей секунды были игрой про путешествие по Солнечной системе, «Лабиринт зеркал» — странствием по отражающему зеркальному лабиринту, а основной идей «Гранд-базара» сразу же была грамотная расстановка магазинов на пути следования покупателей.

 

И да, разумеется, я осознанно стараюсь добавлять к механике игры какие-то специфичные элементы, которые завязаны на узкую тему игры.

 

— Ваша первая игра, «Космонавты», вышла в Европе. Однако с тех пор вы издаётесь в России. Почему не хотите / не получается повторить первый опыт?

 

— Возможности по изданию своей игры в России сейчас сопоставимы с тем, что есть в Европе, а сил, времени и денег это требует в разы меньше. Нам всё-таки больше нравится разрабатывать игры, а не заниматься поиском издателей. К тому же некоторые наши издатели успешно продвигают на Запад игры российских авторов.

 

— Насколько помогает в деле издания личное знакомство и территориальная близость к издательству?

 

— Как бы печально это ни звучало, но личные контакты, жизнь в одном городе с издателем, а также удача часто оказываются более весомыми факторами, нежели талант разработчика. Впрочем, активное участие в ГРаНИ на практике позволяет уменьшить проблемы с большим расстоянием до издателя. Я знаю уже несколько игр, которые были изданы вообще без личной встречи издателя с автором, благодаря посредничеству участников Гильдии.

 

 

Тестов мало не бывает. В любых обстоятельствах и на любых мероприятиях Юрий готов играть в свои и чужие прототипы.

 

— Как ты относишься к негативным отзывам на свои игры?

 

— К конструктивной критике, безусловно, прислушиваюсь и благодарю за неё. На этапе тестирования это вообще чрезвычайно ценно, хотя и после издания позволяет понять что-то и исправить это во втором тираже или просто учесть при разработке следующих игр.

 

А вот принципиальных хейтеров и любителей сетевых видов спорта, конечно, фильтрую. Благо, что Бог миловал и на моём пути попадается довольно мало неудовлетворённых своей реальной жизнью чудаков, ищущих повода докопаться хоть до кого-то. Ну и надо понимать, кто критикует, если видишь не один обзор/отзыв, а всю картину критики и похвальбы конкретного автора, то становятся понятны некоторые неочевидные на первый взгляд пристрастия или даже осознанные мотивы.

 

— Любишь ли играть в собственные игры? Или когда игра завершена, то изданная коробка торжественно ставится в дальний угол и больше не извлекается?

 

— Люблю, притом во все, во всяком случае изданные или хотя бы завершённые . В конце концов, я стремлюсь делать игры, в которые интересно играть самому. Да, бывает, что издатель хочет упростить что-то в расчёте на массовую аудиторию, но лично я решаю это наличием двух наборов правил: попроще для широкой аудитории, и продвинутых, которые уже делаются под опытных настольщиков. У этого подхода есть, пожалуй, только один минус — ленивые (ну или очень занятые) обозреватели порой ограничиваются первым.

 

Но, скажу честно, в последнее время играть удаётся очень мало во что-то помимо прототипов — своих и коллег. Того, что хочется реализовать, как обычно, больше, чем времени и сил, а сейчас возможностей для издания в разы больше, чем раньше — и жалко их упускать.

 

— За последнее время на уровне продуктивности вашего дуэта, кажется, работают только Ю. Журавлёв и Н. Пегасов. Как ты относишься к тому, что входишь в «топ-3» российских разработчиков?

 

— Несмотря на раздутое ЧСВ, то, что я знаю о реальном мире, не позволяет мне отнести себя к «топ-3» российских разработчиков. Даже если забыть таких титанов игростроя, как Алексей Калинин и Сергей Мачин,  а также первые два места твоего хит-парада, всё равно есть более продуктивные в плане издания авторы — Герман Тихомиров, Макс Трофименко, Костя Селезнёв, Женя Никитин, Сергей Голубкин и творческая группа «Трёхгранник».  Если напрячь память или заняться гуглением, то наверняка всплывёт ещё немало достойных имен, которые мне сходу не вспомнились.

 

А вот, кстати, и герой нашего интервью с Германом Тихомировым. Фото Геры Егорова.

 

— Какая из собственных игр тебе нравится больше всего? А какую ты считаешь самой неудачной?

