Голем

Golem, 2021

свернуть все темы
Nataly23 написала полтора года назад: # скрыть ответы
Нужны знатоки правил!

Ребята, я правильно понимаю, что если во вторую фазу разделила 6 условных очков передвижение на двух из 3 своих големов, то они оба встали и прошли эти шаги, остались стоять, а вот третий, которого я не двигала, остался лежать?

И вытекающий оттуда вопрос: при активации молоточков самым верным действием синагоги, мне нет смысла платить за трёх, так как лежащего голема активировать нельзя. Так?

Alduda написал полтора года назад: # скрыть ответы

Голем встает, только если движется (хотя бы на 1 клетку вперед или назад, движение на ноль движением не считается). В начале раунда големы автоматически не поднимаются. Есть пруф от авторов на BGG.
При активации големов можно активировать любое число големов.

PSV2023 написал 11 дней назад: #

Можете прислать пруф на БГГ?

Siar написал полтора месяца назад: #
Обзор

Эту игру я ждал очень долго, с самого её анонса пару лет назад. Меня заинтересовала тематика бездушных автоматонов плюс это игра Симоне Лучани от Cranio Creation, соответственно ей быть в коллекции. И вот коллекция игр автора у нас теперь полна.

Что же такое "Голем"?

Это мидлкор еврогейм, в котором у вас есть дольно простая базовая механика, которая приправлена огромным количеством нюансов. В целом мне нравится, как работает Лучани, когда он из своих прошлых игр собирает компиляции механик и пробует их показать в ином свете.

В "Големе" вы найдете выбор действий, как в "Гранд Отель Австрия", подклад книг на полки и движение по различным трекам из Newton, получение ПО с карт целей из "Путешествия Марко Поло" и некоторые другие нюансы, которые очень лаконично вплетены в игровую механику.

Сам "Голем" строится на принципе трех. У вас три действия в раунд, есть три трека на поле, есть три части планшета. Каждая часть игры отвечает за один из основных ресурсов, а их тут три (глина, монеты, знания). И каждый аспект игры приносит вам ПО в конце игры за его развитие. Можно играть от одно аспекта, а можно попробовать успеть везде. Но действий в игре всего 12 и за них нужно очень много постараться сделать.

Одной из важных частей игры будут големы, которые гуляют по кварталам Праги и выполняют ваши поручения, но за ними необходимо будет следить. Если они убегут очень далеко, то рискуют выйти из под контроля, а вы рискуете потерять ПО. Но ваших глиняных друзей всегда можно разобрать и отправить на кладбище, где они тоже принесут пользу. На этом тонком балансе и будет строиться игра. Попутно вы будете собирать артефакты, мы же алхимики как-никак, и покупать в местной библиотеке фолианты.

Все это будет составлять довольно динамичный геймплей. Однако в игре великое множество нюансов, а прокачка артефактов наверняка не дастся с первого раза. Перед игрой я прочитал правила и посмотрел несколько летсплеев и все равно что-то да забывалось. Но после 1-2 партий все должно уложится в голове и игра заиграет своими лаконичными красками.

В этот раз я считаю, что Лучани постарался. Классный диспенсер с шариками (привет Карточный Лоренцо), всевозможная прокачка планшета и големов, тонны вариантов получения ПО, разнообразные варианты планшетов прокачки артефактов и жетонов на поле, отличный продакшен. Приятные цвета в оформлении и выдержанный стиль. Толстый картон и отличный геймплей.

Пока по одной партии - "Голем" оправдал все мои ожидания. Да, с первого раза много вещей не понятны. Я видел во время партии все стадии принятия у Мани, но тем не менее она сказала, что игра хорошая.

Как фанат Лучани - крайне рекомендую ознакомиться. Единственное что - сразу берите органайзеры. В игре тонна картонных жетонов и раскладка займет намного меньше времени, если у вас все красиво лежит по органайзерам.

Источник https://vk.com/wall-139701487_1941

fortythree написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Подскажите, когда мы получаем золото (именно слитки), мы его сразу должны на артефакт пристроить или можем складывать в сторону и в любое время закладывать?

fortythree написал 5 месяцев назад: #

Уже нашел ответ в памятке, слитки сразу на артефакт выкладываются

Mentol написал год назад: #
Неожиданное Вау!

