![]() |
Анонсы локализаций от Gaga |
Куча анонсов от Гаги. | |
![]() |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Radlands. Культ хрома» |
![]() |
С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025] |
В этом выпуске: Визуальное перевоплощение Шарлатанов Кведлинбурга. Как... | |
![]() |
Идут сборы на Pandora Celeste |
Облегченная ускоренная "Немезида" с элементами юмора. | |
![]() |
Идут сборы на Lands of Evershade |
Масштабное РПГ в коробке без ГМа. |
игры |
Маленький мир
|
персоны |
Филипп Кейарт
|
компании |
Days of Wonder
|
Дата: | 01 июня 2011 |
![]() |
8.9328 |
![]() |
- |
«Маленький мир» высоко оценен сообществом настольщиков (43-я позиция в общем рейтинге BoardGameGeek, 6-я в рейтинге семейных игр) и является одним из трёх столпов, на которых в настоящее время стоит издательство Days of Wonder (два других — это, конечно, Memoir’44 и семейство Ticket to Ride). Отмечен он и рядом игровых наград, среди которых, в частности, Meeples Choice Award’09.
Вокруг игры уже образовалась своя небольшая вселенная, рассмотрению которой и посвящена эта статья. Добро пожаловать!
Рассказывают, будто некогда жили боги, и хотели они, чтобы им поклонялись смертные, и каждый хотел того не менее других. И взяли они под своё покровительство смертные расы, и повели их на завоевание мира, и поклонялись смертные своим небесным покровителям. Но маленьким и тесным был тот мир, так что скоро смертные во славу своих богов передрались между собой. И бились они, уничтожая друг друга, а боги развлекались, глядя на это сверху, и заключали меж собой пари. И творили они на скорую руку новых смертных, и хохотали, глядя на получавшихся у них уродцев, и бросали их в бой...
Вы не найдёте ничего подобного в правилах, но тем не менее игра именно такова — циничные развлечения богов при виде столкновений смертных уродцев, с выяснением того, кому эти уродцы напоклоняются больше всех. Интересно, что к «Маленькому Миру» практически никто не остаётся равнодушным: кто-то приходит в восторг, кто-то возмущается «да ерунда же полнейшая, чего люди в ней находят?!» — а середины, кажется, и нету.
Дабы потенциальные покупатели игры не попали потом во вторую категорию, лучше сразу же объяснить, чего от игры нельзя ждать. Итак, имейте в виду:
Ещё раз: речь идёт именно об играх богов, не более и не менее. Циничных и довольно примитивных. Если помнить об этом и не мудрствовать излишне, то всё будет восприниматься совершенно правильно. А мудрствования лучше оставить для божественных дел — кого возвысить, кого забросить, на кого отправить свой народ войной и т.п.
Игры эти проходят на поле-карте, и полей в комплекте имеется целых четыре (два двусторонних, если быть точным). В зависимости от числа играющих (а играть могут 2-5 человек) выбирается нужный вариант... и все эти варианты построены так, чтобы участникам было тесно, очень тесно!
Перед началом партии по карте раскладываются жетоны гор (горы там и так нарисованы, но с жетонами удобнее, ибо они облегчают подсчёты) и жетоны забытых племён (развлечения богов начинаются не с нуля, в мире ещё присутствуют какие-то следы их прошлой деятельности). После чего участники приступают к действиям на своё усмотрение.
На каждом ходу у игрока есть два варианта действий: либо отвратить благосклонный взор от «своей» расы и отправить её в упадок, либо погнать её на завоевания. Если выбран «упадок», то в начале следующего хода нужно будет взять под своё покровительство новую активную расу и сразу же погнать её в бой (на первом ходу именно это и происходит). Всего можно иметь одну активную расу и одну расу в упадке, не более.
Завоевания в своей основе очень просты. Если на локации не лежит запрещающий жетон, то её можно завоевать.
Моря и озёра можно завоёвывать только теми расами, которые имеют к этому способности.
На завоевание локации требуется два юнита, плюс ещё столько юнитов, сколько всяких жетонов там лежит. На последнее завоевание в своём ходу, если юнитов уже не хватает, можно кинуть специальный кубик — возможно, он даст подкрепление.
