Ребята, я правильно понимаю, что если во вторую фазу разделила 6 условных очков передвижение на двух из 3 своих големов, то они оба встали и прошли эти шаги, остались стоять, а вот третий, которого я не двигала, остался лежать?
И вытекающий оттуда вопрос: при активации молоточков самым верным действием синагоги, мне нет смысла платить за трёх, так как лежащего голема активировать нельзя. Так?
Голем встает, только если движется (хотя бы на 1 клетку вперед или назад, движение на ноль движением не считается). В начале раунда големы автоматически не поднимаются. Есть пруф от авторов на BGG. При активации големов можно активировать любое число големов.
Часто люди выбирают игры исходя из оценки заявленных механик. Кажется интересным, необычным - берем. Что получилось с големом: это оказалось не хардкорной евро игрой. В ней нет хардкорных сложных механик или сложного геймплея. Это хардкорное дрочево победных очков. Идеальная игра для всех, кто хочет просчитать и выбирать среди всех возможностей в поисках наилучшего варианта приблизив общее количество игрового времени за 4 и выше часов. Евро, может и с балансным геймплеем, перегружена. Не изящна от слова совсем.
Не совсем соглашусь =) По хардкорности согласен обычное евро средней (ну может чуть выше средней) сложности. Может это не Ваш тип игры, но по сути любое "Евро" это "дрочево" победных очков, поэтому претензия к конкретной игре сомнительна. По времени мы укладываемся в 2-2,5 часа и это с подготовкой, сыграли уже 6 партий и желание сыграть 7ю довольно велико. Сложными на мой взгляд могут быть только ньюансы в правилах и то для первой партии, после первой партии играется уже нормально, без особых проблем. На мой взгляд Голем -это отличное "евро", популярность которого страдает в основном от оформления коробки, в остальном у меня нареканий нет, эта игра намного лучше многих расхайпленных коробок. Оформление у нее странноватое, но за то чувствуется тематичность, овцы и пшеничка уже как то приелись.
Существуют евро, в которых значение стратегичности выше фиксированных решений на короткой дистанции - тактики заработка очков. В игре навалом различных вариантов и соответственно тактик получения очков. Каждый ход это бесконечное выкручивание причинного места в надежде не потерять пару очков. Несомненно эмоции хорошие от игры, неплохая. Наверное я жду от евро чего-то другого. Евро евро евро(рознь). В гайе я могу в начале игры придумать стратегию, которой буду придерживаться и проходить повороты в игре в рамках той выстроенной изменяющейся системы. В Агриколе к примеру или Брассе (может и не лучший пример) нужно переобуваться не переставая бежать, реагировать на все вызовы. Забрал кто-то тростник- за бортом, в Брассе 2-3 игрока окучили Бирмингем на взаимовыгодных условиях, поделили дороги, пока на краю сам себе все строишь - луз. А Голем это третье, считай очки каждый ход, выбирай между десятком способов выиграть там или тут парочку, ну и глобально конечно. А к примеру Дюна империя вообще как евро игра про что-то четвертое. Евро игры очень разные (только не для Влада из низагамс). По эмоциям Голем напомнил капсулы времени, по общему такому вайбу. Формально имеет место быть итальянская школа евров. Оформление вопреки распространенному мнению мне понравилось. На полке смотрится бодро. Сеттинг напомнил мир Терри Пратчетта, фильм Опочтарение визуально как будто имел влияние на арты.
Я правильно понял, что Голем встаёт (если он лежал) только когда должен переместиться? Т.е. не в конце раунда, не в начале раунда Големы сами по себе не встают. И если я не подвинул какого-либо лежащего Голема во второй фазе раунда он как лежал так и будет лежать?
Все верно. Големы встают только при передвижении. Это обычно вторая фаза в раунде, или же при перемещении по эффекту некоторых действий раввинов. Собственно работа их валит с ног, движение снова готовит к работе) но есть активации големов без их падения, значок Голема с восклицательным знаком.
Шикарная игра. Сыграл пока 2 партии на двоих выскажу свое мнение. Достоинства: - интересная и необычная тема; - легкая атмосфера присутствует; - большая глубина; - много стратегий развития; - понравилось развитие планшета; - красивое оформление; Недостатки: - нет пакетиков (в чем была сложность их положить большой вопрос); - картонные элементы не самого лучшего качества; - ощущение что с синагогой можно читерить; если хитро закидывать шары, можно подкидывать в нужную область побольше шариков, немного не доработана конструкция (на мой взгляд);
Игра очень понравилась, после сыгранной партии желание играть еще, пробовать новые стратегии и пути развития. На двоих играется отлично.
Когда только открыли предзаказ на Голема, игра как-то сразу оттолкнула своим дизайном коробки, он мне и сейчас не очень нравится, и я как-то обошел игру стороной. В итоге, пару недель назад она попалась мне со скидкой на озоне, посмотрел на внутренности коробки и был приятно удивлен и заинтересован. Стал смотреть немногочисленные обзоры, но им сильно не доверишься, потому что понимаешь, что такие обзоры от блогеров - реклама. Еще смущало полное молчание об этой игре в сети, никаких упоминаний и прочего. Но я решил рискнуть, заказал. Позавчера с женой сыграли первую ознакомительную партию с кучей ошибок и забываний (у каждого действия есть свои поддействия, и все это нужно держать в голове). Вчера еще одну, более обдуманную и, вроде как, без особых ошибок. По итогу и от первой и от второй партии я получил восторог и хотелось играть еще и еще. Даже мою невпечатлительную жену игра завлекла. Но был страх, что ей будет не интересно, когда я только начал рассказывать правила (их очень сложно грамотно рассказать за короткое время). Я бы не назвал игру прям мозголомной, но хорошенько подумать стоит, потому что перед тобой куча возможностей, целей и тд, и тебе хочется делать все сразу, а по итогу ты остаешься ни с чем. Евро хоть и сухое, но впечатления от него льются рекой, даже стало как-то обидно, что игра не очень зашла в массы.
привет. Можно ли воспользоваться мгновенным свойством книги(Улучшение полки со скидкой), улучшить полку и сразу поставить туда эту книгу, чтобы получить бонус полки? Если да, То как в таком случае сработает полка с удвоенным бонусом мгновенного действия, та что за 4 знания ?
По правилам вы не можете купить книгу, если некуда её ставить. И порядок покупки такой: платите, добавляете в столбец, получаете мгновенный бонус, затем бонусы активации. То есть столбец для книги определяется до её активации. Если вы улучшите столбец, в который добавили книгу, то всё норм. А вот трюк с удалением мгновенного бонуса не пройдёт: он работает для нечёрных карт, а бонус улучшения столбца именно на чёрной, как я понимаю.
нет не черная) Синяя номер 2,сделать синие улучшение со скидкой 2, поэтому и возник вопрос))) если я улучшаю тот же столбец куда положил карту, а этот столбец удвоение мгновенного действия как быть?)))
Ну так смотрите на порядок действий. Добавили книгу, получили немедленный бонус, позволивший вам улучшить этот столбец. После этого последовательно получаете бонусы активации. На немедленный бонус только что добавленной карты удвоение уже не работает. У следующей карты он удвоится.
Когда ничего особого не ждешь, а получаешь...давай исчо
Редко, когда я играю в одну игру несколько партий подряд...тем более в тяжелые евро. От Голема вообще ничего не ждал. Даже покупать не стал. (всё как-то непонятно, но интересно, шарики, табличка ексель на поле, в общем есть к чему придраться, если захотеть. Но...подарили.Правила зашли легко кроме раздела про артефакты. Мать моя - женщина, после первой партии захотелось еще, и так 3 партии подряд. Это прекрасно, это bellissimo. Итальянцам низкий поклон.
