Оценка пользователей
7.1839
Оценить:
-

Воскресные приключения

время: 02 февраля 2015

Если честно, сначала не собирался писать отчет, потому не делал фотографий.

В седующий раз буду держать в голове о возможности очередного опуса.


Пролог.


Утро воскресенья – первое февраля - на улице плюс  один градус по Цельсию. Почти по Пастернаку. Таящий снег медленно превращает улицы в болото, а мы радостно отправляемся в центр города, чтобы посетить игротеку от «Игроведа». На самом деле список игр, в которые можно будет поиграть, нас почти не заинтересовал, но мы преследуем немного другие цели.

 

 Недавно в нашей маленькой игровой ячейке прибыло (аж  целых два человека!), и мы с жаром принялись приобщать новобранцев к волнующему и манящему своими тайнами миру настольных игр!

 

И вот мы вшестером заходим в  «Теплицу»  в  Орликовом переулке.

 

Часть первая

или

«Почему стоило бы устроить игротеку в ресторане «Грабли», но и «Теплица» оказалась очень  уместным заведением »


Да-да. Вы правильно поняли тонкие намеки, спрятанные в названии главы!

 

Если честно, мы имеем маленький опыт хождения на общественные мероприятия связанные с настольными играми. Да чего уж там, за плечами всего один осенний Игрокон-2014. Но, с другой стороны, этого опыта нам хватило, чтобы познакомиться с достоинствами и недостатками сего действа. Еще на Игроконе мы познали, что значит счастье, когда, в два часа дня, в гуще и гомоне игроков обнаружили… свободный стол – этот одинокий спасительный оазис посреди пустыни, в которой все остальные оазисы были заняты задолго до вас!

 

В этот раз игротека начиналась в одиннадцать часов, и мы  сговорились подъехать к началу, чтобы спокойно выбрать удобное место и не спеша разложить какую-нибудь игру. Но кто же может встать в воскресенье пораньше? Только дети. И пусть каждый  настольщик в душе, хоть немного, ребенок, но оторвать себя от подушки могут не многие. Это воскресенье не стало исключением, поэтому в итоге мы опоздали на час. Я с беспокойством поглядывал на часы и надеялся, что нашему примеру последовали многие другие.

 

В двенадцать часов почти все столы в «Теплице» были заняты. Мы немного опешили от такого положения дел. Пара свободных мест была только в темных закоулках второго этажа ресторана, куда и электрический свет-то не всегда мог дотянуться. Но – и в этот раз Фортуна повернулась к нам лицом! – внезапно освободился один стол, который мы перетащили в более освещенное место. Пока все раздевались и устраивались поудобнее, товарищ позвал меня выбрать первую игру для разогрева. Еще с субботнего вечера мы решили, в какие игры можно будет поиграть, и вот снова наступил момент для удивления – свободных игр практически не осталось, а то, что осталось было вроде «Барабашки».  Тоже хорошая игра, но не для нашего случая.

 

И вот тут уже хочется, наконец, сказать пару слов…

 

О самой «Теплице». На самом деле «Игровед», конечно, не обманул, и места было достаточно. В том смысле, что столы стояли свободно, по крайней мере, на втором этаже. Да и сколько можно ставить столов. Сколько их сегодня не поставь, все будут заняты – и это замечательно! Расстраивало другое – «Теплица» не была готова к такому количеству людей. Система кондиционирования толи не справлялась, толи вообще была отключена. Из-за этого в помещении было очень душно.  Голова от духоты быстро «тяжелела», к этому прибавлялась усталость от обычного, для большого скопления людей, гула. В итоге, следить за перипетиями событий в партиях было непросто.  Мы неоднократно выходили подышать прохладным воздухом на улицу, чтобы освежиться.  Не знаю, было ли это хитрый план организаторов направленный на то, чтобы увеличить текучку посетителей, или «Теплица» старалась соответствовать названию, но получилось как в известной поговорке: ”Хотели как лучше…”. Все-таки количество людей, которые сегодня посещают игротеки уже давно не секрет и можно как-то лучше выбирать место, более продуманно. Может быть, стоит жертвовать возможностью игроков плотно поесть в промежутке между играми, и выбирать  залы с хорошей вентиляцией, а не с большой кухней. И пусть это замечание можно назвать придиркой к мелочам, мне кажется, что комфортное время препровождение за игрой на игротеке важнее, чем возможность хорошенько поесть.

 

О посетителях. А что о них скажешь? Обычные люди: кто-то пришел с детьми весело провести время, кто-то с той же целью, но без детей – сидят, играют. И все бы хорошо, но почему, почему, на стольких столах лежат по четыре-пять коробок?! И ведь кого не спроси – все играю во все и сразу. «Сейчас эту закончим и эту начнем», «Сейчас  будем играть» - и так далее.  Можно понять желание тех, кто заранее ознакомился со списком игр и уже решил,  во что будет играть, попробовать все намеченные игры. И чтобы не рисковать, он сразу взял все коробки, на всякий случай. У других просто глаза завидущие и, как сороки на блестящее, они налетают на интересные, на вид, коробки и тащат на свои столы.  Но должен быть предел.

