-AdRiver-
Brahman написал 6 минут назад к игре Ghost Stories: # Стоит!)
Ifikl написал 7 минут назад к игре Ghost Stories: # В игре вообще нет текста, кроме названий монстров - но они не важны. Д...
QuackerJack написал 21 минуту назад к игре Ужас Аркхэма. Карточная игра: Наследие Данвича: # Правильно ли я понимаю срабатывание карты - когда твоя колода заканчив...
jewbaka написал 24 минуты назад к игре Ghost Stories: # Подскажите, насколько игра языкозависима? Стоит ли брать англ. версию ...
Chertovski написал полчаса назад к игре Breaking Bad: The Board Game: # Игра - бомба!
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
На экранах [14.08.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [13.08.2018]
В этом выпуске: «крик души» Instagram-обзорщика, обзоры игр Akrotiri, «Century. ...
Новые мини-дополнения для Colt Express!
6 новых мини-дополнений. Игроки должны объединиться против бандита, которым упра...
С миру по нитке [10.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Backspindle Games...

vladdrak

Марк Твен — геймдизайнер

Игры-История-Культура. Выпуск №6, 17 ноября 2011

Информация

добавить
проекты Игры-История-Культура
Дата: 17 ноября 2011
Оценка пользователей
9.6131
-

Несколько лет назад все юмористические ресурсы обошла фраза какого-то американского сенатора: «Проблема России в том, что у неё никогда не было великих писателей уровня нашего Марка Твена». Ответно можно сказать, что проблема США в том, что у них никогда не было сенаторов уровня писателя Марка Твена. И перейти к этому самому уровню.

 

Кроме того, что Твен является автором многих великолепных литературных произведений, он всю жизнь стремился к популяризации науки. Пусть это удалось ему и хуже, чем его современнику французу Жюлю Верну или родившемуся уже после смерти Твена гомельчанину Айзеку Азимову. Существует на эту тему литературный анекдот, правда неизвестно, правдивый ли. Марк Твен достаточно часто выступал с лекциями, на которых читал свои юмористические рассказы. А однажды решил прочесть просветительскую лекцию по астрономии. Эффект получился скорее обратный ожидаемому. Люди, пришедшие посмеяться, с самого начала лекции начали делать то, за чем пришли — смеяться. «Земля вращается вокруг Солнца? Бу-га-га, ничего смешнее не слышал.» Больше публично обучать народ писатель не стремился.

 

А вот другими способами — продолжал. «Янки при дворе короля Артура» — как раз история про то, как хорошо быть умнее окружающих. И главный герой, кроме телефонов, паровозов и мыла привносит в жизнь Англии короля Артура ещё одно, по его мнению, абсолютно необходимое новшество — патентное право. «...Страна без бюро патентов и без твёрдых законов, защищающих права изобретателей, подобна раку, который может двигаться только вбок или назад.» Судя по всему, в наше время надо подчёркивать, что автор считал, что должны защищаться права изобретателя, а не издателя или правнуков.

 

Впрочем, с патентным ведомством Твен был знаком хорошо. Т.к. сам был обладателем патента на изобретение. А придумал он новую настольную игру под названием MemoryBuilder. Запатентовал в 1885 году, а несколькими годами позже выпустил и тираж игры. Как гласил подзаголовок — игра для приобретения и сохранения фактов и дат.

 

А ведь всё началось с афоризма: «Современный американский школьник знает только две исторические даты — 1492 год и 4 июля». Вот для расширения кругозора школьников и была разработана эта игра.

 

 

Правда, надо признать, что игра получилась с недостатками, присущими первому опыту. Как сказал один из критиков — играть в неё сложнее, чем заполнять ежегодную налоговую декларацию.

 

С одной стороны, в правилах много задумок для повышения реиграбельности. Ограничивать допустимый временной диапазон, ограничивать географически события, устраивать тематические партии. Это хорошие и правильные идеи, но...

