-AdRiver-
caleb написал 2 минуты назад к игре Mythic Battles: Pantheon - лучший скирмиш в коллекции: # Одна из моих самых любимых игр тоже. Все справедливо, вопрос только од...
dedalx написал 8 минут назад к игре Робинзон Крузо. Приключения на таинственном острове: # А что в нем шикарного?)
Heretic написал 8 минут назад к игре Forbidden Stars: # Строго говоря, вы тоже соврали. Нельзя подраться в космосе и высадить ...
cataphract1991 написал 16 минут назад к игре Особняки безумия (2nd edition): # И тут на сцену входят надфили)
Bimirina написала 19 минут назад к игре Res Arcana: # Нажмите кнопку "пожаловаться" на странице игры и во всплывшем окне ук...
С миру по нитке [19.02.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» подтв...
Обзорная башня [18.02.2020]
В этом выпуске: обзор сборника «Каркассон. Королевский подарок», обзор игры «Гем...
С миру по нитке [17.02.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки компаний ...
«Повелитель Токио. Коллекционное издание»
Предзаказ открыт!
Открыт предзаказ на дополнение к игре «Саграда» — «Страсть»
Друзья! Сегодня мы открываем предзаказ на дополнение «Страсть» к настольной игре...

vladdrak

И снова Россия

Игры-История-Культура №50, 01 апреля 2013

Информация

добавить
игры Russian Rails
Мафия
Siberia
Ice Flow
Micro Mutants: Evolution
проекты Игры-История-Культура
Дата: 01 апреля 2013
Оценка пользователей
9.1520
-

Продолжим тему России и русских в настольных играх. Но сперва короткий пересказ предыдущей части, чтобы больше не возвращаться к упомянутым в ней темам.

 

Во-первых, Россия часто появляется в играх военной тематики. Как минимум, это связано с нашей богатой историей. И хочется отметить ещё один факт.

 

 

Здесь изображены два издания одной игры — немецкое и французское. Как видно, при том, что армия в обоих издательствах одинакова, называется она по-разному. Иностранцы не особо делают различия между словами «русский» и «советский».

 

Во-вторых, считается, что игра в абстрактные стратегии — это национальная русская забава. Всякий русский бросит любое дело, лишь бы попереставлять фигуры на поле. Можно предположить, что этим мифом мы обязаны значительному числу отечественных чемпионов мира по шахматам.

 

А возможно, мы действительно такие. В ходе розысков игр с русскими корнями обнаружил игру Duel Masters 1986 года. Это импортный вариант с полем и фишками русской школьной забавы в жанре «Ручка и бумага» под названием «Клоподавка» или «Клопы». Честно говоря, хоть в школе на уроках часто во что-то играл, но про эту игру раньше не знал. У каждого игрока есть своя база — 1 или 4 клетки в противоположных углах листа. В свой ход у игрока есть три действия. За действие можно либо поставить своего клопа в пустую клетку так, чтобы от него был непрерывный путь до базы, либо «раздавить» клопа соперника —закрасить клетку с чужим клопом, но тоже при соблюдении условия о непрерывном пути. Цель — или раздавить всех клопов на базе противника, или создать такую ситуацию, что противник не может в свой ход потратить все действия.

 

И тут не правила игры, а само воспоминание о том, что у меня все тетради в клетку были разрисованы «точками», «5 в ряд», «гонками», «быками и коровами» и «морским боем», подталкивает к мысли, что, возможно, и есть какая-то повышенная любовь к данному жанру игр. Которая лучше заметна со стороны.

 

А теперь поговорим и о других особенностях. И начнём с того, что первым бросается в глаза.

