-AdRiver-
Confessor написал 5 минут назад к игре Покорение Марса: # Начав играть в Steam, обнаружил две момента, которые честно говоря вве...
USSRocker написал 2 часа назад к мысли на тему Мои топы Эссена 2018 и ожидания на 2019: # Да Милтолаб вообще продуман. Сначала настроит выпуск авто на своем Кан...
GambitX написал 3 часа назад к мысли на тему Мои топы Эссена 2018 и ожидания на 2019: # Не мешайте, может человек хочет получить сертификат 1С Профессионал
MacTire написал 3 часа назад к новости Новый проект — «Издатель.Игровед»: # Так там описано: не обязательно своей, и например подарком. А так: д...
litvinchuk написал 3 часа назад к новости Новый проект — «Издатель.Игровед»: # интересно, зачем мне игра с моей фотографией на коробке?
Новый проект — «Издатель.Игровед»
Новый проект «Издатель.Игровед» — краудфандинговая площадка сети «Игровед».   ...
Обзорная башня [22.10.2018]
В этом выпуске: обзоры игр «Клинок и колдовство» и «Во славу Одина», история игр...
Портал в мир приключений [18.10.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
Голосуем кошельком [17.10.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [16.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» пер...

diablotm

Triumph & Tragedy — обзор

27 ноября 2016

Информация

добавить
игры Triumph and Tragedy
Дата: 27 ноября 2016
Оценка пользователей
8.8745
-

Так исторически сложилось, что варгеймы — это какие-то особенные игры, не предназначенные для простых смертных. Все знают, что варгеймы — это такие жутко сложные, долгие и обязательно некрасивые штуки, где нужно двигать по карте стопки картонных жетонов. Жетоны обязательно должны быть из плохонького картона (НЕ FFG!) и обязательно со значками НАТО. При виде оных простой настольщик должен в ужасе креститься и сплёвывать через плечо, обязательно три раза. В общем, постигнуть дзен варгейминга, отринуть «минькофилию» и принять ненужность красивых картинок могут далеко не все.

 

Triumph & Tragedy является представителем чуть более симпатичного на вид семейства блочных варгеймов, с квадратами разных цветов из столь милого сердцу каждого еврогеймера крашеного дерева. Очевидно, что блоки в изготовлении дороже, чем листы картона, поэтому блочных варгеймов относительно всех варгеймов немного. Варгеймы и так штука недешёвая, а удорожать их без веской на то причины желания ни у кого не возникает. Блоки чаще всего делают, чтобы отразить туман войны: на одну сторону клеим наклейку, а другую оставляем пустой и держим обращённой к противнику.

 

 

Местом действия игры будет кусок карты от Америк до Урала включительно, выкинуть Тихоокеанский ТВД (театр военных действий) — довольно стандартный ход для глобалок по Второй мировой, ибо объять необъятное можно пытаться, но чаще разумнее отсечь лишнее. Тем более что Тихоокеанский ТВД вполне себе эдакая вещь в себе, которая хорошо поддаётся отрезанию.

 

 

Отыграть предлагается 1936–1945 гг., один ход — один год, логичнее некуда. Игра имеет три условия победы: военная по захвату столиц/суб-столиц, научная — изобрести атомную бомбу, и экономическая — набрать 25 очков. Да, кстати, если кто-то думал, что победные очки — удел еврогеймов и гибридов, это заблуждение, варгеймы чуть более чем полностью используют победные очки, а не выпил соперника под ноль, как учила нас дюна и варкрафты. Как видно из победных условий, заниматься придётся всем: и войной, и экономикой, и наукой. Как вести себя — дело ваше, хотите — топчите сапогом Польшу и устраивайте танковые туры в московский Кремль, хотите — изводите противника дипломатией, хотите — раздавите интелехтом и атомной бонбой прихлопните.

 

Первой нетипичностью, с которой предстоит столкнуться, будет то, что игра не дуэльная и не командная вида Ось vs Союзники. Здесь три стороны: коммунисты в лице СССР, фашисты в лице Германии и Италии, капиталисты Англия, Франция и — если карта ляжет — США.

 

 

Начало игры, как правило, похоже на эдакий 3-way Twilight Struggle. Каждая из трёх сторон пытается перетянуть на свою сторону как можно больше нейтральных стран, только не ради абстрактного доминирования в регионе, а ради конкретных ресурсов и населения. И, в отличие от TS, у вас всегда есть возможность перевести холодную войну в горячую фазу.

 

Каждая страна имеет уровень производства, который определяется наименьшим из трёх параметров: индустрия, ресурсы (в мирное время игнорируются)и  население. Логично, что если у вас нет населения, чтобы работать на заводах, хоть всю Гренландию ими утыкай — толка не будет. Увеличить что-либо кроме индустрии можно только дипломатией или аннексией. Да и индустрию увеличивать долго и дорого. Производство нужно не только для того, чтобы клепать больше танчиков, уровень производства — это и есть победные очки.

