Тут мы в соседней ветке болтали о разном и всплыл оригинал правил 2021 г.
Что вижу: 1. Правила торговли остались прежними: «Можете торговать только для получения карточки цивилизации или жилища». Возникает мысль, что не стали уточнять: если не хватает ресурсов. 2. В примерах осталось: «Вам не хватает ресурсов, чтобы получить карточки цивилизации». Но вроде бы это примеры, а не общий случай. 3. Сохранилась фраза при торговле 1:2: «Особый случай: Если вы переплатите в результате обмена, вы не получите обратно ни ресурсы, ни украшения».
Отсюда чуть-чуть по-новому взгляну на имеющиеся варианты: 1. Официальный, по правилам от Hans im Glück. Торговать можно только в момент покупки карточки или хижины. Полученные ресурсы сразу идут в оплату. Сдача при обмене 1:2 не выдается. И понимаю так: даже если уже есть нужные ресурсы, торговать можно. 2. Т.н . вариант от Rio Grande Games: «Торговать можно, только если нет нужных ресурсов». Натянув на глобус примеры из правил Hans im Glück, можно считать это хоумрулом, усложняющим игру. 3. Получается, сейчас и не актуален комментарий от Hans im Glück: «Для торговли не имеет значения, нужно покупать что-то или нет». Наверное, и его можно оставить хоумрулом, уже облегчающим игру.
Начинал я с варианта 1, потом перешел на 3. Сейчас вернусь к официальным истокам. А вы, коллеги по хобби, как играете?
Друзья, подскажите, пожалуйста: 1. Получаешь ли ты два клыка, если продвигаешься по шкале торговли на один шаг (по эффекту карты или хижины, например)? Склоняемся, что да. 2. И опять же вопрос - получаешь ли 2 клыка, если должен продвинуться по шкале торговли, а у тебя фишка уже на десяти? Спасибо.
1. Да. Правила на стр. 5, п. 2, Торговец: независимо от того, как далеко продвинулся его кубик. В немецких – еще яснее: независимо от того, на 1 (!!!) или 2 клетки. Про карты см. также отдельное пояснение на стр. 8. 2. Мое мнение – да.
По п. 2. у меня такая логика. Если отменять их получение на «10», то отменяем Торговца, опцию в нескольких картах цивилизации и 1 хижине. Но клыки-то неограничены (в отличие от пашни и миплов), есть возможность добыть их на охоте. Не вижу необходимости в таких заморочках: отменять тут, разрешать там. Очевидно, цифры 0...10 – это маркеры курса торговли. Шкала на последнем этапе состоит всего из 2 клеток. Думаю, больше и не нужно: 8+1 или 8+2 – и всё, максмум. Так что воспринимаю 10-ку как ограничитель для курса торговли, а не для получения клыков.
Неправильно вы "воспринимаете". В этом и смысл рынка, что только на нем ты можешь обменивать одно на другое. И если дошел до десятки - то выбирай: либо больше ничего не обменивать, но стоять на этом индексе ради финального подсчета очков, либо перескакивать с выгодного курса на невыгодный и "запороть" множитель, - но иметь далее возможность обмена. Другое дело, что я не могу себе представить ситуацию, когда настолько необходимо что-то обменять, что стоит запороть множитель "10" и потерять курс "1:2"
> ...смысл рынка, что только на нем ты можешь обменивать... И если дошел до десятки - то выбирай: либо больше ничего не обменивать... Ничего не понимаю. О чем эти фразы?
Эти фразы о том, что если ты поставил людей в поле рынка или тебе выпало что-то на бонусе по движению на рынке, а тебя при этом уже 10 - ты идёшь на второй круг по рынку. Не понимаю в каком месте можно было что-либо не понять
Мне это напомнило нашу беседу по «Труа». Какая-то очевидная ерунда скрывает важную механику. Вы точно понимаете, что можно торговать, не выставляя двух миплов?
Или Вы про это: «Игрок может торговать, если он продвинулся хотя бы на одну клетку на шкале торговли»? Так это официальный, но неправильный перевод. В оригинале так: «Игрок может торговать, если его маркер продвинулся хотя бы на клетку 1 на шкале торговли». Т.е на клетке 0 торговать нельзя. На клетках 1 – 10 – можно, согласно курсу.
И еще одна ошибка исправлена: «Игрок может торговать, даже если он НЕ СТАВИЛ фигурки людей на лавку торговца в этом раунде».
В который раз – но мне несложно – повторим, как торговать официально.Всё просто: 1. Игрок должен быть на клетках 1 – 10 на шкале торговли. 2. Игрок может торговать только 1 раз за раунд. 3. Всё, больше ограничений нет (оф. разъяснение правил от Hans im Gluck).
Если хотите, сыграйте в более сложные варианты. Они были массовые (и некоторым понравились). Но связаны с не верной трактовкой правил (пример посчитали ограничением). Вариант № 1. Игрок может торговать только в момент приобретения карты или хижины. Есть уже или нет у игрока нужные ресурсы до момента торговли – это неважно. (Трактовка нем. правил от Hans im Gluck). Вариант № 2. Игрок может торговать только в момент приобретения карты или хижины. Нужных ресурсов у игрока не должно быть до момента торговли. (Всё усугубил неточный англ. перевод правил от Rio Grande Games).
1. да, там в русском переводе дурацкое определение "независимо от того как далеко продвинулся кубик". Это следует понимать, что при шаге "1" и "2" в любом случае получаешь 2 клыка. Спасибо
Информация к размышлению. Немецкие правила. Краткие правила справа на стр. 5. Торговец: НЕМЕДЛЕННО получите 2 украшения и улучшите обменный курс. Сравним с полным описанием слева. Очевидно, получение клыков строго не увязано с продвижением по шкале, т.к. их порядок не важен. (Все та же проблема этих правил: пример считают ограничением). Вывод: всегда получаем клыки, выбрав торговца. А значит, то же и с бонусами +1 к торговле.
Кстати, Вы же про этот доп на BGA писали. Интересно, а как там «клыки на 10». Вот бы кто все спорные моменты по торговле там проверил. Понятно, что те правила могут отличаться от настольной версии. Но всё же был бы еще один пруф: а на BGA вот так.
Если у тебя фишка на уже "10", а ты пошел на рынок при этом (выставил двух рабочих), то обязательно должен двинуть фишку на 2 (она окажется на шкале "1"). И, естественно, ты получаешь 2 клыка. Но в чем смысл такого действия? Надо срочно что-то обменять по курсу 2 к 1? Может быть..
Ну у вас, видимо, какие то личные переписки с создателями, ок, не спорю) в мануале ничего по этому поводу не упоминается. Есть, кстати, логичное обоснование, что ходить предполагается кругами: иначе зачем было делать ход по два деления?
Всё-всё, сдаюсь, железная логика. Разумеется, нужно ходить кругами. И на шкале питания тоже. И, конечно же, перебрав 99 победных очков, нужно обнулить результат.
Ок. Вот стою я на отметке 9. Когда я выставлю мипплов на рынок - мне на сколько ходить? На 1? С чего бы это, если сказано в инструкции, что при выставлении рабочих нужно ходить на 2? И вообще - почему тогда это сделано вот так, как есть, а не обычной прямолинейной шкалой, как то же самое питание?
И об этом уже писал. В 2 коменте. 8 + 2 = 10. Всё, больше не нужно. Максимально выгодный курс обмена. И это бред этот курс понижать. Такой же как игроку с 120 ПО уменьшать их до 20 ПО. И считать, что он проиграл сопернику с 98 ПО.
Это не бред, а возможность занять ячейку мипплами, чтобы не дать другим игрокам в данный раунд продвинуться на рынке и иметь возможность торговать по выгодному курсу. Особенно если если игра близка к завершению. И почему 8 то вы пишете? Там может быть любое число, если бонусы попадались. И 9 тоже.
Согласен, занять и не дать – это не бред. А вот обнулить усилия почти целой партии – он самый, настаиваю. Вы углубились в мелочи, но не видите общей картины. Перестаньте рассматривать клетки с цифрами 1 – 10. Здесь важны курсы торговли, т.е. 4 участка: 0, 2:1, 1:1 и 1:2. Цифра 8 – не взята с потолка, это последняя (!) клетка на предпоследнем (!) участке. Поэтому на последнем (!) участке должно быть минимум 2 клетки. Чтобы комфортно прыгнуть с 8 в следующих ход на торговце. Там может быть и 20, и 200 клеток – правильно, нет никакой разницы. Но зачем? Я так понимаю логику дизайна этой шкалы.
Ваши любимые пруфы. Немецкие правила. Краткие правила справа на стр. 5. Торговец: НЕМЕДЛЕННО получите 2 украшения и УЛУЧШИТЕ обменный курс (выделено мною). Улучшите, а не ухудшите!
Извиняюсь, что снова надоедаю. Но Вы не реагируете на мое предположение и опять пишете непонятные фразы о важных вещах. Итак, повторю вопрос только уже в Вашей формулировке. Вы понимаете, что НЕ НУЖНО «занять ячейку мипплами, чтобы... иметь возможность торговать по выгодному курсу»? Достаточно там иметь маркер с прошлых раундов.
Понимаю. Я имею ввиду, что занять ячейку рынка мипплами ради того, чтобы, например, не дать соперникам перейти, допустим из зоны 1:1 в зону 1:2. Про 8 не понял все равно. Я имел ввиду, что может быть такая ситуация: игра идёт к концу, у меня маркер стоит на цифре 9, так как я несколько раз ходил и один раз мне попался бонус. Но мне уже непринципиально иметь возможность торговать по курсу 1:2, и карт цивилизации, дающих умножение на множитель 9 я не набрал. А у другого я вижу есть возможность в этом раунде войти в зону 1:2. И я принимаю решение занять ячейку рынка. Но цена этому - мне приходится сходить на 2 шага в ячейку "0" и тем обнулить свой множитель и потерять возможность торговать. Но в данный момент мне игры мне уже это и не нужно - мне важнее порушить планы соперников. Логика такая, что ты можешь выбрать стратегию, допустим, ход за ходом множить мипплов и закрывать другим доступ к ячейке рынка. Но в определенный момент тебе придется тогда перескочить 10 и начать заново.
Про «понял». Ладно, пропустим то, как связаны «выгодный курс» и «не дать соперникам». Главное – поняли, о чем я. Надеюсь. Тогда ответ на мой вопрос засчитан.
Про 8. Не знаю, как еще объяснить. Пытался показать логику составления этой шкалы. Давайте попробуем рассуждать с другой стороны. Очевидно, автор задумал ее до 10 (как в питании). Это непреодолимый максимум (уровень 1:2). Для него достаточно 2 клетки (шаг у торговца). 10 – 2 = 8. Именно с 8 я и пытался раскручивать.