1) Из диспенсера можно брать любой шар или только тот, который сверху остальных? 2) Как работает пропуск хода? Пасуя нужно ждать пока все остальные сделают все свои ходы или уже можно ходить, когда до спасовавшего игрока дойдёт ход? И для чего 2 отверстия под шар? Как вообще этот пропуск разыгрывается??
1) Можно брать любой 2) Я ни разу не пользовался пасом. Как я понял, есть смысл его использовать, только в ситуации, когда нет шаров ни в том действии, которое вы хотите сделать, ни в зеркале. Тот, кто пасует первым, берет себе жетон с 1 и кладет на него один любой шар. Далее раунд доигрывается до конца, и спасовавший собирает оставшиеся в синагоге шары и перебрасывает. Спасовать можно дважды, поэтому в первом жетоне 2 отверстия для шара. Если спасовавших несколько, то порядок хода определяется цифрами на жетонах, которые они взяли. Шар, убирающийся на жетон с 1, в синагогу не забрасывается. Это своего рода штраф за возможность перекинуть шары.
Хардкорное евро. В игре воплощены все принципы традиционных евро-игр: историческая тематика (Прага 16 века), лаконичное оформление, прокачка по различным трекам, улучшение планшета, получение ресурсов и обмен их на победные очки, ну и, конечно, минимальное взаимодействие между игроками. Уникальной фишкой «Голема» является выбор шаров, при этом учитывается и цвет, и номер действия, и количество других шаров там. Взятые игроком шары кладутся в пустые глазницы голема на планшете. Впрочем, принципиально шары ничем не отличаются от кубиков (разве что способны укатиться далеко за шкаф, если их нечаянно уронишь).
Игра мозголомная, игрокам надо тщательно планировать ходы, а вариантов стратегий и возможных ходов, игровых комбинаций велико. Чтобы научиться хорошо играть и разбираться в тонкостях правил потребуется несколько партий. Игра понравится любителям евро-сухарей, но остальным наверное покажется сухой и бездушной, как тело глиняного голема. Лично мне игра очень понравилась.
Ну начнем... Нет в правилах объяснение карт книг и целей как например в техену. 1. Есть книга например заставляющая передвинуть назад любого ученика, то есть получается можно выбрать того который стоит на 1 делении и по сути никого не двигать? или обязан кого-то передвинуть и если не можешь то и бонус не получешь? 2. В фазе дохода и улучшения бывают спорные моменты например получая доход от артефакта двигаешь ученика и можешь передвинуть его на клетку которая начинает давать очки? в правилах нет строго описания в каком порядке получать доход, вот и тоже непонятно надо фиксировать и доход получают по фотофинишу или такой комбинацией можно пользоваться. 3. Первый игрок кидая шары может накидать себе больше, пятигранных кубиков не нашел. как нибудь решается это маленькое неудобство? 4. Бонус голема ноги в правилах написано - при создании можете передвинуть голема и активировать, опять вопрос и нет объяснения можете передвинуть и только тогда активировать, или можете передвинуть, а можете не двигать и активировать? Почему нельзя четко написать. Там не такие толстые правила да и среди картинок пустого места куча.
1) черные книги требуют к своей стоимости, чтоб игрок передвинул одного своего ученика назад. Тут все просто. Не можете передвинуть никого назад, значит не можете и взять книгу. Стоимость это, а не свойство. 2)в правилах четко написан пример. + В правилах написано: "вы сами решаете в каком порядке получать доход". Думаю после этой фразы любые вопросы должны отпасть. Фраза выделена в отдельный абзац. 3) тут не совсем понял что вы имеете в виду? У первого игрока больше шаров на выбор? Да это так, поэтому важно ходить первее и перебивать ход раввином. Или вы имеете в виду, что можно скорректировать выход шаров в определенное действие? Нет, так не получится, если вы пользуетесь диспансером с синагогой. У нас даже был такой момент, когда один из игроков пасовал и пытался себе накидать шары. 4) тут тоже все прозрачно. Всякий раз создавая голема можете передвинуть его на шаг вперёд и активировать не кладя его плашмя. Да, могли бы написать "затем". Но на самом тайле есть стрелки, что активировать мы можем, только если передвигали голема вперёд. Слово "можете" означает, что вы можете не пользоваться этим свойством, если не хотите. Естественно если не двигаете, значит не активируете.
Ps: не придумывайте ничего сами. Правила в принципе неплохо написаны и все понятно.
4) на БГГ автор отвечал, что можете двигать, а можете не двигать, но активировать голема можете в любом случае. Это вообще относится ко всем передвижениям големов (кроме второй фазы) - их можно двигать на меньшее число шагов, можно не двигать вовсе, что никак не отразится на возможности активации. Лишь бы голем стоял.
Да что это стоимость карты не додумали, обязательное получается надо двигать, а про синагогу все равно в центр кидаешь больше шаров по центру не все, но большинство. Кидаешь к действию активации туда больше шаров, про пасс то там не пасующий кидает, а кто не спасовал либо тот у кого номер больше. Про получения дохода на всякий случай уточнил, а то итог игры в 4 очка и это комбо сначала двигаю ученика потом доход, закралось сомнение вдруг последовательность получения выбираешь сам но по ученику получаешь доход там где он стоял в начале фазы.
Улучшение дающее удваивание эффекта не чёрных книг, оно позволяет использовать два эффекта или один эффект с удвоенной сило? Например книга дающая возможность купить голема со скидкой в один даст возможность купить двух големов со скидкой в 1 или одно со скидкой в 2?
Как пишут тут - https://boardgamegeek.com/thread/2748554/study-development-tile-double-immediate-effect - правильно две покупки со скидкой в один ресурс.
Леша, привет! Отлично играется и соло и в 2м. Голем прям годнейшая вещь. Он начал потихоньку выдавливать Австрию в рейтинге моей жены, а это я тебе скажу, дорогово стоит)))
Спасибо за комментарий 🙂 ну тогда возьму при случае сыграю.. вроде сперва как то отпугнул дизайн этот стремный и тема, но вот нутром чувствую, что игра отличная 😄
Игра действенно отличная! Если есть возможность, то можете где-то попробовать сначала. Она чуть сложнее Австрии и ощущения другие. Но послевкусие мне точно больше нравится, как и сам процесс.
Игра в целом хорошая, но те кто играл в другие похожие Евро от этих авторов, вряд ли найдут для себя тут что-то новое и цепляющее, хотя шары погонять можно)
Просто нормальное евро. Отель "Австрия" мне больше по нраву. Толком какой-то изюминки нет, оформление слегка никакое (коробка настраивает на что-то покруче), есть пара недочетов по иконкам. Но ругаться тут не с чего. =ъ
Играется вполне нормально. Есть 3 основные направления по которым можно идти к победе. Грамотное их сочетание с акцентом на два направления даёт шанс на победу. Так же полно различных вариаций как идти по этим направлением. Тут действительно полно возможностей для экспериментов со стратегией. Вот, например, в последней партии у меня вышел артефакт 4 уровня выплавив который я смог передвигать своих учеников по красной и синей улице. Получилось различными манипуляциями выплавить его уже в первом раунде. Потом во втором улучшил его на возможность активации от изготовления големов и понеслось... Казалось бы ерунда, но уже в конце второго раунда получал на красной и синей улице победные очки в виде дохода. А дальше больше. Вот таких интересных решений довольно много.
Несмотря на изначальный скептицизм относительно игры у всех игроков оставляет положительные ощущения. Надо ещё пробовать, но у меня 2 партии и мне нравится.
