![]() |
Анонсы локализаций от Gaga |
Куча анонсов от Гаги. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Radlands. Культ хрома» |
![]() |
С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025] |
В этом выпуске: Визуальное перевоплощение Шарлатанов Кведлинбурга. Как... | |
![]() |
Идут сборы на Pandora Celeste |
Облегченная ускоренная "Немезида" с элементами юмора. | |
![]() |
Идут сборы на Lands of Evershade |
Масштабное РПГ в коробке без ГМа. |
Я считаю, что Замки Бургундии (2011) - одна из лучших-игр-навсегда. С одной стороны, это следует учитывать, читая этот обзор (или немедленно закрывая его), с другой - именно поэтому я никак не мог пройти мимо карточной версии этой игры.
На всякий случай подчеркну, речь пойдет о недавно вышедшей карочной версии Замков Бургундии. Просто по обложке этого можно не заметить, отличие только в цвете фона, был бордовый (не странно ли переводить burgungy как бордовый?), стал бордово-фиолетовым, тонкое чувство цвета в оформлении Замков Бургундии уже стало притчей во языцех, да. Хотя сама коробка стала раз в 10 (по объему) меньше, и, кстати, на боковинке вверху гордо стоит цифра 1, похоже, будет новая линейка от alea.
Понятное дело, что Фельд выпускает не только хорошие игры, но под именем своей лучшей игры вряд ли он выпустил бы что-то совсем несуразное - такова была моя логика, когда я вслепую купил The Castles of Burgundy: The Card Game.
И каково же снова было мое удивление, когда я не смог найти не только обзоров, но и правил этой игры в рунете. Поэтому в этом обзоре я попытаюсь убить как минимум трех зайцев*: изложить правила, попутно сопоставить их с правилами "старшей сестры" (по ходу текста буду называть ее сокращенно ЗБ) и поделиться своими впечатлениями.
Поначалу это дезориентирует, но привыкаешь быстро - все, что мы видели в Замках Бургундии стало картами. Какие карты есть и что мы должны подготовить для начала игры:
1. Карты граней. 6 карт с большими изображениями граней кубика от 1 до 6, они выкладываются в центр стола образуя так называемый display.
2. Карты действий, самая большая колода - на них есть следующая информация: изображение грани кубика, тип карты (отмечается цветом и самой картинкой, всего 7 типов), бонус карты (соответствует типу) и победные очки. Зачем это все нужно - скажу чуть позже. Эти карты во-первых раздаются игрокам - по шесть карт в начале каждого раунда. Во-вторых выкладываются рядом с картами граней кубиков (п.1) в количестве зависящем от числа игроков: для двоих выкладывается по одной карте около каждой цифры (подряд, значения кубика на карте и карты грани не обязано совпадать, как карта ляжет) и еще одну, седьмую, карту кладем в соответствии с ее значением; для троих также раскладываем первые шесть карт как лягут, и еще четыре в соответствии со значениями их кубиков; для четверых - два ряда (12 карт) выкладываем подряд, как лягут, еще одну - в соответствии со значением ее кубика. Оставшаяся колода кладется рядом и ждет своего часа (а если закончится, перемешивается сброс и становится колодой).
|
|
3. Карта первого игрока. Выдается самому младшему, но вы можете придумать какое-нибудь правило определения первого игрока и поинтереснее:)
|
Как и в ЗБ право ходить первым не всегда передается автоматически. |
4-5. Карты рабочих и карты слитков серебра. В начале игры раздается по одному слитку. Первому игроку рабочих не достается, второму - 1 работник, третьему (если он есть) - тоже 1, четвертому (если он есть) - 2 работника. NB. количество этих карт считается неограниченным. |
Работники будут так же, как и в ЗБ, корректировать значения "кубиков", за слитки можно будет так же покупать, но теперь уже карты. А вот очков в конце игры уже не принесут ни те, ни другие. |
6. Карты победных очков. Большая часть победных очков будет получаться с других карт, поэтому эта стопка не очень толстая.
|
|
7. Карты бонусов за закрытие стеков (7 шт). |
В отличие от ЗБ мы будем закрывать не территории, а стеки однотипных карт. Первому закрывшему стек определенного типа достается такой вот бонус (как и в ЗБ). |
8. Карты бонусов за стеки всех цветов. На четверых кладутся все 4 карты в убывающем порядке: сверху 4, дальше 3, 2, 1. На троих кладутся карты 4-2-1, на двоих 3-1. Если в вотчине игрока присутствуют карты всех цветов, он получает такую карту, верхнюю из оставшихся.