 

Мы сами (исключая пару новоявленных  чечако) – уже достаточно опытные настольщики, за плечами которых неоднократные забеги в «Ужас Аркхэма» и второе издание настольной «Игры престолов», «Спартак» и «Ярость Дракулы».  Даже с большими правилами можем более-менее быстро разобраться. Однако за те пять часов, что мы провели на игротеке, нам удалось сыграть только  в три небольшие игры. У  которых, кстати, были очень легкие правила и простая механика. Где тут успеть освоить пятерку.

 

Кому-то это покажется несправедливым и суровым предложением, но мне кажется, что нужно вводить ограничение на количество игр на столе. Одной, максимум двух коробок будет вполне достаточно. Все остальное изымать и отправлять обратно на общий стол с играми.  Такое правило здорово расширит выбор и позволит посетителям не тратить время впустую в ожидании желанной игры.

 

Может быть, нам просто не повезло в этот раз, но и на осеннем  Игроконе я помню ситуации, когда на столах лежали горки из коробок.

 

В общем, было бы здорово, если организаторы побольше внимания уделяли не только количеству людей, но и качеству самого мероприятия. Тем более, что сами проблемы проведения не меняются. Посмотрим, что будет на февральском  Игроконе.

 

Хотя, не смотря ни на что, мы все равно получили свою порцию удовольствия и сыграли в то, что хотели.

 

Часть вторая

или

«Томатное месиво в Древнем Риме и кристальная свинина»


В итоге удалось поиграть в «Помидорного Джо», «Августус» и «Артифициум». Все три игры были в нашем небольшом списке возможных вариантов. Решили разогреться помидорами.

 

1.       «Помидорный Джо»


Давно с супругой присматривались к этой игрушке. Приятная коробка, забавный арт, простые правила, небольшое время партий – что еще нужно для хорошей разминки перед  чем-нибудь вроде свидания с Ктулху? Наконец-то выдалась возможность покидаться  томатами! Взяли памятки, перетасовали колоду, раздали первые карты - понеслась. Играли максимум – на пятерых. Отыграли две партии.

 

О впечатлениях и сказать особо нечего. Общее мнение, сложившееся за столом – игра из возрастной категории «10-». Стремительная, пресная, хаотичная. Наверное, на троих партия в «Джо» получается чуть более осмысленная, но когда за столом полный набор участников, это просто первозданный беспорядок из помидоров. Понятно, что никто и не ожидал чего-нибудь в стиле «Цитаделей» или «Инновации», но в игры обычно играют, а не просто рефлексируют в ответ на события за столом. К этому можно добавить малое количество игровых карт в колоде. Втянуться в сражение за помидоры еще не успел, а кто-то уже вытащил карту рынка и партия окончена.

 

Скучно.  «Гномы вредители» гораздо интереснее. И дешевле, что немаловажно.

 

2.       «Августус»


До списка Игроведа никогда не натыкался на упоминания об «Августусе». После  просмотра обзоров и отзывов игра произвела впечатление обычного лото с парой условий. Но мне почему-то захотелось в неё сыграть и удалось подбить на это дело товарищей по столу. Стали раскладывать. Оформление очень понравилось.  Жетоны наград и мобилизации сделаны из хорошего плотного картона. Добротный  мешочек для замешивания жетонов мобилизации. Сами бочонки представлены в образе обычных красных деревянных миплов, похожих на славных легионеров великой Римской Империи. Лаконичные и стильные карточки заданий, читай, листов, куда нужно ставить бочонки. На них нарисованы провинции и сенаторы. Каждая полностью закрытая легионами карточка задания дает дополнительные возможности в игре. Задания можно и нужно закрывать не просто так, а думая о возможности сделать своеобразную комбинацию из карт.  Эти комбинации, в свою очередь, также приносят дополнительные очки.

 

Легионы выстроились в боевые порядки. Цезарь отдал первые приказы. Игра началась и неожиданно затянула нас.

 

«- Мечи! Нам срочно нужно пару легионов в Ассирии и Египте! – крикнул наместник.

И легионы двинулись в провинции устанавливать настоящий Римский порядок.

- Сенатор Италикус  отправляется к Гибралтару. Было бы неплохо, если бы мы продемонстрировали  мощь нашей Империи и дали ему в сопровождение целый легион. С красивыми штандартами.

- Есть легион. Аве, Цезарь!»

 

Каждый раз, когда игрок закрывает карту задания, он должен крикнуть: “Аве, Цезарь!”. Временами, в игре наступал момент, когда несколько людей одновременно выполняли задания, и я словно действительно присутствовал в сенате. Справа, слева, спереди - отовсюду неслось «Аве, Цезарь!». А я сидел и думал: “Когда уже вытащат из мешка этот стилет… Или, хотя бы, катапульту”.