 

— В каждый момент времени мне больше всего нравится та изданная игра, в которую я играл последней :)

 

А что касается наименее любимой — это моя первая, ещё школьная поделка. Девяностые были трудным временем, игр было мало, поэтому моей первой пробой пера был клон клона «Монополии», с преферансом и поэтессами, малым и большим кругами и крестообразно расположенными между ними дорожками. В свои игры, которые появились на пару-тройку лет позже, я бы сыграл и сейчас, но за эту мне уже немного стыдно. Впрочем, полезный опыт я на ней получил, плюс, могу последовать мудрому совету, гласящему, что, сделав первую игру, надо отправить её прямиком в корзину. [Прим. ред. — На самом деле речь шла о первых десяти играх. К сожалению, автора изречения я уже не помню.]

 

— Почему задерживается издание «Гранд-базара»? Вроде бы отличная игра была уже в том виде, в котором я с ней знакомился.

 

— К сожалению, издатели с этим не согласились. А на усиленное продвижение у нас с Надеждой сейчас нет ни сил, не времени — успеть бы вовремя сделать то, что мы уже обещали доработать.

 

— Какую игру известных российских разработчиков ты считаешь самой удачной, а какую — самой неудачной? Ну и почему, для пущего баттхёрта ;)

 

— Если говорить про изданные игры — моим фаворитом являются «Поселенцы. Основатели империи», сочетающие в себе оригинальность, простоту в связке с глубиной, проработанность и сбалансированность. Если про неизданные, то тут явно надо составлять большой список, т.к. есть много вкусного, а сравнивать разные жанры довольно сложно, поэтому я затрудняюсь остановиться на одной игре.

 

Про неудачную же промолчу, ибо будучи официальным лицом ГРаНей, я вынужден быть предельно корректным в своих публичных высказываниях.

 

Больше всего, судя по предоставленным самим «ответчиком» фотографиям, Юрий любит фотографироваться с «Космонавтами». Совпадение? Не ду...

 

P.S. Следующие интервью «Тесера» планирует взять у владельцев независимых магазинов, не входящих в розничные сети — на Урале, Белом и Чёрном морях, а потом — у краудфандинговых команд, которые выводят мировые проекты на российский рынок и наоборот.

 

Если вам интересны конкретные персоны / организации / проекты, чьи ответы на скользкие вопросы хочется прочитать, то оставляйте пожелания в комментариях.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
AlexFang написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Забавно.
Какого человечищу я, оказывается, на кэмпе в IS обыграл

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Ой, а ты типа не знал?))))))

AlexFang написал 8 лет назад: #

В лицо не знал. Честно.

yushin написал 8 лет назад: # скрыть ответы

а я его унизил в его же игру (Экслибриум) :)
причем, играл в нее первый раз :)

igelkott написал 8 лет назад: #

Это наверняка был продуманный маркетинговый ход:)))

Tanion написал 8 лет назад: #

Юшин, ну ты как дитё малое, нет, чтобы порадоваться как изящно я тогда свел на ничью и позволил тебе победить по тайбрейкеру :)

Ogro написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Пример неудобных вопросов:
Какие слабые стороны %имя_другого_русс_разработчика ты можешь назвать?
Какая из игр %имя_другого_русс_разработчика по твоему худшая, и почему?
Чей вклад из участников ГРАНИ наименее значим? Есть те, без кого можно было обойтись?
Чьё творчество из русс разработчиков ты оцениваешь ниже всех?
Какую из своих вышедших игр ты считаешь наименее интересной? Наименее проработанной?
И т.д.

А в статье самые обычные вопросы, на половину из которых ответы были уклончевы.

Aganov написал 8 лет назад: #

Собкор лайфньюс в треде?

Ogro написал 8 лет назад: # скрыть ответы

В догонку вопрос:
Как ты считаешь, сколько лично тебе ещё пилить до уровня Каталы, Уоллеса и т.д.? Достижим ли для тебя в принципе их уровень? В чём по твоему они тебя превосходят?

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

О, сам Верховный тролль Тесеры почтил своим вниманием :)

В Гильдии все, кто активно участвуют в ее жизни вносят свой полезный вклад, без каждого из них Гильдия была бы другой - почти наверняка хуже.

Публично критиковать других разработчиков мне не позволяет профессиональная этика. В моем кругу общения о слабых сторонах игр принято говорить автору лично или при заполнении штатного отзыва к игре.

Из моих игр, наименее проработанной, пожалуй, является базовая (детская) версия правил Лабиринта Зеркал. Собственно поэтому, она сейчас перерабатывается к уже запланированному переизданию игры.