 

 

Хоть игры и разделяет очень много лет, но сходство есть. Русский всегда в шапке и с большой бородой. Рюмка водки, как балалайка и медведь — появляется опционально. Левая карта из игры «Счастливая семья», о которой я уже подробно рассказывал. Правая — из игры «Чин-Чин» от «Коктейль-геймс». Как и все их игры в квадратных жестяных коробочках, она отличается простыми правилами. Каждый игрок играет за определённую национальность (если не считать вездесущих японских туристов с фотоаппаратами, которые появляются при 7 или 8 игроках). Каждая из национальностей характеризуется внешностью героя, любимым напитком и любимым местом для пития. Немцы, например, пьют пиво у Браденбургских ворот. Вскрывается очередная карта из колоды, которая достается тому, кто быстрее среагирует. Но претендовать на карту могут только те, чьи напиток, место или образ присутствуют на этой карте.

 

И как раз борода ведёт нас к целой группе игр, посвящённых одному не персонажу — типажу, имеющему явное восточно-европейское происхождение. Нельзя говорить о точно русских корнях, но нижеизложенная история такой вывод делает весьма вероятным... Хотя нынче наш типаж свою бороду утратил. Но в 30-е...

 

В этой истории так всё переплетено, как может быть только в кино. Но о кино речь и пойдёт. В 1930-х годах студия «Юниверсал» спасается от банкротства, запустив серию фильмов ужасов. Первым из которых является «Дракула» (1931 г.) с Белой Лугоши в главной роли. Вторым фильмом в этой серии стал «Франкенштейн», где роль чудовища сыграл Борис Карлофф. Позже каждый из этих фильмов обзаведётся кучей продолжений. Другие киностудии, увидев успех этих фильмов, тоже производят фильмы ужасов. В 1933 году киностудия «Уорнер Браз.» выпускает фильм «Тайна музея восковых фигур». Главную роль, скульптора Ивана Игоря, играет Лайонел Этуилл (Lionel Atwill). Борода присутствует. Игорь — это пока фамилия. Тайна же заключается в том, что Игорь придумал технологию, как из свежих трупов делать восковые фигуры. А потом начал похищать и убивать людей.

 

И по стечению обстоятельств Лайонелу Этуиллу принадлежит рекорд по количеству участий в фильмах про Франкенштейна из классической серии «Юниверсал». Из восьми он снялся в пяти, но в ролях второго плана.  В каждом из фильмов у гениального учёного есть помощник. От горбуна Фрица в первом фильме, который по ошибке вместо мозга гения украл мозг преступника для создаваемого чудовища, до горбуньи Нины, в которую учёный тайно влюблён, в последнем. Но наиболее яркий образ создал Бела Лугоши в третьем и четвёртом фильмах. Его Игорь не горбун, у него свёрнута шея после того, как местные жители пытались его повесить. В третьем фильме он пугает до смерти своих обидчиков, натравливая на них чудовище Франкенштейна. А в конце четвёртого обманом добивается того, что чудовищу пересаживают его мозг.

 

Лугоши — Дракула и Игорь. Борода присутствует.

 

И именно талант Лугоши создал типаж. Вобравший в себя всех ассистентов. Разве что любовная линия Нины не пригодилась. Игорь — всегда верный слуга. Но возможны вариации от глупости, когда соображалки хватает лишь на фразу «Да, хозяин», до собственных планов стать тоже сумасшедшим учёным. В ремейке «Тайны музея» 1953 года под названием «Дом восковых фигур» главного злодея уже зовут Генри, но у него появляется слуга Игорь. Полнометражный мультфильм «Игорь» 2008 года вовсю использует этот штамп, утверждая, что у каждого учёного есть свой Игорь. А если учесть, что у Этуилла, первого Игоря, в актёрской среде было прозвище Пинки, то и мультсериал «Пинки и Брейн» тоже лежит в рамках традиции.

 

И этот культурный штамп не обойдён вниманием и игроделов. Первая игра "Igor: Mad Scientist's Lament" вышла в 2003 году. Игроки выступают в роли тех самых сумасшедших учёных, но снабжением их безумных экспериментов занимается Игорь. Роль которого играет кубик, поэтому гарантировать, что он принесёт то, что надо, очень сложно.