Ну и перечислю + и -, которые я бы выделил тут. Плюсы: +Хорошая реиграбельность. Тут и карты и гостей этому способствуют. Даже одни и те же гости если поменять их местами будут уже хорошо менять игру. Тут и тайлы в районах(но их мало и они ложатся старого в определенном порядке). Тут и разве плашки с артефактами, да ещё двусторонние. Целая колода различных задач. + Стопка разных книг. +Вполне понятны инфографика. Один раз достаточно запомнить пару символов и дальше спокойно можно играть. Ну да, придется подсматривать только насчёт определенных тайлов для равинов и запомнить свойство некоторых запчастей для голема, но запчасти у всех одинаковые каждую партию. +Мелочь, но приятная - это действительно интересная задумка поменять кубики на шары (глаза для голема) +Много различных возможных стратегий. Даже если где-то подрезали, то всегда можно найти другие варианты, чтоб достичь желаемого или просто поменять решение на что-то другое, но не менее выгодное. +-нетривиальная тема(но мы то любим евро не да тему, правда?). Спокойное оформление в теплых и неярких тонах. У меня глаза не устают от игры, что не скажешь, например, от оформления юбилейного издания замков Бургундии. Минусы: -довольно таки много места занимает игра. Нужен большой стол, хотя при желании можно уместиться за столом и среднего размера. -неудобные планшеты игрока. Одно неловкое движение и все разбежится. На планшете куча плашек. Тут бы модные двухслойные планшеты были бы очень к стати. -+раскладка достаточно долгая, хотя за 10 минут и даже меньше вполне можно уложиться, если все знают как готовить индивидуальный планшет. - неудобные жетоны ресурсов. Немал 1,3,5, но все равно там приходится постоянно копаться и искать нужный жетон нужного номинала. Возможно какой-нибудь органайзер потом решит эту проблему, но было бы удобно использовать тут счётчик ресурсов, как в проекте Гайя, например. -+ ещё раз скажу про тему игры и оформление. Лично мне все нравится, но постоянно слышал про то, что люди отказались от покупки либо из-за оформления, либо из-за темы. Но вот меня наоборот привлекло оформление коробки(вспомнилось какие-то воспоминания из детства. Привет телекомпании ВИД), ну а оформление поля и планшета мне очень нравится. Ничего лишнего.
Пришла. Сыграли одну партию. Вроде бы нормальная. Стратегичная. Симпатичное оформление. Много нюансов. Жене партию проиграл с треском. 65\110 примерно. Пока не понял, как у неё с балансом. Компоненты выглядят нормально, но картон будто дешевый.
Понять можно, и мне ещё относительно хороший вариант компонентов пришёл, другим повезло меньше. Если они будут продолжать в том же духе, то в следующий раз уже даже за такую цену и даже что-то хорошее, лишний раз задумаешься, стоит ли брать. А от неё вроде все в восторге были, не слышал, что она не пользовалась спросом.
Я вот наоборот слышал, что из-за сетинга брать не буду или оформление не нравится и не возьму. Сам думал брать или нет, но посмотрев летсплей и услышав отзывы людей, которые опробовали на кемпе, заказал. Не жалею. Но да, качество компонентов посредственное. Но зато поле не выгибается, как у печально известного издателя, что уже хорошо!
Я обычно Безнала смотрю. Эта мне тоже понравилась, заказал. Впечатления от неё хорошие. По крайней мере, она, как мне кажется, более сбалансирована, чем Плотина. Ну, может, ошибаюсь.
Вот плотина была в коллекции. Игра прикольная, но всё-таки продал. Идёт она как-то туговато, что ли))) да и долго играется, + плохо масштабируется под малое количество игроков.
Она плохо сбалансирована на двоих. Там костыли со всех сторон, можно вообще весь раунд только с механиками играться и ничего полезного не сделать. А если не мешать друг другу, то она худо-бедно работает. И автор там с ценовой политикой загнул - стоимость техники неподъемная. А кредитов не хватит ни на что полезное - пустая трата человечков. Вообще, Плотина - сырой продукт. Боялся, что Голем будет с похожей бедой, но, кажется, миновало.
Насчёт Плотины я бы так не сказал, что она сырая. Совсем нет. Просто, наверное, для вас сложновата. Для меня в нее тоже сложно играть по ряду причин. Это плохо читаемая карта, надоевшая механика выставления рабочих(на тот момент очень приелась эта механика), а там ещё очень важно нужные действия занимать первыми. Время игры очень долгое, и вся эта математика меня как-то утомила, потому я и продал в итоге. Но, к стати, посмотрел список ваших игр. Вкусы у нас схожи.
20+ партий в плотину. На двоих не играл. Только на 3х. Отлично проработанная игра. Очень стратегичная и требовательная к рассчетам. Просто она вам не подошла. У многих, как и у меня она в топе благодаря именно кризисном и хардкорности. Она про наш Малый Бизнес - вечно сделать хочешь много и хорошо, но не хватает ресурсов. Это лютый симулятор бизнеса ))
Прошу прощения за оффтоп, но не могу пройти мимо такой возможности спросить. За 20+ партий у вас не сложилось впечатление, что фракции и помощники немного дисбалансны?
Нет. К каждому можно подстроить стратегию игры. Тут важнее видеть на 5-6 шагов развитие ситуации с возможными "пакостями" соперников. Я расписывал в блокноте себе дерево решений. Именно глубина рассчетов делает её хардкорной.
Игра средняя, играть в неё не интересно по нескольким причинам (субъективно):
1. Надоевшее деление течение партии на раунды - возможно, авторы данной игры попробуют сделать игру БЕЗ раундов и с возможностью игроков контролировать окончание игры, но не в этот раз. Это было и в Австрии, и в Марко Поло, и в Плотине, и в Лоренцо... Неужели нельзя ввести такую возможность хоть в одной игре, чтобы было отличие между играми в окончании игр.
2. Броски шариков вместо кубиков. Одна из любимых механик - кубик со значение и его мощность действия в зависимости от выпавших кубиков с одинаковым значение. Только здесь не кубики, а шарики. И не значения, а цвет. Намного удобнее бросить горсть кубов, чем распределять их в диспенсере.
3. Оформление попыталось в тематику создания големов, но выглядит поле/планшет игрока просто никак. Прага выглядит серо, планшет и вовсе похож на табличку из всем известной программы.
4. Совсем мало взаимодействия между игроками, а копание в своём планшете реализовано посредственно - двигаешь маркер по той самой таблице, ставишь шарики на глаза голема и подкладываешь книги к полкам, переворачиваешь плашки голема для улучшений. Скучно, мне показалось.
5. Единственное, что понравилось, - это выход голема из-под контроля учеников, которые ходят по улицам праги. Прикольно, добавляет давления от игры на игрока для принятия каких-то вынужденных решений
Ме, не очень понравилось, сыграть один раз можно, чтобы самому понять что к чему.
Да нет, просто у мистеро, кто сказал про помойку, в топе Плотина))) А так на вкус и цвет. Сказать просто "слабая" как ничего не сказать. Аргументируйте, чтоб другие смогли точно определиться стоит ли брать или нет прочитав полные отзывы как положительные, так и отрицательные.
Аргументирую. Рейтинг ставится с течением времени, условно 2 года назад я попробовал Австрию и такой: да, кайф, в такое можно поиграть. Сыграл 3 партии, понял, что это перекладыванием одного и другого и продал. Примерно в тоже время я поиграл в Ньютон. Ну норм, пойдёт, но ощущается все как тоже самое, непонятно что, для чего и зачем, напихано много и всего и поднапичкано огромным количеством жетончиков. Но за 2 года индустрия развивается настольных игр, а игры итальянцев - нет. Одно и тоже запихано в многообразие жетончиков, пошечек, улучшалочек. Хочется спросить: нахрена это запихивать? Чтоб добавит рейтинг комплексности?
Плотина, пожалуй, единственная игра, где эти товарищи сделали экономический жесткий симулятор. Тут хотя бы не смотришь в свой планшетник с миллионом жетончиков и улучшалочек, а действительно что-то делаешь. И главное, есть цель, итог, к чему все это.
Голем - очередные 2 часа жизни в никуда. Все тоже самое, только вам сунули шарики и добавили несколько мипплов, которые ходят, но вся центральная механика: жетончики и улучшалочки.
