Я обожаю игры пароходов (Paradox interactive), хоть я и не сильно в них хорош (лучшее достижение – сожрал всю Европу за Ливонский орден в EU на Iron Man’e). Естественно, я не мог пройти мимо этой игры, обзор на Crusader Kings настольный уже был, на Stellaris, надеюсь, когда-нибудь будет. Это не обзор, а скорее первые впечатления от игры по итогам тестовой партии.
Что это? Если вы играли в EU, то это именно оно. Если нет – это симулятор ̶м̶а̶л̶я̶р̶а̶ политико-экономических отношений в Европе, начиная с эпохи великих географических открытий и заканчивая Наполеоновскими войнами.
Игровой процесс
Игра делится на 4 эры, в зависимости от сценария вы будете начинать и заканчивать игру в разные эры. Одна эра длится 4 раунда. В ходе раунда каждый игрок выполняет по очереди по одному действию. Раунд заканчивается, когда спасует определенное число игроков (на 1 или 2 меньше общего количества).
Основной движок игры – события. Они тут управляют всем: сколько проживут персонажи (короли, советники и генералы), на чем будет акцент в текущей эре, будут помогать или мешать определенным странам, а также устраивать случайную движуху на карте (то восстания, то туземцы бьют колонизаторов, то пираты активизируются). События делятся на 2 типа: относящиеся к определенному королевству (например: Война алой и белой розы для Англии, Иберийская свадьба для Испании) или общие (чума, набеги Татар, смерть Карла Смелого).
Главная фишка игры – тут можно много чего делать:
- воевать (нервное возбуждение людей в пикельхеймах); - колонизировать (нервное возбуждение людей с чашкой чая); - устраивать династические браки и мирную вассализацию с последующим мирным поглощением (нервное возбуждение людей с большой челюстью); - крестить неверных и устраивать религиозные войны (и даже крестовые походы поначалу); - торговать (даже рабами); - быть светочами Просвещения и, даже будучи малой страной, доминировать технологически (маленькая, но технологичная армия уделает превосходящую ее численно раза в полтора-два, если не будет рака кубов); - устраивать шпионские операции (и с нами рубрика «Мразотные мувы Константина», но об этом чуть позже); - быть Императором Священной (нет) Римской (нет) Империи (ну тут мб); - контролировать Папскую курию и отлучать от церкви или объявлять крестовые походы.
В игре 5 основных валют – дукаты (то есть деньги), крестьяне (то есть призывники) и 3 вида баллов монарха (административные, дипломатические, военные). Вам всегда будет не хватать всего. На большинство действий тратятся баллы монарха соответствующего типа.
Как и в компьютерной версии игры, очень сильно (даже сильнее) влияет на вашу жизнь то, какой у вас правитель. Если он гигачад и имеет 3+ во всех статах (по видам баллов монарха), то вы будете гнуть всех в дугу, если у вас в правителях Алешка 1/1/1 – страдать вам нещадно. Кстати, с событиями определенных королевств идет и их исторический правитель, и если Ivan the Terrible как правитель хорош, то вот у Испании и Османской империи в определенный момент становится все очень плохо с монархами.
Торговля – основной источник доходов, так как за одно успешное действие вы получите свой годовой доход (который выдается в начале эры исходя из ваших личных территорий) или даже больше (срубить бабла на золотых приисках вообще круто). С открытием новых колониальных территорий карты торговли, связанные с ними, замешиваются в общую колоду торговли, что делает лица неколониальных стран сильно грустнее.
Опять же, как и в компьютерной версии игры, армии без генерала крайне плохи (аналогично – флоты без адмирала), на деле – бросают меньше кубиков, не могут использовать карты битвы, которые, в свою очередь, могли бы сильно изменить баланс сил. А еще генералом может быть король. А еще генерал может быть убит в ходе битвы (смекаете, да?).
У каждого игрока, как и в компьютерной версии, — миссии своей страны, составленные в несколько цепочек, которые ведут его страну по околоисторическому пути (т.е. за Францию – выпнуть Англичан с континента, потом пойти сожрать пол-Бургундии, затем пойти захватывать Северную Италию). Чаще всего эти миссии будут конфликтовать с миссиями других игроков (например, той же Англии надо расширить свое присутствие на континенте, а Австрии также отожрать часть Бургундии и закрепиться в Северной Италии).
Что на карте
Ооо, на карте адЪ и даже Израиль (но только в делюкс издании, я не шучу). В базовой версии — Западная Европа, разбитая на регионы, с кучей городов, которые принадлежат разным странам. Есть страны с вшитыми вассалами (например, Бургундия), королевства игроков, ботов и динамические королевства, в общем, все пестрит красками. Также есть мини-карты колониальных территорий, на которых своя атмосфера. В делюкс версии добавляется Восточная Европа (примерно до Казани) с отдельной колониальной картой Сибири для России-матушки.
Все ничейные (с точки зрения игроков) страны можно разделить на 3 типа:
- простые королевства: обычный корм для игроков, хотите - дружите с ними, хотите - воюйте; - динамические королевства: аналогичны тем, что выше, но по событиям могут жрать соседей или колонизировать новый свет. Такой же корм, но это обычно большие страны (Португалия, Дания, Польша и т.п.); - боты: полноценная замена игрокам. Используются или в определенных сценариях (как в соло за Византию или Ульм, так и в челенджевых, где вы играете за небольшие страны против больших) или же как замена недостающим/ ушедшим на середине игры игрокам.
Как победить?
Способов получить ПО масса:
- захватывать территории; - исследовать идеи, и желательно первым; - побеждать в битвах; - выполнять как свои миссии, так и вехи (общие миссии на эру, чем быстрее выполнил, тем больше ПО); - за различные механики типа контроля Папской курии; - за победу в специальных Битвах за власть (для еще большего ужесточения накала краткосрочные конфликтные миссии типа Итальянских войн, Тридцатилетней войны, Колониальной гонки, по итогам которых можно как получить, так и потерять ПО); - за специальные условия сценария, — тут разработчики не поскупились и в некоторых сценариях вообще перевернули все с ног на голову: хотите - колонизируйте на скорость, хотите - воюйте за средиземноморье и т.п.
Сценарии
Главное тут дело — в сценариях: помимо соло сценариев тут есть и командные, и с неравными стартовыми условиями, и с нестандартными целями. Также почти каждый из них можно играть в нескольких вариациях (разная продолжительность игры, разные участвующие страны). Есть один сценарий, который вообще сделан под другую игру «Here I Stand» про реформацию, в котором добавляется еще куча правил.
Как это на деле
Начнем с самого главного – раскладывать игру от часа до двух (скорее всего, с опытом будет быстрее, но все же). Правила новым игрокам я рассказывал часа два, старался изложить как можно компактнее и не рассматривать часть того, что понадобится позже, и все равно два часа. Тут как раз возможность делать КУЧУ всякого в игре идет против вас. Каждое правило по базе очень простое, но почти в каждом правиле есть или исключение, или какой-то нюанс, из-за которого быстро объяснить все равно не получится. При этом, в отличие от большинства песочниц, 90% правил нужны всем. Также для меня лично большим плюсом является то, что все играют за одинаковые по механике стороны (привет Root), что упрощает понимание происходящего. Да, механика Папской курии Мусульманам нафиг не сдалась, а правила на Императора СРИ нужны только его соседям и Императору (чтобы понимать, с кем имеешь дело, но кстати, почти всегда это все игроки).
Мы играли в самый стандартный сценарий на 4 игроков: Англия, Франция (это я), Австрия и Испания.
На старте у Франции и Испании неплохие короли, у Англии 1/1/1. При этом исторические Французские короли на ближайшее время вообще не умеют в дипломатию (у всех единичка).
Diplomacy is not an option решил я, и начал собирать синюю кляксу в кучу (как раз и задания на это все есть). Англия решила, что такой фигни ей не надо, и сначала попыталась меня успокоить сдачей Мэна (Англичане сыграли Французское событие на конец 100-летней войны, а вообще Англия могла меня послать и немедленно начать войну, но подумала, что еще не готова к такому дерьму), а потом сделала своим союзником Бретань, чтобы поставить меня перед выбором – или отступись, или воюй со мной.
