"Нет никого страшнее родного брата в Средневековье"
Что это?
Настольная версия игры Paradox Interactive – Crusader Kings. В ней Вы возьмете на себя роль средневековой династии правителей одного из государств западной Европы.
Предисловие
Сразу скажу – я фанат всех стратегий от Пароходов (Paradox Interactive). Настолько, что настольные версии Europa Universalis и Stellaris я уже заказал на кикстартере, а в стиме есть все их игры. В данный момент контейнер с EU разгружается в порту Гамбурга и будет окольными путями ехать ко мне (кто ж знал в 19 году, что привезти настольную игру из Европы будет проблематично); правила, карты, подсказки и прочее собственноручно переведены, а вот Stellaris еще в глухой разработке. Эта настолка была принята фанатами крайне холодно, так как они явно ожидали от игры сложности примерно, как будет в EU (6.5 кг коробка с игрой, 80 страниц правил, гора механик, часть из которых только для одного из игроков в партии и тд), а получили весьма упрощенную игру и с непривычной основной механикой.
Игровой процесс
В игре заложено 2 основных механики – карточный движок для выбора игроком действий, и персональный мешок игрока с токенами личных качеств (далее – черт) для определения успешности этих действий. Игра делится на 3 века по три раунда в каждом. В начале века каждый игрок набирает 8 карт действий (сыграть вы сможете только 6) в темную из 5 разных колод: крестовых походов, развитие королевства, интриги, войны, налогов.
Любая из карт из одной колоды позволяет игроку выполнить одинаковые действия (описаны ниже), но на каждой из них будет свое событие. При этом на картах крестовых походов эти события хорошие для играющего игрока или плохие для всех остальных (например, вы сходили в крестовый поход и привезли чуму, но по странному стечению обстоятельств всем, кроме себя). А на остальных наоборот – плохие для вас или хорошие для остальных (например, у соседа родился наследник, или ваш король упал с коня и сломал шею).
Карты крестовых походов, как это очевидно из названия, позволяют вам сходить в крестовый поход. Раз в век вы обязаны сделать это, как настоящий добропорядочный король. Успешный крестовый поход продвинет вас по общему треку крестовых походов, подкинет плохую черту в ваш мешок и даст бонус – возможность брать больше карт, получать больше денег при налогообложении, или другие, в зависимости от того, какой из городов на пути к Иерусалиму вы взяли. При неуспешном же тот, кто его от вас возглавил, умирает.
Карты развития королевства позволяют вам:
— построить замок (если есть еще непостроенные замки); — нанять советников, которые позволят осуществлять дополнительные действия или помогут в некоторых событиях (например, придворный медик поможет с болезнями и родами в событиях, а архиепископ позволит дважды за век сходить в крестовый поход); — исследовать технологии, которые помогут некоторые из действий выполнять с лучшим результатом (например, банк позволит собирать больше налогов, а длинный лук – лучше нападать).
Карты интриг позволяют вам:
— сеять недовольство среди местного населения для последующего переворота, что приведет к отсоединению области от оппонента; — убивать персонажей (да-да, ваш единственный наследник поехал на охоту и там погиб не совсем случайно); — сфабриковать Casus Belli (повод для войны), без него объявить войну нельзя; — развестись (вообще-то в средневековье Церковь была сильно против, но если у вас есть веские основания…)
Важный пункт по поводу интриг – если ваша цель игрок, и Вы провалились, то у него появляется Casus Belli против вас. Никогда не понимал почему, разве попытка убийства короля — это повод для ссоры?
Карты войны позволяют вам нанимать войска и атаковать ими области.
Карты налогов позволяют вам собирать налоги.
В начале каждого раунда игроки могут попробовать выйти замуж/пожениться/ сочетаться законным браком с конем. Затем выбирают две карты из своей руки, в закрытую кладут одну поверх другой и по очереди разыгрывают сначала первую карту, затем вторую. Ни сами карты, ни их порядок менять нельзя. Что периодически очень хочется сделать, так как к моменту розыгрыша даже первой карты весь план может пойти псу под хвост.
В процессе розыгрыша карт и при попытке заключить династический брак вступает в действие вторая механика.
У каждого игрока есть мешок с чертами, из которых первые четыре кладутся в мешок в соответствии со сценарием.
У всех персонажей в игре есть свои черты, которые они получают в процессе игры.
Когда персонаж становится королем или королевой (то есть чаще всего с супружеской пары наследника), его черты попадают в мешок соответствующего игрока.
При попытке выполнить любое действие, требующее проверки, игрок втемную вытягивает несколько черт (не убирая их назад до конца проверки) из своего мешка. Обычная сложность проверки 1, т.е. вам нужен один успех. Но некоторые действия требуют более сложной проверки, например сложность убийства короля – 3. К количеству доступных вам попыток и количеству успехов применяются различные модификаторы от событий, исследований и т.п. Затем за деньги вы можете добавлять дополнительные проверки, а ваши противники их отменять (но не уменьшая количество попыток меньше сложности проверки).
