Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. | |
Идут сборы на Master of Orion: Ad Astra | |
Классика 4х жанра - теперь и на столе. | |
Идут сборы на Grimcoven | |
Новый гримдарковый босс баттлер от Awaken Realms. | |
Предзаказ на «Brass. Бирмингем» | |
Новый тираж игры №1 в мире по версии BGG. |
игры |
Война Кольца (Второе издание)
|
персоны |
Marco Maggi
Francesco Nepitello Роберто Ди Мельо |
компании |
GaGa Games
|
Дата: | 15 августа 2017 |
9.02113 |
- |
Коробка с War of the Ring, как точно выразился один из пользователей BGG, олифантских размеров и содержимым впечатлит не только поклонников эпического творения Толкина, но и непричастных. Хотя, знаете, сейчас куда ни кинь, всюду гигантские размеры, независимо от наполнения, которое часто бывает куда более пустым, чем кажется на первый взгляд. Ну, или скажем мягче — несоответствующим объёму вложенных усилий разработчиков и дизайнеров миниатюр / художников. Старые же добрые «гробы» из тех времён, когда размер ещё что-то значил, остаются востребованными и по сей день, примером чему служит сегодняшняя пациентка (и новость про TI4ed, ага-ага).
Так что, коль уж выходит локализация у нас в России, грех не воспеть дифирамбы этой отличной настолке ещё разок, ведь она находится в категории «сто раз слышал, никогда не играл», так как продукт довольно специфический и относительно дорогой, потому в какой-то степени нишевой, и так уж получается, что о нём обычно читают, а не играют.
Старушка War of the Ring смогла пережить две редакции (играл в обе не раз), удостоилась репринтов и подарочного издания, так как предоставила игрокам великолепное сочетание настоящего захватывающего америтреша (как в визуальном, так и в игровом плане) и варгейма с замечательной карточной системой управления действиями. Но поподробнее об этом давайте поговорим ниже, а сейчас…
Скорее всего, вопрос глупый. Ну, кто не знает эту историю про то, как девять Хранителей Кольца отправились в путь до Мордора, чтобы победить силы зла? Настолка целиком посвящена знаменитому путешествию и войне, разгоревшейся на фоне этих событий. Вся книга перенесена в War of the Ring с максимально возможным тщанием, поэтому мало того, что в игровом плане оно шикарно раскладывается, так ещё и фанаты будут в восторге, путешествуя по знакомым местам.
Собственно, коробка рассчитана, как и большинство варгеймов, на двух человек, один из которых берёт на себя роль зла, второй — добра. Игрок за тёмных должен захватить городов / крепостей мирных народов на 10 условных очков, либо совратить Хранителя Кольца, набросав ему определённое число порчи; его оппонент — игрок за светлых — должен либо донести кольцо до Роковой горы и сбросить его в жерло вулкана, либо отбить у зла крепостей / городов на условные 4 очка. Баланс военных сил, естественно, не на стороне света, и часто надежда лишь на мохноногих хоббитов, а воины должны превозмогать и удерживать Саурона как можно дольше, дабы дать время своему кольценосцу.
Также в игре предусмотрен вариант на 3–4 человека, когда за одну сторону играют двое, взяв на себя управление какими-то определёнными народами светлой / тёмной стороны. Режим этот, однако, не основной и больше всё-таки для галочки, как по мне, как в той же Star Wars: Rebellion, хотя и поинтересней. Играть, конечно, можно и в такой полукооператив, но зачем, когда можно взять управление всеми нациями и общей глобальной стратегией на себя одного? А распиливание ролей — всё же костыли и попытка привлечь побольше потенциальных покупателей. Хотя, любители говорят, что вполне хорошо гоняется подобный вариант, так что это опять вкус фломастеров, и судить не берусь о том, что сам не освоил полноценно.
Наполнение ооочень сочное. Громадная карта Средиземья, пара сотен миниатюр различных войск, десятки карточек — в общем, всё, чего ожидает нормальный человек от коробки подобных размеров и размаха.
Карта Средиземья:
Жетончики:
Кастомные красивые кубы:
Горы миничек:
110 карточек (событий, компаньонов и миньонов):
Правила на 40+ страниц объяснять в обзоре смысла нет, нюансов очень много, разобраться в них придётся тем, кто этого действительно захочет, и оно того стоит, поверьте. Поэтому коротенечко опишу общие концепции и дам такое определение — правила просты в каждой отдельной подсистеме, а вся сложность настолки заключается в понимании и охвате картины целиком: планирование глобальной стратегии на карте Средиземья; понимание, какие карты, зачем и когда применять; для сил света — осознание когда, почему и стоит ли вообще разделять братство на несколько групп. И т.д.