Про «обнуление шкалы торговца». Обычно я не против хоумрулов. Но, основываясь на моем игровом опыте, этот противоречит самому духу данной игры. В подобных играх нет наказания за сверхвысокий результат. И опять попрошу прямых ответов. 1) Какая разница, на сколько делений шкалы ходит игрок (1, 2 или 20)? 2) Почему Вы не обнуляете шкалу победных очков после 99? 3) Или всё-таки обнуляете? 4) Почему Вы «ухудшаете обменный курс», хотя оригинал правил предельно ясно, точно и прямо требует улучшать его?
1. Не понял вопроса, извините 2,3. Не обнуляю хотя бы потому, что в игре и в этом дополнении предусмотрены специальные жетоны "100" и "200" для подсчета очков на втором и третьем круге 4. Выложил в "файлы и ссылки" немецкий оригинал правил. Ткните меня носом во фразу, четко говорящую про то, что при каждом передвижении маркера по шкале рынка курс должен непременно улучшаться. Я не нашел такую.
Вы написали, что поняли – я удовлетворен, только и всего. А если жетонов не хватит? А если это голая база? А обнулять ли шкалу питания? У меня немецкие правила 2011 г. Там так: Händler: Sofort 2 Schmuck nehmen UND das Tauschen verbessern. Как видим, в 2021 г. структуру правил изменили, убрали краткие пояснения. Кстати, правила торговли сформулированы несколько иначе.
Думаю, что это обнуление мне так до боли знакомо. Вспомнил! Именно так наша легенда, Братец Ву, в «Каркассон» играл. Обнулял каждый круг ПО. Условно 151 ПО проигрывали 2 ПО. Спасибо, заставили улыбнуться и поностальгировать.
"Именно так наша легенда, Братец Ву в «Каркассон» играл. Обнулял каждый круг ПО. Условно 151 ПО проигрывали 2 ПО".
Это не в качестве шутки было? Тогда я всё больше уверяюсь в том, что правила не зря пишут часто "излишне" подробным языком.
Просто я слежу за вашим спором тут и в вопросе на вашей стороне очевидно, но и логику kirkot-а пытаюсь понять и принимаю. То есть он имеет полное право заявиться что вот, дескать, не сказано что не крутится счётчик, зачем же он тогда круглый – должен крутиться значит. Логично? Логично. И базу под это подводит, что это стратегия такая - держать оппонентов на низком уровне, занимая клетку. А то что обменный курс ухудшиться пофиг, главное другим помешать получить бОльшую выгоду. Это, кстати, единственный веский доказательный аргумент с вашей стороны – в правилах сказано, что курс должен улучшаться.
А написал я, собственно, поразившись истории про Каркассон. То есть, если там всё так и было на серьёзных щах, то... Ну вот так некоторые люди понимают правила и крутить могут счётчики очков.
Ещё вчера как раз одно дело судебное поразило, где тоже бестолковая логика поражает: есть доказательства убийства, есть свидетель, который напрямую указывает на убийцу, будучи сам напрямую замешанным и по сути являющийся подельником, но убийцу отпускают потому что – внимание – доказательства добыты незаконным путём, а из подельника признания вытянуты обманом. И виноваты полицейские, потому что пытаясь доказать убийство они просмотрели записи с камеры (чего не могли делать, потому что убийца им этого не разрешил делать!), а подельник рассказал как они убили, будучи уверенным, что замаскированый полицейский не является полицейским. Бред же чистой воды. Но - убийцы освобождены, потому что полицейские их "обманули" и повели себя нечестно с убийцами, пытаясь тех посадить. Просто пипец. По-моему, логика такая же, как обнуление трека очков.
Историю пишу к чему. К тому, что логика у всех своя и каждый правила читает по своему. Мне было интересно следить за вашей дискуссией, так как у вас не было аргументов на доводы kirkot-а о круглости трека и действительно логичному предположению, что, может, автор так и задумывал, мол, блок продвижения противников, жертвой своего курса обмена (а почему нет?). Но да, "улучшить курс" в правилах однозначно указывает, что его нельзя ухудшить.
Раньше бы я ужаснулся, но теперь просто уверен – зная что, ну, вот так бывает – и тут найдутся те, кто обнуляет трек очков, и те, кто скажет что полицейские не правы и убийц нельзя было обманывать, поэтому нужно посадить первый, а не вторых.
вот про "курс должен улучшаться" в правилах - я этого, к сожалению, найти не могу - потому что не могу скачать оригинальный немецкий мануал. А в английском написана фраза "The player returns his two figures to his player board and moves his marker 2 spaces forward on the merchant track. He gains 2 jewelry.(Every time a player moves forward on the merchant track, he takes exactly 2 jewelry, regardless of how many spaces forward he moved)." И эта фраза говорит только о том, что надо двигаться вперед и нет там про "обязательно должен улучшиться курс". Дайте, плиз, ссылку или сфоткайте этот кусочек из мануала немецкого
Спасибо за отклик. Да уж, страшно интересными (или интересно страшными) вещами Вы поделились. По поводу моей шутки. Это не шутка. Лет 10 назад видел такое. Источник уже не дам. Кажется, потом записали другую партию, но все равно были ляпы. Если вдруг это была другая игра или другой блогер, прошу прощения и у любимой игры, и уважаемого первопроходца.
Шкала торговли прямолинейная, только визуально сложена пополам. На шкале нарисована дорога, и на отметках 10 и 0 она смотрит в разные стороны. Очевидно, что зацикливании было бы обозначено как-то иначе.
Поясню свои источники. Да, иногда я переписываюсь с авторами и издателями в личке. И даже успешно прошу опубликовать их ответы на BGG. Но не в этом случае. Все мои измышление здесь основаны на оригинале правил и как их толковали. Последнее – в «расследовании» GeniusGray’я. Много раз давал ссылку на его комент. Там найдете источники. Они все живы, кроме «нет ограничения, кроме 1 раз – разъяснение Hans im Gluck». Оно давно пропало вместе с оф. форумом после обновления их сайта. Но я настолько стар, что еще успел прочитать.
Это уже не смешно. Мне 40 раз одно и тоже повторять? Мой первый комент в этой ветке. Забыли уже, что с ним согласились? Немецкие правила: 1 шаг (а это и есть бонус) = 2 клыка.
К избитому вопросу о торговле: я правильно понимаю, что торговать можно: 1. Если тебе ТОЛЬКО не хватает ресурсА на покупку карты/хижины, т.е. если у тебя всё есть на момент покупки - торговать нельзя; 2. Торговать, когда продвигаешься по треку торговли - нельзя; 3. Сторговать можно только ОДИН объём ресурсов/клыков, т.е. можно только поменять условно 2 дерева на 1 золото, а не 4 дерева на 2 золота или 4 дерева на 1 золото и 1 камень например. Аналогично с другими курсами обмена. Просто слышал, что говорили торговля "ломает" игру, и позволяет купаться в золоте, но если играть по тем, как я думаю, "правильным" толкованым правилам, озвученными выше, то торговля ничего не ломает и просто иногда помогает выкрутиться
1. Нет. Но можете так играть, увеличив кризисность. 2. Абсолютно нет. Где взяли такое? 3. Да. И это единственное ограничение. Остальные фразы – просто примеры ситуаций.
по п.1 - в правилах, которые здесь выложены (не от Звезды) написано следующее: ...торговать ТОЛЬКО, если необходимо приобрести карту цивилизации или хижину
Эта фраза указывает лишь на время, когда можно торговать. То есть вы хотите купить хижину или карту, в этот момент можно произвести торговлю, чтобы выменянные ресурсы потрать на оплату карты/хижины. При этом наличие других ресурсов у вас никак не влияет на право воспользоваться торговлей.
Можно, но под свою ответственность :) Лет 5 назад GeniusGray провел полное расследование. Итак, есть 3 варианта трактовки этого момента, в порядке уменьшения сложности: 1. только при необходимости (как бы подразумевает ресурсы) приобрести карту или хижину – Правила Rio Grande Games (неточный перевод, но играли массово); 2. только для приобретения карты или хижины – Правила Hans im Gluck; 3. нет ограничения, кроме «1 раз» – разъяснение Hans im Gluck. https://tesera.ru/game/Stone-Age-Style-Is-the-Goal/comments/all/#post616520
3. Ну вот я смотрю инструкцию, страница 6, где приведен пример торговли 1:2 и там написано "Игрок обменивает 1 украшение на 2 единицы глины (он мог взять разные единицы ресурса)". А значит можно брать любой объем ресурсов того на что ты меняешь. То есть за 4 дерева таки можно взять 1 золото и 1 камень. Или это ошибка в русском мануале?
Видно, это пример из совсем древней редакции. Очевидно, нужно так: он мог взять разные ВИДЫ ресурсов (а не только дерево). Торгуем по-прежнему. В выложенных Вами правилах 2021 г. это даже подчеркивается: - 1 раз в течение Фазы «2. Вы выполняете действия». - только 1 обмен.
Ищу этот доп. локализованный Zvezda. Может кто продаёт или знает где купить можно?
Про варианты: - Stone Age: Style is the Goal - Stone Age: Mit Stil zum Ziel - Epoka Kamienia: W pieknym stylu я в курсе, знаю что языконезависимые и понимаю, что при желании их можно найти. Речь не о них.
Принципиально интересует именно русскоязычная локализация от Zvezda.
Доброго времени суток. На второй фотографии к этому дополнению, размещённой на этом сайте, изображён фрагмент игрового поля на шесть хижин, а на третей картинке есть также этот фрагмент-дополнение к полю, плюс сверху от него изображены шесть хижин. Что это за хижины и поле, кто-нибудь знает? Насколько мне известно, данное дополнение не локализовывалось? Или я не прав? Проясните ситуацию
Не совсем понятно о каких фото идёт речь и о каких хижинах спрашиваете. Дополнение добавляет планшет для пятого игрока, но он как и для базы имеет поля только под пять хижин. Да, в дополнении добавлены новые хижины и даже с новыми свойствами. Дополнение на самом деле локализовывалось компанией Zvezda (собственно эта карточка на Тессере об этом и говорит и можно видеть даже визуально коробку), но новые экземпляры уже достаточно непросто найти. Если только с рук у кого остались новые или б/у.
А! Вы про продвинутый планшет для хижин... как и карта уже адаптированная и др. "нестандартное"... это апгрейд личный пользователя bse Можете посмотреть его фото по теме: https://tesera.ru/user/bse/photos/all/all/
Сам планшетик необязателен(можно просто рядом выкладывать отдельную стопку супер-хижин). Казино - официальная хижина, а остальное - импровизация с просторов BGG. Тайлы сделал, но крайне редко пользуемся. С наличием всех других допов и правил это перегружает игру.