“Смотри пункт первый”, - подумал я и объявил войну Бретани, немедленно призвав к оружию стартового союзника – Шотландию и новоприобретенного союзника – Прованс. Не дав высадится (пока еще не) чаехлебам, я быстро и решительно взял все города на континенте и оставил Англию перед выбором – высаживаться с туманными (хе-хе) результатами (армии у нас примерно одинаковые, но во главе моей армии боевой король), или пойти объяснить горцам, кто тут главный на острове. Для того, чтобы Англичанину было проще определиться, я сыграл Английское событие «Война алой и белой розы» и поставил ему повстанцев. К концу раунда мы разошлись миром – Альбион стал единым, Франция выгнала наглых оккупантов. Знала бы Англия, как она угробила себе этим игру…
Следующей моей целью был распил Бургундии. Угадайте, что сделала Австрия, которой тоже нужна была Бургундия? Сделала своим союзником Бургундию, чтобы поставить меня перед выбором. Ну вы же знаете, что сделал я, да? Бургундия - это вам не Бретань, она сильная, поэтому войск на усмирение я потратил много, попутно разменявшись с Австрийскими войсками почти в ноль (король-то у меня боевой, но рак кубов - он такой). Ближе к концу раунда военная тактическая победа была моя, но пришло время нашей рубрики «мразотные мувы Константина» Австрия не сильна в военном плане, но хороша в дипломатии, а значит, можно помутить воду с помощью шпионов.
Объяснив Бургундцам, что они должны быть независимы, а взятие столицы — это временные неприятности, были подняты повстанцы, которые отбили столицу назад. Дополнительно, чтобы не так сильно смеялись по другую сторону Ла-Манша, Австрийские шпионы Шотландцам также напомнили о горской чести, после чего Англия ушла в подавление беспорядков и восстановление армии аж на 3 раунда (Вильям Уоллес гордился потомками).
Вообще такое наглое вступление Австрии в войну обуславливалось неверным пониманием, как работает СРИ у ее Императора. Он был уверен, что сможет использовать свою спецспособность Защита СРИ, которая даст ему дополнительные войска и возможность прохода по всей ее территории. Но так как Бургундия не является ее участником (хоть и большинство земель находится внутри СРИ), она не сработала, и все СРИ с удовольствием наблюдала, как Французы гоняют ее Императора. Первая игра она такая.
Продолжение войны я встретил почти отсутствующей армией и беспокойными границами. Австрия была выбита из войны (технически, не физически, закончились рекруты), но и мне воевать нечем. Тут-то и пришлось брать займы и нанимать наемников. С их помощью были повторно захвачены отбитые ранее Бургундские земли, в ходе захвата которых бешеный повстанец застрелил Французского короля. Но тут событие на Смерть Карла Смелого пришлось как нельзя кстати, закончив ненужную войну разделом страны пополам, к вящему удовольствию обеих сторон конфликта.
Все это время Испания готовилась к завершению Реконкисты и взятию Гранады, приводя свою армию к нормальному виду. Попутно сделав своим союзником Арагон (спасибо Иберийской свадьбе), что немного отсрочило взятие последнего оплота ислама, так как гордые идальго не были сильно рады свадьбе и королю Арагона на своем престоле, из-за чего подняли восстание.
Вслед за этим я начал строить большой флот (а это охренеть как дорого) с прицелом на колониальную экспансию, попутно выполнив пару миссий на это (свою и общую), так как свободные для расширения земли закончились – с одной стороны Испания, с другой СРИ (что в Германии, что в Италии), а на севере Англия. Испания решила вложиться в технологии (что и привело ее к победе в итоге), а Австрия занялась типично Габсбургскими делами – начала дипломатически подчинять себе участников СРИ, оставив наконец нас всех в покое со своими шпионами и заключив для начала унию с Венграми по событию. Также Испания, по своему событию, получила Колумба и начала колониальную гонку, к которой быстро подключился я, и взяла под свой плотный контроль Папскую курию.
Во второй эпохе Англию выдернул из внутренних передряг Акт о супрематии (который закреплял становление Католической церкви), дав неплохой буст деньгами (изъятие церковного имущества – штука крайне выгодная, ага), но уже слишком поздно.
На конец игры Австрия заняла часть Северной Италии, подмяла под себя Венгрию и несколько имперских князьков. Англия почти взяла Ирландию. Я собрал Францию в исторических границах (кроме Авиньона, воевать с Папой не решился) и неплохо колонизировал Северную Америку. Испания также собралась в своих исторических границах и колонизировала Центральную и немного Южной Америки, а также сделала Португалию своим вассалом.
Итог
Игра просто огонь, но она на два дня и большой стол (особенно с делюксом и 6 игроками). Долго раскладываться, долго играть, долго правила объяснять. Игра долгая, но конкретные ходы идут быстро, также тут не наблюдается проблема ожидания своего хода, так как некоторые действия затрагивают нескольких или вообще всех игроков. Не смотря на обилие правил, мы в них особо не путались. А еще мы горели, много горели из-за срыва своих многоходовочек, так как игра про высшую стадию капитализма – империализм, тут друзей нет, только временные союзники. При этом воткнуть нож в спину и провернуть пару раз – это просто обязательное действие, иначе с ножом в спине окажетесь вы, и довольно быстро. Как-то так получилось (отчасти это диктовалось географией и правителями), что все мы занимались разным – Испания занималась технологиями и колонизацией. Я (Франция) был неадекватным кальмаром, который всем говорил «уебу или уебу». Австрия доставала всех шпионами (немного заигравшись с этим), а потом пошла всем соседям объяснять, что династические браки — это круто и дальновидно. Англия сломалась под гнетом обстоятельств, но к середине игры собралась в кучу и должна была догнать нас, но было уже поздно, и мы закруглились.
Испания победила с разрывом в 2 ПО, я был на втором месте за счет размера страны (а еще я вкладывался в развитие своих городов). Но когда я говорю, что мы занимались разным – не обманывайтесь, это просто акцент действий, а не полное забитие на остальную часть игры.
Если первая эпоха больше про становление стран, то во второй эпохе с реформацией в СРИ начинается резня, к которой подключаются все кому не лень, на фоне гремят Италийские войны, а 3 и 4 эпохи вообще про прямые конфликты между игроками. Что заставляет их постоянно заключать и рвать союзы друг с другом и бить сообща сильно разожравшегося.
Если выбирать между EU и Twilight Imperium (по мне логичный конкурент за нишу) я бы выбрал EU. Отчасти из-за того, что в EU стороны по механикам изначально одинаковые, и нет страны космических археологов, которой вообще на всех пофиг. Отчасти из-за того, что в TI игра не сильно располагает к постоянным прямым конфликтам (кроме нескольких рас, но их-то сразу и пытаются коллективно бить) и все сидят по своим системам, не высовывая носа, собираясь к одному-двум решительным броскам всю игру (и порой их даже не совершают). EU же столкнет тебя лбами с половиной игроков, и не один раз, да так, что мирного решения не будет. После чего бросит вас на одну сторону баррикад против другой группы игроков (не отменив остальные разногласия), а потом перетасует стороны еще раз.
А еще в игре есть легитимный способ вести тайные переговоры, что дает ей в моих глазах +100 очков.
PS. Знание истории очень сильно упрощает игру, так как вы примерно будете представлять, что в принципе будет происходить в игре, и что конкретно будет происходить у вас в стране.
Приглашаю присоединится (надеюсь) к пока что небольшой группе ребят в ВК, в попытках скооперировать всех игроков в эту замечательную игру по РФ: https://vk.com/eu_price_of_power
Группа небольшая, но в чате сидят знающие ребята, готовы ответить на вопросы, кто-то играет вживую, кто-то может пригласить поиграть/объяснить правила в ТТС. С удовольствием ждем!)
