Оценка пользователей
7.4955
Оценить:
-

Диванная аналитика Брюгге

 

Давненько я не брал в руки шашек))) Последний раз  я писал заметку в дневнике про Замки Бургундии месяцев пять назад. Ознакомиться можно здесь https://tesera.ru/user/wergg/thought/1112079/

 

Ну а теперь настало время  немного порассуждать о Брюгге. К игре как раз недавно релизнулся доп. Само дополнение я разбирать не буду – в сети есть обзоры. Я поделюсь своими мыслями по поводу отличий игры с допом и без и про вопросы к базе, накопившиеся у меня в процессе игры.

 

Ванильная игра в целом достаточно неплоха как семейка, но блистать  на гиковском столе ей мешает в первую очередь малая вариативность действий. Да, каждую карту можно сыграть шестью разными способами, но по факту реальный выбор случается крайне редко. Здесь вам не Борьба за галактику. Вы либо яростно утилизируете карты с целью накопить на крутого парня (гравер, биолог, латник, астроном, ну может еще пара карт), либо плывете по течению, стараясь не отстать от соперников и не дать им перевернуть жетоны лидерства. Эффективность любого пути, кроме «построй дом и засели персонажа» видится унылой. Реальная комбинаторика приходит во второй половине игры, когда удается собрать некий движок на картах активации и работниках. Вернее, ЕСЛИ удается.

 

 И тут мы приходим ко второй проблеме и, частично, третьей проблеме – рандому и «недоделанности движков». В игре аж 165 карт, с допом вообще 204. Все они что-то делают и являются кусками разных механизмов. Все, кто наиграл в базу хоть пяток партий, я уверен, сталкивались с тем, что противник тянет карты удачно, составляет из них некий пепелац и начинает круговерть из «рабочие-активация-плюшка», а  вы сидите с принципиально некомбящимися картами и печально смотрите за ловкой игрой оппонента. Кроме того в игре есть карты, эффективность которых у любого вызывала вопрос. Жители с нулевой стоимостью и одноразовым эффектом, например. Или уникальный ткач со способностью протолкнуть вас по треку влияния всего 1 раз за партию. Можно, конечно, удивить оппонентов, но стратегию построить нельзя.

 

 Ну и в целом в игре есть некие странности, который разрешились только сейчас – почему трек очков почти не используется? Почему в игре про  город с каналами эти самые каналы почти не используются? Почему угрозы, которые должны восприниматься как безусловное зло могут быть полезны? 3 чумы? Отлично! Бесполезная монашка мертва! 3 пожара? Отлично, дом фельдмаршала сгорел и можно снова его селить, получая бонус! Что за иезуитская система повторной активации персонажей и расчистки домов за счет чумы и пожара?

 

Ответ кроется в свежем допе. Появились лодки – дополнительные действия приуроченные к строительству канала и требующие рабочих. Они позволяют получать деньги, рабочих, двигаться по треку репутации и, главное, активировать персонажей со свойством «при заселении…». «Одноразовые» персонажи более не одноразовые – спец действием лодки они активируются повторно и приносят пользу без сжигания домов. Отработанный материал в виде карт с нулевой ценностью можно активировать повторно и получать плюшки. Теперь это не бесполезный хлам, занимающий домик, а часть механизма по получению денег или ПО. Трек очков теперь не простаивает – повторные активации несут ПО, усиленный механизм по сбрасыванию жетонов угроз также приносит очки. В ванильной игре имело смысл тратить целое действие и карту чтобы сбрасывать угрозы только если прям пригорало уже и был риск потерять что-то ценное, а тут это вполне себе механизм по добыче ПО. Продвигаться по треку репутации стало возможно не только в начале раунда, но и по ходу. Теперь это не тупой опрос «ты будешь репутацию брать?  - да  - ок, тогда я тоже -  и  я  -  и я». Есть место для маневра и блефа. Лодки настолько хороши, что кажутся недостающим элементом мозаики. Они вплетены в механику настолько удачно, что кажутся отрезанным куском базы. И как говаривал один известный и.о. царя: «Меня терзают смутные сомнения!».