Да, если я сейчас поставил рейтинг ньютону и Австрии, то он был бы в районе 3-4.
Ну да, на вкус и цвет. Попробуйте alma mater. Очень интересное евро с необычной механикой, которая даёт хорошее взаимодействие между игроками. Но если ее не брать в счёт, то все те же жетончики и улучшалочки как и в большинстве евро. Но да, в чем-то вы правы. В принципе в Големе ничего нового я тоже не увидел.
О, это топ разочарований... хотя, наверное, ожидали многого. Плохо играется на двоих, хороша на фуллсостав только , но тогда затянута... реиграбельность не очень..а арты вторичны...се ля ви.
Да и у вас Голему почему-то поставили 8 баллов... Тоже как-то не соотносится со данной вами характеристикой. Но в чем-то я с вами согласен. Мне Голем понравился, но все познается в сравнении. Не знаю на как долго его хватит. В любом случае для меня и моей компании он игрался очень приятно и интересно. Но опять же на вкус и цвет.
Убеждать и спорить - дело неблагодарное. Тем более на Тесере. Пока сам не сыграешь, не поймешь в полной мере все равно. Игра должна цеплять. А здесь набор надерганных из разных игр элементов. Ничем нп выделяется из ряда других игр, таких, как Лоренцо, Ньютон, безликих по сути. Разве что Австрия выделится. Вроде и ничего особенного, но ,как семечки, никак не бросить и хочется играть еще. Быстро, азартно, на двоих отлично. Для меня 8 - это низкая оценка. Ниже 5 может быть только монополия...да даже дурак на 7ку потянет (понятно, при определенных условиях и игроках). Да и ставилась она после одной партии. Сыграв вторую больше играть не хочется в принципе.
А мне вот Австрия наоборот надоела. Иногда могу поиграть, да и то, если попросят. Вроде бы каждый раз +-одно и то же, нет каких-то особо хитрых ходов. Да и а начале знакомства с ней не было восторга. Крепкий середнячок как по мне. Но точно знаю что на Тессера у неё есть фанаты.
Всё рукотворное погрешимо! Но что-то сделано крайне талантливо и тематично! Не хуже, чем Мэйдж Кнайт :) Просто еврофил крайне капризен из-за ассортимента. Лично я не еврофил и скорей казуал. Австрия во все предпочтения попала. Если бы надо было оставить одну игру в коллекции, оставил бы её. Первая, которую купил и до сих пор непревзойденная, хотя покупал в целом 70+ игр.
И тут тоже можно было написать про кал, но мы будем более адекватны)) На вкус и цвет. У меня Австрия больше лежит, чем играется, когда есть выбор. Так же могу написать про другие игры, которые считаю шедевром и так же кто-то может со мной не согласиться. Мне, кажется, что надо научиться уважать мнения друг друга, а не практиковаться в оскорблениях.
Сыграл вчера первую партию и сразу, с пылу-жару, впечатления. Сумбурно, как есть. Итак. После первой партии противоречивые чувства. Вроде все хорошо, но как-то мутновато. Вот взять прокачку планшета. Клёвая же фича, но есть моменты, которые раздражают, а то и бесят. К примеру прокачка конечностей Голема. Вот эти бонусы после постройки Голема. Пойди туда, активируй того, клали его плашмя или не клади, активировать только что построенного нельзя и т.д. И сидишь такой и напрягаешь мозг чтобы всегда держать в голове где какие ограничения или наоборот ништяки. Также с артефактами. Есть и классные моменты. Это действия и доходы на самом поле в локациях. Тут как раз реализованы те самые комбулечки, как в Австрии, Лоренцо и прочих играх итальянцев. Но вот только по первой партии как-то сложно все подгадать и рассчитать чтобы эффективнее все работало. Порой возникает ситуация и вопрос: «а что вообще делать? Как вообще походить, чтобы что-то получить более менее пристойное?» история с шариками. Ну прикольно, но не более. С таким же успехом можно реализовать и кубики. Прикольно реализована связка «студенты-Големы». Контролирование Големов знаниями. В общем. Там что-то прикольненько, здесь тоже ничего, но в целом нет ощущения что игра - огонь огненных огней. Как например Плотина. Голем хорош, но как-то не стоит особняком от остальных евро. Мишура из жетончиков и плашек, за которыми скрывается бесцельность. Из явных минусов лично для меня стало взаимодействие. Вернее ее практическое отсутствие. Играли вчетвером, а абсолютно не было коликов в боку от того, что ты не успеешь или тебя опередят по ячейкам действий или что уведут нужный шарик ну и все в том же духе. Вот это плохо. Ещё показались странными карты целей и сами стратегии. Показалось что неравнозначные они. Особенно стратегии. Всего в игре их три. Знания, артефакты и Големы. По очкам они все равнозначны. Но вот по лёгкости Стратегия на Големах очень уж простая и незатейливая. Пару слов про оформление. Тут просто норм. Даже довольно скучно и схематично. Ни то ни сё. Вообще все как-то мутно и не ясно по впечатлениям после первой партии. Но однозначно нет ощущения, что вот прям игра мечты. Обязательно сыграю ещё, но если не раскроется, то на барахолку. Если есть вопросы какие-то ещё - велкам. Может ещё что вспомню из впечатлений, поделюсь
Сегодня сыграли первый раз, появился вопрос по правилам. Когда модно поднимать големов чтоб пойти? Я так понял - только во вторую фазу раунда. Что логично. Но прямо этого нигде не написано! Один из игроков предположил, что любым движением голема модно поднять, а значит снова им действовать.
Тоже в правилах не увидел прямо уточняющее пред ложение по этому вопросу. Но в правилах сказано насчёт фазы движения големов, что голема при передвижении сначала встают. Предполагаю что это имеется в виду при любом передвижении, а не только в эту фазу. Ну это было бы логично. Чтоб пойти надо сначала встать.
Тоже этот вопрос напрашивался. Кода читал правила Автомы, то там косвенно намекается на то, что лежащие големы по факту бесполезны.
Отсюда напрашивается вывод, что они остаются лежать до тех пор, пока не сходят. Таким образом, если хочешь активировать голема, то обязательно надо сделать хотя бы шаг. Это обязует нас двигать всех големов, а также также ограничивает использование одной и той же ячейки несколько раз подряд (за исключением некоторых особенностей улучшений).
Ребята, я правильно понимаю, что если во вторую фазу разделила 6 условных очков передвижение на двух из 3 своих големов, то они оба встали и прошли эти шаги, остались стоять, а вот третий, которого я не двигала, остался лежать?
И вытекающий оттуда вопрос: при активации молоточков самым верным действием синагоги, мне нет смысла платить за трёх, так как лежащего голема активировать нельзя. Так?
Голем встает, только если движется (хотя бы на 1 клетку вперед или назад, движение на ноль движением не считается). В начале раунда големы автоматически не поднимаются. Есть пруф от авторов на BGG.
При активации големов можно активировать любое число големов.
Часто люди выбирают игры исходя из оценки заявленных механик. Кажется интересным, необычным - берем.
Что получилось с големом: это оказалось не хардкорной евро игрой. В ней нет хардкорных сложных механик или сложного геймплея.
Это хардкорное дрочево победных очков. Идеальная игра для всех, кто хочет просчитать и выбирать среди всех возможностей в поисках наилучшего варианта приблизив общее количество игрового времени за 4 и выше часов.
Евро, может и с балансным геймплеем, перегружена. Не изящна от слова совсем.
Не совсем соглашусь =)
По хардкорности согласен обычное евро средней (ну может чуть выше средней) сложности.
Может это не Ваш тип игры, но по сути любое "Евро" это "дрочево" победных очков, поэтому претензия к конкретной игре сомнительна.
