![]() |
Идут сборы на Conquest of Paradise |
Стратегия про осовение Полинезийских островов и создание своей империи мореплава... | |
![]() |
Geek Media Awards 2025 |
Уже в эти выходные, 13 числа пройдет награждение Geek Media Awards 2025. | |
![]() |
С миру по нитке [09.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Интересные ано... | |
![]() |
С миру по нитке [05.09.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Несколько анонсов... | |
![]() |
Идут сборы на Risk of Rain: The Board Game |
Выживание и побег с полной монстров неизведанной планеты. |
Как же много лет коробка с Race for the Galaxy хранится у меня дома. Она была ещё тогда, когда не существовало «Тесеры». Она пережила уже три переезда на новое место жительства, протекторы на картах сменились не один раз из-за приведения в полную негодность. Но постоянно, куда бы ни заводила её судьба, она продолжала радовать своим геймплеем.
Появлялись и оседали в личном топе другие настолки, к ней выходили дополнения, и вот уже в 2017-м ей стукнет 10 лет, а игра всё так же прекрасна. И, отыграв очередной пяток партий, решил наконец-таки собраться с мыслями и немного порассуждать на тему старого вопроса среди любителей коробки: «Нужен ли игре престиж»?
Фиолетовые жетоны престижа, появившиеся в RftG с выходом третьего дополнения The Brink of War (2010)? стали новой необычной фишкой, меняющей процесс партии не до неузнаваемости, но весьма ощутимо, да так, что у многих стали небезосновательно появляться опасения насчёт перекоса игрового баланса. Особенность этих фиолетовых жетонов заключается в том, что они являются и победными очками, и одновременно способом доминации в течение партии. Преимущество от превосходства в престиже очень существенно по двум причинам:
а) Каждый ход вы получаете дополнительный жетон победного очка, не делая ничего и опустошая тем самым пул ПО, приближая игру к завершению.
б) Сами фиолетовые жетоны также ценятся в одно очко, что, наряду с первым пунктом, делает их куда более выгодным приобретением относительно любых других вариантов.
Проиллюстрировать влияние новых жетонов довольно сложно, его можно ощутить лишь на собственной шкуре, отыграв хотя бы десяток партий. С третьим расширением динамика игры не изменилась, но цели и приоритеты у участников партий сместились, ой, как сильно. У некоторых игроков сразу же появилась претензия, ясная и понятная: «Как бороться с этой читерской фиолетовой дрянью»? Другие восхищались и радовались разнообразию, пришедшему в обожаемую RftG.
Лично я побывал как в первой категории почитателей «Галактики», так и во второй, причём менял сторону на протяжении лет не один раз. Поначалу нововведение обрадовало, потому что казалось чем-то таким же безумно классным, как плашки целей из первых двух допов, но по прошествии некоторого времени и получении опыта в обновлённую RftG встал точно такой же, как у забугорных товарищей вопрос: «Как с этим бороться»?
Фиолетовые жетоны давали, казалось бы, невидимое, но по итогам очень и очень ощутимое преимущество лидеру по престижу. Получив хотя бы один, игрок начинал фактически ни за что получать такие ценные жетончики победных очков, высасывая их из и так невеликого пула. А размер его весьма важен для стратегий, основанных на производстве-потреблении.
Плюс к этому, если несколько игроков являлись равными по показателю престижа и были в топе, доступные ПО начинали улетучиваться с удвоенной-утроенной скоростью. Другими словами, новая фишка подкашивала одну из двух основных стратегий игры. Это дико раздражало, так как приходилось играть как-то по-другому, не так как обычно, менялась сама суть процесса.
Но постепенно, с наигрыванием партии за партией, пришли понимание и умение бороться с механикой в новых галактических реалиях, где никто не может нормально существовать без престижа. Выработались тактики и паттерны, привязанные к приобретённой игрой логике: «Ты заработал престиж? А, на-ка, я два взял!» Слово «Race» в названии настолки в очередной раз и куда острее прежнего стало ощущаться в каждой сессии. Это бодрило и придавало дух жесточайшей соревновательности. Без третьего допа старая-добрая «Галактика» стала казаться неполноценной и незавершённой.
Сотня партий за сотней летели на протяжении лет, но лишь спустя шесть после выхода The Brink of War удалось окончательно определиться и убедить себя в том, что незачем сражаться с мельницами, и понять — не нужен игре этот ваш престиж. Почему? Давайте пройдёмся по пунктам.
1. Как уже сказано выше, фиолетовые жетоны подкашивают стратегию «производство-потребление» самым нехорошим способом — начинают высасывать очки из ограниченного пула быстро и рано. А ведь эта базовая стратегия — одна из основ «Галактики», которую интересно выстраивать, подыскивать нужные карты под неё и правильный момент запуска.