|
|
9. Карты раундов. Пять карт раундов кладутся от A до E (сверху вниз) и будут меняться в начале каждого раунда. |
Как и в ЗБ, здесь пять раундов. Как и в ЗБ отличие раундов в бонусах за закрытые стеки. Но бонусы тут не ПО, а то, что может пригодиться по ходу игры. Так вот эти самые бонусы и нарисованы на картах раундов. |
10. Карты товаров. Из колоды товаров каждому игроку раздается по одной случайной карте, остальные карты мешаются, делятся на две стопки, которые выкладываются лицом вверх (какие карты лежат под верхними - закрытая от игроков информация; мне лично не нравится эта Фельдовская идея со стопками лицом вверх, достаточно чуть поехать верхней карте и уже знаешь, ждать ли чего от этой стопки; можно выкладывать как обычно лицом вниз и каждый раз переворачивать карту). Карты товаров бывают трех типов, что отмечается разной насыщенностью коричневого цвета и разными кубиками, указанными наверху карты, ценность товаров в победных очках, указанная внизу карты всегда одинаковая - 1 ПО.
|
В отличие от ЗБ товары бывают трех типов (1-2, 3-4, 5-6), продавать мы их будем похожим образом, с помощью "кубиков", а вот получать с продажи мы будем немного другие бонусы. |
11. Карты животных. С ними надо поступить ровно так же, как и с картами товаров. |
Вроде бы и их мы уже видели в ЗБ, но тут с ними будут происходить совсем другие вещи. |
12. Карты поместья, проектов и склада. Каждому игроку выдается по одной карте каждого вида, эти карты просто размечают игровую зону каждого игрока. Итого есть три зоны - на складе лежат товары, серебро, рабочие и животные, в зоне проектов лежат карты (не более трех), которые игрок собирается выложить в своей "вотчине" ("построить") и третья зона - сама "вотчина", куда выкладываются карты-постройки, а также подкладываются карты бонусных победных очков и проданных товаров.
Подытожим, к началу игры посередине стола лежат карты с большими кубиками (display, зона предложений) и выложенные под ними карты действий. Где-то сбоку - серебро, рабочие, две стопки скота, две стопки товаров, стопка бонусных карт за стеки, стопка бонусных карт "за все 7", карты ПО, стопка карт раундов. Перед каждым игроком: личная колода действий из 6 карт, карта вотчины, карта проектов и карта склада с одним животным, одним товаром, одним слитком серебра и либо карта первого игрока либо 1-2 рабочих.
|
Думаю, в "зоне проектов" все узнали те самые скромные три гекса на планшете игрока в ЗБ, ну а "вотчина" - она и в Африке "вотчина". |
Знаю, звучит все это ужасно, но на деле раскладывается за минуту-полторы. Вы еще здесь? Значит вы очень терпеливы и, скорее всего, совсем не америтрешер.
Продолжим, впереди - сами правила игры (самая короткая, наверное, часть обзора) и пояснения по картам.
|
|
Игра проходит 5 раундов по 6 ходов в каждом. Раунды отмечаются картами раундов, ходы - выдаваемыми перед каждым раундом шестью картами действий.
В начале раунда каждый игрок берет из своей колоды действий две карты, одну играет в свой ход, затем добирает еще одну карту из своей колоды, чтобы к следующему ходу у него опять было две карты. В каждом раунде последнее действие играется просто последней оставшейся картой.
Когда мы берем карту из своей колоды действий, нам не важна никакая информация на ней, кроме значения кубика, нарисованного наверху (а для половины действий неважно и оно). В свой ход мы можем использовать карту следующими способами:
|
Итого, по сравнению с ЗБ действий 30, а не 50. К тому же здесь как правило меньше выбор и реже удаются комбо, отсюда вытекает главное преимущество игры - она очень быстрая. Впрочем, в этой же фразе скрыты и недостатки. |
1. Взять проект. Можно взять проект, лежащий под картой грани, соответствующей грани скидываемой карты действия, с учетом рабочих, которых можно скидывать, чтобы изменить значение карты действия на 1 за каждого использованного рабочего (рабочих можно отдавать сколько угодно; 1 и 6 считаются соседними цифрами). Полученный проект нужно положить в зону проектов, если там меньше трех проектов, если их уже три, придется что-то скинуть.
