С миру по нитке [09.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Куча предзаказ... | |
Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу | |
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ... | |
Предзаказ на вторую редакцию Pathfinder | |
Вторая книга обновленной второй редакции Pathfinder. | |
Предзаказ на Worms | |
Червяки - теперь и на столе. | |
С миру по нитке [01.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы игры от... |
игры |
Zooloretto Mini
Зоолоретто Экзотик Zooloretto XXL Колоретто Aquaretto Зоолоретто |
персоны |
Михаэль Шахт
|
компании |
От и До
|
Дата: | 13 июля 2011 |
9.2924 |
- |
Говорят, что плоха та идея, которую нельзя продать дважды.
К чему это я? Идею, однажды пришедшую в голову Михаэлю Шахту, никак нельзя считать плохой…
Всё начиналось в 2003 году, когда на свет появилось «Колоретто» — симпатичный абстрактный филлер. Как и положено по законам жанра, это была просто колода карт с несложными правилами. Первый игрок берёт верхнюю карту колоды и кладёт её на стол, начиная тем самым первый ряд. В каждый следующий ход у очередного участника есть выбор — либо забрать все карты, которые к этому моменту скопились в одном ряду, и прекратить борьбу в этом раунде, либо открыть следующую карту из колоды и пристроить её на стол. Во втором случае опять появляется выбор: можно либо начать новый ряд (всего рядов может быть столько, сколько игроков), либо добавить карту в существующий (но в одном ряду не может быть больше трёх карт). Если во всех рядах по три карты, открывать следующую нельзя, нужно — хочешь или не хочешь — что-то забрать. Когда все ряды разойдутся по игрокам, а на столе ничего не остается, забравший последние карты начинает следующий раунд — и так до тех пор, пока не кончится колода.
Выкладываемые (и соответственно забираемые) карты представляют собой хамелеончиков 7 различных цветов и джокера (есть ещё бонусные карты). Участник получает очки в зависимости от числа собранных зверушек одного цвета — чем больше, тем лучше (если, скажем, синий хамелеон у тебя один, то это 1 очко, если их 3 — то 6, а если 6 — то целых 21). Парадокс в том, что только три цвета (по выбору участника) идут в плюс, а остальные — ровно по тем же правилам подсчёта — в минус. Нетрудно вычислить, что если у тебя одинаковое количество карт всех семи цветов, то сумма очков будет отрицательной…
Игрок всё время должен принимать решения, и выбор порой не прост. Скажем, ряд состоит из одной, но нужной тебе карты — забрать? Но, постоянно беря по одной карте, много очков не заработаешь. Взять из колоды следующую? Но где гарантия, что потом в этот ряд к нужной тебе карте не накидают мусора… Или просто унесут этот ценный для тебя цвет — иногда не потому, что кому-то нужно, а просто из вредности — дабы тебе не достался. И самое неприятное, что если уж ты решил открыть карту, то её нужно обязательно положить на стол. А взять её можно будет только в следующий круг… если она тебя дождётся. Если это джокер — то почти точно не дождётся…
«Колоретто» выдержало множество изданий в разных странах, включая Россию (кстати, отечественный дизайн — яркий и аляповатый — лично мне не пришёлся по вкусу). Появилось на свет несколько расширений, самым важным из которых я считаю правила для игры вдвоём (первоначально «Колоретто» было рассчитано на 3-5 игроков). Вместо выкладывания двух рядов по три карты дуэлянты образуют целых три ряда, но при этом максимальное число карт в каждом ряду разное — одна, две и три. После того, как два ряда разобраны, карты из третьего уходят в сброс.
Остальные расширения преимущественно меняли принципы подсчёта очков — от простейшего изменения таблицы их начисления до экзотики, рассчитанной на тех, кто играет несколько партий подряд (типа «в этой партии джокер не самая полезная, а самая вредная карта»). Между прочим, изменение таблицы я назвал простейшим с точки зрения изменения правил — но не тактики! Когда максимум очков дают за три карты одного цвета, а четыре, пять, шесть (равно как и две) стоят меньше… поневоле задумаешься.
«Колоретто» оказалось проектом успешным, что, по всей видимости, и навело автора на мысль, сформулированную в первом предложении.
…Я не специалист по истории настольных игр, поэтому прочитанное где-то утверждение, что «Колоретто» является уникальной игрой в этой самой истории, я принимаю на веру. Уникальность состоит в том, что превращение настольной игры в карточную — вещь вполне обыкновенная (вспомним «Колонизаторов», «Билет на поезд» или «Монополию»), а вот обратный путь не прошёл никто (во всяком случае, я про такое не слышал). Кроме «Колоретто», выросшего до «Зоолоретто».
