Наступила осень, а значит скоро начнется голосование на BGG – “People’s Choice Top 200 Solo Games 2025”. Заодно появились мысли обновить свой топ соло, по прошествию почти двух лет.
Достойны упоминания:
Nemesis: Retaliation

Полтора года назад дал слабину и ворвался в кик. Перестаем ныкаться от Чужих по темным коридорам, настало время взять пушку побольше и нарезать ушей очередной злобной инопланетной расы. Обвешиваемся гранатами и магазинами для оружия и вперед исследовать очередную станцию. Завезли новую механику боя, и монстры теперь тусят в коридорах и впрыгивают на нас по одному. В коридорах мы косим их пачками, а вот напавших на нас ковыряем в лучших традициях серии.
Если первая Немезида в соло, мягко говоря, уныла, то в Возмездии получаем более бодрый и задорный америтреш. Но не верьте мне, ведь это эффект новизны.
Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове

Запылившийся старичок в коллекции. Своеобразный генератор историй о том, как ваш персонаж умрет на острове. Со скупым на нарратив игровым процессом, который вызывает такое же отчаяние и безысходность, как и реальное выживание на острове. Игра не столь сложная, сколько жестокая в рандоме и способах ухудшить ваше положение. Ресурсов и времени всегда недостаточно, а здоровье персонажей тает на глазах. Очередной раз умирая, думаешь сделал ли я что-нибудь неправильно? И кажется, что просто обстоятельства были сильнее меня.
Deus (Solo Variant)

Самобытная игра на построения движка, с прикольной активацией однотипных карт в табло и примесью ареа контроля. Абстрактная цива за час с очень лаконичным контролем темпа. Тут нужно и за ресурсами следить, и за наличием зданий и картами в руке. Внезапно, нашел неофициальный и мегапростой вариант для соло. после своего хода сбрось условных 5 карт. Кончилась колода – считай ПО.
Проект Гайя

Наконец-то познакомился с игрой и ее известной автомой. Космическая сухарная евруха на мирное терраформирование планет. С очень необычной экономикой, когда можно в первом же раунде построить top tier здание и сидеть до конца игры сосать лапу. Автома действительно активно толкается локтями и отжимает лакомые планеты и достойно контролирует карту, но как и с Дюной: Империей мне просто больше нравиться играть в мультиплеер.
Gloomhaven: Bugs & Buttons

Достойная попытка засунуть монструозный Gloomhaven в коробку размером с карманную библию. За отпуск успел пройти 4 сценария и застрял на 5. В целом все работает и напоминает прародителя, но напрягают броски кубов, определяющие поведение противников и модификаторы в боевке. Сложность сценария при этом может кардинально изменяться в любую сторону. Поэтому до следующего отпуска коробка пылиться, а после продолжим с того же места.
#10 Marvel United

Избиение героев или злодеев в самой заезженной вселенной современности - Marvel. Простенький босс-файт клепающей новый сезон за сезоном на кике. Бегаем по локациям, плохих бьем, хороших спасаем, стараемся не допускать overflow в локациях как в Пандемии. В финале должны успеть раздать «люлей» главгаду.
20-30 минут на партию, 3 разных режима соло (S.H.I.L.D, Xavier, Commander) или возможность сыграть за несколько героев сразу по стандартным правилам, модульность и доступность.
Среди почти одинаковых фигурок и карт у авторов иногда получаются неплохие, порой сложные режимы и противники. В основном Marvel United паразитирует на моем чувстве ностальгии по мультфильмам 90ых: Spider-Man и X-men: The Animated Series. Я даже попробовал раскрасить пару миниатюрок, что для меня впервые за все время в хобби.
Играется достойно и с детьми и взрослыми. Забавно, когда большим и скептически настроенным дядькам злобный головастик утирает нос четыре партии подряд, под крики – «раскладываем еще!».