Все черты делятся на 3 вида:
— положительные: умный, красивый, сильный и т.п., это успехи во всех проверках; — отрицательные: злоязыкий, обжора, недалекий и т.п., это провалы во всех проверках; — критические: они являются успехом (провалом) для одного из типов проверок, но провалом (успехом) для остальных. Например, быть коварным плохо, но для интриг это отличное качество. Аналогично быть добрым хорошо, но воевать и резать головы Сарацинам это мешает.
Для понимания хода игры: если ваш прямой наследник – типичный Габсбург, получил кучу отрицательных черт, и женушка у него подобралась под стать, ради срочно необходимого союза с нейтральным герцогством (а с ними только так и можно заключить союз) перед началом полномасштабной войны, то вы с ужасом ждете того момента, когда текущий король сыграет в ящик (а ему и помочь могут некие доброжелатели). Так как после этого у вас все проверки станут резко сложнее. Но если вы все делали правильно, то с определенного момента игры вы можете некоторые действия выполнять автоматически, или выполнять с 1-2 дополнительными попытками, но со 100% вероятностью.
Также необходимо понимать – свадьба с герцогом/ герцогиней с отрицательной чертой происходит автоматически, а вот с положительной – на проверку.
Если ваш король погибнет, и в этот момент у него нет ни братьев/сестер, ни детей, то в вашем королевстве случается династический кризис – половина Ваших территорий объявляет независимость и откалывается от вашего королевства (кто сказал, что это сделали убийцы? Ваш сосед просто вспомнил хорошую шутку). Так что надо всегда следить за своими родственниками и озаботиться их наличием перед тем, как идти в крестовый поход, так как если вы его провалите, то умрете.
А на карте то что?
На карте представлены Англия, Франция, Испания, Германия и Италия (не удивляйтесь, тут Италия весьма историчная и в любом сценарии раза в 2-3 меньше всех остальных). Все области, не занятые игроками, принадлежат нейтральным герцогам. С ними можно заключать союз, с последующей полумирной аннексией (ваши войска приходят и без боя объясняют, что пора теснее вливаться в Ваше процветающее королевство), или же воевать. У любого игрока не может быть более 8 областей одновременно. При этом если он захватывает девятую, то он должен освободить одну из своих остальных.
В области можно построить замок, который помогает защищаться и собирать налоги. Также в области можно назначать герцогами своих родственников (одного из двух братьев и сестер текущего короля или одного из трех наследников), для упрочнения власти в данной области. Однако, если область захватят, или ее освободят повстанцы, то родственник погибнет, защищая отчизну.
Также по карте передвигаются войска – они могут атаковать соседние территории; если же у вас есть флот, то одна армия может помочь в атаке любой области соседней с тем же морем, что и эта армия.
Война
Война дело хлопотное – вам необходимо получить Casus Belli, нанять войска (а еще им каждый раунд надо платить), для увеличения шансов – быть в союзе с нейтральным герцогом по соседству с областью, куда вы собираетесь вторгаться (или хотя бы чтобы противник не был с ним в союзе). Я не буду описывать все модификаторы, которые будут влиять на ход боя, их много, но высшая математика для их расчета вам не понадобится. Просто концентрируйте войска вокруг желаемой области и надейтесь на удачу, или же если вы превратили свой мешок с чертами в машину войны – вам она не понадобится.
Завершение игры
Игра завершается в одном из двух случаев:
— полностью отыграны 3 века; — игроки взяли Иерусалим (совершили 10 успешных крестовых походов).
Подсчет победных очков (ПО):
— 1 ПО за каждую область под контролем игрока (до максимума в 8); — 1 ПО за каждое из достижений: — строитель: игрок, во владении которого больше всего замков (как минимум два); — крестоносец: игрок, больше всех успешно сходивший в крестовый поход (как минимум два раза); — изобретатель: игрок, больше всех получивший карт советников/ исследований (как минимум четыре); — король Иерусалима: игрок взявший Иерусалим (как минимум один).
У игры есть несколько серьезных минусов:
— страны очень несбалансированные по стартовым условиям, особенно Италия; — Франция в силу географии находится на стыке остальных четырех королевств, и, если остальные игроки агрессивные – огребает по полной. Хоть в большинстве сценариев она достаточно сильна, чтобы отбиваться от атак, но не со всех сторон разом; — ограничение в 8 областей под контролем игрока при большом общем количестве областей на всей карте позволяет игрокам фактически не конфликтовать, так как каждое королевство из такого числа областей и состоит. Единственное, что побуждает воевать – это достижение "строитель" и прибитые к областям замки, и то не слишком сильно, так как повоевать можно максимум с 3 соседями, остальные 2 игрока слишком далеко (кроме Франции, ей-то все рядом, на ее беду); — возможность именно выбирать убираемую черту из мешка (при старении короля) сильно упрощает игру, мы в первые разы играли неправильно прочитав правила, и выкидывали случайную. Вот тут-то игра и раскрывается. Сильно советую подумать об этом хоумруле; — при сферических игроках в вакууме с супермешками черт, в которых одно из действий выполняется автоматически, самое сильное действие – это интрига, затем война. Интрига потому, что, сидя в Италии, можно отрезать голову английскому королю, а вот приехать в ответ на коне и объяснить, что так делать нельзя, он не сможет. Еще довольно нужное действие – брак, а вот строительство – самое бесполезное, так как оно нужно только для постройки замков, а они обычно заканчиваются на первый ход.
