IvTuzovsky

Тузовский Иван Дмитриевич

Спасибо за обзор!

IvTuzovsky написал полтора месяца назад к игре Наследие Старой Руси. Легенда о Змее: #

Спасибо!

IvTuzovsky написал 2 месяца назад к игре Наследие Старой Руси. Легенда о Змее: #

Буду признателен, если расскажите чуть подробнее о своих впечатлениях!
Я не прочь выпустить новые сценарии-миссии, но нужен разумный фидбэк (к сожалению, чаще всего встречаются отзывы в стиле "мы ждали по Сказкам Старой Руси америтрэша с кучей минек!!1111!!! =))

P.S. Я б тоже подождал такого)))

Только тогда уже НасРУ

а хорошооооо.
Немножко грубо, но хорошооооо =)

Ну как тут не прорекламировать своё "Наследие Старой Руси"?))))

IvTuzovsky написал 4 месяца назад к игре Акватика: #

Добрый день!
Игроки должны были получить эти акватории. Не важно, из какого ряда акватория уходит в сброс, игрок, защитивший ее, всё равно получает своё =)
Единственное отличие: если вы получаете таким образом акваторию из верхнего ряда, то получаете и коралл (бонус получения акватории из верхнего ряда). А если из нижнего -- то коралла вы, конечно, не получаете ;)

Хороших партий!

IvTuzovsky написал полгода назад к новости Будущие игры от Hobby World: #

Справедливо.

Возвращаюсь к предыдущей теме: как человек, участвовавший в тестировании этой самой Черной книги я имею право на мнение годнота она или нет?

IvTuzovsky написал полгода назад к новости Будущие игры от Hobby World: #

А вы вообще-то пропустили как минимум 1 анонс и что?))))

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Ну нет, люди просто имеют свое видение ситуации. И критерии годности могут быть "первая сотня БГГ", тогда мы пока что всё ещё пасуем.
Но моё видение вот таково, как я описал выше.

У меня с Генкона сохранился такой скриншот топа GeekBuzz:
4. Корпорация Сны
5. Городской убийца
9. Акватика: Коралловые рифы
10. Мезень.
4 игры ровно в топ-10. 3 изданы Миром Хобби поругаемым в этом посте и по соседству в новостях =)

IvTuzovsky написал полгода назад к новости Будущие игры от Hobby World: #

Из последнего могу порекомендовать "Героев" (если нравятся компьютерные HoMM) и Тундру (немножко серповщины Стегмайеровской, но хорошо).
Корпорация Сны - годный движкострой (немножко своеогородный, но все еще очень годный).
Изнанка, которая сейчас на Крауд.Репаблик - годное амери с историей.
Черная книга - аналогично.

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Только не все авторы живут в Москве. И даже в Питере.
Я, например, живу в Челябинске. Население - чуть больше ляма.
Но важно не это, а то, что тестирование игр - это тоже работа. И она требует своих скиллов. И удовольствия чаще всего тестерам не приносит. Особенно, когда одну и ту же игру надо тестировать десятки раз. Вот у вас в коллекции много игр, которые игрались больше 20 раз? Наверняка есть, но - самые любимые. А сырая настолка - ну такооооооое себе удовольствие.
Там в целом очень сложно всё. Большинству хочется сразу играть в готовое. Потом отсеиваются люди, у которых сгорает пятая точка от недостаточной сбалансированности. Потом отсеиваются люди, которым нравится тестировать, но не нравится, если развитие игры сворачивает не в ту сторону, куда хотели лично они (я знаю больше десятка таких случаев). Отсеиваются люди, для которых конкретный проект - просто не их жанр. Отсеиваются люди, которых не устраивает тема. И так постепенно обнаруживается, что говорящих "я бы потестил" - сотни, а активных тестеров - едва с десяток ;)
Но тут у меня нет ни капли осуждения, потому что тестирование - это работа. За которую чаще всего не платят и единственная награда - упоминание в правилах и коробка, подписанная автором.

А по поводу мировых цен. Я про "мировые цены" на отечественные коробки. К счастью, вы правы и людей, которые готовы покупать отечественные игры дороже 1.5-2k рублей всё больше. И в том числе поэтому издатели всё больше готовы рисковать. Но даже и так, ты всякий раз ломаешь голову вместе с девелопером, проект-менеджером и отделом производства как бы и комплектацию сделать классной и по цене не улететь в небеса. Больше 5k, пока что, кажется, прям запретительный ценник для отечественной игры, чтобы она ушла нормальным тиражом.