#9 Earthborne: Рейнджеры
/pic7378384.jpg)
Приключения FFG-ой школы ЖКИ, в жанре «зеленый постапокалипсис», когда некое подобие бойскаутов ходит по миру и гладит разных зверюшек среди руин хайтека. Завезли несколько инновационных идей для жанра: карты в игровой зоне научились взаимодействовать друг с другом; есть ссылочки на книжку с художественным текстом и вариантами действий; а местным аналогом маны можно выполнять базовые действия (даже без карточек).
Игра может выдавать абсолютно нелепые ситуации, когда сидишь в кустах, собираешь травы для чая, пока карта условного кабана разносит мешающий дальнейшему путешествию муравейник. Огромный жук избивает толпу местных жителей, потому что на всю твою колоду из оружия у тебя лопатка садовника, которой в лучшем случаем получится накарябать «здесь был Коля» на его хитине.
По целям и миссиям то густо, то пусто. Получаешь какую-то миссию как оголтелый носишься по все Долине. А потом несколько дней ходишь по карте и пинаешь камни. И в целом… это не плохо, оглядываясь на остальные игры моего топа, кризисов и хардкора мне хватает в других играх. Только колоды встреч надоедать пересобирать.
В Рейнджерах у авторов получилась не столько нарративная, сколько созидательная игра. Маленькие картонные экосистемы, прекрасно живущие без игрока. Карты-испытания не обязательно проходить, цели в конкретной сессии нет или она не обязательна к выполнению. Это создает иные, отличные от того же самого LotR впечатления и улучшает общее повествование, не зацикливая игровой процесс на переигрывании одних и тех же миссий.
Шедевр ли игра? Нет, а скорее пример необычного дизайна в карточных играх. Мне на ум приходит сравнение с наблюдением за садом камней, абсолютно философское, а для кого-то бестолковое занятие. Даже у меня мнение регулярно меняется.
#8 Skies above Britain
/pic6872235.jpg)
Нарративный варгейм от Джерри Уайта про управление эскадрильей Королевских ВВС, пилотов Харракейнов или Спитфаеров в Битве за Британию. Учимся получать удовольствие от генерируемой истории в регулярной и рутинной работе пилотов.
Перед каждым патрулем распределяем пилотов по боевым птичкам, стараясь находить для них возможность для отдыха и сна, но раз за разом поднимаем их по тревоге. Потом перехват, попытка прорваться через эскорт мессеров и наконец резня в строю бомбардировщиков.
Результативность патрулей будет очень разная, то эскорт настолько злющий, что до бомбардировщиков никто не доберется, а в другой раз каждое звено пока не расходует весь свой бк и топливо до конца, от бомбардировщиков не отстанет.
Большое количество неконтролируемой случайности и небольшое количество решений игрока. Полчаса-час на патруль. За две недели прошел половину кампании и забросил на полгода. Под определенное настроения очень хорошая коробка, но нарративные варгеймы зайдут точно не всем. Заинтересованность темой воздушных боев ВМВ требуется 100%.
#7 High Frontier 4 all
/pic5316685.png)
Песочница по освоению космоса на самой детальной карте солнечной системы в настольных играх.
Стройте ракеты, планируйте межпланетарные полеты, совершайте успешные посадки, стройте заводы и колонизируйте один из сотни доступных объектов: планет, астероидов, комет, спутников и карликовых планет. В обертке из научной фантастики от настоящего аэрокосмического инженера.
На BGG “Weight”(комплексность) на уровне 4.82, так что приписка «4 all – для всех» маркетинговый трюк… На самом деле есть упрощенные режимы: Space Diamonds (самостоятельная отдельная игра семейного уровня); урезанные основные правила - Race for Glory, но я сразу нырнул в Core Rules.
