Оценка пользователей
9.4238
Оценить:
-

Обновленный топ-10 соло игр

время: 11 сентября 2025

Наступила осень, а значит скоро начнется голосование на BGG – “People’s Choice Top 200 Solo Games 2025”. Заодно появились мысли обновить свой топ соло, по прошествию почти двух лет. 

 

Достойны упоминания:


Nemesis: Retaliation

 

 

Полтора года назад дал слабину и ворвался в кик. Перестаем ныкаться от Чужих по темным коридорам, настало время взять пушку побольше и нарезать ушей очередной злобной инопланетной расы. Обвешиваемся гранатами и магазинами для оружия и вперед исследовать очередную станцию. Завезли новую механику боя, и монстры теперь тусят в коридорах и впрыгивают на нас по одному. В коридорах мы косим их пачками, а вот напавших на нас ковыряем в лучших традициях серии. 


Если первая Немезида в соло, мягко говоря, уныла, то в Возмездии получаем более бодрый и задорный америтреш. Но не верьте мне, ведь это эффект новизны. 

 
Робинзон Крузо: Приключения на таинственном острове

 

 

Запылившийся старичок в коллекции. Своеобразный генератор историй о том, как ваш персонаж умрет на острове. Со скупым на нарратив игровым процессом, который вызывает такое же отчаяние и безысходность, как и реальное выживание на острове. Игра не столь сложная, сколько жестокая в рандоме и способах ухудшить ваше положение. Ресурсов и времени всегда недостаточно, а здоровье персонажей тает на глазах. Очередной раз умирая, думаешь сделал ли я что-нибудь неправильно? И кажется, что просто обстоятельства были сильнее меня.

 

Deus (Solo Variant)

 

 

Самобытная игра на построения движка, с прикольной активацией однотипных карт в табло и примесью ареа контроля. Абстрактная цива за час с очень лаконичным контролем темпа. Тут нужно и за ресурсами следить, и за наличием зданий и картами в руке. Внезапно, нашел неофициальный и мегапростой вариант для соло. после своего хода сбрось условных 5 карт. Кончилась колода – считай ПО. 

 

Проект Гайя

 

 

Наконец-то познакомился с игрой и ее известной автомой. Космическая сухарная евруха на мирное терраформирование планет. С очень необычной экономикой, когда можно в первом же раунде построить top tier здание и сидеть до конца игры сосать лапу. Автома действительно активно толкается локтями и отжимает лакомые планеты и достойно контролирует карту, но как и с Дюной: Империей мне просто больше нравиться играть в мультиплеер. 


Gloomhaven: Bugs & Buttons

 

 

Достойная попытка засунуть монструозный Gloomhaven в коробку размером с карманную библию. За отпуск успел пройти 4 сценария и застрял на 5. В целом все работает и напоминает прародителя, но напрягают броски кубов, определяющие поведение противников и модификаторы в боевке. Сложность сценария при этом может кардинально изменяться в любую сторону. Поэтому до следующего отпуска коробка пылиться, а после продолжим с того же места. 

 

#10 Marvel United 

 

 

Избиение героев или злодеев в самой заезженной вселенной современности - Marvel. Простенький босс-файт клепающей новый сезон за сезоном на кике. Бегаем по локациям, плохих бьем, хороших спасаем, стараемся не допускать overflow в локациях как в Пандемии. В финале должны успеть раздать «люлей» главгаду. 

 

20-30 минут на партию, 3 разных режима соло (S.H.I.L.D, Xavier, Commander) или возможность сыграть за несколько героев сразу по стандартным правилам, модульность и доступность. 

 

Среди почти одинаковых фигурок и карт у авторов иногда получаются неплохие, порой сложные режимы и противники. В основном Marvel United паразитирует на моем чувстве ностальгии по мультфильмам 90ых: Spider-Man и X-men: The Animated Series. Я даже попробовал раскрасить пару миниатюрок, что для меня впервые за все время в хобби. 

 

Играется достойно и с детьми и взрослыми. Забавно, когда большим и скептически настроенным дядькам злобный головастик утирает нос четыре партии подряд, под крики – «раскладываем еще!».

