Одна из лучших игр, что я играл за все время моего двадцатитрехлетнего опыта игр в настолки! Абсолютный и гениальный шедевр, который занял свою - особую - нишу в нашей компании и свое - особое - место в коллекции, думаю, на долгие десятилетия!
Много уже наиграно партий в: Сумерки Империи 3-е и 4-е издание с допами; Цивилизацию Сида Мейера с допами; Столкновение Цивилизаций (обе версии); Space Empires 4x с допами; Runewars допом; обе версии Эклипс с допами и многие другие 4х известностью и рангом пониже. Но! Сугубо личное и субъективное мнение - ни одна из этих игр для меня и близко не сравнится с Европой по эпичности, размаху, возможностям, сложности (объемности) правил (с которых я долго горел при освоении), вариативности, масштабирования на разные по числу участников компании и комплексности! Игровой процесс, как тут уже писали полностью окупает свою цену - игра стоит своих денег ни разу не пожалел о покупке! В самое сердце!)
Четыре партии по 10 часов за плечами, до сих пор пробуем и щупаем, открываем много нового и переживаем захватывающие события.
P.S. Игра из-за своей сложности - не для всех - очень нишевая, но хотя бы раз в жизни такой опыт пережить стоит.
P.P.S. Искать Делюкс издание, либо, как минимум, базу и дополнение.
Играл, игра шедевр. Я даже не знаю с чем ее можно сравнить. Это несомненно самая крутая игра из старегий, очень глубокая и вариативная. Дорогая для приобритения, но стоит своих денег... Те кто любит сложные, думающие игры, рекомендовано к покупке.
1. Правила. Чтобы разобраться в основах потребуется часовое видео и изучение бумажных правил на n-ое количество часов. В игре довольно много нюансов, игровой терминологии (realm-province-zone Пр.). 2. Оформление. Игра сделана красиво, качественно, все элементы игрока уже с органайзерами. Без делюкс-версии(разница в 8-12к) армии, флот и города из толстого картона, что может немного потеряться на общей карте, но на практике не вызывало проблем. Отдельно порадовал лист королевств с гербами, который часто придется смотреть для понимания кого будет сложно/легко сделать вассалом, подчинить или просто захватить.
3. Геймплей. Во время сетапа мы выбираем сценарий, который определит какой нацией будем играть. В основном это Кастилия, Франция, Англия и Австрия, но есть еще около 8 наций. Также можно выбрать длительность игры по эпохам(1 эпоха это как 1 Stage в Сумерках), стандартно играли 2 эпохи, но можно и 3,4. В каждой эпохе 4-5 раундов, во время которых по очереди будет сделано множество ходов. И вот тут поначалу глаза разгибаются. У каждой нации есть свои ветки квестов (Пр. Кастилия- осваивать Америку, объединяться в Испанию, продолжает Реконкисту) и от этого, пожалуй, стоит сделать первый выбор. И есть 4 общих квеста, сменяющие в конце эпохи. Действий много, но в общем их можно разделить на зеленые(развитие), синие (политика и дипломатия) и красные(военное дело),есть соответствующие жетоны власти и к каждому цвету привязана колода действий. Выбор продолжается). В свой ход можно либо сыграть действие, разыграть событие из доступных (обязательно в раунд), сыграть/активировать карту или спасовать. Зеленые действия - это в основном развитие, улучшение стабильности, дохода, немного влияния на трон Ватикана и исследование дальнего света (кто первый откроет Америку или Африку?) Синие действия - в основном это размещение влияния и притязаний на соседей, создание союзов, королевских браков и "мирная" вассализация соседних государств и даже их полное поглощение. Красные действия - война, как она есть. Наем войск и кораблей. Вторжения, осады и снова поглощение других государств. Боевка мне понравилась. Хоть и на кубах, но при должной подготовке армии успех будет 5/6 граней каждого куба.
По поводу событий (их будет по количеству игроков+1), которые обязательно надо будет разыграть - это отдельный интересный выбор. События сразу открыты и видны всем. В колоде событий замешаны карты, имеющие ключевое отношение к каждой нации + общие. Например есть Кастильская карта "Иберийская свадьба". И в ней сложный выбор из двух: 1. Начать поглощать Португалию (не очень большая территория) или объявить свадьбу с Арагоном( восточная Испания, большая территория), тем самым устроив массовые бунты в родных провинциях. И тут выбор стоит разыграть карту: сыграть сразу или потянуть время и возможно ее сыграет на тебя кто-то другой с не лучшим для тебя выбором.
В конце раунда происходит подсчет дохода/расхода, уравнивание войск, бонусы и разрешение военных конфликтов. Захватывая и прижимая новые территории, доход и размеры войск растут, появляются новые амбиции. Но чем больше территория, армии и даже казна - тем больше проблем: дорогое снабжение, коррупция, потенциальные мятежи. В первой половине игры обычно каждый занят делами в своем собственном домене, но когда границы уже начинают соседствовать с другими игроками, тут вполне могут начаться конфликты между игроками. В Европе, в отличии от классических 4х присутствует иногда серьезный элемент кризисности: события, разрывающие страну изнутри(вставай свободная Шотландия и Бургундия!) ; мятежи только что присоединенных королевств, предательства вассалов. Очень понравилось решать проблемы и удерживать в узде растущую империю. Общие впечатления. Начитавшись правил с множеством нюансов, я уже начал скептически смотреть на игру, но на деле все оказалось куда спокойнее и с каждым раундом все становилось интереснее и интереснее. Все механики работают, дополняют друг друга, а исторический лор отлично обрамляет всю игру. Большой выбор действий, развитие и управление страной, решение внутренних и внешних конфликтов. А еще плюсом стоит количество игроков. Неплохие сценарии на 3, 4 игроков (с допом на 5,6). Кому игра подойдет: любителям тяжеляка, 4х-стратегий, любителям средневековой истории Европы, кому нравится разбираться и вычитывать правила. Отдельно скажу, что на западе любители несколько-дневных партий от игры в восторге.