Предзаказ на дополнение, репринт и новые плюшки от издателя стартовал! Ориентировочный релиз февраль 2025-го года! Обновил шапку дополнения, добавил в ней описание с предзаказа!
Оговорюсь, что у меня Делюкс, с доп ботами, доп кубами, монетами и неопреновым полем. Что буду прям точно: 1. Само дополнение — 48 евро; 2. Картхолдер — 48 евро; 3. 7-й игрок — 25 евро; 4. Набор альтернативных карт для Британии — 5 евро.
Все отдельные исправленные правила и книгу сценариев 3, думаю, что брать не буду. Так как их в электронном варианте можно читать.
Кстати, там даже предложение есть купить дополнение за 170 евро, а не за 48, тогда ваше лицо будет у одного из советников!!) Вот это фансервис!!)
На счет эррат, не думаю, что это нужно, там изменения минимальные.
На счет альтернативных карт Британии: Мини-дополнение содержит 9 новых событий, связанных с Британией и Ирландией, причем 5 из этих событий являются альтернативными для Англии, а 4 - универсальными для любых игр в которых участвует британский регион (не важно игрок, бот), разжигающими этот регион карты. Эти события позволят вам значительно разнообразить вступительные ходы в сценариях "Открытия и реформация" и в Гранд кампании. Из также можно использовать для создания собственного сценария, ориентированного на Британию.
Благодаря этим картам вы сможете пережить/ воссоздать: Союз корон, укрепляющий Союз между Шотландией и Англией, а его альтернатива убийство Якова I. А также: Пороховой заговор, гражданские войны, войны с Шотландией и Ирландией, Оливер Кромвель, как новый правитель.
Из универсальных событий: Восстание Тайрона, которое продемонстрирует сопротивление ирландских католиков англичанам, но также предоставит вам правителя, если вам случится играть за одно из малых королевств Ирландии, и Восстание якобитов, в котором рассказывается о восстаниях якобитов в 1719 и 1745 годах, когда они пытались свергнуть ганноверских королей с английского трона.
Не знаю почему ругались на BGG, хотя слышу об этом не только от вас, но мне качество карты даже очень понравилось. В группе в ВК по EU board games недавно выкладывали наглядные фотографии.
Разработчики в чате Gamefound пишут, что в ритейл пойдет ограниченная партия товара с повышенной ценой. + Стретч-голы, которые идут с предзаказа бесплатно комплектом с допом (к слову, они очень сочные) в ритейл-версии будут продаваться отдельно и тоже в ограниченном количестве.
Баннер этот мелькал еще пол года назад, а значит какие-то работы велись. Может уже будет полноценный анонс или предзаказ в конце года, кто знает.
Плюс коллектив создателей EU очень часто отвечает на BGG в разных темах, а также они пристально и с интересом следят за обсуждениями фанатов, а значит прислушиваются к аудитории, что говорит о качестве.
Возможно работа идет медленнее еще и потому, что те же дизайнеры и те же разработчики работают над настольным воплощением Виктории.
Более короткие сценарии, более смелые идеи, игра за королевство в Новом мире и многое другое!
Сценарии:
1. Старые и новые претенденты (Old and New Pretenders) — это неконфликтный сценарий для четырех игроков, в котором представлены некоторые из малых королевств. Это отличный сценарий для обучающей партии, поскольку игроки не сталкиваются с сердечными угрозами для их государств, а военные конфликты между игроками в первых раундах сведены на нет.
2. Итальянское ремесло (The Italian Job) — этот сценарий для двух игроков (либо соло игры с ботом) с максимальным взаимодействием между ними, действие которого разворачивается в крайне ограниченном географическом пространстве. Данный сценарий длиться всего три раунда, поэтому его легко отыграть всего за один вечер.
3. Тот же Сейм, но другой (Same Sejm, But Different) — сценарий, в котором трем игрокам придется сосуществовать с чудовищным по своей силе ботом. Игроки противостоят друг другу, имея возможность манипулировать действиями бота.
4. Перевернутый стол (Turning the Table) — альтернатива Гранд компании для шести игроков. Приоткройте страницы альтернативной истории, начиная игру со второй половины I-й Эпохи, первая половина которой сложилась несколько иначе!
5. Пробуждение Бога Солнца (The Sun God Awakens) — этот сценарий для соло-игры, либо для компании четырех игроков, в котором впервые появляется возможность поиграть в Королевство на одном из континентов Нового Света, а именно Инков (или, скорее, Куско, если вы исторический душнила). Этот уникальный опыт также включает в себя новые правила, специфичные для конкретного сценария, и дерево миссий Инков для более тематичной игры.
6. Балтийский Гегемон (Baltic Hegemony) — этот сценарий для соло-игры, либо для компании трех игроков в котором Швеция противостоит Княжеству Польскому и Московскому княжеству/ России в битве за доминирование на Балтийском море.
7. Беспорядки в Западной Европе (Turmoil in Western Europe) — сценарий для шести игроков с колоссальным количеством взаимодействия между игроками, действия развернуться на карте Западной Европы. В этом сценарии невозможно расширяться, не вторгаясь в земли своих ближайших соседей.
8. Тридцатилетняя война (The 30 Years' War) — крайне напряженный по взаимодействию между игроками сценарий для шести игроков, в котором игроки с головой окунуться в борьбу за власть в самом сердце Священной Римской империи и по её границам. На протяжении 4 раундов III-й Эпохи все игровые королевства соревнуются за одни и те же территории, но их стартовые позиции, сильные и слабые стороны асимметричны.
Изображение баннера нового дополнения загрузил в раздел "Изображения" в карточке игры.
На странице Кикстартера в новостях появилось обновление в виде нового официального буклета сценариев, там восемь новых компаний. Стоит это чудо минимум 1 доллар, но можно закинуть и больше на поддержку авторам. Рассылать его будут на почту в электронном варианте, как я понял. Возникает два вопроса: 1. Есть ли у кого-то возможность оплачивать покупки на зарубежных сайтах?
2. Если такой человек найдется, может скинемся заинтересованными на поддержку авторов и покупку данного буклета?
Да, купить можно уже. Система такая платишь по желанию от 1 доллара до 25 (все, что свыше одного это на поддержку авторов и по желанию), в течении нескольких дней высылают ссылку на сайт и ключ, где можно скачать PDF файл с восьмью новыми сценариями и заказать печатную версию этого буклета у типографии, которая сотрудничает с издателями, за доставку печатной версии платить отдельно.
После нескольких месяцев колебаний перед тем, как углубиться в Europa Universalis, игра оказалась скрытой жемчужиной, которую я должен был обнаружить гораздо раньше. Вдохновленный документальными фильмами о колониальной эпохе, я набрался смелости взяться за всеобъемлющий свод правил, решение, усугубленное моим недавним погружением в сложности High Frontier 4 All. И все же, когда я, наконец, рискнул зайти в Europa Universalis всего с двумя игроками, опыт стал не чем иным, как откровением — взрыв, превзошедший все ожидания.
Что действительно отличает Europa Universalis, так это плавная интеграция захватывающих механик, которые улучшают тематический опыт. Оригинальная система выбора действий в игре, искусно вплетённая в "ткань" колониальной эпохи, добавила дополнительный уровень погружения в песочницу. Каждое действие ощущалось как стратегический ход в грандиозном политическом танце того времени, перекликающийся с исторической значимостью. Выбор отражал дипломатические хитросплетения создания союзов, навигации по политическим плоскостям и эксплуатации торговых путей, превращая каждое решение в повествовательную нить на грандиозном гобелене колониальной истории.
Эта динамичная механика выбора действий не только впечатлила меня своей стратегической глубиной, но и вывела игровой процесс на уровень, где стратегия и история сливаются в гармоничном танце. Каждый раунд напоминал историю, раскрывающуюся по одной захватывающей главе за раз, превращая выбор каждого игрока в поворотные моменты разворачивающейся драмы глобального господства. Плавное переплетение этих механик с всеобъемлющей темой политического маневрирования и экспансии полностью захватил меня, и я никогда не жалел о часах, потраченных на изучение и игру в эту исключительную настольную игру.