 

 

После выхода одноимённого мультфильма разом вышло несколько игр с героем мультфильма на коробке. Даже Книция отметился дайсометательной игрой. В предыдущей версии она называлась Code Cracker, и в ней игроки взламывали сейфы. Цифры на кубиках и картах были заменены на разные способы скрепления частей тела. И так получилась новая игра.

 

Но надо отметить, что в 21 веке все Игори лишились бороды. Хотя мода на бороды не прошла.

 

 

Герои Ice Flow убегают из США безбородыми. Но по сюжету игры бегут они в Сибирь, уклоняясь по пути от белых медведей. И можно с большой долей уверенности сказать, что в Сибири они бородами обзаведутся. Во всяком случае в последние годы вышло три экономические игры, посвящённые тому, как можно хорошо заработать на природных богатствах Сибири. И на двух коробках из трёх присутствует бородатый мужик. На третьей просто нет людей, поэтому нет и бороды.

 

 

От темы богатства Сибири логично перейти к следующей характерной черте России. Она большая. Вышедшая в серии железнодорожных игр от Mayfair в 2004 году игра Russian Rails играется лишь на части территории Советского союза. Тогда как в других играх серии на поле помещаются либо все США (Empire Builder, 1980), либо большая часть Европы — без Скандинавии и с Веной в роли самого восточного города (Eurorails, 1990).

 

 

Ту же идею огромных расстояний использует и игра «Посыльный царя» (что-то мне уже надоело писать про бороды, но мужик в правом нижнем углу предсказуемо бородат). Игроки выступают в роли губернаторов. У каждого есть срочное сообщение для царя, но курьерам понадобится не один день, чтобы добраться до царя. А по пути им придётся в обязательном порядке преодолевать болота, леса и горы. Да ещё и взятку дать, чтобы попасть во дворец.

 

И от стражников-коррупционеров можно плавно перейти к людям во власти. Хотя это проблема не чисто российская. Со схожими механиками есть игра «Гильотина», где французы изничтожают друг друга, и игра «Тики-Топпль», в которой абстрактные полинезийцы расставляют идолов, пытаясь продвинуть вперёд свои. Но на русскую тему таких игр целых две — «Товарищ Коба» (2005) и «Кремль» (1986). Все эти игры характеризуются манипуляциями с очередью объектов и скрытыми фаворитами, которых надо двигать в очереди на определённые позиции, но так, чтобы соперники не вычислили твои цели. Надо сказать, что механика очень удачная. Из четырёх упомянутых игр только «Коба» не является обладателем какой-либо настольной награды. Кстати, в том же 1986 году, что и «Кремль», появилась ещё одна игра со скрытыми целями, чья русскость бесспорна — это «Мафия».

 

От топ-менеджмента страны было бы логично перейти к вопросам политики. Но тема настолько флеймоопасна, что лучше я её оставлю в покое. А упомяну ещё одну характерную русскую игру:

 

 

Существует несколько игр с таким названием, но все они, увы, достаточно скучны. Мы делаем ставки либо на то, какая карта выйдет из колоды, либо на то, что будет выброшено на кубиках.

 

И, подводя итог, можно сказать, что, если судить по настольным играм, русские должны быть умны, бородаты и азартны.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Sweetlana написала 3 года назад: #

"И, подводя итог, можно сказать, что, если судить по настольным играм, русские должны быть умны, бородаты и азартны."
Прямо, как половина настольщиков, и мой муж в том числе))

igelkott написал 3 года назад: # скрыть ответы

Наконец-то я узнал, почему игори - игори!

Slim_Slam_Snaga написал 3 года назад: #

Стыдись, отче, тож секрет Полишинеля

moranor написал 6 лет назад: #
Игори

А еще Игори замечательно себе стоят за спиной у всяких странных личностей в книгах Пратчетта. Ну и в игре "Плоский мир: Анк-Морпорк" один из них тоже в наличии.