| Две необычные игры на любой случай | |
| Друзья, а у нас уже вовсю продаются две небольшие и весьма необычные игры | |
| Башня анонсов | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Идут сборы на Lord of Loot | |
| Кооперативное семейное приключение с героями, монстрами и магией. | |
| Идут сборы на Threshold | |
| Настольная версия MMORPG. | |
| Метод - игра по сериалу на CrowdRepublic | |
| Кооперативный детектив по культовому сериалу "Метод" от Юрия Ямщикова, Сергея Го... | |
| игры |
Uprising: Curse of the Last Emperor
|
| Дата: | 19 марта 2022 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 8.1534 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG и с «Тесеры».

Uprising: Curse of the last Emperor — кооперативная 4х на 2–4 участников. Игроки должны одолеть как легионы Империи, так и орды Хаоса, чтобы добиться свободы для своих народов.
Примечание: игра недавно начала приходить с «Кикстартера», и выпускать её в ритейл не планируют. Однако авторы намекнули, что в их будущих кикстартерных кампаниях, скорее всего, будет возможность приобрести Uprising.

Качество компонентов Uprising поражает. Все иллюстрации великолепны. Пластиковые стэндики смотрятся здорово, равно как и игровое поле. Оно весьма внушительных размеров и поделено на гексы. На столе разложенная игра выглядит впечатляюще. Игровое поле одновременно служит и очень удобной памяткой, на которой детально прописана довольно сложная структура хода, причём в двух направлениях; где бы вы ни сели, дотянуться до памятки будет легко.
Помимо основного игрового поля есть ещё и два планшета: один для квестов и предметов, другой — для плохишей. Приятная, но вовсе необязательная добавка. Если они не помещаются на ваш стол, их можно попросту не использовать. Что касается планшетов игроков, они тоже качественные и толстые и тоже загромождают поле.
Карточки сделаны из качественного материала, правда, имеют тенденцию слипаться, что затрудняет их тасовку. Очень желательны протекторы.
Мне понравилось, что гарнизоны отмечаются ставящимися друг на друга пластиковыми жетонами, равно как и стены и башни, которыми можно окружить свои убежища. На игровом поле много всего, и приятно, что три гарнизона занимают столько же места, сколько один гарнизон.
Слава богу, в игре есть встроенный органайзер, причём весьма неплохой. Далеко не идеальный: так, туда не влезают кубики, и нет отсека под некоторые предметы. Но в целом он вполне удобен и ускоряет раскладку игры.
Книга правил мне тоже очень понравилась: маленькая, квадратного формата, с пружинным переплётом — самое то, чтобы лежать в открытом виде во время партии. Выглядит красочно, есть куча примеров, всё наглядно, за исключением нескольких моментов, которые не помешало бы расписать подробнее. Также там есть оглавление и индекс, благодаря чему отыскать нужное правило проще простого. Я очень ценю, что авторы явно потрудились над книгой правил, в отличие от многих других компаний.

В Uprising 2–4 племена решают воспользоваться конфликтом между Хаосом и Империей, чтобы вернуть себе независимость. Игрокам предстоит исследовать новые земли (eXploration), собирать ресурсы (eXploitation), строить юниты и новые убежища (eXpansion), а также, если всё сложится хорошо, уничтожать силы Империи и Хаоса (eXtermination — хотя кто кого истребит, под большим вопросом). Игроки одерживают совместную победу, если к концу партии набирают больше победных очков, чем Империя и Хаос.
На старте у игроков нет почти ничего: лишь одно убежище (деревушка) в углу карты, чуток ресурсов, несколько стартовых спецспособностей да герой. Большая часть земель неисследована, так что гексы лежат рубашкой вверх — за исключением имперской столицы в центре карты и окружающих её гарнизонов.
Партия делится на 4 главы. Хотя структура хода весьма комплексная, основы понятны с ходу: в фазу событий на карту ставятся враги, в фазу строительства игроки строят армии и укрепляют убежища, в фазу действий игроки действуют, тратя свои 8 очков действий, в фазу немезиды двигаются враги, а в фазу набора очков каждый получает свои ПО.
На первый взгляд всё выглядит стандартно: в начале партии ваш герой исследует несколько новых земель, раскрывая гексы и размещающихся на них врагов. Ваши армии отправляются с ними сражаться (и побеждать, если повезёт). Вы возводите на новых территориях новое убежище, которое принесёт вам ресурсы на строительство новых армий, и т. д. и т. п.
Однако в Uprising есть ряд существенных отличий от классической формулы. Механики тесно взаимосвязаны, сложность очень высока, и вам необходимо кооперироваться, чтобы у вас был хотя бы шанс на победу.