|
Пока почти ничего нового, разница в том, что почти для каждого значения карты грани проектов предлагается меньше и выкладываются на дисплей они рандомно, т.е. может в раскладке вообще не оказаться каких-нибудь типов карт.
|
2. Построить проект. Т.е. выложить карту из зоны проектов в вотчину. Для того, чтобы это сделать, надо сыграть с руки карту с таким же значением кубика, как и на карте, которую строете (также можно докидывать до нужного значения рабочими).
Карты одного типа складываются в стек, можно иметь несколько стеков одного типа. Почти все карты имеют бонус, получаемый сразу при выкладывании. Если в стеке оказывается три карты, он считается закрытым. В таком случае, если это первый за всю игру у всех участников закрытый стек такого цвета, закрывшему полагается бонусная карта с изображением стека этого цвета, она подкладывается под карту вотчины и в конце игры принесет 1 ПО (на ней это тоже нарисованно). Кроме того, при закрытии любого (и первого и какого угодно еще) стека дается бонус (на выбор), нарисоввнный на карте раунда, в первом раунде вариантов много - два животных (берется сверху стопок скота, последовательно), или два товара, или 3 ПО, или 3 рабочих или 3 серебра, в последнем раунде в качестве бонуса можно выбрать только 1 серебро или 1 рабочего.
Но главное то, что очки будут приносить только собранные стеки, 1-2 карты очков не приносят. Количество очков зависит от типа карты и показывается внизу карты, причем, хоть очки указаны и на каждой карте - эти ПО вы получаете за целый стек, а не за каждую карту (к примеру, стек замков приносит всего 2 ПО, стек городских построек - 3 ПО, почти все остальные - по 4 ПО).
|
Области, застраиваемые в ЗБ, здесь заменяются стеками. Причем теперь они все одинаковые по величине - три карты. Бонусы за застройку всех областей одного цвета заменены бонусом первому, собравшему стек; ПО за закрытие областей в ЗБ мы также получаем, но в виде ПО за стеки, а дополнительные ПО, зависящие от раунда заменены бонусами, которые потом можно будет использовать. |
3. Продать товар(ы). Скинув карту с гранью, соответствующей имеющемуся на складе типу товаров мы продаем все товары этого типа - подсовываем эти карты под карту вотчины. Каждый проданный товар принесет нам 1 ПО (что и показано на карте каждого товара). Кроме того, мы получаем по 1 слитку серебра за каждый проданный товар. Игрок, последним продавший товар, становится первым игроком на следующий раунд, он получает карту первого игрока но пока хранит ее перевернутой. |
Как уже было сказано, товар теперь имеет два значения кубика. Т.е. товар 3-4 можно продать как тройкой, так и четверткой. Воторое отличие - мы получаем не один слиток за все, а по слитку за каждый товар. |
Остальные действия не зависят от того, какая грань изображена на скидываемой карте.
4. Взять один слиток серебра. С учетом , что есть много других действий, за которые нам дают серебро - не самый лучший ход.
|
|
5. Добрать карт рабочих до 2. Т.е. если у игрока 1 рабочий, он получит еще одного, если вовсе нет - получит двоих, а вот если два рабочих и так есть,это ход сделать невозможно. |
Этот ход и в ЗБ если делаешь, то с сожалением. |
6. Сдать карты рабочих и серебра за ПО. За каждые три карты серебра/рабочих получаем по 1 ПО. Понятное дело, что такой ход делается раз за игру, в самом конце, чтобы получить хоть какую-то выгоду с этих неиспользованных карт. |
В отличие от ЗБ, в конце игры мы не получаем ПО за слитки, рабочих, непроданные товары и проч. Поэтому, если все не расчитано "тютелька в тютельку", приходится тратить ход на конвертацию, но на самом деле, вполне бывает, что остается один ненужный ход. |
Также есть еще действие, которое можно выполнить до, во время или после основного действия, но только один раз за ход - купить за три карты серебра дополнительную карту. При этом игрок берет из колоды три карты, выбирает из них одну и либо кладет ее в зону проектов (если там есть место), либо использует как дополнительное действие тем кубиком, который изображен на этой карте.