Итак, разноцветные хамелеоны превратились в животных разных видов, образуемые из них ряды — в грузовики для звероперевозки (и сразу стало понятно, почему в одном ряду не может быть больше трёх карт: ограниченная грузоподъемность), а забираемых зверей теперь нужно выкладывать не рядами, а в вольеры. Основная же механика игры (которую теперь с полным правом можно назвать «грузи или вези») осталась неизменной.
«Зоолоретто» пополнилось дополнительным антуражем в виде киосков (которые тоже могут оказаться в грузовике и тоже приносят очки, но гораздо меньше), детёнышей (два разнополых зверя, оказавшись в одном вольере, немедленно порождают третьего) и запасника (места, куда можно разгружать ненужных животных). Зато, в отличие от «Колоретто», определять, какие животные попадут в вольеры (плюсовые очки), а какие в запасник (штраф), приходится не в конце игры, а сразу.
И, кончено, деньги. Появление денежных операций обогатило тактику «Зоолоретто» не столько возможностью пересадить животное из клетки в клетку или расширить территорию своего зоопарка, сколько правом (при наличии денег) пропустить ход в ситуации, когда тебе это выгодно (а такое бывает). Деньги, кстати, тоже приезжают в грузовиках, заставляя задуматься: так что тебе нужнее — слон или монетка?
Но не модифицированная механика игры (да не так уж она и модифицирована, откровенно говоря) стала, на мой взгляд, причиной феноменального успеха «Зоолоретто» (включая звание «Spiel des Jahres-2007»), а графическое исполнение. В зебр и кенгуру, леопардов и панд с первого взгляда влюбляются взрослые и дети. Зоопарк (у каждого игрока свой) с вольерами и киосками и деревянные… ммм…. штучки, гордо называемые грузовиками, сделали незаметным абсолютно абстрактный механизм игры. Никто и не задумывается, что использовать грузовик одновременно в качестве передвижной клетки и инкассаторской машины как-то странно…
Незабвенный шеф из «Бриллиантовой руки» учил: куй железо, не отходя от кассы. Верные этому завету, издатели «Зоолоретто» за прошедшие 4 года наводнили рынок дополнениями, коих BoardGameGeek перечисляет более 20. Расширения делятся на маленькие и большие. О маленьких мне трудно рассказывать подробно, ибо самому играть не приходилось: приобрести фирменные я безуспешно (впрочем, не слишком активно) пытаюсь уже третий год, а Print & Play — это не для меня. По крайней мере, применительно к «Зоолоретто», удовольствие от которого получаешь в том числе и от качества полиграфии.
Поэтому поговорим о больших расширениях. И начнём, естественно, с «Акваретто».
Строго говоря, «Акваретто» не в полном смысле расширение. Всё-таки это — самостоятельная игра. Причём, вы будете смеяться, построенная всё на той же колореттовской механике. Если кратко, то я бы назвал «Акваретто» немного усложненным вариантом «Зоолоретто».
Чем же эта игра сложнее своего старшего брата? Самое главное — тем, что теперь вместо нескольких вольеров в вашем распоряжении один бассейн. А селить в него животных надо так, чтобы они не передрались, то есть не рядом. Поэтому важно заранее планировать структуру своего зоопарка и его рост. Кстати, больше трёх видов животных вообще поселить нельзя: надо предварительно расширить бассейн.
Второе существенное усложнение — вы получаете возможность нанимать работников. Причём не за деньги, а в случае появления у вас 5 или 10 одинаковых животных. Наймите кассира — и оставшиеся у вас к концу игры деньги станут очками. Наймите тренера — и получите дополнительные очки за дрессированных дельфинов или морских котиков. Смотритель накормит голодных зверей, а менеджер снизит вдвое размер штрафа за животных в запаснике. За деньги же работников можно переводить на другую должность (даже без их согласия, хоть это и противоречит законодательству о труде).
Насколько существенны эти усложнения? Я бы сказал так: если у вас нет ни одной из этих игр, покупайте «Акваретто». Если «Зоолоретто» уже есть, то…
Стоп, стоп, стоп! Мы забыли о том, что всё-таки это не просто отдельная игра. Это — расширение. Потому что можно играть в «Зоолоретто» и «Акваретто» вместе.
