Krapiva написал 26 минут назад к игре Рыцарь-маг: # Спасибо👍
Krapiva написал 27 минут назад к игре Рыцарь-маг: # То есть я могу распределить урон от незаблокированных атак на любое ко...
BadApple написал полчаса назад к игре 7 Чудес (Второе издание): # А база + армада играбельно? Лидеры и города как то не зашли, а вот мех...
Wulkuw написал полчаса назад к игре Летопись. Полное издание: # Вы, уважаемая Наталья, допустили ту же «ошибку», что и Добролюбов Нико...
Wulkuw написал полчаса назад к игре Летопись. Полное издание: # Жаловаться в Eggertspiele на... Eggertspiele? В таких случаях пишут ср...
С миру по нитке [28.03.2023]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В продаже: «Детек...
С миру по нитке [24.03.2023]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: В продаже: «Инсай...
Голосуем кошельком [23.03.2022]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Галерист» Витала Ласерды — открыт предзаказ!
«Галерист» — изумительный пример мастерства Ласерды. Необычная тема, естественна...
С миру по нитке [23.03.2023]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games выпус...

Siar

Small World. В тесноте, да в обиде

16 марта 2023

Информация

добавить
игры Маленький мир
компании Hobby World
Days of Wonder
Дата: 16 марта 2023
Источник: «Игры на полке»
Оценка пользователей
8.2924
-

Обзор от «Игры на полке»

 

🎲 Страничка игры на BoardGameGeek

📖 Оригинальное название: Small World

📜 Издатель: Hobby World

🎎 Количество игроков: 2–5

⏱ Среднее время партии: 40–80 минут

📆 Возраст: 8+

 

Контроль территорий — это очень своеобразный жанр настольных игр, так как он подразумевает под собой конфликтность и повышенное взаимодействие между игроками. Эти два фактора нравятся далеко не всем бывалым настольщикам, а у новичков после первой же сыгранной партии могут отбить желание играть в какие-либо игры очень надолго. Проблема также заключается в том, что очень часто игры подобного плана имеют глубокий геймплей, погрузиться в который получится далеко не с первого раза. И если разница в опыте у игроков окажется достаточно большой, то более опытный игрок просто не даст новичку нормально вникнуть в игру, пресекая все его попытки к развитию. А согласитесь, не очень интересно, когда из-за небольшого количества ресурсов и территорий ваш ход длится пару минут, а у оппонента, контролирующего добрую половину карты, он может растянуться на более долгий период времени, за чем приходится наблюдать с большой скукой.

 

 

 

 

Первой игрой на контроль территорий для меня стал «Маленький мир», а именно его версия, которая называется «Маленький мир: Подземный мир». Но поговорить хочется именно про оригинальную версию. Как мне кажется, «Маленький мир» — это очень неплохой гейтвей для понимания того, как работают игры на контроль территорий. Умеренно конфликтная игра воспринимается очень легко из-за интересного, но не перегруженного геймплея и своего милого оформления. Что же, давайте по порядку.

 

 

Наполнение

 

 

Хотел бы я похвалить Days of Wonder за такой же прекрасный органайзер, как и в Ticket to Ride, но, к сожалению, это не так. После завершения партии инсерт коробки выглядит просто прекрасно и очень радует глаз:

 

 

 

 

Но стоит коробке немного проболтаться в рюкзаке — и уже буквально к следующему разу он выглядит примерно так:

 

 

 

 

Слегка странное решение. Особенно учитывая, что у половины органайзера, которую можно вытаскивать, есть своя крышка, мешающая твориться такому безобразию. Впрочем, мы тут про игры, а не про дизайн органайзера, поэтому вернёмся к компонентам игры:

 

▶️ Игровое поле. А если быть точным, то два двухсторонних игровых поля. Каждая сторона рассчитана на своё количество игроков по нарастающей от 2 до 5.

 

 

 

 

▶️ Жетоны знамён и способностей. Жетоны народов, которые придётся выбирать игрокам. Каждый народ и способности по-своему уникальны, и от того, какое сочетание достанется игроку, будет зависеть его стратегия игры.