До разработчиков "высшей лиги" мне пока весьма далеко, это я прекрасно понимаю. Полагаю, что они превосходят меня игровым опытом (я знаком с современными настолками только лет десять, большинство из них - с раннего детства), возможностями общения в профессиональной среде (нашей Гильдии нет еще и трех лет, да и даже сейчас она еще далека до того, что есть в Европе/США), некоторые из них просто умнее. На счет того, смогу ли я приблизиться по классу к кому-то из них - не знаю, будущее покажет. Я стараюсь быть не лучше кого-то, а лучше, чем был раньше.

Ogro написал 8 лет назад: # скрыть ответы

По большому счёту - слив по всем вопросам (уход от ответа\робкая отписка осторожными\общими фразами)
Личность Юрия Ямщикова осталась в рамках общественной фигуры "Ю. Ямщиков".

╠Верховный Тролль Тесеры╣

Ilych написал 8 лет назад: #

Верховой...

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

О, наконец! А то я все гадаю, когда же появится приглашение поучаствовать в сетевых параолимписких видах спорта? 8-]

Ogro написал 8 лет назад: # скрыть ответы

В этот раз сам же инициировал.

А ещё - юление детектед ;)

п.с. можешь не отвечать, продолжать сею ветку я не намерен.

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Похоже я растерял навыки - наивно полагал, что это светская беседа <посыпаю голову пеплом>.

Ogro написал 8 лет назад: #

Короче - нифига не понял :D
Если что - камней за пазухой не было.

Посыплю голову за компанию.

Monuil написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Верховного тролля Тесеры давно забанили и отправили тихо ворчать на terraboard.ru

igelkott написал 8 лет назад: #

То был поразнообразнее что ли. Впрочем, не скучаю:)

futb_all написал 8 лет назад: #

Вы так говорите, как будто на ваши вопросы нельзя дать скользких уклончивых ответов.

igelkott написал 8 лет назад: #

Уж больно однообразны вопросы, их неудобство в том, что их цель - кого-нибудь унизить, в самый раз для желтой прессы; любой нормальный человек не станет на них отвечать.

cowthulhu написал 8 лет назад: #

А что это за прямоугольная коробка Плоского Мира на второй фотке?

andrew_kr написал 8 лет назад: #
Kosmonauts

Вопрос, адресованный автору Kosmonauts.
Увы, в продаже игру не найти, а по описанию очень понравилась. Может быть у Вас сохранился еще экземпляр?

sputnik1818 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Вот пример неудобного вопроса: "Жена не ревнует к Надежде Пенкрат?"
Юре отвечать не надо:) Это просто пример на будущее

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Да, да, больше жареного!
Как вы относитесь к Путину?
Приветствуете ли вы захват/присоединение Крыма?
Почему вы ненавидите Николая Пегасова?

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Политические вопросы без комментариев (Тесера - не место для политики), а к Николаю отношусь с уважением, в своей области он профессионал.

Кто еще считает, что он сможет задать неудобный вопрос? :)

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Что вы, это был сарказм. Неудобные вопросы должны быть не про интимное (а политические убеждения глубоко личное дело), а про сложные нерешенные проблемы из профессиональной сферы.
Если всерьез: насколько на ваш взгляд велик разрыв между вокальным сообществом гиков и обществом в целом? На кого вы ориентируетесь (кроме себя)? На страницах Тесеры пользователи требуют Twilight Imperium 4 да понаваристей, а 9 из 10 людей даже не станут пытаться прочитать правила длиннее двух страничек крупным шрифтом.

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Прошу прощения, с утра сарказмометр барахлит :)

Разрыв между гиками и "простыми смертными" велик, я вижу это на различных ненастольных конвентах, где Гильдия устраивает авторские игротеки. C другой стороны, есть положительная тенденция - благодаря кризису издателям стало выгоднее продвигать свои игры на запад, а значит, они готовы брать для издания более гиковские проекты. Поэтому, постепенно, появляется возможность издавать более хардкорные игры в России. До TI еще далеко, но общая тенденция обнадеживает.

Ориентируюсь на коллег по Гильдии, т.к. практически каждый опытный разработчик - гик. Плюс, у меня есть своя тестовая ячейка, где тоже ценят умные игры.

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

А нет ли тут проблемы, когда авторы хотят делать гиковское, свои Race for the Galaxy и TI, а на массовый рынок казуалов никто не пытается ориентироваться? Понятно, что это преувеличение, но хобби таким образом окукливается, а к гиковским хитам люди должны приходить через Катан и Каркассон, через номинантов Шпильдежар, а их, кажется, за редкими исключениями никто и не хочет делать. В среде разработчиков видеоигр есть расхожая шутка, что отечественные геймдизайнеры и программисты первым делом пытаются разработать симулятор реальности.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

а сколько гиковских игр вышло у наших авторов?