"Голем".Пугающее, для евро игры, название и устрашающий вид коробки долго отталкивали меня от покупки. Сеттинг тоже казался очень странным,если не комичным для евро.Ну посудите сами,Еврей-маг создает големов в мрачной средневековой Праге,звезды давида,меноры синагоги и т.д-вот такая вот атмосфера.В общем все было настроено против приобретения. Но тут на сцене появился Безнал72,мнению которого я доверяю,он-то и продал мне игру,благо на авито была куча объявлений по очень привлекательным ценам.
После прочтения правил,которые к слову достаточно непростые,особенно подкачала иконографика,мы с женой сели играть.
Сразу скажу,игра захватила с первого раунда.Первая партия получилась немного сумбурной и кривой(например мы забыли о бесплатном улучшении после каждого раунда плюс был завтык с полками для книг),но игра очень понравилась.Итак,по уже устоявшейся традиции,начну с плюсов и минусов(а такие были).Поехали!
Плюсы:
1.Механики.

Тут все очень здорово.И синагога с шариками(а-ля кубики) разных цветов и занятная механика с полками и подсовыванием книг и очень свежее решение с контролем големов учениками и улучшение частей тела големов(как в РПГ прям).Постоянная смена действий раввинов (делает раунды тактически гибкими).В общем все отлично крутится-комбится!

2.Цена.Для такой комплексной евро-игры цена очень приятная,куча перехайпленного барахла стоит гораздо дороже.

3.Как ни странно это атмосфера. Не думал, что такое скажу,но вот это мрачное поле,личные планшеты создают ощущение того,что ты какой-то алхимик-маг,плавящий свои артеакты из слитков,создающий глиняных людей,заполняющий полки древними фолиантами.Понимаю,что звучит странно для евро-игры,но вот такие ощущения у меня возникли после игры.К слову Тауантинсуйу от тех же итальянцев показалась очень сухой и пресной как завалявшийся сухарь.

4.Размер коробки.Выделю это плюсом,так как для меня это важно.Полки не резиновые и я люблю максимально компактные игры(пример серии западного королевства).

5.Шикарная реиграбельность. Тут настолько много всего меняется от партии к партии,что даже не буду об этом писать,сыграете убедитесь сами.

6.Законченность игры.Считаю это очень важным для настольной игры пунктом и сейчас поясню почему.Многие авторы или издатели(не знаю точно кто из них этим грешит) издают заведомо куцые обрезанные игры,которые потом наполняют (или нет) совершенно необходимыми допами, тогда-то игра и начинает расцветать.Примеров тут масса: Теотиуакан,который без допов смотрится блекло и рельсово,Руины острова Арнак с вялой базой,и отличными допом, который превратил игру в одну из моих любимых.И т.д и т.п словом.Так вот Голем в этом плане абсолютно цельный самодостаточный продукт.Ничего нигде не нужно править,расширять,углублять.Словом бери и играй.

7.Взимодействие. Выделю это плюсом,т.к в нашей ячейке не любят чересчур конфликтных игр(пример Плотина).В Големе оно очень легкое ,практически незаметное.Если кому-то не нравится мирное сосуществование в настольных играх,тогда Голем можете пропускать.



Минусы.
Для себя нашел только один минус,это очень невзрачные мелкие картонные ресурсы,можно было бы сделать треки и все,но вот эти козявки монетки,знания,глина как-то ту матч.


Итог: Прекрасная недооцененная комплексная не перегруженная игра для любителей евро чуть-чуть выше средней сложности.Переиграл в очень многие игры от итальянцев,и честно говоря Голем далеко не самая худшая из них как миинимум.

Спасибо что дочитали.Надеюсь мой отзыв кому-то поможет.Для хейтеров: СУГУБО МОЕ ИМХО

3D9M написал полтора года назад: # скрыть ответы
Ваши ожидания ваши проблемы

Часто люди выбирают игры исходя из оценки заявленных механик. Кажется интересным, необычным - берем.
Что получилось с големом: это оказалось не хардкорной евро игрой. В ней нет хардкорных сложных механик или сложного геймплея.
Это хардкорное дрочево победных очков. Идеальная игра для всех, кто хочет просчитать и выбирать среди всех возможностей в поисках наилучшего варианта приблизив общее количество игрового времени за 4 и выше часов.
Евро, может и с балансным геймплеем, перегружена. Не изящна от слова совсем.