По времени мы укладываемся в 2-2,5 часа и это с подготовкой, сыграли уже 6 партий и желание сыграть 7ю довольно велико. Сложными на мой взгляд могут быть только ньюансы в правилах и то для первой партии, после первой партии играется уже нормально, без особых проблем.
На мой взгляд Голем -это отличное "евро", популярность которого страдает в основном от оформления коробки, в остальном у меня нареканий нет, эта игра намного лучше многих расхайпленных коробок.
Оформление у нее странноватое, но за то чувствуется тематичность, овцы и пшеничка уже как то приелись.
Существуют евро, в которых значение стратегичности выше фиксированных решений на короткой дистанции - тактики заработка очков.
В игре навалом различных вариантов и соответственно тактик получения очков. Каждый ход это бесконечное выкручивание причинного места в надежде не потерять пару очков.
Несомненно эмоции хорошие от игры, неплохая. Наверное я жду от евро чего-то другого.
Евро евро евро(рознь). В гайе я могу в начале игры придумать стратегию, которой буду придерживаться и проходить повороты в игре в рамках той выстроенной изменяющейся системы. В Агриколе к примеру или Брассе (может и не лучший пример) нужно переобуваться не переставая бежать, реагировать на все вызовы. Забрал кто-то тростник- за бортом, в Брассе 2-3 игрока окучили Бирмингем на взаимовыгодных условиях, поделили дороги, пока на краю сам себе все строишь - луз.
А Голем это третье, считай очки каждый ход, выбирай между десятком способов выиграть там или тут парочку, ну и глобально конечно. А к примеру Дюна империя вообще как евро игра про что-то четвертое.
Евро игры очень разные (только не для Влада из низагамс). По эмоциям Голем напомнил капсулы времени, по общему такому вайбу. Формально имеет место быть итальянская школа евров.
Оформление вопреки распространенному мнению мне понравилось. На полке смотрится бодро. Сеттинг напомнил мир Терри Пратчетта, фильм Опочтарение визуально как будто имел влияние на арты.
Я правильно понял, что Голем встаёт (если он лежал) только когда должен переместиться?
Т.е. не в конце раунда, не в начале раунда Големы сами по себе не встают.
И если я не подвинул какого-либо лежащего Голема во второй фазе раунда он как лежал так и будет лежать?
Все верно. Големы встают только при передвижении. Это обычно вторая фаза в раунде, или же при перемещении по эффекту некоторых действий раввинов. Собственно работа их валит с ног, движение снова готовит к работе) но есть активации големов без их падения, значок Голема с восклицательным знаком.
Благодарю.
Предполагал, что логика "вставания" големов именно такая, но в правилах по этому вопросу нет отдельного пункта и хотелось уточнить.
Шикарная игра. Сыграл пока 2 партии на двоих выскажу свое мнение.
Достоинства:
- интересная и необычная тема;
- легкая атмосфера присутствует;
- большая глубина;
- много стратегий развития;
- понравилось развитие планшета;
- красивое оформление;
Недостатки:
- нет пакетиков (в чем была сложность их положить большой вопрос);
- картонные элементы не самого лучшего качества;
- ощущение что с синагогой можно читерить; если хитро закидывать шары, можно подкидывать в нужную область побольше шариков, немного не доработана конструкция (на мой взгляд);
Игра очень понравилась, после сыгранной партии желание играть еще, пробовать новые стратегии и пути развития. На двоих играется отлично.
Когда только открыли предзаказ на Голема, игра как-то сразу оттолкнула своим дизайном коробки, он мне и сейчас не очень нравится, и я как-то обошел игру стороной.
В итоге, пару недель назад она попалась мне со скидкой на озоне, посмотрел на внутренности коробки и был приятно удивлен и заинтересован. Стал смотреть немногочисленные обзоры, но им сильно не доверишься, потому что понимаешь, что такие обзоры от блогеров - реклама. Еще смущало полное молчание об этой игре в сети, никаких упоминаний и прочего. Но я решил рискнуть, заказал.
Позавчера с женой сыграли первую ознакомительную партию с кучей ошибок и забываний (у каждого действия есть свои поддействия, и все это нужно держать в голове). Вчера еще одну, более обдуманную и, вроде как, без особых ошибок. По итогу и от первой и от второй партии я получил восторог и хотелось играть еще и еще. Даже мою невпечатлительную жену игра завлекла. Но был страх, что ей будет не интересно, когда я только начал рассказывать правила (их очень сложно грамотно рассказать за короткое время).
Я бы не назвал игру прям мозголомной, но хорошенько подумать стоит, потому что перед тобой куча возможностей, целей и тд, и тебе хочется делать все сразу, а по итогу ты остаешься ни с чем.
Евро хоть и сухое, но впечатления от него льются рекой, даже стало как-то обидно, что игра не очень зашла в массы.
привет. Можно ли воспользоваться мгновенным свойством книги(Улучшение полки со скидкой), улучшить полку и сразу поставить туда эту книгу, чтобы получить бонус полки?
Если да, То как в таком случае сработает полка с удвоенным бонусом мгновенного действия, та что за 4 знания ?
По правилам вы не можете купить книгу, если некуда её ставить. И порядок покупки такой: платите, добавляете в столбец, получаете мгновенный бонус, затем бонусы активации. То есть столбец для книги определяется до её активации. Если вы улучшите столбец, в который добавили книгу, то всё норм.
А вот трюк с удалением мгновенного бонуса не пройдёт: он работает для нечёрных карт, а бонус улучшения столбца именно на чёрной, как я понимаю.
нет не черная) Синяя номер 2,сделать синие улучшение со скидкой 2, поэтому и возник вопрос))) если я улучшаю тот же столбец куда положил карту, а этот столбец удвоение мгновенного действия как быть?)))
Ну так смотрите на порядок действий. Добавили книгу, получили немедленный бонус, позволивший вам улучшить этот столбец. После этого последовательно получаете бонусы активации. На немедленный бонус только что добавленной карты удвоение уже не работает. У следующей карты он удвоится.
Выше в фотографиях она есть кстати, с названием "книги" слева сверху)
Редко, когда я играю в одну игру несколько партий подряд...тем более в тяжелые евро.
От Голема вообще ничего не ждал. Даже покупать не стал. (всё как-то непонятно, но интересно, шарики, табличка ексель на поле, в общем есть к чему придраться, если захотеть. Но...подарили.Правила зашли легко кроме раздела про артефакты.
Мать моя - женщина, после первой партии захотелось еще, и так 3 партии подряд. Это прекрасно, это bellissimo. Итальянцам низкий поклон.
1) Из диспенсера можно брать любой шар или только тот, который сверху остальных?
2) Как работает пропуск хода? Пасуя нужно ждать пока все остальные сделают все свои ходы или уже можно ходить, когда до спасовавшего игрока дойдёт ход? И для чего 2 отверстия под шар? Как вообще этот пропуск разыгрывается??
1) Можно брать любой
2) Я ни разу не пользовался пасом. Как я понял, есть смысл его использовать, только в ситуации, когда нет шаров ни в том действии, которое вы хотите сделать, ни в зеркале. Тот, кто пасует первым, берет себе жетон с 1 и кладет на него один любой шар. Далее раунд доигрывается до конца, и спасовавший собирает оставшиеся в синагоге шары и перебрасывает. Спасовать можно дважды, поэтому в первом жетоне 2 отверстия для шара. Если спасовавших несколько, то порядок хода определяется цифрами на жетонах, которые они взяли. Шар, убирающийся на жетон с 1, в синагогу не забрасывается. Это своего рода штраф за возможность перекинуть шары.
Все верно, такая же механика в Отеле Австрия только пас там ограничен только последним кубиком.