 

Экономика игры крайне проста, не грузит лишними деталями, а позволяет сосредоточиться на главном: определить вектор развития своей державы на текущий год. В начале каждого года в случайном порядке соперничающие державы определяют, куда направить свои производственные мощности. За каждую единицу производства мы либо ставим новый блок с силой 1, либо увеличиваем на 1 силу уже имеющегося блока, либо тянем карту действий, либо тянем карту инвестиций. Действия позволяют развернуть борьбу дипломатическую, на каждой карте есть флаги, которые позволят развить дружбу с нужной страной. Инвестиции позволят получить технологии разной степени полезности и/или поднять индустрию. Сколько и куда потратить, надо думать и смотреть на соперников — рвущаяся к победе высокотехнологичная, застроенная заводами по самое не могу держава будет захвачена неразвитым соседом, имеющим большое войско.

 

 

Игра в принципе является наглядным пособием по пониманию Клаузевица с его «Война — есть продолжение политики другими средствами». Война тут дело само по себе невыгодное, даже у самой маленькой страны есть какие-никакие войска, мировое сообщество негативно реагирует на ваши демарши и ваши противники зарабатывают бесплатные карты действий, которые конвертируются в новые союзные им государства, которые ищут защиты у ваших противников от страшных агрессивных вас. Атака на нейтральную страну также значит, что подарочка от Деда Мороза в этом году вам не видать, а это 0/1/2 победных очка.

 

Одни минусы в сравнении с мирным дипломатическим присоединением. Идти на это безумие заставляет механика игры. У Германии мало ресурсов и много остального, поэтому первая задача Германии «надружить» себе как можно больше государств с ресурсами,  чтобы не рухнуть по производству, когда кто-то решится объявить войну, и для уровня производства придётся учитывать ресурсы. Если «надружить» не получается, то приходится захватывать силой, потому что последствия потом могут быть страшней, чем потери имиджа от захвата условной Польши сейчас. Любая из трёх сторон сталкивается с тем, что в определённый момент всё поделено, а раскачать производство и победить хочется каждому.

 

 

Трёхсторонность конфликта только добавляет минусов к военному пути — пока двое уничтожают свой промышленный потенциал на полях сражений, третья сторона строит заводы-пароходы и приближает ядерную эру. Тут, конечно, тоже главное не засидеться в своём огороде и вовремя вмешаться, а то, пока вы готовитесь задавить противника экономическим превосходством, может оказаться, что он уже получил военную победу.

 

Боевые действия достаточно поверхностны, но небезынтересны. Кидаем старый добрый шестигранник и, в зависимости от того, каким видом войск против какого бросали, получаем результат. Боевая таблица есть прямо на карте аж в трёх экземплярах. И по большому счёту не сложнее, чем в Axis and Allies.

 

Приятная особенность, что бой идёт один раунд, а не до победы, вроде мелочь, а на стратегическом уровне меняет очень многое: выдержав первую атаку, защитник сохраняет контроль над областью и выигрывает время, чтобы подвести подкрепления. Туман войны, естественно, не для галочки: не напав, мы не знаем, какие войска у противника и какова их сила. Что там у противника? Три полнокровные пехотные армии или два флота подводных лодок и слабый неукомплектованный танковый корпус — в обоих случаях мы увидим лишь три блока.

 

Масштаб довольно большой, например, Германия состоит всего из трёх областей, поэтому игра не про фланговые удары, окружения и двойные клещи. Хотя правило на отсутствие снабжения присутствует.

 

 

При всей простоте боёвка вполне отражает специфику разных родов войск и позволяет делать всё, что хочется: терроризировать Атлантику волчьими стаями подлодок, устраивать налёты стратегических бомбардировщиков, морские десанты и битвы авианосных флотилий.

 

Игра, что называется, streamlined и не сложнее в плане правил какой-нибудь «Терры Мистики». В игре присутствует только минимально необходимый набор нюансов, а всё лишнее и ненужное безжалостно вырезано и выкинуто. Всё ради того, чтобы альтернативная история Второй мировой на вашем столе могла уложиться в 4 часа.

 

Игра не принуждает следовать историческим событиям. В одной из моих партий война так и не началась, коммунизм одержал уверенную экономическую победу, в другой Германия смелым десантом захватила Париж и Лондон в 38 году. В общем, огромный простор для любителей поперекраивать историю и разыграть «что если...».

 

Я от игры в большом восторге. Подходящий мне уровень упрощения, когда ты прикидываешь вектор развития и корректируешь его, без утомительного просчёта деталей и трат ресурсов на X ходов вперёд. Здесь твой идеальный план по захвату Польши не пойдёт прахом из-за того, что в прошлом ходу ты забыл построить транспортник. (Да-да старкрафт, не прячься среди других коробок, это я про тебя.) В общем, всем, кто боится страшного термина варгейм, рекомендую перестать это делать и начать с ними знакомиться, не исключено, что вы подружитесь. Это такие же настольные игры, как и другие, если вы играли в Twilight Imperium, Starcraft, Forbidden Stars и т.д., то вы к этому давно готовы ;)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Michael написал полтора года назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор.
Помню, после нашей партии остался ряд вопросов к историчности:
- Германии крайне тяжело взять Париж,
- Германии очень тяжело воевать на 2 фронта, поэтому на Союз при неразгромленной Франции наступать бессмысленно,
- Если Германия не нападает на Союз, ему выгоднее не вступать в войну до последнего хода, а потом просто победить, отъев территории, где очков побольше.