Я не играл с этим дополнением, у меня его нету, видел только летсплей. К приобретению не планирую. Базы мне хватает, есть даже зимняя версия, но в основном играем летнюю. Наиграл больше 50 партий и буду играть ещё. Но если вам нужен 5ый игрок, то стоит задуматься, купить дополнение. Это мое личное мнение
Присмотритесь лучше к дополнению Stone Age: The Mammoth Herd. Можете распечатать и разнообразить тактику своей игры. В нашей компании почти всегда с азартом охотились за мамонтом.
По нем. правилам (и ответам нем. издателя) единственное ограничение для торговли – один раз в ход. Кстати, я пока коменты здесь не почитал, почему-то думал, что в англ. и рус. правилах и нет др. ограничений. Просто описание возможных ситуаций :)
На протяжении многих партий было замечено, что хижина "золотой прииск" с курсом золота "5" пользуется самым плохим спросом, так как разница между 5 и 6 незначительна. Если подключить математику, то на хижине "лесопилка" разница курса составляет 50% (между 2 и 3). Соответственно по золоту курс должен быть не 5, а 4 ...
Для сбалансирования(моё мнение) игры с допом мы ввели изменения в некоторые правила: 1)деревом нельзя кормить; 2)карты цивилизации покупать только за разные ресурсы; 3)при продвижении по торговле 1шаг=1клык (а не 2); 4)самую левую карту цивилизации можно купить за 4 клыка(а не за 3); курс 2:2 на 7-8 ходу
Это не баланс, это дисбаланс и усложнение. Такое чувство, что Вы один/два раза поиграли, у Вас кубы постоянно выпадают на 5 или 6 и Вы посидели, подумали и решили усложнить себе жизнь. Вы сколько партий уже отыграли?
Играли более 20-ти партий с допом на двоих,реже на троих.ОНЛАЙН(без роскоши) - около 300 партий разным составом.Вышеизложенные поправки к правилам были рождены всеобщим обсуждением и согласием.А вот с вашей стороны неоправданный наезд.Сами-то пробовали эти нововведения хотя бы в одной партии или просто пофлудить хочется? К примеру о покупке карт цивилизации только за разные ресурсы обоснуется тем,что есть дисбаланс по дереву(им можно и кормить и расплачиваться за карты).А если приходит хижина,дающая каждый раунд халявные бревна,то это явная победа её обладателя. С клыками тоже дисбаланс.Слишком легко они даются в поцессе игры. Да и в общем все нововведения появляются не от неопытности,а,наоборот,после большого числа игрового времени,когда понимаешь что мешает или тормозит получению максимального кайфа от игры.
Интересно в чём же именно дисбаланс?Мы,наоборот,от него избавились.Конкретнее... В нашей игровой ячейке это всё опробовано,проверено и единогласно закреплено в правилах.Это не значит,что кому-то другому должно обязательно понравиться. А от дерева можете отказаться,если вам так хочется.Ваш выбор.
Дисбаланс в том, что Вы меняете правила, которые до Вас были протестированы и утверждены. И какие гарантии, что Ваш хоумрулл лучше авторского? Только Ваши слова? Вы утверждаете, что древесина и клыки легко достаются. Но ведь они не сваливаются с неба, и кубы для этого бросать не надо. Всё это выбор игроков. И если кто-то не помешал другому игроку получить ресурсы так легко и сам не смог получить их по той же схеме, то это не значит, что нужно вносить хоумрулы. Это значит, что нужно менять тактику.
Кстати,забыл про ещё один наш сюрприз.Заключается он в наличии отдельной стопки производственных хижин,разложенных лицом вниз равномерно на 6 пронумерованных ячеек(можно использовать самодельный планшетик).Кидая отдельный кубик,мы переворачиваем одну из хижин каждый кон.Если перевёрнутая хижина осталась невостребованной,то её переворачиваем обратно.Если в процессе игры число кубика соответствует пустой ячейке(разобрали),то действие на следующюю за ней.Таким образом этот тип хижин приходит на руки игроков раньше,а не к концу игры,когда толку от них меньше.
Поясню вам, что часто разработчики таким образом уравнивают баланс (размещают сильные тайлы ближе к концу игры, когда они уже не особо нужны), иначе они были бы слишком читерскими.
Но они могут появиться как в начале,так и в конце игры.А в данном случае борьба за супер-хижины начинается управляемо с первых ходов.Ведь часто случается(особенно с минимальным составом игроков),что "интересные" хижины вообще отсутствуют в стопках или появляются слишком поздно. Хотя кто-то вообще считает их лишними и ненужными в игре.
Вы сами себе противоречите, когда сначала пишите, что благодаря вашему "сюрпризу" этот тип хижин приходит раньше, а не к концу игры, а потом пишите, что они могут появиться как в начале, так и в конце игры... Разберитесь.
Для логического использования планшетика можно попробовать перевёрнутые и невостребованные жижины оставлять и не переворачивать обратно.Тем самым будет выбор,на какую поставить мипла.
Сам доп очень понравился! Он внёсит дополнительную стратегию заработка ПО. Плюс добавляется интересная механика обмена ресурсов, что зачастую позволяет получить необходимый дорогой ресурс с меньшими затратами. А если вы прокачены в торговле, то ни один, а аж два ресурса!
А теперь о "ложке дёгтя": 1. Размер карт. Они выше и уже карт из базы. А также из другого материала. 2. Размер поля по масштабу меньше на 1-1,5 см чем базовое. Ну цвет его отличается 3. Не понравилось ещё то, что стопки построек лежат теперь просто на столе.
Вывод: если вам очень нравится это игра, то не смотря на технические косяки,доп стоит брать. Мы без него теперь не играем. Без него игра кажется не полноценной.
Интересно, а каких издательств у вас база и доп? Может вы взяли новую базу от МХ, и захотели совместимости? Так с их играми ничего оргинального не совмещалось пока что...
Косяк в МХ. У них счет уже идет наверное на десятки игр, у которых совместимость пострадала, из-за печати на своих заводах Звезда же печаталась на оригинальных фабриках. Потмоу я купил импортную базу, цена вышла та же. А доп - нашел от звезды. Ибо его и импортный не выпускают уже несколько лет.
Цвет карт цивилизаций, как и цвет хижин отличается от оригинального издания(другой более яркий окрас). 3 года разницы в выпусках. Очень огорчил сия факт. Теперь уже видно где компоненты оригинала, а где дополнения. Может кто сталкивался с этим? Или это только у меня такое?
Такое...Ну пятого игрока как минимум добавляет) Этого не хватало. В остальном как мне показалось, вся эта торговля несколько упрощает игру. "Каменный век" и так не сильно кризисная, а с этими клыками-кольцами так вообще. Новые хижины генерирующие ресурсы, вообще как костыли. В 9 из 10 играх половину ходов игроки за них просто забывали, после того как построили.
У меня русское дополнение. Почитала обсуждения и не поняла: почему возникает вообще вопрос про обмен ресурсов на ресурсы? В русских правилах написано, что это курсы обмена УКРАШЕНИЙ на РЕСУРСЫ и обратно. И что украшения не являются ресурсом.
А в русском дополнении, приведены примеры торговли? Во всех правилах, что я видел, они приведены. Дерево меняется на золото которого нехватает для покупки хижины и т.п.
Остались непонятки с правилами обмена ресурсов при покупке хижины с ценой 1-7... Если у меня торговля прокачана до 1 к 2, есть 6 деревьев, могу я обменять одно дерево на два золота и купить хижину за 5 деревьев и 2 золота? Та же ситуация если у меня семь деревьев. Могу ли я обменять одно дерево на 2 золота, купить хижину за 5 деревьев и 2 золота, оставив одно дерево у себя в запасе?
Если я не ошибаюсь то торговать можно только если вы встали на "торговлю" , но все равно торговать можно только 1 раз за ход тоесть 6 деревьев не поменять, только ОДНО к 2 другим, в вашем случаи .
Вы не правильно поняли вопрос... Понятно что все деревья поменять за раз нельзя. Вопрос в том, должен я покупать хижину только за деревья которые уже есть у меня или могу одно из них поменять на два золота, увеличив победные очки за хижину. А ставить торговцев для этого не надо, нужно только не быть на нулевой шкале торговли. В моем примере она прокачана на максимум.
торговать можно в 3х случаях 1. когда вы встали на торговлю (плюс бивни, плюс прокачка если лезет) 2. когда не хватает на карту цивилизации 3. когда не хватает на хижину.
Торговля осуществляется по текущему прокаченому курсу.
В вашем примере, если у вас вообще нет ресурсов нужного типа, вы можете поторговать бивнем на 2 золота (по 3-му пункту). Но если есть хоть 1 дерево, то 3й пункт не работает - хижину вы с 1м деревом можете построить. Поэтому, если хотите увеличить ценность постройки, осуществляйте обмен заранее по пункту 1.
Речь идет о хижине стоимостью от одного до семи ЛЮБЫХ (думал это очевидно для тех кто играл в игру) ресурсов. Можно платить деревом, кирпичем, железом и золотом на свой выбор. Торговать можно только когда не хватает на карту цивилизации или хижину. Причем тут встал я на торговца или нет? Причем тут обмен бивней в первом пункте? Бивни также меняються только в случае нехватки при какой-то покупке. Такое осущение, что мы читали разные правила. Видел на одном из сайтов не правильное описание правил, где для обмена стоят на хижине торговца, а бивни меняют в любое время...
P.S. На всякий случай укажу сайты где допущены ошибки в правилах. 2fishki.ru (обмен в лавке торговцев бивней), igroved.ru (огромное количество не правильных комментариев к правилам, в том числе от Игроведа).
Я привел английскую версию правил. Немцы указывают, что они неверные, с ошибкой. По немецким правилам вы можете менять ресурсы как угодно. Наменянные в момент оплаты ресурсы должны быть использованы в первую очередь для оплаты. Один обмен в ход. Это все ограничения.
Если вам таки будут интересны английские правила, то поясню: Бивни не являются ресурсом, поэтому если вы захотите построить хижину за хоть сколько-то чего-нибудь, но у вас на руках только бивни, то вы эту хижину построить не сможете. Но обменяв бивни на золото, вы сможете его использовать для оплаты постройки. Т.е. иногда выгодно не иметь на руках ресурсы. В английских правилах гораздо больше стратегичности.