|
В отличие от ЗБ покупаем мы "кота в мешке". |
Вот и все. После того, как каждый игрок отыграет все карты из своей колоды действий (т.е. сделает 6 ходов), дисплей (зона под картами граней) расчищается (если там еще что-то осталось), туда по тем же правилам, как и в начале, выкладывается 7/10/13 карт (если играют 2/3/4 человека); меняется карта раунда с указанием бонусов за закрытие стеков; каждый игрок снова получает 6 карт действий; определяется первый игрок - это либо последний игрок, продавший товары, либо (если этом раунде никто не продавал товары) карта первого игрока переходит по часовой стрелке. И раунд начинается снова с того, кто владеет картой первого игрока. |
|
Когда будут отыграны все 5 раундов, игра заканчивается. Очки начисляются за: закрытые стеки (легче всего просто отложить по одной карте с каждого закрытого стека); проданные товары, полученные бонусы и дополнительные ПО (в общем, все то, что подкладывается под карту вотчины); сеты животных (за четырех разных животных - 4 ПО, за трех - 2 ПО, за двух - 1 ПО, за одного ПО не начисляется; при этом сетов может быть несколько, как распределить по сетам своих животных каждый игрок решает сам). Еще 1 ПО приносит карта первого игрока ее обладателю.
Ничья, если такая случится, разбивается по сумме непроданных товаров, незадействованных в сетах животных, карт работников и серебра. Других тайбрейкеров нет. |
|
Казлось бы, все, но те, кто играли в оригинальную игру, понимают, что самое главное - в бонусах, которые мы получаем, выставляя тот или иной тайл. За большинство карт в карточной версии мы тоже что-то получаем:
- за шахты (серые карты) мы сразу получаем две карты серебра. |
|
- за карты знаний (желтые) мы получаем двух рабочих. |
Боль, если вы понимаете, о чем я (подробнее - в разделе впечатлений). |
- за корабли (синие карты) мы берем на выбор один из двух товаров, доступных в данный момент. На смену ему сразу открывается новый.
- за пастбища (светло-зеленые) берем таким же образом одно животное.
- за замок (темно-зеленые) мы можем сразу же сделать еще одно любое действие (так, будто бы мы сыграли карту с нужной нам гранью).
|
|
- городские постройки обладают разными бонусами: взять 1 ПО (берется карта 1 ПО и подкладывается под карту вотчины), взять три серебра, взять на выбор или карту животного или товара, продать один тип товаров, выставить одну карту из области проектов в вотчину, взять с "дисплея" в зону проектов пастбище или корабль, монастырь или замок или шахту, знание или городское строение. Какое здание приносит какой бонус очевидно по рисунку на карте.
|
|
- монастыри не дают никаких дополнительных бонусов. Но это самые необычные карты, их можно использовать двумя способами - или обычным образом, создавать отдельный стек, он принесет в конце аж 6 очков, или использовать в качестве "джокера" и подложить в любую имеющуюся стопку (это все равно не принесет никакого бонуса, но позволит, возможно, закрыть стек), подкладывать надо в самый низ стека, т.к. очки будут считаться, конечно, как за обычный стек этого типа.
Вот теперь уже совсем все, можно играть. |
|
После нескольких минут привыкания и переучивания от обычных Замков Бургундии, приходит первая волна удовольствия - "Я действительно играю в Бургундию, это она!" Радость узнавания омрачается первой же желтой карточкой - просто два рабочих вместо всего разнообразия бонусов "тайлов умений" из прародительницы? Благо, хоть городские тайлы остались разными.
Впрочем, долго горевать не пришлось, конец игры наступил молниеносно. За несколько дней как-то само собой выполнилось "правило Кседиха" (не менее десяти партий перед обзором), нам с женой удавалось играть по 3-4 партии в день, по ходу других дачных дел. Вообще игра идеально подходит под категорию "сумееем доиграть, даже если скоро проснется ребенок". Поэтому даже вопрос о реиграбельности встает не столь остро, для такой короткой игры рандом стартовой раскладки, выхода карт и проч. дает достаточное разнообразие. Влияние рандома - второй вопрос, возникший в первые несколько игр. Увы, здесь его больше, чем в стандартных Замках Бургундии, и выражается он не только в кубиках на картах (обычные кубики тоже не слишком предсказуемы), но и в выходе карт на "дисплей". Так при игре вдвоем вполне может случиться, что какой-то тип карт вообще не выйдет или выйдет в первом раунде, построишь такое здание, а больше оно не появится. Рандомность покупки уже отмечалась, может случится что из трех карт тебе не нужна ни одна, ни кубиком, ни проектом.
