Ноябрь - снег и первые морозы, дети открыли лыжный сезон, я пока не успел. Играли меньше, чем в октябре, но не менее азартно.
Основные направления настольной деятельности:
1) Намерен отказаться от покупок и изготовления новых игр в следующем году. Причина: вмоей коллекции есть ещё 15-20 неотыгранных игр.
2) Планирую принять участие в нескольких конкурсах на BGG: сыграть по 10 партий в 10 игр (10*10); сыграть в 15 новых игр; сыграть с каждым членом семьи (достаточно большим) по 5 партий в 5 игр, которые он сам выберет (family 5*5); каждый месяц выбирать 2 новые игры (или игры, которые не раскладывал минимум 2 года) и сыграть не менее 2 партий в каждую (2*2*12).
3) Изменить методику выбора игры, чтобы «поиграть прямо сейчас». Сегодня выбираем по очереди: я, супруга, сын (средний сын выбирает отдельно, т. к. у него пока свой особый список игр). Новые игры ввожу только я. В связи с этим мне часто приходиться выбирать между новинкой и интересной мне игрой. Решили, что далее выбираем в таком порядке: я, супруга, сын, новинка.
Переходим к собственно игровому дневнику.
Традиционный набор игр со средним сыном (6 лет) - коротко:
“Археология - Archaeology: The Card Game” (2 партии)
Отличный филлер на собирание наборов и выбор между "журавлём в небе и синицей в руках". За 5 лет мы сыграли более 40 партий (только учтённых, а фактически - 60-70), и игра нисколько не надоела.
“Детские Колонизаторы - Catan: Junior" (1 партия)
С удовольствием смотрю как ребёнок учится комбинировать и обменивать ресурсы для достижения тактических целей. Стараюсь не злоупотреблять пиратом: не ставлю его на сектора с остро необходимыми ребёнку ресурсами, но и не поддаюсь открыто. На этот раз с нами играл мой папа. С игрой он освоился довольно быстро и играл азартно, ничуть не поддаваясь внуку )). Кажется, мы нашли хорошего напарника для игр. К сожалению этот напарник живёт в другом городе и видимся мы раз в 1-1,5 месяца.
“Квиркл - Qwirkle” (1 партия)
Абстрактная игра на выкладывание рядов карточек с фигурами - по форме или по цвету. Младший сын (2 года 10 мес.) активно мешает нам играть, требуя себе карточки и выкладывая их прямо на игровое поле. Приходиться строить с ним отдельные ряды, а потом украдкой перемещать из них карточки в запас. Когда эти вторые ряды тают, младший начинает справедливо возмущаться, тогда приходиться отвлекать его внимание на машинки, роботов или на рисование гуашью (это самый верный способ; главное потом - отмыть от краски пальцы, лицо и шею юного художника-абстракциониста; но какие только жертвы не пойдёшь ради развития ребёнка; и ради любимого хобби, конечно).
“Delve: The Dice Game” (1 партия)
Сыграли сценарий за муравьёв, которые совершают набег на соседний муравейник. Не перестаю удивляться как ребёнок выбрасывает на кубиках нужные комбинации, позволяющие нам выиграть сражение с минимальными потерями, а то и замечательным образом подлечиться. Мне в одиночку так на кубиках не везёт.
"Ордонанс - Kingdom of Crusaders" (2 партии)
Когда-то сыграли несколько партий в эту карточную игру и убрали на полку на несколько лет - скучновата. Статистика игры на BGG печальна. Вспомнил и предложил ребёнку - пошла на ура: рыцари, же! Правила простые, по ходу игр поправлял и подсказывал ребёнку. Как же он радовался, когда при финальном подсчёте обошёл меня. Теперь сам регулярно просит достать игру "про флажки". "Ордонанс" переживает ренессанс.
Традиционные и любимые абстрактные игры - "Ingenious" (3 партии) и "СЕТ - SET" (2 партии) - ежемесячно появляются на мониторе.
"Пять племён - Five Tribes" (3 партии)
Хорошая семейная игра. Каждый из нас уже праздновал победу. У каждого - свой стиль игры: супруга экономит деньги, нацеливается на жёлтых и белых человечков, почти не покупает джиннов; сын - стремится к контролю над территориями, покупает джиннов, собирает жёлтых и белых человечков; я - стараюсь контролировать районы, копить товары, брать синих миплов. Играем достаточно ровно.
В одной из партий сын поставил семейный рекорд при игре на троих - 166 очков.
"Грузи и вези - Pack&Stack" (3 партии)
Сыграли со старшим сыном 3 партии с хоумрулом: игра-то, минимум на троих игроков, поэтому вскрывали по 2 грузовика и выбирали любой. Хорошая игра на развитие пространственного воображения.