Что придает Europa Universalis дополнительный блеск, так это то, как она отражает тонкости войны и беспорядков, напоминая игры моего детства, в которые я играл в альбомах для рисования. Использование кубиков, представляющих власть монарха, сродни играм epic empire, создает тематический потенциал управления, который вдыхает жизнь в игру. Советники, повышающие власть правителя-монарха, уровни стабильности и желанный титул императора - все это способствует глубокому принятию стратегических решений. Непредсказуемость действий искусственного интеллекта в сочетании с историческими событиями обеспечивает реиграбельность, которая сохраняет свежесть и увлекательность игры в каждой сессии.
Завоевание территорий - это одно, но Europa Universalis выходит за рамки, представляя проблемы сохранения культурной самобытности в захваченных регионах. Изображение в игре последствий военных кампаний, отмеченных беспорядками и внутренней борьбой, добавляет реалистичности повествованию. События восстания, религиозное инакомыслие и постоянная необходимость подавлять беспорядки создают богатую палитру повествования, которые остаются в воображении ещё долго после завершения игровой сессии.
Europa Universalis, с ее гениальной механикой и исторической глубиной, похожа на сбывшуюся детскую мечту. Сочетание стратегического геймплея, политического величия и создания захватывающих повествований отражает эпические игры empire прошлого. Игра больше не ограничивается моими набросками и воображением, она позволяет игрокам без усилий погрузиться в сложности политического маневрирования, войны и экспансии. Это шедевр, которым я буду дорожить долгие века, воплощающий суть моих детских фантазий в незабываемых настольных играх. Эта скрытая жемчужина действительно стала заветным украшением моей коллекции, и я не могу не рекомендовать ее коллегам-энтузиастам на BGG
В файлы добавил правила 1.2. внесены многочисленные мелкие изменения которые будут присутствовать в second printing. Например введено понятие "Сила NPR".
Игра не сложная, в смысле в нее сложно играть, но на моей памяти одна из самых мозголомных по нюансам правил. Много правил не очевидных, труднозапоминающихся, не интуитивных. Даже Сумерки как-то понятнее выглядят. Спустя 6 партий уже конечно легче, но все еще часто лезем в правила.
Длинная это в среднем случае 3 часа на человека в стандартную 2эпоховую игру. А есть еще 3 и 4эпоховые).
"Много правил не очевидных, труднозапоминающихся, не интуитивных." Приведите примеры, пожалуйста. Просто любопытно. На мой взгляд, одна из самых логичных игр. В каждом действии и правиле понятно какой процесс симулируется. Нюансов много, но они все очень логичные. Ну может действия с Динамическими НИК поподробнее стоило бы расписать.
Я и не говорил, что они не логичные, а то что их трудно держать в голове, в основном из-за количества. Например: правила решений мира, события типа заразные религии, отношения внутри империи(что теряет/не теряет император/участники при нападении внутри империи, правила Ботов громоздкие, хоть я и верю что боты в игре хорошо сделаны.
"трудно держать в голове, в основном из-за количества." - ну в голове то зачем все держать - там памятки достаточно полные, блок - схемы отличные. "правила решений мира" - согласен, самый мозголомный раздел. Но опять же если идти по таблице возможностей, то все понятно достаточно. После трех - четырех заключений мира уже все встает на свои места. Не так там и много вариантов. "правила Ботов громоздкие", но за счет этого Боты не болванчики для битья. Опять же разобрав, каждое действие бота по блок-схеме несколько раз, их делаешь уже на автомате. Эти блок-схемы большую часть правил бота то и составляют.
В коллекции есть Делюкс версия на английском (жизненно необходимой надобности в локализации нет лично для меня), но если будет локализация, то возьму обычную версию с допом, чтобы заменить карты в игре и поддержать отечественного локализатора за то, что взялись за такого мастодонта! Плюс очень и очень хотелось бы, чтобы игра пошла в массы и заняла свою нишу наравне с Сумерками Империи, к примеру.
Добавил в файлы игры новый (фанатский) буклет сценариев, выполненный под оригинальные буклеты игры. Взят с BGG, на английском языке.
Пять представленных в буклете сценариев на форуме BGG считаются хорошо продуманными и наиболее сбалансированными, плюс на их публикацию получено разрешение от их авторов.
Одна из лучших игр, что я играл за все время моего двадцатитрехлетнего опыта игр в настолки! Абсолютный и гениальный шедевр, который занял свою - особую - нишу в нашей компании и свое - особое - место в коллекции, думаю, на долгие десятилетия!
Много уже наиграно партий в: Сумерки Империи 3-е и 4-е издание с допами; Цивилизацию Сида Мейера с допами; Столкновение Цивилизаций (обе версии); Space Empires 4x с допами; Runewars допом; обе версии Эклипс с допами и многие другие 4х известностью и рангом пониже. Но! Сугубо личное и субъективное мнение - ни одна из этих игр для меня и близко не сравнится с Европой по эпичности, размаху, возможностям, сложности (объемности) правил (с которых я долго горел при освоении), вариативности, масштабирования на разные по числу участников компании и комплексности! Игровой процесс, как тут уже писали полностью окупает свою цену - игра стоит своих денег ни разу не пожалел о покупке! В самое сердце!)
Четыре партии по 10 часов за плечами, до сих пор пробуем и щупаем, открываем много нового и переживаем захватывающие события.
P.S. Игра из-за своей сложности - не для всех - очень нишевая, но хотя бы раз в жизни такой опыт пережить стоит.
P.P.S. Искать Делюкс издание, либо, как минимум, базу и дополнение.
Играл, игра шедевр. Я даже не знаю с чем ее можно сравнить. Это несомненно самая крутая игра из старегий, очень глубокая и вариативная. Дорогая для приобритения, но стоит своих денег... Те кто любит сложные, думающие игры, рекомендовано к покупке.
«Тяжело бремя белого человека»
Дисклеймер
Я обожаю игры пароходов (Paradox interactive), хоть я и не сильно в них хорош (лучшее достижение – сожрал всю Европу за Ливонский орден в EU на Iron Man’e). Естественно, я не мог пройти мимо этой игры, обзор на Crusader Kings настольный уже был, на Stellaris, надеюсь, когда-нибудь будет. Это не обзор, а скорее первые впечатления от игры по итогам тестовой партии.
Что это?
Если вы играли в EU, то это именно оно. Если нет – это симулятор ̶м̶а̶л̶я̶р̶а̶ политико-экономических отношений в Европе, начиная с эпохи великих географических открытий и заканчивая Наполеоновскими войнами.
Игровой процесс
Игра делится на 4 эры, в зависимости от сценария вы будете начинать и заканчивать игру в разные эры. Одна эра длится 4 раунда. В ходе раунда каждый игрок выполняет по очереди по одному действию. Раунд заканчивается, когда спасует определенное число игроков (на 1 или 2 меньше общего количества).
Основной движок игры – события. Они тут управляют всем: сколько проживут персонажи (короли, советники и генералы), на чем будет акцент в текущей эре, будут помогать или мешать определенным странам, а также устраивать случайную движуху на карте (то восстания, то туземцы бьют колонизаторов, то пираты активизируются). События делятся на 2 типа: относящиеся к определенному королевству (например: Война алой и белой розы для Англии, Иберийская свадьба для Испании) или общие (чума, набеги Татар, смерть Карла Смелого).
Главная фишка игры – тут можно много чего делать:
- воевать (нервное возбуждение людей в пикельхеймах);
- колонизировать (нервное возбуждение людей с чашкой чая);
- устраивать династические браки и мирную вассализацию с последующим мирным поглощением (нервное возбуждение людей с большой челюстью);
- крестить неверных и устраивать религиозные войны (и даже крестовые походы поначалу);
- торговать (даже рабами);
- быть светочами Просвещения и, даже будучи малой страной, доминировать технологически (маленькая, но технологичная армия уделает превосходящую ее численно раза в полтора-два, если не будет рака кубов);
- устраивать шпионские операции (и с нами рубрика «Мразотные мувы Константина», но об этом чуть позже);
- быть Императором Священной (нет) Римской (нет) Империи (ну тут мб);
- контролировать Папскую курию и отлучать от церкви или объявлять крестовые походы.