kold777 написал полтора года назад: # скрыть ответы

Не совсем соглашусь =)
По хардкорности согласен обычное евро средней (ну может чуть выше средней) сложности.
Может это не Ваш тип игры, но по сути любое "Евро" это "дрочево" победных очков, поэтому претензия к конкретной игре сомнительна.
По времени мы укладываемся в 2-2,5 часа и это с подготовкой, сыграли уже 6 партий и желание сыграть 7ю довольно велико. Сложными на мой взгляд могут быть только ньюансы в правилах и то для первой партии, после первой партии играется уже нормально, без особых проблем.
На мой взгляд Голем -это отличное "евро", популярность которого страдает в основном от оформления коробки, в остальном у меня нареканий нет, эта игра намного лучше многих расхайпленных коробок.
Оформление у нее странноватое, но за то чувствуется тематичность, овцы и пшеничка уже как то приелись.

3D9M написал полтора года назад: #

Существуют евро, в которых значение стратегичности выше фиксированных решений на короткой дистанции - тактики заработка очков.
В игре навалом различных вариантов и соответственно тактик получения очков. Каждый ход это бесконечное выкручивание причинного места в надежде не потерять пару очков.
Несомненно эмоции хорошие от игры, неплохая. Наверное я жду от евро чего-то другого.
Евро евро евро(рознь). В гайе я могу в начале игры придумать стратегию, которой буду придерживаться и проходить повороты в игре в рамках той выстроенной изменяющейся системы. В Агриколе к примеру или Брассе (может и не лучший пример) нужно переобуваться не переставая бежать, реагировать на все вызовы. Забрал кто-то тростник- за бортом, в Брассе 2-3 игрока окучили Бирмингем на взаимовыгодных условиях, поделили дороги, пока на краю сам себе все строишь - луз.
А Голем это третье, считай очки каждый ход, выбирай между десятком способов выиграть там или тут парочку, ну и глобально конечно. А к примеру Дюна империя вообще как евро игра про что-то четвертое.
Евро игры очень разные (только не для Влада из низагамс). По эмоциям Голем напомнил капсулы времени, по общему такому вайбу. Формально имеет место быть итальянская школа евров.
Оформление вопреки распространенному мнению мне понравилось. На полке смотрится бодро. Сеттинг напомнил мир Терри Пратчетта, фильм Опочтарение визуально как будто имел влияние на арты.

Grogmyr написал полтора года назад: # скрыть ответы
Когда Голем встаёт?

Я правильно понял, что Голем встаёт (если он лежал) только когда должен переместиться?
Т.е. не в конце раунда, не в начале раунда Големы сами по себе не встают.
И если я не подвинул какого-либо лежащего Голема во второй фазе раунда он как лежал так и будет лежать?

LittleBigPlanet написал полтора года назад: # скрыть ответы

Все верно. Големы встают только при передвижении. Это обычно вторая фаза в раунде, или же при перемещении по эффекту некоторых действий раввинов. Собственно работа их валит с ног, движение снова готовит к работе) но есть активации големов без их падения, значок Голема с восклицательным знаком.

Grogmyr написал полтора года назад: #

Благодарю.
Предполагал, что логика "вставания" големов именно такая, но в правилах по этому вопросу нет отдельного пункта и хотелось уточнить.

kold777 написал полтора года назад: #

Шикарная игра. Сыграл пока 2 партии на двоих выскажу свое мнение.
Достоинства:
- интересная и необычная тема;
- легкая атмосфера присутствует;
- большая глубина;
- много стратегий развития;
- понравилось развитие планшета;
- красивое оформление;
Недостатки:
- нет пакетиков (в чем была сложность их положить большой вопрос);
- картонные элементы не самого лучшего качества;
- ощущение что с синагогой можно читерить; если хитро закидывать шары, можно подкидывать в нужную область побольше шариков, немного не доработана конструкция (на мой взгляд);

Игра очень понравилась, после сыгранной партии желание играть еще, пробовать новые стратегии и пути развития. На двоих играется отлично.