 

#9 Earthborne: Рейнджеры 

 

 

Приключения FFG-ой школы ЖКИ, в жанре «зеленый постапокалипсис», когда некое подобие бойскаутов ходит по миру и гладит разных зверюшек среди руин хайтека. Завезли несколько инновационных идей для жанра: карты в игровой зоне научились взаимодействовать друг с другом; есть ссылочки на книжку с художественным текстом и вариантами действий; а местным аналогом маны можно выполнять базовые действия (даже без карточек).

 

Игра может выдавать абсолютно нелепые ситуации, когда сидишь в кустах, собираешь травы для чая, пока карта условного кабана разносит мешающий дальнейшему путешествию муравейник. Огромный жук избивает толпу местных жителей, потому что на всю твою колоду из оружия у тебя лопатка садовника, которой в лучшем случаем получится накарябать «здесь был Коля» на его хитине. 

 

По целям и миссиям то густо, то пусто. Получаешь какую-то миссию как оголтелый носишься по все Долине. А потом несколько дней ходишь по карте и пинаешь камни. И в целом… это не плохо, оглядываясь на остальные игры моего топа, кризисов и хардкора мне хватает в других играх. Только колоды встреч надоедать пересобирать. 

 

В Рейнджерах у авторов получилась не столько нарративная, сколько созидательная игра. Маленькие картонные экосистемы, прекрасно живущие без игрока. Карты-испытания не обязательно проходить, цели в конкретной сессии нет или она не обязательна к выполнению. Это создает иные, отличные от того же самого LotR впечатления и улучшает общее повествование, не зацикливая игровой процесс на переигрывании одних и тех же миссий. 

 

Шедевр ли игра? Нет, а скорее пример необычного дизайна в карточных играх. Мне на ум приходит сравнение с наблюдением за садом камней, абсолютно философское, а для кого-то бестолковое занятие. Даже у меня мнение регулярно меняется.

 

#8 Skies above Britain

 

 

Нарративный варгейм от Джерри Уайта про управление эскадрильей Королевских ВВС, пилотов Харракейнов или Спитфаеров в Битве за Британию. Учимся получать удовольствие от генерируемой истории в регулярной и рутинной работе пилотов. 

 

Перед каждым патрулем распределяем пилотов по боевым птичкам, стараясь находить для них возможность для отдыха и сна, но раз за разом поднимаем их по тревоге. Потом перехват, попытка прорваться через эскорт мессеров и наконец резня в строю бомбардировщиков. 

 

Результативность патрулей будет очень разная, то эскорт настолько злющий, что до бомбардировщиков никто не доберется, а в другой раз каждое звено пока не расходует весь свой бк и топливо до конца, от бомбардировщиков не отстанет. 

 

Большое количество неконтролируемой случайности и небольшое количество решений игрока. Полчаса-час на патруль. За две недели прошел половину кампании и забросил на полгода. Под определенное настроения очень хорошая коробка, но нарративные варгеймы зайдут точно не всем. Заинтересованность темой воздушных боев ВМВ требуется 100%. 

 

#7 High Frontier 4 all

 

 

Песочница по освоению космоса на самой детальной карте солнечной системы в настольных играх.


Стройте ракеты, планируйте межпланетарные полеты, совершайте успешные посадки, стройте заводы и колонизируйте один из сотни доступных объектов: планет, астероидов, комет, спутников и карликовых планет. В обертке из научной фантастики от настоящего аэрокосмического инженера. 

 

На BGG “Weight”(комплексность) на уровне 4.82, так что приписка «4 all – для всех» маркетинговый трюк… На самом деле есть упрощенные режимы: Space Diamonds (самостоятельная отдельная игра семейного уровня); урезанные основные правила - Race for Glory, но я сразу нырнул в Core Rules. 

