| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
Вавилонов М. Обзор настольной игры «Каменный век»
Просто как колесо
Едва встало солнце, вождь созвал племя. Cопровождаемый шаманом, он поднялся на пригорок, у подножья которого чернело пятно вчерашнего костра. Все мы застыли в ожидании, наблюдая, как шаман что-то шепчет вождю на ухо. Наконец лицо вождя исказила гримаса злости, и он с силой оттолкнул от себя шамана. Споткнувшись о корень, торчавший из земли, тот кубарем скатился на землю, прямо в пепелище. Вскочил на ноги, чёрный от пепла шаман вскочил и стал кричать проклятья, тыча своим сломанным пальцем то в нас, то в вождя, невозмутимо смотрящего на него сверху. Когда шаман ушёл, вождь подозвал нас ближе и вытянул перед собой руку. На его ладони ярко сверкал в свёртке из кожи солнечный камень.
В то утро, когда вождь собрал нас в последний раз, мы и представить не могли, какие сокровища хранит в себе большая река, и на что готовы люди из других племён ради сверкающего камня!

Удачной охоты!
В этом году была переиздана уже ставшая классикой настольных игр Stone Age. Игра сменила издателя (Hobby World вместо «Звезды»), а также название. На мой взгляд, название «Каменный век» более близко к языку оригинала, нежели прошлое — «100 000 лет до нашей эры». Впервые игра вышла в далёком 2008 году, и уже сам факт того, что столь почтенный представитель (считай, ветеран) настольного мира, да ещё и в жанре семейного евро, занимает 72 строку BGG, говорит о том, что перед нами проект, как минимум, заслуживающий внимания. Об игре написано достаточно много, поэтому буду краток: постараюсь заинтересовать тех, мимо кого эта игра в своё время прошла. Те же, кто с игрой знакомы, надеюсь, вспомнят приятные моменты и сдуют пыль с коробки.

Типичный саблезубый кот настольного «Каменного иека»
Что из себя представляет «Каменный век»? Это семейное евро для 2–4 игроков, основанное на классической механике выставления рабочих. Каждый игрок получает в своё распоряжение планшет, на котором проживает его племя (первоначально из пяти человек), хранятся ресурсы и запасы еды, а также выкладываются тайлы построенных хижин. Игра протекает в три фазы: выставление рабочих, выполнение действий и прокорм племени. В первой фазе игроки по очереди выставляют рабочих на поле, следуя нескольким правилам: во-первых, часть действий для активации требует строго от одного до двух рабочих, после чего данное действие будет недоступно для других игроков; во-вторых, локации для получения ресурсов вмещают до семи рабочих (которых можно разместить хоть за 1 ход), причём валить лес или, скажем, мыть золото могут все игроки, фишки выставляются без ограничений, пока есть свободные места. Исключение — охота, добывать провизию может отправиться неограниченное число пещерных людей каждого из игроков.

Вся красота игрового поля
В следующей фазе игроки по очереди забирают всех своих работников, выполняя запланированные действия. Доступные действия можно разделить на три условные группы: улучшения племени, получение ресурсов и покупка победных очков, которые и являются конечной целью в игре. В плане добывания ресурсов и еды всё достаточно просто: кидаем кубики по количеству своих рабочих, после чего делим получившийся результат на значение ресурса, за которым отправились; при этом, чем ценее ресурс, тем на большее число мы делим выпавший результат. Племя мы развиваем по трём направлениям: повышаем уровень земледелия, приносящего еду перед фазой кормления, отправляемся к ремесленнику за каменными топорами, при помощи которых можно модифицировать броски кубиков, или расширяем племя, получая дополнительную фишку рабочего. Победные очки получаем за постройку хижин и покупку карт: в первом случае мы сбрасываем определённое количество ресурсов для мгновенного получения ПО, во втором — собираем карты в сеты, которые принесут победные очки в конце игры. Фаза кормления самая короткая и простая: сбросьте по 1 жетону еды за каждого члена племени. Если еды нет, вы вправе покормить пещерных людей ресурсами по курсу 1 к 1. Нет ресурсов или ваш выбор строгая диета? Тогда получите штраф в 10 ПО.

Всё в дом, всё в племя!
Игра кажется простой, не так ли? Именно так я и решил, едва ознакомился с правилами, уверившись, что в свете моего скромного, но немалого опыта в настольных играх «Каменный век» окажется одноразовым евро на вечер. Но уже на третий ход моей пробной партии подобные мысли покинули голову и так и не вернулись даже после десятка отыгранных партий. Вот уж действительно дьявол прячется в мелочах!