1. Торговля не зависит от того где ты стоишь - главное иметь не нулевой уровень торговли. 2-3. Тебе не обязательно должно не хватать - единственное ограничение, то, что ты должен немедленно применить обмененный товар. Т.е. если ты меняешь дерево на 2 золота, то эти 2 золота ты и должен использовать при покупке хижины/карты. Ты не можешь положить их в запас. В связи с этим никаких обменов заранее быть не может.
Ответ на вопрос IvarOK. Да, ты можешь обменять дерево на 2 золота и купить хижину 1-7, даже если у тебя есть 10 дерева. Но ты не можешь оставить обмененное золото и заплатить только деревом.
Единственное, есть один момент - если у тебя есть ресурс необходимого типа, то нельзя совершать обмен, иначе получается читерство. Например, в твоем случае у тебя есть 7 золота и одно дерево, ты не можешь поменять 1 дерево на 2 золота, заплатить 7 золота за хижину и оставить еще 2 золота в запасе. Нельзя производить псевдообмены, с целью "прокачки" ресурсов в запасе.
А в случае если у меня семь деревьев, которыми я имел возможность заплатить, я меняю одно на два золота и у меня становиться ВОСЕМЬ ресурсов, семь плачу за хижину, одно дерево остаеться на руках? Это не попадает под небольшое читерство? Вроде видел на немецком сайте, что излишек после проведенного обмена скидываеться. Это не тот случай?
Как правильно поступать в подобной ситуации к сожалению точно не помню. Вроде бы ты обязан скинуть только то, что наменял, а то что у тебя было до того можешь не скидывать. Ты ж мог технически и клык на 2 золота махнуть, тогда б у тебя 2 дерева осталось. Насколько я помню разрабы писали, что игрок не обязан сначала использовать имеющиеся ресурсы... Т.е. можно сначала поменять, а потом юзать, но обмененные заюзать обязан. При том, если тебе надо купить хижину, которая стоит кирпич, камень и дерево и они у тебя есть, то вроде как обмен запускать нельзя, т.к. это явная прокачка. Мы так играли, при том с картами читить разрешали, т.е. даже при наличии необходимого количества ресурсов для покупки карты разрешали менять одно дерево на 2, и использовали результат в покупке, экономя имеющиеся ресурсы. Потому как если уж совсем торговлю жОстко зажимать, то она становится неинтересной :)
Нет ни одного официального ФАКа ни от автора, ни от издателя. Есть ответы на странице магазина, от неких менеджеров.. Я допускаю, что они не несут отсебятину, а уточняют свое мнение с руководством.. Но тем не менее все это "не официально". И кстати, в этой версии единственное ограничение - обмен 1 раз в ход, т.е. вы можете вертеть ресурсы как хотите.. (шикарно правда?)
...Словом, трактовка торговли опубликованная в этих комментах превращает и без того несложную игру вообще в откровенную лажу. Стратегичность и планирование действий убиваются на корню. За 10 партий с допом по описанным вами (и менеджерами) правилам никто, НИКТО, не ставил рабочих на добычу камней и золота. Поэтому я опубликовал английские правила (которые немцы называют ошибочными), в которых игра с допом имеет хоть какую-то глубину.
Извините, но ничего не понял... Каким образом то к чему мы пришли превращает игру в полную лажу? Ясно что: Торговать можно один раз за ход; Торговать можно ТОЛЬКО для покупки хижины или карты цивилизации; Выменянный ресурс нужно сразу потратить на покупку или скинуть, но нельзя взять в запас;
Как можно не ставить совсем рабочих на золото и камни,если их может понадобится несколько сразу для покупок хижин (за 1-7, за 3 золота, за 3 камня), а выменять можно только мах 2, не положив в запас...
И не стоит забывать, чтобы получить выгодный курс 1 к 2, нужно дойти по шкале торговли до 9 клетки, а если пять игроков решат качать торговлю, то дойти туда смогут не все и далеко не сразу...
В немецких правилах ограничения торговли такие: - Не быть на нулевой отметке шкалы торговли - Обмен один раз в ход - Обмен можно совершить только для покупки хижины или карточки цивилизации
Отвечаю на вопрос в личку (сюда чтобы два раза не вставать)
Последняя редакция правил от Rio Grande:
The player may... • ...trade if his marker has advanced at least to space 1 on the trader track. • ...only trade if needed to acquire a civilization card or a building tile. • ...trade decorations and resources of the player’s choice. • ...depending on the position of his marker on the trader track, the trade is 2 to 1, 1 to 1, or 1 to 2. • ...trade even if he placed figures on the trader place this round. • ...only trade once per round
например отсюда: https://boardgamegeek.com/thread/790594/placing-people-trader-and-not-using-trader
Строчка из этих английских правил - "a player may... only trade if needed to acquire a card or tile" говорит, что торговать можно только при необходимости ресурсов для постройки/покупки карты. А строчка "trade even if he placed figures on the trader place this round." говорит что торговать можно еще и при выполнении действия на торговой хижине.
...На все это немцы в комментах пишут например вот это: Well, great. Looks like we have the good old "Lost in Translation" problem again...
No, really: In my German version, that "if needed"-phrase is simply not present! So it looks to me as if someone did not do a very precise job of transferring the original into English (without changing any meaning, that is).
The German text in my rulebook says: "Der Spieler darf nur tauschen, um 1 Zivilisationskarte oder 1 Gebäudeplättchen zu erwerben" ...which I would simply have translated to: "The player may only trade in order to acquire 1 civ card or 1 hut."
That phrase would only have emphasized the fact that a player is not allowed to just trade without immediately buying something with those resources, and would not have included any additional information/hints about "needs" that perhaps the author of this game never intended to implement...
Т.е. никаких if needed у немцев в правилах нет. Зато есть only, т.е. торговать можно только при покупке карты/хижины.
Получается, что позиция Рио Гранде на вопрос:
4: A player has a 1:1 trade position, 7 gold and a tooth. and his meeple occupies the "1-7 ?" hut. He trades the tooth into a gold, and pays the hut using 6 gold from his supply and the gold from the trade. His supply has now changed from 7 gold into 1 gold, and 1 tooth into 0 tooth. Is this allowed? Can any ruling for or against this refer to some rule or example in the printed text, or some reliable source? And is the nr 3 above legal?
такая:
#4 is not legal. He did not need to make this trade, as he already had the 7 gold he used before.
Поскольку не срабатывает правило if needed
А вот немцы из Hans im Glück ответили так:
Dear Hendrik,
there are rules in the english version of Stone Age: Style is the Goal that don't exist in the original version Stone Age: Mit Still zu Ziel.
You can trade once per turn. It does not matter weather you need to trade in order to buy something or not. So if you have 7 gold and one wood, you can trade the wood to gold, buy a hut for 7 gold and keep one gold.
Kind regards, Hans im Glück Verlag
Т.е. меняйте что хотите и как хотите, но только 1 раз за ход при покупке карты/хижины.
По какой версии играть - выбирать вам.
з.ы. За отсутствие перевода на великий и могучий сори. Вроде и так все понятно. В крайнем случае воспользуйтесь гуглом.
Да столько текста, что забыл обратить внимание на этот момент в комметарии от ХиГ: "It does not matter weather you need to trade in order to buy something OR NOT."
Т.е. нужно покупать или не нужно, для торговли не имеет значения. Один раз в ход и все тут.. Т.е. из этого получается, что это или и немецкие правила неактуальны (раз уж этот момент и с английскими правилами пересекается). Или немецкая поддержка порет отсебятину. Как-то так.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Карта с бросками кубиков - при значении кубика "5" маркер на счётчике торговли продвинется на 1 деление вперёд. А два клыка я получу? Я думаю да, так как основные правила гласят " двинул- получил", но в описании карточки ничего не сказано. Спасибо.
Когда мипл идёт в лавку торговца , он получает 2 украшения.
Какие это украшения, есть клыки есть кольца
Так правилах написано: 1 клык = 1 украшение, 1 кольцо = 3 украшения.
Думаю, подсчитать не трудно, как взять 2 украшения :-)
Тут мы в соседней ветке болтали о разном и всплыл оригинал правил 2021 г.
Что вижу:
1. Правила торговли остались прежними: «Можете торговать только для получения карточки цивилизации или жилища». Возникает мысль, что не стали уточнять: если не хватает ресурсов.
2. В примерах осталось: «Вам не хватает ресурсов, чтобы получить карточки цивилизации». Но вроде бы это примеры, а не общий случай.
3. Сохранилась фраза при торговле 1:2: «Особый случай: Если вы переплатите в результате обмена, вы не получите обратно ни ресурсы, ни украшения».
Отсюда чуть-чуть по-новому взгляну на имеющиеся варианты:
1. Официальный, по правилам от Hans im Glück. Торговать можно только в момент покупки карточки или хижины. Полученные ресурсы сразу идут в оплату. Сдача при обмене 1:2 не выдается. И понимаю так: даже если уже есть нужные ресурсы, торговать можно.
2. Т.н . вариант от Rio Grande Games: «Торговать можно, только если нет нужных ресурсов». Натянув на глобус примеры из правил Hans im Glück, можно считать это хоумрулом, усложняющим игру.
3. Получается, сейчас и не актуален комментарий от Hans im Glück: «Для торговли не имеет значения, нужно покупать что-то или нет». Наверное, и его можно оставить хоумрулом, уже облегчающим игру.
Начинал я с варианта 1, потом перешел на 3. Сейчас вернусь к официальным истокам.
А вы, коллеги по хобби, как играете?
Добавлю. Еще поконкретнее расписали, что можно выполнить только 1 обмен 1 раз в течение фазы 2 «Выполнение действий».
Друзья, подскажите, пожалуйста:
1. Получаешь ли ты два клыка, если продвигаешься по шкале торговли на один шаг (по эффекту карты или хижины, например)? Склоняемся, что да.
2. И опять же вопрос - получаешь ли 2 клыка, если должен продвинуться по шкале торговли, а у тебя фишка уже на десяти? Спасибо.
1. Да. Правила на стр. 5, п. 2, Торговец: независимо от того, как далеко продвинулся его кубик. В немецких – еще яснее: независимо от того, на 1 (!!!) или 2 клетки. Про карты см. также отдельное пояснение на стр. 8.
2. Мое мнение – да.
По п. 2. у меня такая логика. Если отменять их получение на «10», то отменяем Торговца, опцию в нескольких картах цивилизации и 1 хижине. Но клыки-то неограничены (в отличие от пашни и миплов), есть возможность добыть их на охоте. Не вижу необходимости в таких заморочках: отменять тут, разрешать там. Очевидно, цифры 0...10 – это маркеры курса торговли. Шкала на последнем этапе состоит всего из 2 клеток. Думаю, больше и не нужно: 8+1 или 8+2 – и всё, максмум. Так что воспринимаю 10-ку как ограничитель для курса торговли, а не для получения клыков.
