С миру по нитке [09.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Куча предзаказ... | |
Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу | |
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ... | |
Предзаказ на вторую редакцию Pathfinder | |
Вторая книга обновленной второй редакции Pathfinder. | |
Предзаказ на Worms | |
Червяки - теперь и на столе. | |
С миру по нитке [01.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы игры от... |
игры |
Race for the Galaxy: The Brink of War
Борьба за галактику: Перед бурей Race for the Galaxy: Rebel vs Imperium Борьба за галактику |
персоны |
Том Леманн
|
компании |
Rio Grande Games
|
Дата: | 31 января 2014 |
9.899 |
- |
Подумал-подумал я тут, и решил, что пришло наконец-то время написать обзор карт первой ветви дополнений к Race for the Galaxy. Обзор с точки зрения играбельности в партии со всеми включенными функциями: базовая коробка плюс все три расширения, захваты, цели.
Мысль эта зрела давно, так как опыт в игре большой (более трёх с половиной тысяч партий на протяжении практически пяти лет) и требовал какой-то реализации. Но просто так писать показалось неинтересно и однобоко, поэтому договорился с Leks'ом (тоже большим любителем игры) исполнить сию задумку на пару. С разных точек зрения, не сговариваясь, не подсматривая в черновики друг друга — так что мы даже не знали, о чём пишет второй участник. Вот сейчас вместе и сравним, мне самому действительно интересно. Таким образом, ниже вы найдёте видение двух разных людей, одинаково опытных в забаве под названием Race for the Galaxy, полезности каждой карты знаменитой игры Тома Леманна.
Но сначала — ссылки на все части для тех, кому это интересно:
Скажем сразу, статья не для новичков, и они могут быть не согласны и даже удивлены каким-то мнением. Так что, коли вы новичок, лучше почитайте действительно замечательные статьи и переводы по игре от Михаила Баландина. А ещё лучше поиграйте в игру, получите удовольствие и опыт 🙂 Ветераны-правители звёздных империй, этот опус для вас, для тех, кто понимает, что каждый ход чрезвычайно важен, и тратить его на «дай-ка поищу» — это верх недальновидности: почитайте, сравните выводы, может, даже поделитесь мыслями. Мне, например, было чрезвычайно интересно после написания сравнить свои мысли с текстом Leks'а.
Ну и, так как предполагается разобрать каждую карточку, объём текста будет большой, поэтому статья издаётся в нескольких частях. В этой, первой части, разговор пойдёт о шестнадцати стартовых мирах. Почему и когда они выбираются, как играют. Может быть, размышления покажутся очевидными, но для кого-то эта информация окажется полезной, так что имеют право на существование.
Прошу учесть, что карты рассматриваются только с точки зрения играбельности полным набором коробок из первой ветви (Race for the Galaxy, RftG: The Gathering Storm, RftG: Rebel vs Imperium, RftG: The Brink of War). Одной базой или какими-то избранными наборами акценты в оценке карточек порой существенно смещаются. Но так как настоящие мужики играют только полной пачкой из 228 карт, то и рассматривать мы будем их именно в таком контексте 🙂
В общем-то, ниже идёт обзор карт, не просто основанный на теоретических выкладках, а на настоящих сотнях и сотнях партий, проведённых в попытках сделать свою империю лучше всех остальных.
Leks:
«Естественно, что стартовые планеты сразу закладывают направление, в котором вы будете играть – это как правило. Все выводы я делаю по своему стилю игры, и по использованию карт тоже, ведь у каждого есть как любимые, так и нелюбимые карты. Итак, начнем».
Далее П-П - производственно-потребительский цикл.
