-AdRiver-
sputnik1818 написал 7 минут назад к игре Играем в несвежие настолки: # Охотно верю) С большим количеством партий приходит большее понимание -...
VDmitry написал 10 минут назад к игре Звёздные Войны: Восстание: # будет интересно у игры нет проблем от статичного поля, будь оно как Р...
Malgrim написал 19 минут назад к игре Кемет: # С красным тайлом "Телепорт" или с чёрным Сфинксомо в отряде можно от о...
Zatoichi написал полчаса назад к игре Кемет: # Как вы собрались телепортироваться 2 раза?
Lysyy написал полчаса назад к игре Robinson Crusoe: Mystery Tales: # Если размеры карт одинаковые будем тянуть снизу колоды. Делов-то.
На экранах [20.11.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [19.11.2018]
В этом выпуске: обзоры игр «Рейкхольт», «Великий западный путь» и «Остаться в жи...
«Кредо ассасина» на «Кикстартере»...
... в виде настольной игры Assassin's Creed: Brotherhood of Venice.
С миру по нитке [16.11.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» вып...
Портал в мир приключений [15.11.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...

hk

Беседа с автором "Чудовища Джио-Джанги"

01 декабря 2011

Информация

добавить
проекты Лица настольной индустрии
Дата: 01 декабря 2011
Оценка пользователей
8.5917
-

Сегодня мы поговорим с Леонидом Кутырёвым-Трапезниковым, разработчиком «Чудовища Джио-Джанги» и некоторых других настольных игр советского периода.

 

 

Здравствуйте, Леонид! Спасибо, что согласились на интервью!

 

Очень рад Вам, Юрий! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы.

 

Леонид, в среде нынешних любителей настольных игр Вы не особо известны. Расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своём творческом пути.

 

Ну, можно сказать, что любители игр никогда особо не интересовались авторами игр. А что касается меня... Москвич. Образование — высшее, кандидат педагогических наук. Филолог. Литератор. Имею также музыкальное образование.

 

Работал учителем русского языка и литературы, руководил детским театром «Эльдорадо», был журналистом, старшим научным сотрудником, заместителем директора школы по науке, главным редактором муниципальной и региональной газет. Писал сценарии и проводил игры на радиостанции «Юность», в газетах «Вечерняя Москва», «Поле чудес», «Тайная жизнь», «Женские дела», несколько моих сценариев игр-шоу использовались на ТВ. Автор книги о детском доме «Чужих детей не бывает» (2010).

 

В настоящее время являюсь членом Международной ассоциации писателей и публицистов. Создатель более 100 игр, а также многочисленных сценариев, алгоритмов игр, в том числе для СМИ (газет, журналов, радио, телевидения). Пишу докторскую диссертация на тему «Игра — культурологический феномен человеческой цивилизации». И вот ещё решил написать книгу «Уникальная профессия — создатель игр! (как научиться создавать игры)».

 

Как в Вашей жизни появились настольные игры?

 

Я стал придумывать игры в довольно раннем возрасте. Мы тогда жили в Венгрии. Нас было три брата. Старший брат (к сожалению, он трагически погиб) нам, младшим, однажды принёс настольные игры советской эпохи. Они были весьма примитивными. И вот через некоторое время мы стали их переделывать. Что-то додумывать, что-то дорисовывать, что-то доделывать... Наверное, самое главное в создании игр — когда тебя привлекает не готовая или известная модель игры, а что-то иное, новое и оригинальное...

 

Это были простые игры, где нужно было «добежать» от одной точки до другой. На этих полях старший брат придумывал игры с оловянными солдатиками и картонными карточками, использовал пластилин, шарики и шашки, разноцветные кубики и много-много чего, что было под рукой. За ним потянулся и я...

 

Кстати, наши родители в то время считали, что игра — это баловство и напрасная трата времени. Они всячески запрещали нам играть в игры. Однако через много лет я доказал им обратное... Я защитил диссертацию по теме: «Игра как метод нравственного и эстетического воспитания детей и подростков». А вскоре подарил им свои первые официально изданные игры, которые вышли в 90-е годы и сразу стали бестселлерами. Тогда родители наконец-то признали, что игры необходимы детям.