В игре 5 основных валют – дукаты (то есть деньги), крестьяне (то есть призывники) и 3 вида баллов монарха (административные, дипломатические, военные). Вам всегда будет не хватать всего. На большинство действий тратятся баллы монарха соответствующего типа.
Как и в компьютерной версии игры, очень сильно (даже сильнее) влияет на вашу жизнь то, какой у вас правитель. Если он гигачад и имеет 3+ во всех статах (по видам баллов монарха), то вы будете гнуть всех в дугу, если у вас в правителях Алешка 1/1/1 – страдать вам нещадно. Кстати, с событиями определенных королевств идет и их исторический правитель, и если Ivan the Terrible как правитель хорош, то вот у Испании и Османской империи в определенный момент становится все очень плохо с монархами.
Торговля – основной источник доходов, так как за одно успешное действие вы получите свой годовой доход (который выдается в начале эры исходя из ваших личных территорий) или даже больше (срубить бабла на золотых приисках вообще круто). С открытием новых колониальных территорий карты торговли, связанные с ними, замешиваются в общую колоду торговли, что делает лица неколониальных стран сильно грустнее.
Опять же, как и в компьютерной версии игры, армии без генерала крайне плохи (аналогично – флоты без адмирала), на деле – бросают меньше кубиков, не могут использовать карты битвы, которые, в свою очередь, могли бы сильно изменить баланс сил. А еще генералом может быть король. А еще генерал может быть убит в ходе битвы (смекаете, да?).
У каждого игрока, как и в компьютерной версии, — миссии своей страны, составленные в несколько цепочек, которые ведут его страну по околоисторическому пути (т.е. за Францию – выпнуть Англичан с континента, потом пойти сожрать пол-Бургундии, затем пойти захватывать Северную Италию). Чаще всего эти миссии будут конфликтовать с миссиями других игроков (например, той же Англии надо расширить свое присутствие на континенте, а Австрии также отожрать часть Бургундии и закрепиться в Северной Италии).
Что на карте
Ооо, на карте адЪ и даже Израиль (но только в делюкс издании, я не шучу). В базовой версии — Западная Европа, разбитая на регионы, с кучей городов, которые принадлежат разным странам. Есть страны с вшитыми вассалами (например, Бургундия), королевства игроков, ботов и динамические королевства, в общем, все пестрит красками. Также есть мини-карты колониальных территорий, на которых своя атмосфера. В делюкс версии добавляется Восточная Европа (примерно до Казани) с отдельной колониальной картой Сибири для России-матушки.
Все ничейные (с точки зрения игроков) страны можно разделить на 3 типа:
- простые королевства: обычный корм для игроков, хотите - дружите с ними, хотите - воюйте;
- динамические королевства: аналогичны тем, что выше, но по событиям могут жрать соседей или колонизировать новый свет. Такой же корм, но это обычно большие страны (Португалия, Дания, Польша и т.п.);
- боты: полноценная замена игрокам. Используются или в определенных сценариях (как в соло за Византию или Ульм, так и в челенджевых, где вы играете за небольшие страны против больших) или же как замена недостающим/ ушедшим на середине игры игрокам.
Как победить?
Способов получить ПО масса:
- захватывать территории;
- исследовать идеи, и желательно первым;
- побеждать в битвах;
- выполнять как свои миссии, так и вехи (общие миссии на эру, чем быстрее выполнил, тем больше ПО);
- за различные механики типа контроля Папской курии;
- за победу в специальных Битвах за власть (для еще большего ужесточения накала краткосрочные конфликтные миссии типа Итальянских войн, Тридцатилетней войны, Колониальной гонки, по итогам которых можно как получить, так и потерять ПО);
- за специальные условия сценария, — тут разработчики не поскупились и в некоторых сценариях вообще перевернули все с ног на голову: хотите - колонизируйте на скорость, хотите - воюйте за средиземноморье и т.п.
Сценарии
Главное тут дело — в сценариях: помимо соло сценариев тут есть и командные, и с неравными стартовыми условиями, и с нестандартными целями. Также почти каждый из них можно играть в нескольких вариациях (разная продолжительность игры, разные участвующие страны). Есть один сценарий, который вообще сделан под другую игру «Here I Stand» про реформацию, в котором добавляется еще куча правил.
Как это на деле
Начнем с самого главного – раскладывать игру от часа до двух (скорее всего, с опытом будет быстрее, но все же). Правила новым игрокам я рассказывал часа два, старался изложить как можно компактнее и не рассматривать часть того, что понадобится позже, и все равно два часа. Тут как раз возможность делать КУЧУ всякого в игре идет против вас. Каждое правило по базе очень простое, но почти в каждом правиле есть или исключение, или какой-то нюанс, из-за которого быстро объяснить все равно не получится. При этом, в отличие от большинства песочниц, 90% правил нужны всем. Также для меня лично большим плюсом является то, что все играют за одинаковые по механике стороны (привет Root), что упрощает понимание происходящего. Да, механика Папской курии Мусульманам нафиг не сдалась, а правила на Императора СРИ нужны только его соседям и Императору (чтобы понимать, с кем имеешь дело, но кстати, почти всегда это все игроки).
Мы играли в самый стандартный сценарий на 4 игроков: Англия, Франция (это я), Австрия и Испания.
На старте у Франции и Испании неплохие короли, у Англии 1/1/1. При этом исторические Французские короли на ближайшее время вообще не умеют в дипломатию (у всех единичка).
Diplomacy is not an option решил я, и начал собирать синюю кляксу в кучу (как раз и задания на это все есть). Англия решила, что такой фигни ей не надо, и сначала попыталась меня успокоить сдачей Мэна (Англичане сыграли Французское событие на конец 100-летней войны, а вообще Англия могла меня послать и немедленно начать войну, но подумала, что еще не готова к такому дерьму), а потом сделала своим союзником Бретань, чтобы поставить меня перед выбором – или отступись, или воюй со мной.
“Смотри пункт первый”, - подумал я и объявил войну Бретани, немедленно призвав к оружию стартового союзника – Шотландию и новоприобретенного союзника – Прованс. Не дав высадится (пока еще не) чаехлебам, я быстро и решительно взял все города на континенте и оставил Англию перед выбором – высаживаться с туманными (хе-хе) результатами (армии у нас примерно одинаковые, но во главе моей армии боевой король), или пойти объяснить горцам, кто тут главный на острове. Для того, чтобы Англичанину было проще определиться, я сыграл Английское событие «Война алой и белой розы» и поставил ему повстанцев. К концу раунда мы разошлись миром – Альбион стал единым, Франция выгнала наглых оккупантов. Знала бы Англия, как она угробила себе этим игру…
Следующей моей целью был распил Бургундии. Угадайте, что сделала Австрия, которой тоже нужна была Бургундия? Сделала своим союзником Бургундию, чтобы поставить меня перед выбором. Ну вы же знаете, что сделал я, да? Бургундия - это вам не Бретань, она сильная, поэтому войск на усмирение я потратил много, попутно разменявшись с Австрийскими войсками почти в ноль (король-то у меня боевой, но рак кубов - он такой). Ближе к концу раунда военная тактическая победа была моя, но пришло время нашей рубрики «мразотные мувы Константина» Австрия не сильна в военном плане, но хороша в дипломатии, а значит, можно помутить воду с помощью шпионов.
Объяснив Бургундцам, что они должны быть независимы, а взятие столицы — это временные неприятности, были подняты повстанцы, которые отбили столицу назад. Дополнительно, чтобы не так сильно смеялись по другую сторону Ла-Манша, Австрийские шпионы Шотландцам также напомнили о горской чести, после чего Англия ушла в подавление беспорядков и восстановление армии аж на 3 раунда (Вильям Уоллес гордился потомками).
