С некоторой завистью всегда читал отчеты с настолкокэмпов, которые организовывались в разных уголках России. Посетить их достаточно сложно: во-первых, недешево, во-вторых, нужно добираться, что называется, на перекладных. Поэтому в какой-то момент у меня, snowbody (клуб «Настольный город») и_bald появилась мысль провести такой кэмп в Крыму.
В этом году очень удачно сложились выходные в мае: пять дней с 1-го числа и 4 с 9-го. У нас в Крыму обычно к 9-му мая уже достаточно тепло, так что решено было провести наше мероприятие с 8 по 12 мая (забегая вперед, скажу, что в этом году погода нас не очень побаловала, так что по вечерам все играли в куртках и пледах, но это совсем не мешало). Первым делом нужно было найти место. Ясно, что для такого, по сути, камерного дела санаторий не подходит, значит, нужно было искать частный пансионат, который: а) вмещал бы как минимум 30-40 человек; б) был доступен в финансовом плане (юг Крыма сразу отпадает, поскольку в период праздников цены там взлетают); в) в нем должно быть достаточно обширное помещение со столами. Такой пансионат был найдет в поселке Штормовое на западном берегу, и вот был объявлен сбор.
Очень быстро в группе набралось более 30 человек, желающих принять участие в кэмпе, и мы поняли – быть! И вот вечером 8-го числа игроки стали съезжаться в Штормовое. В итоге за игровыми столами собрались 36 человек, причем кэмп получился всероссийский: были Крым, Севастополь и даже Москва.
На фотографиях видно большую часть игр, которые мы привезли с собой. Среди них есть все жанры, при этом евро оказалось меньше всего. Собственно, за все время кэмпа из евро играли только в «Замки Бургундии», «Великий западный путь», «Покорение Марса» и «Деревню», причем, как правило, не более одной партии. Лично я бы предпочел больше евро, но сложилось все иначе.
Описать все партии, конечно же, не смогу, поэтому сосредоточусь на том, во что удалось сыграть самому с некоторыми отступлениями.
Полтора десятка человек приехали вечером 8-го (я был с сыном, он уже давно играет наравне со всеми) и, поселившись, сразу расхватали интересующие коробочки и разбились на четверки.
Первая партия была в «Кланк». Я уже давно хотел в нее сыграть, потому что читал много положительных отзывов, Владимирс задолго до локализации писал, что игра отличная, так что нужно было попробовать, что это за зверь. Первая партия оставила очень хорошие впечатления: декбилдинг скрещенный с поисками сокровищ – это свежо. Вторая партия эти впечатления изменила. Не раз в последнее время мне приходилось читать о том, что современные игры не должны делать так, чтобы в какой-то момент один из игроков «вылетал» и просто сидел в ожидании конца партии, но «Кланк» очень располагает именно к такой ситуации. Во второй партии из мешка все дружно вытягивали кубики моего цвета, и благодаря этому в какой-то момент я оказался вне партии, не успев выбраться из подземелья. В итоге игра шла еще минут 30, в которые мне делать было абсолютно нечего, кроме как пойти и разложить другую настолку.
Через пару дней мы сыграли в «Кланк» еще раз. По ходу партии скупили все фолианты, а мне еще удалось заполучить карту, которая дает 10 ПО за жетон мастерства, поэтому всем не было смысла спускаться в подземелье, и игроки, ухватив по первому попавшемуся артефакту, устремились наверх. Партия вышла просто скучной. Если сравнивать с «Тиранами», в которых декбилдинг скрестили с ареаконтролем, то последние получились на несколько порядков интереснее: по ходу партии действительно принимаются какие-то решения, которые могут повлиять на исход игры. В «Кланке» же решение только одно: спускаться дальше в подземелье или нет. Не могу сказать, что это неинтересно, но у меня пока что нет желанию повторить, чего не скажу о других играх, в которые удалось сыграть.