Неправильно вы "воспринимаете". В этом и смысл рынка, что только на нем ты можешь обменивать одно на другое. И если дошел до десятки - то выбирай: либо больше ничего не обменивать, но стоять на этом индексе ради финального подсчета очков, либо перескакивать с выгодного курса на невыгодный и "запороть" множитель, - но иметь далее возможность обмена. Другое дело, что я не могу себе представить ситуацию, когда настолько необходимо что-то обменять, что стоит запороть множитель "10" и потерять курс "1:2"
> ...смысл рынка, что только на нем ты можешь обменивать... И если дошел до десятки - то выбирай: либо больше ничего не обменивать...
Ничего не понимаю. О чем эти фразы?
Эти фразы о том, что если ты поставил людей в поле рынка или тебе выпало что-то на бонусе по движению на рынке, а тебя при этом уже 10 - ты идёшь на второй круг по рынку. Не понимаю в каком месте можно было что-либо не понять
Мне это напомнило нашу беседу по «Труа». Какая-то очевидная ерунда скрывает важную механику.
Вы точно понимаете, что можно торговать, не выставляя двух миплов?
Или Вы про это: «Игрок может торговать, если он продвинулся хотя бы на одну клетку на шкале торговли»?
Так это официальный, но неправильный перевод. В оригинале так:
«Игрок может торговать, если его маркер продвинулся хотя бы на клетку 1 на шкале торговли».
Т.е на клетке 0 торговать нельзя. На клетках 1 – 10 – можно, согласно курсу.
И еще одна ошибка исправлена: «Игрок может торговать, даже если он НЕ СТАВИЛ фигурки людей на лавку торговца в этом раунде».
В который раз – но мне несложно – повторим, как торговать официально.Всё просто:
1. Игрок должен быть на клетках 1 – 10 на шкале торговли.
2. Игрок может торговать только 1 раз за раунд.
3. Всё, больше ограничений нет (оф. разъяснение правил от Hans im Gluck).
Если хотите, сыграйте в более сложные варианты. Они были массовые (и некоторым понравились). Но связаны с не верной трактовкой правил (пример посчитали ограничением).
Вариант № 1. Игрок может торговать только в момент приобретения карты или хижины. Есть уже или нет у игрока нужные ресурсы до момента торговли – это неважно. (Трактовка нем. правил от Hans im Gluck).
Вариант № 2. Игрок может торговать только в момент приобретения карты или хижины. Нужных ресурсов у игрока не должно быть до момента торговли. (Всё усугубил неточный англ. перевод правил от Rio Grande Games).
1. да, там в русском переводе дурацкое определение "независимо от того как далеко продвинулся кубик". Это следует понимать, что при шаге "1" и "2" в любом случае получаешь 2 клыка. Спасибо
2. По правилам НЕЛЬЗЯ и на BGG также. Но хоумрулы никто не запретит...
По каким правилам – подскажите, пожалуйста.
Официальных комментариев тоже не нашел.
Информация к размышлению.
Немецкие правила. Краткие правила справа на стр. 5.
Торговец: НЕМЕДЛЕННО получите 2 украшения и улучшите обменный курс.
Сравним с полным описанием слева. Очевидно, получение клыков строго не увязано с продвижением по шкале, т.к. их порядок не важен. (Все та же проблема этих правил: пример считают ограничением). Вывод: всегда получаем клыки, выбрав торговца. А значит, то же и с бонусами +1 к торговле.
Кстати, Вы же про этот доп на BGA писали. Интересно, а как там «клыки на 10». Вот бы кто все спорные моменты по торговле там проверил. Понятно, что те правила могут отличаться от настольной версии. Но всё же был бы еще один пруф: а на BGA вот так.
Если у тебя фишка на уже "10", а ты пошел на рынок при этом (выставил двух рабочих), то обязательно должен двинуть фишку на 2 (она окажется на шкале "1"). И, естественно, ты получаешь 2 клыка. Но в чем смысл такого действия? Надо срочно что-то обменять по курсу 2 к 1? Может быть..
Ну нафантазировали :-) Стали на 10 и стойте там, никуда не двигайтесь.
Ну у вас, видимо, какие то личные переписки с создателями, ок, не спорю) в мануале ничего по этому поводу не упоминается. Есть, кстати, логичное обоснование, что ходить предполагается кругами: иначе зачем было делать ход по два деления?
Всё-всё, сдаюсь, железная логика. Разумеется, нужно ходить кругами. И на шкале питания тоже. И, конечно же, перебрав 99 победных очков, нужно обнулить результат.
Ок. Вот стою я на отметке 9. Когда я выставлю мипплов на рынок - мне на сколько ходить? На 1? С чего бы это, если сказано в инструкции, что при выставлении рабочих нужно ходить на 2? И вообще - почему тогда это сделано вот так, как есть, а не обычной прямолинейной шкалой, как то же самое питание?
И об этом уже писал. В 2 коменте. 8 + 2 = 10. Всё, больше не нужно. Максимально выгодный курс обмена. И это бред этот курс понижать. Такой же как игроку с 120 ПО уменьшать их до 20 ПО. И считать, что он проиграл сопернику с 98 ПО.
Это не бред, а возможность занять ячейку мипплами, чтобы не дать другим игрокам в данный раунд продвинуться на рынке и иметь возможность торговать по выгодному курсу. Особенно если если игра близка к завершению. И почему 8 то вы пишете? Там может быть любое число, если бонусы попадались. И 9 тоже.
Согласен, занять и не дать – это не бред. А вот обнулить усилия почти целой партии – он самый, настаиваю.
Вы углубились в мелочи, но не видите общей картины. Перестаньте рассматривать клетки с цифрами 1 – 10. Здесь важны курсы торговли, т.е. 4 участка: 0, 2:1, 1:1 и 1:2. Цифра 8 – не взята с потолка, это последняя (!) клетка на предпоследнем (!) участке. Поэтому на последнем (!) участке должно быть минимум 2 клетки. Чтобы комфортно прыгнуть с 8 в следующих ход на торговце. Там может быть и 20, и 200 клеток – правильно, нет никакой разницы. Но зачем? Я так понимаю логику дизайна этой шкалы.
Ваши любимые пруфы. Немецкие правила. Краткие правила справа на стр. 5.
Торговец: НЕМЕДЛЕННО получите 2 украшения и УЛУЧШИТЕ обменный курс (выделено мною).
Улучшите, а не ухудшите!
Извиняюсь, что снова надоедаю. Но Вы не реагируете на мое предположение и опять пишете непонятные фразы о важных вещах. Итак, повторю вопрос только уже в Вашей формулировке. Вы понимаете, что НЕ НУЖНО «занять ячейку мипплами, чтобы... иметь возможность торговать по выгодному курсу»? Достаточно там иметь маркер с прошлых раундов.
Понимаю. Я имею ввиду, что занять ячейку рынка мипплами ради того, чтобы, например, не дать соперникам перейти, допустим из зоны 1:1 в зону 1:2.
Про 8 не понял все равно. Я имел ввиду, что может быть такая ситуация: игра идёт к концу, у меня маркер стоит на цифре 9, так как я несколько раз ходил и один раз мне попался бонус. Но мне уже непринципиально иметь возможность торговать по курсу 1:2, и карт цивилизации, дающих умножение на множитель 9 я не набрал. А у другого я вижу есть возможность в этом раунде войти в зону 1:2. И я принимаю решение занять ячейку рынка. Но цена этому - мне приходится сходить на 2 шага в ячейку "0" и тем обнулить свой множитель и потерять возможность торговать. Но в данный момент мне игры мне уже это и не нужно - мне важнее порушить планы соперников.
Логика такая, что ты можешь выбрать стратегию, допустим, ход за ходом множить мипплов и закрывать другим доступ к ячейке рынка. Но в определенный момент тебе придется тогда перескочить 10 и начать заново.
Про «понял». Ладно, пропустим то, как связаны «выгодный курс» и «не дать соперникам». Главное – поняли, о чем я. Надеюсь. Тогда ответ на мой вопрос засчитан.
Про 8. Не знаю, как еще объяснить. Пытался показать логику составления этой шкалы. Давайте попробуем рассуждать с другой стороны. Очевидно, автор задумал ее до 10 (как в питании). Это непреодолимый максимум (уровень 1:2). Для него достаточно 2 клетки (шаг у торговца). 10 – 2 = 8. Именно с 8 я и пытался раскручивать.
Про «обнуление шкалы торговца». Обычно я не против хоумрулов. Но, основываясь на моем игровом опыте, этот противоречит самому духу данной игры. В подобных играх нет наказания за сверхвысокий результат. И опять попрошу прямых ответов. 1) Какая разница, на сколько делений шкалы ходит игрок (1, 2 или 20)? 2) Почему Вы не обнуляете шкалу победных очков после 99? 3) Или всё-таки обнуляете? 4) Почему Вы «ухудшаете обменный курс», хотя оригинал правил предельно ясно, точно и прямо требует улучшать его?
Чуть позже обязательно отвечу подробно
1. Не понял вопроса, извините
2,3. Не обнуляю хотя бы потому, что в игре и в этом дополнении предусмотрены специальные жетоны "100" и "200" для подсчета очков на втором и третьем круге
4. Выложил в "файлы и ссылки" немецкий оригинал правил. Ткните меня носом во фразу, четко говорящую про то, что при каждом передвижении маркера по шкале рынка курс должен непременно улучшаться. Я не нашел такую.
Вы написали, что поняли – я удовлетворен, только и всего.
А если жетонов не хватит? А если это голая база? А обнулять ли шкалу питания?
У меня немецкие правила 2011 г. Там так: Händler: Sofort 2 Schmuck nehmen UND das Tauschen verbessern.
Как видим, в 2021 г. структуру правил изменили, убрали краткие пояснения. Кстати, правила торговли сформулированы несколько иначе.
Правила 2011 г.:
https://www.brettspiele-report.de/images/stone_age/mit_stil_zum_ziel/Spielanleitung_Stone_Age_Mit_Stil_zum_Ziel.pdf
Думаю, что это обнуление мне так до боли знакомо.
Вспомнил! Именно так наша легенда, Братец Ву, в «Каркассон» играл. Обнулял каждый круг ПО. Условно 151 ПО проигрывали 2 ПО.
Спасибо, заставили улыбнуться и поностальгировать.
"Именно так наша легенда, Братец Ву в «Каркассон» играл. Обнулял каждый круг ПО. Условно 151 ПО проигрывали 2 ПО".
Это не в качестве шутки было? Тогда я всё больше уверяюсь в том, что правила не зря пишут часто "излишне" подробным языком.