Вообще такое наглое вступление Австрии в войну обуславливалось неверным пониманием, как работает СРИ у ее Императора. Он был уверен, что сможет использовать свою спецспособность Защита СРИ, которая даст ему дополнительные войска и возможность прохода по всей ее территории. Но так как Бургундия не является ее участником (хоть и большинство земель находится внутри СРИ), она не сработала, и все СРИ с удовольствием наблюдала, как Французы гоняют ее Императора. Первая игра она такая.
Продолжение войны я встретил почти отсутствующей армией и беспокойными границами. Австрия была выбита из войны (технически, не физически, закончились рекруты), но и мне воевать нечем. Тут-то и пришлось брать займы и нанимать наемников. С их помощью были повторно захвачены отбитые ранее Бургундские земли, в ходе захвата которых бешеный повстанец застрелил Французского короля. Но тут событие на Смерть Карла Смелого пришлось как нельзя кстати, закончив ненужную войну разделом страны пополам, к вящему удовольствию обеих сторон конфликта.
Все это время Испания готовилась к завершению Реконкисты и взятию Гранады, приводя свою армию к нормальному виду. Попутно сделав своим союзником Арагон (спасибо Иберийской свадьбе), что немного отсрочило взятие последнего оплота ислама, так как гордые идальго не были сильно рады свадьбе и королю Арагона на своем престоле, из-за чего подняли восстание.
Вслед за этим я начал строить большой флот (а это охренеть как дорого) с прицелом на колониальную экспансию, попутно выполнив пару миссий на это (свою и общую), так как свободные для расширения земли закончились – с одной стороны Испания, с другой СРИ (что в Германии, что в Италии), а на севере Англия. Испания решила вложиться в технологии (что и привело ее к победе в итоге), а Австрия занялась типично Габсбургскими делами – начала дипломатически подчинять себе участников СРИ, оставив наконец нас всех в покое со своими шпионами и заключив для начала унию с Венграми по событию. Также Испания, по своему событию, получила Колумба и начала колониальную гонку, к которой быстро подключился я, и взяла под свой плотный контроль Папскую курию.
Во второй эпохе Англию выдернул из внутренних передряг Акт о супрематии (который закреплял становление Католической церкви), дав неплохой буст деньгами (изъятие церковного имущества – штука крайне выгодная, ага), но уже слишком поздно.
На конец игры Австрия заняла часть Северной Италии, подмяла под себя Венгрию и несколько имперских князьков. Англия почти взяла Ирландию. Я собрал Францию в исторических границах (кроме Авиньона, воевать с Папой не решился) и неплохо колонизировал Северную Америку. Испания также собралась в своих исторических границах и колонизировала Центральную и немного Южной Америки, а также сделала Португалию своим вассалом.
Итог
Игра просто огонь, но она на два дня и большой стол (особенно с делюксом и 6 игроками). Долго раскладываться, долго играть, долго правила объяснять. Игра долгая, но конкретные ходы идут быстро, также тут не наблюдается проблема ожидания своего хода, так как некоторые действия затрагивают нескольких или вообще всех игроков. Не смотря на обилие правил, мы в них особо не путались. А еще мы горели, много горели из-за срыва своих многоходовочек, так как игра про высшую стадию капитализма – империализм, тут друзей нет, только временные союзники. При этом воткнуть нож в спину и провернуть пару раз – это просто обязательное действие, иначе с ножом в спине окажетесь вы, и довольно быстро. Как-то так получилось (отчасти это диктовалось географией и правителями), что все мы занимались разным – Испания занималась технологиями и колонизацией. Я (Франция) был неадекватным кальмаром, который всем говорил «уебу или уебу». Австрия доставала всех шпионами (немного заигравшись с этим), а потом пошла всем соседям объяснять, что династические браки — это круто и дальновидно. Англия сломалась под гнетом обстоятельств, но к середине игры собралась в кучу и должна была догнать нас, но было уже поздно, и мы закруглились.
Испания победила с разрывом в 2 ПО, я был на втором месте за счет размера страны (а еще я вкладывался в развитие своих городов). Но когда я говорю, что мы занимались разным – не обманывайтесь, это просто акцент действий, а не полное забитие на остальную часть игры.
Если первая эпоха больше про становление стран, то во второй эпохе с реформацией в СРИ начинается резня, к которой подключаются все кому не лень, на фоне гремят Италийские войны, а 3 и 4 эпохи вообще про прямые конфликты между игроками. Что заставляет их постоянно заключать и рвать союзы друг с другом и бить сообща сильно разожравшегося.
Если выбирать между EU и Twilight Imperium (по мне логичный конкурент за нишу) я бы выбрал EU. Отчасти из-за того, что в EU стороны по механикам изначально одинаковые, и нет страны космических археологов, которой вообще на всех пофиг. Отчасти из-за того, что в TI игра не сильно располагает к постоянным прямым конфликтам (кроме нескольких рас, но их-то сразу и пытаются коллективно бить) и все сидят по своим системам, не высовывая носа, собираясь к одному-двум решительным броскам всю игру (и порой их даже не совершают). EU же столкнет тебя лбами с половиной игроков, и не один раз, да так, что мирного решения не будет. После чего бросит вас на одну сторону баррикад против другой группы игроков (не отменив остальные разногласия), а потом перетасует стороны еще раз.
А еще в игре есть легитимный способ вести тайные переговоры, что дает ей в моих глазах +100 очков.
PS. Знание истории очень сильно упрощает игру, так как вы примерно будете представлять, что в принципе будет происходить в игре, и что конкретно будет происходить у вас в стране.
Источник https://vk.com/wall-187992595_88747
Добавил сверстанную памятку на русском
Добавил сверстанные карты на русском
Приглашаю присоединится (надеюсь) к пока что небольшой группе ребят в ВК, в попытках скооперировать всех игроков в эту замечательную игру по РФ:
https://vk.com/eu_price_of_power
Группа небольшая, но в чате сидят знающие ребята, готовы ответить на вопросы, кто-то играет вживую, кто-то может пригласить поиграть/объяснить правила в ТТС.
С удовольствием ждем!)
Предзаказ на дополнение, репринт и новые плюшки от издателя стартовал! Ориентировочный релиз февраль 2025-го года! Обновил шапку дополнения, добавил в ней описание с предзаказа!
Это круто:) А у вас информация? Если брать только доп? Будут там жетоны деревянные как в делюкс версии? Или нужно брать отдельный сет за 25 евро? :)
В дополнении не будет компонентов для игроков, только компоненты, которые расширяют саму игру, карты, жетоны и др.
Если Мы говорим о наборе дополнительного — седьмого — игрока, который будет продаваться за 25 евро, то там компоненты будут под Делюкс версию.
а понял, спасибо за ответ! Ну тогда точно нужно брать этот набор имхо
Оговорюсь, что у меня Делюкс, с доп ботами, доп кубами, монетами и неопреновым полем. Что буду прям точно:
1. Само дополнение — 48 евро;
2. Картхолдер — 48 евро;
3. 7-й игрок — 25 евро;
4. Набор альтернативных карт для Британии — 5 евро.
Все отдельные исправленные правила и книгу сценариев 3, думаю, что брать не буду. Так как их в электронном варианте можно читать.
Кстати, там даже предложение есть купить дополнение за 170 евро, а не за 48, тогда ваше лицо будет у одного из советников!!) Вот это фансервис!!)
У меня такой же набор :) Но я решил брать сам Доп, 7 игрок, набор эрраты (на всякий случай или нафиг не нужен?), книга сценариев III (для красоты).
Картхолдер не уверен что нужен.
А какой прикол в альтернативных картах для Британии?)
На счет картхолдера передумал, да, нафиг нужен.
На счет эррат, не думаю, что это нужно, там изменения минимальные.