 

Чтобы играть по полным правилам не нужно быть инженером. Автор очень элегантно реализовал влияние массы на тягу ракеты с помощью одного трека и двух ползунков на планшете игрока, а научить человека общим принципам как летает ракета в High Frontier можно за 10 минут. Ну а дальше можно на пару часиков закопаться в правила, чтобы запомнить нюансы и остальную часть игры. Учиться не легко, да и играть в целом не легче. 

 

После того как вы изучили правила и готовы играть, есть две вещи, которые могут отбить у вас желание продолжать знакомство с High Frontier 4 all:

 

Первая – трудный и порой долгий старт. Вначале вам предстоит закупиться патентами – это модули, из которых строятся ракеты и заводы. Некоторые модули для своего функционирования требуют другие модули определенных типов, а покупать мы можем только верхнюю карту стопок патентов. Чуть не забыл, деньги = топливо для ракет. И… наступит момент, когда ваши здоровые нервные клетки закончатся, потому что в очередной раз по событию Inspiration - рынок патентов обновится на неподходящие карты или по событию «космический мусор» вы вернете карту с самой большой массой с низкой околоземной орбиты (LEO) за которую заплатили последние кровные денюжки. Может получиться короткая игра на 4 раунда по 12 ходов, первую половину вы можете потратить на покупку/продажу карт, что из купленных патентов что-то слепилось. При этом не совершив не одного запуска.

 

Вторая – High Frontier песочница с условием побей свой счёт. Куда лететь, что делать уже исключительно ваша проблема. В целом в базе и модулях 0 и 1 есть начальный патерн: собираем ракету, разведываем объекты, если ракета притащила с собой завод - ставим его, если завод не влез – везем его целиком или частями. Дальше заправка станет проще, производство более совершенных модулей дает гораздо больше вариантов действий, вот только партия может уже закончиться. 

 

Долететь до Марса и пояса Астеройдов не проблема, спутники Юпитера или Сатурна уже настоящий вызов, а Уран, Нептун и Плутон кажется просто недосягаемыми. Но превозмогая все вышеуказанные трудности, получаешь невероятное приятное чувство удовлетворения. Игра умудряется безжизненным и сухим космосом в виде орбит и локаций с циферками передать настоящий дух открытий и трудности первопроходцев солнечной системы. 

 

Очень специфическое удовольствие игры в соло, но очень интересный проект чтобы пройти мимо. 

 

P.S. Хочется сказать про жопаподгорательные точки в космосе, где выпадением 1 на 1d6 ваша ракета превращается в кусок металлолома или огненный шар. Помним, что в начале мы могли строить ракету половину игры? 

 

#6 Atlantic Chase


Варгейм на евромеханиках. Королевский военно-морской флот Великобритании против Кригсмарине Германии. Возможность воссоздать кошки-мышки в Атлантике времен Второй мировой. Рейды карманных линкоров на конвои, погоня всего «домашнего флота» за Бисмарком и многое другое. 

 

Механика «траекторий» реализует туман войны без скрытой информации. Отдельный корабль или группа кораблей может быть в двух «агрегатных состояниях». Если известно точное расположение кораблей, то это конкретная точка на карте, если группа движется, то выкладывается линия из палочек на подобии Ticket to Ride. Это линия и называется траекторией и показывает «квантовое» положение группы, причем ни оппонент, ни владелец кораблей не знает её точного расположения. С течением времени и погодных условий траектория сокращается в сторону точки назначения, а оппонент взаимодействует с траекторией противника, стараясь раскрыть истинное положение группы. 

 

Наличие такой механики создает уникальную возможность играть в соло морские сражения Второй мировой войны в Атлантике за обе стороны. Но Джерри Уайт решил не довольствоваться этим и добавил сюда целый полноценный соло-режим и сборник соло-сценариев, описал действия и логику бота. 

 

Получился крайнее неплохой варгейм для своего уровня абстракции и веса про события в Атлантике, но порой скатывающийся в фидлинг с траекториями. Если сможете абстрагироваться от раскладывания палочек туда-сюда, то с продвинутыми правилами боя генерирует очень драматичные и захватывающие события.