Если чью-то локацию завоевали, то один из тамошних юнитов уходит в сброс, а остальные в руку хозяину (по окончании всех завоеваний он перераспределит бедолаг по другим своим локациям). В начале своего хода также можно забрать сколько-нибудь своих юнитов в руку — но помнить при этом, что атаковать допускается только локации, смежные с теми, где у тебя хоть кто-то есть (а иначе — с края карты). В конце своего хода нужно подсчитать свои локации и взять соответствующее количество победных очков. Раса в упадке при этом тоже считается, но она ничего не завоёвывает, а просто пассивно доживает свой век. Вот и все (за исключением нескольких мелких нюансов) базовые правила.
А вот то, откуда берутся эти расы, способности, юниты и жетоны — это как раз самая забавная часть игрового процесса.
Коробка содержит 14 планшеток рас, на каждой из которых указано свойство данного конкретного народца. И ещё есть 20 планшеток с особыми способностями. В начале игры те и другие перемешиваются и случайно стыкуются между собой. На снимке можно видеть несколько примеров (в игре всегда доступно шесть таких сочетаний). Давайте рассмотрим их внимательней.
Амазонки-фортификаторы при атаках могут использовать четырёх дополнительных юнитов и строить крепости (которые приносят дополнительные очки, и которые труднее завоевать). Летающие гули могут завоёвывать любые локации (не только смежные со своими), да ещё могут продолжать завоевания, даже будучи в упадке! Тритоны-алхимики имеют бонус на завоевание берегов, плюс алхимически создают своему покровителю дополнительно два победных очка в ход. Орки-табориты — кровожадный народец: дают дополнительное очко за каждую локацию, с которой они кого-то выбили, и могут устраивать этакие мобильные крепости, откуда их самих труднее выбить. Ну и, наконец, героические крысолаки — среди этих есть два великих непобедимых героя, плюс они очень-очень многочисленны.
Многочисленность определяется вот как: нужно сложить числа на планшетке расы и планшетке свойства. Результат определит, сколько юнитов этой расы будет доступно её божественному покровителю. То есть для приведённых примеров: 9 амазонок (плюс 4 для атак, но этих в конце хода придётся снимать с поля), 10 гулей, 10 тритонов, 10 орков и 13 крысолаков. Юниты обозначаются жетонами, и по мере завоеваний их количество имеет тенденцию к уменьшению. Ну, а когда раса уходит в упадок, их жетоны переворачиваются, и в каждой локации остаётся только по одному.
Выбирая себе новую расу из доступного набора, игрок может взять самую верхнюю просто так. Другие тоже можно брать, но за это нужно платить: придётся положить по жетону победного очка на обойдённые более верхние, и когда (если) их потом кто-то возьмёт — ему те очки и достанутся.
Вроде как, чтобы выпустить в мир не совсем готовую расу, богам приходится прикладывать определённые усилия.
Кстати, все начинают игру не с пустыми руками, а с пятью «стартовыми» очками.
Правила с их нюансами на деле осваиваются очень быстро... но помимо рассмотрения игровой механики давайте взглянем и на компоненты.
«Маленький Мир» издаётся Days of Wonder, а это неизменно означает одно — высочайшее качество оформления и изготовления игровых компонентов. Данный случай не является исключением. Иллюстрации принадлежат Мигелю Коимбре (он же иллюстрировал недавно нашумевшую новинку — «Семь чудес света»), а компоненты вообще являются образцом того, как издательство может заботиться о своих покупателях.
Если открыть коробку, то в ней обнаружится пластиковый вкладыш, все выемки которого имеют размеры как раз под игровой инвентарь. Отдельно располагается съёмный контейнер для жетонов рас, а буклет правил предусмотрительно поясняет, что и куда складывать. Такая аккуратность даже по меркам Days of Wonder является чем-то особенным... и кстати, это делает игру прекрасным подарком.
Успех базовой игры привёл к выпуску нескольких дополнений (о которых чуть ниже), а совсем недавно издательство анонсировало «перезапуск» игры под названием «Подземелья Маленького Мира». Буквально на днях новая игра начала поступать в продажу.
