![]() |
Дополнения к Зомбициду на CrowdRepublic |
На CrowdRepublic стартовал предзаказ дополнений для настольной игры «Зомбицид. В... | |
![]() |
С миру по нитке [31.03.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпус... | |
![]() |
Голосуем кошельком [30.03.2023] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Квиз для настольщиков появится на PARTYstation |
Тесеровцы смогут сыграть в него бесплатно. | |
![]() |
С миру по нитке [30.03.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Сейчас можно пред... |
игры |
Aeon Trespass: Odyssey
Kingdom Death: Monster |
компании |
Into the Unknown
|
Дата: | 18 декабря 2022 |
Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
7.5424 |
![]() |
- |
Перевод двух обзоров с BGG. Фото с BGG
Я читал много отзывов на ATO, и зачастую они начинаются с оговорки, что «я играл / не играл в Kingdom Death: Monster». Не уверен, насколько это окажется полезным, но я решил написать свой обзор на ATO как человек, очень хорошо знакомый с KDM.
Я прошёл столько кампаний (как успешных, так и не очень) KDM, что потерял им счёт. У меня есть все дополнения с первого кикстартера и я вложился в all-in второго кикстартера. Я раньше писал статьи для TechRaptor.net, посвящённые в основном KDM, и неоднократно брал интервью у Адама Путса. Я даже имел доступ к процессу разработке игры (в подробности вдаваться не могу), так что со временем мне пришлось отдалиться от игрового комьюнити, поскольку некоторые игроки давили на меня, желая воспользоваться моими инсайдерскими знаниями. KDM и по сей день остаётся моей любимой игрой, и я с нетерпением жду Gambler's Chest и всё остальное (жаль только, что ждать приходится так долго).
Что касается ATO, я изначально вложился в неё, чтобы было чем заняться в ожидании приезда второго кикстартера KDM, поскольку уже тогда знал, что Путс будет долго разрабатывать KDM (хоть и не подозревал, что настолько долго). Я заказал только базу, посчитав, что это будет просто KDM в антураже древней Греции; практически рескин. Сейчас я прошёл 30 дней кампании ATO и с радостью сообщаю, что я ошибался.
Ключевое отличие заключается в самих названиях игр. Kingdom Death: Monster фокусируется на монстрах. Каждый год вы выбираете, с каким из доступных монстров сразиться, готовитесь к схватке изо всех сил и затем дерётесь. После боя (если победили, конечно) вы разделываете тушу, относите добытые потом и кровью ресурсы обратно в поселение, а в следующем году всё повторяется. Сюжет тут мрачный, тёмный, разбросанный крупицами по всей кампании. История складывается сама собой из запомнившихся вам событий и ситуаций; к примеру, как один выживший погиб жуткой смертью, а другой выжил вопреки всем обстоятельствам. Вы сами формируете сюжет в процессе игры, создаёте историю своего поселения и своих выживших. Рандо Калриссиана отправили в компанию 3 других новичков на верную гибель в качестве пушечного мяса, но он обзавёлся кислотными ладонями и разрывал на куски монстра за монстром голыми руками и зубами. Афина Топлесс отказывалась носить нагрудную броню, но всё равно переживала удар за ударом, год за годом. Из всех известных мне игр Kingdom Death лучше всего генерирует подобные истории.
А Aeon Trespass: Odyssey — это долгое, тщательно проработанное путешествие с прекрасным сюжетом и множеством приключений. Вас ждёт готовая история и столько художественного текста, сколько нет почти ни в одной настолке, включая даже другие игры с длинными кампаниями. Хотя в истории есть элементы «выбери себе приключение», в целом нарратив фиксированный. Да, вы будете регулярно сражаться с монстрами-Первородными, но бои — просто средство достижения цели, и происходят они в основном с определёнными интервалами. Они нужны, чтобы проверить степень вашей готовности к грядущим неприятностям и обеспечить вас ресурсами для апгрейдов корабля и снаряжения. В общем, всё сфокусировано на сюжете. Мы проводили около 60% времени за исследованием окружающего мира и приключениями в книге историй.
Безусловно, механики ATO во многом вдохновлены KDM — особенно колоды ИИ и частей тела Первородных, — но эти механики применяются совсем иначе, чем в KDM. Все механики KDM помогают вам подготовиться к следующей битве с монстром, а все механики ATO (во всяком случае те, что я пока что увидел) помогают развитию сюжета. Так что эти две игры не конкурируют друг с другом, а занимают разные ниши в моей коллекции. ATO явно вдохновлена KDM, но в то же время это другая игра. Правда, в плане сложности освоения и количества фидлинга ATO даже превосходит KDM. Для меня это не минус, просто констатация факта.