Хейтят ее в основном из-за выпуска с сырыми правилами (помимо несоответствия ожиданий и факта), которые пароходы пофиксили FAQ’ом /как?/ буквально в течении пары месяцев – добавив пару возможных дополнительных действий, связанных с отсутствием детей и жен у игрока, что было главным уязвимым местом игроков. Но осадочек остался.
Итог
Эта игра про планирование и менеджмент ресурсов в нестабильной ситуации. Распланировав ход, набрав нужных карт, и открывая их, Вы понимаете, что половина из них про то, что Ваш король, который сейчас не просто без наследников, а даже без жены, падает с лестницы/получает стрелу на охоте/подхватывает проказу (и да, если у Вас событие «У Вас родился ребенок», а жены нет, то и ребенка нет – вот такая средневековая несправедливость). Вы сразу понимаете, что план приходится срочно менять.
Данная игра одна из самых конфликтных, в которые мы играем (разве что еще Root и Twilight imperium), из тех, в прямое столкновение между игроками не суть игры. Все действия игрока так или иначе затрагивают других игроков, практически в любое твое действие может вмешаться любой другой игрок, просто отменяя тебе дополнительные попытки. Игрок выбравший путь интриг достает вообще всех за столом, генерируя тонны ненависти и лулзов. А твой сосед зачем то занимается военными учениями на границе второй ход.
Я бы не сказал, что это отличная игра, она, скорее, не такая плохая, как про нее пишут фанаты серии компьютерных игр. Если Ваши друзья любят поиграть во что-то конфликтное, и, возможно, поугнетать некоторых игроков (Костя плохой, он вырезал всю мою семью! ТРИЖДЫ!!! Но за это я его снял с карты полностью), то ее можно включить в ротацию игр. Так как в игре всего 6 сценариев, то при частой игре вы просто от них устанете. Мы в нее играем раз в пару месяцев, в таком формате она очень неплохо заходит.
PS. Да, тут есть Glitterhoof. Да, на нем можно жениться и отправить его во главе крестового похода.
PPS. Тут Вам не Нетфликс, наследует старший сын, в крестовый поход ходят только мужики, маскулинность во все поля. Женщины все это могут исключительно в том случае, если в роду мужчин нет вообще.
PPPS. В этой игре есть ИИ, но я ни разу не играл с ним.
Всем привет. Пересобрал правила в формате PDF на русском языке. За основу взял перевод пользователя Tormental (спасибо тебе за труд). Собирал для личного использования. Прошу сильно не придираться :)
Выложить здесь не смог из-за ограничения платформы на размер файла в 30мб.
Честно говоря - игра так себе. Не тянет даже на середнячок. Относительно простой ареа контроль, я бы даже сказал - излишне простой. Некоторый менеджмент своих родственников - вещь, конечно, хорошая, но реализована так себе.
С опозданием из-за длительного ремонта компа, но всё-таки доделал перевод правил.
Что переведено: вся значимая информация. Что не переведено: дополнительные пояснения, некоторые повторы, справочник (всё полезное оттуда перенесено в соответствующие разделы правил), исторические справки к сценариям. Что поправлено: разночтения и мелкие ошибки в правилах, вроде неправильного описания условий победы, двусмысленности в описании порядка хода и разных названий одной и той же провинции в сценариях.
Игра забавная. Не сложная, партии не затянутые. Напомнила немного Игру престолов, если ударится только в политику и родственные связи, иногда вспоминая о завоеваниях. Первая партия оставила приятные впечатления — жена-имбицилка (в игре) родила мне сына-гения, который получил еще парочку полезных навыков и в итоге был убит ассасином. А еще там можно на лошаке женится :D
Почему облажались, признаваться не хотят, но мотивируют самыми лучшими намерениями: https://www.kickstarter.com/projects/1192053011/crusader-kings-the-board-game-lead-your-dynasty-to/posts/2338565
В плане бэка игры (в комп оригинал не играл) - какие-то абстрактные Англия, Франция, Италия (?), Испания, судя по карте. Миньки демонстрируют чуть ли не 15 век, а заявлены крестовые походы...
Судя по выложенным материалам, да, бэк довольно абстрактный, видимо в угоду большей реиграбельности (почти все компоненты общие, из персональных только небольшие планшеты династий - видимо какие-то личные фичи/цели?). В игре идет набор сценариев с различным сетапом, в каждом участвуют разные сочетания стран (тут зовутся Культурами, видимо чтобы оправдать Италию) с указанным планшетом Династии для каждой стороны. Видимо так моделируют конкретную историческую ситуацию/период. С миньками думаю не заморачивались, ибо в оригинале временная шкала от 1066 до 1453. Здесь, конечно, все это не уложить никак в игру. Но в оригинальной игре вся механика строится именно на управлении династией - не государством. Династические браки, генетика, обучение отпрысков, вассальные отношения, подмасливание церкви и т.д.