***
Ksedih: Полностью военизированная планета, заточенная на далёкую перспективу захватов мощнейших планет. Стартует хорошо, так как берётся всегда с парой — миром-двойкой зелёной или жёлтой, с залежами ресурсов. Так же отлично начинает игру с мелкими улучшениями на атаку плюс богатым миром каким-то воинственным, что часто и является поводом сделать Спарту родной планетой. Но всё-таки всегда стоит обращать внимание на военные задания, если вы решили начать с этой планетой, так как просто хороший старт ничего может не дать, если космос не будет к вам благосклонен и в первые пару ходов ничего дельного не предоставит для дальнейшей экспансии. А вот задания на атаку и захват военных миров — это прекрасный повод начать карьеру цивилизации-милитариста. В середине партии так же выкладывается на стол, если пошла военная линия развития, так как +2 к военной мощи — это очень солидный прирост, дающий широкие возможности по захвату самых богатейших планет.
Итог: прекрасная планета на любом этапе игры, вы всегда найдёте, как её применить и поймёте, когда это сделать.
Leks: «Новая Спарта», по моему мнению, одна из самых простых в использовании карт стартовых миров, она сразу намекает, в каком направлении стоит развиваться. А если вам пришли в руку еще и Космический десант и Десантные корабли – стоит первым ходом или сразу их играть, или заказывать Глубокий поиск в надежде найти военную планету (желательно, чтобы это были Ресурсные миры, с окантовкой, чтобы потом товар не надо было производить, а сразу продать, для ускорения темпа. Впрочем, в базе только 4 военных производственных мира, по одному на каждый цвет). В базе уже заложены зачатки будущего противостояния Империи и Мятежников (не говоря уж про полный цикл) – есть много Мятежных миров; они чудо как хороши в сочетании с некоторыми 6-очковыми Улучшениями, о которых позже.
Вывод по Спарте: темп, темп, наращивание темпа! Экспедиционный корпус, десант, военные планеты, имперский флот – в идеале лучше закончить игру ходу на 10-ом -11-ом выкладыванием 12-ти карт на стол, дабы соперник не смог развиться как следует. Кстати, не следует забывать следить за столом соперника, можно, в принципе, подстраиваться под его стиль игры, стараясь получать больший профит с заказа его фаз хода. Отличное начало для военной карьеры, дальше тоже весьма полезна.
Ksedih: Самый «дорогой» мир из базы, два очка даёт (да и стоит три кредита). На старте имеет смысл брать его только, если собираетесь целенаправленно идти в потребление-производство (карты то есть на руках располагают к этому), и задания есть на потребительские миры/разработки и освоения карт с бонусами ко всем фазам. К тому же, если начальное развитие видится совсем уж печальным, можно взять его при наличии дешёвой планеты с залежами любых товаров, даже синих, так как плюс к торговле всегда будет полезен, а уж в первые ходы вообще неоценим и просто необходим.
Сама же по себе карта, при правильном развитии (которое помогает обеспечить +1$), великолепно реализует свой потенциал, начиная с середины игры, понятное дело, так как двойное потребление — это насущная необходимость для производственных империй. Выкладывать же этот мир, если вы не взяли его в качестве стартового, в процессе игры обычно просто некогда, только если совсем-совсем уж жёстко прижмёт с переизбытком товаров.
Итог: На старте берётся не так часто, либо для целенаправленного потребления, либо как попытка стартануть с торговли, при отсутствии других вменяемых вариантов. В процессе игры хороша планета в П-П, но обычно можно найти более адекватную альтернативу за такую-то цену, так что всё таки её удел быть стартовым миром для развития и перехода в П-П.
Leks: "Старая Земля" в некотором смысле антипод Новой Спарты. Зависит от стартовой руки, стоит ли её оставлять, ибо если нет сразу дешёвого Ресурсного мира – может серьёзно затормозить игрока на старте. Стимулирующим фактором может послужить то, что Старая Земля приносит 2 ПО. Считается, что в базе 3 основных стратегии игры – это военная, потребительская и промежуточная между ними. Так вот, Земля сразу закладывает потребительский стиль игры, требуя для полной отдачи от своих свойств Производственных планет. А то, что она ещё позволяет продать товар на 1 карту дороже, делает Освоение и Ресурсных миров отличным занятием. План игры: как можно раньше Освоить пару Производственных миров, заказывать Производство, получать товары и Потреблять их в двойном количестве, иногда торгуя. Хорошим подспорьем для этой стратегии является как Новая экономика, так и Торговая ассоциация, естественно, если планеты под них подобраны грамотно.
