Статья от "Игр на полке"
Попробовали на выходных "Voidfall" и натурально опустошились. Как это было и почему?
Начать, пожалуй, стоит с того, что сетап у игры занимает весьма приличный кусок времени. С виду настолочка напоминает "Эклипс" своей космической тематикой. Куча гексов, космических кораблей и внушительные планшеты игроков говорят всем своим видом: Посмотрите, я настольная 4х стратегия! (eXplore, Expand, Exploit, Exterminate). Но вот гексы выложены с стопочки, кораблики выставлены на подставки, и наступает время генерации поля. И тут игра готовит первый сюрприз. Она жестко сценарно ориентирована. Да, сценариев безумно много, но каждый раз поле генерируется именно по заготовленной раскладке из огромной книги сценариев. Второй сюрприз - "Viodfall" представляет собой скорее евро, чем 4х.
Мы играли обучалку, которая говорит выбрать 4 конкретные фракции из 14 имеющихся. Конкретно стартовые почти что все симметричны между собой, Но вообще в дальнейших сценариях все окажется еще гораздо интереснее и сложнее, так как свойства и стартовые технологии будут прилично отличаться и даже определять ваш стиль (ну да-да, прям как в "Эклипсе").
После часа подготовки начинается сама игра. Всего у игроков не так уж и много действий. Партия длится 3 хода (галактических цикла) во время которых все по очереди совершают 2-3 действия с одной из карт со своей руки. Их количество может отличаться от цикла к циклу и определяется картой галактического события. И вот с розыгрышем карт начинаются все интересности. В игре просто тонны инфографики. Да, возможно, эта проблема уйдет, если играть в "Опустошение" на постоянной основе. Но даже после просмотра и чтения правил первая партия вызвала огромные проблемы.
У игры существует памятка на ЧЕТЫРЕХ листах А4, полностью заполненная значками и пояснениями к ним. Причем я бы не сказал, что шрифт на этих листах какой-то огромный. Значки эти можно встретить везде: на разыгрываемых картах действий, на картах миссий, посреди какой-либо из текстовок. Думаю, что это все становится понятно по фотографиям. В итоге памятка с инфографикой становится вашим лучшим другом на все время партии. К ней стоит обращаться во время хода другого игрока, во время своего хода, и даже между действиями, разыгрываемыми с одной и той же карточки. Откровенно это очень сильно затянуло игру. Партия вчетвером игралась действительно долго, что ближе к концу начало немного утомлять.
Я думал, что это проблемы только нашей партии, но указанная сложность на Bgg - 4, 635, а время партии 90-240 минут. Для игры, в которую играем впервые, я привык умножать его минимум на 1,5. Хотя о чем уж тут говорить, 240 минут - это заявленное время партии "Сумеречных Империи". И это при сложности 3,46/5, что более чем на балл ниже. Наверное, "Опустошение" оказалась единственной настолкой с настолько высоким рейтингом сложности, в которую я пока что играл.
При этом я не возьмусь сказать, что игра не очень. Нет, но она очень замороченная. Очень мало действий, очень много вариантов, куча возможностей. И все это настолько цветасто, что глаза не успевают зацепиться за что-то конкретное. К слову, на поле из 25 гексов, включающих стартовые, трое из нас успели захватить только по 3 дополнительных и только победитель - целых 4.
Встретиться мы даже и не смогли. Пока не знаю, так и было задумано сценарием или так будет происходить в большинстве из них.
Кстати, игра имеет кооперативные сценарии, и, судя по правилам, они еще сложнее. Ну конечно, ведь чем больше игроков, тем они умнее, а значит, и игра должна быть злее и агрессивнее. Но подробно пока про них ничего не могу сказать, пока в них не поиграю.