В целом KDM — игра, поощряющая вас создавать свои истории и запоминающиеся моменты, а ATO — ждущее вас приключение (причём великолепное приключение, на мой взгляд). В KDM вас увлекает крафтинг новой экипировки, развитие поселения и истории из жизни (а также смерти) ваших выживших. В ATO вас увлекают приключения, исследования окружающего мира и прогресс по сюжету. Можно сказать, что в KDM сюжет разворачивается в основном на микроуровне, а в ATO в основном на макроуровне: эпический нарратив, рассказывающий готовую историю (впрочем, по ходу кампании вам придётся принимать решения, так что ваша история будет отличаться от истории других игроков).
Если вы ещё не играли ни в то, ни в другое и подумываете приобрести что-то одно, надеюсь, мой обзор вам пригодился. Решение стоит принимать, исходя из того, какого рода сюжет вас интересует, но можно и выбирать, исходя чисто из привлекательности сеттинга; обе игры великолепны и заслуживают места в коллекции.
Не буду рассуждать, что бы я выбрал, если бы мог выбирать лишь что-то одно; KDM по-прежнему моя любимая игра всех времён, но я очень рад, что стал обладателем ATO и что ошибся, предположив, что это будет клон KDM. Пока что в ATO меня разочаровывает лишь то, что я не заказал циклы 4 и 5 в ходе кикстартерной кампании, и теперь на них придётся больше потратиться.
Пройдя большую часть первого цикла и покрасив миниатюры, я решил написать обзор? Почему? Во-первых, я уже прошёл немалую часть игры, учитывая, какой длинный первый цикл, а во-вторых, чтобы присматривающиеся к игре могли решить, подходит ли им Aeon Trespass или нет, исходя из впечатлений от первого цикла.
Для начала оговорюсь, что я опытный настольщик, любитель глубоких боёв с боссами и тактических RPG, прошедший с полдюжины кампаний Kingdom Death: Monster (не считая погибших поселений). Впрочем, KDM не являются моей любимой игрой, поскольку со временем я стал всё больше ненавидеть фазу охоту, да и иллюстрации совершенно не в моём вкусе. Сейчас я куда чаще раскладываю Middara, чем KDM, хотя у арта «Миддары» схожие минусы. Также я играл в кучу кикстартерных гробов — от «Мрачной гавани» до Oathsworn.
Aeon Trespass явно вдохновлена KDM. Даже вступительная битва в обучающем режиме выглядит очень похоже; сразу чувствуешь себя как дома. Второй встреченный монстр тоже бегает и атакует с разбегу, как антилопа в KDM. Можно подумать: «Да это просто KDM в греческом стиле». В Aeon Trespass, как и в KDM, ваши персонажи не тупо помирают, когда HP доходит до 0; у вас почти всегда есть шанс выжить, если повезёт. Можете получить травму или вообще стать сильнее прежнего. Причём в Aeon Trespass это выражено ещё ярче, чем в KDM. После избиения монстром вы впадаете в ярость и усиливаетесь (хотя и становитесь более уязвимым). Мне встречались «цепочки», когда титан переживал атаку, контратаковал, был атакован в ответ, каким-то чудом выживал и снова контратаковал, нанося огромный урон.
KDM больше фокусируется на гримдарке (вы выжили, но лишились руки, пальца и глаза), а Aeon Trespass — на позитиве (вы выжили, нанесли урон, получили бафф, а от вашего пинка босс врезался в колонну!). Вначале ощущения совсем как от KDM, но вскоре после обучающего режима ATO становится самостоятельной, уникальной игрой. Это новые и увлекательные ощущения, а не просто KDM 2.0.
Бои обычно проходят по нарастающей: чем дальше, тем сильнее становится и боссы, и титаны. Титаны накапливают ярость при атаках, которая позволяет наносить больший урон и вдобавок оставляет на боссе жетоны, облегчающие попадание следующему титану. Благодаря этому есть ощущение активной командной работы. В KDM она тоже есть, но не так ярко выражена; в ATO же это, пожалуй, самое важное в бою. В игре есть перманентные негативные эффекты, которые на первый взгляд безобидны («персонаж всегда вынужден ходить первым»), но на практике играют большую роль именно из-за важности командной работы.
В целом, если вам понравились механики боя в других играх про битвы с боссами, то эти механики вам тоже, скорее всего, придутся по вкусу. Битвы тяжёлые; мне они показались намного более сложными, чем первые битвы в KDM. Так, Гекатонхейр 2 уровня намного опаснее белого льва 2 уровня. Встречаются и ситуации, когда у вас нет шансов: вы можете лишиться 4 титанов — и с этим ничего нельзя поделать. Если вы хотите настолку, в которой есть шансы победить в каждом бою при грамотной игре, то ATO не для вас. Впрочем, если вас устраивают шансы в KDM, то устроят и шансы в ATO.
