С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Trap the Cap
Zapp Zerapp Sorry! Лудо |
проекты |
Игры-История-Культура
|
Дата: | 12 февраля 2013 |
9.3023 |
- |
Про Дизраэли рассказывают такой анекдот. Однажды во время выступления в парламенте его прервал выкрик из зала:
— Как Вам не стыдно! Ведь вчера Вы говорили полностью противоположное, — возмущался оппонент.
— Никто не должен стыдиться того, что сегодня он умнее, чем вчера, — парировал оратор.
В 29-м выпуске рубрики я, рассказывая о «Пачиси»/«Лудо», писал: «Вариаций правил хватает, но скорее они носят косметический характер». С тех пор я обнаружил несколько игр, чьи правила отличаются от правил «Пачиси» достаточно сильно, так что можно с полным основанием говорить, что в данном случае у нас не варианты одной игры, а целое семейство игр. Т.к. об истории игры я уже рассказал в вышеупомянутом выпуске, то в этом расскажу лишь о «родственниках» игры.
Для начала напомню правила классической игры. У каждого игрока есть 4 фишки, которые надо завести в финальную зону. Передвижение осуществляется с помощью бросков кубиков. Для вывода фишки на стартовое поле требуется выкинуть определённое значение (как правило, 6). Если по ходу движения фишка останавливается на поле, занятом чужой фишкой, та снимается с поля и возвращается обратно на базу игрока. Все дополнительные правила, которые я в более раннем выпуске называл вариациями, так и будем считать вариациями. И поговорим о вариантах, отличающихся ещё больше.
Обратите внимание, как на «индейском» поле интересно написано название — через голову. Wa-Hoo —популярная в Америке в первой половине 20 века семейная настольная игра. Соединившая два хита вместе: настольную игру и шарики (marbles), используемые в качестве фишек. А вот при написании без чёрточки WaHoo (именно это маскирует оформление поля) — это коммерческое название этой игры, запатентованное в 90-х годах прошлого века. Впрочем, вторая картинка даёт понять, что на протяжении всего века игра издавалась под различными названиями, т.к. находится в общественном достоянии.
Из всех различий в правилах существенным является одно. Игра только для 4 или 6 (на 6-лучевом поле) игроков. И играется командами по 2 игрока. Фишки партнёра по команде можно бить только в том случае, если нет никакого другого хода. Ну и забавно, что для семейной игры в правилах прописан целый кодекс поведения во время партии: взялся за фишку — ходи, комментарии о ходе игры должны ограничиваться только определёнными ситуациями, все остальные штрафуются, и т.п.
«Сорри» — игра очень известная, вошедшая в Зал славы настольных игр. Напомню, что отличается от «Пачиси» она тем, что вместо бросков кубиков используется колода карт. 13 различных карт (от 1 до 12 и слово «Сорри»), по 4 штуки каждой. Как правило, карта перемещает фишку на указанное на ней число, но у некоторых есть спецспособности:
В свой ход игрок вскрывает верхнюю карту колоды и действует в соответствии с ней.
У этой столь известной игры есть менее знаменитый, но более интересный родственник — игра Tock. Будучи в общественном достоянии, выпускалась под различными названиями — Et Tak, Tijou, L’ile au tresor. А недавно выпущена издательством «Шмидт» под названием Dog. Сама игра родом из Канады и, т.к. игра народная, трудно сказать за давностью лет, появилась она раньше или позже «Сорри».
Играют на поле для «Пачиси» с использованием колоды карт в 52 карты и джокера. Опять же, карта перемещает фишку вперёд на свое значение, но некоторые карты имеют спецсвойства:
Пока очень похожа на «Сорри». Но есть ещё одно правило, которое и делает игру значительно интересней. Игра идёт по раундам. В зависимости от номера раунда игрокам сдаётся по 6-5-4-3-2-5-4-3-2 и т.д. карт. Игрок обязан сыграть все сданные карты, но сам выбирает, в каком порядке их играть.
Киса! Давайте бросим погоню за брильянтами и увеличим население Чебоксар до семи тысяч семисот четырёх человек. А? Это будет очень эффектно... Откроем «Пти-шво» и с этого «Пти-шво» будем иметь верный гран-кусок хлеба.
Я повторяюсь? В 15-м выпуске я уже использовал эту фразу, рассказывая про «Пти-шво» — придуманный во Франции эмулятор скачек. Но что поделаешь, если в те времена, когда великий комбинатор Остап Бендер ударял автопробегом и поражал зрителей своим постмодернистским «Сеятелем», всё в той же Франции появилась ещё одна игра с точно таким же названием.
Но надо признать, эта игра тоже может быть весьма азартной. При схожести правил игры с другими играми семейства, правило определения победителя отличается очень сильно. Обратите внимание, что, при 4 фишках у каждого игрока «дом» состоит из 6 клеток. И цель игры — набрать больше очков, чем другие. Первое поле «дома» приносит одно очко, а последнее — шесть. Таким образом, игрок, первым заведший все свои фишки в «дом», может проиграть тому, кто привёл лишь две фишки. Если у первого они стоят на полях 1-4, а у второго — на 5-6.
И вот я и добрался до той игры, узнав про которую, решился написать новую статью об игре, которой уже посвящал статью. У игры есть автор — C.A. Neves, — про которого известно лишь то, что он автор этой игры. Есть год создания — 1927. И есть проблемы, как её представить. Я бросил подсчёт количества названий, дойдя до 20. Наверно, лучше всего дать то имя, что вынесено в заглавие на BGG — Trap the Cap.
У каждого из игроков по 6 фишек. И в свой ход игрок бросает лишь один кубик (если выпала 6 — она даёт дополнительный ход). Если фишка заканчивает ход на поле, занятом другой фишкой, она накрывает эту фишку. А завернув по ходу круга на свою базу, можно оставить там все пленённые фишки других игроков. Они уже не вернутся в этой партии в игру. Освободить свою фишку можно лишь одним способом — накрыть фишку противника, накрывшую твою, и привести такую составную фишку на свою базу. Никаких домов, куда надо привести свои фишки, нет. Они так и продолжают бегать по кругу, при необходимости заруливая на свои стартовые базы, пока не останется только один. Один цвет фишек на поле. Способов определения победителя два, рекомендуется перед началом игры договариваться, по каким правилам идёт игра. Побеждает либо оставшийся на поле, либо захвативший больше чужих фишек.
Ну и напоследок покинем первую половину 20 века и перенесёмся в его конец. Ещё одна игра, достаточно известная, базирующаяся на правилах «Пачиси». «Запп Зерапп», выигравшая титул лучшей детской игры года Швеции в 2002 году, к правилам обхода поля, очень похожим на правила «Пачиси», прибавила ещё одно правило. После общего броска кубиков каждый должен выбрать одну из фишек в центре поля, отличающихся по весу — чем тяжелее, тем больше значение. Значение на выбранной фишке не должно превышать значение на кубиках, но и игрок ходит на то число, которое указано на дне фишки, так что выгодней найти фишку, максимально близкую к броску кубиков. С учётом того, что другая игра на определение веса от тех же авторов — Igloo Pop —не добилась такой же известности и популярности, можно высказать предположение, что «Запп Зерапп» успехом обязан тому, что новая механика была соединена с проверенной классикой.
И, завершая статью, хочу сказать, что я знаю, что слово «Людо» не склоняется. Но не мог удержаться от того, чтобы не скаламбурить в названии :)