Тут, видимо, следует кому-то спросить сакраментальное (пусть в этот раз буду я): "Зачем тогда минечки? Может, стоило запилить жетончики/фишки/пешки, чтоб не агрить тех, кто может отличить бацинет от армэ?"
Сами минички ок, я как бы недоумеваю, что игрок, по идее, садясь за подобную игру, ожидает, что у него тут будут Капетинги, Гогенштауфены и Плантагенеты, а на деле (Иосиф Кобзон) какая-то Игра Престолов получается...
Ок, но как бы от Парадокса с утконосом ждёшь иного.
Одно тянет за собой другое: в игре вводятся некие "культуры", а миньки - дженерики для всех, только с цветовой дифференциацией. Как и сами "курьтуры". Не причисляю себя к ревнителям исторической достоверности, но такой подход, на мой взгляд, спускает игру на уровень абстрактов. Типа восьмиминутной империи с прикрученной евгеникой.
Кстати (спустя полгода после коммента, очень кстати, да), в оригинал - вернее, CK2 - я играл только с модом на Игру Престолов, ибо от карты Европы тошнит уже, сколько можно её покорять. А вот Вестерос можно и прибрать к рукам какого-нибудь младшего дома :)
Я заранее не жду какой-то детализации и достоверности по одной простой причине: на странице кика прямо написано, что это не перенос оригинальной стратегии в картон, что они осмысленно и целенаправленно делают настольную игру по мотивам, и что хотят уложиться в пару часов на партию. Все это, как по мне, попросту исключает реалистичность. Не про историчность игра, а про создание династии уродцев, пытающихся рулить страной. =3
Это все равно что закапываться в бэк Серпа. Можно, конечно, никто не запрещает, но я уверен что в том виде, в каком он лежит в конкретно той коробке (грядущую видеоигру я игнорирую в данном вопросе в данный момент времени) попросту на это не рассчитан. Так и здесь. Просто игровая условность.
Щас бы на историческую достоверность жаловаться, где в комп варианте приплывают ацтеки в европу и начинают её захватывать. А какой нибудь Албанией можно мир захватить. Куда уж достовернее.
Из показанного есть ощущение, что от оригинальных механик остались только наследники с трейтами от родителей и, собственно, динамические трейты персонажей. Что уже немало, но стоило ли задирать масштаб на уровень королевств?
Ну вот представим: авторы сделали игру такой, что там кровь из носу нужно поле с минечками. Если игра курируется (а то и делается, я плохо понял этот момент :|) Paradox и называется Crusader Kings - получается что скорее всего в этом качестве будут ждать карту, а не какой-нибудь ничейный замок/зал/просто квадрат с маленькими рисунками и подписями, где миньки выкладываются как миплы. А раз нужна карта (в игре про средневековые династии) - пилим Европу.
Только и всего. Выглядит в некотором роде так, словно особо и выбирать не приходится, если ставить себя в означенные в кикстартере рамки.
Соглашусь, наверное. А парадоксы явно курируют её и, как я понял, EU - только не исходник Тибо, а новый проект, отталкивающийся от компьютерное версии. Они ж СК только что объявили у себя на PDX-коне.
Все просто: в Беларуси таможня разворачивает кучу отправлений, в Бразилии теряют посылки, в России "теряют" посылки. Думаю, в остальных случаях то же самое.
"Нет никого страшнее родного брата в Средневековье"
Что это?
Настольная версия игры Paradox Interactive – Crusader Kings. В ней Вы возьмете на себя роль средневековой династии правителей одного из государств западной Европы.
Предисловие
Сразу скажу – я фанат всех стратегий от Пароходов (Paradox Interactive). Настолько, что настольные версии Europa Universalis и Stellaris я уже заказал на кикстартере, а в стиме есть все их игры. В данный момент контейнер с EU разгружается в порту Гамбурга и будет окольными путями ехать ко мне (кто ж знал в 19 году, что привезти настольную игру из Европы будет проблематично); правила, карты, подсказки и прочее собственноручно переведены, а вот Stellaris еще в глухой разработке.
Эта настолка была принята фанатами крайне холодно, так как они явно ожидали от игры сложности примерно, как будет в EU (6.5 кг коробка с игрой, 80 страниц правил, гора механик, часть из которых только для одного из игроков в партии и тд), а получили весьма упрощенную игру и с непривычной основной механикой.
Игровой процесс
В игре заложено 2 основных механики – карточный движок для выбора игроком действий, и персональный мешок игрока с токенами личных качеств (далее – черт) для определения успешности этих действий.