"Времена года - Seasons" (3 партии)
Три дуэльные партии, и все 3 проиграл с отрывом в 10-30 очков - никогда со мной такого не было. Два раза подряд соперник в 3-ем круге выкладывал бесплатно карту, приносящую 30 очков (по умолчанию эта карта стоит 20 очков). В одной из партий я активно жертвовал карты (была такая возможность), но всё равно не мог догнать соперника. Есть повод задуматься. Будем играть обязательно.
"Пригороды - Suburbia" (2 партии)
Дуэльная партия с сыном: В открытых целях были минимум репутации и минимум зелёных зданий. Я отказался от борьбы за вторую цель и стал строить зелёные (у меня были бонусы за зелёные здания - 2 "института" и 2 "колледжа" увеличивали население на 10 за каждое новое зелёное здание) - это принесло закономерную победу. Минимум репутации, кстати, тоже был моим.
Партия на троих - к нам присоединилась супруга. Они с сыном всю игру спорили за синие и жёлтые здания (открытые цели). Моей целью был максимум серых, поэтому я скупал серые, а под конец - и зелёные здания. Странно, что мои соперники это проигнорировали, видимо были увлечены личной борьбой. В последнем раунде супруга перехватила у сына жёлтое здание и отобрала 1 цель (максимум жёлтых). Этого-то здания и цели сыну и не хватило для победы.
Итог: в упорной борьбе я выиграл у сына всего 1 очко, супруга замкнула тройку призёров: 105-104-89.
"Агрикола - Agricola" (2 партии)
Первый раз играли без хоумрула "Сын всегда ходит первый, супруга - второй, а я - последним". И каждый из нас обновил свой худший результат: супруга 26 - сын 25 - я 24.
В середине партии я заметался и не извлёк максимум выгоды из карточек, осталась куча пустых ячеек: привет, последнее место. Супруга взяла 5 карт "попрошайничество", но запас очков позволил ей выиграть.
Собравшись играть в следующий раз, решили вернуть упомянутый хоумрул (т.е. очерёдность хода не меняли).
Итоги партии:
Сын (41 очко) - 4 родича, хижина, 4 огороженных хлева, куча животных, зерна и овощей.
Жена (40 очков) - 5 родичей, дом с 4 комнатами, нет пустых участков, 3 огороженных хлева, нет свиней.
Я (30 очков) - 7 пустых участков, нет коров и свиней, 10 очков за карты, 4 родича, дом с 4 комнатами, 3 очка за бонусы.
"Агрикола" и "Энергосеть", утвердившись 3 года назад на вершине нашего семейного хит-парада, и не думают её покидать. Игры на все времена. Пожалуй, в начале 2016 года бросить им вызов смогут "Замки Бургундии" и "Терра Мистика" - будем посмотреть.
"Плоский мир - Discworld: Ankh-Morpork" (2 партии)
https://cf.geekdo-images.com/images/pic2725843_md.jpg">
Обе партии на троих выиграл ребёнок — сперва за Хризопраза, затем за Ваймса. В начале партии он всегда нацеливается на район «Семеро спящих», чтобы минимизировать вероятность финансовых проблем. И это ему удаётся.
Во второй партии у меня был Витинари (условие победы - распространение слуг), у супруги — один из Лордов (контроль над районами), у сына — Ваймс (исчерпание колоды). Супруга со старта захватила контроль над 4 районами, потом довела их число до 6. Мы с сыном стали активно ставить своих слуг (карт с убийствами на руках не было) — не дали ей выполнить условие победы. Сын захватил контроль над 4 районами и вдруг перестал бороться за контроль. Жетоны неприятностей никто особо не распространял. Мне, как назло, в руку шли карточки со строительством зданий, но не шли — с выставлением слуг. Так мы рубились-рубились, потом ребёнок стал выкладывать «случайные события», после чего нам стало ясно окончательно — он играет за Ваймса, и победа у него в кармане. Кстати, пятая победа подряд. Неспроста это у него любимая настолка.
"Доминион - Dominion" (1 партия) и "Доминион:Приморье - Dominion:Seaside" (2 партии)
Колодостроительные игры теряют позиции у нас: ещё 4 года назад мы регулярно раскладывали "Доминион" с дополнениями, а теперь приходиться всех уговаривать; "Time Masters" - сыграли всего 1 партию и больше не раскладываем; "Core Worlds" - у сына остыл к ним интерес, а супруге не нравятся игры с вторжениями и войнами; "Zepellin Attack!" - "не взлетела" - подарил.
В "Приморье" удалось сыграть 2 партии вчетвером. В первой занял последнее место
(29-26-23-18): Пробовал играть связкой "Island/Остров" + "Bazaar/Ярмарка", но неудачно.
Победитель играл связкой "Smugglers/Контрабандисты" + "Island/Остров" + "Bazaar/Ярмарка".