То есть, один раз хорошенько изучив основы и нюансы, вам останется лишь погрузиться в глубины стратегических и тактических ухищрений, простор которых раскрывает перед игроками War of the Ring. Хотя продираться и обращаться к рулбуку в первых партиях, несомненно, придётся не раз, как и положено в играх подобных габаритов.
Но пойдём от основ. В каждом раунде партии игроки действуют по очереди. Бросив свой набор кастомных кубов, они начинают совершать по одному действию, тратя соответствующий шестигранник. Стоит отметить, что, помимо подавляющего большинства в военной силе на карте, у зла ещё и кубов по-умолчанию больше (количество можно увеличить по ходу игры). Набор действий на самом деле небольшой, примерно такой: перемещение армий по карте мира — как следствие, сражения, — найм войск, применение карт событий, охота за Кольцом / продвижение Братства к Роковой горе. По факту это всё, со множеством нюансов, типа разделения войск на народности и рядовых, элитных и лидеров, но в целом картина выглядит именно так.
Но тут на сцену выступает система карточек событий, позволяющая манипулировать ситуацией на поле в широких масштабах и, что самое важное, с совершенно различным итоговым результатом от партии к партии. Каждая карточка имеет уникальное имя и представляет собой какое-то событие из книг с соответствующим эффектом (фанаты ликуют). Благодаря выходу из колоды этих карты вам в руку (у обеих сторон свой набор из примерно 50-ти карточек) — а выйдут они за партию, мягко говоря, не все, а лишь их часть, — рисунок партии меняется порой кардинально. Чтобы прочувствовать это, необходимо сыграть, конечно, пару раз, но по отчётам тоже можно кое-что понять.
Более тезисно обрисовать всю картину можно так:
Правила действительно несложные, как у всего гениального, но дьявол в деталях, а в случае с «Войной Кольц» — в картах. Была бы она рядовой кубикобросательной военной игрой, со стандартной в каждой партии расстановкой, если б не события и ситуации, возникающие на игровом поле благодаря им.
Мою оценку игре можно угадать, почитав старые отчёты, написанные по некоторым партиям в эту эпичную штуку. Стены текста не ваяются по всякой ерунде, а War of the Ring не раз сподвигала людей на написание подобных опусов, так как впечатления после партий захлёстывают. Настолько глубокое погружение в происходящее — это лучшая характеристика для качественного америтреша.
Но даже если игроки не фанаты вселенной и вообще жанра в целом, то коробке есть чем привлечь и их, ведь «Война Кольца» — игра на стыке жанров, смесь варгейма и американской школы настолок. Любители стратегии и тактики в масштабе армий останутся довольны — планирование передвижений войск по регионам Средиземья, штурмы, осады, выставление заградительных отрядов на пути массива вражеской живой силы, усиление своих армий лидерами, внезапные марш-броски и прочее не дадут расслабиться, действо захватывает с головой.
Собственно, почему так уверен, что оно понравится врагеймерам — потому что лично не один раз от них слышал лестные отзывы. Скорее всего, любой тру-варгейм переплюнет War of the Ring по сложности и уж тем более историчности, но механики, задействованные в этой игре, неоднократно удостаивались благосклонных комментариев от картонных генералов, которые вращаются в каких-то своих сферах, раскладывают гигантские бумажные карты с сотнями гексов и десятками маленьких квадратных фишек. По мне, это важно, мнение людей, которые оценивают механику, невзирая на визуальную составляющую (ну, знаете, все эти претензии к оформлению симуляторов военных действий). Общий рейтинг игры — 13-е место, четвёртое среди тематических настолок и даже в этих ваших варгеймах прописалась.
Каждый раунд в «Войне Кольца» — это эмоции. От начального броска кубов действий; от мук выбора, как и на каких фронтах их использовать с максимальной выгодой; от ожидания того, что же придёт в руку из колод событий; от удовольствия при вырисовывании в голове плана последовательности действий, чтобы продвинуть свои войска так и эдак, а потом ещё марш Братством совершить сразу через несколько регионов, охваченных войной.