joel_moel написал 1 год назад: #
впечатления

Когда только открыли предзаказ на Голема, игра как-то сразу оттолкнула своим дизайном коробки, он мне и сейчас не очень нравится, и я как-то обошел игру стороной.
В итоге, пару недель назад она попалась мне со скидкой на озоне, посмотрел на внутренности коробки и был приятно удивлен и заинтересован. Стал смотреть немногочисленные обзоры, но им сильно не доверишься, потому что понимаешь, что такие обзоры от блогеров - реклама. Еще смущало полное молчание об этой игре в сети, никаких упоминаний и прочего. Но я решил рискнуть, заказал.
Позавчера с женой сыграли первую ознакомительную партию с кучей ошибок и забываний (у каждого действия есть свои поддействия, и все это нужно держать в голове). Вчера еще одну, более обдуманную и, вроде как, без особых ошибок. По итогу и от первой и от второй партии я получил восторог и хотелось играть еще и еще. Даже мою невпечатлительную жену игра завлекла. Но был страх, что ей будет не интересно, когда я только начал рассказывать правила (их очень сложно грамотно рассказать за короткое время).
Я бы не назвал игру прям мозголомной, но хорошенько подумать стоит, потому что перед тобой куча возможностей, целей и тд, и тебе хочется делать все сразу, а по итогу ты остаешься ни с чем.
Евро хоть и сухое, но впечатления от него льются рекой, даже стало как-то обидно, что игра не очень зашла в массы.

XzRus написал 2 года назад: # скрыть ответы

привет. Можно ли воспользоваться мгновенным свойством книги(Улучшение полки со скидкой), улучшить полку и сразу поставить туда эту книгу, чтобы получить бонус полки?
Если да, То как в таком случае сработает полка с удвоенным бонусом мгновенного действия, та что за 4 знания ?

PavelKras написал 2 года назад: # скрыть ответы

По правилам вы не можете купить книгу, если некуда её ставить. И порядок покупки такой: платите, добавляете в столбец, получаете мгновенный бонус, затем бонусы активации. То есть столбец для книги определяется до её активации. Если вы улучшите столбец, в который добавили книгу, то всё норм.
А вот трюк с удалением мгновенного бонуса не пройдёт: он работает для нечёрных карт, а бонус улучшения столбца именно на чёрной, как я понимаю.

XzRus написал 2 года назад: # скрыть ответы

нет не черная) Синяя номер 2,сделать синие улучшение со скидкой 2, поэтому и возник вопрос))) если я улучшаю тот же столбец куда положил карту, а этот столбец удвоение мгновенного действия как быть?)))

PavelKras написал 2 года назад: #

Ну так смотрите на порядок действий. Добавили книгу, получили немедленный бонус, позволивший вам улучшить этот столбец. После этого последовательно получаете бонусы активации. На немедленный бонус только что добавленной карты удвоение уже не работает. У следующей карты он удвоится.

XzRus написал 2 года назад: #

Выше в фотографиях она есть кстати, с названием "книги" слева сверху)

mr_iron_sam написал 2 года назад: #
Когда ничего особого не ждешь, а получаешь...давай исчо

Редко, когда я играю в одну игру несколько партий подряд...тем более в тяжелые евро.
От Голема вообще ничего не ждал. Даже покупать не стал. (всё как-то непонятно, но интересно, шарики, табличка ексель на поле, в общем есть к чему придраться, если захотеть. Но...подарили.Правила зашли легко кроме раздела про артефакты.
Мать моя - женщина, после первой партии захотелось еще, и так 3 партии подряд. Это прекрасно, это bellissimo. Итальянцам низкий поклон.

Alxndr написал 2 года назад: # скрыть ответы
Пара вопросов

1) Из диспенсера можно брать любой шар или только тот, который сверху остальных?
2) Как работает пропуск хода? Пасуя нужно ждать пока все остальные сделают все свои ходы или уже можно ходить, когда до спасовавшего игрока дойдёт ход? И для чего 2 отверстия под шар? Как вообще этот пропуск разыгрывается??