В этот же вечер разложили «Замки Бургундии» на четверых. Игра Фельда в представлении и пояснениях не нуждается, она не устаревает, и каждый раз мы садимся за нее с удовольствием. В этот раз мне удалось провернуть комбу, которая дала 70+ ПО сразу (заполнил две области в один ход, одна из них с животными, да еще и бежевыми тайлами хорошо распорядился), так что из аутсайдеров я сразу вырвался в лидеры, но в самом конце (и это случается у меня, к сожалению регулярно в играх с кубиками) два неудачных броска подряд лишили меня возможности получить 17 ПО, из-за чего оказался третьим. Такие вот они, дайсометы, но при этом мне все равно нравится механика кубиков.
Следующая партия состоялась утром, и это была партия в «Runewars» на четверых. Процесс развертывался очень эпично: потребовалось 5+ часов, чтобы выяснить, кто же захватит власть в Терриноте. Трое из четверых игроков были достаточно опытными, четвертый играл в первые, хотя уже был знаком с настолкой по летсплеям. Вначале все играли очень осторожно, пытаясь не вызывать на себя «гнев» соперников, то есть не вторгаясь резко на территории, которые могли рассматриваться другими как потенциальные точки для будущих укреплений. Главный конфликт разворачивался вокруг тайлов с городами.
У меня были эльфы, и требовалось захватить несколько тайлов, которые давали снабжение едой, без этого собрать в одном месте мощные войска не получится. Но соперники этому всячески препятствовали, так что в итоге зима заставляла мои войска рассредоточиваться, а то и бесславно гибнуть. И даже карта, дающая два дополнительных ресурса, и пристройка к цитадели не спасали положение. Естественно, в какой-то момент все перешли к активным действиям и злые утуки, которыми руководил GingerBreadMan, смогли заполучить наибольшее количество драконьих рун.
Партия получилась напряженной и захватывающей. Не могу понять, почему "Войны" кажутся кому-то скучными. Вообще, игры Конески считаю лучшими в жанре эпических стратегий.
Затем была партия в «7 чудес» с «Армадой». Нас было семеро, при этом два игрока не очень хорошо были знакомы с базой, из-за чего вся партия получилась сумбурной, и мы не смогли понять, как новый доп вообще работает, тем более что в первый раз допускались неизбежные ошибки. Но переигрывать никто не захотел, так что отложили партию до будущих времен.
Чуть позже мы собрались на партию в «Декодер». Все это вылилось в настоящее эпическое сражение. Да, на кэмпе играли в «Сумерки империи» и в «Войну кольца» на четверых, но самая эпичная партия, на мой взгляд, получилась именно в «Декодер».
Правила игры предельно просты, так что все втянулись очень быстро, и было отыграно партий пять, в течение которых сформировались две команд: Симферополь играл против Севастополя, и удача была на стороне последнего (именно в этот раз впервые мы оказались за одним столом с Pascal и OmegaGames, с которыми потом сыграли большинство партий на кэмпе). В конце концов (примерно к 24 часам) осталось 8 человек, уровень мастерства которых уже преодолел отметку средний, деление по городам кануло в прошлое, и развернулась самая потрясающая битва в слова. До этого игра заканчивалась примерно в четвертом-пятом раунде, но в этот раз команды выдерживали натиск друг друга стойко, ассоциации становились все более изысканными (ведь нужно запутать соперников), иногда они сбивали с толку даже членов команды загадывающего, и к началу восьмого (!) раунда (прошло примерно полтора часа с начала партии и игра по напряженности уже очень мало походила на пати-гейм) у каждой команды было по одному черному и одному белому жетону.
В восьмом раунде обе команды успешно разгадали код соперников и получили по еще одному белому жетону. Тайбрейк! В этом случае авторы предлагают командам попытаться угадать конкретные слова, к которым соперники искали ассоциации. Очень напряженный момент, и обе команды угадали по два слова! Снова ничья! В этом случае согласно правилам победителями являются все: достойное завершение эпического соревнования на ассоциации. На этом первый день был завершен.
Второй день начался тоже эпично: мы разложили «Серп» на пятерых. Мне досталась Поляния и что-то я делал неправильно, потому что вначале отстал от остальных в плане сборки мехов, да еще и Саксонцы в лице сына на меня насели и вынудили отступать.
Мое предложение «сыграть еще» было принято без энтузиазма, так что игру убрали в коробочку, из которой ей было уже не суждено выбраться на кэмпе.