 

Что для Вас настолки? Досуг? Развлечение? Работа? Хобби?

 

Сегодня для меня игра — это очень серьёзная работа, в которой я плаваю как рыба в воде — с большим удовольствием и даже наслаждением!

 

Расскажите, как получилось, что Вы стали разработчиком игр?

 

Игра никогда меня не отпускала, это была параллельная жизнь. После института я попал в школу и там организовался знаменитый детский театр «Эльдорадо». Пять лет театр звенел в Москве — около сотни маленьких артистов, фантастика! Все вечера и репетиции проходили в игровой форме — это, в сущности, была от начала и до конца театрально-ролевая игра. Потом организовал большой игровой клуб для детей. А далее так увлёкся этим, что мне предложили поступить в аспирантуру очень престижного теоретического ВУЗа — НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.

 

Работая над диссертацией, я понял, что не только теория интересует людей, но и эксперимент. Кстати, многие стыдятся своих диссертаций, написанных в то время. Я же своей диссертацией горжусь — это по-настоящему серьёзный труд об игре и проблемах игры.

 

После защиты диссертации мне сразу предложили место старшего научного сотрудника — по тем временам невероятное событие, ибо многие ждали этого места по 20 лет. А я написал наугад несколько писем в различные богатые организации с предложением издавать настольные игры для детей. Написал, понимая, что это всё бесполезно — никто не ответит. А вот вышло иначе...

 

Откликнулись несколько на самом деле богатых компаний. Я выбрал одну из них. Приехал со своими предложениями и макетами игр. Меня услышали, поняли. Всё остальное было волшебным сном... Я стал президентом фирмы «ЛеТра-Релакс» по выпуску настольных игр. Кстати, мне никто не помогал, никакого блата и богатых родственников у меня не было...

 

Какие игры были выпущены в первую очередь? Когда Вы поняли, что пришёл успех? Что при этом почувствовали?

 

Самой первой, как это ни странно, была игра, выпущенная газетой «Вечерняя Москва». Название игры сейчас, честно, не могу точно вспомнить. То ли «Буржуй», то ли «Богач»... Игру нужно было вырезать из газетного номера, карточки наклеить на картонки, кубик в игре не предусматривался. Главный редактор газеты шел на риск, потому что раньше ничего подобного не было. Газета вышла вечером, а наутро мне позвонили из редакции и сказали, что я за эту ночь стал самой популярной фигурой у читателей «Вечёрки». Номер газеты невозможно достать. Редакция просит у меня новые игры. Я стал их постоянным автором в разделе «Досуг». Но в основном публиковал у них разные логические игры... Уже позже эта игра первой была выпущена моей фирмой «ЛетРа-Релакс» под названием «Миллионер» и «Миллионер-2». Мягкие коробки и слабая полиграфия не вызывали доверия у покупателей, хотя внутри таилась настоящая большая игра. Это были только предтечи будущих успехов...

 

 

Настоящий ажиотаж и слава пришли с выпуском «Мецената», «Судьбы» и, конечно, «Чудовища Джио-Джанги». Всё было как в тумане. Смутно помню многочисленные интервью для радио, газет и журналов. Ярмарки-выставки, презентации, автографы на играх... Кстати, сейчас пользуются популярностью клубы любителей настольных игр, где люди играют друг с другом в известные и популярные игры. У меня несколько таких клубов функционировали с 1993 года, где подростки (и не только) играли в мои игры. Главный клуб был на Бауманской, там же находился штаб фирмы, где мы разрабатывали стратегию продвижения игр в массы...

 

Что я тогда ощущал? Вы знаете, я просто радовался жизни и тому, что так много людей играют в мои игры. Слава и популярность меня никогда не манили к себе, да и деньги не стояли на первом месте.Пожалуй, самая известная ваша игра — это «Чудовище Джио-Джанги».

 

Была ли она оригинальной разработкой или Вы опирались на какую-нибудь версию «Монополии»?

 

Это совершенно оригинальная игра. Я придумал её для своего игрового детского клуба. Мальчишки и девчонки с ума сходили от неё. Клуб трещал от желающих записаться и начать играть в многосерийное «Чудовище…». Кстати, игре «Чудовище Джио-Джанги» была присуждена Золотая медаль в 93-м году на ярмарке игрушек в Петербурге.