Время: Ознакомительная партия заняла 8 часов на 3х с освоением правил и успели сыграть 7/10 раундов. Вторая игра на 4х вышла в 2 часа объяснений правил новичкам и 9 часов игры 8 из 10 раундов.
По опыту игры пока только в 1 и во 2 сценарий могу сказать, что это гигантская игра в цивилизацию с закосом на историчность со всеми из этого + и -. Плюсы: - Очень много исторических отсылок. Любители истории смогут получить свое удовольствие от попытки воссоздать исторический путь своей любимой страны или сделать что-то новое (начать колонизацию за Австрию, например) - Большой инструментарий для взаимодействия с картой. Закрашивать карту своим цветом можно и через войну, вассализацию, колонизацию. Каждый путь имеет свои ресурсы для достижения цели - технологии, спец карты, влияние, деньги, хороший флот/армия, союзы и браки. В целом каждый путь нужен и нельзя сказать, что какой-то метод используется в малой степени от других. - Много инструментов для развития своего государства. Также, как и покраской карты, можно достаточно по разному улучшать свои инструменты для ее покраски и тем самым работать на будущие ваши ходы. - Много разных методов взаимодействия с игроками. Чем дольше партия, тем более тесные позиции занимает каждая из держав по отношению к другой и практически у всех на всех есть какой-то повод для войны. Битва за первые технологии, цели, карты противостояний, за которые дают много победных очков. С каждым новом ходом гонка чувствуется все больше. Плюсы/Минусы: Закос на историчность достаточно сильно ограничивает вас в направлении. Франция всегда будет возвращать себе всю территорию Франции. Англия зачищать острова и пойдет в колонии, как и Испания, для которой необходим путь в Америку и в Италию. Автрия будет расширятся, чтобы превратиться территориально в Австро-Венгрию. Чтобы победить, вам нужно выполнять цели вашей державы, а здесь особо по новому ничего сделать нельзя. Для кого-то это плюс, так как Османы не пойдут просто так освобождать Ирландию, а Испанцы высаживаться в Польше, но все же вариативности не хватает. - Случайная неконфликтность и наоборот. Если вы сели за партию, чтобы всем надрать одно место, скажем так или наоборот, чтобы посидеть в своем планшетике, то эта игра вас может сильно разочаровать. Общие цели двигают поведение игроков и очень часто военные цели либо не предоставляют такой степени накала, чтобы из-за них где-то произошла большая война, либо цена их выполнения может стоить вам очень долгого восстановления, по времени которого вы не догоните впереди стоящих, но иногда из-за того, что вы стали целью другого игрока из-за цели, вам могут на долгое время отодвинуть вас от ваших изначальных планов и расчетов. В целом я бы сказал, что достаточно много случайности в конфликтности (которой за партию может вообще и не быть) и только карты противостояний как-то ее планируют и вы знаете, что сейчас с кем-то слыхнетесь ..языками.. И дополняя конфликтность, если партия не долгая, вы войны между игроками вообще не увидите (не считая конец 100-ки), самый сок, как мне кажется, начинается в 3 и в 4 эпоху. Минусы: - Время. Много времени. Очень много времени. Для входа в игру вам потребуется часы на правила, на их понимание, на рассуждения о них с игроками, на запоминания нюансов. На саму игру уйдут десятки часов (полная кампания мб займет от 20 и больше часов). Для кого-то это очень большой минус и даже те, которые любят проводить много времени за играми, будут посматривать на часы. - Победные очки. Ваша цель - это победные очки и это нормально для игр цивилизаций, но все же чувствуется, что мера их сбора также сильно ограничивает вас. Цели, которые вы даже выполнить не можете или те, которые вы выполняете в первый же ход, не давая остальным ничего сделать. Хотелось бы каких-то глобальных достижений, для тех, кто пошел крестовым походом по другим религиям или стал империй, над которой не заходит солнце. Все в целом локально и каждый копается в своей песочнице. Я бы не сказал, что я много наиграл партий, хотя по времени под 30 часов уже. Но скажу, что для кого-то это будет либо одна из любимых игр, либо игра одной партии. Так как жертв на нее требуется много и если готов их отдать, то она подарит много эмоций, хотя после партии не хочется в нее играть месяц, но через пару дней все же хочется поменять снова попробовать и исправить свои ошибки и привести наконец-то свою страну к успеху!
В общем не смотря на то, что я всю неделю горел от объема правил Европы Юниверсалис, а потом чуть язык не сточил во время объяснения оных, в итоге после первой тестовой партии, вынужден признать, что авторы фактически прыгнули выше головы в плане геймдизайна и выполнения поставленной им издателем задачи, максимально точного и главное играбельного переноса одноименной мегахардкорной компьютерной игры на стол. За счет объема правил это пока самая сложная игра, к которой я когда либо прикасался... Та же Королева Девственница или там Empire of the Sun отдыхают....