Крафтинг отчасти схож с KDM: вы тоже используете добытые с босса ресурсы — однако механики добычи и прогресса существенно отличаются. Это решает проблему KDM: «Будем бить только слабых врагов всю кампанию. Будет скучно, зато надёжно и безопасно». Враги со временем становятся сильнее независимо от ваших действий, а количество добываемых ресурсов прогрессирует вместе с ними. Доступные для крафта вещи весьма разнообразны. Некоторые на первый взгляд кажутся никчёмными, но на практике на удивление полезны. Причём без экипировки не обойтись; даже с виду слабые предметы могут очень пригодиться. Они неплохо сбалансированы и тоже прогрессируют со временем. Ещё в ATO нет плохих параметров (к примеру, наращивание параметра скорости в KDM практически всегда бесполезно).
Впрочем, ATO — это не только бои. В отличие от KDM, где сюжета совсем чуть-чуть, ATO фокусируется на сюжете. Поначалу карта меня очень разочаровала. Да, вы можете её исследовать, но что вы встретите, определяется рандомом. Достигнув важной сюжетной точки, вы бросаете кубики, сверяетесь с таблицей и получаете рандомное событие. В одном и том же месте вас могут ждать напряжённые переговоры в городе, а в следующей кампании — встреча с пастухом с козой в разрушенной деревне. Увы, эти рандомные события не привязаны к фракциям, так что вполне можно столкнуться с тематичным для одной фракции событием, находясь в глубине территорий другой фракции.
Может показаться, что это серьёзный недостаток игры, но в целом исследование хорошо реализовано. Потому что оно решает проблему, типичную для таких игр как «Осквернённый Грааль» и 7th Continent, когда вам нужно отыскать на карте определённое место, чтобы выполнить побочное задание, а что это за место, вы понятия не имеете (ну, почти не имеете). Здесь же можно искать где угодно. Кроме того, по сюжету вам придётся посетить определённые локации, так что нельзя сказать, что карта совершенно нетематична. Так что если закрыть глаза на отсутствие связи событий с фракциями, мне почти так же понравилось исследовать окружающий мир, как и в «Осквернённом Граале» и 7th Continent, а это высокая похвала.
Особенно порадовало, что механика исследования на удивление хорошо сплетена с механиками боя. Спойлерить не буду, но вам повстречается такая ситуация как «марафон», и это превосходный пример комбинирования боевых и исследовательских элементов геймплея. Я редко встречал подобное в играх. Авторы — молодцы.
Вообще в сюжете очень много интересных штучек. Мне очень понравились глифы, множество загадок, исследование Арго, побочные истории. Сюжет тут очень масштабный, и вам придётся принимать разнообразные (во всяком случае, так кажется), существенно влияющие на игру решения. Реиграбельность присутствует, в отличие от той же Middara, где сюжет при повторном прохождении практически не поменяется.
Бои в Aeon Trespass очень фановые, хардкорные и порой рандомные (если генератор случайных чисел будет суров, то вам конец; вы можете помереть от царапины, нанёсшей всего одну серьёзную травму). Сейчас я определённо ставлю их выше боев в Oathsworn и KDM. Есть свои неприятные моменты, но злу и положено сражаться нечестно. Порой вы проигрываете без шансов, так что вам остаётся только подлатать нанесённый ущерб и качаться дальше. Оправиться от поражения вполне реально.
Сюжет очень хорош и его очень много. Мне зашёл больше, чем сюжет KDM, потому что тут нет пубертатных порнофантазий. Впрочем, могу утешить парней: в одной из колод есть обнажённая грудь, так что... Лично я бы обошёлся и без этого, но, к счастью, большая часть игрового контента вполне приличная.
В кампании много разнообразных механик. Второй цикл уже сильно отличается от первого, а третий цикл, судя по всему, будет совсем иной игрой. Контента очень-очень много, и он тоже разнообразен. Вам не придётся монотонно повторять одни и те же действия. В рамках одного цикла геймплей тоже существенно меняется; первая часть цикла 1 значительно отличается от второй, а вторая от третьей. Есть ощущение прогресса, что радует.
Если вам по душе сложные бои, интересный сюжет с загадками, и вы не против ситуаций, когда игра будет вас нещадно избивать, то ATO вам точно зайдёт. Лично я сразу же увлёкся игрой; я определённо поставлю ей 10/10 баллов и назову игрой года — с таким предвкушением я не ждал ни одну настолку.
Aeon Trespass — это шедевр, полностью заслуживающий своих похвал. У меня есть несколько нареканий, но идеала не существует, а ATO определённо близка к идеалу.