Выводы по Старой Земле: как можно больше Производственных планет, можно недорогих, но много. Как будет 3-4 планетки, и Улучшения, чтобы всё потребить – остается заказывать только Производство – Потребление х2, и использование остальных фаз хода, если их заказал соперник. С количеством карт проблем быть не должно, если грамотно использовать Торговлю.
Ksedih: Планета на первый взгляд обладает большей вариативностью, чем предыдущие, но начинать с неё совсем плохо выходит в большинстве случаев. Есть расклады, конечно же, когда можно с ней стартануть: мир-единица военный на руке с залежами товаров присутствует, или есть «Экспедиционные силы» (улучшение на +1 к атаке) и миры-двойки военные, но это настолько опционально, что начало с «Эпсилон Эридана» совсем печально. На протяжении игры же планета так же выкладывается редко, так как за такую цену можно получить что--то более вразумительное. Главная проблема этого мира в том, что он «универсален»: чуть-чуть атаки, потребление неплохое, но если мы военные, то +1 можно и дешевле выложить, а если потребители, то нам нужно что-то более «прожорливое» зачастую.
Итог: играется редко, либо если второй стартовый вариант совсем плох, либо если так сложатся звёзды, что в руке будет просто всё мегаудачно. В процессе партии тоже практически не выкладывается из-за своей разбросанности по специализациям, всегда можно найти карту получше, работающую в необходимом нам направлении.
Leks: «Эпсилон Эридана» — нечто среднее между Старой Землёй и Новой Спартой. Опять же, при определённой стартовой руке (например, наличию военного мира с силой 1) может склонить к тёмной стороне силы юного падавана. Имеет ещё один немаловажный плюс – за потребление товара получает не только очко, но и карту! Я всё же склоняюсь играть ей, если намереваюсь идти по военному пути развития своей Империи, ну и ещё если есть цель соответствующая (или несколько целей). Если в начале есть военная планетка мощью 1 — тут ЭЭ может пригодиться.
Выводы по ЭЭ: в целом её универсальность имеет как плюсы, так и минусы. Больше, чем другие планеты из базы, зависит от стартовой руки.
Ksedih: Вот это хорошая планетка (оно и видно по количеству очков, которое она даёт (0), чем меньше очков, тем полезнее карта в игре). Начинать с ней одно удовольствие - и продать можно сразу минералы, и бонус прекрасный, если есть перспективы на руках для «коричневой экспансии». А уж если в заданиях к тому же наличествуют требования по производственным и/или коричнево-синим планетам и/или наличию товаров, то строго обязательно должна стать нашим домашним миром, ибо скидка дорогого стоит. А вот в процессе партии не так часто выкладывается, так как сама по себе даёт ноль очков и бонус, завязанный чисто на освоении коричневых миров, а ещё и не производит. Обычно есть куда лучший вариант среди минеральных планет, ведь темп очень важен в Гонке, и, если уж так получилось, что мы выстраиваем горнодобывающую империю, то под это дело у нас уже должно быть что-то поинтереснее «Alpha Centauri».
Итог: отличная стартовая планета с залежами товаров, которая будет полезна на протяжении игры, в середине же партии имеет шансы появится на столе, но их не так много.
Leks: «Альфа Центавра» по моему мнению, один из сильнейших стартовых миров не только базы, но и всей игры. Его свойство (за коричневые миры при освоении платишь меньше на 1, а при Натиске на военные коричневые миры добавляет 1) отлично сочетается сразу с многими картами. Для баланса АЦ не приносит очков, но это не останавливает игроков от её использования. Один из моих любимых стартовых миров ещё и потому, что в начале игры позволяет сразу продать товар, уже лежащий на нём, а это значит, что ко второму ходу у вас на руках будет сразу 7 карт (а то и 8, если соперник выбрал Поиск)! Что это значит? Это значит, что вы гораздо точнее сможете прикинуть то, как должна будет проходить игра, и в какую сторону стоит развиваться.