Механически в игре все прямо по современному и это при том, что авторам удалось сохранить и историзм и хром, присущий только военно-историческим варгеймам, такой к примеру как все эти безумные заморочки с вассалитетом и сюзеренством лоскутного европейского одеяла феодальных территорий, религией, событий и личностей. Из положительных моментов отмечу: 1) Скоростные микроходы (ребята в некоторых моментах даже не успевали придумать как ходить, на столько быстро до них очередь доходила). 2) Увязка всех игровых элементов на всего 4 типа ресурсов и их крутое перетекание одного в другое (бабки, балы дипломатии, балы войны и балы администрирования) 3) Классная и даже гениальная система торговли без всяких там безумий в виде учета разного типа товаров, чем многие стратегии грешат. При этом система классно обыграна и в наративном плане и симуляционном. 4) При том, что комп.версия Европы это игра прежде всего про управление государством, в настольном варианте удалось ограничиться всего 3 показателями у государства - уровнем стабильности, уровнем налогообложения и мобилизационным потенциалом. Плюс естественно есть показатель государственной религии и возможность ее смены. На карте же всего два показателя отображаются стандартно - это волнения в провинциях и превалирующая религия в области. 5) Офигенская боевая система как в плане управления армией и флотом, так и в плане самой боевки на кубах, которая на удивление и оригинальная и почти совсем не рандомная. 6) Интересное целеполагание в получении Победных Очков и бонусов как за счет соревнования в выполнении публичных заданий, так и интересной системы последовательного и уникального древа миссий конкретного государства, плюс со 2 по 4 эпоху появляются спец. миссии войн, которые достаточно сильно подталкивают государства на более агрессивное поведение. 7) Крутая система розыгрыша карточек исторических событий. Она именно что осмысленная и на ней можно строить стратегию. Плюс она круто реализована - каждый игрок обязан разыграть в течении раунда 1 событие, при этом есть дилема - чем раньше ты это сделаешь, тем больше у тебя выбор, но чем позже, тем больше бабла ты получишь, плюс последний игрок еще разыгрывает по мимо 1 карты еще и низ доп.карты событий (количество событий на раунд равно кол.игроков + 1 доп.карта). 8) Разделение экшен карт на три вида (дипломатия, война, администрирование). Сами карты двухсоставные - их можно разыгрывать либо для выполнения текста, либо получения различных исторических личностей как в кабинет министров государства, так и в армию и флот, плюс для смены правителя. Для их покупки в начале раунда нужны деньги, а для розыгрыша соответствующие балы дипломатии, войны, администрирования и/либо бабки.
P.S. Еще отмечу у игры продуманную эргономику, вроде компонентов до фига, но нет какого то хаоса - скорее всего это заслуга специальных игронайзеров - у каждого игрока свой, плюс такой же по размеру для общих игровых компонентов.
Из явных минусов эргономики игры отмечу только карты доступных для изучения Идей, они одни на всех и их сразу несколько игроков могут изучать, отмечая их своими маркерами. В итоге это выливается в геморой их запоминания и необходимости ходить и смотреть, что можно изучить сейчас и какие для этого требования, и что у тебя изучено. Видимо нужно делать листок или планшет Идей для каждого игрока с возможностью отметок.....
Еще карта мелковатой показалась, видимо лучше все же гиганский плеймат официальный использовать, естественно если у вас есть место под него...
P.S.P.S. С реиграбельностью за счет сценарного подхода и тонны контента у игры полный порядок, так что хоть хитом уровня Сумерек Империи Европе Юниверсалис конечно не стать, так как они и сложнее и тематика не такая популярна, но локальный культовый статус и многие года жизни она явно получит.
Игру сложно назвать массовой, скорее она уж действительно нишевая. Плюс часть потенциальных покупателей ее уже на английском купили. Ну и факт цены тоже сказывается. С "Сумерками" сравнение некорректное - она более популярная и раскрученная в мире - меньше рисков у издателя. P.S. Рад буду ошибаться и ее все же кто-нибудь локализует: любителей игр от Pardox у нас много. Когда то я не верил в локализацию Pax Renaissance, а сейчас уже про High Frontire разговоры идут.
По контенту нормально все: есть модуль в TSS - все можно попробовать. Плюс много инфы на BGG - игру уже получили с KS. По качеству компонентов претензии только к отдельному полю - они его на баннерной ткани печатали - метами потеря цветопередачи и размытость.
Все последние игры Paradox выходят с локализацией - у них достаточно существенный процент русскоязычных игроков. EU не локализуют, просто потому что она старая и контента много уже. Все уже ждут новой части, и там русский скорее всего сразу будет. Настолку выпускает Aegir Games (по лицензии Paradox конечно) - небольшое норвежское издательство, у них игр то нет почти - может это тоже локализаторов останавливает - никто с ними не работал никогда.
Есть. Сыграли. Более 2 часов на пересказ правил и почти 2 полных дня на партию на троих. По впечатлениям, это лучшая 4х стратегия из существующих. Много, очень много интересных реализаций механик (одна только мирная резолюция с 9 вариантами мирных соглашений чего стоит), высокий уровень вовлечённости всех игроков и минимальный даунтайм (действия быстрые, но за раунд их делается много).
А какие механики "неинтуитивные"? Мне, как человеку "испорченному" играми Парадоксов, реально интересно - что там выглядит нелогично? Что может отпугнуть людей не знакомых с логикой игр Парадоксов.
Разные игры просто: EU комплексная игра в которую можно несколько дней играть; CK легкая развлекательная игра на 2-3 часа. Видимо от CK ждали тоже чего-то тяжеловесного.
Потому что СК люди не поняли, так как она очень сильно отличается от... ну так скажем... "оригинальной" версии. А европка в целом сильно похожа на оригинал. Да и вообще европка изначально и была настолкой, которая потом перешла на ПК, а сейчас вот опять в настолку вернулась
Нет. В делюксе фишки городов, войск и кораблей - деревянные. В стандартном издании - картонные. Ну и соответственно органайзеры тоже из-за этого отличаются.