KROT68 написал 2 года назад: # скрыть ответы

1) Можно брать любой
2) Я ни разу не пользовался пасом. Как я понял, есть смысл его использовать, только в ситуации, когда нет шаров ни в том действии, которое вы хотите сделать, ни в зеркале. Тот, кто пасует первым, берет себе жетон с 1 и кладет на него один любой шар. Далее раунд доигрывается до конца, и спасовавший собирает оставшиеся в синагоге шары и перебрасывает. Спасовать можно дважды, поэтому в первом жетоне 2 отверстия для шара. Если спасовавших несколько, то порядок хода определяется цифрами на жетонах, которые они взяли. Шар, убирающийся на жетон с 1, в синагогу не забрасывается. Это своего рода штраф за возможность перекинуть шары.

arselor написал 2 года назад: #

Все верно, такая же механика в Отеле Австрия только пас там ограничен только последним кубиком.

Alduda написал 2 года назад: #
Впечатления об игре

Хардкорное евро. В игре воплощены все принципы традиционных евро-игр: историческая тематика (Прага 16 века), лаконичное оформление, прокачка по различным трекам, улучшение планшета, получение ресурсов и обмен их на победные очки, ну и, конечно, минимальное взаимодействие между игроками. Уникальной фишкой «Голема» является выбор шаров, при этом учитывается и цвет, и номер действия, и количество других шаров там. Взятые игроком шары кладутся в пустые глазницы голема на планшете. Впрочем, принципиально шары ничем не отличаются от кубиков (разве что способны укатиться далеко за шкаф, если их нечаянно уронишь).

Игра мозголомная, игрокам надо тщательно планировать ходы, а вариантов стратегий и возможных ходов, игровых комбинаций велико. Чтобы научиться хорошо играть и разбираться в тонкостях правил потребуется несколько партий. Игра понравится любителям евро-сухарей, но остальным наверное покажется сухой и бездушной, как тело глиняного голема. Лично мне игра очень понравилась.

arselor написал 2 года назад: # скрыть ответы
Вопросы по правилам и прочее.

Ну начнем...
Нет в правилах объяснение карт книг и целей как например в техену.
1. Есть книга например заставляющая передвинуть назад любого ученика, то есть получается можно выбрать того который стоит на 1 делении и по сути никого не двигать? или обязан кого-то передвинуть и если не можешь то и бонус не получешь?
2. В фазе дохода и улучшения бывают спорные моменты например получая доход от артефакта двигаешь ученика и можешь передвинуть его на клетку которая начинает давать очки? в правилах нет строго описания в каком порядке получать доход, вот и тоже непонятно надо фиксировать и доход получают по фотофинишу или такой комбинацией можно пользоваться.
3. Первый игрок кидая шары может накидать себе больше, пятигранных кубиков не нашел. как нибудь решается это маленькое неудобство?
4. Бонус голема ноги в правилах написано - при создании можете передвинуть голема и активировать, опять вопрос и нет объяснения можете передвинуть и только тогда активировать, или можете передвинуть, а можете не двигать и активировать? Почему нельзя четко написать. Там не такие толстые правила да и среди картинок пустого места куча.

Hilden написал 2 года назад: # скрыть ответы

1) черные книги требуют к своей стоимости, чтоб игрок передвинул одного своего ученика назад. Тут все просто. Не можете передвинуть никого назад, значит не можете и взять книгу. Стоимость это, а не свойство.
2)в правилах четко написан пример. + В правилах написано: "вы сами решаете в каком порядке получать доход". Думаю после этой фразы любые вопросы должны отпасть. Фраза выделена в отдельный абзац.
3) тут не совсем понял что вы имеете в виду? У первого игрока больше шаров на выбор? Да это так, поэтому важно ходить первее и перебивать ход раввином.
Или вы имеете в виду, что можно скорректировать выход шаров в определенное действие? Нет, так не получится, если вы пользуетесь диспансером с синагогой. У нас даже был такой момент, когда один из игроков пасовал и пытался себе накидать шары.
4) тут тоже все прозрачно. Всякий раз создавая голема можете передвинуть его на шаг вперёд и активировать не кладя его плашмя. Да, могли бы написать "затем". Но на самом тайле есть стрелки, что активировать мы можем, только если передвигали голема вперёд.
Слово "можете" означает, что вы можете не пользоваться этим свойством, если не хотите. Естественно если не двигаете, значит не активируете.

Ps: не придумывайте ничего сами. Правила в принципе неплохо написаны и все понятно.

xirin написал 2 года назад: #

4) на БГГ автор отвечал, что можете двигать, а можете не двигать, но активировать голема можете в любом случае. Это вообще относится ко всем передвижениям големов (кроме второй фазы) - их можно двигать на меньшее число шагов, можно не двигать вовсе, что никак не отразится на возможности активации. Лишь бы голем стоял.