Выводы по АЦ: при прочих равных скорее всего из двух миров я выберу Альфу Центавра (если к иному результату склонять меня не будут моя стартовая рука и цели, идеально вписывающиеся в план игры).
Ksedih: Колония стартует чаще всего плохо и пригодится только в далёком-далёком будущем, в цикле П-П. Соответственно, с середины игры становится сверхполезна, как и любая синяя мелкая планета. Что про неё можно ещё сказать — даже не знаю, она настолько обыкновенная среди остальных планет, что не похожа на стартовую. Просто отличный мирок — в середине партии, никак не в начале.
Итог: если есть возможность начать с неё, как со стартового мира, с вариантами быстрой добычи денег (чего чаще всего не бывает в таком раскладе), то стоит брать, так как на этапе потребления будет выдавать солидный плюс. В середине же игры для потребительских цивилизация незаменима совершенно, так как дешева, производит и сама же потребляет — мечта идиота просто.
Leks: "Потерянная Земная колония" на первый взгляд, самая слабая карта старта, да и на второй тоже. Самая сильная сторона – то, что она Производственный мир. Если в стартовой руке есть карты, ориентированные или на Синие товары, или на Производство – имеет смысл начать с ней. Хорошо взаимодействует с картами, позволяющими получить карты на руку в фазе Производства (впрочем, как и любой другой Производственный мир). Позволяет Потребить 1 товар, иногда это бесценно при некоторых стратегиях. Очень хорошо ложится в сочетании с Ассоциацией свободной торговли и Потребительским рынком, конечно, если Синих миров у вас не менее трёх.
Выводы по ПЗК: на мой взгляд, чтобы выбрать её стартовой планетой, должно совпасть довольно много условий – это и стартовая рука, и целый ряд подходящих целей, и чёткий план в голове.
Ksedih: По мне, так одна из страннейших начальных планет, так как, как и «Эпсилон Эридана», не даёт существенных бонусов нигде. Вернее, тут есть один существенный бонус — это +2 к сканированию необъятной нашей галактики, но он настолько «на удачу», так сказать, что просто не в кассу в подобной игре. Нет, и он бывает применим, но только в случае глобального задания на первую фазу и, желательно, на освоение карт с бонусами ко всем фазам. Нужны эти задания нам потому, что какого-то вразумительного развития с этой планетой не начать, а так будет хоть какой-то задел. Так что выбрать этот мир родным можно только в случае, если на руках есть хоть что-то на освоение моментальное и перспективное, так как делать сепаратистами, прямо скажем, что-то выгодное и верное малореально. В середине же партии выкладывать такой мир так же практически незачем, разве что из-за задания на сканирование.
Итог: малоиграбельный кусок почвы под глобальные задания
Leks: «Колония сепаратистов» — один из самых нелюбимых стартовых миров. Военная мощь +1 – это гуд. Но +2 к Поиску – на мой взгляд, довольно слабая абилка. Опять же сработать может в случае такой стартовой руки, с какой вы поймёте, что ваше призвание – война (дабы облегчить поиск военных миров по зубам себе), ну и, естественно, Цели! Иметь +6 в военной силе и иметь больше карт с абилками в первой фазе (Поиске) – то, что нужно. Ещё может сработать в довольно специфических стратегиях, основанных на Поиске – с картами Галактический Реннесанс и Пан-Галактические Исследования (одна из самых интересных карт в игре), но это уже стечение обстоятельств. К слову, я точно помню, сколько раз играл карту Галактический Ренессанс за более чем 2.5 тысячи партий – 2 раза:) это, кажется, самая нелюбимая моя карта, причём я не вижу оснований, почему это так, возможно, карты не сходятся у меня играть её чаще. Выводы по КС — пойдёт там, где играют карты с возможностью сбрасывать не из вновь набранных карт, а из всей руки – да, там сепаратисты будут в почёте. Ещё бы, можно потянуть +2 клёвые карты, и оставить их на руках, а сбросить с руки что-нибудь ненужное.
