| С миру по предзаказу (17.10 - 06.11) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| Идут сборы на B-17 Flying Fortress: The Bloody 100th Board Game | |
| Кооперативный варгейм про бомбардировки Германии в ВМВ. | |
| Идут сборы на Dice Commandos | |
| Кубиковая головоломка про коммандос в джунглях в духе Вьетнамской войны. | |
| Заканчиваются сборы на Wonderland's War Duel | |
| Дуэльная версия мешкостроительного ареа контроля в Стране чудес. | |
| Идут сборы на Chaosphere: Etonak Vanguard | |
| Кооперативное космическое приключение во вселенной Universal Legends. | |
| игры |
Опустошение
|
| компании |
Mindclash Games
|
| Дата: | 28 сентября 2022 |
| Источник: | boardgamegeek.com |
![]() |
| 7.7841 |
![]() |
- |
Перевод обзора с BGG. Фото с BGG.

Если вы слышали о Voidfall и не уверены, стоит ли её брать, то я попробую помочь вам разрешить эту дилемму. Я сразу же вложился в кикстартерную кампанию и сыграл уже около 25 тестовых партий.
Главный плюс Voidfall: это игра от Mindclash.
Главный минус Voidfall: это игра от Mindclash.
Что касается компонентов игры, они отличнейшего качества, как и ожидалось от Mindclash. Плюс дополнительные плюшки для вложившихся в кикстартер: возможность заменить несколько разновидностей жетонов на металлические монеты.

Впрочем, я, пожалуй, сразу перейду к описанию недостатков, которые могут заставить вас отказаться от покупки.
Главная потенциальная проблема для новичка — информационная перегрузка. Если разрабатываемая Septima от той же компании (насколько я наслышан) — попытка создать легковесную игру, то Voidfall — полная противоположность: попытка создать космическую 4х-настолку уровня «Сумерек Империи». В обучающем режиме игроки ограничены 4 симметричными фракциями, отличающимися только стартовыми технологиями, но в полноценной партии игроков ожидают аж 14 фракций (Домов) — и у каждой из 10 незадействованных в обучающем режиме есть свои особенности и свой стиль игры. Плюс сценарии с разными правилами, плюс два варианта стартовой раскладки на каждый Дом, плюс до 28 разных технологий, которые можно смешивать... всё это запросто может ввести новичка в ступор. Лично для меня, полюбившего игры Mindclash после покупки «Анахронности», это не проблема, но этот фактор нельзя не учитывать.

Ещё одна потенциальная проблема — кооперативный режим. В некоторых настолках кооперативные режимы проще соревновательного. Все работают сообща, так что усадить за стол новичка становится проще: ему не придётся играть против остальных. В Voidfall всё иначе. Кооперативный режим тут ближе к «Ужасу Аркхэма» / «Древнему ужасу»: игра постоянно давит на вас, и один неверный ход или неудачная карта могут порушить вам всю стратегию и потенциально привести к проигрышу. Кроме того, кооперативный режим — это куча дополнительных страниц текста с правилами и механиками, отсутствующими в соревновательном режиме. Они вполне тематичны и вписываются в сеттинг, но опять-таки могут перегрузить с непривычки. Перед тем как попробовать кооперативный режим, нужно удостовериться, что хотя бы один из участников хорошо знает правила, чтобы избежать ошибок, и быть готовыми, что придётся непросто. Опять-таки некоторым настольщиками вроде меня нравятся такие тяжеловесные игры, но этот фактор нельзя не учитывать.

Если вы ещё не потеряли интерес к Voidfall, то я расскажу подробнее о соревновательном режиме (а потом и о кооперативном).
Поле тут гексагональное, с раскладкой, зависящей от сценария. По большей части расположение игроков симметрично, за исключением некоторых уникальных тайлов, которые могут оказаться дальше или ближе (что балансируется другими уникальными тайлами). Игра делится на три раунда. Каждый раунд начинается с события (1 из 3 возможных для данного сценария), которое определяет, сколько карт сможет разыграть в раунд каждый игрок. Эти карты выбираются из руки игрока, состоящей из 8 карт (9-я добавляется в начале второго раунда). На каждой карте есть 3 секции; игрок выбирает, какие 2 из 3 активировать. Розыгрыш карт идёт по кругу: каждый игрок разыгрывает одну карту и выбирает 2 секции (или же может пожертвовать определёнными ресурсом и активировать все 3), после чего ходит следующий игрок — и так пока каждый не разыграет определённое количество карт. В конце раунда каждый из игроков получает атаку от NPC Пусторождённых и потенциально получает бонусы за счёт события, если выполнил указанные там условия. В конце третьего раунда подсчитывают очки — у кого их больше, тот и побеждает.