Во второй партии, хоть и с минимальным преимуществом, но взял реванш - 29-28-26-24. К прежней тактике ("Остров"+"Ярмарка") добавил "Контрабандистов", "Корабль-призрак" и удачно сжёг 2 "Карты сокровищ" в обмен на 4 "золота". Тем не менее, победил "на тоненького". Давно не было таких плотных результатов в "Доминион".
В базовый "Доминион" занял 3-е место: 32-28-24-20. Пытался менять карточки с помощью Remodel - не получилось. Победитель и игрок, занявший второе место, активно использовали "Бюрократа" и "Зал заседаний".
"К2 - K2" (2 партии)
https://cf.geekdo-images.com/images/pic2714368_md.png">
Сыграли 2 партии в 2 крайних варианта - лёгкая-лето и трудная-зима. В первой партии неосмотрительно создал затор на тропинке и не мог пройти ни вверх, ни вниз - потерял на этом пару ходов. Результат - 13 очков.
Трудный-зима (12 очков): Как хорошо, что погода видна на несколько дней вперёд - пришлось маневрировать по высоте, уводя альпинистов от вьюги. Под конец партии уровень здоровья каждого альпиниста был равен 1 - два последних хода сидел и прикидывал разные варианты. Главное, что никого не потерял.
Что-то захотелось сделать продолжение и покорить "Broad Peak".
"Маленький мир - Small World" (2 партии)
Редко мы играем в "Маленький мир", к тому же - ни разу ещё не удавалось собрать 4-5 игроков, чтобы схлестнуться на больших полях.
Сын старается занять горы и отсидеться там, супруга тяготеет к бонусам и минимуму столкновений, а мне остаётся действовать как Портос: "Я дерусь, потому что я дерусь". Выиграл обе партии. Чисто для статистики - выбранные расы: Ghouls->Tritons->Sorcerers и Demons->Ratmen->Elves.
Игра простовата, но юмористический внешний вид рас, разнообразие свойств и достаточно скромное время партий так и манят вновь разложить её.
"Центральные миры: Галактические ордена - Core Worlds: Galaktic Orders" (1 партия)
Дуэльная партия - выиграл 46:40. Набрал меньше ПО напрямую, но значительно больше бонусов и очков за ордена. Дополнение вышло интересным - и ордена, и новые карточки. Никакого желания возвращаться к базе нет. Буду уговаривать и дальше раскладывать "Центральные миры", хотя бы 2-3 раза в год.
Новинки месяца
"Андроид: Нетраннер - Android: Netrunner" (4 партии)
Год, да-да, год игра пролежала на полке. Настроился прочитать правила и освоить. Открыл правила и понял, что для начала придётся разбираться в этой, блин, терминологии, блин, самому. Разбирался пару вечеров по полчаса - ничего не понятно: сервера, подпрограммы, метки, ледоколы (ледоколы, Карл!!!). Попробовал разложить - мучался часа полтора. В процессе возникали мириады вопросов из серии "а так можно?", "я правильно делаю?". На следующий вечер в комментариях на "Тесере" обнаружил ссылку на обучающее видео от издателя с русскими субтитрами - как из душа окатило ... то есть, наконец-то количество вопросов резко уменьшилось. На BGG нашёл, скачал и распечатал планшеты игрока на английском - карандашом подписал русские термины. Разложили вдвоём с ребёнком (я - за корпорацию "Jinteki", он - за хакера ("зелёный"). За несколько минут кратко объяснил ему то, что усваивал дольше 180 минут. И этот мальчик, который смеётся над нормами на золотой значок ГТО (золотой, Карл!!!), раскатал меня 7:2, однообразно набегая на мой сервер управления (т.е. руку). А у меня в руке - как назло - только карты данных и ни одного "льда".
Я потребовал реванша теми же колодами и проиграл второй раз с тем же счётом.
Вердикт:
1) играть ещё будем, только чур теперь я за хакера;
2) игра интереснее "MTG" (у нас есть несколько стартеров);
3) дополнения покупать не буду - достаточно стартовых наборов (нам с ними ещё разбираться и разбираться).
"Контейнер - Container" (2 партии)
Далеко не новая экономическая настолка, про которую я узнал лет 5-6 назад на заре моего увлечения настольными играми из блога Юрия Тапилина (www.boardgamer.ru). Юра так живо и даже с азартом описывал сыгранные партии в "Контейнер", что мне тоже захотелось понастроить складов и собрать у себя на острове коллекцию контейнеров всех цветов. Игра очень проста в изготовлении. Решено - сделано и ... игра пролежала на полке почти 5 лет. Почему? Видимо, слишком толстые правила для такой несложной игры и совершенно невзрачное оформление (даже для ПНП), а также - проигранная другим (более красочно оформленным и популярным у игроков) настолкам конкуренция за место на столе. Статистика на BGG как бы говорит нам, что конкуренцию "Контейнер" проигрывает не только у нас дома.