 

Поначалу расставляли легионы по наитию, так как не очень хорошо ориентировались в свойствах, которые дают выполненные карты заданий. Но игра от этого не теряла, и всем было весело и азартно. Первая партия, неожиданно, закончилась.

 

Мы немного передохнули и сыграли вторую, уже более осмысленно, пытаясь применить стратегии. Было так же задорно. После второй пошли предложения не останавливаться на достигнутом и разыграть третий сет. Однако, посовещавшись, решили, что все же стоит попробовать еще что-нибудь новенькое.

 

Я считаю «Августус» прекрасен. Он очень прост в освоении, динамичен, без даунтайма, постоянно вынуждает следить за ситуацией на столе, партии не короткие и не долгие. В нем присутствует элемент случайности, невозможно заключать союзы и не много плотного контакта между игроками. Но игра и не претендует на что-то грандиозное. Если хочется настоящего кровавого древнеримского угара, то вы знаете куда идти – в гладиаторский бизнес, к «Спартаку». И если «Спартак» это серьезный делец и махинатор, который делает деньги и стремится к власти, то «Августус» просто его веселый  младший брат, мечтающий путешествовать по провинциям в составе легиона. Он простодушен и прям как обычный солдат.

 

Да, «Августус» может быстро надоесть. Но это одна из тех игр, которые всегда возвращаются на стол, рано или поздно. Просто  появится желание немного размяться или нужно будет приобщать к настольным играм очередного неофита.

 

Стоит отметить, что у игры есть потенциал роста. Можно легко представить себе дополнение, которое расширит игру и сделает её глубже. Если бы у разработчиков было желание.

 

Для меня единственным крупным минусом стала цена. Все-таки не стоит коробка полная воздуха тех денег, которые за неё хотят.

 

3.       «Артфициум»


На третью игру дня претендовали «Артифициум» и «Коста Руана». Выбор сделали в пользу первого, так как он показался интереснее. Разложили, начали играть. И не доиграли. Сейчас объясню почему.

 

На мой взгляд, игра откровенно плоха. Если «Помидорный Джо» скучен, то «Артфициум» уже тосклив. Игровой процесс  монотонен до невозможного – крути педали, то есть преобразуй ресурсы, и набирай очки.

 

 В основе почти любой настольной игры лежит итерация определенных действий. Но «Артфициум» это одна сплошная итерация, цикл без конца. Проблема усугубляется тем, что все идут в этой итерации вместе и нельзя каждому заниматься своим делом. В том же «Билет на поезд» кто-то берет карты, кто-то выбирает маршруты, кто-то строит перегон или станцию. В «Артфициуме» все вместе выкладывают карты, все вместе меняют карты, все делают одно и тоже.

 

«Так. Купил зерно. Преобразовал в мясо. Преобразовал в свинину.  Преобразовал в кристаллы» - и так до упора. Четыре раунда или десять, это не имеет значения. Ты попал на марафон и твоя цель просто переставлять ноги.

 

Взаимодействие между игроками только намек на взаимодействие. Да и то, если повезет получить нужную карту. Сам контакт, на самом деле, мало помогает оживить игру.

 

 Я ничего не имею против евро, но тут с евро перебор. Всю игру каждый сидит в своей песочнице и строит куличи… преобразует зерно в квас. Зачем? Чтобы получить очки. Это неинтересно. Нет ощущения, что ты принимаешь участие в жизни средневекового города и управляешь экономическим процессом. Из игр, на набор очков есть и поинтереснее представители. Например «Эй, это моя рыба» или «Тайное послание».

 

Не спасают ситуацию и компоненты. Они качественные, спору нет. Но что это за компоненты? Шесть досок разбитых на квадраты – это планшеты игроков, и одна большая доска, разбитая на квадраты – она для подсчета очков. Небольшая колода карт и горсть кристаллов, которые вообще не в кассу. Почему нельзя сделать хотя бы монеты?

 

Может быть, сама идея не плоха, да только «Артфициум» и есть всего лишь идея игры, а не сама игра. Можно было бы немного пофантазировать и представить, что вместо карт зданий у нас красивое поле, на котором изображен средневековый город. И мы не только выкладываем карты, но и выставляем миплов на здания пивоварни, кузницы, монетного двора. Миплы- рабочие, миплы-рыцари, миплы-какие-нибудь. И место в зданиях ограничено, так что не щелкай клювом дружок, а то останешься без пива, а значит и без рыцарей. А хочешь выложить карту, так не выставишь мипла в этот ход. Вот! Уже появляется дилемма, необходимость принимать решение. Расширим арсенал действий и эффектов и заменим погоню за очками погоней за престижем в городском совете. Получаем ветки стратегий. Уже совсем другой разговор получается.

 

Куй железо пока горячо и поднимайся как единственный в городе железный король, у которого можно купить кочергу.  А куда в средневековье без кочерги? Особенно духовенству. Торгуй и покупай престиж. Не почетно? Деньги не пахнут. Собирай рыцарей, магов или еще какую шушеру, и «дави авторитетом».