Постскриптум, который длиннее основной мысли. Важно! Это не нытье. Я действительно считаю, что ситуация сильно лучше, чем была 10-12 лет назад. Отечественных игр полно в топ-1000 БГГ. А ведь привозят и локализуют под лозунгом "Суперхит! Надо брать!" очень часто игры из 2-3 тыщи.
На выставках Дженкон в США и Шпильтаг в ФРГ российские игры залетают уверенно и в топ-50 и в топ-10.
На последнем Дженконе по-моему в топ-20 было 6 или 7 российских игр из которых штуки 3-4 в топ-10. Еще раз: это на выставке в США. Российских игр. В топ-10.
В 2018 году когда "Первый контакт" и "Смартфон Инк." вошли просто в топ-50 - это казалось суперуспехом, которого до того года просто не было никогда. А тут - треть топ-10 российская. В год, когда предубеждение против российских авторов должно быть на околомаксимальном уровне.
Теперь уже многие российские игры имеют локализации на 6-8 языков.

Как будто бы всё это показывает, что в нашей стране вполне себе делают уже "игры мирового уровня". Не "суперхиты европейского семейного рынка уровня 7 чудес", не "палладиевый кубок маркетинговых заслуг им. Дж. Стегмайера", но все-таки вполне достойные игры.
Так что спасибо всем, кто тестит, кто оставляет отзывы (всякие, не только хорошие), кто поддерживает рублем и добрым словом.
Без российских игроков и российских издателей хрена-с-два бы мы были сейчас в этой точке, откуда уже видно вершины над облаками
P.P.S.Ой, нагнал пафоса в финале, прошу прощения *нет сарказма, нет*

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Кротовуха!

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Почти справедливо.
Моя логика была такова: если человек говорит, что нет годных отечественных игр, то и предлагать ему как награду в пари, отечественный продукт - не комильфо. Ведь вероятно, эта точка зрения распространяется и на другие сферы (не обязательно, но вероятно).
А ничего пафоснее (не дороже, а именно пафоснее) Лагавулина я, увы, не знаю. Не то, чтобы знаток, но вот так вышло.

IvTuzovsky написал полгода назад к новости Будущие игры от Hobby World: #

*грустно вздыхает*

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Спасибо за теплые слова! Всегда приятно, когда люди играют в игры, над которыми мне довелось работать =)

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Добавил себе в тудуист:

https://gyazo.com/06f8d75ddbd32e2dff006553d89effd4

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

На самом деле, пафосная гадость, этот ваш Лагавулин =)
"Нотки креозота и торфа" - болото и мазут, натурально.

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Ммммм, не вижу тенденции к изоляции.
Вижу 2 несколько тенденций:
1. В области политики и отдельных "политически сознательных лиц и компаний" есть стремление Запада закрыться и не брать ничего от "этих русских". Адекватные люди как сотрудничали, так и сотрудничают. Это я могу сказать и как ученый-культуролог, и как геймдизайнер.
2. Ну, мы по "славной" исторической традиции повернулись как та избушка к Западу жопой, к Востоку - передом. Но не изолировались. А азиатские рынки тоже растут.

Да и 10 лет долгий срок. За такое время можно стать и севернее Кореи, и западнее США, и даже южнее Австралии. И, что самое главное, это может произойти абсолютно с любой страной и культурой. Так что... все ещё посмотрим =)

IvTuzovsky написал полгода назад к мысли на тему Что не так с отечественной настольной индустрией?: #

Я лицо заинтересованное, поэтому права на мнение не имею, так сказать.

Но... хоть и не имею, а выскажусь.
Потому что, чтобы делать игры "мирового уровня" нужна компетентность авторов мирового уровня, готовность издателей идти на риски (репутационные и финансовые) мирового уровня, готовность игроков тестировать и... внезапно готовность игроков покупать коробки по ценам мирового уровня.
Авторы развивают свои геймдизайнерские скиллы, делая игры. Акватика была моей первой вышедшей игрой и четвертым или пятым полноценным проектом. Слава богу, мир не увидел первые три-четыре. Та Акватика, которая вышла, очень сильно отличается от той, которую я базово пилил. Там Ивана Лашина не меньше, чем Ивана Тузовского. И несмотря на ее успех, я годы не мог избавиться от синдрома самозванца и ощущения, что я -- не настоящий геймдизайнер. И только в последний год осознал, что достаточно квалифицирован, чтобы в одиночку делать лайткор и мидкор-проекты или не сгореть со стыда, работая с командой над хардкорным проектом.
На полноценное развитие одного проекта у автора уходит примерно год. Варианты "сделал прототип -- что-то не то, выкинул прототип, сделал следующий прототип" не дают профессионального роста.
Как итог... много вы знаете людей, которые хотят и могут первые 5-6 лет работать (много работать!) "в стол"?
Ситуация отчасти исправляется, если у издательств есть профи-девелоперы. Тогда начинаются сказочные истории успеха: Я сделал свою первую игру и ее сразу издали. Но профи-девелоперов в России гораздо меньше, чем непрофи-авторов.