Ощущения, что ваши хоббиты втянуты в глобальный круговорот событий, когда вокруг бушуют битвы, страх быть замеченными Всевидящим оком и схваченными назгулами, желание спасти какой-то городок, к которому приближается армия тьмы, и осознание, что его, видимо, придётся сдать. Ситуаций море, когда приходится принимать важные решения и переживать за происходящее на поле, ощущая, что вот-вот тьма прорвётся, или — с другой стороны — что хоббиты где-то рядом, и планам по захвату мира скоро придёт конец.
Очень много эмоций эта настолка даёт именно любителям вселенной — как и положено варгейму, — так как передаёт всё нагнетание и ощущения атмосферы событий книг. Но, как уже и говорил, в игромеханическом плане War of the Ring даёт каждому участнику партии не меньше. В игре масса стратегии, завязанной на глобальном перемещении войск по карте мира, собиранию армий в кулаки и выжиманию врагов с пограничных важных территорий. Ощущаешь себя полководцем, от которого зависит судьба мира.
Да и помимо военных действий в игре недурно проработано то самое путешествие — братство скрытно перемещается по карте до тех пор, пока назгулы не «почувствуют» присутствие хоббитов, после чего начинается охота и попытки совратить Хранителя Кольца. Элемент охоты также представлен кубами и желанием игроков их задействовать. Чем больше кубов зло тратит на охоту, тем сложнее Братству передвигаться на восток, но тем меньше действий войсками могут быть сделаны злом. Сам же процесс выглядит как вытягивание жетонов из мешка, с каким-то значением, на которое трек совращения будет продвигаться к победе злой стороны.
Ещё один интересный момент — это задействование ключевых персонажей книг. Можно поуправлять и Саруманом из Ортханка, и главным энтом, и Арагорном, ведущим армию призраков на подмогу друзьям. Все эти ситуации будут обыгрываться картами событий и привносить свою немалую лепту в общую картину глобальной войны на карте, изменяя её порой до неузнаваемости.
Плюсом карточной системы является и разделение каждой их них на две половины — одна действует на глобальном поле, вводя новые войска, позволяя перемещаться по необычным правилам и т.д; вторая же работает в более мелком масштабе — на поле боя, давая возможность переломить ход конкретного сражения. Таким образом, игрок по-умолчанию не окажется в ситуации, когда приходит карточка, задействующая уже давно отданный врагу фронт, и её нет смысла играть. Нет, она пойдёт в сражения — там-то лишние модификаторы лишними не бывают никогда. И наооборот — придётся отказываться от бонусов в боях в угоду глобальной стратегии, когда карточка очевидно даст вам преимущество на каком-то фронте войны.
В общем, коробка War of the Ring — это тот самый экземпляр, который должен стоять на полке любого америтрешера, любящего по-настоящему хорошие игры. Даже не знаю, как описать всё то желание о переигрывании только что разложенной партии, возникающее после проведённой сессии, ведь всё могло быть по-другому! Скажем просто, вы захотите переиграть эту дуэль-противостояние не раз. Кстати, то, что здесь требуется всего два игрока, является плюсом, так как в любую игру подобного формата (например, TI) днём с огнём не сыщешь соперников и сопартийцев.
Если вы фанат или даже просто любитель вселенной, не проходите мимо, «Война Кольца» создана для вас, как говорится, с любовью. Стольким деталям уделено внимание, что уши любимого произведения торчат из-за каждого изгиба Андуина. Поуправлять объединённой армией людей всех земель, эльфов и гномов, да ещё провести Фродо вместе с Братством до самой Горы рока — дорогого стоит. Это не поделка «по теме», коробка — самое что ни на есть серьёзное творческое произведение от фанатов фанатам.
Если вы варгеймер, то тоже не разочаруетесь в коробке. Стратегии и тактики здесь море. Предустановленные условия на момент начала войны могут быть развиты в совершенно разных направлениях, а течение партии будет радовать раз за разом своим разнообразием (ещё раз привет гениальной придумке с картами событий).
Если вы простой настольщик, то War of the Ring заинтересует вас, если вы любитель крутых дуэлей. В смысле, не «Пэчкворком» единым живёте и не гнушаетесь дайсфеста с возможностью модифицировать броски и свободой регулировать эту возможность. Умная стратегия в большом масштабе с напряжёнными битвами и борьбой с жадностью на модифицирующие значения кубов карты, которые всегда хочется пустить на что-то другое.