 

 

«Чудовище Джио-Джанги» была не единственной Вашей игрой, верно? Не могли бы Вы рассказать о других своих проектах?

 

Если говорить об играх, изданных в полиграфическом образе, то всех и не перечислишь... Ну, это «Миллионер» и «Миллионер-2», «Меценат», «Геополитика», «Судьба», «Призраки замка Ферро», «Монте-Карло», «Вы арестованы!», «Планета астронавта Пирса», «Мой президент», «Роджер», «Бей-Бой», «Эль-Бимбо», «Сундук мертвеца», «Джин-Джика» и другие...

 

Раньше ваши игры выпускались в издательстве «Дрофа». Продолжаете ли Вы сотрудничество?

 

Они и сейчас выпускаются в «Дрофе». Вышли «Планета Икс», «Король-Призрак», новая версия «Чудовище Джио-Джанга». Несколько игр в производстве, это «Погоня за удачей», «Загадки фараона», «Вернисаж» и «Сокровища Маге́нджа-Да́ра». Это очень красивые и необычные игры. Скоро выйдут... Плюс ко всему этому — только что вышла игра-новинка «Выборы президента»! Эта игра сейчас, учитывая предстоящие выборы в России, будет особенно злободневной... 

 

 

Раньше мои игры выпускала фирма «ЛетРа-Релакс» и ещё одна небольшая малоизвестная фирма. А после длительного перерыва с 2009 года я сотрудничаю в качестве автора игр с издательством «Дрофа». Других партнёров пока найти не удалось...

 

Знакомы ли Вы с современными настольными играми?

 

Естественно, я внимательно слежу за этим культурологическим ареалом современного общества. Я изучаю множество игр всего мира. Кстати, моя докторская диссертация не может не учитывать весь спектр современных настольных игр, хотя это всего лишь одно из направлений моего научного исследования. И, конечно же, я играю в игры! Даже не так — я обязан играть в игры, ибо это мой хлеб!

 

В какие современные настолки играете? Какие игры Вам нравятся больше всего? Что можете сказать о российских разработках?

 

Я стараюсь поиграть в каждую игру-новинку. Однако возвращаюсь и к тем играм, которые выходили у нас в стране и за рубежом, но незаслуженно забыты сейчас. Мне интересны все игры, ибо в каждой есть своя изюминка, свой шарм. В любой игре можно найти какой-то совсем маленький элемент, который в соединении с другими компонентами может составить новый механизм будущей игры. Наверное, как учёный, я всеяден в играх. Не выбираю одно особенно любимое блюдо... 

 

Больше всего мне нравятся игры, которые доведены до совершенства в ювелирной сбалансированности линейки: правила (точные и краткие), игровой механизм (движок) и антураж (форма игровой среды и аксессуары).

 

Повторюсь, я обязательно хотя бы по разу играю в каждую настолку, если она мне доступна. Однако если Вас интересуют мои личные пристрастия, то это мои давно любимые Mahjong, Monopoly, Scrabble, Yahtzee (плюс шахматы и преферанс)... 

 

Все мои любимые игры перечислить сложно, но вот пожалуй... Очень люблю следующие: Sid Meier's Civilization: The Boardgame («Цивилизация Сида Мейера», 2002, Гленн Дровер), Thurn and Taxis («Турн и Таксис. Королевская почта», 2006, Карен и Андреас Зейфарт), Magic: The Gathering («Магия», 1993, Ричард Гарфилд), Die Siedler von Catan («Колонизаторы», Клаус Тойбер), Carcassonne («Каркассон», вся серия, Клаус Юрге-Вреде). Нравятся игры Райнера Книции и Вольфганга Крамера (и вообще немецкие авторы!); интересны игры «Остров страха» (Антон Карелин и Тимофей Бокарев), «Свинтус» (Тимофей Бокарев) и «Зельеварение» (Сергей Мачин); и много-много иных!

 

И добавлю — для того, чтобы создать новую игру, мне необходимо много раз проиграть эту игру плюс подготовка диссертации плюс книги... Так что времени на увлечение чужими играми у меня просто нет!

