Знакомство с «Пробуждением Медведя»

25 апреля 2025

Siar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

>Чуть больше недели я постепенно изучал правила, удивляясь тому, насколько они сложнее воспринимаются в сравнении с правилами привычных настольных игр🤯

Хм, а если сравнить с Ласердой, или там Гаванью, или Рыцарем магом?

Ksedih написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Даже рядом не стоит. Сам когда читаю правила варгеймов офигеваю "насколько они сложнее воспринимаются в сравнении с правилами привычных настольных игр". У меня всегда подозрение что это оттого, что авторы не умеют их оптимизировать, но... факт остаётся фактом.

А возможно это дело привычки, и бывалый варгеймер запросто прочитывает и воспринимает правила очередного варгейма. Вполне возможно, что так оно и есть.

ZXCVB1234 написал 14 дней назад: #

База, но отметил бы что варгейм варгейму рознь

Seylorpeg написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Именно так, дело привычки.

Уверен, такой опытный игрок как вы, легко угадывает знакомые механики в разных играх, даже если они как-то переосмыслены и так далее. "Я всё это уже где-то видел".

Так и здесь, достаточно легко вычленяются определенные общие моменты.

Как правило, у правил варгеймов четкая структура, примеры начала партии, подробно расписанные, и объем этих правил существенно меньше чем, например, у Мрачной гавани (но конечно мы не говорим о варгеймах с миньками или монстрах-варгеймах).

Глобальной сложностью выступает понимание того как механики передают конфликт - масса исключений изьправил, особых случаев, и тд проистекает из естественного желания сделать голую механику более приближенной к конкретному конфликту.

Если игрок в целом интересуется темой, примерно представляет себе взаимосвязи, он, конечно в более выигрышном положении, чем полный нуб, но не слишком.

Во-первых, ты можешь знать событие, но его игромеханический эффект тебе не ясен, не связан с твоим пониманием и - всё, ты просто забыл о нем так как увлекся игрой.

Во-вторых, хорошо дизайнеру - его бухгалтер покусал, и 18 типов разных атак в правилах придумались сами собой, все рады "ах какая симуляция", вот только ты пытаешься учесть это и применить в игре, а это капец какая когнитивная нагрущка на мозг, не говоря уже о том, что стоит тебе сесть за игру с чуваком склонным к просчёту, как начнётся лютейший ад.

Тут мелькнула идея чатгпт использовать, думаю с путями славы заморочиться, потестить как оно.


Guautemock написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Пару часиков назад закончили с товарищем партию в Пути славы. Запоминать многочисленные исключения в правилах помогает внезапно... книга Августовские пушки. Отмечу отдельное удовольствие читать Пушки после того, как поиграл в Пути славы и почувствовал, так сказать, тему изнутри. Сразу +100 очков к пониманию темы получаешь. И мой самый любимый пример: сыграли с другом партию в Нормандию 44 от Симонича, потом я стал читать Бивора "Высадка в Нормандии". Там был отдельный эпизод, посвящённый трудностями продвижения американцев через затопленую местность. И я без всякой карты просто по текстовому описанию понял, про какой участок пишет Бивор. Понял, потому что сам там несколько ходов пытался пробиться своими отрядами. Вот в такой связке темы и игровых механик и есть самый кайф варгеймов. За такое можно и кривые правила и 100500 исключений простить.

c0wthulhu написал 14 дней назад: # скрыть ответы

**"Августовские пушки"** (*The Guns of August*) Барбары Такман (1962) — знаменитая книга о начале Первой мировой войны, удостоенная Пулитцеровской премии. Она оказала огромное влияние на популярное восприятие событий 1914 года, но, как и любой исторический труд, подвергалась критике со стороны профессиональных историков.

### **Основные критические замечания:**

#### **1. Упрощение причин войны**
- Такман делает акцент на **дипломатических и военных просчётах**, особенно на германском "плане Шлиффена" и роли кайзера Вильгельма II.
- Критики (например, **Джон Киган**, **Герхард Риттер**) отмечают, что она **недооценивает системные факторы**: империализм, национализм, экономическое соперничество, роль Австро-Венгрии и России.
- Война представлена как "цепь роковых ошибок", а не неизбежный результат глубоких противоречий.

#### **2. Смещение акцентов в сторону Западного фронта**
- Книга фокусируется на **Германии, Франции и Британии**, тогда как **восточный фронт (Россия vs. Германия/Австро-Венгрия)** описан поверхностно.
- Например, **Галицийская битва** (где Россия разгромила Австро-Венгрию) почти не упоминается, хотя она серьёзно повлияла на ход войны.