В итоге получается, что двое сражаются, 3-му выгоднее на это смотреть со стороны, а потом победить.

diablotm написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да война здесь самое рисковое, нужно выбрать правильный момент и быть хорошо подготовленым, психанул не расчитал проиграл сам и проиграл тот с кем начал войну. Про СССР был в его шкуре когда Германия дралась с капиталистами, если война началась рано, 25 очков долго набирать на победу, плюс есть реальные риски слишком затянуть с вступлением в войну и продираясь сквозь польшу или скандинавию не успеть остановить военную победу Германии.

fonfrost написал полтора года назад: #

Возможно в новой версии правил подкрутят баланс в пользу Германии, по крайней мере об этом автор писал на BGG.

Pacificateur написал полтора года назад: # скрыть ответы

цена печалит (а поле выглядит словно ПНПшное). может из-за недоступности и не играют в варгеймы? (именно в такие, американской школы. а не в модные, стильные, молодёжные с миньками и прочими эстетическими приблудами).
грусть.

спасибо за статью!

ps: но почему черновик?
я это понял когда не нашёл на главной странице в дневниках, статьях, новостях чтобы вернуться к этому обзору и прочитать. даже на странице игры смотрел.
сперва увидел в нотифере (поклон разрабам, полезный плагин)

diablotm написал полтора года назад: #

Черновик потому что статьи одобряются молератором тесеры, пока видимо не одобрили не знал что их как-то можно найти и откомментировать

GingerBreadMan написал полтора года назад: # скрыть ответы

Цена в основном из-за блоков такая. Хотя все равно цена, конечно, АДЪ.

diablotm написал полтора года назад: # скрыть ответы

цена дело индивидуальное, но что такого ужасного в цене 62 доллара на CSI, первое издание вроде даже дешeвле было. Два доминиона по цене или чуть дороже чем новое издание агриколы.Trough the Ages стоит столько же, а какого-то изобильного богатства компонентов в нем тоже нет.

GingerBreadMan написал полтора года назад: # скрыть ответы

Смотрел цену на сайте ГМТ) там цена 100 баксов) 60 - вполне нормальная, согласен)

fonfrost написал полтора года назад: # скрыть ответы

На сайте GMT есть резон за брать игры только пока они находятся в статусе Charging - In Final Production (т.е. ушли в печать), тогда цена на игру идет со скидкой и соответствует цене Кулстафа, и при этом цена на доставку позволяет заказать всего пару коробок, а не набирать заказ на 25-30 тысяч как на кулстафе. Плюс раз в год GMT дает 50% скидку на игры для тех кто участвует в P500 либо покупает игры со статусом Charging - In Final Production.

GingerBreadMan написал полтора года назад: #

Спасибо за ценную информацию)

GingerBreadMan написал полтора года назад: # скрыть ответы

Вообще, она на кулстафе по предзаказу. Сколько примерно по времени с кулстафа ждать игры по предзаказу, не знаете?

fonfrost написал полтора года назад: # скрыть ответы

Там же написано Expected release: December 2016. Date subject to change.

GingerBreadMan написал полтора года назад: #

спс

fonfrost написал полтора года назад: # скрыть ответы

Цена в 60 баксов более чем адекватная для имеющихся компонентов 2 редакции, ну а оформление всегда должно быть функциональным, соответствовать теме игры и настраивать на соответствующий лад. Здесь оно как раз в тему, как в тему к примеру оформление The Others — 7 Sins или Star Trek: Ascendancy.

Для интереса предлагаю глянуть на оформление карт широко известных игр на ту же тему, но в жанре евро (https://boardgamegeek.com/boardgame/159473/quartermaster-general) и америтреша (https://boardgamegeek.com/boardgame/35052/axis-allies-anniversary-edition).

З.Ы. У автора к сожалению фотки получились слишком бледными, в живую игра смотриться гораздо ярче и цветастей http://tesera.ru/game/photo/626580/

GingerBreadMan написал полтора года назад: # скрыть ответы

А где ее можно достать за 60 баксов?

GingerBreadMan написал полтора года назад: #

Все, нашел

Petsar написал полтора года назад: # скрыть ответы

В варгейм с девчонками не поиграешь, а в СК вполне

fonfrost написал полтора года назад: # скрыть ответы

Да ладно, даже в Комбат Комадер некоторые с удовольствием играют, не говоря уж о всяких там стратегиях типа Сумерчной борьбы, Войны кольца, VQ, Диадохов, Меча Рима, Черчиля и т.д.

Petsar написал полтора года назад: #

Везет с девчонками, значит)

Blindman написал полтора года назад: #

Спасибо. Занятный обзор.

GingerBreadMan написал полтора года назад: #

Огромное спасибо за обзор)