Хардкорное евро. В игре воплощены все принципы традиционных евро-игр: историческая тематика (Прага 16 века), лаконичное оформление, прокачка по различным трекам, улучшение планшета, получение ресурсов и обмен их на победные очки, ну и, конечно, минимальное взаимодействие между игроками. Уникальной фишкой «Голема» является выбор шаров, при этом учитывается и цвет, и номер действия, и количество других шаров там. Взятые игроком шары кладутся в пустые глазницы голема на планшете. Впрочем, принципиально шары ничем не отличаются от кубиков (разве что способны укатиться далеко за шкаф, если их нечаянно уронишь).
Игра мозголомная, игрокам надо тщательно планировать ходы, а вариантов стратегий и возможных ходов, игровых комбинаций велико. Чтобы научиться хорошо играть и разбираться в тонкостях правил потребуется несколько партий. Игра понравится любителям евро-сухарей, но остальным наверное покажется сухой и бездушной, как тело глиняного голема. Лично мне игра очень понравилась.
Ну начнем...
Нет в правилах объяснение карт книг и целей как например в техену.
1. Есть книга например заставляющая передвинуть назад любого ученика, то есть получается можно выбрать того который стоит на 1 делении и по сути никого не двигать? или обязан кого-то передвинуть и если не можешь то и бонус не получешь?
2. В фазе дохода и улучшения бывают спорные моменты например получая доход от артефакта двигаешь ученика и можешь передвинуть его на клетку которая начинает давать очки? в правилах нет строго описания в каком порядке получать доход, вот и тоже непонятно надо фиксировать и доход получают по фотофинишу или такой комбинацией можно пользоваться.
3. Первый игрок кидая шары может накидать себе больше, пятигранных кубиков не нашел. как нибудь решается это маленькое неудобство?
4. Бонус голема ноги в правилах написано - при создании можете передвинуть голема и активировать, опять вопрос и нет объяснения можете передвинуть и только тогда активировать, или можете передвинуть, а можете не двигать и активировать? Почему нельзя четко написать. Там не такие толстые правила да и среди картинок пустого места куча.
1) черные книги требуют к своей стоимости, чтоб игрок передвинул одного своего ученика назад. Тут все просто. Не можете передвинуть никого назад, значит не можете и взять книгу. Стоимость это, а не свойство.
2)в правилах четко написан пример. + В правилах написано: "вы сами решаете в каком порядке получать доход". Думаю после этой фразы любые вопросы должны отпасть. Фраза выделена в отдельный абзац.
3) тут не совсем понял что вы имеете в виду? У первого игрока больше шаров на выбор? Да это так, поэтому важно ходить первее и перебивать ход раввином.
Или вы имеете в виду, что можно скорректировать выход шаров в определенное действие? Нет, так не получится, если вы пользуетесь диспансером с синагогой. У нас даже был такой момент, когда один из игроков пасовал и пытался себе накидать шары.
4) тут тоже все прозрачно. Всякий раз создавая голема можете передвинуть его на шаг вперёд и активировать не кладя его плашмя. Да, могли бы написать "затем". Но на самом тайле есть стрелки, что активировать мы можем, только если передвигали голема вперёд.
Слово "можете" означает, что вы можете не пользоваться этим свойством, если не хотите. Естественно если не двигаете, значит не активируете.
Ps: не придумывайте ничего сами. Правила в принципе неплохо написаны и все понятно.
4) на БГГ автор отвечал, что можете двигать, а можете не двигать, но активировать голема можете в любом случае. Это вообще относится ко всем передвижениям големов (кроме второй фазы) - их можно двигать на меньшее число шагов, можно не двигать вовсе, что никак не отразится на возможности активации. Лишь бы голем стоял.
К стати, в конце книги правил есть удобная таблица с обоснованием всех возможных элементов инфографики на картах-книгах и на картах-целях.
Да что это стоимость карты не додумали, обязательное получается надо двигать, а про синагогу все равно в центр кидаешь больше шаров по центру не все, но большинство. Кидаешь к действию активации туда больше шаров, про пасс то там не пасующий кидает, а кто не спасовал либо тот у кого номер больше.
Про получения дохода на всякий случай уточнил, а то итог игры в 4 очка и это комбо сначала двигаю ученика потом доход, закралось сомнение вдруг последовательность получения выбираешь сам но по ученику получаешь доход там где он стоял в начале фазы.
Улучшение дающее удваивание эффекта не чёрных книг, оно позволяет использовать два эффекта или один эффект с удвоенной сило? Например книга дающая возможность купить голема со скидкой в один даст возможность купить двух големов со скидкой в 1 или одно со скидкой в 2?
Как пишут тут - https://boardgamegeek.com/thread/2748554/study-development-tile-double-immediate-effect - правильно две покупки со скидкой в один ресурс.
Навряд ли кого то смогу соблазнить этой игрой.. как она играется соло, кто пробовал и так и так?
Леша, привет! Отлично играется и соло и в 2м. Голем прям годнейшая вещь. Он начал потихоньку выдавливать Австрию в рейтинге моей жены, а это я тебе скажу, дорогово стоит)))
Спасибо за комментарий 🙂 ну тогда возьму при случае сыграю.. вроде сперва как то отпугнул дизайн этот стремный и тема, но вот нутром чувствую, что игра отличная 😄
Игра действенно отличная! Если есть возможность, то можете где-то попробовать сначала. Она чуть сложнее Австрии и ощущения другие. Но послевкусие мне точно больше нравится, как и сам процесс.
Лучшая игра коллектива авторов "Лучиани", после Барашка. Даже повыше, нежно мной любимого Лоренцо,поставлю. Просто топ.
Игра в целом хорошая, но те кто играл в другие похожие Евро от этих авторов, вряд ли найдут для себя тут что-то новое и цепляющее, хотя шары погонять можно)
Да, такой хороший среднячок. В целом я согласен. Единственная изюминка-это убегающие големы. Ну и замена кубов шарами.
Просто нормальное евро. Отель "Австрия" мне больше по нраву.
Толком какой-то изюминки нет, оформление слегка никакое (коробка настраивает на что-то покруче), есть пара недочетов по иконкам.
Но ругаться тут не с чего. =ъ
Да, похоже что авторы, которые умеют делать подобные игры, просто сделали игру ради игры.
Наверное это единственная игра в коллекции с органайзером, которую, чтобы собрать, надо приложить немало усилий)
А что у вас за органайзер? Какой-то специальный? Или от миплхаус?
да, уверен, что речь про модули от миплхайса ))
они не всегда облегчают "жизнь"
Да, про них конечно)
Жалко. Мне стандартное решение от миплов не понравилось совсем.
Если автор Симоне Лучани, значит игра однозначно стоящая. Остаётся в коллекции.
А как сама игра? Поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
Играется вполне нормально. Есть 3 основные направления по которым можно идти к победе. Грамотное их сочетание с акцентом на два направления даёт шанс на победу. Так же полно различных вариаций как идти по этим направлением. Тут действительно полно возможностей для экспериментов со стратегией.
Вот, например, в последней партии у меня вышел артефакт 4 уровня выплавив который я смог передвигать своих учеников по красной и синей улице. Получилось различными манипуляциями выплавить его уже в первом раунде. Потом во втором улучшил его на возможность активации от изготовления големов и понеслось...
Казалось бы ерунда, но уже в конце второго раунда получал на красной и синей улице победные очки в виде дохода. А дальше больше.
Вот таких интересных решений довольно много.
Несмотря на изначальный скептицизм относительно игры у всех игроков оставляет положительные ощущения. Надо ещё пробовать, но у меня 2 партии и мне нравится.
Ну и перечислю + и -, которые я бы выделил тут.
Плюсы:
+Хорошая реиграбельность. Тут и карты и гостей этому способствуют. Даже одни и те же гости если поменять их местами будут уже хорошо менять игру. Тут и тайлы в районах(но их мало и они ложатся старого в определенном порядке). Тут и разве плашки с артефактами, да ещё двусторонние. Целая колода различных задач. + Стопка разных книг.