Я больше про контент спрашиваю, а не про косметику типа толщины планшетов… в deluxe есть карта восточной Европы, вы говорите, так она и в дополнении Fate of Empires есть
Игорь (Tyros92) большой молодец за свой вариант правил, но оказывается весь материал по игре который все и будут использовать для игры, не он перевел. А кто же реальный автор этого титанического труда, который насчитывает не только перевод правил, но и памяток, сценариев, карт и правил бота?
Вопрос хороший. Если что, перевод на основе буклета полностью с нуля. Когда начинал другого тут и не было. В планах чуть позже сделать перевод бота и сценариев также на основе оригинальных буклетов + памятки с бгг (та что в коробке не очень)
О, супер, буду ждать. У вас явно получилось лучше чем у безымянного автора. Там к сожалению даже иллюстраций не оказалось, да и термины с формулировками вы более удачные подобрали.
Насчет этого не знаю надо дневники читать. Я пока думаю брать себе или нет. В последнем дневнике написано, что если вы купите сейчас на их сайте с доставкой в Европу (в Россию нету прямой доставки), то возможно придется заплатить налог VAT и вы сами несете ответственность за посылку. Не каждый форвардер примет посылку с налогом. Обычно VAT списывают на кикстартере, а здесь может морока появится, надо разбираться. Наверное проще будет купить в магазине. В Zatu Games: board-game.co.uk сейчас предзаказ висит можно еще поискать. Правда у них упаковка бывает не очень, содержимое болтается, коробка внешняя мнется. Отличие от кикстартерного издания только в позолоченной надписи.
Ещё раз спасибо. Как-то всё не тривиально выходит( Это в любом случае через форвардера + возможный косяк с налогами. Я ещё глянул там по ссылке есть другие магазины - есть немецкие и польские, как я понимаю в плане логистики оттуда доставка должна быть дешевле?
Норвегия не входит в ЕС, поэтому из нее заказывать и везти через ЕС будет головной болью. Напрямую в Россию из немецких, польских и чешских магазинов будет дешевле.
Вряд ли локализуют. Обычная версия 99$ сильно урезана, она будет без карты восточной европы, Московского княжества и Османов. А Deluxe будет стоить как Глум или Сумерки империй, что дорого для российского рынка. А так текст на картах достаточно простой.
Для меня, в принципе, любой текст простой в плане перевода. Иногда даже проще чем русский :-) Но у остальных в компании знания английского на уровне нуля. Мы даже в Серп играем со скрытыми целями в открытую, так как мне надо их переводить :-)
Имея "Mare Nostrum" с большим дополнением, даже не знаю, стоит ли брать очень похожую игру. Мне даже кажется, что, урезанная по сравнению с компьютерной версией, "Европа" даёт меньше возможностей, чем "Наше море". Разве что карты событий будут до поры до времени вносить разнообразие в игровой процесс.
На мой взгляд, игру прекрасно адаптировали под евро-механики. Вырезали кучу окон и параметров, которые сами по себе не несли интеллектуальной нагрузки, а были рутиной. Вместо раскраски политической карты сделали гонку за ПО. Сделали множество способов набора ПО и победный путей как в цивилизации - чем бы тут не занимался: войной, исследованием новых земель и колонизацией, торговлей, созданием альянсов, контролем папской курии - за все получаешь победные очки.
События с одной стороны будут заучиваться. В сценариях я вижу что в деки событий замешиваются строго перечисленные карты и их выход можно будет просчитывать. Событий связанных с конкретной державой маловато, по ощущениям по 2 на каждую эпоху, но сейчас открываются новые в стречголах.
С другой стороны розыгрыш этих событий сделан достаточно интересно, в виде рынка. Можно разыграть негативный вариант события для государства соперника, лишив его возможность самому выбрать более выгодный исход. Снизу на картах событий активируются другие микро-события (восстания, пираты, экспансии неписи и пр.) которыми можно задеть других игроков, что делает весь этот розыгрыш довольно мозголомным.
Помимо событий разнообразие в игру внесут случайно выходящие карты действий, которые достаточно хорошо прокручиваются - по 3 новых карты в каждом раунде. Миссии будут разные выходить в партиях. За выполнение публичные миссии (Milestone) будет конкуренция и с ними так же будет все по разному складываться.
На мой взгляд получается ядерная смесь цивилизации и евро, но такие правила тяжело будет объяснять.
Одна из лучших игр, что я играл за все время моего двадцатитрехлетнего опыта игр в настолки! Абсолютный и гениальный шедевр, который занял свою - особую - нишу в нашей компании и свое - особое - место в коллекции, думаю, на долгие десятилетия!
Много уже наиграно партий в: Сумерки Империи 3-е и 4-е издание с допами; Цивилизацию Сида Мейера с допами; Столкновение Цивилизаций (обе версии); Space Empires 4x с допами; Runewars допом; обе версии Эклипс с допами и многие другие 4х известностью и рангом пониже.
Но! Сугубо личное и субъективное мнение - ни одна из этих игр для меня и близко не сравнится с Европой по эпичности, размаху, возможностям, сложности (объемности) правил (с которых я долго горел при освоении), вариативности, масштабирования на разные по числу участников компании и комплексности!
Игровой процесс, как тут уже писали полностью окупает свою цену - игра стоит своих денег ни разу не пожалел о покупке! В самое сердце!)
Четыре партии по 10 часов за плечами, до сих пор пробуем и щупаем, открываем много нового и переживаем захватывающие события.
P.S. Игра из-за своей сложности - не для всех - очень нишевая, но хотя бы раз в жизни такой опыт пережить стоит.
P.P.S. Искать Делюкс издание, либо, как минимум, базу и дополнение.
Строго рекомендую!
Играл, игра шедевр. Я даже не знаю с чем ее можно сравнить. Это несомненно самая крутая игра из старегий, очень глубокая и вариативная. Дорогая для приобритения, но стоит своих денег... Те кто любит сложные, думающие игры, рекомендовано к покупке.