 

Дополнительные персонажи тоже пришлись к месту – теперь можно выуживать сброшенные карты и стопки сброса и селить их в дома. Или не давать это делать сопернику превращая их в дома. На бумаге звучит прикольно, но реально новые персонажи сильно размазываются по гигантской колоде и влияют на игру слабо. Хотя само наличие возможности найти хорошую карту в сбросе сильно нервирует соперников и заставляет их более осмотрительно швырять карты в утиль.

 

При всех своих плюсах доп для меня неоднозначен. Он превращает милую, но не без огрехов, семейку в карточный средне-тяж. До уровня все той же Борьбы за галактику еще далеко, но уровень Поселенцев взят. Почти бездумное шлепанье карточек сменилось продумыванием комб. Как не упустить выгоду лодки? Как нарыть рабочих на активацию карт, лодок и строительство домов? Поселить вот этого дядю или рвануть по каналам? В базе об этом думать не приходилось. И вроде отлично же все получилось, доп встал как родной (а может он просто был отрезан от базы?), но ощущение, что игра перешла в другую весовую категорию меня беспокоит. Конкурировать с поселенцами, новой эрой и лояном или тем же марсом это не то же самое, что конкурировать с замками бургундии, колонизаторами и каркассончиком. Мне, как гику, доп зашел на ура. Я в нем нашел ответы на все вопросы, что родились в процессе игры в базу. А вот жене не очень – как она сказала, «теперь нужно думать».

 

Ну и на последок. Я еще не поиграл с модулем «биржа». Он делает базовые действия более сильными – дает больше денег за продажу карт, больше ПО за сброс угроз и тд. То есть делает игру менее кризисной. Наверное, с биржей и без лодок стоит играть тогда, когда нет желания морщить лоб и хочется более расслабленной игры. Замешивать и биржу, и лодки не вижу смысла – слишком перегрузится геймплей. Вынимать путешественников из колоды тоже не вижу смысла – их влияние на баланс мало и не перегружает игру ни капли.

 

Вот такая вот спонтанная аналитика родилась у меня. Прошу высказываться в комментариях.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
burghis написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Играл без допа раз 5. Действительно, нет чувства победы, потому что многое зависит от того, что выпадет. Хотя и можно пораскинуть мозгами во многих моментах. С допом однозначно лучше, даже приобрел в коллекцию.

Eugene_Russo написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Вторую половину игры ни разу не вышла фиолетовая карта, я не смог достроить 10-ую часть канала, не взял статую и проиграл.
Игра бесит.
Но всё равно её люблю.

GambitX написал 6 лет назад: #

Всегда стараюсь заселить перса, который может брать карту из колоды. Очень помогает по ходу партии.

kurennoyd написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Люди уже совсем запутались в понятии случайности. Если уж Брюгге, про рэндом, то все игры случайны. Тут все случайности нивелируются вариативностью действий. Игра по сути про оптимальные стратегические и тактические действия в условиям динамических ограничений. База заигрывается как новичками, так и продвинутыми игроками. Недостатки, как и везде, присутствуют, конечно, но они точно не стоят того, чтобы отказываться от такой игры.

Slim_Slam_Snaga написал 6 лет назад: # скрыть ответы

и какой инструментарий предоставлен игроку для контроля рандома?

wergg написал 6 лет назад: #

не то, чтобы я высказывался за мысль, что рандома нет, но инструментарий по контролю есть какой-никакой. Выбор из двух стопок и возможность зажать 1 карту на следующий раунд. Персонажи на плюс монеты к определенному кубику (нивелирует неурожайный бросок). Персы на обмен цвета рабочих (нивелирует неприход карт по цвету). Персы на плюс карты (больше карт - выше вероятность получить хорошее. от рандома к терверу так сказать). И это все в базе.

В допе еще есть персы на смену цвета играемой карты (путешественники). Персы на вытаскивание из сброса (вообще огонь). Лодки для сброса угроз вне зависимости от цвета. Лодки на получение рабочих вне зависимости от цвета.