+Вполне понятны инфографика. Один раз достаточно запомнить пару символов и дальше спокойно можно играть. Ну да, придется подсматривать только насчёт определенных тайлов для равинов и запомнить свойство некоторых запчастей для голема, но запчасти у всех одинаковые каждую партию.
+Мелочь, но приятная - это действительно интересная задумка поменять кубики на шары (глаза для голема)
+Много различных возможных стратегий. Даже если где-то подрезали, то всегда можно найти другие варианты, чтоб достичь желаемого или просто поменять решение на что-то другое, но не менее выгодное.
+-нетривиальная тема(но мы то любим евро не да тему, правда?). Спокойное оформление в теплых и неярких тонах. У меня глаза не устают от игры, что не скажешь, например, от оформления юбилейного издания замков Бургундии.
Минусы:
-довольно таки много места занимает игра. Нужен большой стол, хотя при желании можно уместиться за столом и среднего размера.
-неудобные планшеты игрока. Одно неловкое движение и все разбежится. На планшете куча плашек. Тут бы модные двухслойные планшеты были бы очень к стати.
-+раскладка достаточно долгая, хотя за 10 минут и даже меньше вполне можно уложиться, если все знают как готовить индивидуальный планшет.
- неудобные жетоны ресурсов. Немал 1,3,5, но все равно там приходится постоянно копаться и искать нужный жетон нужного номинала. Возможно какой-нибудь органайзер потом решит эту проблему, но было бы удобно использовать тут счётчик ресурсов, как в проекте Гайя, например.
-+ ещё раз скажу про тему игры и оформление. Лично мне все нравится, но постоянно слышал про то, что люди отказались от покупки либо из-за оформления, либо из-за темы. Но вот меня наоборот привлекло оформление коробки(вспомнилось какие-то воспоминания из детства. Привет телекомпании ВИД), ну а оформление поля и планшета мне очень нравится. Ничего лишнего.
Пришла. Сыграли одну партию. Вроде бы нормальная. Стратегичная. Симпатичное оформление. Много нюансов. Жене партию проиграл с треском. 65\110 примерно. Пока не понял, как у неё с балансом. Компоненты выглядят нормально, но картон будто дешевый.
Тоже картон не понравился. Глянец ещё, быстро затирается. Нет текстуры под лён.
Наверно, экономили, чтобы цену сбить. Она, если не ошибаюсь, три с чем-то стоила. Это, можно сказать, очень лояльная цена.
Да, скорей всего. С одной стороны обидно, с другой можно их понять. Игра и так не очень пользовалась спросом, как я понял.
Понять можно, и мне ещё относительно хороший вариант компонентов пришёл, другим повезло меньше. Если они будут продолжать в том же духе, то в следующий раз уже даже за такую цену и даже что-то хорошее, лишний раз задумаешься, стоит ли брать. А от неё вроде все в восторге были, не слышал, что она не пользовалась спросом.
Я вот наоборот слышал, что из-за сетинга брать не буду или оформление не нравится и не возьму. Сам думал брать или нет, но посмотрев летсплей и услышав отзывы людей, которые опробовали на кемпе, заказал. Не жалею.
Но да, качество компонентов посредственное. Но зато поле не выгибается, как у печально известного издателя, что уже хорошо!
Я обычно Безнала смотрю. Эта мне тоже понравилась, заказал. Впечатления от неё хорошие. По крайней мере, она, как мне кажется, более сбалансирована, чем Плотина. Ну, может, ошибаюсь.
Вот плотина была в коллекции. Игра прикольная, но всё-таки продал. Идёт она как-то туговато, что ли))) да и долго играется, + плохо масштабируется под малое количество игроков.
Она плохо сбалансирована на двоих. Там костыли со всех сторон, можно вообще весь раунд только с механиками играться и ничего полезного не сделать. А если не мешать друг другу, то она худо-бедно работает. И автор там с ценовой политикой загнул - стоимость техники неподъемная. А кредитов не хватит ни на что полезное - пустая трата человечков. Вообще, Плотина - сырой продукт. Боялся, что Голем будет с похожей бедой, но, кажется, миновало.
Насчёт Плотины я бы так не сказал, что она сырая. Совсем нет. Просто, наверное, для вас сложновата. Для меня в нее тоже сложно играть по ряду причин. Это плохо читаемая карта, надоевшая механика выставления рабочих(на тот момент очень приелась эта механика), а там ещё очень важно нужные действия занимать первыми. Время игры очень долгое, и вся эта математика меня как-то утомила, потому я и продал в итоге.
Но, к стати, посмотрел список ваших игр. Вкусы у нас схожи.
Она не сложна для меня, просто она косая. )
20+ партий в плотину. На двоих не играл. Только на 3х. Отлично проработанная игра. Очень стратегичная и требовательная к рассчетам. Просто она вам не подошла. У многих, как и у меня она в топе благодаря именно кризисном и хардкорности. Она про наш Малый Бизнес - вечно сделать хочешь много и хорошо, но не хватает ресурсов. Это лютый симулятор бизнеса ))
Прошу прощения за оффтоп, но не могу пройти мимо такой возможности спросить. За 20+ партий у вас не сложилось впечатление, что фракции и помощники немного дисбалансны?
Нет. К каждому можно подстроить стратегию игры. Тут важнее видеть на 5-6 шагов развитие ситуации с возможными "пакостями" соперников. Я расписывал в блокноте себе дерево решений. Именно глубина рассчетов делает её хардкорной.
Тоже смотрю Безнал. Но заказал ещё на ранних пташках. Так что в этот раз решился без него.
Игра средняя, играть в неё не интересно по нескольким причинам (субъективно):
1. Надоевшее деление течение партии на раунды - возможно, авторы данной игры попробуют сделать игру БЕЗ раундов и с возможностью игроков контролировать окончание игры, но не в этот раз. Это было и в Австрии, и в Марко Поло, и в Плотине, и в Лоренцо... Неужели нельзя ввести такую возможность хоть в одной игре, чтобы было отличие между играми в окончании игр.
2. Броски шариков вместо кубиков. Одна из любимых механик - кубик со значение и его мощность действия в зависимости от выпавших кубиков с одинаковым значение. Только здесь не кубики, а шарики. И не значения, а цвет. Намного удобнее бросить горсть кубов, чем распределять их в диспенсере.
3. Оформление попыталось в тематику создания големов, но выглядит поле/планшет игрока просто никак. Прага выглядит серо, планшет и вовсе похож на табличку из всем известной программы.
4. Совсем мало взаимодействия между игроками, а копание в своём планшете реализовано посредственно - двигаешь маркер по той самой таблице, ставишь шарики на глаза голема и подкладываешь книги к полкам, переворачиваешь плашки голема для улучшений. Скучно, мне показалось.
5. Единственное, что понравилось, - это выход голема из-под контроля учеников, которые ходят по улицам праги. Прикольно, добавляет давления от игры на игрока для принятия каких-то вынужденных решений
Ме, не очень понравилось, сыграть один раз можно, чтобы самому понять что к чему.
+++
Как и любая другая игра Лучани эта однозначно остаётся в коллекции!
Как и любая другая Лаучани эта однозначно летит на помойку.
На такой кал я давно не тратил свое время
Токсичненько, однако.
Плотина 8,5
Отель 7,5
Даже Ньютон и Лоренцо 7,0
Хороший комментарий и помойка интересная.
Рейтинги - не показатель. А игра слабая. Очередное...
Да нет, просто у мистеро, кто сказал про помойку, в топе Плотина)))
А так на вкус и цвет. Сказать просто "слабая" как ничего не сказать. Аргументируйте, чтоб другие смогли точно определиться стоит ли брать или нет прочитав полные отзывы как положительные, так и отрицательные.
А причем тут Плотина?
Так же создана в соавторстве Лучани
Аргументирую.