Чтобы играть по полным правилам не нужно быть инженером. Автор очень элегантно реализовал влияние массы на тягу ракеты с помощью одного трека и двух ползунков на планшете игрока, а научить человека общим принципам как летает ракета в High Frontier можно за 10 минут. Ну а дальше можно на пару часиков закопаться в правила, чтобы запомнить нюансы и остальную часть игры. Учиться не легко, да и играть в целом не легче.
После того как вы изучили правила и готовы играть, есть две вещи, которые могут отбить у вас желание продолжать знакомство с High Frontier 4 all:
Первая – трудный и порой долгий старт. Вначале вам предстоит закупиться патентами – это модули, из которых строятся ракеты и заводы. Некоторые модули для своего функционирования требуют другие модули определенных типов, а покупать мы можем только верхнюю карту стопок патентов. Чуть не забыл, деньги = топливо для ракет. И… наступит момент, когда ваши здоровые нервные клетки закончатся, потому что в очередной раз по событию Inspiration - рынок патентов обновится на неподходящие карты или по событию «космический мусор» вы вернете карту с самой большой массой с низкой околоземной орбиты (LEO) за которую заплатили последние кровные денюжки. Может получиться короткая игра на 4 раунда по 12 ходов, первую половину вы можете потратить на покупку/продажу карт, что из купленных патентов что-то слепилось. При этом не совершив не одного запуска.
Вторая – High Frontier песочница с условием побей свой счёт. Куда лететь, что делать уже исключительно ваша проблема. В целом в базе и модулях 0 и 1 есть начальный патерн: собираем ракету, разведываем объекты, если ракета притащила с собой завод - ставим его, если завод не влез – везем его целиком или частями. Дальше заправка станет проще, производство более совершенных модулей дает гораздо больше вариантов действий, вот только партия может уже закончиться.
Долететь до Марса и пояса Астеройдов не проблема, спутники Юпитера или Сатурна уже настоящий вызов, а Уран, Нептун и Плутон кажется просто недосягаемыми. Но превозмогая все вышеуказанные трудности, получаешь невероятное приятное чувство удовлетворения. Игра умудряется безжизненным и сухим космосом в виде орбит и локаций с циферками передать настоящий дух открытий и трудности первопроходцев солнечной системы.
Очень специфическое удовольствие игры в соло, но очень интересный проект чтобы пройти мимо.
P.S. Хочется сказать про жопаподгорательные точки в космосе, где выпадением 1 на 1d6 ваша ракета превращается в кусок металлолома или огненный шар. Помним, что в начале мы могли строить ракету половину игры?
#6 Atlantic Chase
/pic5684788.jpg)
Варгейм на евромеханиках. Королевский военно-морской флот Великобритании против Кригсмарине Германии. Возможность воссоздать кошки-мышки в Атлантике времен Второй мировой. Рейды карманных линкоров на конвои, погоня всего «домашнего флота» за Бисмарком и многое другое.
Механика «траекторий» реализует туман войны без скрытой информации. Отдельный корабль или группа кораблей может быть в двух «агрегатных состояниях». Если известно точное расположение кораблей, то это конкретная точка на карте, если группа движется, то выкладывается линия из палочек на подобии Ticket to Ride. Это линия и называется траекторией и показывает «квантовое» положение группы, причем ни оппонент, ни владелец кораблей не знает её точного расположения. С течением времени и погодных условий траектория сокращается в сторону точки назначения, а оппонент взаимодействует с траекторией противника, стараясь раскрыть истинное положение группы.
Наличие такой механики создает уникальную возможность играть в соло морские сражения Второй мировой войны в Атлантике за обе стороны. Но Джерри Уайт решил не довольствоваться этим и добавил сюда целый полноценный соло-режим и сборник соло-сценариев, описал действия и логику бота.
Получился крайнее неплохой варгейм для своего уровня абстракции и веса про события в Атлантике, но порой скатывающийся в фидлинг с траекториями. Если сможете абстрагироваться от раскладывания палочек туда-сюда, то с продвинутыми правилами боя генерирует очень драматичные и захватывающие события.