В каждом сценарии игрок может выбрать один из 3–4 различных Домов, а у каждого Дома есть два варианта стартовой раскладки: более экономический и более милитаристичный, что делает каждый сценарий очень реиграбельным и даёт простор для кастомизации, начинающейся уже с фазы раскладки.
Возможностей в соревновательном режиме очень много. Некоторые Дома и сценарии подталкивают к определённому стилю игры, но разнообразие доступных вариантов действий позволяет прийти к успеху множеством различных стратегий. Несмотря на соревновательность, необходимость охранять каждый сектор из-за атак Пусторождённых означает, что игрок, делающий упор на экономику, может защищаться от агрессивного игрока за счёт разделяющего их расстояния и развиваться за счёт строительства, набирая больше очков за свои не столь обширные, но более развитые владения, нежели экспансионист с большими неразвитыми владениями. А механика коррупции, заставляющая игроков тратить действия на её очистку или же рискнуть получить штрафы (к примеру, ноль очков с коррумпированного сектора), означает, что вам придётся принимать каждый ход ещё больше непростых решений, что именно сыграть, и вы постоянно думаете: «Эх, вот бы сыграть ещё одну карту...» Каждое действие важно и бесполезных карт нет.

Кооперативный режим основан на тех же базовых правилах, но тут Пусторождённые ведут себя разнообразнее и представляют большую угрозу. Сценарные карты тут совсем иные. Появляются новые тайлы и цели, которые нельзя игнорировать. Выбор Домов не ограничен сценарием, в отличие от соревновательного режима, так что игроки могут выбирать оптимальные сочетания, дополняющие друг друга. Также тут появляются дополнительные колоды карт, по сути дающие Пусторождённым «действие» в начале хода каждого игрока (а не только в начале раунда по событию). На их активность приходится реагировать или же рисковать неприятными последствиями. Кроме того, теперь каждый игрок должен превзойти счёт Пусторождённых в конце игры — в противном случае все проигрывают.
В отличие от игроков, копящих очки на протяжении всей партии, Пусторождённые подсчитывают очки только в конце при подсчёте ПО, так что задача игроков — лишить их возможности те заработать, в процессе заработав очки сами. Баланс кооператива зависит от сценария, но в целом Пусторождённые набирают очки за счёт тайлов, которые можно очистить от них экономическими и военными способами. Поэтому в кооперативном режиме просто необходимо балансировать между экономической и военной мощью, в отличие от соревновательного, где все могут сделать упор в экономику, разбежаться по своим углам и преуспеть. Если ваш флот слаб в кооперативе, то вы не сможете зачистить поле от кораблей и тайлов Пусторождённых, и они наберут столько очков, что их не победят даже самые оптимизированные экономисты. Верно и обратно: делать упор только на военку нельзя, в противном случае Пусторождённые победят за счёт экономических тайлов.

В обоих режимах одна из главных отличительных особенностей игры — отсутствие рандома. Набор доступных технологий и событий фиксирован и зависит от сценария. Хотя формально порядок выхода 3 потенциальных событий (а также карт Пусторождённых в кооперативе) — это рандом, его можно нивелировать. Совершенно детерминистичные бои — тоже особенность Voidfall. По ходу игры силы и модификаторы вашего флота будут меняться, но вы всегда заранее можете просчитать, кто победит в бою ещё до его начала. Это глоток свежего воздуха по сравнению с играми, где ваша стратегия зависит от бросков кубика.
Надеюсь, мой обзор помог вам определиться, нужна ли вам Voidfall. Лично я не жалею ни об одном потраченном на кикстартерный all-in центе.