После этого засели впятером за «7 чудес» с «Армадой», чтобы все-таки разобраться, как правильно играть. Играли вдумчиво и не спеша, в этот раз подобралась более спокойная компания, все правила разъяснили заново, и у нас что-то получилось.
Получилась какая-то совсем другая игра. Я по наивности думал, что «Армада» добавит в партию вариативности в плане новых карт, заработка ПО и т.п. Но на самом деле она добавила совершенно новый режим войны, который просто преобразовывает игру. В базовой версии с допами или без можно было выиграть, вообще не построив ни одной военной карты, в «Армаде» так не получится. Игрок мало того, что получает поражение от соседей, так еще и по морским сражениям добавляются ощутимые минусы.
А вот игрок, который получил карту, дающую допзначение для морских сражений, и продвинувшийся на треке войны будет получать вполне приличное количество ПО каждую эпоху, при этом его с большой вероятностью никто не сможет обогнать. Помимо этого возросла значимость желтых карт, а наука как-то утратила свою привлекательность. Это не делает игру плохой, это заставляет искать новые пути к победе, что, наверное, хорошо. Но нужно настроиться.
Далее нас ждала партия в «Clash of Cultures» на четверых, она как-то сразу не задалась. У меня была цель «иметь по одному кубу в каждом треке технологии», а затем цель «иметь город в пяти гексах от начального», и выполнить мне их не удалось, у сына на всех окружающих стартовую плитку гексах оказались варвары, так что его поселение оказалось по сути изолированным, и при атаке варваров они не атаковали никого, кроме него, когда он тянул соответствующее событие.
Так что партию мы вытянуть не смогли, и поэтому собрались сыграть еще одну партию попозже, для чего оставили компоненты и коробку на столе (забегая вперед: нам так и не удалось найти компания для столкновения, но коробка лежала на столе, пока там играли в другие игры, что хорошо видно на фото).
За соседним столом объявили сбор игроков в «Войну кольца» и сын ушел туда четвертым, а я нашел компанию для «Великого западного пути» с допом (одна из моих любимых евро). Мы оказались за столом с _bald, Pascal и OmegaGames и наше противостояние было нешуточным.
Каждый выбрал свою стратегию: кто-то стремился сделать побольше поставок, кто-то скупал оптом коров, кто-то стремился выставить домики во все области. Игра с допом стала более сбалансированной и вариативной, сохраняя при этом основную механику.
И хотя я проиграл, партией остался доволен. Когда все игроки знают правила и сразу же втягиваются в игру, которая им всем импонирует, партия получается просто потрясающей.
Ближе к полночи мы решили сыграть в «Покорение Марса» со всеми допами на четверых. Один игрок участвовал впервые, а мы трое (я, _bald и Pascal) уже довольно опытные игроки. Так что противостояние было бескомпромиссным. Карты прологов (самый лучший доп, на мой взгляд) подтолкнули меня к тому, чтобы играть на растениях, но приход карт в дальнейшем слегка расстроил это план, да еще и по ходу игры мои растения нещадно «выкашивали», так что засадить Марс я смог только ближе к концу игры, получив за это заслуженные ПО. В этот раз партия вышла еще длиннее, чем обычно, и закончилась моей победой по тайбрейку. За второй день кэмпа это была первая и единственная партия, в которой я выиграл. Можно было идти спокойно спать.
Третий день ознаменовался партией в «Игру престолов» с «Матерью драконов»! Я купил этот доп сразу после выхода из печати, но до этого момента не представилась возможность его попробовать, очень надеялся, что на кэмпе наберется восемь человек, но сели играть на пятерых, затем один игрок (самый неопытный) отпал и у нас оказалось четыре вассала, то есть у каждого дома по одному. И хотя оставшиеся четверо игроков знали правила достаточно хорошо, партия, по сути, оказалась ознакомительной.
За Таргариенов играть непривычно, нужно понять, как лучше использовать драконов и как захватывать регионы с нужными жетонами. Вассалы также вносят в игру дополнительные сложности, ведь их сюзерены меняются, и трудно уследить, кто и куда пойдет. Выигрыш остался за Pascal , но игра с допом мне понравилась: на шестерых с двумя вассалами будет очень интересно.