 

Сложно - крикнут оппоненты - получается. Порог вхождения увеличится.

 

А я не соглашусь. По сути, все то же самое. Копи ресурс – получай очки. Просто возможностей больше, больше реиграбельности. А где реиграбельность у «Артфициума»? Он же после первой партии уже весь исхожен вдоль и поперек. В нем даже думать почти не нужно. Клади карту, потом другую, и все. Ну, ведь скука смертная.

 

Конечно, с полем и миплами он бы стал дороже. А платить такие деньги за прототип приемлемо? Мне так не кажется.

 

Я очень надеялся на «Артфициум». Потому что я верю в российских разработчиков. Но, увы, этот блин вышел  комом.

 

Эпилог (очень короткий)

 

День был потрачен не зря. Не важно, понравились игры или нет, мы узнали много нового и отлично провели время. Неофиты потихоньку начали превращаться в адептов, и это было здорово.

 

Вечерело. Мы собрались и отправились домой, условившись обязательно сходить на Зимний Игрокон.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Norg222 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Было интересно почитать отзыв на Артифициум. При прочтении правил сложилось именно такое впечатление - повышенная монотонность и однонаправленность процесса (в дополнительный минус к оторванности от темы, что было итак понятно). Большие (и в целом хорошие) обзоры этого не выявляли, думаю, старались "смягчать" критику отечественной разработки. Теперь точно определился. Спасибо.

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Пожалуйста. Рад, что отзыв оказался полезен. Тут для сравнения с Артифициумом советовали Крафтеров. Может быть на эту игру стоит обратить внимание.

Mazz_O написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Крафтеры проигрывают по шлифовке игрового процесса, она более сырая, чем Артифициум.

ThunderWolf написал 9 лет назад: #

Дежа вю... Такое ощущение, что я уже видел этот комментарий и уже отвечал на него.

Не согласен. Тгровой процесс в крафтерах отлично отшлифован. его ежинственный серьезный недостаток - большое время партии. И один недостаток поменьше, что колоду целей нужно было бы слегка упорядочить по эпохам, чтобы не случалось так,чт о в начале в сброс уходят задания короля приносящие ВП, а в конце выходят задания приносящие деньги, когда уже не нужно.

А вот Артефициум уже на полутора партиях пару раз сломался. Плюс он порой начинает топить отстающего, а это уже никак не отшлифованность.

Asteyar написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Если Артфициум — доделанные Крафтеры, никогда в жизни за него не сяду) Не знаю игры скучнее Крафтеров...

Mazz_O написал 9 лет назад: # скрыть ответы

только по тематике. Всё-таки хоть разок попробуйте по возможности.

Asteyar написал 9 лет назад: #

Ладно, рискну))

icenine написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Вас обманули. Монотонности в Артифициуме нет. Там мозги кипят сильнее чем в большинстве евро. Просто люди примитивные думают, что эта игра про то как пшено превращается в пиво, а на самом деле это игра про то ЧТО и когда продать, чтобы купить другое ЧТО и преобразовать его в НЕЧТО, чтобы возможно продать его в следующем раунде и сорвать весь банк.
Артифициум игра на покупки и продажи, а не на крафтинг и добычу ресурсов.
Она скорее экономическая игра, а не евро. От евро там только счетчик очков.
Хорошая игра. Очень хорошая и ни разу не монотонная.

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Складывается впечатление, что это Вы автор игры :)

Njuse4ka написала 9 лет назад: # скрыть ответы

Ага... И все остальные, кому игра понравилась. Большой и дружный коллектив авторов =))

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

В это совсем не трудно поверить  Особенно глядя на то, как защищают игру люди.

Nouvelle написал 9 лет назад: #

Смайл забыл =)

Njuse4ka написала 9 лет назад: # скрыть ответы

А вы не подумали, что обзоры не выявили монотонности, потому что её не было? =)

Norg222 написал 9 лет назад: #

Njuse4ka, если про "не подумали" :), это конкретно ко мне (тут по веткам и не разберешься сразу), то так скажу:
обзоры, написанные многоопытными настольщиками почти всегда интересно читать, но такие "не-гиковские" отзывы от людей без опыта сотен настолок лично мне кажутся весьма полезными. Естественно, я не говорю о буквальном восприятии слов "игра плохая".
Кстати, предыдущий пост автора, несмотря на негативную оценку, многие тоже сочли полезным.
http://tesera.ru/user/Nouvelle/journal/445279/

Опережая возможный комментарий: "не играя - не поймешь" - сразу согласен :)

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Слово "итерация" вызывает во мне ступор. То ли вокруг одни программисты, то ли слово "повторение" вышло из употребления.
А так обзор нуба со всеми вытекающими.

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Может быть, Вы и правы, можно было бы использовать слово «повторение». Возможно, читалось бы приятнее.
В любом случае, забавно в следующем предложении читать «нуб» вместо «новичка» или, скорее даже, «дилетанта».