Во-вторых, вы переоцениваете готовность игроков тестировать сырые проекты. У Open Borders Studio сравнительно большое комьюнити, но активных тестеров около десятка, кажется. И у них есть свои вкусы и игровые предпочтения. Поэтому в большинстве случаев одну игру систематически тестируют 5-6 человек. А это сильно режет окно возможностей и скорость разработки. А скорость разработки коррелирует с затратами, которые несет издатель.

Регулярно высказываемое публично мнение, что годных отечественных игр нет (а я каждый месяц читаю в профильных пабликах ВК или здесь на Тесере нечто подобное) отпугивает издателей. Заставляет издателей резать косты, чтобы сделать игру подешевле. А это - резать комплектацию и идеи. Так, одно маленькое бурчание себе под нос "опять отечественное говно привезли" превращается в большую проблему: отечественной игре лучше стоить до 2k рублей. А еще лучше - до 1k рублей. Тенденция потихоньку меняется и уже достаточно проектов со стоимостью в 3-5k, нооооо... в это случае начинается бурчание "не только отечественное говно, но еще и дорогое! Я лучше пойду поем забугорного говна за ту же цену. Вот там издатель пушит игру из третьей тыщи рейтинга БГГ, как не взять у такого милого человека?"


Резюме: авторам сложно развиваться. Тестеров на самом деле не так много, как вам кажется (там тоже нужны специфические скиллы). Издатели боятся. Игроки бурчат. И у всех своя правда.

Резюме 2: ситуация сильно лучше, чем 12 лет назад, когда я начинал делать свои первые игры. И тестеров теперь можно найти не только среди друзей, и издатели готовы рискнуть, и некоторое количество профессиональных девелоперов появилось, и свои "поклонники" у отечественных авторов и их игр есть, и бурчание стало потише и пожиже.

Дайте еще 5-10 лет и отечественная игра с разгону влетит в первую сотню БГГ. Ну или я 25 декабря 2034 года куплю вам бутылку "Лагавулина" =)

IvTuzovsky написал полгода назад к статье «Черная книга». Игровой процесс: #

Бывают еще и требования правообладателя по сохранению оригинальной стилистики и/или интеграции уже имеющихся артов в новый проект ;)

IvTuzovsky написал год назад к игре Акватика: Ледяные воды: #

Добрый день!
Увы, нет. Косаткой можно использовать ТОЛЬКО "универсальные" трезубцы

IvTuzovsky написал год назад к игре Astrum: #

игра прямо сейчас в производстве.
Но точные даты поступления ни на западный, ни на отечественный рынки пока что неизвестны.

Спасибо за комплименты геймплею =)

А насчет компонентов -- на всех фото прототип. И если вот поле будет так выглядеть и в финальной версии, но печать сочнее, конечно, то вместо миплов, кажется, будут стенды с персонажами. Но это не точно. Откроется страница предзаказа и посмотрим вместе с вами ;)

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #
Пустая зона акваторий

Я залил сегодня свежий файл с правилами:
https://tesera.ru/images/items/2340084/AQUATICA_rules_200x200_ru.pdf

Насколько я вижу, на все указанные вопросы/ошибки в них есть ответа.
Нашел только 1 неточность: не сказанно явным образом, что в свой ход можно заявить о достижении только 1 цели.

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #
Пустая зона акваторий

Только в свой ход и только 1 цель за ход

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #
Пустая зона акваторий

Кек... сейчас не нашел этого в русских правилах О_О, ноооо... да, ряд акваторий пополняется ТОЛЬКО при выполнении действия разведка.

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #
Пустая зона акваторий

Йеп =)

IvTuzovsky написал полтора года назад к новости С миру по нитке [27.12.2023]: #
Осколки бесконечности

Это механически апгрейженная версия Star Realms. Кмк, годнота, но играл только в цифре года 3-4 назад.

Если коротко - PvP deckbuilding с торговым рядом, "свистелками и перделками".

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: Ледяные воды: #

Справедливый упрек =)

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: Ледяные воды: #

Вы не совсем правы.
Максим просто не стал лишать меня возможности на другом стриме рассказать о планах по развитию игры и сделать пару анонсов. Правда, по разным причинам его перенесли с декабря на февраль ориентировочно.
Поэтому все новости о втором допе и т.д. вышли скомкано.