Мое предложение сыграть в «Нации» получило одобрение, правда, сын ушел играть в «Кворриорс», но зато к нам снова присоединился _bald, и мы принялись отстраивать свои цивилизации. Значительного даунтайма в процессе партии у нас не наблюдалось, зато в достатке присутствовали «страдания и боль»: ресурсов катастрофически не хватало, война все время сжирала ресурсы и/или ПО, стабильность государств оставляла желать лучшего. Вместо того, чтобы в начальной фазе брать себе по миплу, часто приходилось выбирать ресурсы. Из-за того, что редко удается сыграть в такие настолки (я бы с удовольствием играл в них чаще, но эпический размах цивилизаций, «Эклипса», «Warrior knights» и т.п. в рамках выделяемого нами на регулярные посиделки времени не дает этого делать), каждый раз начинаешь снова думать, что и как делать, да еще и забываешь некоторые нюансы. Надеюсь, мы еще несколько раз соберемся тем же составом, тем более что «Нации» понравились всем. К сожалению, партия запечателлась только в нашей памяти, на фото не попала.
Далее были застолье с шашлыками, организованное под руководством snowbody.
После этого ничего серьезного раскладывать не хотели и засели за «Кольт экспресс» с дилижансом. На шестерых эта игра просто огонь огненный, как говорится. Партия вышла напряженной, мне удалось захватить кучу лута и к том уже расстрелять все патроны, играя за скромную индейскую девушку, поэтому славная победа порадовала мое самолюбие. В следующей партии я играл за Туко, и он как-то сумбурно бегал по составу, не успевая за другими игроками. В итоге победил сын.
И заключительной партией этого дня и кэмпа в целом стала «Деревня» на троих. Эта игра у нас семейный хит, мы наиграли в нее какое-то огромное количество партий на четверых с первым допом, но два игрока столкнулись с ней впервые, и игра протекала неспешно.
Мне хотелось, чтобы новые соперники оценили одну из самых интересных, на мой взгляд, игр, поэтому я не ставил себе целью «подрезать» и играл без пристрастия, из-за чего фактически зевнул пару выгодных ходов и в итоге чуть не проиграл.
Но это был тот самый случай, ради которого кэмп и затевался: общение с новыми игроками интереснее победы. Были и здесь люди, которые приехали и играли только своей компанией, но мне хотелось попробовать новые игры, сыграть в эпики, которые обычно откладываешь, и познакомиться с новыми интересными людьми, разделяющими мое хобби. Все три цели достигнуты. Более того, я понял, что именно новые знакомства стали определяющими для меня, и теперь мне хочется сыграть именно в этими людьми, ведь нам, кроме всего прочего, нравятся одни и те же игры.
На следующее утро все разъезжались, я надеялся сыграть партию-другую в дуэльные «Чудеса», но ребята из Севастополя рано уехали, так что теперь буду ждать другого случая. Под конец сделали общее фото, на котором присутствуют далеко не все.
Мне кажется, что кэмп удался, поэтому, если будет возможность, в следующем году мы организуем еще один.
https://vk.com/crimea_boardgame
Спасибо, хорошая статья. Захотелось поучаствовать в чем-то подобном.
Круто поиграли!
Как за один кэмп выполнить весь #ИВН_Челлендж :)
Остался только вопрос: что там делал Коля?
Играл )))
А никто не стремился выполнить ИВН Челлендж.
Огромное спасибо господам Diamond76 и snowbody за этот кэмп, это было потрясающе ) обязательно приеду еще )
И тебе спасибо) Рунворс нужно еще разок запилить, и Клаш нас ждет)
Да, задолжал я партию, обязательно сыграем )
Спасибо за подробный отчёт!
Небольшое пожелание по оформлению: добавлять к статье "связанные игры" - т.е. настолки, которые описаны в статье, чтобы эта статья отображалась в карточках указанных игр.
Спасибо, постараюсь добавить.
Можно еще участников добавить )
Здорово, курортный сезон начинается, завлекайте приезжих игроков