Процесс исследования окружающей местности опасен: на каждом раскрытом гексе находится враг (а если он пуст, то один из находящихся в игре врагов получает подкрепления). И эти враги будут помогать главгадам, если не истребить их сразу же: имперские гарнизоны приносят ПО империи, а скелеты Хаоса... Ну, сами по себе они довольно пассивны, но если на одном гексе придётся разместить троих скелетов, то появится орда Хаоса, а появление орды — очень плохая новость. Без исследования никуда, но в то же время исследование усиливает ваших противников.
Для борьбы с гарнизонами и скелетами у вас есть собственная армия. Вначале вам доступны лишь базовые юниты, но со временем появится доступ и к продвинутым. Каждый юнит бросает один кубик. От цвета кубика зависят его шансы выбросить попадание, щит (которые отменяет вражеские попадания) или молнию (позволяет активировать спецспособности); у разных юнитов разные кубики. Кроме того, лучники бросают свои кубики перед началом схватки, что потенциально даёт шанс расстрелять противника на подходе. Хотя у врагов тоже могут быть лучники...
Главная загвоздка заключается в том, что у вас не может быть больше 5 юнитов на одном гексе, и, следовательно, в одной схватке. Мир Uprising — холодная пустошь, в которой попросту нет ресурсов прокормить большое воинство. Поэтому вам всегда придётся тщательно планировать наперёд, с кем и когда вступать в бой. Пара скелетов или гарнизонов 1 уровня — обычно лёгкая добыча, но более серьёзные противники представляют проблемы. И гарнизоны, и скелеты — это лишь цветочки по сравнению с...

Ваши главные противники — легионы Империи и орды Хаоса. Хотя каждый из них представлен одним стэндиком, по сути там целое скопище неприятных юнитов. Характеристики орды/легиона и бросаемые ими кубики описаны на отдельной карточке, причём их уровень опасности (по сути разница в HP) варьируется от 1 до 7. И они бросают много, очень много кубиков.
Причём они не только большие и страшные, но и всячески пакостят вам: пакостят, когда выставляются на поле, пакостят каждый раз, когда выбрасывают молнию. Они будут телепортировать вас в неприятные локации, красть вплоть до своей гибели одно из ваших 8 действий, красть одно из ваших действий навсегда, уничтожать до начала боя ваших юнитов...
Легионы будут буквально преследовать вас. У каждого легиона есть свой жетон цели, который отдаётся игроку с наименьшим количеством войск. Легион будет двигаться к этому игроку до тех пор, пока не уничтожит его убежище. Затем переключится на следующее убежище этого игрока... Словом, вы получаете личную немезиду.

Орды Хаоса на первый взгляд не настолько опасны, но лишь на первый. Они не преследуют конкретную цель, хотя безусловно отдадут приоритет убежищу игрока, если оно окажется у них на пути. Главное — что они проклинают земли, по которым проходят. Прóклятые земли бесполезны для игроков и, хуже того, приносят ПО Хаосу.
Получается интересная дихотомия: Империя старается перехватить и уничтожить вас, так что вам придётся играть от обороны. Хаос не такой целеустремлённый, но вам придётся самим перехватывать его орды — в противном случае Хаос легко победит.
Битвы с ордами и легионами — самая эпичная часть игры. Это страшные противники, а у вас максимум по 5 юнитов в одном сражении. Так что за один бой неповреждённую орду/легион не одолеть; придётся атаковать несколько раз, зачастую силами нескольких игроков. В Uprising ваши армии будут неоднократно вырезать под корень (но вы будете отстраивать их с той же частотой, если повезёт).