На счет альтернативных карт Британии:
Мини-дополнение содержит 9 новых событий, связанных с Британией и Ирландией, причем 5 из этих событий являются альтернативными для Англии, а 4 - универсальными для любых игр в которых участвует британский регион (не важно игрок, бот), разжигающими этот регион карты. Эти события позволят вам значительно разнообразить вступительные ходы в сценариях "Открытия и реформация" и в Гранд кампании. Из также можно использовать для создания собственного сценария, ориентированного на Британию.
Благодаря этим картам вы сможете пережить/ воссоздать: Союз корон, укрепляющий Союз между Шотландией и Англией, а его альтернатива убийство Якова I. А также: Пороховой заговор, гражданские войны, войны с Шотландией и Ирландией, Оливер Кромвель, как новый правитель.
Из универсальных событий: Восстание Тайрона, которое продемонстрирует сопротивление ирландских католиков англичанам, но также предоставит вам правителя, если вам случится играть за одно из малых королевств Ирландии, и Восстание якобитов, в котором рассказывается о восстаниях якобитов в 1719 и 1745 годах, когда они пытались свергнуть ганноверских королей с английского трона.
Убедили, взял карты для Британии тоже)
Рад, что помог с выбором!!))
"неопреновым полем" - как я понял, до этого сбора поля были не из неопрена, а из ткани типа баннерной, качество печати на которой на bgg ругали.
Не знаю почему ругались на BGG, хотя слышу об этом не только от вас, но мне качество карты даже очень понравилось. В группе в ВК по EU board games недавно выкладывали наглядные фотографии.
С этой конторой думаю вообще нет смысла заморачиваться с киком, можно потом все взять в ритейле, куда они даже делюкс киковский слили....
Разработчики в чате Gamefound пишут, что в ритейл пойдет ограниченная партия товара с повышенной ценой. + Стретч-голы, которые идут с предзаказа бесплатно комплектом с допом (к слову, они очень сочные) в ритейл-версии будут продаваться отдельно и тоже в ограниченном количестве.
Ссылка:
https://gamefound.com/en/projects/aegir-games/europa-universalis-tpop-reprint-and-expansion
Интересно кто на локу взял
Europa Universalis: Defying Destiny
О, это мы ждём :)
https://www.kickstarter.com/projects/aegirgames/europa-universalis-the-price-of-power/posts/4012473
Буклет выложил. Пользуйтесь на здоровье))
Также авторы затизерили баннер с новым дополнением со словами: «Ждём больше новостей во втором квартале 2024-го года»!
Да. ждём новый доп! Новые королевства, сценарии, события, миссии, цели, идеи и многого другого!
Еще б объявления локализации дождаться)
Новостей? Расскажут больше? Значит, в этом году, похоже, не дождёмся...
Баннер этот мелькал еще пол года назад, а значит какие-то работы велись. Может уже будет полноценный анонс или предзаказ в конце года, кто знает.
Плюс коллектив создателей EU очень часто отвечает на BGG в разных темах, а также они пристально и с интересом следят за обсуждениями фанатов, а значит прислушиваются к аудитории, что говорит о качестве.
Возможно работа идет медленнее еще и потому, что те же дизайнеры и те же разработчики работают над настольным воплощением Виктории.
Буклет приобрел, жду несколько дней пока издатель кинет ссылку на почту, скачаю его и выгружу сюда.
Уважение +++
Спасибо!
Более короткие сценарии, более смелые идеи, игра за королевство в Новом мире и многое другое!
Сценарии:
1. Старые и новые претенденты (Old and New Pretenders) — это неконфликтный сценарий для четырех игроков, в котором представлены некоторые из малых королевств. Это отличный сценарий для обучающей партии, поскольку игроки не сталкиваются с сердечными угрозами для их государств, а военные конфликты между игроками в первых раундах сведены на нет.
2. Итальянское ремесло (The Italian Job) — этот сценарий для двух игроков (либо соло игры с ботом) с максимальным взаимодействием между ними, действие которого разворачивается в крайне ограниченном географическом пространстве. Данный сценарий длиться всего три раунда, поэтому его легко отыграть всего за один вечер.
3. Тот же Сейм, но другой (Same Sejm, But Different) — сценарий, в котором трем игрокам придется сосуществовать с чудовищным по своей силе ботом. Игроки противостоят друг другу, имея возможность манипулировать действиями бота.
4. Перевернутый стол (Turning the Table) — альтернатива Гранд компании для шести игроков. Приоткройте страницы альтернативной истории, начиная игру со второй половины I-й Эпохи, первая половина которой сложилась несколько иначе!
5. Пробуждение Бога Солнца (The Sun God Awakens) — этот сценарий для соло-игры, либо для компании четырех игроков, в котором впервые появляется возможность поиграть в Королевство на одном из континентов Нового Света, а именно Инков (или, скорее, Куско, если вы исторический душнила). Этот уникальный опыт также включает в себя новые правила, специфичные для конкретного сценария, и дерево миссий Инков для более тематичной игры.
6. Балтийский Гегемон (Baltic Hegemony) — этот сценарий для соло-игры, либо для компании трех игроков в котором Швеция противостоит Княжеству Польскому и Московскому княжеству/ России в битве за доминирование на Балтийском море.
7. Беспорядки в Западной Европе (Turmoil in Western Europe) — сценарий для шести игроков с колоссальным количеством взаимодействия между игроками, действия развернуться на карте Западной Европы. В этом сценарии невозможно расширяться, не вторгаясь в земли своих ближайших соседей.
8. Тридцатилетняя война (The 30 Years' War) — крайне напряженный по взаимодействию между игроками сценарий для шести игроков, в котором игроки с головой окунуться в борьбу за власть в самом сердце Священной Римской империи и по её границам. На протяжении 4 раундов III-й Эпохи все игровые королевства соревнуются за одни и те же территории, но их стартовые позиции, сильные и слабые стороны асимметричны.
Изображение баннера нового дополнения загрузил в раздел "Изображения" в карточке игры.
На странице Кикстартера в новостях появилось обновление в виде нового официального буклета сценариев, там восемь новых компаний. Стоит это чудо минимум 1 доллар, но можно закинуть и больше на поддержку авторам. Рассылать его будут на почту в электронном варианте, как я понял. Возникает два вопроса:
1. Есть ли у кого-то возможность оплачивать покупки на зарубежных сайтах?
2. Если такой человек найдется, может скинемся заинтересованными на поддержку авторов и покупку данного буклета?
уже можно купить ПДФ на сайте Aegir Games. или это предзаказ, но я видел распечатавших людей. значит вероятно продают
Да, купить можно уже.
Система такая платишь по желанию от 1 доллара до 25 (все, что свыше одного это на поддержку авторов и по желанию), в течении нескольких дней высылают ссылку на сайт и ключ, где можно скачать PDF файл с восьмью новыми сценариями и заказать печатную версию этого буклета у типографии, которая сотрудничает с издателями, за доставку печатной версии платить отдельно.
После нескольких месяцев колебаний перед тем, как углубиться в Europa Universalis, игра оказалась скрытой жемчужиной, которую я должен был обнаружить гораздо раньше. Вдохновленный документальными фильмами о колониальной эпохе, я набрался смелости взяться за всеобъемлющий свод правил, решение, усугубленное моим недавним погружением в сложности High Frontier 4 All. И все же, когда я, наконец, рискнул зайти в Europa Universalis всего с двумя игроками, опыт стал не чем иным, как откровением — взрыв, превзошедший все ожидания.
Что действительно отличает Europa Universalis, так это плавная интеграция захватывающих механик, которые улучшают тематический опыт. Оригинальная система выбора действий в игре, искусно вплетённая в "ткань" колониальной эпохи, добавила дополнительный уровень погружения в песочницу. Каждое действие ощущалось как стратегический ход в грандиозном политическом танце того времени, перекликающийся с исторической значимостью. Выбор отражал дипломатические хитросплетения создания союзов, навигации по политическим плоскостям и эксплуатации торговых путей, превращая каждое решение в повествовательную нить на грандиозном гобелене колониальной истории.