Ksedih: Интересная стартовая планета. Интересна тем, что давая солидный толчок в развитии, в начале же отнимает за это карту, что нивелирует бонус. Та же «Alpha Centauri» лучше (ноль очков же даёт, а древняя раса — 1 🙂 ), так как реально поможет в игре. Эти же рептилоиды вроде как потенциально годны для добычи ресурсов, но под ситуацию. А ситуация будет складываться как повезёт, так как выбирать такой старт приходится чаще всего, если второй вариант не подходит никак, и вы просто не представляете, что делать дальше. Тогда да, продать гражданам генетический материал на исследования и посмотреть, что из этого получится — хороший способ начать. В середине партии выкладывается нередко, так как подобные планеты с залежами редких ресурсов всегда в почёте.
Итог: планета хороша как в середине игры (генетический материал всегда сбывается задорого), так и в начале, потому что даёт неплохой старт и вектор развития может обозначить. Но я не люблю «Ancient Race», так как минус одна карта — это зачастую плохо в первый ход, и компенсируется только теоретическим будущим производством-продажей зелёного товара, причём производить нашей цивилизации придётся самой. Нет, как бы ни красиво смотрелась планета, однозначно не мой стиль, слишком на «ээх, посмотрим, что получится» полагается, так что беру только в качестве альтернативы худшему варианту.
Leks: "Древняя раса". Очень интересный стартовый мир, с подковыркой, так сказать. Это второй по счёту ресурсный стартовый мир, теперь зелёный. Дабы сбалансировать его, игрок должен будет оставить на руках не 4, как обычно, карты, а 3. Тут-то и задумаешься... Вроде первым ходом можно сразу продать товар, причём зелёный, за 4 карты! Но с другой стороны – а что там придёт, кто знает? Поэтому если на руках есть сильные дорогие карты, то имеет смысл начинать с этим миром, чтоб, продав товар, иметь возможность сразу вывести их на стол. И всё-таки она мне нравится, как-то иррационально. Может, тем, что подсознательно я хочу набрать карт лучших, чем у меня есть?
Выводы по ДР: просто хороший стартовый мир. Кстати, потенциально очень хорош с Генетическими лабораториями; если они пришли в стартовую руку – то однозначно мастхэв.
Ksedih: Лично я не люблю начинать с этой планеты, хотя у неё и есть хороший потенциал. И производство жёлтого товара, и два очка, и военная она к тому же, что бывает небесполезно. Вроде, всем идеальный мир, но нет как-такового старта ясного для себя, в этом она похожа на предыдущую зелёную планету. Противник же с первого хода может подправить свой вектор развития, отказавшись или упирая на производство в начале, когда вы, скорее всего, будете производить, ведь иначе зачем ещё брать эту жёлтую фабрику? Хотя и от обратного можно играть, если есть стартовая рука, которая даст нам толчок в будущее, а нашу родную планету будем использовать в качестве подспорья. Но опять таки эти «если». В середине же игры выкладывается под нужды цивилизации, основанной на технологиях пришельцев, так как просто так выкладывать нет смысла особого: произвести надо будет, карту сбросить надо, если же личить продакшен противника, то... обычно империи, способные захватывать планеты, имеют и так достаточно ресурсов для продажи. Понятно, что лишними товары не бывают, но вот специально выкладывать под производство — сомнительно.
Итог: для начала есть варианты лучше, для середины игры тоже средненький вариант.
Leks: «Повреждённая фабрика Чужих». Эх, интересно, что же они там производили... В принципе вы можете это проверить, в фазу Производства фабрика работает, если вы сбрасываете карту с руки, тогда она производит товар; это второй стартовый производственный мир. Больше никаких особенностей не имеет, да вдобавок ещё и военный мир. Не самый любимый старт, но иногда неплохо вписывается в Цели. Хорошо подойдёт для стратегии потребления. Естественно, хорош для торговли. Хорошо взаимодействует с картами, дающими ресурсы в фазу Производства. Один раз я сыграл партию, где у меня было 11 карт Чужих, в том числе все, которые дают скидку на их освоение. Само собой, что стартовый мир был ПФЧ (ну не само собой, есть ещё один хороший статовый мир Чужих, о нём чуть позже).