#### **3. Некоторые фактические неточности**
- **Военные детали**: Такман, не будучи военным историком, иногда упрощает тактические решения. Например, её описание **битвы на Марне** критиковали за излишнюю драматизацию роли отдельных генералов.
- **Роль Бельгии**: Немецкие зверства в Бельгии описаны эмоционально, но современные историки (например, **Джеффри Варро**) считают, что масштабы злодеяний были преувеличены пропагандой Антанты.

#### **4. "Телеологический" подход**
- Такман пишет так, будто катастрофа была **предопределена**, игнорируя альтернативные варианты развития событий.
- Например, она почти не рассматривает возможность, что **Великобритания могла остаться нейтральной**, если бы Германия не вторглась в Бельгию.

#### **5. Психологизация исторических фигур**
- Кайзер Вильгельм II, Мольтке-младший, Жоффр и другие персонажи показаны через призму их личных качеств, что иногда приводит к **упрощённым характеристикам**.
- Историки (например, **Аннаймари Загге**) отмечают, что Такман **игнорирует институциональные ограничения**, влиявшие на решения лидеров.

### **Вывод:**
Книга остаётся **блестящим образц narrative history** (исторического повествования), но её **не стоит считать исчерпывающим академическим исследованием**. Она создала **устойчивые мифы** о Первой мировой (например, идею "автоматизма" вступления стран в войну), которые позже оспаривались.

**Если хотите альтернативный взгляд:**
- *"The Sleepwalkers"* Кристофера Кларка — о сложной дипломатической ситуации перед войной.
- *"The First World War"* Джона Кигана — более сбалансированный военный анализ.
- *"The Pity of War"* Ниала Фергюсона — критика традиционных взглядов на причины войны.

Такман — это **захватывающее чтение**, но для глубокого понимания стоит обратиться и к другим авторам.

DeepSeek

Seylorpeg написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Мм, добавил бы А.М.Зайончковский. Первая мировая война.

Во-первых, военный и достаточно крупный, во-вторых, непосредственный участник событий, в-третьих, очень серьёзный исследователь ПМВ, эта книга наиболее общая, ряд специальных его работ я упоминать не буду.

В конце концов, не Киганом единым)

Seylorpeg написал 14 дней назад: #

Не могу не отметить что Нил Фергюсон, фигура в историческом сообществе достаточно одиозная, его работа "Империя. Чем современный мир обязан Британии" скажем так, неприкрыьый панегирик колониализму.

Бивора же в состоянии читать только очень крепкие ментальным здоровьем люди.
Его Сталингради и Падение Берлина - это чад кутежа. Соседский медведь обе прочитал и на березе повесился на струне от балалайки.



Guautemock написал 14 дней назад: #

Я этого не отрицаю. Бивор примерно из той же серии. Весело, захватывающее, по верхам. Но общее представление даёт.

Siar написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Хм интересно кто же раскупает предзаказы Гаги. Неужели столько варгеймеров есть...

danceandfight написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Да ровно та же ситуация как и со сложными играми типа паксов или Ласерды -- можно же купить, но не играть

Siar написал 14 дней назад: # скрыть ответы

А смысл купить просто чтоб лежали? На барахолках тоже в больших колвах не видно

danceandfight написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Так лежат, есть не просят, места занимают не много, а игры потенциально интересные

Siar написал 14 дней назад: #

Типа "куплю про запас и отложу до лучших времен чтоб играть когда-нибудь потом"?

taktak написал 14 дней назад: #

Судя по количеству людей в тематических группах, таких людей не мало. А локализованных проектов по пальцам пересчитать.

taktak написал 14 дней назад: #

Пока склоняюсь к тому, что дело и в оптимизации правил и в привычке. В медведе правила структурированы хорошо, но въезжать в них до партии было все равно непросто. Сейчас изучаю «Ни шагу назад» и там сущий ад и это тот случай, когда дело в оптимизации, не зря многие ругают этого автора…

Filipousis написал 14 дней назад: #

хм...я вообще несогласен. В самом начале Медведь проще Гавани и Ласерды, правил достаточно немного для того чтобы начать кампанию. В каждой новой миссии добавляется новая механика с описанием в 1-2 страницы, сложности начинаются когда механик много и их просто сложно запомнить, высоты, зоны видимости..но эт во всех тактиках так. Но сами правила простые для восприятия, без изличних исключений им в целом новичек френдли.

slflycat написал 9 дней назад: #

Поддерживаю Selvorpeg. Изучив один варгейм, в целом изучение остальных уже не вызывает каких-либо сложностей.

taktak написал 14 дней назад: #

Рыцарь-маг в своё время тоже ошеломил своим толмудом и количеством нюансов в игре, но по ощущениям там всё-таки было как-то иначе.

Guautemock написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Добро пожаловать в секту.

Seylorpeg написал 14 дней назад: #

"Пихает локтем в бок" : "не вспугни!"

taktak написал 14 дней назад: #

Отчасти, Вашими стараниями :D