Просто я слежу за вашим спором тут и в вопросе на вашей стороне очевидно, но и логику kirkot-а пытаюсь понять и принимаю. То есть он имеет полное право заявиться что вот, дескать, не сказано что не крутится счётчик, зачем же он тогда круглый – должен крутиться значит. Логично? Логично. И базу под это подводит, что это стратегия такая - держать оппонентов на низком уровне, занимая клетку. А то что обменный курс ухудшиться пофиг, главное другим помешать получить бОльшую выгоду. Это, кстати, единственный веский доказательный аргумент с вашей стороны – в правилах сказано, что курс должен улучшаться.
А написал я, собственно, поразившись истории про Каркассон. То есть, если там всё так и было на серьёзных щах, то... Ну вот так некоторые люди понимают правила и крутить могут счётчики очков.
Ещё вчера как раз одно дело судебное поразило, где тоже бестолковая логика поражает: есть доказательства убийства, есть свидетель, который напрямую указывает на убийцу, будучи сам напрямую замешанным и по сути являющийся подельником, но убийцу отпускают потому что – внимание – доказательства добыты незаконным путём, а из подельника признания вытянуты обманом. И виноваты полицейские, потому что пытаясь доказать убийство они просмотрели записи с камеры (чего не могли делать, потому что убийца им этого не разрешил делать!), а подельник рассказал как они убили, будучи уверенным, что замаскированый полицейский не является полицейским. Бред же чистой воды. Но - убийцы освобождены, потому что полицейские их "обманули" и повели себя нечестно с убийцами, пытаясь тех посадить. Просто пипец. По-моему, логика такая же, как обнуление трека очков.
Историю пишу к чему. К тому, что логика у всех своя и каждый правила читает по своему. Мне было интересно следить за вашей дискуссией, так как у вас не было аргументов на доводы kirkot-а о круглости трека и действительно логичному предположению, что, может, автор так и задумывал, мол, блок продвижения противников, жертвой своего курса обмена (а почему нет?). Но да, "улучшить курс" в правилах однозначно указывает, что его нельзя ухудшить.
Раньше бы я ужаснулся, но теперь просто уверен – зная что, ну, вот так бывает – и тут найдутся те, кто обнуляет трек очков, и те, кто скажет что полицейские не правы и убийц нельзя было обманывать, поэтому нужно посадить первый, а не вторых.
вот про "курс должен улучшаться" в правилах - я этого, к сожалению, найти не могу - потому что не могу скачать оригинальный немецкий мануал. А в английском написана фраза "The player returns his two figures to his player board and moves his marker 2 spaces forward on the merchant track. He gains 2 jewelry.(Every time a player moves forward on the merchant track, he takes exactly 2 jewelry, regardless of how many spaces forward he moved)." И эта фраза говорит только о том, что надо двигаться вперед и нет там про "обязательно должен улучшиться курс". Дайте, плиз, ссылку или сфоткайте этот кусочек из мануала немецкого
о, нашел мануал немецкий
фразы про "обязательно должен улучшиться курс" не нашел и в немецком. Выложу сейчас файл - ткните меня в эту фразу, плиз
выложил тут в "файлы и ссылки"
Спасибо за отклик. Да уж, страшно интересными (или интересно страшными) вещами Вы поделились.
По поводу моей шутки. Это не шутка. Лет 10 назад видел такое. Источник уже не дам. Кажется, потом записали другую партию, но все равно были ляпы. Если вдруг это была другая игра или другой блогер, прошу прощения и у любимой игры, и уважаемого первопроходца.
Шкала торговли прямолинейная, только визуально сложена пополам. На шкале нарисована дорога, и на отметках 10 и 0 она смотрит в разные стороны. Очевидно, что зацикливании было бы обозначено как-то иначе.
Поясню свои источники. Да, иногда я переписываюсь с авторами и издателями в личке. И даже успешно прошу опубликовать их ответы на BGG. Но не в этом случае. Все мои измышление здесь основаны на оригинале правил и как их толковали. Последнее – в «расследовании» GeniusGray’я. Много раз давал ссылку на его комент. Там найдете источники. Они все живы, кроме «нет ограничения, кроме 1 раз – разъяснение Hans im Gluck». Оно давно пропало вместе с оф. форумом после обновления их сайта. Но я настолько стар, что еще успел прочитать.
Если продвижение происходит из-за влияния бонуса, то естественно никаких клыков ты не получаешь, потому что ты же не выставил рабочих в ячейку рынка.
А вот тут поспорю. Не могу гарантировать как именно, но "бонусы" и "выставление" должны работать одинаково.
Кому кто "должен"? Где пруфы, так сказать?)
Это уже не смешно. Мне 40 раз одно и тоже повторять? Мой первый комент в этой ветке. Забыли уже, что с ним согласились? Немецкие правила: 1 шаг (а это и есть бонус) = 2 клыка.
С этим согласен!
Слава богу.
К избитому вопросу о торговле: я правильно понимаю, что торговать можно:
1. Если тебе ТОЛЬКО не хватает ресурсА на покупку карты/хижины, т.е. если у тебя всё есть на момент покупки - торговать нельзя;
2. Торговать, когда продвигаешься по треку торговли - нельзя;
3. Сторговать можно только ОДИН объём ресурсов/клыков, т.е. можно только поменять условно 2 дерева на 1 золото, а не 4 дерева на 2 золота или 4 дерева на 1 золото и 1 камень например. Аналогично с другими курсами обмена.
Просто слышал, что говорили торговля "ломает" игру, и позволяет купаться в золоте, но если играть по тем, как я думаю, "правильным" толкованым правилам, озвученными выше, то торговля ничего не ломает и просто иногда помогает выкрутиться
1. Нет. Но можете так играть, увеличив кризисность.
2. Абсолютно нет. Где взяли такое?
3. Да. И это единственное ограничение. Остальные фразы – просто примеры ситуаций.
по п.1 - в правилах, которые здесь выложены (не от Звезды) написано следующее: ...торговать ТОЛЬКО, если необходимо приобрести карту цивилизации или хижину
Эта фраза указывает лишь на время, когда можно торговать. То есть вы хотите купить хижину или карту, в этот момент можно произвести торговлю, чтобы выменянные ресурсы потрать на оплату карты/хижины. При этом наличие других ресурсов у вас никак не влияет на право воспользоваться торговлей.
ок, получается если ты в раунд не строишь и не покупаешь карту(-ы) - торговать нельзя, так?
Можно, но под свою ответственность :)
Лет 5 назад GeniusGray провел полное расследование.
Итак, есть 3 варианта трактовки этого момента, в порядке уменьшения сложности:
1. только при необходимости (как бы подразумевает ресурсы) приобрести карту или хижину – Правила Rio Grande Games (неточный перевод, но играли массово);
2. только для приобретения карты или хижины – Правила Hans im Gluck;
3. нет ограничения, кроме «1 раз» – разъяснение Hans im Gluck.
https://tesera.ru/game/Stone-Age-Style-Is-the-Goal/comments/all/#post616520
3. Ну вот я смотрю инструкцию, страница 6, где приведен пример торговли 1:2 и там написано "Игрок обменивает 1 украшение на 2 единицы глины (он мог взять разные единицы ресурса)". А значит можно брать любой объем ресурсов того на что ты меняешь. То есть за 4 дерева таки можно взять 1 золото и 1 камень. Или это ошибка в русском мануале?
Видно, это пример из совсем древней редакции.
Очевидно, нужно так: он мог взять разные ВИДЫ ресурсов (а не только дерево).
Торгуем по-прежнему. В выложенных Вами правилах 2021 г. это даже подчеркивается:
- 1 раз в течение Фазы «2. Вы выполняете действия».
- только 1 обмен.
Да, так и есть в англ. правилах:
she could have taken any 2 resources.
https://cdn.1j1ju.com/medias/0c/93/d6-stone-age-the-expansion-rulebook.pdf
Ищу этот доп. локализованный Zvezda.
Может кто продаёт или знает где купить можно?
Про варианты:
- Stone Age: Style is the Goal
- Stone Age: Mit Stil zum Ziel
- Epoka Kamienia: W pieknym stylu
я в курсе, знаю что языконезависимые и понимаю, что при желании их можно найти.
Речь не о них.
Принципиально интересует именно русскоязычная локализация от Zvezda.
Заранее спасибо за любые "наводки").
Доброго времени суток! На авито и юле смотрели? Этот доп нужен, так как другие версии с базой не совместимы?
когда-нибудь настольщики снизойдут до знания русского языка и перестанут писать "доброго времени суток". Дедушка Мороз, пожалуйста!
от слова совсем
Помогли добрые люди достать новый в плёнке. Спасибо всем небезразличным
Доброго времени суток. На второй фотографии к этому дополнению, размещённой на этом сайте, изображён фрагмент игрового поля на шесть хижин, а на третей картинке есть также этот фрагмент-дополнение к полю, плюс сверху от него изображены шесть хижин. Что это за хижины и поле, кто-нибудь знает? Насколько мне известно, данное дополнение не локализовывалось? Или я не прав? Проясните ситуацию
Не совсем понятно о каких фото идёт речь и о каких хижинах спрашиваете.
Дополнение добавляет планшет для пятого игрока, но он как и для базы имеет поля только под пять хижин. Да, в дополнении добавлены новые хижины и даже с новыми свойствами.
Дополнение на самом деле локализовывалось компанией Zvezda (собственно эта карточка на Тессере об этом и говорит и можно видеть даже визуально коробку), но новые экземпляры уже достаточно непросто найти. Если только с рук у кого остались новые или б/у.
А! Вы про продвинутый планшет для хижин... как и карта уже адаптированная и др. "нестандартное"... это апгрейд личный пользователя bse
Можете посмотреть его фото по теме:
https://tesera.ru/user/bse/photos/all/all/
Сам планшетик необязателен(можно просто рядом выкладывать отдельную стопку супер-хижин). Казино - официальная хижина, а остальное - импровизация с просторов BGG. Тайлы сделал, но крайне редко пользуемся. С наличием всех других допов и правил это перегружает игру.
Загрузил свою карту с изменением правил "роскоши" на треке торговли и покупки карт за клыки. Эти правила можно применять и на обычной карте.
Отличная новость!!! На BGA появилось главное дополнение "Роскошь каменного века". Круг замкнулся. Наслаждаемся 100% обеспечением игры всеми допами.
Куплю доп на русском языке.
Как думаете это обязательное дополнение?
Я не играл с этим дополнением, у меня его нету, видел только летсплей. К приобретению не планирую. Базы мне хватает, есть даже зимняя версия, но в основном играем летнюю. Наиграл больше 50 партий и буду играть ещё. Но если вам нужен 5ый игрок, то стоит задуматься, купить дополнение. Это мое личное мнение
Необязательное, но симпатиШное.