Впрочем, игроки далеко не беззащитны. Собственно, в их распоряжении столько всяческих инструментов, что запросто можно забыть о какой-нибудь возможности.
Начнём с того, что у каждого героя есть своя колода спецспособностей (а у каждой фракции есть два героя на выбор), и вы будете получать новую в каждой главе. Одни полезны в бою (эффекты варьируются от переброски кубиков до всяческих бонусов), другие позволяют манипулировать картой, третьи придают мобильности и т. д. Стоит отметить, что большая часть боевых спецспособностей работает, только если на этом гексе присутствует герой. Если вы сами атакуете, распланировать всё нетрудно. Если же на вас наступают несколько врагов, становится куда сложнее.
Ещё в игре есть рынок, на котором можно купить полезные предметы. И карты друидов, которые вскрываются в каждой главе и дают бонусы при выбрасывании монстров. И квесты — карты, дающие полезные плюшки, если выбросить на кубике определённый результат (к слову, это единственный способ снять проклятия). И разнообразная местность, которая может помочь или помешать.
Словом, тут очень много всяческих факторов. Перед партий стоит внимательно прочесть правила, чтобы знать, что может повлиять на исход боя, если вы хотите, чтобы у вас были шансы на победу.
Но главный инструмент в вашем арсенале — конфликт между Хаосом и Империей. Они относятся друг к другу ничуть не радушнее, чем к вам. Когда орда и легион сходятся на одном гексе, то они вступают в бой. Такие моменты особенно радуют. Причём это не случайные стычки; механики размещения и движения орд/легионов известны всем, так что, приложив определённые усилия, вы можете манипулировать ими, сталкивая друг с другом. Это важная составляющая игры, критическая для успеха.
Партии в Uprising сложные, особенно для новичков. Хотя игроки не выбывают из игры окончательно — если игрок лишается всех убежищ, то бесплатно размещает новое в следующей главе, — они могут оказаться в крайне незавидном положении. Но спустя какое-то время вы наберётесь опыта, начнёте побеждать и, вероятно, захотите больше челленджа.
К счастью, Uprising — весьма гибкая игра.
Длительность партий регулируема: можно играть в 3 главы, можно и в 2. Последнее я не рекомендую (на раскладку уходит слишком много времени по сравнению с партией), но 3 главы — самое то, чтобы уложиться в один вечер. А 4 главы лучше подойдут для послеобеденной партии на выходных.
Сложность тоже регулируема: простой режим обеспечит вам приличный челлендж на первые партии. Но помимо него есть сложный режим, а также кошмарный режим. Сложность регулируется появлением в игре нового контента, отмеченного красным черепом: дополнительных сложных локаций, орд, легионов, тяжёлых квестов, а также — чтобы дать вам шанс на победу — более мощных предметов.
Хотя в основе своей Uprising остаётся всё той же сложной игрой, благодаря гибкости настройки вы можете оптимизировать игру под свою группу.

Вы наверняка уже догадались, что Uprising мне очень по душе. Тем не менее я не могу не отметить ряд недостатков.
Во-первых, благодаря рандому партия может стать до неприличия сложной. Цепочки из нескольких карточек событий достаточно, чтобы сложился слишком большой перевес в пользу Империи или Хаоса. При этом вы не только лишаетесь крайне важной возможности балансировать Империю Хаосом и наоборот; побеждающая сторона также уходит в отрыв по ПО. Конечно, можно захоумрулить — скажем, поделить события на имперские и хаотичные, — но это означает много возни, плюс теряется элемент сюрприза.
Во-вторых, игра намного сложнее на 2 участников, чем на 3–4. Кое-что масштабируется, но этого недостаточно. Если в первой главе появляются 2 легиона, то 2 игрокам будет очень тяжело отбиться от них, не имея возможности толком поддержать друг друга. В большинстве моих партий на 2 участников поле переполняли враги, а игроки не успевали встретиться и помочь друг другу.
Поэтому с 2 игроками лучше каждому взять по две фракции. Если играть соло, имеет смысл взять три фракции; четыре будет перебором.
И наконец, проклятия: то, что остаётся на землях, по которым прошли орды Хаоса после своей активации. Каждое проклятие даёт Хаосу 1 ПО в конце каждой главы. Рано появившиеся проклятия могут привести к лёгкой победе Хаоса. А возможность их снятия зависит от рандома: лишь несколько квестов позволяют избавляться от проклятия, так что вам остаётся надеяться, что вы вытянете именно нужный квест и выбросите на кубике нужное значение. У меня бывали партии, в которых Хаос отрывался по ПО, потому что мы не могли ничего поделать с проклятиями.

Uprising — замечательная игра. Она сжимает целый эпичный 4х в рамки относительно короткой партии. Да, игра занимает много места на столе, но компонентов по сути не так уж много. На поле редко одновременно бывает больше 10 армий, 3–4 убежищ и т. п. И хотя само поле велико, гексов на нём не так уж и много... Несмотря на это, у вас будут и эпичные битвы, и развитие племени от заморыша до соперника самой Империи, и напряжённое исследование неизведанных земель. Даже правила не слишком сложны для игры этого жанра, хотя тут есть много важных нюансов.
Однако Uprising безжалостна к игрокам и определённо зайдёт не всем. Речь идёт об отчаянной схватке заморышей с огромными силами Империи и Хаоса; шансы и должны быть не в вашу пользу. Если вас устраивает такой расклад, то вас ждёт замечательное, по-своему уникальное приключение в мире Uprising.