Hilden написал 2 года назад: # скрыть ответы

К стати, в конце книги правил есть удобная таблица с обоснованием всех возможных элементов инфографики на картах-книгах и на картах-целях.

arselor написал 2 года назад: #

Да что это стоимость карты не додумали, обязательное получается надо двигать, а про синагогу все равно в центр кидаешь больше шаров по центру не все, но большинство. Кидаешь к действию активации туда больше шаров, про пасс то там не пасующий кидает, а кто не спасовал либо тот у кого номер больше.
Про получения дохода на всякий случай уточнил, а то итог игры в 4 очка и это комбо сначала двигаю ученика потом доход, закралось сомнение вдруг последовательность получения выбираешь сам но по ученику получаешь доход там где он стоял в начале фазы.

F0xygen написал 2 года назад: # скрыть ответы

Улучшение дающее удваивание эффекта не чёрных книг, оно позволяет использовать два эффекта или один эффект с удвоенной сило? Например книга дающая возможность купить голема со скидкой в один даст возможность купить двух големов со скидкой в 1 или одно со скидкой в 2?

PavelKras написал 2 года назад: #

Как пишут тут - https://boardgamegeek.com/thread/2748554/study-development-tile-double-immediate-effect - правильно две покупки со скидкой в один ресурс.

BioWolf написал 2 года назад: # скрыть ответы

Навряд ли кого то смогу соблазнить этой игрой.. как она играется соло, кто пробовал и так и так?

Cartman написал 2 года назад: # скрыть ответы

Леша, привет! Отлично играется и соло и в 2м. Голем прям годнейшая вещь. Он начал потихоньку выдавливать Австрию в рейтинге моей жены, а это я тебе скажу, дорогово стоит)))

BioWolf написал 2 года назад: # скрыть ответы

Спасибо за комментарий 🙂 ну тогда возьму при случае сыграю.. вроде сперва как то отпугнул дизайн этот стремный и тема, но вот нутром чувствую, что игра отличная 😄

Hilden написал 2 года назад: #

Игра действенно отличная! Если есть возможность, то можете где-то попробовать сначала. Она чуть сложнее Австрии и ощущения другие. Но послевкусие мне точно больше нравится, как и сам процесс.

Cartman написал 2 года назад: #

Лучшая игра коллектива авторов "Лучиани", после Барашка. Даже повыше, нежно мной любимого Лоренцо,поставлю. Просто топ.

Dunpil написал 3 года назад: # скрыть ответы
Мнение

Игра в целом хорошая, но те кто играл в другие похожие Евро от этих авторов, вряд ли найдут для себя тут что-то новое и цепляющее, хотя шары погонять можно)

Hilden написал 3 года назад: #

Да, такой хороший среднячок. В целом я согласен. Единственная изюминка-это убегающие големы. Ну и замена кубов шарами.

Desert_witch написал 3 года назад: # скрыть ответы

Просто нормальное евро. Отель "Австрия" мне больше по нраву.
Толком какой-то изюминки нет, оформление слегка никакое (коробка настраивает на что-то покруче), есть пара недочетов по иконкам.
Но ругаться тут не с чего. =ъ

snowbody написал 3 года назад: #

Да, похоже что авторы, которые умеют делать подобные игры, просто сделали игру ради игры.

stanislavlucky написал 3 года назад: # скрыть ответы

Наверное это единственная игра в коллекции с органайзером, которую, чтобы собрать, надо приложить немало усилий)

Hilden написал 3 года назад: # скрыть ответы

А что у вас за органайзер? Какой-то специальный? Или от миплхаус?

womol написал 3 года назад: # скрыть ответы

да, уверен, что речь про модули от миплхайса ))
они не всегда облегчают "жизнь"

stanislavlucky написал 3 года назад: # скрыть ответы

Да, про них конечно)

Hilden написал 3 года назад: #

Жалко. Мне стандартное решение от миплов не понравилось совсем.

stanislavlucky написал 3 года назад: #

Если автор Симоне Лучани, значит игра однозначно стоящая. Остаётся в коллекции.