 

Любителям флота и боев в Атлантике рекомендую ознакомится, не варгеймеры тоже могут спокойно погружаться в тему, т.к. очень подробные сценарии обучения – профессиональная фишка автора игры. Автор уже объявил о независимом продолжении (Pacific Chase) в Тихом океане, где схлестнутся авианосные группы.   

 

#5 Fields of Fire: Deluxe Edition


 

Кинематографичный боевик, где Вы в роли командира пехотной роты армии США пройдете путь от бокажа Нормандии до тропических влажных лесов Сайгона. В отличии от многих других тактичек, здесь нельзя управлять подразделениями «божественной волей». Нужно поддерживать связь через рации и полевые телефоны, а когда и этого недостаточно, под огнем лично орать бойцам выходить из укрытия и идти в атаку. 

 

Для достижения целей представлен огромный набор вспомогательных средств роты: пулеметы, минометы, базуки, взрывчатка, гранаты и целый набор пиротехники. Встретилась цель покрупнее – запросите поддержку артиллерии, бронетехники и авиации. Казалось бы – мощь, но противник не статичный болванчик для избиения. Он маневрирует, наносит максимально возможный урон, а как запахнет жаренным тут же отступает.  

 

Хардкорная система, для которой наступило лучшее время стать вашим life-style варгеймом. В делюксе глобально переработали правила, добавили подробные примеры, создали полноценные учебные материалы, которые «за ручку» проведут вас от азов до полных правил системы. Благодаря неоценимому вкладу комрада @Guautemock у вас появилась возможность изучать правила сразу на русском языке! Огромный труд дизайнеров и энтузиастов проделан, что сделать эту гениальную систему доступнее для игроков. 

 

Играл бы чаще, если бы была возможность оставлять игру разложенной на долгое время, но даже с бандой котанов стараюсь хоть иногда выделять выходной для полного погружения в хаос боя стрелковой роты.  

 

#4 Lord of the Rings: Card Game

 

 

Уверенный представитель ЖКИ из верхней десятки топ 200 соло на BGG. Карточная кооперативная игра по вселенной Толкина. Выбираем известных или не очень героев, собираем колоду и пытаемся побить колоду сценария. Встретимся с врагами, преодолеем локации и всяческие злоключения. С дополнениями можно повторить путь героев книг Хоббит и Властелина колец.

 

Покупал исключительно для соло и забросил на годы из-за большого количества купленных дополнений. Слишком большой выбор карт – увеличил время и усложнил процесса составления колоды, а на минуточку он занимает в двое или даже втрое больше времени чем сама партия. При всем этом существует постоянная необходимость модифицировать колоду под текущий сценарий. Да и «тру-соло» одной колодой бывает зубодробительно сложен или рандомен.

 

Решением для меня стало искусственное ограничение пула доступных карт одним/двумя циклами и игра в две руки. В результате с десяток приятных партий в циклы «Лихолесье» и «Наследники Нуменора». На форумах многие рекомендую играть на “Easy Mode” для лучшего нарратива, но это не наш метод.

 

В целом, сейчас изменился формата выпуска Lord of the Ring: LCG, упростился вход в линейку, появились готовые официальные и фанатские колоды (осуждаю, но не сильно :D). Многие игроки ушли в другие LCG, на территории СНГ доминирует Ужас Аркхема: Карточная игра, вероятнее всего из-за локализации. Ну а я продолжу, хотя бы иногда отправляться в путешествие по миру Толкина.

 

#3 C&C: Napoleonics (CDG Solo System)

 

 

Классическая система Борга, знакомая многим варгеймерам и настольщикам по C&C: Ancients, BattleLore, Memoir – общая колода приказов, активация отрядов по сегментам, приправленная хромом из построений в каре, совместными атаками пехоты/конницы с артиллерией и некосметической разницей представленных наций (а в дополнении отдельной колодой тактики). 

 

Дым от залпов пушек, марширующие полки линейной пехоты, наскоки гусар, скоротечный и кровавый бой. Все в доступной, но неглупой форме азартного варгейма, воссоздающего легендарные события Наполеоновских войн. 