Любителям флота и боев в Атлантике рекомендую ознакомится, не варгеймеры тоже могут спокойно погружаться в тему, т.к. очень подробные сценарии обучения – профессиональная фишка автора игры. Автор уже объявил о независимом продолжении (Pacific Chase) в Тихом океане, где схлестнутся авианосные группы.
#5 Fields of Fire: Deluxe Edition

Кинематографичный боевик, где Вы в роли командира пехотной роты армии США пройдете путь от бокажа Нормандии до тропических влажных лесов Сайгона. В отличии от многих других тактичек, здесь нельзя управлять подразделениями «божественной волей». Нужно поддерживать связь через рации и полевые телефоны, а когда и этого недостаточно, под огнем лично орать бойцам выходить из укрытия и идти в атаку.
Для достижения целей представлен огромный набор вспомогательных средств роты: пулеметы, минометы, базуки, взрывчатка, гранаты и целый набор пиротехники. Встретилась цель покрупнее – запросите поддержку артиллерии, бронетехники и авиации. Казалось бы – мощь, но противник не статичный болванчик для избиения. Он маневрирует, наносит максимально возможный урон, а как запахнет жаренным тут же отступает.
Хардкорная система, для которой наступило лучшее время стать вашим life-style варгеймом. В делюксе глобально переработали правила, добавили подробные примеры, создали полноценные учебные материалы, которые «за ручку» проведут вас от азов до полных правил системы. Благодаря неоценимому вкладу комрада @Guautemock у вас появилась возможность изучать правила сразу на русском языке! Огромный труд дизайнеров и энтузиастов проделан, что сделать эту гениальную систему доступнее для игроков.
Играл бы чаще, если бы была возможность оставлять игру разложенной на долгое время, но даже с бандой котанов стараюсь хоть иногда выделять выходной для полного погружения в хаос боя стрелковой роты.
#4 Lord of the Rings: Card Game
/pic906495.jpg)
Уверенный представитель ЖКИ из верхней десятки топ 200 соло на BGG. Карточная кооперативная игра по вселенной Толкина. Выбираем известных или не очень героев, собираем колоду и пытаемся побить колоду сценария. Встретимся с врагами, преодолеем локации и всяческие злоключения. С дополнениями можно повторить путь героев книг Хоббит и Властелина колец.
Покупал исключительно для соло и забросил на годы из-за большого количества купленных дополнений. Слишком большой выбор карт – увеличил время и усложнил процесса составления колоды, а на минуточку он занимает в двое или даже втрое больше времени чем сама партия. При всем этом существует постоянная необходимость модифицировать колоду под текущий сценарий. Да и «тру-соло» одной колодой бывает зубодробительно сложен или рандомен.
Решением для меня стало искусственное ограничение пула доступных карт одним/двумя циклами и игра в две руки. В результате с десяток приятных партий в циклы «Лихолесье» и «Наследники Нуменора». На форумах многие рекомендую играть на “Easy Mode” для лучшего нарратива, но это не наш метод.
В целом, сейчас изменился формата выпуска Lord of the Ring: LCG, упростился вход в линейку, появились готовые официальные и фанатские колоды (осуждаю, но не сильно :D). Многие игроки ушли в другие LCG, на территории СНГ доминирует Ужас Аркхема: Карточная игра, вероятнее всего из-за локализации. Ну а я продолжу, хотя бы иногда отправляться в путешествие по миру Толкина.
#3 C&C: Napoleonics (CDG Solo System)
/pic837162.jpg)
Классическая система Борга, знакомая многим варгеймерам и настольщикам по C&C: Ancients, BattleLore, Memoir – общая колода приказов, активация отрядов по сегментам, приправленная хромом из построений в каре, совместными атаками пехоты/конницы с артиллерией и некосметической разницей представленных наций (а в дополнении отдельной колодой тактики).