2. Игроки вынуждены гоняться за престижем с неистовым рвением, смещая внимание и акцент партии именно на его получение, и вместо того, чтобы заниматься развитием-настройкой своей карточной империи на столе, вы только и выискиваете фиолетовый цвет на картонках. Берёшь карты в руки — смотри, даёт ли какая из них престиж, вот и все дела.
3. Конечно, вы всё равно продолжаете строить карточный движок по получению ПО: по дефолту, либо войной идёте, либо потребляете, либо комбинируете. Только проблема в том, что любые задачи становятся менее приоритетными, чем факт наличия в руке карт, работающих с богомерзкими фиолетовыми жетонами. Зачастую куда выгоднее кинуть на стол что-то с престижем в левом верхнем углу, чем любую другую интересную карточку.
И это не шутка и не преувеличение. В ситуации, когда есть карта с престижем (и вы можете стать лидером в нём), правильным выбором всегда является её разыгрывание — ничто другое даже близко не сможет дать тех преимуществ, которые проявятся при доминации по престижу. Печаль в том, что абсолютно не важно, какие бонусы эта карта даёт, её задача лишь предоставить вам заветный жетон, на остальные функции можно забить. А уж если карта «в кассу», то тушите свет.
4. Удача на приход фиолетовых карт чрезвычайно важна. Среди них немало очень дешёвых, выкладывающихся на стол без малейших раздумий. Они делают безотносительно что-то хорошее? Некоторые да, но часто не нужны совершенно, однако, как же — фиолетовый жетон-то при них, следовательно, их место в нашей империи.
Эта бессмысленность не обоснована и мотивирована лишь присутствием новой механики, которую приходится абузить из-за очень сильного эффекта (очки на халяву, без прикладывания усилий — куда уж лучше). Поэтому всё, что требуется от игрока, быть удачливее своего противника и достать побыстрее карту (-ы) с престижем, чтобы шлёпнуть её на стол.
Печаль в том, что минусов у таких карт попросту нет. Они не дороже, эффекты дают точно такие же, как и другие планеты/технологии, от игрока не требует ничего — просто заплати без раздумий и радуйся.
Но при всех перечисленных минусах не могу утверждать, что играть с третьим дополнением неинтересно. С ним RftG переориентируется на другую гонку — гонку за престижем. Сам получал на протяжении нескольких лет немало удовольствия от замешивания всей первой ветки игры в одну колоду.
Однако подспудно ощущалась инакость и неправильность процесса, словно хотел чего-то одного, а получил совсем другое. Так оно, собственно, будет и с вами, когда замешаете The Brink of War в колоду — не потеряется возможность комбинировать карты на столе и выстраивать движок по зарабатыванию ПО, но большая часть магии RftG исчезнет.
Ведь чем таким интересным обладает «Галактика» помимо оригинального выбора ролей-действий? Той самой настройкой механизма получения победных очков, которую мы так любим в подобных играх. Положить одну карту, к ней пристроить другую, которая даст скидку на третью и четвёртую, комбинирующиеся с первой и вместе выдающие ПО.
Одно перетекает в другое, из малого выстраивается большое, части которого лишь сообща станут работать правильно. С престижем всё это будет присыпано и почти похоронено фиолетовыми жетонами. Искомые ощущения потонут под вынужденной необходимостью откапывать в колоде картонки с престижем.
Одним словом, если вам нравится Race for the Galaxy за изящный механизм (кстати, на двоих играется за 10–15 минут), то даже не задумывайтесь о третьем допе. К приобретению обязательны лишь первые два — плашки целей очень сильно повлияли на геймплей в лучшую сторону, добавив соревновательности и борьбы, основанной на правильном планировании построения империи и умении игрока приспособиться под заданную в начале партии ситуацию. Отыграв полной первой веткой (база + 3 допа) несколько лет, сегодня безжалостно выкинул ненужные карты, оставив, правда, те, которые никак не привязаны к фиолетовым жетонам.
Играться стало «как в старые-добрые». Много выборов, много раздумий в начале партии, когда нужно прописать «план» действий, основываясь на шести выпавших целях. RftG снова стала борьбой за галактику, а не за престиж.
Тем же, кто никогда не пробовал Race for the Galaxy, можно, наверное, только позавидовать и пожелать в будущем познакомиться с этим карточным шедевром Тома Леманна. С давних пор мы её упорно сравниваем с New Era (здесь, на «Тесере», тоже подобные высказывания можно откопать), но игры отнюдь не похожи. NE — замечательная жёсткая кризисная мозголомка на построение карточного движка; RftG в сравнении с ней — ненапряжное построение империи, с совершенно другими механизмами, но с таким же плотным соревнованием за очки между игроками, плюс, уникальное взаимодействие на уровне «угадай/вычисли, что сыграет противник».