Donovan написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Походу он сам по жизни нуб и ему об этом постоянно напоминают, вот и попытался повесить свой статус на другого, да нифига не получилось

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А где она, грань между нубом и джедаем?

igelkott написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Прямо как дети малые, надо просто почувствовать Силу!

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Это когда получается шесть раз выбросить шестерку на кубе?

ThunderWolf написал 9 лет назад: #

это когда на 1d6 удается стабильно выкидывать семерку ;)

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: #

Посмеялся, спасибо ;))))

IvTuzovsky написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Нуб - термин игровой субкультуры... Итерация - термин из программирования... Кажется, ваш сарказм был излишним:)

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Справедливости ради - слово итерация уже вышло за пределы сферы программирования, и далеко не всегда его можно заменить словом "повторение".
Ну-ка скажи следующее предложение со словом "повторение", что бы сохранился смысл, да так что б не только общий:

"Правила игры были в сильно черновом виде, и понадибилось несколько итераций прежде чем они приобрели более менее удобоваримый вид."

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А что в данном случае означает итерация?
Лоншаков обожает это слово (ему можно), но в его новоязе это "версия"/ "редакция"

Ksedih написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Во-во, я лично сначала понял выданное Ogro предложение, как: "Потребовалось несколько раз прочитать правила, чтобы их понять". Но после пары прочтений, дошло что всё таки речь о переписывании правил.

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Тебе понадобилась пара итераций, что бы понять смысл прочитанного :D

Ksedih написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Мне потребовалась пара повторов, чтобы понять смысл прочитанного.

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Хмм, а тебе самому понятно твоё предложение? :D

Ksedih написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Нет. Как и твоё.

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Засада :)

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: #

Передача "Пойми меня" ( там еще сообщали что повторов не было)
:D

Gorthauers написал 9 лет назад: #

Мне кажется очевидным, что под итерацией тут подразумевается процесс правки правил в новую версию, но меня тут лучше не спрашивать, я программист :D

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Ок, вот доработанный вариант примера:

"Правила игры были в сильно черновом виде, и когда мы принялись их дорабатывать - понадибилось несколько итераций прежде чем они приобрели более менее удобоваримый вид."

Как видишь, понадобилось две итерации, что бы донести мысль :D

Короче, этими примерами я просто показал, что не всегда можно просто заменить слово "итерация" на слово "повтор" и получить тот же смысл в лучшем виде.

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: # скрыть ответы

После тестирования нескольких редакций правил игра приобрела законченный вид.
Краткость - сестра таланта;)

Ogro написал 9 лет назад: #

Ну, можно тогда вообще сказать "Игра - всё".
Смотри как кратко :)

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А если серьёзно - то ты просто написал другое предложение, слегка напоминающее пример. Так что твоя краткость тут не при делах даже ;)

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Я переформулировал, чтобы избежать необходимости искать ненужный термин;)

Ogro написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Смысл изменился.
Поскольку мы разбираем гипотетический пример, а не ищем решение в реальной ситации - нужно было оставаться в рамках примера. А вдруг пропавшие у тебя акценты и смысловые элементы критичны?

Короче, тут можно дискуссию развернуть на много-много вложенных итераций, переходящих в рекурсии :)
Сдаётся мне - здесь не подходящее место для этого ;).

Ну и напоследок - я на сомом деле не очень понимаю тех, кто с маниакальной ревностью отмахивается палками от "новых" слов. Язык - динамичная штука, новые слова его только обогащают. Конкретно слово итерация в некоторых ситуациях может наиболее точно передать мысль\смысл, так зачем это надсадная "стирилизация", особенно нелепая из-за того, что многие считающиеся сегодня русские слова каких-нибудь сто лет назад были такими же новыми. А если копнуть ещё глубже - то вообще язык представляет собой солянку из разных заимствованных слов из разных языков в разное время. Какой смысл сражаться за ногомячи? Не понимаю таких догматиков, как Pard в этом плане.

В крайности только не нужно бросаться, бессмысленное пихание чужих слов ради чужих слов я тоже не одобряю. Но такие слова, которые не имеют полного эквивалента, в связи с чем объективно обогащают язык - почему нет?

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: #

Pard это отделе случай. Мне не нра именно интенсивность использования итерации среди настольщиков где надо и не надо

ThunderWolf написал 9 лет назад: #

Эх, не знаете вы что такое "Метод последовательных приближений и банановая долина Розенброка"... )
ну да не будем о математиках, а то еще придут...

Nouvelle написал 9 лет назад: #

Нуб – просто термин, обозначающий человека, который является новичком в чем либо. К игровой индустрии «нуб» имеет такое же, если не меньшее, отношение, как и к компьютерной теме. Так что получается еще забавнее.