Первый раз прочитав правила совместной игры, впадаешь в некоторый ступор: создается ощущение, что тебе предлагают просто играть в две игры параллельно! Сухопутных — в вольеры, водоплавающих — в бассейн, очки подсчитываются независимо… И это расширение?!
Да. Дело в том, что, во-первых, в одном грузовике нельзя перевозить и сухопутных, и водоплавающих животных. А во-вторых, в каждый раунд надо обязательно перевозить и тех, и других. Поэтому до тех пор, пока на столе не окажется хотя бы один обитатель зоопарка и хотя бы один обитатель аквапарка (хм… аквапарком у нас называют немного другое… ну да вы поняли), ни один грузовик утащить нельзя.
И тактика игры становится другой. Не кардинально, но существенно. Поэтому я о покупке «Акваретто» в придачу к «Зоолоретто» не жалею.
Неплохим приобретением я считаю и «Зоолоретто ХХL», хотя оно и относится к категории расширений, которые я категорически не люблю: одно на две игры. В данном случае это простительно, потому что игра в результате всё равно получается одна.
В части «Зоолоретто» каждого типа животных стало намного больше (17 вместо 11), зато появилась возможность опустошать полностью заполненный вольер, отправляя его в подарок в другой зоопарк (в правилах даже есть специальная оговорка — другой зоопарк в комплект игры не входит!) Немаловажная возможность в условиях дефицита места.
«Акваретто» пополнилось тайлами с припасами, также перевозимыми на грузовиках. Теперь вам нужно заботиться не только о том, чтобы животных было побольше, но и о том, чтобы на каждый тип животного были заготовлены припасы. Если в конце игры окажется, что разных животных больше, чем припасов, заплатите штраф победными очками.
Еще в «Акваретто XXL» появилось супер-расширение для вашего бассейна. Возможность увеличения территории есть и в основных играх, но в отличие от них супер-расширение не своё у каждого игрока, а одно на всех. Кто первый встал, того и… свободное пространство. Между прочим, стремиться быть первым далеко не обязательно: если малое расширение стоит 1 монету, а большое — 2, но зато позволяет завести четвёртый вид животного, то супер-расширение стоит как большое, а увеличения числа видов не предусматривает…
А еще в «ХХL» появились специальные грузовики для двух игроков — ёмкостью 2 и 1 тайл. Теперь не надо извращаться, чтобы показать: это грузовик меньшей вместительности. Поскольку мы играем в «Зоолоретто» преимущественно вдвоём, это оказалось маленьким, но приятным пустячком.
Расширение «Экзотик» мне нравится гораздо меньше. Нет, замысел отдельных вольеров для животных из джунглей вполне симпатичен — ещё больше простора для тактических решений при заполнении грузовиков. А вот идея с посетителями зоопарка мне показалась сырой. Причём, начиная с антуража: как можно разумно объяснить, почему посетители зоопарка перемещаются именно в тот момент, когда удаётся заполучить экзотическое животное или киоск? Да и смысл этого хаотического перемещения миплов загадочен. Видимо, поскольку движение посетителей одного игрока зависит от решений другого, это должно было усилить взаимодействие между игроками. На мой взгляд, не удалось…
Из крупных расширений осталось не рассмотренным только «Зоолоретто Босс», но у меня его нет (думаю, что пока), а переписывать чужие обзоры и пересказывать чужие мнения не вижу смысла.
…Да , ещё у меня имеется «Зоолоретто Мини». Видимо, предполагалось позиционировать её как ту же игру, но для тех, кто помладше, однако существенной разницы в рекомендациях издателя нет («Акваретто» рекомендуется с 10 лет, «Зоолоретто» — с 8, «Мини» — с 7). Правила чуть проще (нет монет и киосков), издание чуть примитивнее (грузовики не деревянные, а картонные), а так всё то же самое. Единственное светлое пятно — тайлы ландшафта, которые (в отличие от киосков) приходится размещать прямо в вольерах, ограничивая их вместимость.
В общем, глубокий смысл этого варианта игры мне до конца непонятен. Зачем сам купил? А животные симпатичные: жираф, носорог, тушканчик… Их можно использовать и в основной игре. Жаль только, что их маловато и для игры с расширением «XXL» недостаточно.
…А про Coloretto Amazonas я ничего писать не буду, потому что, несмотря на автора и название, это совсем другая игра. С другой механикой.
Кстати, при покупке игр всегда проверяйте их комплектность.