Игра-бриллиант и абсолютный шедевр. Очень жду продолжение в лице Виктории от того же автора.
1. Правила. Чтобы разобраться в основах потребуется часовое видео и изучение бумажных правил на n-ое количество часов. В игре довольно много нюансов, игровой терминологии (realm-province-zone Пр.).
2. Оформление. Игра сделана красиво, качественно, все элементы игрока уже с органайзерами. Без делюкс-версии(разница в 8-12к) армии, флот и города из толстого картона, что может немного потеряться на общей карте, но на практике не вызывало проблем. Отдельно порадовал лист королевств с гербами, который часто придется смотреть для понимания кого будет сложно/легко сделать вассалом, подчинить или просто захватить.
3. Геймплей. Во время сетапа мы выбираем сценарий, который определит какой нацией будем играть. В основном это Кастилия, Франция, Англия и Австрия, но есть еще около 8 наций.
Также можно выбрать длительность игры по эпохам(1 эпоха это как 1 Stage в Сумерках), стандартно играли 2 эпохи, но можно и 3,4. В каждой эпохе 4-5 раундов, во время которых по очереди будет сделано множество ходов. И вот тут поначалу глаза разгибаются.
У каждой нации есть свои ветки квестов (Пр. Кастилия- осваивать Америку, объединяться в Испанию, продолжает Реконкисту) и от этого, пожалуй, стоит сделать первый выбор. И есть 4 общих квеста, сменяющие в конце эпохи.
Действий много, но в общем их можно разделить на зеленые(развитие), синие (политика и дипломатия) и красные(военное дело),есть соответствующие жетоны власти и к каждому цвету привязана колода действий. Выбор продолжается). В свой ход можно либо сыграть действие, разыграть событие из доступных (обязательно в раунд), сыграть/активировать карту или спасовать.
Зеленые действия - это в основном развитие, улучшение стабильности, дохода, немного влияния на трон Ватикана и исследование дальнего света (кто первый откроет Америку или Африку?)
Синие действия - в основном это размещение влияния и притязаний на соседей, создание союзов, королевских браков и "мирная" вассализация соседних государств и даже их полное поглощение.
Красные действия - война, как она есть. Наем войск и кораблей. Вторжения, осады и снова поглощение других государств. Боевка мне понравилась. Хоть и на кубах, но при должной подготовке армии успех будет 5/6 граней каждого куба.
По поводу событий (их будет по количеству игроков+1), которые обязательно надо будет разыграть - это отдельный интересный выбор. События сразу открыты и видны всем. В колоде событий замешаны карты, имеющие ключевое отношение к каждой нации + общие.
Например есть Кастильская карта "Иберийская свадьба". И в ней сложный выбор из двух: 1. Начать поглощать Португалию (не очень большая территория) или объявить свадьбу с Арагоном( восточная Испания, большая территория), тем самым устроив массовые бунты в родных провинциях.
И тут выбор стоит разыграть карту: сыграть сразу или потянуть время и возможно ее сыграет на тебя кто-то другой с не лучшим для тебя выбором.
В конце раунда происходит подсчет дохода/расхода, уравнивание войск, бонусы и разрешение военных конфликтов. Захватывая и прижимая новые территории, доход и размеры войск растут, появляются новые амбиции. Но чем больше территория, армии и даже казна - тем больше проблем: дорогое снабжение, коррупция, потенциальные мятежи.
В первой половине игры обычно каждый занят делами в своем собственном домене, но когда границы уже начинают соседствовать с другими игроками, тут вполне могут начаться конфликты между игроками.
В Европе, в отличии от классических 4х присутствует иногда серьезный элемент кризисности: события, разрывающие страну изнутри(вставай свободная Шотландия и Бургундия!) ; мятежи только что присоединенных королевств, предательства вассалов. Очень понравилось решать проблемы и удерживать в узде растущую империю.
Общие впечатления.
Начитавшись правил с множеством нюансов, я уже начал скептически смотреть на игру, но на деле все оказалось куда спокойнее и с каждым раундом все становилось интереснее и интереснее. Все механики работают, дополняют друг друга, а исторический лор отлично обрамляет всю игру. Большой выбор действий, развитие и управление страной, решение внутренних и внешних конфликтов.
А еще плюсом стоит количество игроков. Неплохие сценарии на 3, 4 игроков (с допом на 5,6).
Кому игра подойдет: любителям тяжеляка, 4х-стратегий, любителям средневековой истории Европы, кому нравится разбираться и вычитывать правила. Отдельно скажу, что на западе любители несколько-дневных партий от игры в восторге.
Время: Ознакомительная партия заняла 8 часов на 3х с освоением правил и успели сыграть 7/10 раундов.
Вторая игра на 4х вышла в 2 часа объяснений правил новичкам и 9 часов игры 8 из 10 раундов.
По опыту игры пока только в 1 и во 2 сценарий могу сказать, что это гигантская игра в цивилизацию с закосом на историчность со всеми из этого + и -.
Плюсы:
- Очень много исторических отсылок. Любители истории смогут получить свое удовольствие от попытки воссоздать исторический путь своей любимой страны или сделать что-то новое (начать колонизацию за Австрию, например)
- Большой инструментарий для взаимодействия с картой. Закрашивать карту своим цветом можно и через войну, вассализацию, колонизацию. Каждый путь имеет свои ресурсы для достижения цели - технологии, спец карты, влияние, деньги, хороший флот/армия, союзы и браки. В целом каждый путь нужен и нельзя сказать, что какой-то метод используется в малой степени от других.