Slim_Slam_Snaga написал 9 лет назад: #

"Нуб" в данном случае это профан, нежели просто новичок или дилетант)))))

Amsh написал 9 лет назад: # скрыть ответы
Евро, игры на очки, Артифициум

Автор изо всех сил старается казаться компетентным, но это плохо ему удается. Казалось бы, ну не понравилась игра, ну такое мнение....
Но нет, автор статьи пишет "игра откровенно плохая". Причем, чтобы не быть голословным, используются заумные фразы типа: "в основе почти любой настольной игры лежит итерация определенных действий, но Артифициум - одна сплошная итерация...." Что это значит, знает наверное, он один.
Дальше идут попытки анализа, которые не буду цитировать, все читали: он сводится к тому, что 1) одновременные действия в игре - это плохо (почему? во многих играх это используется и в большинстве игр с экономическим движком это хорошо - меньше даунтайма, лучше баланс), 2) мало взаимодействия - а где в евро вы видели много взаимодействия? да и скажем прямо, в Артифициуме - оно как и положено - непрямое.
По следующей "гениальной" мысли автора спасти ситуацию могли бы компоненты, но и они не спасают!!!!! То есть, если в хреновую игру, извиняюсь, положить много красивых мипликов - то они спасут процесс? А если вместо кристаллов (приятные такие абстрактные каунтеры) положить монет (уже не абстракт) - ими станет легче измерять одновременно и еду и руду?
Когда наш пейсатель говорит об играх на очки, он явно имеет в виду что-то другое, Потому что в этой категории он сравнивает евро (Артифициум) с простой карточной мини игрой (Тайное послание) и абстрактом (Эй, это моя рыба).
Про последнюю игру он вообще выдал epic fail назвав америтрешем.
Зная, что это игра от отечественных разработчиков, мог бы сказать просто, что не понравилось. Но нет! Щедрой рукой сыплются идеи - как расставить миплов, как создать дилеммы, как расширить арсеналы действий......
Печально то, что прочитав такой обзор, многие не купят эту игру, которая впрочем, удалась.
P.S. Я не автор игры, с ним не знаком, в Игроведе не работаю :)

Journeyman написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Возможность украсть у соперника ресурс - это непрямое взаимодействие? А что тогда прямое, хук справа? ;)

Amsh написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Согласен, кража ресурса - прямое взаимодействие.
Но часто ли оно используется по сравнению с другими?

Journeyman написал 9 лет назад: #

Думаю, что не часто. Но все-таки оно есть.
Со всеми остальными тезисами согласен. )

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за критический отзыв, есть над чем подумать.
Честно, я ни разу не пытался казаться компетентным. Написал, так как хотел, но при этом не претендовал на истину в последней инстанции. Вы правильно сказали – все выше изложенное это мое личное мнение. И мое мнение – Артифициум откровенно плох.
Я не пытаюсь умышленно использовать заумные фразы, а пишу так как мне нравится. Мой стиль хромой, но я и не отличный писатель и стилист. И я уверен, что фразу об одной сплошной итерации понял не я один, судя по комментариям.
Интересно посмотреть, где было написано, что одновременные действия это плохо. Этот элемент рассматривался в отчете только в привязке к набору возможностей в Артифициуме, где, на мой взгляд, одновременные одинаковые действия делают и без того пресный процесс еще скучнее. Отсюда вытекает и претензия к взаимодействию, которое могло бы оживить игровой процесс, будь его больше. Я не говорю о десяти вариантах контакта, но, хотя бы, четыре-пять карт действий против соперников, или возможностей влияния на ситуацию на рынке.
Компоненты имеют значение. Маленький мир тоже элементарен, но очень затягивает. А если обернуть его в серую и абстрактную оболочку он будет восприниматься совсем по-другому. Мне интересно попробовать сыграть в Токайдо не из-за механик – ни один обзор меня в этом плане не впечатлил – а из-за арта. Может быть именно реализация поможет лучше прочувствовать и понять эту игру. Кстати, кристаллы, как Вы сказали, это абстрактные каунтеры, а мы играем в неабстрактное развитие средневекового города, так что и монеты отлично подошли бы.
Когда я говорю об играх на очки, я имею в виду игры на очки, и уже не раз писал на эту тему в рамках обсуждения. Поэтому я и сравниваю Артифициум, Тайное послание и «Эй, это моя рыба». Отдавая предпочтение двум последним.
Но, в чем я действительно оказался неправ, так это в причислении «Эй, это моя рыба» к америтрэшу. Это ошибка и я это признаю. Неверно понимал значение этого термина.
Идеи я предлагал не потому, что это игра отечественных разработчиков. Если почитать отзывы на какие-нибудь фильмы или книги, то можно часто встретить мнение рецензента: “вот если бы режиссер (автор) развернул тему в этом направлении” или “саундтрек никак не вписывается в общую атмосферу фильма” и т.д. Так же я выражал свое мнение и в отчете.
Не думаю, что стоит переживать за Артифициум. Если это действительно хорошая игра, то она заявит о себе вне зависимости от негативного обзора обычного человека. Если же такой обзор может ей навредить, значит она не такая интересная.

Amsh написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Стиль написания, кстати говоря, неплох.
Но про итерацию - явно не для широких масс.
Насчет карт с прямым взаимодействием - понятно, что кому то их хочется больше. Но евро на то и евро, чтобы избегать прямых взаимодействий или существенно их ограничивать.