 

▶️ Жетоны народов. Боевые единицы народов, которые будут перемещаться по карте.

 

 

 

 

▶️ Жетоны гор, кубик подкреплений, монеты, маркер раунда и прочие. Большое количество вспомогательных жетонов и специальный кубик.

 

 

 

 

Игровой процесс

 

 

Перед игрой нужно немного подготовить игровое поле. Для этого на регионы с мишенью необходимо выложить жетоны забытых племён, выложить жетоны гор туда, где они нарисованы, а также выложить жетон с короной на счётчик ходов. Рядом с полем выставляется органайзер с жетонами народов. Формируется банк игры, из которого каждому участнику игры выдаётся стартовый капитал. Кроме того, формируются комбинации знамён народов и способностей, количество которых будет зависеть от того, сколько человек будет участвовать в игре. После всех приготовлений можно начинать игру.

 

Каждый игрок за ход выполняет от 2 до 3 действий:

 

🟢 На первом ходу в обязательном порядке необходимо выбрать понравившееся ему сочетание народа и способности. Знамёна народов выкладываются в столбик. При этом то знамя, которое расположено дальше всего от основной стопки, можно взять бесплатно. А для того, чтобы взять какое-либо последующее, придётся заплатить по золотой монете тем народам, которые не пришлись игроку по душе. После того как народ будет выбран, ряд сдвигается и выходит новая комбинация.

 

 

 

 

Впоследствии, выбирая народ, на котором накопились монеты, игрок забирает и их тоже.

 

 

 

 

После того, как народ будет выбран, из органайзера необходимо взять его жетоны. Их количество будет зависеть от сочетания народа и способности. На каждом из них присутствует цифра. Именно их сумма и будет тем количеством жетонов, которые получит игрок.

 

🟢 Имея активный народ, игрок производит захват регионов. Он начинается с любого региона, который граничит с морем или краем игрового поля. Чтобы провести захват, на регион необходимо выложить 2 жетона своего народа. При этом за каждый дополнительный жетон на регионе необходимо заплатить ещё одного представителя своего народа. Абсолютно не важно, что это будет за жетон: гора, воин оппонента или забытого племени, а также какой-либо ещё жетон, который выдаётся из-за особенных свойств племени или способностей.

 

Последующими целями захвата могут стать только те регионы, которые граничат с подконтрольным игроку. А длится он будет, пока у игрока не кончатся жетоны народа. Если на руке осталось меньше жетонов народа, чем необходимо для захвата последнего региона, можно попытаться произвести захват при помощи кубика подкрепления. Это особый шестигранник, у которого 3 грани пустые, а на остальных трёх присутствуют от 1 до 3 точек. Выбрав конкретный регион и определив необходимый для его захвата размер войск, игрок кидает кубик и плюсует к своему воинству то количество точек, которое выпадет на грани. Если это число будет соответствовать минимальному необходимому для захвата количеству представителей народа, который необходим для подкрепления, то захват окажется успешным. Если нет, то это будет означать провал.

 

 

 

Пример последнего захвата, закончившегося успехом. Чтобы захватить регион, на котором находится представитель забытого племени, необходимо иметь 3 жетона народа, но на руках только 2. Чтобы захват был успешным, на кубике необходимо выкинуть хотя бы 1.

 

 

После проведения последнего захвата можно перераспределить войска. Для этого, оставив по жетону на захваченных регионах, можно забрать в руку остальных представителей своего народа и перераспределить их в любом количестве по своим территориям.

 

🟢 Когда захват и перераспределение войск будут завершены, игрок получает по одной монете за каждый регион, который он контролирует. И это очень важно: победителем станет игрок, набравший к концу хода наибольшее количество монет, являющихся победными очками.