Дым от залпов пушек, марширующие полки линейной пехоты, наскоки гусар, скоротечный и кровавый бой. Все в доступной, но неглупой форме азартного варгейма, воссоздающего легендарные события Наполеоновских войн.
Как я играл соло? CDG Solo System - распространяемая GMT Games в двух форматах система PnP и полноценного печатного продукта. Предлагает возможность разыграть множество варгеймов на движке Card Driven Games в соло. Не буду углубляться в подробности, система не предлагает полноценного бота, а модифицирует игру за обе стороны. Каждый ход броском специализированного d6 система ограничивает возможность розыгрыша карт доступных игроку и оставляет часть карт в руке каждой стороны закрытыми.
Врыв наполеоники в топ – не 100% заслуга игры, но целого спектра впечатлений от мест, связанных историей Отечественной войны 1812 года.
Погружение в эпоху началось с книг Е.В. Тарле, а продолжилось в путешествиях по Московской, Калужской и Смоленской областям. Где я повстречал места битв и знаковых событий того времени, такие как Царёво-Займище, Гжатск(Гагарин), Бородино, Малоярославец, Можайск, Вязьму, Смоленск, а «вишенкой на торте» стала проба гусарской каши под кружечку жженки.
Такое погружение обернулось четырёхмесячным «запоем» C&C: Napoleonics. Играл много соло, много дуэльно и даже хватило запала для проведения двух небольших игротек в годовщину Бородинской битвы и Сражения под Малоярославцем.
#2 Магорыцарь

Евро удачно мимикрирующее под приключенческую игру. Ходим по миру, открываем неизведанные места, суем свой нос подземелья и башни магов, даем по ушам местной братии орков, грабим и сжигаем монастыри. Ради экспы и всяких ништяков, для того чтобы в конце партии, за один заход зачистить целый город с высокоуровневыми стражниками.
Синергия, где можно поскрипеть мозгами и покрутить разные комбинации и выбрать оптимальную. Один из лучших опытов, в котором за пару часов геймплея можно прочувствовать прокачку пятидесятичасового прохождения условного Скайрима.
Наиграно уже несколько сотен партий и почти никогда не ввелся подсчет ПО. Настолько интересен сам игровой процесс и достижение основной цели сценария.
Для меня одна из лучших соло уже долгие годы. Заиграна и уже не самый частый гость на столе, но партеечку в месяц играю с превеликим удовольствием. Единственный минус для меня, это эффекты карт тактик, которые мне откровенно не нравятся, но это вкусовщина.
#1 Опустошение
/pic6153324.jpg)
Монструозная космическая стратегия о борьбе великих домов с заражением. Огнем и мечем мы будем выгрызать для своей фракции место под солнцем, отжимая сектора у «зомби-флотов», строя свою экономику, промышленность и военный флот под вечной угрозой ответных набегов зараженных сил.
На игрока сразу вываливается огромный пласт открытой информации на языке иконографики. Взаимодействовать с миром Опустошения, предлагается с помощью карт обычного и героического курса, а это на минуточку, выбор из 36 действий, расположенных по 3 на карте. В лучших традициях есть бесплатные действия, а есть где нужно заплатить ресурсами.
В совокупности получаем горизонт планирования длиной в несколько астрономических единиц и неприличное количество решений на единицу времени. Что-то не досчитал или не учел – получай больно по башке. Заражение без лишних эмоций сотрет с лица галактики все созданное тобой за несколько ходов или твоя «гениально» спланированная цепочка действий не учла одну единицу какого-нибудь ресурса и отправляется в пешее эротическое. Пыхтим мы своей черепной коробкой ради того, чтобы побить рубеж в пару сотен ПО, который двигается в разные стороны в зависимости от наших успехов в борьбе с заражением.
Контента тоже навалили, разные сценарии, технологии, треки, разные условия получения победных очков, ассиметричные дома. Но не забываем, что это не «компуктер» и все это представлено карточками и жетончиками, а значит перетасовывать, раскладывать и складывать придется самому. В первый раз можно упражняться в этим под час, когда сетап запомниться пойдет бодрее.