 

Что же касается российских разработок, то у нас в России, конечно же, есть интересные игры, хотя и не так много. Есть оригинальные находки в области игровых механизмов, но не революционные. У издателей игр есть стремление создать яркий и привлекательный образ игры, правда, не всегда это получается...

 

Леонид, на Ваш взгляд, есть ли у нынешних настолок какие-либо отличия от игр, созданных десять-двадцать лет назад?

 

Вы знаете, в игровом мире происходят свои процессы, которые, однако, отражают современную реальность. Когда-то настольные игры влияли на создателей компьютерных игр и отложили свой отпечаток на электронных играх, сейчас, наоборот, идеи и элементы компьютерных игр влияют на создателей «настолок». Можно сказать даже так, что происходит взаимное обогащение настольных и электронных игр. Просто в компьютерных играх есть свои плюсы и минусы, а у настольных свои...

 

Следите ли Вы за событиями мира настольных игр? Читаете ли какие-нибудь настольные или околонастольные сайты?

 

Конечно, слежу... И довольно много читаю материалов по настольным, и не только, играм на разных сайтах. Рассматриваю их через призму моей научной работы. Зная, как болезненно хозяева таких сайтов относятся к конкурентам, не буду никого рекламировать. Однако Ваш сайт boardgamer.ru и tesera.ru читаю постоянно и внимательно! На мой взгляд, это одни из лучших сайтов, раскрывающих полезность и красоту настольных игр.

 

Общаетесь ли Вы с российскими издателями или разработчиками? Не было ли у Вас планов презентовать свои игры на выставке в Эссене?

 

Внимательнейшим образом читаю всё о Тимофее Бокарёве.

 

Кстати, у меня тоже довольно хорошая коллекция игр, но, наверное, у Тимофея всё-таки лучше. Я больше собирал описания игр всего мира, их технологические решения, оригинальные образы и так далее.

 

С российскими издателями, кроме «Дрофы», общался, но это были или очень бедные издатели, или издатели-авторы, которых в основном интересовало своё творчество, подчас, непрофессиональное...

 

Видите ли, в чём дело. Многие руководители фирм издают только свои игры или игры своих друзей, знакомых и родственников, которые зачастую не являются специалистами в области игр. Часто удачно, но случайно найденная идея или форма игры становятся основным технологическим механизмом для разработки последующих игр...

 

Однако я уже давно понял, что настоящих изобретателей игр — единицы. И совсем не обязательно быть конкурентами на рынке игр. Лучше стать добрыми друзьями и оставаться таковыми. У нас у всех одна цель — создавать игры для людей, но дороги к этой цели разные. Они могут пересекаться или идти параллельно друг другу. И если такие есть где-то рядом, то их надо обязательно ценить и беречь. Об остальном мы всегда договоримся. Я открыт для встреч...

 

Естественно, мне хотелось побывать в Эссене и показать там свои игры. Была даже подготовлена специальная компьютерная презентация на немецком языке... Но не сложилось...

 

К сожалению, как мне известно, для частных лиц, это практически невыполнимая задача, в том числе, с финансовой точки зрения. «Дрофа» в этом плане не активна, а иных издательств, которые могли бы поспособствовать, на горизонте не просматривается...

 

Будут ли Ваши игры переиздаваться в России?

 

Во-первых, они уже переиздаются в «Дрофе». Во-вторых, конечно, всегда хочется что-то переделать или доделать в уже выпущенных играх и увидеть их обновленными... и не только в России, но и за рубежом, где качество типографии и интерес к оригинальным играм на сегодня, к сожалению, выше, чем у нас.

 

Планируются ли какие-либо изменения в переизданиях? Например, обновлённое оформление или уточнённые правила?

 

Я уже сказал, что всё это как раз и волнует при переизданиях... И желание такое есть.

 

Вообще каждая вновь вышедшая игра очень отличается от предыдущей. Порой она меняется почти до неузнаваемости. Просто копировать старое мне не интересно.

 

К сожалению, часто издатели игр упускают важное — дизайн игры, оформление, картинку. А ещё, «редактируя» карточки и правила, упускают суть игры. В результате — старые игры порой лучше новых...