 

Вот такие несложные действия совершают игроки. Но, конечно же, появляется вопрос: а в чём конфликтность игры? Ответ содержится именно в её названии — в том, что мир действительно маленький. И если первые ход-два игроки смогут спокойно захватывать пустые регионы, то после им неизбежно придётся вступать в конфликт друг с другом. Дополнительно некоторые народы могут получать монеты за атаку оппонентов, тип регионов или определённые символы, изображённые на них. В таком случае резоннее будет вступить в конфликт, чем захватывать пустые регионы, которые не приносят дополнительный бонус.

 

В новом ходу игрока фаза выбора народа пропускается, а для захвата необходимо иметь на руке хотя бы один жетон народа. Для этого можно снять всех лишних воинов с подконтрольного региона, оставив там только одного. Также допускается увести все войска, если игрок считает, что новый захват будет более выгодным. Однако если вывести все войска из региона, то он перестанет приносить деньги в конце хода.

 

При атаке на регион другого игрока один из его подопечных неизменно будет отправляться обратно в коробку, остальные возвращаться в руку, а после перераспределяться по оставшимся регионам. Таким образом, количество жетонов, полученных при выборе народов, будет неизменно уменьшаться. Когда размер армии станет настолько малочисленным, что захват будет ограничиваться одним-двумя регионами, игрок сможет уйти в упадок. В начале хода необходимо заявить об этом, перевернуть знамя и свойство, а также все жетоны народов на поле, оставив максимум по 1 в каждом подконтрольном регионе. После приведения народа в упадок сразу начинается получение монет, а выбор нового народа и захват регионов начнётся на следующем ходу по обычным правилам. Уходить в упадок на последнем ходу я крайне не рекомендую, так как производить захват возможности больше не представится.

 

 

 

Свойства некоторых народов или способностей продолжают работать даже в упадке. Обычно такие свойства специально остаются цветными, ярко выделяясь на жетонах. Так, к примеру, дварфы будут получать дополнительные монеты за регионы с шахтами, даже находясь в упадке. Также в упадке будет работать свойство «Водные» — водный народ не пойдёт ко дну, а будет так же приносить монеты.

 

 

Когда маркер раундов достигнет финального деления, наступит последний ход. Именно после его завершения игрокам будет необходимо произвести подсчёт своих монет, чтобы выявить победителя.

 

 

Что нужно знать?

 

 

❗️ Как правило, все жетоны, находящиеся на игровом поле, рано или поздно будут убираться в коробку: будь то войско игроков или дополнительные жетоны, полученные по свойствам народа или способности. Исключение составляют только горы. Регионы с горами придётся захватывать минимум тремя жетонами народа до самого конца игры.

 

❗️ Регион, занятый народом, пришедшим в упадок, всё ещё приносит игроку деньги, но для активного народа считается враждебным. Чтобы разместить в нём активный народ, придётся совершить захват по обычным правилам.

 

❗️ Выбрать регион для захвата при помощи кубика подкреплений необходимо до его броска.

 

❗️ Перераспределять войско можно между любыми доступными активному народу регионами, даже если между ними расположились земли оппонента.

 

❗️ Если из-за захвата регионов другими игроками или вывода войск из всех регионов у игрока не осталось на поле своих земель, то новый захват придётся выполнять по правилам захвата первого региона, т. е. с края поля или региона, граничащего с морем.

 

❗️ У игрока в упадке обычно может находиться только 1 народ. Если в упадок приходит ещё один, то народ, отправившийся в упадок до него, уходит с игрового поля.

 

❗️ Некоторые свойства знамён или способностей могут применяться, даже когда народ находится в упадке. Также некоторые народы могут восстанавливать жетоны по ходу игры. Эти свойства могут идти наперекор основным правилам, но считаются приоритетными. Если ничего подобного не прописано, то всё работает по обычным правилам.

 

 

Итог

 

 

«Маленький мир» для меня является той игрой, к которой я возвращаюсь время от времени. Эта милая игра на контроль территорий способна влюбить своим оформлением кого угодно. Глядя на приятно нарисованные картинки народов, сразу и не скажешь, что между ними происходит ожесточённая борьба. Очень нравится, что простые правила на несколько страниц способны окунуть в игру ровно в той степени, чтобы стать интересными, но не быть перегруженными. Интересно в игре, что даже одна и та же комбинация народа и способности может чувствовать себя в разные периоды игры совершенно по-разному. Некоторым более комфортно в начале игры, некоторым в конце. Но такую несправедливость может снивелировать удачно выпавшая способность.

