-AdRiver-
Brahman написал 4 минуты назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Вы серьезно?) Как во фразе "возможны спойлеры" проявляется неуважение ...
amberLord написал 9 минут назад к игре Ярость Дракулы (3-е издание): # Как и в остальных 99% процентах подобных случаях в иных играх (отмена ...
Herbert_West написал 12 минут назад к игре Mage Knight: Ultimate Edition: # Жду с нетерпением. По какой-то причине сейчас стоит на первом месте ср...
Rodgall написал 12 минут назад к новости С миру по нитке [22.06.2018]: # Чтобы было по 3 копии некоторых карт
Brahman написал 12 минут назад к статье Почему стоит взять «Тайны Аркхэма»: # Ну в принципе, в Мире фантастики так и делают в статьях=)
С миру по нитке [22.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Магеллан» выпуст...
Портал в мир приключений [21.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...

vladdrak

Почерк геймдизайнера: Макс Кобберт

03 ноября 2014

Информация

добавить
игры The aMAZEing Labyrinth
персоны Max J. Kobbert
Дата: 03 ноября 2014
Оценка пользователей
7.8330
-

Раз речь зашла о национальных чертах геймдизайна, то наш герой — самый хороший способ запутать этот вопрос до невозможности. Немецкий геймдизайнер, место рождения сейчас является Россией, а биография олицетворяет американскую мечту: удачное расположение звёзд — и вот уже известный и популярный геймдизайнер. В остальной жизни также есть, к чему приклеить ярлыки. То, что всю жизнь проработал профессором психологии в художественном училище — это немецкая педантичность. А вот список написанных книг, скорее, о российской любознательности свидетельствует: «Психология искусства», «Психологические аспекты тактильного восприятия искусства» (эти две он ещё по работе написал, а вот остальные — выйдя на пенсию), «Янтарь — окно в прошлое», «Культурная ценность игр», сборник хайку.

 

Трудно понять, как считать игры Макса Кобберта. Он — автор трёх десятков игр, но одновременно — автор одной Игры. Или можно выбрать среднее — он автор десятка не очень известных игр и двузначного числа вариаций одной игры. Пожалуй, начнём с тех игр, которые не очень известны. Большая часть прошла совсем незамеченными игроками, я выбрал три чуть более известные из них (имеющие хотя бы десяток комментариев на BGG).

 

 

«Робин Гуд» (1990) — кинь-двинь. Отличающаяся от других подобных игр тем, что по ходу трассы есть несколько финишей. По достижении лидирующей фишкой одного из финишей игроки получают победные очки в зависимости от расположения фишек на поле. А по достижении итогового финиша и последнего подсчёта очков побеждает не тот, кто первым дошёл до финиша, а тот, кто набрал больше очков.

 

 

«Волшебный сад» (1989) можно считать настольным вариантом словесной игры «20 вопросов». Или родственником интернет-забавы «Акинатор». Впрочем, с учётом детской аудитории, скорее, многопользовательским вариантом «Угадай, кто?». В игре 48 карт с иллюстрациями. Ведущий берёт одну карту, остальные по кругу пытаются её отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Кто отгадал — забирает карту себе. Если никто не отгадал за 15 вопросов, карта достаётся ведущему. В конце игры собравший больше карт побеждает.

 

Серия игр Think от «Равенсбургера» — по большому счёту не настольные игры, а, скорее, коллективные головоломки. Но не будем спорить о терминах. Игра Memo Crime от Кобберта, как понятно из названия, направлена на тренировку памяти. Если опять найти похожую, но более известную — то это будет Memo Mime. Только вдобавок в игре есть элементы сторителлинга. Каждый игрок собирает карты улик и должен увязать их в общую линию расследования. Но! Что делает игру более интересной и принесло ей титул Mensa in Deutschand: в свой ход, может быть, придётся пересказать расследование другого игрока. При успехе можно продвинуться по лестнице полицейских званий, а в случае неудачи с карьерой будут проблемы. Вплоть до самого низкого звания на поле — половая тряпка в туалете полицейского управления (на мой взгляд, грубовато для детской игры).

 

Итак, можно подвести некоторые промежуточные итоги.

  • Все игры — издательство Равенсбургер. При том, что он издавался и в других издательствах, в частности Jumbo и Perlhuhn.
  • Все игры можно назвать авторским виденьем известной механики.
  • Взаимодействие между игроками в играх присутствует, но оно «неправильное». Планировать свой ход до его начала практически невозможно.