- Много инструментов для развития своего государства. Также, как и покраской карты, можно достаточно по разному улучшать свои инструменты для ее покраски и тем самым работать на будущие ваши ходы.
- Много разных методов взаимодействия с игроками. Чем дольше партия, тем более тесные позиции занимает каждая из держав по отношению к другой и практически у всех на всех есть какой-то повод для войны. Битва за первые технологии, цели, карты противостояний, за которые дают много победных очков. С каждым новом ходом гонка чувствуется все больше.
Плюсы/Минусы:
Закос на историчность достаточно сильно ограничивает вас в направлении. Франция всегда будет возвращать себе всю территорию Франции. Англия зачищать острова и пойдет в колонии, как и Испания, для которой необходим путь в Америку и в Италию. Автрия будет расширятся, чтобы превратиться территориально в Австро-Венгрию. Чтобы победить, вам нужно выполнять цели вашей державы, а здесь особо по новому ничего сделать нельзя. Для кого-то это плюс, так как Османы не пойдут просто так освобождать Ирландию, а Испанцы высаживаться в Польше, но все же вариативности не хватает.
- Случайная неконфликтность и наоборот. Если вы сели за партию, чтобы всем надрать одно место, скажем так или наоборот, чтобы посидеть в своем планшетике, то эта игра вас может сильно разочаровать. Общие цели двигают поведение игроков и очень часто военные цели либо не предоставляют такой степени накала, чтобы из-за них где-то произошла большая война, либо цена их выполнения может стоить вам очень долгого восстановления, по времени которого вы не догоните впереди стоящих, но иногда из-за того, что вы стали целью другого игрока из-за цели, вам могут на долгое время отодвинуть вас от ваших изначальных планов и расчетов. В целом я бы сказал, что достаточно много случайности в конфликтности (которой за партию может вообще и не быть) и только карты противостояний как-то ее планируют и вы знаете, что сейчас с кем-то слыхнетесь ..языками..
И дополняя конфликтность, если партия не долгая, вы войны между игроками вообще не увидите (не считая конец 100-ки), самый сок, как мне кажется, начинается в 3 и в 4 эпоху.
Минусы:
- Время. Много времени. Очень много времени. Для входа в игру вам потребуется часы на правила, на их понимание, на рассуждения о них с игроками, на запоминания нюансов. На саму игру уйдут десятки часов (полная кампания мб займет от 20 и больше часов). Для кого-то это очень большой минус и даже те, которые любят проводить много времени за играми, будут посматривать на часы.
- Победные очки. Ваша цель - это победные очки и это нормально для игр цивилизаций, но все же чувствуется, что мера их сбора также сильно ограничивает вас. Цели, которые вы даже выполнить не можете или те, которые вы выполняете в первый же ход, не давая остальным ничего сделать. Хотелось бы каких-то глобальных достижений, для тех, кто пошел крестовым походом по другим религиям или стал империй, над которой не заходит солнце. Все в целом локально и каждый копается в своей песочнице.
Я бы не сказал, что я много наиграл партий, хотя по времени под 30 часов уже. Но скажу, что для кого-то это будет либо одна из любимых игр, либо игра одной партии. Так как жертв на нее требуется много и если готов их отдать, то она подарит много эмоций, хотя после партии не хочется в нее играть месяц, но через пару дней все же хочется поменять снова попробовать и исправить свои ошибки и привести наконец-то свою страну к успеху!
В общем не смотря на то, что я всю неделю горел от объема правил Европы Юниверсалис, а потом чуть язык не сточил во время объяснения оных, в итоге после первой тестовой партии, вынужден признать, что авторы фактически прыгнули выше головы в плане геймдизайна и выполнения поставленной им издателем задачи, максимально точного и главное играбельного переноса одноименной мегахардкорной компьютерной игры на стол. За счет объема правил это пока самая сложная игра, к которой я когда либо прикасался... Та же Королева Девственница или там Empire of the Sun отдыхают....
Механически в игре все прямо по современному и это при том, что авторам удалось сохранить и историзм и хром, присущий только военно-историческим варгеймам, такой к примеру как все эти безумные заморочки с вассалитетом и сюзеренством лоскутного европейского одеяла феодальных территорий, религией, событий и личностей. Из положительных моментов отмечу:
1) Скоростные микроходы (ребята в некоторых моментах даже не успевали придумать как ходить, на столько быстро до них очередь доходила).
2) Увязка всех игровых элементов на всего 4 типа ресурсов и их крутое перетекание одного в другое (бабки, балы дипломатии, балы войны и балы администрирования)
3) Классная и даже гениальная система торговли без всяких там безумий в виде учета разного типа товаров, чем многие стратегии грешат. При этом система классно обыграна и в наративном плане и симуляционном.
4) При том, что комп.версия Европы это игра прежде всего про управление государством, в настольном варианте удалось ограничиться всего 3 показателями у государства - уровнем стабильности, уровнем налогообложения и мобилизационным потенциалом. Плюс естественно есть показатель государственной религии и возможность ее смены. На карте же всего два показателя отображаются стандартно - это волнения в провинциях и превалирующая религия в области.
5) Офигенская боевая система как в плане управления армией и флотом, так и в плане самой боевки на кубах, которая на удивление и оригинальная и почти совсем не рандомная.
6) Интересное целеполагание в получении Победных Очков и бонусов как за счет соревнования в выполнении публичных заданий, так и интересной системы последовательного и уникального древа миссий конкретного государства, плюс со 2 по 4 эпоху появляются спец. миссии войн, которые достаточно сильно подталкивают государства на более агрессивное поведение.