Игра делится на 3 века по три раунда в каждом. В начале века каждый игрок набирает 8 карт действий (сыграть вы сможете только 6) в темную из 5 разных колод: крестовых походов, развитие королевства, интриги, войны, налогов.
Любая из карт из одной колоды позволяет игроку выполнить одинаковые действия (описаны ниже), но на каждой из них будет свое событие. При этом на картах крестовых походов эти события хорошие для играющего игрока или плохие для всех остальных (например, вы сходили в крестовый поход и привезли чуму, но по странному стечению обстоятельств всем, кроме себя). А на остальных наоборот – плохие для вас или хорошие для остальных (например, у соседа родился наследник, или ваш король упал с коня и сломал шею).
Карты крестовых походов, как это очевидно из названия, позволяют вам сходить в крестовый поход. Раз в век вы обязаны сделать это, как настоящий добропорядочный король. Успешный крестовый поход продвинет вас по общему треку крестовых походов, подкинет плохую черту в ваш мешок и даст бонус – возможность брать больше карт, получать больше денег при налогообложении, или другие, в зависимости от того, какой из городов на пути к Иерусалиму вы взяли. При неуспешном же тот, кто его от вас возглавил, умирает.
Карты развития королевства позволяют вам:
— построить замок (если есть еще непостроенные замки);
— нанять советников, которые позволят осуществлять дополнительные действия или помогут в некоторых событиях (например, придворный медик поможет с болезнями и родами в событиях, а архиепископ позволит дважды за век сходить в крестовый поход);
— исследовать технологии, которые помогут некоторые из действий выполнять с лучшим результатом (например, банк позволит собирать больше налогов, а длинный лук – лучше нападать).
Карты интриг позволяют вам:
— сеять недовольство среди местного населения для последующего переворота, что приведет к отсоединению области от оппонента;
— убивать персонажей (да-да, ваш единственный наследник поехал на охоту и там погиб не совсем случайно);
— сфабриковать Casus Belli (повод для войны), без него объявить войну нельзя;
— развестись (вообще-то в средневековье Церковь была сильно против, но если у вас есть веские основания…)
Важный пункт по поводу интриг – если ваша цель игрок, и Вы провалились, то у него появляется Casus Belli против вас. Никогда не понимал почему, разве попытка убийства короля — это повод для ссоры?
Карты войны позволяют вам нанимать войска и атаковать ими области.
Карты налогов позволяют вам собирать налоги.
В начале каждого раунда игроки могут попробовать выйти замуж/пожениться/ сочетаться законным браком с конем. Затем выбирают две карты из своей руки, в закрытую кладут одну поверх другой и по очереди разыгрывают сначала первую карту, затем вторую. Ни сами карты, ни их порядок менять нельзя. Что периодически очень хочется сделать, так как к моменту розыгрыша даже первой карты весь план может пойти псу под хвост.
В процессе розыгрыша карт и при попытке заключить династический брак вступает в действие вторая механика.
У каждого игрока есть мешок с чертами, из которых первые четыре кладутся в мешок в соответствии со сценарием.
У всех персонажей в игре есть свои черты, которые они получают в процессе игры.
Когда персонаж становится королем или королевой (то есть чаще всего с супружеской пары наследника), его черты попадают в мешок соответствующего игрока.
При попытке выполнить любое действие, требующее проверки, игрок втемную вытягивает несколько черт (не убирая их назад до конца проверки) из своего мешка. Обычная сложность проверки 1, т.е. вам нужен один успех. Но некоторые действия требуют более сложной проверки, например сложность убийства короля – 3. К количеству доступных вам попыток и количеству успехов применяются различные модификаторы от событий, исследований и т.п. Затем за деньги вы можете добавлять дополнительные проверки, а ваши противники их отменять (но не уменьшая количество попыток меньше сложности проверки).
Все черты делятся на 3 вида:
— положительные: умный, красивый, сильный и т.п., это успехи во всех проверках;
— отрицательные: злоязыкий, обжора, недалекий и т.п., это провалы во всех проверках;
— критические: они являются успехом (провалом) для одного из типов проверок, но провалом (успехом) для остальных. Например, быть коварным плохо, но для интриг это отличное качество. Аналогично быть добрым хорошо, но воевать и резать головы Сарацинам это мешает.
Для понимания хода игры: если ваш прямой наследник – типичный Габсбург, получил кучу отрицательных черт, и женушка у него подобралась под стать, ради срочно необходимого союза с нейтральным герцогством (а с ними только так и можно заключить союз) перед началом полномасштабной войны, то вы с ужасом ждете того момента, когда текущий король сыграет в ящик (а ему и помочь могут некие доброжелатели). Так как после этого у вас все проверки станут резко сложнее. Но если вы все делали правильно, то с определенного момента игры вы можете некоторые действия выполнять автоматически, или выполнять с 1-2 дополнительными попытками, но со 100% вероятностью.
Также необходимо понимать – свадьба с герцогом/ герцогиней с отрицательной чертой происходит автоматически, а вот с положительной – на проверку.