 

Вообще игра подталкивает на то, чтобы игроки были внимательными к тому, что происходит на игровом поле и какие народы вступают в игру. Эта информация заставляет корректировать свои планы, прикидывать, стоит ли уходить в упадок ради какой-либо из вошедших в игру комбинаций или попытаться отнять у противника «вкусный» регион, чтобы ещё один ход получать дополнительные монеты. Всё это позволяет случаться множеству совершенно разных игровых ситуаций, которые будут отличаться друг от друга. Как я уже написал в начале статьи, это хорошая игра, чтобы начать знакомиться с играми на контроль территорий. Но кроме этого, как достаточно большая игра с множеством компонентов и претензией на что-то более интересное, чем кидание кубика и перемещение по игровому полю, она тоже неплохо смотрится.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
shkap написал 7 дней назад: # скрыть ответы
лайфхак для органайзера

Чтобы жетоны не вылетали из органайзера можно пустые кардборды (блоки тайлов) из под жетонов положить ПОД органайзер, сверху полем предавится и уже место для их своенравного передвижения не будет.
Это кстати не только для ММ работает

Watruska написал 7 дней назад: #

Интересный лайфхак. При покупке следующей игры, где будет много жетонов, воспользуюсь и посмотрю как это на практике будет.
Спасибо за совет.

ToxicTower написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Ха, всегда так делаю во всех играх, но никогда не думал, что это помогает, спасибо за инфу)

hickname написал 6 дней назад: #

Это не лайфхак, так и задумано. Об этом даже в правилах написано (приложение 1).

pych1971 написал 7 дней назад: #

Одна из самых незашедших игр в семейной игровой ячейке. Слишком конфликтной для нас оказалась.

Jonnnnik написал 10 дней назад: #

Спустя множества лет и партий в такие ареаконтроли как Кемет, Иниш, Киклады, Titans, Кровь и ярость (хотя КиЯ я не считаю ареаконтролем) и др., Маленький мир остаётся любимым. В перечисленных играх как-будто чего не хватает и они чувствуются недопиленными. Каждая партия в ММ до сих пор дарит положительные эмоции

lohmaty написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Очень нравится как играется на двоих.

ToxicTower написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Там есть поломанные расы для игры на двоих, типа мирных.

И на троих, кстати, это ужасная игра, потому что всегда начинается заруб между двумя игроками и третий фармит монетки тихонько.

У меня, кстати, есть вообще все расы для базы (оба павер пака), их надо профильтровать и выбрать самые интересные и ими играть. А вот в Скай Айленд все расы фуфло, аж обидно. И непонятно, почему именно скай айленд локализовали, а павер паки нет.

Razorvi_KapbITo написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Если взять подземную версию, можно не заморачиваться с допами. В ней всего по чуть-чуть для разнообразия.

ToxicTower написал 11 дней назад: #

Не соглашусь - встречаются в допах уникальные расы, типа цыган. Есть неудачные, но полно весёлого.

Но в целом, если не коллекционировать и не заигрываться до дыр - то Подземный мир или Варкрафт вполне себе варианты, да и юаза приятная.

А вот допы новых игровых полей я не брал, смысла не вижу. Особенно при наличии Варкрафта.

RobinHood написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Повер паки анонсировали на этот год, так что скоро будут.

ToxicTower написал 11 дней назад: #

Так сколько лет уж им, я давно на чешкско-польском уже приобрёл)

CardinalDen написал 11 дней назад: #

Павер паки будут локализованы летом, вот новость: https://vk.com/@hobbyworld-small-world-power-pack

a7v написал 11 дней назад: #

Дочитал как-то правила до того места, где написано, что VP постоянно скрыты и нельзя узнать, кто побеждает (хотя по идее можно запоминать) и стало ясно, что это какая-то аркада а не почтенный ареа контрол....