Выводы по ПФЧ: в принципе неплохая карта, идеально вписывающаяся в стратегию игры за Чужих (если вы понимаете, о чём я). Самое интересное то, что с соответствующей рукой эта карта хорошо впишется и в военную стратегию! Ну про стратегию Потребления, думаю, лишний раз говорить не стоит – ведь ПФЧ всё же производящий мир. Так что, в принципе, этот мир по настоящему универсален.
Ksedih: Вот это интереснейшая штука. Бесполезная практически планета, при наличии нужной «информации» на руке, даёт такой старт, что просто ого-го. Идеальными мирами для переселения нашей цивилизации с этого обречённого мира будут планеты-пятёрки с залежами ресурсов, или просто богатые и дорогущие, но во втором случае развивающие карты должны быть уже в руке с самого начала партии. Ещё можно начинать играть этим миром и без наличия какой-то бомбы в руках, опять таки, имея в руке возможности для становления цивилизации с начала партии, мы просто ищем богатую и дорогую планету впоследствии, дабы задарма прихватизировать её бескрайние просторы. В середине партии так же идеальна для освоения других миров, ведь Doomed World получается даже дешевле колонизационного корабля (разработка такая).
Итог: отличная планета в середине игры и хорошая для начала, но во втором случае должны быть альтернативы развития, так как не стоит забывать о том, что далеко не в каждой партии удаётся получить доступ к по-настоящему сочным мирам, в то время как старт развития должен быть как можно более стремительно-прогрессивным.
Leks: "Обречённый мир". Тут практически без комментариев. Это чистая страница, которую вам заполнить, а чтобы было легче – чуть облегчён Поиск. Советую брать его только в том случае, когда подходящий вам мир уже есть в стартовой руке, иначе можно просесть на пару ходов, что обычно фатально.
Выводы по ОМ: я обычно использую только тогда, когда подходящий на замену мир уже присутствует у меня в руке. Это, кстати, получается аналог Корабля колонистов, только дешевле. Использовать его, найдя в колоде, представляется весьма заманчивым – ведь его можно обменять на любую планету, кроме Жёлтых! То есть экономия ресурсов иожет быть громадной.
Ksedih: Бар повстанцев хорош. В начале игры может легко быть выбран в качестве альтернативы для освоения военных миров при наличии каких-то карт, удешевляющих освоение планет или даже просто при наличии хороших повстанческих миров с престижем и производством, так как «Rebel Cantina» даёт ещё и бонус в пятую фазу, что не позволит нам бедствовать в процессе партии, постоянных приток карт обеспечен. В середине партии можно просто использовать в качестве «Contact Specialist»'а, так как выкладывать планету за два кредита да с нулём очков мало кто захочет, если она не будет работать как-то очень уж эффективно (как Специалист например 🙂 ), ведь денежки всегда есть куда определить в более подходящее место. Но обычно, если уж вы выбираете эту планету в качестве стартовой, на руках есть какая-то комба из повстанцев плюс в целях захват военных/повстанческих миров присутствует. В общем, бар повстанцев для повстанцев, что логично.
Итог: отличный мир для старта цивилизации ребелей и военщиной со скидками, который будет помогать всю игру, в середине же партии появляется изредка, если только есть что-то действительно стоящее военное на руках.
Leks: «Повстанческий бар». Очень интересный мир, наиболее полно раскрывающий свой потенциал с картами Специалист по контактам (которая, в принципе, заменяет собой абилку повстанцев, делая освоение дешевле) и ПанГалактический Посредник. Связка из этих карт позволяет осваивать военные миры со скидкой, да ещё и получать за это Престиж. А если заказывать фазу Производства, то за каждый мир Мятежников игрок с ПБ получает по карте! Очень хороший мир для стратегий за Мятежников или Империю (в следующих статьях я затрону эти стратегии и подходящие карты под них). Поэтому имеет о ПО, но опять же, кого это останавливало?