7) Крутая система розыгрыша карточек исторических событий. Она именно что осмысленная и на ней можно строить стратегию. Плюс она круто реализована - каждый игрок обязан разыграть в течении раунда 1 событие, при этом есть дилема - чем раньше ты это сделаешь, тем больше у тебя выбор, но чем позже, тем больше бабла ты получишь, плюс последний игрок еще разыгрывает по мимо 1 карты еще и низ доп.карты событий (количество событий на раунд равно кол.игроков + 1 доп.карта).
8) Разделение экшен карт на три вида (дипломатия, война, администрирование). Сами карты двухсоставные - их можно разыгрывать либо для выполнения текста, либо получения различных исторических личностей как в кабинет министров государства, так и в армию и флот, плюс для смены правителя. Для их покупки в начале раунда нужны деньги, а для розыгрыша соответствующие балы дипломатии, войны, администрирования и/либо бабки.
P.S. Еще отмечу у игры продуманную эргономику, вроде компонентов до фига, но нет какого то хаоса - скорее всего это заслуга специальных игронайзеров - у каждого игрока свой, плюс такой же по размеру для общих игровых компонентов.
Из явных минусов эргономики игры отмечу только карты доступных для изучения Идей, они одни на всех и их сразу несколько игроков могут изучать, отмечая их своими маркерами. В итоге это выливается в геморой их запоминания и необходимости ходить и смотреть, что можно изучить сейчас и какие для этого требования, и что у тебя изучено. Видимо нужно делать листок или планшет Идей для каждого игрока с возможностью отметок.....
Еще карта мелковатой показалась, видимо лучше все же гиганский плеймат официальный использовать, естественно если у вас есть место под него...
P.S.P.S. С реиграбельностью за счет сценарного подхода и тонны контента у игры полный порядок, так что хоть хитом уровня Сумерек Империи Европе Юниверсалис конечно не стать, так как они и сложнее и тематика не такая популярна, но локальный культовый статус и многие года жизни она явно получит.
Есть ли шанс, что её возьмут на локализацию?
Шанс стремиться к нулю.
В связи с чем? Сложность? Ну есть же сумерки и долгие партии... и много людей любят их и играют. Короче нишевой бы я эту игру не назвал. Вопрос прав?
Игру сложно назвать массовой, скорее она уж действительно нишевая. Плюс часть потенциальных покупателей ее уже на английском купили. Ну и факт цены тоже сказывается.
С "Сумерками" сравнение некорректное - она более популярная и раскрученная в мире - меньше рисков у издателя.
P.S. Рад буду ошибаться и ее все же кто-нибудь локализует: любителей игр от Pardox у нас много. Когда то я не верил в локализацию Pax Renaissance, а сейчас уже про High Frontire разговоры идут.
Игра с партиями по 16 часов, которые будут длиться по несколько дней ) например, поэтому) + дорогая и хз че по издателям и контенту
По контенту нормально все: есть модуль в TSS - все можно попробовать. Плюс много инфы на BGG - игру уже получили с KS.
По качеству компонентов претензии только к отдельному полю - они его на баннерной ткани печатали - метами потеря цветопередачи и размытость.
Компьютерную версию официально до сих пор не локализовали. Если на настольную права у параходов, то вряд ли локализуют.
Все последние игры Paradox выходят с локализацией - у них достаточно существенный процент русскоязычных игроков. EU не локализуют, просто потому что она старая и контента много уже. Все уже ждут новой части, и там русский скорее всего сразу будет.
Настолку выпускает Aegir Games (по лицензии Paradox конечно) - небольшое норвежское издательство, у них игр то нет почти - может это тоже локализаторов останавливает - никто с ними не работал никогда.
А вообще есть ли сыгравшие? как впечатления? на что похожа, хорошА ли?
Есть. Сыграли. Более 2 часов на пересказ правил и почти 2 полных дня на партию на троих.
По впечатлениям, это лучшая 4х стратегия из существующих. Много, очень много интересных реализаций механик (одна только мирная резолюция с 9 вариантами мирных соглашений чего стоит), высокий уровень вовлечённости всех игроков и минимальный даунтайм (действия быстрые, но за раунд их делается много).
Играли на TTS - настольная еще в пути. Согласен со всем, что написано выше.
Строго для фанатов серии. Слишком много на первый взгляд не интуитивных механик. Слишком долгие раунды.
А какие механики "неинтуитивные"? Мне, как человеку "испорченному" играми Парадоксов, реально интересно - что там выглядит нелогично? Что может отпугнуть людей не знакомых с логикой игр Парадоксов.
играйте в пк версии игр от парадоксов всего больше и дешевле, можно вообще фтп.
заходите в steam, всего больше и дешевле, зачем вам вообще эта тезера.
"А чё так можно было?"
Вот как это так - EU получает (намного) более высокие оценки чем CK...
Разные игры просто: EU комплексная игра в которую можно несколько дней играть; CK легкая развлекательная игра на 2-3 часа.
Видимо от CK ждали тоже чего-то тяжеловесного.
Что такое СК?
Crusader Kings.
СК - Crusader Kings.
2-3 дня… захват мира занял целое лето…
Потому что настольный СК это кривой, косой и недоделанный ублюдок
Потому что СК люди не поняли, так как она очень сильно отличается от... ну так скажем... "оригинальной" версии.
А европка в целом сильно похожа на оригинал. Да и вообще европка изначально и была настолкой, которая потом перешла на ПК, а сейчас вот опять в настолку вернулась
Я правильно понимаю, что Deluxe edition это standard edition + дополнение Fate of Empires?
Нет. В делюксе фишки городов, войск и кораблей - деревянные. В стандартном издании - картонные. Ну и соответственно органайзеры тоже из-за этого отличаются.
И еще в делюксе двухслойные планшеты. Ну и Восточная Европа тоже сразу входит.