 

Это большая проблема, но теперь я, наученный горьким опытом, пытаюсь вовремя «отследить» промахи издательства.

 

Как насчёт новых игр от автора легендарного «Чудовища Джио-Джанги»?

 

Помимо изданных игр, основой которых являются поля, кубики, фишки и карточки (так было просто выгодно делать в то время, да и сейчас это удобно для играющих), конечно же, у меня много иных игр. К примеру, мои различные логические игры печатались в игровых газетах и журналах с 1989 по 1999 гг. Есть много игр только на основе карточек и сложного сюжета, а также карточек, кубиков и структурной фабулы.

 

 

Есть стратегические, соревновательные, игры-приключения разнообразных форм (с полями и без полей), ролевые игры с предметами, игры только на карточках. Есть сложные игры, конструкции которых ещё нигде в мире не запатентованы...

 

Если бы я Вам показал сейчас свой, как говорится, портфель с теми играми, которые ждут своего часа, Вы бы ахнули...

 

«Мутанты» — развивающая тему самой популярной игры «Чудовище Джио-Джанги».

 

«Золото» — красивая, романтическая игра по мотивам рассказов Брет-Гарта и Джека Лондона.

 

«Тайна лабиринта» — увлекательная игра с маленькими человечками и множеством драгоценных камней, постоянным соперничеством и забавными ситуациями.

 

«Ужас пещеры Зун» — игра-легенда. Игра-приключение. Здесь за одной загадкой стоит вторая, за одним невероятным событием идёт другое. Много таинственного и мистического.

 

«Граф Калиостро» — игра по мотивам биографии известного авантюриста. Игра сама по себе имеет авантюрный характер. Масса весёлых и смешных ситуаций.

 

«МОНСТР 21-го века» — игра-фантастика. Биороботы и киборги, злодей учёный и его странное существо, инопланетяне и таинственный Разум Вселенной.

 

«Жажда жизни» — ролевая игра, то есть играющие получают определённые роли и действуют в соответствии с характером персонажей. Преодоление экстремальных ситуаций — суть этой игры

 

«Атлантида» — загадка погибшего континента. Погружение в древние века. Начало истории цивилизации. Многогранная по познавательности и красочности игра. Имеет виртуозно закрученный сюжет.

 

Остальные просто перечислю:«Эльдорадо», «Инферно», «Машина времени», «Агент 007», «Кощей Бессмертный», «На диком Западе», «Ловцы жемчуга», «Большая пиратская игра», «Ралли — Южная Америка», «Тайны Тибета», «10 заповедей», «Страшный эксперимент», «Фараоны Египта», «В дебрях Амазонки», «Динозавр», «Гибель Альтаира», «Колдуны и Ведьмы», а также множество иных.

 

Леонид, надеюсь, Ваши разработки обязательно будут изданы и подарят любителям настольных игр много-много запоминающихся партий. Благодарю за интересную беседу! Было очень приятно пообщаться!

 

Спасибо и Вам, Юрий! Мне бы тоже очень хотелось, чтобы мои игры пришли в дома и стали по-настоящему семейными. Компьютер — это хорошо, но лучше — живое общение, а такое общение за настольной игрой идёт на пользу не только детям, но и взрослым.

 

Пожелаю удачи в жизни Вам, Вашим друзьям и всем любителям настольных игр!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Jeff написал 6 лет назад: #

В Геополитику я бы поиграл :)

Leks написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Переиздание Джио -Джанги...До сих пор не могу простить этого ужаса... на новом уровне возвращаются....Да лучше б старой Джио -джангой б\у торговать, чем таким убожеством.
Меценат бы переиздали на том же уровне 90ых, с детьми погонять)
А вообще странноватое интервью.

Mazz_O написал 6 лет назад: #

было бы интересно, если бы автор почитал комменты, а лучше ответил на них =)

OS написал 6 лет назад: # скрыть ответы

В от тут есть ответ автора http://boardgamegeek.com/geeklist/summary/thing/42907
"
Сейчас в издательстве "Дрофа" вновь вышла "Чудовище Джио Джанга" -
так это звучит сейчас.
Игра не так ярко оформлена как прежде...
Она стала, видимо, проще...
Хотя по качеству материалов чуть-чуть лучше...
К сожалению, условия договора не позволяли мне уже контролировать
все процессы по выпуску игры..."