 

С другой стороны, сам игровой процесс весьма «тяжёл». Хотя правила «по-европейски» коротки и понятны:

 

  1. Игровое поле представляет последние цифры годов любого века.
  2. Соответственно, можно использовать события всех веков, если не обговорено другое.
  3. Втыкая штырёк в поле и называя событие, надо называть полную дату события.
  4. Если не можешь назвать дату — внизу поля есть зона фактов, — можно воткнуть штырёк туда и назвать любой малоизвестный факт, например, сколько костей у человека в ноге.
  5. Все события делятся на три группы: правители (рождение, смерть, вступление на престол) дают по 10 очков, война — 5 очков, малые события — 1 очко. Но при финальном подсчёте выложивший больше малых событий получает дополнительно 100 очков. Тут мораль от автора — история творится именно малыми событиями.
  6. Игра ведётся оговоренное перед партией время.

 

Вот и все основные правила. Базовая игра рассчитана на 2 игроков, но автор предлагает самим сделать разные штырьки, которые позволят увеличить число игроков до 4.

 

Но вопросов эти правила порождают слишком много. Самое странное, что большой проповедник идеи о том, что власть должна принадлежать народу и делегироваться через свободные выборы, прямо в примерах правил пишет: «Рождение Шекспира (1564 год) и Декларация независимости (1776 год) — это малые события, по одному очку. А вот коронация Якова Первого (1603 год) — это сразу 10 очков». Может, причина в меньшем количестве императоров по сравнению с другими людьми, но мне такое правило всё-равно кажется необъяснимо странным.

 

Ещё недоработанным выглядит всё, связанное со временем партии. При переменном времени приз в 100 очков является фиксированным. Что сильно меняет его ценность при разном времени игры. Для 20-минутной партии это много, а для двухчасовой, вполне возможно, что и мало. Также немного несправедливым выглядит общий зачёт времени. Хоть уравнивает тугодума с блицером, но ближе к концу партии выигрывающий игрок может затягивать партию для сохранения преимущества.

 

И ещё один немаловажный недостаток — правила предусматривают штраф за ошибочные даты. Но как это осуществлять на практике? Если из примера подсчёта очков видно, что Твен планирует, что за одну игру будет сыграно по 200-300 событий с каждой стороны.

 

Таким образом, первое впечатление от игры — задумка хорошая, но отягощена проблемами того классического «первого десятка игр» начинающего геймдизайнера.

 

Заранее извиняюсь, что берусь править гения, но с современными игровыми достижениями игру можно значительно упростить, сохранив её познавательный характер. Я бы предложил такой вариант MemoryBuilder 2: блокнот с ручкой для каждого игрока — для фиксации ответов с целью проверки после партии; шахматные турнирные часы, допустим, по минуте на игрока; дайс-тауэр и кубики-процентники (т.е. 2d10) для генерации двухзначного числа. Поочерёдно бросаем, даём ответ на выпавшую дату или пасуем, переключаем часы. Играем до упавшего флажка. Штраф очка в три тому, чей флажок упал. Правильный ответ — 1 ПО, пас — 0 ПО, ошибка — -1 ПО. И да, повторять ответы при одинаковых датах, конечно же, нельзя. Возможно, студентам-историкам будет интересно поиграть в такой видоизменённый вариант игры, придуманной известным человеком. На всякий случай: 35 — рождение, 85 — патент на игру, 10 — смерть.

 

Итак, Марк Твен является не только автором первого популярного романа о путешествии во времени, но и автором хоть не первой, но весьма оригинальной игры в жанре Trivia. Причем, автором настольной игры он стал спустя 16 лет после того, как стал героем настольной игры (и тоже в жанре Trivia). Два фото тому в подтверждение — коробки старого издания и карт современного:

 

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
VolchyaKoshka написала полгода назад: #

Спасибо за познавательную статью!

Greta написал 6 лет назад: #

+1 Очень хорошо, ждём новых статей!

Mezhdu_Prochim написала 6 лет назад: #

Одна из самых сильных рубрик Тесеры. Моё уважение.
А "Янки..." уже в ридере, на очереди к прочтению

Ser_vershitel написал 6 лет назад: #

Супер!
Очень интересно.

Mazz_O написал 6 лет назад: #

Влад, как всегда - охренительно. Ты взрываешь мне мозг =)