Насчет компонентов - вопрос спорный, согласен. Некоторые люди покупают игры чтобы просто потрогать фишечки и восхититься компонентами. Но все же подобные вещи в большей степени характерны для любителей америтреша и маленьких детей.

В отношении сравнения игр "на очки". Разделить настольные игры по такому принципу, конечно можно, но оно Вам ничего не даст, поскольку в выбранной группе окажутся принципиально разные игры (выборка неоднородна). Как и получилось в Вашем случае. Я же не сравниваю "Билет на поезд" с покером только потому, что в этих играх есть карты; или "Колонизаторов" с "Риском" только потому что в них есть кубик? О каких предпочтениях мы говорим?

Про идеи: не так уж и давно известный тут айс тоже предлагал много идей для наших "Жуков". То ли леденцов на трассу выбросить, то ли навозу подложить, я не очень помню. Зато прекрасно понимаю такую вещь - любая мелкая деталь может испортить хороший баланс в игре. А у Артифициума хороший баланс. Так что думаю, время покажет, может к нему и надо сделать продолжение, но это время покажет.
Я бы сделал, идея отличная.

icenine написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Я вижу вы не злопамятны :)
Испортить Жуков невозможно, они идеальны в вопросе порчи.
Заметьте Артифициум у меня нет желания хомрулить, есть претензии к странностям сеттинга, но хомрулить игру не требуется.
С Жуками все ровно набоборот: к сеттингу претензий нет, а игру надо жутко хомрулить фактически создавая заново.
Да и чтобы два раза не вставать: в Артифициум у меня дети рубятся аж с визгом, партий 5-7 уже сыграли, а Жуков после первой партии с полки не доставали. При том, что в обеих играх надо много считать, но в Артифициуме от счета получаешь кайф, а в жуках уныние.
Извините, что я в вас опять палкой потыкал, но вы сами напросились :)

Amsh написал 9 лет назад: #

:))))

Nouvelle написал 9 лет назад: #

Я совсем не против интересных песочниц. Возьмем «Race for the galaxy» (базу, потому что только в неё играл) . Это евро? На мой взгляд, да. Шикарная, ведь, игрушка! В свое время я её совсем не понял, кстати, при этом чувствовал, что здесь не игра виновата, а необходимо научиться играть. В «Race…» отыграл много партий, правда, большая часть была с компьютером. И я мало сожалел о контакте, потому что комбинирование карт завораживало, потому что интересно было пробовать новые стратегии, пытаться применить какие-нибудь фишки. Потом стали появляться карты, которые мне нравились или нет. Игра раскрывалась. Но, я совсем не вижу чему можно учиться в Артифициуме. Это была бы не проблема, если бы игра ставила пару более-менее нетривиальных задач, однако, единственная задача, по-хорошему, это минимизировать потери, если карты не пришли или выжать максимум из правильной «руки». Вроде и в «Race…» так же, да не так. Там можно попробовать развернуть ситуацию сменив стратегию, можно стараться обезопасить себя выстроив надежную систему производства-торговли. А что делать, если в Артифициуме не пришла карта два раунда подряд или идут низкоуровневые преобразования?
Когда я говорю о взаимодействии, это означает не только прямой плотный контакт. Влияния на рынок уже достаточно. Например, когда эффект сыгранной карты будет бить по всем, включая сыгравшего её, как раз как в «Race for the galaxy». «Лес горит! Все теряют жетоны бревен и не могут покупать их в этот раунд».
Да где же было сравнение Артифициума с Рыбой или Посланием? Просто и там, и там, и там набираются очки и цель собственно – набрать очки. Мне кажется, что участникам обсуждения просто не нравится, что я поставил Артифициум в один ряд с этими простыми игрушками.
Про баланс скажу только: чем проще система – тем легче балансировка. Баланс неоспоримое достоинство любой игры, но ни в коем случае не оправдание.

ZoRDoK написал 9 лет назад: # скрыть ответы

>Зачем? Чтобы получить очки. Это неинтересно.

Зачем вам Евро? Есть хорошая игра — Свинтус.

Nouvelle написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Я очень ценю атмосферу в играх. Если мне хочется просто поломать голову, то играю в абстракт.
Евро я тоже люблю и с удовольствием гоняю тот же Stone Age. Строишь жилища, развиваешь ремесла, собираешь ресурсы, плодишь человечков - приумножаешь богатство поселения. Целью является создать лучшую деревню. Начисление очков это своеобразный рейтинг, общий итог.
В Артифициуме же ты преобразуешь... и все. Причем, даже не важно какой ресурс преобразуется в какой. Единственное их отличие это цена. И цель игры - получить как можно больше очков. Не создать устойчивую экономическую систему или самую длинную цепочку, а просто накручивать счетчик. Поэтому, для меня Артифициус очень скучен. Даже без учета его элементарности.

ZoRDoK написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Большинство евро - это запакованные в фантик абстракты.