Vladislav написал 6 лет назад: #

И ещё там есть фразы феерически переведённые на английский :/ ...

MakVlad написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Впечатление, что интервью для какого-то непрофильного журнала, а не для коллег по увлечению. Общие слова, множество наукообразных терминов чаще не к месту.
Но мне кажется, дело не только в герое, но и в интервьюере. Юрий как-то формально подошёл к делу. Если видишь, что человек растекается мыслию по древу, задавай конкретные вопросы. "Играли ли вы в Агриколу, Маленький мир, Билет на поезд? Могли бы сравнить старую Цивилизацию с недавно вышедшей? Каково ваше мнение о локализациях игр, нужны ли они, в какие играли? Нравятся ли вам больше локализации или оригинальные игры? Что вы думаете о скандале со Звездой и каково ваше мнение относительно границ заимствований? Есть ли у вас сайт/блог, если нет, то почему? Не кажется ли вам, что в современном мире для развития настольного движения в России важнее не написание диссертации, а активное участие в становлении игрового сообщества, в первую очередь интернет-сообщества? Почему ваши игры не продаются в популярных интренет-магазинах? Предлагали ли вы свои игры известным российским издателям настолок, каким именно? Если они вам отказывали, что их не устраивало?" Как-то так... Хотя, возможно, тогда мы бы вообще никакого интервью не увидели. Кто знает, какие Юрию поставили условия.

OS написал 6 лет назад: #

Думаю для Юрия стали неожиданностью такие ответы. А на ходу так перестроиться сложно, особенно не в живом интервью.

Zugi написал 6 лет назад: #

а для интервью не нашлось фото игр с более качественным дизайном?демонстрируемый дизайн говорит не в пользу автора.

Valenox написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Интересно, у меня одного сложилось впечатление, что это интервью с настольщиком из параллельного мира? ))

Vladislav написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Да, у меня тоже. Я тяготею к играм "на основе карточек и сложного сюжета". Но где же они на нашем рынке или, по крайней мере, в информационном пространстве? Не вижу.

С не меньшим интересом я бы поглядел на игру с кубиками и "структурной фабулой". Интересно, как это - в чисто де Соссюровском понимании или как-то иначе?

Valenox написал 6 лет назад: #

Вот именно. Читаешь и постоянно натыкаешься на нестыковки. Незаурядный человек, креативный, знает как диссертацию защитить, а следовательно умеет работать с литературой, извлекать полезную информацию из разных источников, владеет методологией изложения. При этом на тематическом бордгеймовском ресурсе дает описания собственных разработок в виде книжных аннотаций - одна фабула ("... игра-фантастика. Биороботы и киборги, злодей учёный и его странное существо, инопланетяне и таинственный Разум Вселенной.")

Или вот такие нестыковки:
"(В России) ...У издателей игр есть стремление создать яркий и привлекательный образ игры..."
и тут же:
"К сожалению, часто издатели игр упускают важное — дизайн игры, оформление, картинку."

Потом мне показалось, что некоторая терминология у Леонида как-то не вполне вписывается в современные реалии геймдизайнерского общения. Я ни в коей мере не хочу никого обидеть. Но есть ощущение, что это был разговор с креативным отшельником, до которого долетают лишь отрывки новостей из внешнего мира.
Главная нестыковка - автор десятков собственных разработок говорит: "...если Вас интересуют мои личные пристрастия, то это мои давно любимые Mahjong, Monopoly, Scrabble, Yahtzee..."

А вообще , интересно было бы с Леонидом пообщаться лично, чтобы разубедиться в текущих ощущениях. ))


Mazz_O написал 6 лет назад: #

Слова только делом будут доказаны... Хочу знать про новые продукты автора, которые будут красноречивее этого интервью.

CerbeRUS написал 6 лет назад: #

Да, как будто человек и интервью из конца 90-х...
Или интервью написано в жанре альтернативной истории.

xAlx написал 6 лет назад: #

У меня тоже такое же )) Такое ощушение что автор такого большого количества игр просто использует стандартные фразы и примеры..а не из личного опыта