И очень странно, потому что игра - очень достойная. Да, сперва не очень понятно, что делать: ты не можешь свои произведённые товары отгрузить себе на склад, потом - на корабль, потом - перевезти на остров прямиком на свой склад. Этот путь товар проходит не по прямой, а зигзагами - с твоего завода (т.е. с твоего игрового планшета) на склад соперника (т.е.на планшет соперника), потом обратно - на твой портовый склад (или к другому сопернику). Потом кто-то (необязательно ты) перевезёшь товар на остров, а там - аукцион, и ещё неизвестно кто выкупит эту партию груза.
Первую партию постоянно лазили в правила, задумывались, спорили и переигрывали. Во второй партии (через неделю) в правила залезли только раз: всё казалось логичным и понятным - и производство, и путь товаров, и цели при торговле, и стратегия "делай то, что не делают другие".
Резюмирую: невзирая на невзрачность (каламбур!), игра будет появляться на нашем столе 1-2 раза в год. А может и больше.
Домашняя мастерская
1) Закончил изготавливать игру Keyflower.
2) Распечатал и изготовил игру "Freight" (2015) на железнодорожную тематику.
3) Распечатал материалы для растительно-эволюционной игры "Species".
4) Распечатал материалы для игры "Wasabi!" (предыдущий экземпляр мы куда-то ... потеряли).
Приобретения
Не было.
На этом пока всё.
Отчёт за предыдущий месяц - 2015-10 - можно прочитать тут: http://213455.tumblr.com/post/132862621931 или тут http://tesera.ru/user/ivan111/journal/638872/
Все фото - с www.boardgamegeek.com
Отличный отчет, спасибо. Вы не могли бы назвать несколько самых лучших с точки зрения сына настольных игр (моему тоже 6 исполнилось - думаю, что купить/распечатать)?
Qwirkle
Catan Junior
Ордонанс
Археология
Властелин колец
Delve: The Dice Game
и внезапно Memoir'44 (приходиться поддаваться, но ребёнок в восторге)
а какой из десятков властелинов колец?
а все, нашел
на всякий случай уточню: кооперативный, автор - Райнер Книциа
Спасибо за отчет. В маленьком мире сделайте себе жетоны артефактов и достопримечательностей из коробки Small World:Underground и играйте с ними. На карте появляются точки интереса что зачастую дают неплохие бонусы и игра начинает вертеться вокруг них, что преображает игру. Делает ее агрессивнее и азартнее. В сторонке уже вряд ли кто отсидится
Спасибо за идею - заинтересовало (буквально на прошлой неделе распечатал карточки, модифицирующие правила каждого раунда - ЕМНИП, Legends and Tales)
Карточки дополнения тоже хороши, но мы редко с ними играем, только с теми с кем уже играли не раз, так как местами становится перегруженной игра.
А с достопримечательностями и артефактами играем всегда, без них у нас игра была очень скучной и решаемой (ну то есть оптимальные ходы достаточно очевидны, и фана мало выполнять лучшее действия без особого выбора, игра играет тобой), а с ними все меняется.
Так как приходится рисковать, предпринимать дерзкие вылазки в тыл врага за артефактом, или чтобы занять какую-то крепость что каждый ход будет приносить дополнительный золотой, или занять пентаграмму что даст поуправлять демоном и выжечь вражеские территориии. Или отбить ковер-самолет и перелететь на нужный участок карты, или отбить древний храм что дает призрака который куда бы его не поставишь делает территорию иммунной к захватам.
В общем вариативность возрастает в разы.
Эти элементы из "Андеграунда" - они нормально совместимы с базовой игрой?
(я посмотрел на описание "Андеграунда" и пару отзывов - что он не во всём совместим с базовой игрой)
конкретно артефакты и достопримечательности и монстры что их охраняют абсолютно совместимы, там нет привязки к каким-то регионам или еще чему либо этакому.
"Игра интереснее МТГ"
Опять 25 (((((
На вкус и цвет ...
В МТГ мы начали играть в 2012 г. - 16 партий, сыграли порядка 30 партий. 2013 и 2014 - примерно по 5-6 партий, в этом году только 3 (весной). И что-то пока не хочется ни мне, ни сыну.
А к А:Н пока есть интерес (эффект новизны, наверное). Интересно, что будет через 3 года? )
Я начинал играть в МТГ в 99...
...когда это еще не было мэйнстримом...
Спасибо! Отличный отчет, жду не дождусь когда со своими буду в такие игры играть)).
Время летит очень быстро: только-только из роддома забрал, а уже надо писать разрешение на поездку с тренером на соревнования в другой регион )
Заинтересовали меня 4 разноцветных чашечки для энергии в Сезонах!) Очень удобно.
Идея не моя (все фотки беру с БГГ), но мне это тоже показалось удобным и аккуратным.