ThunderWolf написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Любая игра - это абстрактные механики с натянутым на них сеттингом. В Каменном веке, достаточно красивый, полный и непротиворечивый фантик, чтобы в него поверить, чтобы почувствовать атмосферу, а не просто перемещать абстрактные фишки. Причем поверить сразу, а не как в Знаке древних накачивать атмосферу, зачитывать и тщательно отыгрывать литературный текст, чтобы абстрагироваться от мысли что это покер на костях.

ZoRDoK написал 9 лет назад: #

Не любая, уверяю. Есть игры многих жанров, где механика разрабатывается, не будучи вторичной по важности, исходя из темы.

igelkott написал 9 лет назад: #

Вся жизнь такова.
Тлен тлена, все тлен и томление духа. Иногда запакованный в фантик.

ZoRDoK написал 9 лет назад: # скрыть ответы

И в Каменном веке нет никакой экономической системы. Игра про умножение шаманов на избушки, со своей экосистемой, которая есть и в Артифициуме.

Nouvelle написал 9 лет назад: #

Я не писал, что в Каменном веке есть экономическая система. Про экономику я упомянул в связи с Артифициумом, в начале описания правил которого написано: “Мудрые средневековые правители знают: ремёсла – вот ключ к развитию города. Чем больше трудятся ремесленники, тем лучше казне”.
То есть мы развиваем экономику города: возводим здания, увеличиваем товарооборот, теоритически, развиваем ремесла. Я считаю, что в Артифициуме этого нет, и вовсе не потому, что король – самодур, или наводнение уничтожило посевы. Игрок не инвестирует в строения, не использует мастеров, и почти не имеет возможности сделать свою цепочку товарообмена стабильной, даже налоги не платим. Не говоря уже о механизме колебания цен. Icenine здорово описал игру: “это игра про то ЧТО и когда продать, чтобы купить другое ЧТО и преобразовать его в НЕЧТО, чтобы возможно продать его в следующем раунде и сорвать весь банк” - так и на до написать на коробке. И пусть это похоже на биржу, но пример кривой, потому что, опять же, колебания цен нет. Не отказываю Артифициуму в экосистеме, но она примитивна и в ней почти нет места игровому творчеству. Рефлексия с попытками прямолинейного краткосрочного планирования. Где тут почувствовать себя воротилой средневекового города.
А в Каменном веке действительно можно умножать. Человечков на карты, дома на карты, молотки на карты, карты на карты. При этом можно избирать разные стратегии развития и идти к победе разными путями. Какие варианты стратегий есть в Артифициуме?
А про то, что все игры абстракт, выше уже написал ThunderWolf.

Journeyman написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Тоже сыграл в Артифициум на Игроведовской игротеке. И сидел за соседним столом.
Впечатления тоже не больно радужные. Удручает соотношение карт ресурсов и зданий. Регулярно складывалась ситуация когда невозможно что-то делать из-за неприхода карт ресурсов. Ну и воровство ресурсов у соседа легко могущее разрушить сложные цепочки это просто песня.

Mazz_O написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Не раз и не два выигрывали те, которым не приходили карты ресурсов. На то и денежки нужны. =)

Journeyman написал 9 лет назад: #

А я и не говорю, что так нельзя выиграть. Но вероятность ситуации когда нет возможности развиваться на мой взгляд слишком велика.

Njuse4ka написала 9 лет назад: # скрыть ответы

Дак а деньги то на что?
Ну не пришла тебе пшеница и что, собственно? Купи её. Сделай квас. Продай его. Профит. На это купи другой ресурс, которого тебе не хватает, а карты для его создания нет.
Я не понимаю, как может сложиться ситуация, когда ты вообще ничего не можешь сделать.

Journeyman написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Может и сложиться. А покупка ресурса первого уровня для продажи на втором в любом случае тормозит развитие.
В общем это впечатление от одной партии, надо поиграть еще и посмотреть различные варианты.

Njuse4ka написала 9 лет назад: # скрыть ответы

А мне показалось наоборот, убыстряет. Так как ты быстрее сможешь произвести товары более высоких уровней.

Mazz_O написал 9 лет назад: #

Согласен, применение денег будто бы позволяет сыграть на 1 карту больше.

ZoRDoK написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Не может. Нюся всё верно написала - есть механизмы получения большого количества денег, есть разбор и обмен карт. Сколько играл, ситуация "не могу ничего сыграть" была лишь у тех, кто болтал по телефону во время объяснения правил.

Journeyman написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Слава ты играл в Арифициум? И каково твое мнение об игре?

ZoRDoK написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Хорошее. Есть косяк с рыцарями при большой компании, в остальном это агрессивное евро на 45 минут. Там просто манера игры не очевидна по правилам для победы. Если играть наподобие Крафтеров, то это путь на последнее место.

Journeyman написал 9 лет назад: #

Круто, что тебе понравилось. А в любом хорошем евро манера игры и не должна быть очевидна. В этом же один из смыслов евро - искать стратегии победы.