Впрочем, ощущения остались все равно положительные, потому как играется как филер, но все эти маленькие действия нанизываются одно к одному, совсем как в прародительнице. Процесс принятия решений часто аналогичен тому, как это бывает в Замках Бургундии; хитроумные комбы тоже встречаются (хотя и реже), к примеру, вполне можно выложить 4 здания за один ход, закрыв три ряда (был такой случай); следить за другим игроком тоже приходится.
Само звание "тактический филер" сразу навевает сравнение с Race for the Galaxy, именно эту нишу заняла данная игра в нашей семейной игровой ячейке (тем более, что сама RftG ее покинула, обзаведясь всеми дополнениями первой арки).
Вообще такое сравнение не может не прийти в голову, так как сама RftG тоже является карточной версией другой классической игры - Пуэрто-Рико. Вообще, в пропорции ЗБ/катрточные ЗБ = Пуэрто/? не очень понятно, что поставить на место ? - RftG или Сан-Хаун, главное различие между которыми - разнообразие карт; по этому критерию, конечно ?=Сан-Хуан, но все-таки, Сан-Хуан более простой и однообразный, чем карточная Бургундия, так что что-то среднее. Из положительных моментов можно еще отметить баланс карт, игра сбалансирована по многим критериям (и именно в жертву баланса, видимо, было принесено разнообразие).
И на этом впечатления могли бы закончится, но я решил попробовать игру не только в дуэльном режиме, благо на носу была игротека, а на неделе старшие дети возвращались домой, так что случаев представилось несколько и совсем разных.
В клубе ее за вечер разложили раз пять-шесть, я, правда, больше объяснял правила, чем играл. Но первая же партия показала, что главное достоинство - скоротечность, пропадает даже при трех игроках, не говоря уж об игре на четверых, и из крепкого филера игра превращается в эрзац большого евро.
Второй удар - стало больше карт в "дисплее". Оно, конечно, логично, более того, это должно "лечить" рандомность выхода этих карт. На деле же получается, что всего оказывается слишком много и не так сильна конкуренция. В первом раунде есть такой бонус за собранный стек - 3ПО, это очень много, даже слишком. Мы как раз с женой обсуждали, что это, наверное, издевка, невозможно закрыть стек в первом раунде, разве что этот бонус просто побуждает людей не давать друг другу брать одинаковые карты. Так вот на троих аж двое игроков смогли это сделать, третий игрок не мог остановить сразу двоих, так что кто-нибудь это обязательно сделал бы. Да и в целом, имея низкую конкуренцию игровой процесс становится более однообразным и механическим, все делают примерно одно и то же.
Итак, чему же мы научились? Больше этого не далать? Да нет, игра все равно появляется у нас за столом достаточно регулярно. Втроем, наверное, мы за нее не часто будем садиться, благо выбор есть (странно, BGG как раз считает, что на троих игра идет дучше всего). А вот любителям дуэльных игр - хорошее занятие на двадцать минут, тем более в такой ленивый солнечный полдень.
P.S. По просьбе почтенной публики и ради полноты изложения правил расскажу про соло-режим. Игроком он играется по правилам для двух участников, но в нем не используется карта первого игрока, и при начальной раскладке игрок берет себе рабочего. Бот по имени Аарон же не играет вовсе, он открывает в начале первого раунда три карты и распределяет их по стекам, в начале второго он берет четыре карты и добивает уже имеющиеся стеки, а если надо - начинает новые. То же происходит в остальных раундах, только вытягивает Аарон уже 5/6/7 карт. При этом монастыри всегда идут в собственный стек, и за каждый монастырь, выложенный Аароном игрок получает 1 ПО из запаса. Кроме того, Аарон не берет никаких бонусов за выложенные карты и стеки, кроме бонусов за первый стек этого цвета (если он успел его собрать до игрока) и "за все 7". В конце каждого раунда считаются победные очки (считая очки за скот), если у игрока меньше очков - он сразу проигрывает. Если все пять раундов у игрока не меньше очков, чем у Аарона, то игрок выигрывает. That's all folks:)