Если ваш король погибнет, и в этот момент у него нет ни братьев/сестер, ни детей, то в вашем королевстве случается династический кризис – половина Ваших территорий объявляет независимость и откалывается от вашего королевства (кто сказал, что это сделали убийцы? Ваш сосед просто вспомнил хорошую шутку). Так что надо всегда следить за своими родственниками и озаботиться их наличием перед тем, как идти в крестовый поход, так как если вы его провалите, то умрете.
А на карте то что?
На карте представлены Англия, Франция, Испания, Германия и Италия (не удивляйтесь, тут Италия весьма историчная и в любом сценарии раза в 2-3 меньше всех остальных). Все области, не занятые игроками, принадлежат нейтральным герцогам. С ними можно заключать союз, с последующей полумирной аннексией (ваши войска приходят и без боя объясняют, что пора теснее вливаться в Ваше процветающее королевство), или же воевать.
У любого игрока не может быть более 8 областей одновременно. При этом если он захватывает девятую, то он должен освободить одну из своих остальных.
В области можно построить замок, который помогает защищаться и собирать налоги. Также в области можно назначать герцогами своих родственников (одного из двух братьев и сестер текущего короля или одного из трех наследников), для упрочнения власти в данной области. Однако, если область захватят, или ее освободят повстанцы, то родственник погибнет, защищая отчизну.
Также по карте передвигаются войска – они могут атаковать соседние территории; если же у вас есть флот, то одна армия может помочь в атаке любой области соседней с тем же морем, что и эта армия.
Война
Война дело хлопотное – вам необходимо получить Casus Belli, нанять войска (а еще им каждый раунд надо платить), для увеличения шансов – быть в союзе с нейтральным герцогом по соседству с областью, куда вы собираетесь вторгаться (или хотя бы чтобы противник не был с ним в союзе). Я не буду описывать все модификаторы, которые будут влиять на ход боя, их много, но высшая математика для их расчета вам не понадобится. Просто концентрируйте войска вокруг желаемой области и надейтесь на удачу, или же если вы превратили свой мешок с чертами в машину войны – вам она не понадобится.
Завершение игры
Игра завершается в одном из двух случаев:
— полностью отыграны 3 века;
— игроки взяли Иерусалим (совершили 10 успешных крестовых походов).
Подсчет победных очков (ПО):
— 1 ПО за каждую область под контролем игрока (до максимума в 8);
— 1 ПО за каждое из достижений:
— строитель: игрок, во владении которого больше всего замков (как минимум два);
— крестоносец: игрок, больше всех успешно сходивший в крестовый поход (как минимум два раза);
— изобретатель: игрок, больше всех получивший карт советников/ исследований (как минимум четыре);
— король Иерусалима: игрок взявший Иерусалим (как минимум один).
У игры есть несколько серьезных минусов:
— страны очень несбалансированные по стартовым условиям, особенно Италия;
— Франция в силу географии находится на стыке остальных четырех королевств, и, если остальные игроки агрессивные – огребает по полной. Хоть в большинстве сценариев она достаточно сильна, чтобы отбиваться от атак, но не со всех сторон разом;
— ограничение в 8 областей под контролем игрока при большом общем количестве областей на всей карте позволяет игрокам фактически не конфликтовать, так как каждое королевство из такого числа областей и состоит. Единственное, что побуждает воевать – это достижение "строитель" и прибитые к областям замки, и то не слишком сильно, так как повоевать можно максимум с 3 соседями, остальные 2 игрока слишком далеко (кроме Франции, ей-то все рядом, на ее беду);
— возможность именно выбирать убираемую черту из мешка (при старении короля) сильно упрощает игру, мы в первые разы играли неправильно прочитав правила, и выкидывали случайную. Вот тут-то игра и раскрывается. Сильно советую подумать об этом хоумруле;
— при сферических игроках в вакууме с супермешками черт, в которых одно из действий выполняется автоматически, самое сильное действие – это интрига, затем война. Интрига потому, что, сидя в Италии, можно отрезать голову английскому королю, а вот приехать в ответ на коне и объяснить, что так делать нельзя, он не сможет. Еще довольно нужное действие – брак, а вот строительство – самое бесполезное, так как оно нужно только для постройки замков, а они обычно заканчиваются на первый ход.
Хейтят ее в основном из-за выпуска с сырыми правилами (помимо несоответствия ожиданий и факта), которые пароходы пофиксили FAQ’ом /как?/ буквально в течении пары месяцев – добавив пару возможных дополнительных действий, связанных с отсутствием детей и жен у игрока, что было главным уязвимым местом игроков. Но осадочек остался.
Итог
Эта игра про планирование и менеджмент ресурсов в нестабильной ситуации. Распланировав ход, набрав нужных карт, и открывая их, Вы понимаете, что половина из них про то, что Ваш король, который сейчас не просто без наследников, а даже без жены, падает с лестницы/получает стрелу на охоте/подхватывает проказу (и да, если у Вас событие «У Вас родился ребенок», а жены нет, то и ребенка нет – вот такая средневековая несправедливость). Вы сразу понимаете, что план приходится срочно менять.