Я больше про контент спрашиваю, а не про косметику типа толщины планшетов… в deluxe есть карта восточной Европы, вы говорите, так она и в дополнении Fate of Empires есть
По игровому контенту Deluxe это Standard Edition + Fate of Empires.
Игорь (Tyros92) большой молодец за свой вариант правил, но оказывается весь материал по игре который все и будут использовать для игры, не он перевел. А кто же реальный автор этого титанического труда, который насчитывает не только перевод правил, но и памяток, сценариев, карт и правил бота?
Вопрос хороший. Если что, перевод на основе буклета полностью с нуля. Когда начинал другого тут и не было. В планах чуть позже сделать перевод бота и сценариев также на основе оригинальных буклетов + памятки с бгг (та что в коробке не очень)
О, супер, буду ждать. У вас явно получилось лучше чем у безымянного автора. Там к сожалению даже иллюстраций не оказалось, да и термины с формулировками вы более удачные подобрали.
Добавлен перевод правил на основе оригинального буклета.
Обалдеть, с учетом тонны иконографики это просто титанический труд.... Огромное спасибо!!!
Большое спасибо!
Если есть рай для настольщиков, ты там точно окажешься!
Спасибо!
Для отработки правил предлагаю собраться в TTS, у кого есть желание, пишите)
Да, некоторым уже приехало
https://boardgamegeek.com/thread/2990138/experience-game-play
https://boardgamegeek.com/thread/2994038/first-impressions-review-after-5-hours-play-very-e
Готов выкупить deluxe pledge, писать в личку
У них сейчас в магазине 35 делюксов в наличии осталось. На сайте кикстартера ссылка есть на магазин.
Спасибо. А не знаете отправят сразу или ждать придется?
Насчет этого не знаю надо дневники читать. Я пока думаю брать себе или нет. В последнем дневнике написано, что если вы купите сейчас на их сайте с доставкой в Европу (в Россию нету прямой доставки), то возможно придется заплатить налог VAT и вы сами несете ответственность за посылку. Не каждый форвардер примет посылку с налогом. Обычно VAT списывают на кикстартере, а здесь может морока появится, надо разбираться.
Наверное проще будет купить в магазине. В Zatu Games: board-game.co.uk сейчас предзаказ висит можно еще поискать. Правда у них упаковка бывает не очень, содержимое болтается, коробка внешняя мнется.
Отличие от кикстартерного издания только в позолоченной надписи.
Ещё раз спасибо. Как-то всё не тривиально выходит( Это в любом случае через форвардера + возможный косяк с налогами. Я ещё глянул там по ссылке есть другие магазины - есть немецкие и польские, как я понимаю в плане логистики оттуда доставка должна быть дешевле?
Норвегия не входит в ЕС, поэтому из нее заказывать и везти через ЕС будет головной болью. Напрямую в Россию из немецких, польских и чешских магазинов будет дешевле.
Появился мод в TTS, желающие попробовать - пишите в ЛС. Правилам научу.
Написал в ЛС, наверное не заметил. Написал тут
Когда закрывается pledge manager?
Вот бы кто за локализацию взялся. Текста многовато, трудно будет компанию на английскую версию найти :-(
Вряд ли локализуют. Обычная версия 99$ сильно урезана, она будет без карты восточной европы, Московского княжества и Османов. А Deluxe будет стоить как Глум или Сумерки империй, что дорого для российского рынка. А так текст на картах достаточно простой.
Для меня, в принципе, любой текст простой в плане перевода. Иногда даже проще чем русский :-)
Но у остальных в компании знания английского на уровне нуля. Мы даже в Серп играем со скрытыми целями в открытую, так как мне надо их переводить :-)
Имея "Mare Nostrum" с большим дополнением, даже не знаю, стоит ли брать очень похожую игру. Мне даже кажется, что, урезанная по сравнению с компьютерной версией, "Европа" даёт меньше возможностей, чем "Наше море". Разве что карты событий будут до поры до времени вносить разнообразие в игровой процесс.
На мой взгляд, игру прекрасно адаптировали под евро-механики. Вырезали кучу окон и параметров, которые сами по себе не несли интеллектуальной нагрузки, а были рутиной. Вместо раскраски политической карты сделали гонку за ПО. Сделали множество способов набора ПО и победный путей как в цивилизации - чем бы тут не занимался: войной, исследованием новых земель и колонизацией, торговлей, созданием альянсов, контролем папской курии - за все получаешь победные очки.
События с одной стороны будут заучиваться. В сценариях я вижу что в деки событий замешиваются строго перечисленные карты и их выход можно будет просчитывать. Событий связанных с конкретной державой маловато, по ощущениям по 2 на каждую эпоху, но сейчас открываются новые в стречголах.
С другой стороны розыгрыш этих событий сделан достаточно интересно, в виде рынка. Можно разыграть негативный вариант события для государства соперника, лишив его возможность самому выбрать более выгодный исход. Снизу на картах событий активируются другие микро-события (восстания, пираты, экспансии неписи и пр.) которыми можно задеть других игроков, что делает весь этот розыгрыш довольно мозголомным.
Помимо событий разнообразие в игру внесут случайно выходящие карты действий, которые достаточно хорошо прокручиваются - по 3 новых карты в каждом раунде. Миссии будут разные выходить в партиях. За выполнение публичные миссии (Milestone) будет конкуренция и с ними так же будет все по разному складываться.
На мой взгляд получается ядерная смесь цивилизации и евро, но такие правила тяжело будет объяснять.
Неплохо написал, спасибо!
Буду думать...
Кикстартерных эксклюзивов не вижу, поэтому возьму тогда уже себе игру в ритейле. Интуиция подсказывает, что ниже определённой планки игра не будет.