5-й игрок, новый способ набора ПО и торговля ресурсами, уменьшающая кризисность добычи дорогих ресурсов.
Хотя последнее для кого-то м.б. и минусом.
нет, не обязательно. Было у меня это дополнение. Ничего особенного
Присмотритесь лучше к дополнению Stone Age: The Mammoth Herd. Можете распечатать и разнообразить тактику своей игры. В нашей компании почти всегда с азартом охотились за мамонтом.
Так по каким всё же правилам лучше играть торговлю - по немецким или английским? :)
А в чем разница, поясните?
По нем. правилам (и ответам нем. издателя) единственное ограничение для торговли – один раз в ход.
Кстати, я пока коменты здесь не почитал, почему-то думал, что в англ. и рус. правилах и нет др. ограничений. Просто описание возможных ситуаций :)
"ограничение для торговли – один раз в ход"
Что-то не так?
только так ...
На протяжении многих партий было замечено, что хижина "золотой прииск" с курсом золота "5" пользуется самым плохим спросом, так как разница между 5 и 6 незначительна. Если подключить математику, то на хижине "лесопилка" разница курса составляет 50% (между 2 и 3). Соответственно по золоту курс должен быть не 5, а 4 ...
Люди, подскажите, где можно купить немецкую версию. Может кто в РБ продает? Желательно не сильно бу или новую?
Для сбалансирования(моё мнение) игры с допом мы ввели
изменения в некоторые правила:
1)деревом нельзя кормить; 2)карты цивилизации покупать только
за разные ресурсы; 3)при продвижении по торговле 1шаг=1клык
(а не 2); 4)самую левую карту цивилизации можно купить за 4
клыка(а не за 3); курс 2:2 на 7-8 ходу
Это не баланс, это дисбаланс и усложнение.
Такое чувство, что Вы один/два раза поиграли, у Вас кубы постоянно выпадают на 5 или 6 и Вы посидели, подумали и решили усложнить себе жизнь.
Вы сколько партий уже отыграли?
Играли более 20-ти партий с допом на двоих,реже на троих.ОНЛАЙН(без роскоши) - около 300 партий разным составом.Вышеизложенные поправки к правилам были рождены всеобщим обсуждением и согласием.А вот с вашей стороны неоправданный наезд.Сами-то пробовали эти нововведения хотя бы в одной партии или просто пофлудить хочется?
К примеру о покупке карт цивилизации только за разные ресурсы обоснуется тем,что есть дисбаланс по дереву(им можно и кормить и расплачиваться за карты).А если приходит хижина,дающая каждый раунд халявные бревна,то это явная победа её обладателя.
С клыками тоже дисбаланс.Слишком легко они даются в поцессе игры.
Да и в общем все нововведения появляются не от неопытности,а,наоборот,после большого числа игрового времени,когда понимаешь что мешает или тормозит получению максимального кайфа от игры.
Я вообще не собираюсь играть вашими правилами! В них очевидный дисбаланс. А давайте вообще древесину уберем из игры? Она же так легко достаётся.
Интересно в чём же именно дисбаланс?Мы,наоборот,от него избавились.Конкретнее...
В нашей игровой ячейке это всё опробовано,проверено и единогласно закреплено в правилах.Это не значит,что кому-то другому должно обязательно понравиться.
А от дерева можете отказаться,если вам так хочется.Ваш выбор.
Дисбаланс в том, что Вы меняете правила, которые до Вас были протестированы и утверждены. И какие гарантии, что Ваш хоумрулл лучше авторского? Только Ваши слова?
Вы утверждаете, что древесина и клыки легко достаются. Но ведь они не сваливаются с неба, и кубы для этого бросать не надо. Всё это выбор игроков. И если кто-то не помешал другому игроку получить ресурсы так легко и сам не смог получить их по той же схеме, то это не значит, что нужно вносить хоумрулы. Это значит, что нужно менять тактику.
Я не против стабильности(в принципе),но иногда сомнительные догмы проверяю.
Кстати,забыл про ещё один наш сюрприз.Заключается он в наличии отдельной стопки производственных хижин,разложенных лицом вниз равномерно на 6 пронумерованных ячеек(можно использовать самодельный планшетик).Кидая отдельный кубик,мы переворачиваем одну из хижин каждый кон.Если перевёрнутая хижина осталась невостребованной,то её переворачиваем обратно.Если в процессе игры число кубика соответствует пустой ячейке(разобрали),то действие на следующюю за ней.Таким образом этот тип хижин приходит на руки игроков раньше,а не к концу игры,когда толку от них меньше.
Поясню вам, что часто разработчики таким образом уравнивают баланс (размещают сильные тайлы ближе к концу игры, когда они уже не особо нужны), иначе они были бы слишком читерскими.
Но они могут появиться как в начале,так и в конце игры.А в данном случае борьба за супер-хижины начинается управляемо с первых ходов.Ведь часто случается(особенно с минимальным составом игроков),что "интересные" хижины вообще отсутствуют в стопках или появляются слишком поздно.
Хотя кто-то вообще считает их лишними и ненужными в игре.
Вы сами себе противоречите, когда сначала пишите, что благодаря вашему "сюрпризу" этот тип хижин приходит раньше, а не к концу игры, а потом пишите, что они могут появиться как в начале, так и в конце игры... Разберитесь.
Это вы разберитесь .Я ответил на вашу мысль о читерстве.Имел ввиду вариант игры по стандартным правилам,когда появление желаемых хижин непредсказуемо.
Может лучше все такие хижины класть сразу отдельно стопкой и мешать, и не мудрить лишнего? Так они будут каждый ход вскрываться.
В принципе суть таже и проще.Про планшетик с такими правилами я где-то нашёл,скачал,распечатал,опробовали.Сносно...
Для логического использования планшетика можно попробовать перевёрнутые и невостребованные жижины оставлять и не переворачивать обратно.Тем самым будет выбор,на какую поставить мипла.
Выложил фото используемого планшетика и хижин.Хижины сверху(6штук) - это отдельная тема.
А где взять файл для распечатки такого планшетика?
выложил скан планшетика
Сам доп очень понравился! Он внёсит дополнительную стратегию заработка ПО. Плюс добавляется интересная механика обмена ресурсов, что зачастую позволяет получить необходимый дорогой ресурс с меньшими затратами. А если вы прокачены в торговле, то ни один, а аж два ресурса!
А теперь о "ложке дёгтя":
1. Размер карт. Они выше и уже карт из базы. А также из другого материала.
2. Размер поля по масштабу меньше на 1-1,5 см чем базовое. Ну цвет его отличается
3. Не понравилось ещё то, что стопки построек лежат теперь просто на столе.
Вывод: если вам очень нравится это игра, то не смотря на технические косяки,доп стоит брать. Мы без него теперь не играем. Без него игра кажется не полноценной.
Всем Здравствуйте. У меня доп и база от Звезды, присутствует только пункт 3, но это не косяк.
Вы счастливчик)) У меня база от МХ, и получается в ней косяк.
Интересно, а каких издательств у вас база и доп? Может вы взяли новую базу от МХ, и захотели совместимости? Так с их играми ничего оргинального не совмещалось пока что...
База МХ, а доп от Звезды. То есть получается косяк в базе?
Косяк в МХ. У них счет уже идет наверное на десятки игр, у которых совместимость пострадала, из-за печати на своих заводах Звезда же печаталась на оригинальных фабриках. Потмоу я купил импортную базу, цена вышла та же. А доп - нашел от звезды. Ибо его и импортный не выпускают уже несколько лет.
Как раз у дополнения не никаких «технических косяков» ;)
А МХ получается не локализовали доп?
Пока нет.
неплохой доп но сильной необходимости не имеет если надо то проще у когото по играть
Цвет карт цивилизаций, как и цвет хижин отличается от оригинального издания(другой более яркий окрас). 3 года разницы в выпусках. Очень огорчил сия факт. Теперь уже видно где компоненты оригинала, а где дополнения. Может кто сталкивался с этим? Или это только у меня такое?
Не только у вас. Оттенок рубашек отличается, хоть и незначительно.
Для карт спасением будут протекторы. А жетоны хижин вроде и так рубашкой вниз кладутся.
Хижины не только цветом, но и формой! отличаются.. шок
подскажите, доп это обязательный мастхэв к базе? значительно улучшает, изменяет игру?
Такое...Ну пятого игрока как минимум добавляет) Этого не хватало. В остальном как мне показалось, вся эта торговля несколько упрощает игру. "Каменный век" и так не сильно кризисная, а с этими клыками-кольцами так вообще. Новые хижины генерирующие ресурсы, вообще как костыли. В 9 из 10 играх половину ходов игроки за них просто забывали, после того как построили.
Благодарю за прояснение ситуации)
Нет, этот доп не обязательный. Главный плюс, пожалуй, это возможность игры впятером. И то, прямо скажем, необходимость в этом довольна сомнительна.
Спасибо) Примерно так и думал
Без этого допа игра не так вкусна.Доп не обязателен,но крайне ЖЕЛАТЕЛЕН.
действительно с допом стало значительно интереснее играть, дома активнее скупаются
У меня русское дополнение. Почитала обсуждения и не поняла: почему возникает вообще вопрос про обмен ресурсов на ресурсы? В русских правилах написано, что это курсы обмена УКРАШЕНИЙ на РЕСУРСЫ и обратно. И что украшения не являются ресурсом.
А в русском дополнении, приведены примеры торговли? Во всех правилах, что я видел, они приведены. Дерево меняется на золото которого нехватает для покупки хижины и т.п.
Ой, вы правы, в одном из примеров действительно меняют дерево на золото (
Остались непонятки с правилами обмена ресурсов при покупке хижины с ценой 1-7... Если у меня торговля прокачана до 1 к 2, есть 6 деревьев, могу я обменять одно дерево на два золота и купить хижину за 5 деревьев и 2 золота?
Та же ситуация если у меня семь деревьев. Могу ли я обменять одно дерево на 2 золота, купить хижину за 5 деревьев и 2 золота, оставив одно дерево у себя в запасе?
Если я не ошибаюсь то торговать можно только если вы встали на "торговлю" , но все равно торговать можно только 1 раз за ход тоесть 6 деревьев не поменять, только ОДНО к 2 другим, в вашем случаи .
Вы не правильно поняли вопрос... Понятно что все деревья поменять за раз нельзя. Вопрос в том, должен я покупать хижину только за деревья которые уже есть у меня или могу одно из них поменять на два золота, увеличив победные очки за хижину. А ставить торговцев для этого не надо, нужно только не быть на нулевой шкале торговли. В моем примере она прокачана на максимум.