 

Ну а теперь об игре, сделавшей Кобберта топовым автором настольных игр и лауреатом SdJ и Mensa Select. Суммарно объём продаж всех версий игры выражается восьмизначным числом. Но большая доля приходится на две первые «серии» «сериала» — «Сумасшедший лабиринт» (1986) и «Лабиринт мастеров» (1991).

 

Если описать игру в двух словах, то это будут слова «пятнашки наоборот». Элементы подвижного поля представляют собой тайлы с коридорами лабиринта. Ход игрока состоит из двух действий: вставить тайл и таким путём сдвинуть ряд в лабиринте, потом переместить свою фишку по лабиринту. Если ход заканчивается на сокровище, игрок забирает его себе. Во второй игре серии появилась некоторая стратегическая составляющая, которой мне не хватает в творчестве автора. Поэтому, на мой взгляд, это лучшая игра из всех «Лабиринтов» Кобберта. Во-первых, сокровища собираются обязательно по росту порядкового номера. Т.е., если видишь, что до сокровища номер три не добраться раньше соперников, можно вести фишку поближе к сокровищу номер четыре, чтобы взять его первым. Во-вторых, у каждого мага (а игроки в этих играх выступают в роли магов, собирающих в подземелье компоненты для своих зелий) есть свои тайные цели, делающие некоторые из ингредиентов для них более ценными. Так что при финальном подсчёте победить может не самый шустрый, а самый мудрый.

 

Ну а дальше понеслось...

  • «Лабиринт-Джуниор» (1995) — с более простыми правилами.
  • «Секретный лабиринт» (1998) — с круглым лабиринтом.
  • «Карточный лабиринт» (2000) — ну, это как-то даже традиционно, карточная версия популярной игры.
  • «3D-лабиринт» (2002) — ещё более лёгкая, чем «Джуниор», версия игры.
  • «Мастер-лабиринт» (2007) — ещё один «Лабиринт мастеров», но теперь с финальной битвой с драконом.
  • «Лабиринт-дуэль» (2009) — версия для двух игроков. Вскрывается общее задание, а каждый должен быстрей в своём лабиринте дойти до этого сокровища.
  • «Электронный лабиринт» (2011) — без электроники можно было бы и обойтись. Эта игра интересна тем, что создана в соавторстве с другим известным автором — Кницией. И тут есть некоторое новшество — обитатели лабиринта. При встрече с таким жителем надо получить у него задание (для этого приспособлена электронная говорилка), а потом принести ему желаемое за награду.
  • «Лабиринт»... «Властелин колец» (2003), «Человек-паук» (2012), «Звёздные войны» (2012), «Аватар» (2013)... И список, наверное, не завершён. Франшизы. Тот же «Сумасшедший лабиринт», но в другом оформлении.

Сильно ли это меняет список общих черт? Всё же сделать пятнашки с одной лишней деталью вместо одной недостающей — это вполне оригинально. А вот потом многократно воспроизводить это решение — это вполне укладывается в черту «склонность к повторам с наворотами известного». Опять «Равенсбургер». И в большинстве игр опять присутствуют проблемы с тем, чем занять себя в ходы других игроков.

 

Но можно добавить ещё пару черт.

  • Все игры чётко рассчитаны на возраст в диапазоне от 3 до 8 лет. И не скучны и для родителей. Т.е. у нас автор, сознательно работающий над созданием семейных игр. Что плюс.
  • Сам Кобберт в одном из интервью сказал, что «Лабиринт» — инструмент развития пространственного мышления у детей. И, если не считать первую игру в этой статье, то определённая закономерность прослеживается. Профессиональный психолог использует свои знания, чтобы заставить детей поскрипеть мозгами. Возможно, это способствует развитию детским мозгов. Что тоже плюс. И не только для возможного меню зомби. :)

P.S. На всякий случай добавлю, что J в его имени — это Юрген.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
igelkott написал 3 года назад: # скрыть ответы

Из детских игр - одна из самых любимых. При чем по возрасту - лет от 6 до 11 одинаково подходит. А уж родители, не знакомые с современными настолками, западают на нее в миг.

Japon4ik написал 3 года назад: # скрыть ответы

- Какая из них???

Dee написал 3 года назад: #

У нас издан вроде только Лабиринт. И с удовольствием играем в него взрослой компанией. Действительно заставляет пошевелить мозгами.