Данная игра одна из самых конфликтных, в которые мы играем (разве что еще Root и Twilight imperium), из тех, в прямое столкновение между игроками не суть игры. Все действия игрока так или иначе затрагивают других игроков, практически в любое твое действие может вмешаться любой другой игрок, просто отменяя тебе дополнительные попытки. Игрок выбравший путь интриг достает вообще всех за столом, генерируя тонны ненависти и лулзов. А твой сосед зачем то занимается военными учениями на границе второй ход.
Я бы не сказал, что это отличная игра, она, скорее, не такая плохая, как про нее пишут фанаты серии компьютерных игр. Если Ваши друзья любят поиграть во что-то конфликтное, и, возможно, поугнетать некоторых игроков (Костя плохой, он вырезал всю мою семью! ТРИЖДЫ!!! Но за это я его снял с карты полностью), то ее можно включить в ротацию игр. Так как в игре всего 6 сценариев, то при частой игре вы просто от них устанете. Мы в нее играем раз в пару месяцев, в таком формате она очень неплохо заходит.
PS. Да, тут есть Glitterhoof. Да, на нем можно жениться и отправить его во главе крестового похода.
PPS. Тут Вам не Нетфликс, наследует старший сын, в крестовый поход ходят только мужики, маскулинность во все поля. Женщины все это могут исключительно в том случае, если в роду мужчин нет вообще.
PPPS. В этой игре есть ИИ, но я ни разу не играл с ним.
Источник https://vk.com/wall-187992595_62689
Всем привет. Пересобрал правила в формате PDF на русском языке. За основу взял перевод пользователя Tormental (спасибо тебе за труд). Собирал для личного использования. Прошу сильно не придираться :)
Выложить здесь не смог из-за ограничения платформы на размер файла в 30мб.
Прикрепляю ссылкой
https://disk.yandex.ru/d/1a1jkPguM4ANSA
Если кто-то хочет продать - напишите мне :)
https://www.olx.ua/d/obyavlenie/crusader-kings-board-game-nastolnaya-igra-IDMtybB.html?sd=1#b2b253c4c3
Честно говоря - игра так себе. Не тянет даже на середнячок. Относительно простой ареа контроль, я бы даже сказал - излишне простой. Некоторый менеджмент своих родственников - вещь, конечно, хорошая, но реализована так себе.
С опозданием из-за длительного ремонта компа, но всё-таки доделал перевод правил.
Что переведено: вся значимая информация.
Что не переведено: дополнительные пояснения, некоторые повторы, справочник (всё полезное оттуда перенесено в соответствующие разделы правил), исторические справки к сценариям.
Что поправлено: разночтения и мелкие ошибки в правилах, вроде неправильного описания условий победы, двусмысленности в описании порядка хода и разных названий одной и той же провинции в сценариях.
Пользуйтесь на здоровье!
Спасибо тебе брат за твой труд
Игра забавная. Не сложная, партии не затянутые. Напомнила немного Игру престолов, если ударится только в политику и родственные связи, иногда вспоминая о завоеваниях.
Первая партия оставила приятные впечатления — жена-имбицилка (в игре) родила мне сына-гения, который получил еще парочку полезных навыков и в итоге был убит ассасином.
А еще там можно на лошаке женится :D
Залил русский перевод всех карт действий. Чуть позже будут перевод правил (немного сокращённый) и обзор.
Ищу желающих опробовать игру по сети (Tabletop simulator)
Нет новостей по ней?
Отправка переехала с ноября на февраль.
Почему облажались, признаваться не хотят, но мотивируют самыми лучшими намерениями: https://www.kickstarter.com/projects/1192053011/crusader-kings-the-board-game-lead-your-dynasty-to/posts/2338565
Да я думал, что уже и издание у нас подписано...
Я так понимаю, исторической достоверности можно не ждать?
В плане чего?
В плане бэка игры (в комп оригинал не играл) - какие-то абстрактные Англия, Франция, Италия (?), Испания, судя по карте. Миньки демонстрируют чуть ли не 15 век, а заявлены крестовые походы...
Судя по выложенным материалам, да, бэк довольно абстрактный, видимо в угоду большей реиграбельности (почти все компоненты общие, из персональных только небольшие планшеты династий - видимо какие-то личные фичи/цели?). В игре идет набор сценариев с различным сетапом, в каждом участвуют разные сочетания стран (тут зовутся Культурами, видимо чтобы оправдать Италию) с указанным планшетом Династии для каждой стороны. Видимо так моделируют конкретную историческую ситуацию/период.
С миньками думаю не заморачивались, ибо в оригинале временная шкала от 1066 до 1453. Здесь, конечно, все это не уложить никак в игру.
Но в оригинальной игре вся механика строится именно на управлении династией - не государством. Династические браки, генетика, обучение отпрысков, вассальные отношения, подмасливание церкви и т.д.
В оригинал таки стоит поиграть.