 

Как я играл соло? CDG Solo System - распространяемая GMT Games в двух форматах система PnP и полноценного печатного продукта. Предлагает возможность разыграть множество варгеймов на движке Card Driven Games в соло. Не буду углубляться в подробности, система не предлагает полноценного бота, а модифицирует игру за обе стороны. Каждый ход броском специализированного d6 система ограничивает возможность розыгрыша карт доступных игроку и оставляет часть карт в руке каждой стороны закрытыми. 

 

Врыв наполеоники в топ – не 100% заслуга игры, но целого спектра впечатлений от мест, связанных историей Отечественной войны 1812 года. 

 

Погружение в эпоху началось с книг Е.В. Тарле, а продолжилось в путешествиях по Московской, Калужской и Смоленской областям. Где я повстречал места битв и знаковых событий того времени, такие как Царёво-Займище, Гжатск(Гагарин), Бородино, Малоярославец, Можайск, Вязьму, Смоленск, а «вишенкой на торте» стала проба гусарской каши под кружечку жженки. 

 

Такое погружение обернулось четырёхмесячным «запоем» C&C: Napoleonics. Играл много соло, много дуэльно и даже хватило запала для проведения двух небольших игротек в годовщину Бородинской битвы и Сражения под Малоярославцем. 

 

#2 Магорыцарь


 

Евро удачно мимикрирующее под приключенческую игру. Ходим по миру, открываем неизведанные места, суем свой нос подземелья и башни магов, даем по ушам местной братии орков, грабим и сжигаем монастыри. Ради экспы и всяких ништяков, для того чтобы в конце партии, за один заход зачистить целый город с высокоуровневыми стражниками.

 

Синергия, где можно поскрипеть мозгами и покрутить разные комбинации и выбрать оптимальную. Один из лучших опытов, в котором за пару часов геймплея можно прочувствовать прокачку пятидесятичасового прохождения условного Скайрима.

 

Наиграно уже несколько сотен партий и почти никогда не ввелся подсчет ПО. Настолько интересен сам игровой процесс и достижение основной цели сценария.

 

Для меня одна из лучших соло уже долгие годы. Заиграна и уже не самый частый гость на столе, но партеечку в месяц играю с превеликим удовольствием. Единственный минус для меня, это эффекты карт тактик, которые мне откровенно не нравятся, но это вкусовщина.  

 

#1 Опустошение

 

 

Монструозная космическая стратегия о борьбе великих домов с заражением. Огнем и мечем мы будем выгрызать для своей фракции место под солнцем, отжимая сектора у «зомби-флотов», строя свою экономику, промышленность и военный флот под вечной угрозой ответных набегов зараженных сил. 

 

На игрока сразу вываливается огромный пласт открытой информации на языке иконографики. Взаимодействовать с миром Опустошения, предлагается с помощью карт обычного и героического курса, а это на минуточку, выбор из 36 действий, расположенных по 3 на карте. В лучших традициях есть бесплатные действия, а есть где нужно заплатить ресурсами.

 

В совокупности получаем горизонт планирования длиной в несколько астрономических единиц и неприличное количество решений на единицу времени. Что-то не досчитал или не учел – получай больно по башке. Заражение без лишних эмоций сотрет с лица галактики все созданное тобой за несколько ходов или твоя «гениально» спланированная цепочка действий не учла одну единицу какого-нибудь ресурса и отправляется в пешее эротическое. Пыхтим мы своей черепной коробкой ради того, чтобы побить рубеж в пару сотен ПО, который двигается в разные стороны в зависимости от наших успехов в борьбе с заражением. 

 

Контента тоже навалили, разные сценарии, технологии, треки, разные условия получения победных очков, ассиметричные дома. Но не забываем, что это не «компуктер» и все это представлено карточками и жетончиками, а значит перетасовывать, раскладывать и складывать придется самому. В первый раз можно упражняться в этим под час, когда сетап запомниться пойдет бодрее. 