в базе игру штормило изрядно от рандома, конечно. Особенно бесило, когда кто то ловил гравера в конце партии и просто так получал 5-8 очков или ловил биолога на старте и начинал скупать персов без разбора. Теперь игра через заселение не такая клевая, так как есть лодки и бонусы за статуи стали совсем уже неприличные. А весь путь через лодки не такой рандомный. Теперь даже биолог не имба - проверено на себе так сказать)))
повторюсь, до рфтг с ее миллионом комбинаций и божественным балансом еще далеко, но игра в целом стала опрятнее по рандому и механикам.

Slider написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Эх, не дождался локализации допа - ушла игра по обмену. Без него она малоиграбильна, по удовольствию - рядом с Монополией =)

Catman написал 6 лет назад: # скрыть ответы

А почему не взять сейчас доп с новым тиражом базы?

Slider написал 6 лет назад: #

Море других отличных игр тому причина.

banzayats написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Хм... Мы с женой/друзьями наиграли более сорока партий - и ничё так. База очень даже играбельна.
Повторю свой недавний комментарий: Брюгге - добротное евро, в меру кризисное, в меру конфликтное, в меру рендомное, в меру продолжительное.

И сравнение с Монополией - это шутка такая?

Nouvelle написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Рендомное оно не в меру. Проще и быстрее кинуть кубик, чтобы понять кто победил.

MacTire написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Солидарен. И причины банальны, т.к. в одной игре совместилось сразу столько случайных факторов: 1) в игре критичен цвет карт, но игроку может просто не приходить он, т.к. выбор лишь из двух стопок. 2) набирая карты, игрок не в курсе, как лягут кубы, в итоге у тебя три цвета, а на всех них единицы, что бывает особенно критично в первые ходы. 3) карты сами по себе очень неравноценны несмотря на то, что вроде как у карт по-лучше выше цена (что тоже не всегда так). Равно как и заточены персонажи под разные тактики, поэтому совместимые могут приходить на руки, а могут не прийти. 4) выпавшие 5-6 + первый ход соперника, у которого раздача неприятностей на руках - опять же 5) порядок хода + расклад могут сильно влиять на получение бонусов за превосходство по категориям. Ну и так далее. Я вот например выиграл с большим отрывом, но ощущения своей победы не было совсем, т.к. просто мне удачно выпадали карты и особо выбора делать не приходилось, он был либо очевиден, либо равноценен. В то время, как у некоторых соперников возникали то серьезные проблемы с набором, то все персонажи абы какие, то агрессивные карты отбрасывали их сильно назад, заставляя то оправляться после потопа, то восстанавливать запас миплов, то экономику

Azrail написал 6 лет назад: # скрыть ответы

И вроде бы разложил всё по полочкам и всё так. Но почему то стабильно выигрывают опытные игроки, а новички на последнем месте.

MacTire написал 6 лет назад: #

У нас не так, по-крайней мере 2-3 место очень часто новички занимали. Как и опытный игрок, занимавший стабильно первое, мог получить последнее с существенным отрывом.
Просто: разумеется, определенные навыки нужны, новички порой даже путаются по эффектам, забывают какие есть возможности, сторонятся активируемых способностей. Разумеется даже при хорошем раскладе, его можно угробить и построить тактику по тем некоторым плохим картам, что приходят. Но при понимании игровых механик и примерной ценности эффектов, случайность *Может* играть очень ощутимую роль. Естественно, она не такая, как допустим в Relic, но ощутимо выше, чем в просто карточных, например в том же марсе, или может даже чутка выше, чем в поселенцах. Поэтому я не спорю, управлять в определенной степени случайностью можно, процесс любопытный, отыскивать пути к победе опираясь на то, что пришло - интересно, и даже игра порой поворачивается в среднем одинаково лицом ко всем игрокам. Но почти наверняка периодически хоть кто-то наскребая максимум из того, что можно выжать из его руки, будет получать меньше, чем кто-то, кто разыгрывает даже не глядя какую карту.
Я не упрекаю игру, мне интересно в неё играть, но это просто факт: игра случайна очень, а чувство меры в рандомности у каждого своё, вот например для меня доминант - лучшее евро) А для многих случайность важна в игре, и меру каждый определяет сам

Slim_Slam_Snaga написал 6 лет назад: #

В Монополию тоже выигрывают более опытные. И?