Как следует из названия, Маленький Мир тесен не только на поверхности — под ней происходит ничуть не меньшее столпотворение и выяснение отношений между народцами. Причём внизу, пожалуй, будет даже потеснее, чем наверху. И опаснее, ведь тут обитают жуткие монстры, которые очень не любят, когда их тревожат (где ж видели подземелье без Бальрога? вот и тут, знаете ли, водится...) Зато, если хорошенько поискать, то можно найти и сокровища с древними артефактами.
Механика осталась почти без изменений. Основных новшеств два: первое связано с только что упомянутыми монстрами и артефактами, второе непосредственно с картой. Понятно, что вести боевые действия под землёй сложнее: подземелье разделено на две части рекой, которую не очень-то пересечёшь (зато те, кто умеет по ней плавать, могут быстро добраться практически куда угодно!), а ещё здесь есть вулканы, обитать в которых могут лишь расы, являющиеся порождениями подземного пламени.
Иллюстратором «подземелий» также является Мигель Коимбра, и оформление здесь построено на стильных сочетаниях чёрного цвета с яркими тонами красного, синего и зелёного; даже по немногочисленным фотографиям из анонсов уже видно, что оно получилось чрезвычайно привлекательным.
Коробка содержит 15 совершенно новых рас и 21 способность. Особо подчёркивается, что «Подземелья» полностью совместимы с базовой игрой: можно попробовать выпустить подземные расы наверх или впустить верхние расы под землю.
Рекомендуется лишь удалять из игры те немногие расы и способности, которые «завязаны» на типы местностей, отсутствующие в альтернативной версии.
Ещё до выхода «Подземелий» к базовой игре было опубликовано нескольких дополнений — как официальных, так и неофициальных, — причём с самого начала было ясно, что разработка их может идти по двум направлениям. Одним из них является придумывание новых рас и их свойств, другим — создание для остро конкурирующих народцев каких-то новых условий конкуренции. Оба направления были успешно реализованы.
Малое официальное дополнение, связанное с новыми расами и способностями. Как следует из названия, эти расы отличаются повышенным содержанием феминизма.
Предлагаются три таких народа: цыганки, жрицы и призрачные белые дамы. Все три действительно круты: например, белые дамы крайне немногочисленны, но в упадке их локации не могут быть завоёваны, и на них не действуют никакие расовые и особые способности.
Также в дополнении можно найти две новых способности: «историки» и «пацифисты». Все расы и способности этого дополнения были выбраны из множества вариантов, представленных игроками на издательский конкурс.
Малое официальное дополнение, связанное с новыми расами и способностями.
Предлагаются две новые расы и пять новых способностей, причём способности эти таковы, что они особенно неприятны для «чужих» игроков. Так, народец с заглавным свойством «проклятые» нелегко обойти при выборе расы: за это нужно платить не одно победное очко, а целых три. Народец со свойством «оборотни» в чётные раунды («по ночам») способен проводить завоевания гораздо меньшими силами, и т.п.
Также имеются две новые расы особо уродливого вида (гоблины и кобольды). Как и в предыдущем случае, все расы и способности этого расширения выбраны по итогам конкурса.
Официальное промо-дополнение, распространявшееся на выставке в Эссене’09. Состоит из лидерских жетонов для всех выпущенных рас.
При выборе расы игрок может отдельно приобрести к ней жетон лидера. Лидер выступает как обычный дополнительный юнит, но с рядом оговорок. Например, он из-за своей безумной храбрости не может находиться в локации, защищённой от свойств других народов. Также лидер может быть захвачен в заложники ради выкупа. Если выкуп за него не платят, то захваченный лидер в конце игры приносит два победных очка своему пленителю.
Большое официальное дополнение, связанное с новыми расами и способностями. В отличие от предыдущих, это расширение чисто издательское — оно было создано Филиппом Кейартом без привлечения конкурсных материалов.
Предлагается пять новых рас и пять новых свойств, причём основной идеей является комическое сочетание не шибко воинственных рас (гомункулы, лепреконы, пикси...) с подчёркнуто агрессивными и боевыми свойствами (наёмники, имперцы, коррупционеры...).