Вождь будет доволен!
«Каменный век» выгодно выделяется на фоне других семейных игр двумя аспектами: во-первых, каждый игровой элемент работает на полную. Никаких полумер и модных механик ради модных механик (хотя в 2008 такой тенденции наверняка не было). Пример — кормление, которое работает на кризисность: вам постоянно нужна еда, чтобы не получить серьёзный штраф, и вы будете вынуждены либо оптимизировать получение еды земледелием, либо улучшать инструменты для большей отдачи на кубиках, в противном случае на охоту будет отправляться почти половина племени, что достаточно критично, особенно, если вы решите сделать ставку на увеличение числа рабочих. Те же самые принципы работают и при добыче ресурсов: либо надейся на кубик, либо развивай инструменты, чтобы рабочая сила была способна на что-то большее, чем единица древесины за ход. Во-вторых, за эту игру реально посадить человека, который ничего не слышал о настольных играх, и уже спустя пару ходов он будет чувствовать себя прекрасно. Этот тезис отнюдь не голословен: одну из партий в «Каменный век» я решил разыграть в обед на работе, а в качестве оппонента выступил один из моих коллег, игравший до этого разве что в «Монополию» и «Активити». Так вот, мой коллега выиграл, и это несмотря на то, что поддаваться и подсказывать я перестал после четвёртого хода. Таким образом, «Каменный век» представляет собой практически идеальное семейное евро, и семейность тут заключается не в примитивности игрового процесса, а в возможности без каких-либо трудностей посадить за игру семью (друзей, коллег) и весело и спокойно провести время под грохот кубиков в кожаном стакане. Эта та игра, от которой вы легко сможете отвлечься и без особых проблем возобновить партию. При всём этом в игре достаточно моментов, над которыми нужно подумать, поэтому для меня «Каменный век» стал одним из лучших вариантов игры на вечер.

В лес по дрова
Отдельно хочется похвалить оформление, да, конечно, это стандартное евро без строгой привязки к тематике: представить на месте пещерных людей космонавтов или фермеров проще простого, но проработка компонентов в игре просто на высоте. Иллюстрации к игре готовил Михаэль Менцель, оформивший множество еврогеймов («Доминион», «Куба» и прочие), и для «Каменного века» он поработал на славу. Я говорю в первую очередь об игровом поле, выполненном в виде полноценной картины, практически не замыленной иконографикой (кружки-места для рабочих не в счёт) и совсем без надписей. В отличие от всевозможных схематичных карт местностей или расчерченных под действия и карты досок, в «Каменном веке» вы можете просто посмотреть на поле, ведь там и без вашего мипл-плейсмента много что происходит! Здесь медведь от охотников бежит, тут парочка в гору лезет, и так далее. Перед нами целый сюжет из жизни пещерных людей. Ну и, конечно, крутой кожаный стакан для бросков кубиков, тут без комментариев.

Ну как так-то?
Кстати, к игре вышло интересное дополнение — «Роскошь каменного века», вводящее пару новых ресурсов, а также механику торговли. На первый взгляд, дополнение выглядит интересным и хотелось бы, чтобы Hobby World последовала примеру «Звезды» и открыла для всех желающих доступ к деревянным бивням и кольцам.
В заключение выделю несколько не столь значимых моментов, понравившихся мне, а также отмеченных людьми, с которыми я играл в «Каменный век». Во-первых, азарт. Броски кубиков для получения ресурсов доставляют бурю эмоций, но при этом рандом не является решающим фактором в этой игре, к тому же на бросок можно повлиять при помощи инструментов. Другой понравившийся мне момент — контролируемый игроками момент окончания игры: партия заканчивается при наступлении одного из двух обстоятельств — либо закончились карты в колоде цивилизаций, либо опустела одна из стопок хижин. Интерес в том, что игрок, занявший ячейку действий, вправе его не выполнять, тем самым продлевая игру. Конечно, эта механика не уникальна, но она прекрасно вписывается в «Каменный век». Ну и третий момент — два абсолютно разных способа получения победных очков. Согласен, большинство еврогеймов предлагает уйму путей к победе, которые, однако, при ближайшем рассмотрении уже не кажутся такими уж разными. В «Каменном веке» в этом плане всё предельно честно и просто — вот вам хижины с моментальным получением победных очков, а вот вам карты, которые вы в закрытую собираете в различные сеты, чтобы удивить соперников при финальном подсчёте. Никаких лишних заморочек, всё просто, и при этом — работает. Наверное, это и есть главная характеристика данной игры.
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Другие работы автора вы можете почитать в группе ВК.