Azrail написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Да и выбор же есть. К примеру оставить эту карту на раунд-два-три раунда - до конца игры, что бы потом заселить и провернуть комбо или потратить на сиеминутные потребности. И ладно бы одну, но ведь через руку проходит около 40 персонажей, и вкусняшек там хватает.

MacTire написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Выбор номинально есть, но в конкретных ситуациях очень часто он просто исчезает по факту, особенно когда хорошо знакомишься с игрой. Когда смотришь руку в первый ход, и понимаешь кого селить практически бесполезно, какую карту в теории можно преберечь и посмотреть выйдет ли к ней комбо, а какие можно утилизировать, причем как утилизировать - опять зачастую однозначно, наиболее выгодное использование всех карт. В дальнейшем, на выбор ещё отражаются и ранее выложенные карты и снова они Могут прям диктовать твои действия тем что единственный вариант приносит больше пользы

Azrail написал 6 лет назад: # скрыть ответы

Для меня тут есть и стратегия, и тактика. Можно пытаться ущипнуть сиеминутно соперника преступником, а можно реально строить экономический движок. А можно пытаться ещё при наборе пытаться под каналы подстроиться или под угрозы, или под активацию персонажей, если есть. Да и гонка по жетонам лидерства, добавляет свою остринку. А сейчас ещё и биржи хочется использовать по максимуму. Я уже молчу про мат ожидание, видишь защитника дающего очки за других защитников, но скидываешь его ибо думаешь что их осталось немного в колоде, и тратишь его на угрозу, а по итогу защитников приходит каждый раз по раунду. Вообще умеренно по мне и рандома и стратегии.:)

Azrail написал 6 лет назад: #

А если вспомнить путешествиника, через активацию которого можно игнорить цвет карты. Реально можно тянуть чисто стратегию не обращая сильно внимание на рандом.:D

Azrail написал 6 лет назад: #

Для меня тут есть и стратегия, и тактика. Можно пытаться ущипнуть сиеминутно соперника преступником, а можно реально строить экономический движок. А можно пытаться ещё при наборе пытаться под каналы подстроиться или под угрозы, или под активацию персонажей, если есть. Да и гонка по жетонам лидерства, добавляет свою остринку. А сейчас ещё и биржи хочется использовать по максимуму. Я уже молчу про мат ожидание, видишь защитника дающего очки за других защитников, но скидываешь его ибо думаешь что их осталось немного в колоде, и тратишь его на угрозу, а по итогу защитников приходит каждый раз по раунду. Вообще умеренно по мне и рандома и стратегии.:)

banzayats написал 6 лет назад: #

Посмотрел статистику по сыгранным партиям за послдний год. Да, пару раз лидер оторвался на 10+ очков, но в большинстве случаев разница между игроками была в р-не 5, а иногда всего 1 очко.
Единственный раз, когда отрыв первого игрока от послднего был двухкратным - это когда мы с родителями играли, но они очень редок вообще в настольные игры играют.
Но я не настаиваю на своем мнении. У меня просто своя "мера рендома", и меня игра устраивает ))

Catman написал 6 лет назад: #

Спасибо за обзор! С нетерпением жду, когда доп появится в продаже Одна из самых любимых игр, потому выходу допа очень рад!

azai73 написал 6 лет назад: #

Спасибо за эссе, было интересно прочитать, со многими мыслями согласен. Брюгге была моей первой игрой после монополии, всё лето 2016 в неё с женой проиграли, потом разбавили репертуар, но Брюгге осталась моей первой настоящей любовью в мире настолок...сейчас она заиграла новыми красками в своём допе...очень кораблики понравились, особенно моей жене)))