 

Получилась игра антоним к слову лаконичность - масштабная, сложная и долгая. Если вас такое не отпугивает и не страшит иконографика – дерзайте. Опустошение подарит вам десятки часов зубодробительного геймплея. Всем остальным спокойно проходить мимо, вы «сгорите» еще в процессе первой партии. 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
makemake написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Интересный топ. Добавлю свои любимые соло, в которые играл за последний год-два:

5. Мрачная гавань: Жуки и пуговицы. Прикольная идея и в целом исполнение, но согласен и по поводу кубов, и по поводу плавающей сложности. Пятый сценарий смог еле-еле пройти только раза с пятого. Ещё раздражает, что правила только в цифровом варианте и не адаптированы под телефон. В результате игра маленькая, но нужен лэптоп рядом, чтобы сверяться с рулбуком.

4. Натурополис. Классная игра из серии микро-игр всего из 18 карточек каждая. Они двухсторонние: с одной 4 фрагмента территории, с другой задание. В каждой партии используются три из них, определяя критерии скоринга и нужное количество очков для победы.

3. Вторжение с небес, настольные Space Invaders. Прошёл кампанию года два назад, но впечатления всё ещё яркие. Нравилась и микро-версия пнп, и полная. Одна из любимых соло-игр.

2. Покертаун. Классный флип-н-райт с обычной колодой карт. Очень понравились соло-боты. Сейчас прохожу соло-кампанию из допа. Классная игра.

1. Кровавая баня на лунной колонии. Пока главное впечатление года. Игра-высказывание, заслуживающая Оскара за сюжет, критику современного общества и миллиардеров с их манией покорения космоса. Игра по сути соло даже в мультиплеере, поэтому можно смело играть самой/му, пытаясь (почти всегда безуспешно) выжить. Сначала всё идёт хорошо, но потом роботы сходят с ума, происходят различные accidents и так далее. Игра не для всех (Dice Tower не понравилось), но для меня именно тот twist, которого хотелось.

naileN написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо за свой топ. Как понимаю, вы фанат небольших соло игр или не фанат соло в целом).
Для жуков, вроде на BGG были сверстаны нормальные правила(файлик на телефон закинул и норм).
Про кровавую баню посмотрю, а вот любовь к Вторжению и Натурополису разделить не могу. Меня совершено не зацепило.

makemake написал 2 месяца назад: #

Да, вы правы, если соло, мне больше нравятся небольшие игры, в идеале, которые можно сыграть в дороге. Гайя и Рыцарь-маг одни из самых любимых игр в коллекции, но в обе почти исключительно играем вдвоём с женой :) за наводку про жуков жуков спасибо! В Voidfall захотелось попробовать после обзора :))

Drazhar написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Круть.

Надо будет как-нибудь свой топ запилить)
Правда там будут прям одни варгеймы)
Ну и Finished (дико залипательная игра)

Satank написал 2 месяца назад: #

Топ с соло-варгеймами очень нужен!

Guautemock написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Не вижу минусов

Seylorpeg написал 2 месяца назад: #

"А их нет, капрал!")))

naileN написал 2 месяца назад: #

Ждемс твой топ и продолжаем варгеймерский набег на тесеру)

utburd написал 2 месяца назад: #

если там тру-соло, то очень-очень ждем

ivan111 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

собираюсь освоить "Проект Гайя" с автомой, потому что компании на такую игру нет

naileN написал 2 месяца назад: #

Дерзайте, если компании нет очень хорошое евро. Могу еще порекомендовать как для соло, так и для мультиплеера - Подводные города.

Seylorpeg написал 2 месяца назад: #

В очередной раз убеждаюсь в том что если торкает тема (в данном случае 1812), то даже средняя игра (да простит меня товарищ Борг), не предназначенная для соло игры влетит в дофаминный топ-3 соло-гейминга.))

Сам такой же - FAB Golan 73 так курочу🫡

AstartaS написал 2 месяца назад: #

Опустошение тоже в моём личном топе. Это действительно огроменнейшая и эпичная соло игра. Пока что и наверное очень надолго, это любимая игра и лучший соло-режим в мире для меня. Жду пока приедет в мае «Mythwind». Интересно опробовать её.