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: Ледяные воды: #
Вопросы автору по игре

Вообще, разговор об этом ведется и издатель очень ответственно подошел к этой проблеме.
Но сроки не скажу.
Во-первых, надо быть уверенными, что отловили все мелкие грешки.
Во-вторых, надо "поймать волну" очередного тиража, чтобы допечатать карты.

Поэтому я:
а) надеюсь вместе с вами и работаю вместе с издателем, чтобы решить эти мелкие, но огорчительные проблемы;
б) продолжаю искать, что мы упустили при вычитке русской версии.

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: Ледяные воды: #
Вопросы автору по игре

Добрый день!
1. Покуда выполняется условие, вы вольны засчитывать полностью поднятые акватории со своего планшета (соответствующие критерию).
2. Только при помощи скаута/разведки.

P.S. В русское издание вкралась ошибка. На самом деле, Голодная Арктическая Пиранья позволяет засчитывать карты, которые приносят 3 ПО и МЕНЬШЕ.

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: Ледяные воды: #

И да, поднимать акватории и вертеть скатов в целях получения трезубцев при этом не возбраняется, конечно

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: Ледяные воды: #

Добрый день!

Ох... вот и еще один косяк русской локализации выискался.
Там должно быть не "трезубцы как монеты", а "трезубцы вместо монет".
Т.е. если вы используете боковое свойство Бьёрна, то вы не комбинируете трезубцы и монеты, а расплачиваетесь ТОЛЬКО трезубцами (их больше на картах и получить их легче).

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #

Добрый!
Насколько я помню, Целитель не возвращает из сброса, а позволяет за монетку разыграть эффект карты, которая сейчас в сбросе (это иногда имеет принципиальное значение для выполнения целей).
Но да, конечно можете разыграть и свойство короля таким образом ;)

IvTuzovsky написал полтора года назад к статье Самые красивые настольные игры: #

1. Вы правы. И не правы.
Механики, конечно, не все выдуманы. Но темп открытия/придумывания сущностно новых механик действительно замедлился.
Зато аудитория начала к этому привыкать и спокойнее относиться, когда в новой настолке не стопиццот новых механик, а одна. И та под вопросом.

Это, в свою очередь, позволяет авторам а) не выдумывать велосипед для отдельных аспектов игры, а брать готовые около-оптимальные решения и адаптировать их к остальному механическому ансамблю или допилитьва тематически; б) сосредоточиться на качественной проработке и максимизации возможностей той механики, которая как раз-таки новая.

Но этот процесс в самом начале, на самом деле.

2. Вы правы. И не правы, одновременно =)
Издатели издают много годноты. И не только мутное евро, но и Паксы, пост-Койны (Рут), экспериментальные симуляторы типа Гегемонии, нарративные игры и т.д.

Но основные деньги будут приносить все равно Манчкиноджинариумы, Унополия и Дженьгэлиас.
Также как книжные издательства выпускают и Хокинга с Деграсом Тайсоном, и Питера Уоттса с Нилом Стивенсоном, но основное бабло им приносят все равно чудовищные серии про попуданцев и попаданок, магических содержанок и конанов-инженеров.

И настольные издатели действительно вкладывают НЕМАЛЫЕ деньги (поверьте, я знаю ситуацию изнутри), чтобы в России появились годные авторы, девелоперы, редакторы, дизайнеры и т.д. А работа с авторами чаще всего - гораздо более "лонгшот", чем взять и построить завод по производству картона или литью миниатюр.
Так что если они зарабатывают на это (и на завод XD), продавая Маньячкин или Ололополию, то и пусть...

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #

Увы, если у вас есть техническая возможность выполнить именно 2 подъема, то вы должны это сделать. Действие карты персонажа вы всегда выполняете настолько полно, насколько это только возможно.

Так же, кстати, работают и некоторые свойства на скоринг. Если есть возможность заскорить акваторию -- надо это сделать (по-моему, черепашка-ниндзя заставляет всех игроков это сделать и иногда одному из них это чертовски не выгодно).

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #

Все верно! Спасибо, что подробно ответили, пока я в очередной раз зевал;)

IvTuzovsky написал полтора года назад к игре Акватика: #

Я не владею всей информацией по срокам, но, кажется, издатель имеет твердое намерение не затягивать.
Сама игра готова и отрисована, вычитываем уже сверстанные правила и компоненты.

Насчет механик сейчас ничего не могу рассказать, но... кажется, смогу рассказать и возможно даже показать в начале декабря. И не только про "Коралловые рифы" ><
В общем, пока только больше интригую, но как только появится определенность обязательно напишу здесь новости =)