При выпуске этого дополнения издательством была допущена ошибка: на листы не попал жетон катапульты, полагающийся к одному из здешних свойств. Ошибку исправили, выпустив впоследствии небольшой набор жетонов (катапульта + лидеры народцев из «Не бойся!»), который стали прилагать к продаваемым продуктам линейки.
Также «Не бойся!» содержит дополнительный контейнер для всех жетонов, появившихся в расширениях, вышедших после базовой игры. Хотя в базовой коробке места для него уже не хватает.
Официальное промо-дополнение, представляющее собой игровой сценарий. Бесплатно прилагалось к покупкам, оформленным через сайт Days of Wonder в ноябре-декабре 2010, и в крайне ограниченных количествах досталось некоторым магазинам-партнёрам издательства.
С этим расширением в игру вводится дополнительный участник (так что всего могут играть 3-6 человек) со своей особой ролью. Он действует как чокнутый некромант, поселившийся на острове в центре Маленького Мира (если взглянуть на игровые поля, то в середине все они имеют озеро). Пока обычные игроки действуют обычным образом, некромант поднимает под своё знамя жертвы их конфликтов и сам ведёт завоевания! Некромант побеждает, если до штатного окончания игры ему удаётся полностью создать свою армию неупокоенных и выпустить её в Маленький Мир; в противном случае победитель определяется из остальных игроков по базовым правилам.
В целом «Остров некроманта» представляет собой экстремальный случай кооперативной игры, в которой все, играя против одного, должны попутно выявить самого сильного в разборке между собой.
Официальное дополнение, вводящее в игру неожиданные события для каждого хода. Представляет собой специальную колоду карт.
Перед началом партии из колоды выбираются карты в количестве, зависящем от числа ходов (которое, в свою очередь, зависит от числа игроков). Обозначенные на картах события начинаются со второго хода, и на каждом ходу все видят событие на следующий ход.
Сами события весьма разнообразны. От малозначимых (например, каждый игрок подсчитывает свои текущие очки и оглашает результат) до более серьёзных (например, в этот ход нельзя завоёвывать моря, озеро и болота)… и до совсем сумасшедших, которые в правилах отнесены к категории «боги, должно быть, сошли с ума!»
События можно выбирать как случайно, так и ориентируясь на рекомендации разработчиков. Карты определённым образом помечены, так что нетрудно подобрать сказки и легенды на свой вкус.
Неофициальное дополнение, распространяющееся с согласия издателя (используется ряд элементов оригинального оформления).
Представляет собой набор гексов с различными типами местностей, из которых перед началом партии можно составить игровую карту по своему усмотрению. Набор достаточен для игры по обычным правилам вшестером (однако для такой игры рекомендуется использовать дополнения).
Правила составления карты прилагаются (есть перевод на русский язык). Гексы придётся печатать на цветном принтере или раскрашивать вручную. Скачать дополнение можно по следующему адресу:
http://boardgamegeek.com/boardgameexpansion/64592/small-world-random-map-expansion
Небольшие неофициальные дополнения, добавляющие в игру новые расы и способности. Конкретной тематики не имеют. Распространяются как print’n’play.
Первое расширение содержит три расы и четыре способности. Второе предлагает четыре расы, две способности, плюс три карты-модификатора к свойствам ранее выходивших рас. Скачать их можно по следующим адресам:
http://boardgamegeek.com/boardgameexpansion/65490/small-world-communitys-compendium-i
http://boardgamegeek.com/boardgameexpansion/66640/small-world-communitys-compendium-ii
В настоящее время «Маленький Мир» (базовая игра) реализован на iPad (внимание: на iPhone/iPod Touch эта реализация не работает!)
Играть можно только вдвоём (оппонентом может быть искусственный интеллект). Стоимость приложения $6,99. За отдельную плату доступны расширения «Крутые дамочки» и «Проклятые» (по $1,99 каждое); таким образом, вся игра обойдётся примерно в $11.
Также существует модуль для «Маленького Мира» под игровую систему Vassal, которая как нельзя лучше подходит для подобных механик.