Эта динамичная механика выбора действий не только впечатлила меня своей стратегической глубиной, но и вывела игровой процесс на уровень, где стратегия и история сливаются в гармоничном танце. Каждый раунд напоминал историю, раскрывающуюся по одной захватывающей главе за раз, превращая выбор каждого игрока в поворотные моменты разворачивающейся драмы глобального господства. Плавное переплетение этих механик с всеобъемлющей темой политического маневрирования и экспансии полностью захватил меня, и я никогда не жалел о часах, потраченных на изучение и игру в эту исключительную настольную игру.
Что придает Europa Universalis дополнительный блеск, так это то, как она отражает тонкости войны и беспорядков, напоминая игры моего детства, в которые я играл в альбомах для рисования. Использование кубиков, представляющих власть монарха, сродни играм epic empire, создает тематический потенциал управления, который вдыхает жизнь в игру. Советники, повышающие власть правителя-монарха, уровни стабильности и желанный титул императора - все это способствует глубокому принятию стратегических решений. Непредсказуемость действий искусственного интеллекта в сочетании с историческими событиями обеспечивает реиграбельность, которая сохраняет свежесть и увлекательность игры в каждой сессии.
Завоевание территорий - это одно, но Europa Universalis выходит за рамки, представляя проблемы сохранения культурной самобытности в захваченных регионах. Изображение в игре последствий военных кампаний, отмеченных беспорядками и внутренней борьбой, добавляет реалистичности повествованию. События восстания, религиозное инакомыслие и постоянная необходимость подавлять беспорядки создают богатую палитру повествования, которые остаются в воображении ещё долго после завершения игровой сессии.
Europa Universalis, с ее гениальной механикой и исторической глубиной, похожа на сбывшуюся детскую мечту. Сочетание стратегического геймплея, политического величия и создания захватывающих повествований отражает эпические игры empire прошлого. Игра больше не ограничивается моими набросками и воображением, она позволяет игрокам без усилий погрузиться в сложности политического маневрирования, войны и экспансии. Это шедевр, которым я буду дорожить долгие века, воплощающий суть моих детских фантазий в незабываемых настольных играх. Эта скрытая жемчужина действительно стала заветным украшением моей коллекции, и я не могу не рекомендовать ее коллегам-энтузиастам на BGG
В файлы добавил правила 1.2. внесены многочисленные мелкие изменения которые будут присутствовать в second printing. Например введено понятие "Сила NPR".
Низкий Вам поклон, добрый человек!
сами изменения здесь: https://boardgamegeek.com/filepage/263764/changelog-1st-2nd-printing-rules
Большое спасибо!
Огромное Спасибо!
Локализации быть! Ждём анонса, а пока можем гадать кто её выпустит XD
Серьёзно? Поздравляю... Но где эти 100 человек, которые её купят. Она очень длинная и сложная.
Длинная это сколько?
Сложная чем? нюансами? сейчас люди играют в сложные игры безо всяких проблем
Игра не сложная, в смысле в нее сложно играть, но на моей памяти одна из самых мозголомных по нюансам правил.
Много правил не очевидных, труднозапоминающихся, не интуитивных.
Даже Сумерки как-то понятнее выглядят.
Спустя 6 партий уже конечно легче, но все еще часто лезем в правила.
Длинная это в среднем случае 3 часа на человека в стандартную 2эпоховую игру. А есть еще 3 и 4эпоховые).
"Много правил не очевидных, труднозапоминающихся, не интуитивных." Приведите примеры, пожалуйста.
Просто любопытно. На мой взгляд, одна из самых логичных игр. В каждом действии и правиле понятно какой процесс симулируется. Нюансов много, но они все очень логичные.
Ну может действия с Динамическими НИК поподробнее стоило бы расписать.
Я и не говорил, что они не логичные, а то что их трудно держать в голове, в основном из-за количества.
Например: правила решений мира, события типа заразные религии, отношения внутри империи(что теряет/не теряет император/участники при нападении внутри империи, правила Ботов громоздкие, хоть я и верю что боты в игре хорошо сделаны.
"трудно держать в голове, в основном из-за количества." - ну в голове то зачем все держать - там памятки достаточно полные, блок - схемы отличные.
"правила решений мира" - согласен, самый мозголомный раздел. Но опять же если идти по таблице возможностей, то все понятно достаточно. После трех - четырех заключений мира уже все встает на свои места. Не так там и много вариантов.
"правила Ботов громоздкие", но за счет этого Боты не болванчики для битья. Опять же разобрав, каждое действие бота по блок-схеме несколько раз, их делаешь уже на автомате. Эти блок-схемы большую часть правил бота то и составляют.
Так половину тиража зачастую разбирают фанаты издательства, а не игры. Тут Уде с зависимости от того, кто возьмёт.
В коллекции есть Делюкс версия на английском (жизненно необходимой надобности в локализации нет лично для меня), но если будет локализация, то возьму обычную версию с допом, чтобы заменить карты в игре и поддержать отечественного локализатора за то, что взялись за такого мастодонта! Плюс очень и очень хотелось бы, чтобы игра пошла в массы и заняла свою нишу наравне с Сумерками Империи, к примеру.
Аналогично, только версия обычная + дополнение. Возьму на русском по тем же причинам, если будет локализация.
Так откуда вы знаете,
если анонса не было?
инсайд от ивн =)
Быстрее бы уже объявили о локе
Инсайды, это, конечно, хорошо, но ждем официального анонса. Интересно, кто взял? Гага или Крауды?
Фабрика, думаю.
Отличная новость, как раз хотел покупать на английском. Надеюсь будет возможность купить делюкс на русском.
Да вот вряд ли. Во-первых, вроде как это экз кикстартера; во-вторых, он уж слишком дорогой.
Я бы купил локализацию.
Добавил в файлы игры новый (фанатский) буклет сценариев, выполненный под оригинальные буклеты игры. Взят с BGG, на английском языке.
Пять представленных в буклете сценариев на форуме BGG считаются хорошо продуманными и наиболее сбалансированными, плюс на их публикацию получено разрешение от их авторов.
Сценарий 1: Венецианский купец. (3 игрока)
Сценарий 2: Сказ о двух Римах. (2 игрока)
Сценарий 3: Балтийские поля сражений. (3 игрока)
Сценарий 4: Императорская диета. (6 игроков)
Сценарий 5:Император-крестоносец. (4 игрока)
Спасибо! Сценарии очень классные)
Одна из лучших игр, что я играл за все время моего двадцатитрехлетнего опыта игр в настолки! Абсолютный и гениальный шедевр, который занял свою - особую - нишу в нашей компании и свое - особое - место в коллекции, думаю, на долгие десятилетия!
Много уже наиграно партий в: Сумерки Империи 3-е и 4-е издание с допами; Цивилизацию Сида Мейера с допами; Столкновение Цивилизаций (обе версии); Space Empires 4x с допами; Runewars допом; обе версии Эклипс с допами и многие другие 4х известностью и рангом пониже.
Но! Сугубо личное и субъективное мнение - ни одна из этих игр для меня и близко не сравнится с Европой по эпичности, размаху, возможностям, сложности (объемности) правил (с которых я долго горел при освоении), вариативности, масштабирования на разные по числу участников компании и комплексности!
Игровой процесс, как тут уже писали полностью окупает свою цену - игра стоит своих денег ни разу не пожалел о покупке! В самое сердце!)
Четыре партии по 10 часов за плечами, до сих пор пробуем и щупаем, открываем много нового и переживаем захватывающие события.
P.S. Игра из-за своей сложности - не для всех - очень нишевая, но хотя бы раз в жизни такой опыт пережить стоит.
P.P.S. Искать Делюкс издание, либо, как минимум, базу и дополнение.
Строго рекомендую!
Играл, игра шедевр. Я даже не знаю с чем ее можно сравнить. Это несомненно самая крутая игра из старегий, очень глубокая и вариативная. Дорогая для приобритения, но стоит своих денег... Те кто любит сложные, думающие игры, рекомендовано к покупке.