Получилась игра антоним к слову лаконичность - масштабная, сложная и долгая. Если вас такое не отпугивает и не страшит иконографика – дерзайте. Опустошение подарит вам десятки часов зубодробительного геймплея. Всем остальным спокойно проходить мимо, вы «сгорите» еще в процессе первой партии.
Интересный топ. Добавлю свои любимые соло, в которые играл за последний год-два:
5. Мрачная гавань: Жуки и пуговицы. Прикольная идея и в целом исполнение, но согласен и по поводу кубов, и по поводу плавающей сложности. Пятый сценарий смог еле-еле пройти только раза с пятого. Ещё раздражает, что правила только в цифровом варианте и не адаптированы под телефон. В результате игра маленькая, но нужен лэптоп рядом, чтобы сверяться с рулбуком.
4. Натурополис. Классная игра из серии микро-игр всего из 18 карточек каждая. Они двухсторонние: с одной 4 фрагмента территории, с другой задание. В каждой партии используются три из них, определяя критерии скоринга и нужное количество очков для победы.
3. Вторжение с небес, настольные Space Invaders. Прошёл кампанию года два назад, но впечатления всё ещё яркие. Нравилась и микро-версия пнп, и полная. Одна из любимых соло-игр.
2. Покертаун. Классный флип-н-райт с обычной колодой карт. Очень понравились соло-боты. Сейчас прохожу соло-кампанию из допа. Классная игра.
1. Кровавая баня на лунной колонии. Пока главное впечатление года. Игра-высказывание, заслуживающая Оскара за сюжет, критику современного общества и миллиардеров с их манией покорения космоса. Игра по сути соло даже в мультиплеере, поэтому можно смело играть самой/му, пытаясь (почти всегда безуспешно) выжить. Сначала всё идёт хорошо, но потом роботы сходят с ума, происходят различные accidents и так далее. Игра не для всех (Dice Tower не понравилось), но для меня именно тот twist, которого хотелось.
Спасибо за свой топ. Как понимаю, вы фанат небольших соло игр или не фанат соло в целом).
Для жуков, вроде на BGG были сверстаны нормальные правила(файлик на телефон закинул и норм).
Про кровавую баню посмотрю, а вот любовь к Вторжению и Натурополису разделить не могу. Меня совершено не зацепило.
Да, вы правы, если соло, мне больше нравятся небольшие игры, в идеале, которые можно сыграть в дороге. Гайя и Рыцарь-маг одни из самых любимых игр в коллекции, но в обе почти исключительно играем вдвоём с женой :) за наводку про жуков жуков спасибо! В Voidfall захотелось попробовать после обзора :))
Надо будет как-нибудь свой топ запилить)
Правда там будут прям одни варгеймы)
Ну и Finished (дико залипательная игра)
Топ с соло-варгеймами очень нужен!
Не вижу минусов
"А их нет, капрал!")))
Ждемс твой топ и продолжаем варгеймерский набег на тесеру)
если там тру-соло, то очень-очень ждем
собираюсь освоить "Проект Гайя" с автомой, потому что компании на такую игру нет
Дерзайте, если компании нет очень хорошое евро. Могу еще порекомендовать как для соло, так и для мультиплеера - Подводные города.
В очередной раз убеждаюсь в том что если торкает тема (в данном случае 1812), то даже средняя игра (да простит меня товарищ Борг), не предназначенная для соло игры влетит в дофаминный топ-3 соло-гейминга.))
Сам такой же - FAB Golan 73 так курочу🫡
Опустошение тоже в моём личном топе. Это действительно огроменнейшая и эпичная соло игра. Пока что и наверное очень надолго, это любимая игра и лучший соло-режим в мире для меня. Жду пока приедет в мае «Mythwind». Интересно опробовать её.