Лет 10 не играл в игры на компе, не увлекают больше
Ну, Crusader Kings II была игрой прорывной для парадоксов и для жанра вообще. И, в принципе, она пока не постарела.
Мнэм.
А зачем? =_="
А смысл любого бэка?
Здесь бэк - скорее моделирование средневековых феодально-политических отношений на верхнем уровне, чем моделирование реальной исторической ситуации.
Это понятно, но зачем тогда рисовать карту Европы и все это привязывать к реальной истории?
Запредельной достоверности не надо, но единые Италия, Германия, Испания в совокупности с полным ералашем военного обмундирования вызывают недоумение.
Никогда не понимал подобных решений у разработчиков.
Тут, видимо, следует кому-то спросить сакраментальное (пусть в этот раз буду я): "Зачем тогда минечки? Может, стоило запилить жетончики/фишки/пешки, чтоб не агрить тех, кто может отличить бацинет от армэ?"
Сами минички ок, я как бы недоумеваю, что игрок, по идее, садясь за подобную игру, ожидает, что у него тут будут Капетинги, Гогенштауфены и Плантагенеты, а на деле (Иосиф Кобзон) какая-то Игра Престолов получается...
Ок, но как бы от Парадокса с утконосом ждёшь иного.
Одно тянет за собой другое: в игре вводятся некие "культуры", а миньки - дженерики для всех, только с цветовой дифференциацией. Как и сами "курьтуры". Не причисляю себя к ревнителям исторической достоверности, но такой подход, на мой взгляд, спускает игру на уровень абстрактов. Типа восьмиминутной империи с прикрученной евгеникой.
Кстати (спустя полгода после коммента, очень кстати, да), в оригинал - вернее, CK2 - я играл только с модом на Игру Престолов, ибо от карты Европы тошнит уже, сколько можно её покорять. А вот Вестерос можно и прибрать к рукам какого-нибудь младшего дома :)
Я заранее не жду какой-то детализации и достоверности по одной простой причине: на странице кика прямо написано, что это не перенос оригинальной стратегии в картон, что они осмысленно и целенаправленно делают настольную игру по мотивам, и что хотят уложиться в пару часов на партию. Все это, как по мне, попросту исключает реалистичность.
Не про историчность игра, а про создание династии уродцев, пытающихся рулить страной. =3
Это все равно что закапываться в бэк Серпа. Можно, конечно, никто не запрещает, но я уверен что в том виде, в каком он лежит в конкретно той коробке (грядущую видеоигру я игнорирую в данном вопросе в данный момент времени) попросту на это не рассчитан.
Так и здесь. Просто игровая условность.
Лишних предметов на сцене не должно быть
Верно. Поэтому их здесь и нет.
Но и выходить на сцену в одних трусах тоже не стоит. =3
В том то и дело, что здесь все в рюшечках и фестончиках, кои дают зрителю совсем иной контекст.
"Не верю!"
Щас бы на историческую достоверность жаловаться, где в комп варианте приплывают ацтеки в европу и начинают её захватывать. А какой нибудь Албанией можно мир захватить.
Куда уж достовернее.
Круто! На русском как я поняла, игра не будет издаваться?
Доставки в Россию не буит. =3
Но все равно - выглядит интересно.
Если у них получится передать дух комп. игры, то надо брать. Надо почитать правила, насколько оно в целом похоже CK и отличается от Fief.
А мне что-то Варьор Кнайтс вспомнился...
Из показанного есть ощущение, что от оригинальных механик остались только наследники с трейтами от родителей и, собственно, динамические трейты персонажей.
Что уже немало, но стоило ли задирать масштаб на уровень королевств?
Ну вот представим: авторы сделали игру такой, что там кровь из носу нужно поле с минечками.
Если игра курируется (а то и делается, я плохо понял этот момент :|) Paradox и называется Crusader Kings - получается что скорее всего в этом качестве будут ждать карту, а не какой-нибудь ничейный замок/зал/просто квадрат с маленькими рисунками и подписями, где миньки выкладываются как миплы. А раз нужна карта (в игре про средневековые династии) - пилим Европу.
Только и всего. Выглядит в некотором роде так, словно особо и выбирать не приходится, если ставить себя в означенные в кикстартере рамки.
Соглашусь, наверное.
А парадоксы явно курируют её и, как я понял, EU - только не исходник Тибо, а новый проект, отталкивающийся от компьютерное версии. Они ж СК только что объявили у себя на PDX-коне.
только что оформил с доставкой в Россию :)
>We do not ship to: Belarus, Brazil, Russia, Ukraine, Kazakhstan and Afghanistan.
ВОт это внимательно прочитали, да?
Интересные, кстати, ограничения. В Северную Корею и Иран, значит, доставляют? :)
Все просто: в Беларуси таможня разворачивает кучу отправлений, в Бразилии теряют посылки, в России "теряют" посылки. Думаю, в остальных случаях то же самое.
конечно, но навык убеждения прокачать стоило бы. Я уже не первый раз так делаю с киком.
Нет доставки, нет пледжа.