торговать можно в 3х случаях
1. когда вы встали на торговлю (плюс бивни, плюс прокачка если лезет)
2. когда не хватает на карту цивилизации
3. когда не хватает на хижину.
Торговля осуществляется по текущему прокаченому курсу.
В вашем примере, если у вас вообще нет ресурсов нужного типа, вы можете поторговать бивнем на 2 золота (по 3-му пункту). Но если есть хоть 1 дерево, то 3й пункт не работает - хижину вы с 1м деревом можете построить. Поэтому, если хотите увеличить ценность постройки, осуществляйте обмен заранее по пункту 1.
Речь идет о хижине стоимостью от одного до семи ЛЮБЫХ (думал это очевидно для тех кто играл в игру) ресурсов. Можно платить деревом, кирпичем, железом и золотом на свой выбор.
Торговать можно только когда не хватает на карту цивилизации или хижину. Причем тут встал я на торговца или нет? Причем тут обмен бивней в первом пункте? Бивни также меняються только в случае нехватки при какой-то покупке. Такое осущение, что мы читали разные правила. Видел на одном из сайтов не правильное описание правил, где для обмена стоят на хижине торговца, а бивни меняют в любое время...
P.S. На всякий случай укажу сайты где допущены ошибки в правилах. 2fishki.ru (обмен в лавке торговцев бивней), igroved.ru (огромное количество не правильных комментариев к правилам, в том числе от Игроведа).
Я привел английскую версию правил. Немцы указывают, что они неверные, с ошибкой. По немецким правилам вы можете менять ресурсы как угодно. Наменянные в момент оплаты ресурсы должны быть использованы в первую очередь для оплаты. Один обмен в ход. Это все ограничения.
Если вам таки будут интересны английские правила, то поясню: Бивни не являются ресурсом, поэтому если вы захотите построить хижину за хоть сколько-то чего-нибудь, но у вас на руках только бивни, то вы эту хижину построить не сможете. Но обменяв бивни на золото, вы сможете его использовать для оплаты постройки. Т.е. иногда выгодно не иметь на руках ресурсы. В английских правилах гораздо больше стратегичности.
1. Торговля не зависит от того где ты стоишь - главное иметь не нулевой уровень торговли.
2-3. Тебе не обязательно должно не хватать - единственное ограничение, то, что ты должен немедленно применить обмененный товар. Т.е. если ты меняешь дерево на 2 золота, то эти 2 золота ты и должен использовать при покупке хижины/карты. Ты не можешь положить их в запас.
В связи с этим никаких обменов заранее быть не может.
Ответ на вопрос IvarOK. Да, ты можешь обменять дерево на 2 золота и купить хижину 1-7, даже если у тебя есть 10 дерева. Но ты не можешь оставить обмененное золото и заплатить только деревом.
Спасибо за ответ! Я так и думал, только были не большие сомнения. Товарищи написавшие выше, чуть было совсем все не запутали... :-)
Единственное, есть один момент - если у тебя есть ресурс необходимого типа, то нельзя совершать обмен, иначе получается читерство. Например, в твоем случае у тебя есть 7 золота и одно дерево, ты не можешь поменять 1 дерево на 2 золота, заплатить 7 золота за хижину и оставить еще 2 золота в запасе. Нельзя производить псевдообмены, с целью "прокачки" ресурсов в запасе.
Именно об этом, кстати, и пытаются сказать в правилах фразой "если это необходимо". Только криво как-то пытаются.
А в случае если у меня семь деревьев, которыми я имел возможность заплатить, я меняю одно на два золота и у меня становиться ВОСЕМЬ ресурсов, семь плачу за хижину, одно дерево остаеться на руках? Это не попадает под небольшое читерство? Вроде видел на немецком сайте, что излишек после проведенного обмена скидываеться. Это не тот случай?
Как правильно поступать в подобной ситуации к сожалению точно не помню. Вроде бы ты обязан скинуть только то, что наменял, а то что у тебя было до того можешь не скидывать. Ты ж мог технически и клык на 2 золота махнуть, тогда б у тебя 2 дерева осталось. Насколько я помню разрабы писали, что игрок не обязан сначала использовать имеющиеся ресурсы... Т.е. можно сначала поменять, а потом юзать, но обмененные заюзать обязан. При том, если тебе надо купить хижину, которая стоит кирпич, камень и дерево и они у тебя есть, то вроде как обмен запускать нельзя, т.к. это явная прокачка. Мы так играли, при том с картами читить разрешали, т.е. даже при наличии необходимого количества ресурсов для покупки карты разрешали менять одно дерево на 2, и использовали результат в покупке, экономя имеющиеся ресурсы. Потому как если уж совсем торговлю жОстко зажимать, то она становится неинтересной :)
Вы ошибаетесь. В "официальных немецких правилах" это разрешено. Единственное ограничение - 1 обмен в ход.
Нет ни одного официального ФАКа ни от автора, ни от издателя. Есть ответы на странице магазина, от неких менеджеров.. Я допускаю, что они не несут отсебятину, а уточняют свое мнение с руководством.. Но тем не менее все это "не официально". И кстати, в этой версии единственное ограничение - обмен 1 раз в ход, т.е. вы можете вертеть ресурсы как хотите.. (шикарно правда?)
...Словом, трактовка торговли опубликованная в этих комментах превращает и без того несложную игру вообще в откровенную лажу. Стратегичность и планирование действий убиваются на корню. За 10 партий с допом по описанным вами (и менеджерами) правилам никто, НИКТО, не ставил рабочих на добычу камней и золота.
Поэтому я опубликовал английские правила (которые немцы называют ошибочными), в которых игра с допом имеет хоть какую-то глубину.
Извините, но ничего не понял... Каким образом то к чему мы пришли превращает игру в полную лажу? Ясно что:
Торговать можно один раз за ход;
Торговать можно ТОЛЬКО для покупки хижины или карты цивилизации;
Выменянный ресурс нужно сразу потратить на покупку или скинуть, но нельзя взять в запас;
Как можно не ставить совсем рабочих на золото и камни,если их может понадобится несколько сразу для покупок хижин (за 1-7, за 3 золота, за 3 камня), а выменять можно только мах 2, не положив в запас...
И не стоит забывать, чтобы получить выгодный курс 1 к 2, нужно дойти по шкале торговли до 9 клетки, а если пять игроков решат качать торговлю, то дойти туда смогут не все и далеко не сразу...
Улучшение торговли возможно не только через палатку. Обмен 2 дерева на 1 золото - уже дисбаланс.
И еще раз, написанные вами ограничения - выдуманы. Если уж вы говорите про правильные немецкие правила, то там лишь одно ограничение - 1 обмен в ход.
В немецких правилах ограничения торговли такие:
- Не быть на нулевой отметке шкалы торговли
- Обмен один раз в ход
- Обмен можно совершить только для покупки хижины или карточки цивилизации
Об остальном нужно догодываться самому...
Отвечаю на вопрос в личку (сюда чтобы два раза не вставать)
Последняя редакция правил от Rio Grande:
The player may...
• ...trade if his marker has advanced at least to space 1 on the trader track.
• ...only trade if needed to acquire a civilization card or a building tile.
• ...trade decorations and resources of the player’s choice.
• ...depending on the position of his marker on the trader track, the trade is
2 to 1, 1 to 1, or 1 to 2.
• ...trade even if he placed figures on the trader place this round.
• ...only trade once per round
например отсюда:
https://boardgamegeek.com/thread/790594/placing-people-trader-and-not-using-trader
Строчка из этих английских правил -
"a player may... only trade if needed to acquire a card or tile" говорит, что торговать можно только при необходимости ресурсов для постройки/покупки карты.
А строчка "trade even if he placed figures on the trader place this round." говорит что торговать можно еще и при выполнении действия на торговой хижине.
...На все это немцы в комментах пишут например вот это:
Well, great. Looks like we have the good old "Lost in Translation" problem again...
No, really: In my German version, that "if needed"-phrase is simply not present! So it looks to me as if someone did not do a very precise job of transferring the original into English (without changing any meaning, that is).
The German text in my rulebook says: "Der Spieler darf nur tauschen, um 1 Zivilisationskarte oder 1 Gebäudeplättchen zu erwerben"
...which I would simply have translated to: "The player may only trade in order to acquire 1 civ card or 1 hut."
That phrase would only have emphasized the fact that a player is not allowed to just trade without immediately buying something with those resources, and would not have included any additional information/hints about "needs" that perhaps the author of this game never intended to implement...
Т.е. никаких if needed у немцев в правилах нет. Зато есть only, т.е. торговать можно только при покупке карты/хижины.
Получается, что позиция Рио Гранде на вопрос:
4: A player has a 1:1 trade position, 7 gold and a tooth. and his meeple occupies the "1-7 ?" hut. He trades the tooth into a gold, and pays the hut using 6 gold from his supply and the gold from the trade. His supply has now changed from 7 gold into 1 gold, and 1 tooth into 0 tooth. Is this allowed? Can any ruling for or against this refer to some rule or example in the printed text, or some reliable source? And is the nr 3 above legal?
такая:
#4 is not legal. He did not need to make this trade, as he already had the 7 gold he used before.
Поскольку не срабатывает правило if needed
А вот немцы из Hans im Glück ответили так:
Dear Hendrik,
there are rules in the english version of Stone Age: Style is the Goal that don't exist in the original version Stone Age: Mit Still zu Ziel.
You can trade once per turn. It does not matter weather you need to trade in order to buy something or not. So if you have 7 gold and one wood, you can trade the wood to gold, buy a hut for 7 gold and keep one gold.
Kind regards,
Hans im Glück Verlag
Т.е. меняйте что хотите и как хотите, но только 1 раз за ход при покупке карты/хижины.
По какой версии играть - выбирать вам.
з.ы. За отсутствие перевода на великий и могучий сори. Вроде и так все понятно. В крайнем случае воспользуйтесь гуглом.
Да столько текста, что забыл обратить внимание на этот момент в комметарии от ХиГ:
"It does not matter weather you need to trade in order to buy something OR NOT."
Т.е. нужно покупать или не нужно, для торговли не имеет значения. Один раз в ход и все тут.. Т.е. из этого получается, что это или и немецкие правила неактуальны (раз уж этот момент и с английскими правилами пересекается). Или немецкая поддержка порет отсебятину. Как-то так.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Карта с бросками кубиков - при значении кубика "5" маркер на счётчике торговли продвинется на 1 деление вперёд. А два клыка я получу? Я думаю да, так как основные правила гласят " двинул- получил", но в описании карточки ничего не сказано. Спасибо.
Да, вы получите два клыка. Там нет ограничений. Если только в правилах нет условий именно по этой карте.
Спасибо.