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Бастион, Кеплер, Космонавты (ну тут могу ошибаться), Терминатор. Стоунэйджей и катанов пока сильно меньше. Что в разработке - ты лучше знаешь

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

А теперь считаем Завриков, Имаджинариумы и пр.

Самый неудобный вопрос это "почему igames может выпускать хитовые игры, а мы нет?"

Реально хороших то игр (ну вот справедливости ради) кот наплакал. За последние два года вышло немало отечественных игр, но ...

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Spyfall, она одна всю отечественную индустрию оправдывает.
Если прикинуть, сколько реально хитовых игр вышло в мировом масштабе, то вполне себе.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Игра зарубежного автора?

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Политика детектед

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Упаси Господь. Автор игры не гражданин РФ, а речь про отечественных авторов.
IGames вспомнил только из-за того, что де-факто инди-студия, которая совсем рядом, а не где-то там в Европах.

Aganov написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Не хотелось бы цепляться к пятой графе, я бы больше на культурный бэкграунд ориентировался, но окей.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Великорусский шовинизм детектед ;))

Gendedwend написал 8 лет назад: # скрыть ответы

И что IGames выпустило кроме Мистериума?

boozy написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Пиратов семи морей. Оч клевое и качество компонентов и игра сама очень достойная

Gendedwend написал 8 лет назад: # скрыть ответы

4я тысяча на БГГ - как-то не очень хитово.

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Плюс игра Портала это те же Пираты..

Priceless написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Для игры вышедшей в этому году вполне нормально. Плюс, как верно заметил SSS, игра "Rattle, Battle, Grab the Loot" это те же "Пираты".

boozy написал 8 лет назад: #

абсолютно неверно он заметил. Там только механику боевки перетянули себе. Игра совсем другая и про другое.

boozy написал 8 лет назад: #

средняя 7,07 - вполне себе рейтинг.

pegasoff написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Плюс «Септикон», «Гильдии Лаара», «Метро 2033: Прорыв».

Slim_Slam_Snaga написал 8 лет назад: #

Еще и Наместник, и твои Танки можно вспомнить

Tanion написал 8 лет назад: #

Эта проблема мне кажется сейчас не актуальной, все равно большинство издателей хочет игр для максимально широкой аудитории. А разработчикам быстро начинает надоедать работать в стол и они подстраиваются под требования издателей.

Лично я решаю эту проблему двумя наборами правил - для массовой аудитории (чтобы игра была издана) и для гиков (чтобы самому было интересно играть).

futb_all написал 8 лет назад: #

Вокальное общество гиков - это хор мальчиков-клаустрофобов, застрявший в лифте?

Biodji написал 8 лет назад: #

В своей области - имеете ввиду Московскую? У вас территориальное разделение по разработке настольных игр? :))

Tanion написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Дима, похоже, что неудобность с точки зрения разработчика и с точки зрения нормального человека отличаются, я тут не вижу ничего неудобного :)

sputnik1818 написал 8 лет назад: # скрыть ответы

Ну вопрос я привёл в пример для интервьюера.
То есть должно в нём что-то быть такое, что по идее может заставить нервничать отвечающего.
Вон Огро хорошо придумал и по теме настолок:
"Какие слабые стороны %имя_другого_русс_разработчика ты можешь назвать? "
И твой ответ неудобство вопроса доказывает:
"Публично критиковать других разработчиков мне не позволяет профессиональная этика. В моем кругу общения о слабых сторонах игр принято говорить автору лично или при заполнении штатного отзыва к игре."

Tanion написал 8 лет назад: #

Ну пяток не менее "неудобных" вопросов было и у Ивана. Может просто это не видно со стороны, а мне реально пришлось напрягаться, чтобы получилось впечатление, что все вопросы норм.

Ilych написал 8 лет назад: # скрыть ответы

фото Пенкрат в студию
или лучше интервью с Надеждой естественно с фото.

Tanion написал 8 лет назад: #

Интервью раз:
https://boardgameby.wordpress.com/2013/01/15/yamschikov-penkrat/
Интервью два:
https://boardgameby.wordpress.com/2014/09/12/dobro-pojalovat-v-labirint-zerkal/
Видео-интервью:
http://www.youtube.com/watch?v=zNqcYQ5qwus