Рейтинг ставится с течением времени, условно 2 года назад я попробовал Австрию и такой: да, кайф, в такое можно поиграть. Сыграл 3 партии, понял, что это перекладыванием одного и другого и продал. Примерно в тоже время я поиграл в Ньютон. Ну норм, пойдёт, но ощущается все как тоже самое, непонятно что, для чего и зачем, напихано много и всего и поднапичкано огромным количеством жетончиков. Но за 2 года индустрия развивается настольных игр, а игры итальянцев - нет. Одно и тоже запихано в многообразие жетончиков, пошечек, улучшалочек. Хочется спросить: нахрена это запихивать? Чтоб добавит рейтинг комплексности?
Плотина, пожалуй, единственная игра, где эти товарищи сделали экономический жесткий симулятор. Тут хотя бы не смотришь в свой планшетник с миллионом жетончиков и улучшалочек, а действительно что-то делаешь. И главное, есть цель, итог, к чему все это.
Голем - очередные 2 часа жизни в никуда. Все тоже самое, только вам сунули шарики и добавили несколько мипплов, которые ходят, но вся центральная механика: жетончики и улучшалочки.
Да, если я сейчас поставил рейтинг ньютону и Австрии, то он был бы в районе 3-4.
Ну да, на вкус и цвет.
Попробуйте alma mater. Очень интересное евро с необычной механикой, которая даёт хорошее взаимодействие между игроками. Но если ее не брать в счёт, то все те же жетончики и улучшалочки как и в большинстве евро.
Но да, в чем-то вы правы. В принципе в Големе ничего нового я тоже не увидел.
Голем переплюнул Альма Матер.
И Коимбру. Но они примерно в той же свалке лежат.
Ну, Коимбра - апофеоз. Еще и простовата.
О, это топ разочарований... хотя, наверное, ожидали многого. Плохо играется на двоих, хороша на фуллсостав только , но тогда затянута... реиграбельность не очень..а арты вторичны...се ля ви.
Да и у вас Голему почему-то поставили 8 баллов... Тоже как-то не соотносится со данной вами характеристикой.
Но в чем-то я с вами согласен. Мне Голем понравился, но все познается в сравнении. Не знаю на как долго его хватит.
В любом случае для меня и моей компании он игрался очень приятно и интересно. Но опять же на вкус и цвет.
Убеждать и спорить - дело неблагодарное. Тем более на Тесере. Пока сам не сыграешь, не поймешь в полной мере все равно.
Игра должна цеплять. А здесь набор надерганных из разных игр элементов. Ничем нп выделяется из ряда других игр, таких, как Лоренцо, Ньютон, безликих по сути. Разве что Австрия выделится. Вроде и ничего особенного, но ,как семечки, никак не бросить и хочется играть еще. Быстро, азартно, на двоих отлично.
Для меня 8 - это низкая оценка. Ниже 5 может быть только монополия...да даже дурак на 7ку потянет (понятно, при определенных условиях и игроках). Да и ставилась она после одной партии. Сыграв вторую больше играть не хочется в принципе.
А мне вот Австрия наоборот надоела. Иногда могу поиграть, да и то, если попросят. Вроде бы каждый раз +-одно и то же, нет каких-то особо хитрых ходов.
Да и а начале знакомства с ней не было восторга. Крепкий середнячок как по мне.
Но точно знаю что на Тессера у неё есть фанаты.
Такая же фигня, доп ей нужен, как воздух, но, видимо, уже не судьба
Как и любая другая критика Австрии - летит на помойку! Давно не читал такого кала!! :))
Австрия непогрешима?)
Всё рукотворное погрешимо! Но что-то сделано крайне талантливо и тематично! Не хуже, чем Мэйдж Кнайт :) Просто еврофил крайне капризен из-за ассортимента. Лично я не еврофил и скорей казуал. Австрия во все предпочтения попала. Если бы надо было оставить одну игру в коллекции, оставил бы её. Первая, которую купил и до сих пор непревзойденная, хотя покупал в целом 70+ игр.
И тут тоже можно было написать про кал, но мы будем более адекватны))
На вкус и цвет. У меня Австрия больше лежит, чем играется, когда есть выбор. Так же могу написать про другие игры, которые считаю шедевром и так же кто-то может со мной не согласиться.
Мне, кажется, что надо научиться уважать мнения друг друга, а не практиковаться в оскорблениях.
Сыграл вчера первую партию и сразу, с пылу-жару, впечатления. Сумбурно, как есть. Итак. После первой партии противоречивые чувства. Вроде все хорошо, но как-то мутновато. Вот взять прокачку планшета. Клёвая же фича, но есть моменты, которые раздражают, а то и бесят. К примеру прокачка конечностей Голема. Вот эти бонусы после постройки Голема. Пойди туда, активируй того, клали его плашмя или не клади, активировать только что построенного нельзя и т.д. И сидишь такой и напрягаешь мозг чтобы всегда держать в голове где какие ограничения или наоборот ништяки. Также с артефактами. Есть и классные моменты. Это действия и доходы на самом поле в локациях. Тут как раз реализованы те самые комбулечки, как в Австрии, Лоренцо и прочих играх итальянцев. Но вот только по первой партии как-то сложно все подгадать и рассчитать чтобы эффективнее все работало. Порой возникает ситуация и вопрос: «а что вообще делать? Как вообще походить, чтобы что-то получить более менее пристойное?» история с шариками. Ну прикольно, но не более. С таким же успехом можно реализовать и кубики. Прикольно реализована связка «студенты-Големы». Контролирование Големов знаниями. В общем. Там что-то прикольненько, здесь тоже ничего, но в целом нет ощущения что игра - огонь огненных огней. Как например Плотина. Голем хорош, но как-то не стоит особняком от остальных евро. Мишура из жетончиков и плашек, за которыми скрывается бесцельность. Из явных минусов лично для меня стало взаимодействие. Вернее ее практическое отсутствие. Играли вчетвером, а абсолютно не было коликов в боку от того, что ты не успеешь или тебя опередят по ячейкам действий или что уведут нужный шарик ну и все в том же духе. Вот это плохо. Ещё показались странными карты целей и сами стратегии. Показалось что неравнозначные они. Особенно стратегии. Всего в игре их три. Знания, артефакты и Големы. По очкам они все равнозначны. Но вот по лёгкости Стратегия на Големах очень уж простая и незатейливая. Пару слов про оформление. Тут просто норм. Даже довольно скучно и схематично. Ни то ни сё. Вообще все как-то мутно и не ясно по впечатлениям после первой партии. Но однозначно нет ощущения, что вот прям игра мечты. Обязательно сыграю ещё, но если не раскроется, то на барахолку. Если есть вопросы какие-то ещё - велкам. Может ещё что вспомню из впечатлений, поделюсь
Сегодня сыграли первый раз, появился вопрос по правилам.
Когда модно поднимать големов чтоб пойти?
Я так понял - только во вторую фазу раунда. Что логично. Но прямо этого нигде не написано! Один из игроков предположил, что любым движением голема модно поднять, а значит снова им действовать.
Тоже в правилах не увидел прямо уточняющее пред ложение по этому вопросу.
Но в правилах сказано насчёт фазы движения големов, что голема при передвижении сначала встают. Предполагаю что это имеется в виду при любом передвижении, а не только в эту фазу. Ну это было бы логично. Чтоб пойти надо сначала встать.
Тоже этот вопрос напрашивался. Кода читал правила Автомы, то там косвенно намекается на то, что лежащие големы по факту бесполезны.
Отсюда напрашивается вывод, что они остаются лежать до тех пор, пока не сходят. Таким образом, если хочешь активировать голема, то обязательно надо сделать хотя бы шаг. Это обязует нас двигать всех големов, а также также ограничивает использование одной и той же ячейки несколько раз подряд (за исключением некоторых особенностей улучшений).