Выводы по ПБ: неплохой мир для как бы военной стратегии, но без наращивания военной мощи. Ресурсы можно будет получать с союзных Мятежных миров, а Престиж обеспечит Посредник.
Ksedih: Планета учёных — отличное начало. Возможность потребления просто приятный бонус, но вот дополнительная карта во вторую фазу — это то, из-за чего партию начинают с неё. «Инвестиционные кредиты» и «Межзвёздный банк» на руках — прямой сигнал для выбора этой планеты. Цивилизации, полностью основанные на исследованиях, обычно начинаются именно с этой тройки. Самая запоминающаяся моя партия с этой картой: в один раунд я выбрал фазу торговли, остальные 10 раундов — фазу разработки. Просто задоминировал противника кучей улучшений, заваливших стол. В середине же партии выкладывается на стол редко, так как стоимость в два кредита обычно слишком высока для обычных империй, но если вы ударились в разработки, то вероятность появления «Galactic Developers» сильно возрастает.
Итог: прекрасная планета на начало партии для техноцивилизаций, в середине же партии, как показывает практика, мы редко увидим освоение этого мира, ибо дорого и не в кассу.
Leks: «Галактические разработчики». Мир, который подталкивает активней использовать всяческие Улучшения, ибо за фазу Улучшений вы будете получать карту. Также позволяет потреблять 1 товар. Весьма хорош в связке со многими Улучшениями, типа Публичных работ и Инвестиционных кредитов, не говоря уж о Галактической федерации. Опять же, если есть подходящая Цель, то ГР очень хорошо ложится в качестве стартового мира.
Выводы по ГР: очень хороша в стратегии, основанной на Улучшениях. Кстати, при должном везении партию можно очень быстро завершить, повыкладывав дешёвых улучшений, подкреплённых парой 6-тиочковых карт на Улучшениях. Соперники будут удивлены. Не стоит забывать, что в стратегии потребления ГР тоже не будут чувствовать себя лишними.
Ksedih: Выбираем в начале только при наличии повстанцев на руках, иначе планета просто теряет смысл. Ну, или если есть улучшения на атаку и задания на захват повстанцев/военных. Всё таки заточена планета именно на освоение повстанческих миров, и выбрать её в начале хочется именно за эту её особенность, однако часто выходит так, что приходится брать её потому, что есть какие-то плашки-задания, так как второй вариант совсем ни о чём. В середине же партии выложить её приходится либо от нехватки атаки по повстанческим мирам опять же, либо просто как «лишь бы что» под задание с поиском/имперские разработки.
Итог: не частый и узкоспециализированный гость в середине партии, но в начале бывает можно выбрать под нужный расклад, по-другому не играет.
Leks: «Имперские полководцы» — первый и единственный стартовый мир Империи. Довольно непримечателен с моей точки зрения, абилки не очень выразительны. Ну что такое лишний +1 к военной мощи против Мятежников? Если хотя бы +2... Да, сам он приносит 2 ПО, но к этому предложить может лишь +1 при Поиске. Хотя чего я так брюзжу- при подходящем наборе Целей он может угодить сразу в несколько ниш – и имеет военную мощь, и +1 при Поиске, и Имперский мир... Так что будет весьма хорош при соответствующем наборе Целей (вы уже поняли, что категорически рекомендуется играть только с ними?)
Выводы по ИП: использую только в стратегиях на Мятежниках или Имперцах, с соответствующими целями. С подходящими Шестёрками могут выглядеть очень мощно. Забыл добавить – играйте с Захватами, принадлежность к Империи или Мятежникам тоже может играть роль. Кстати, из своего опыта, хоть мы всегда играли с Захватами, событие это происходит весьма редко, но уж если происходит... Партия тогда оставляет неизгладимое впечатление!
Ksedih: О, вот это интересная планета. Интересная она в цикле П-П, так как иначе её свойство не так уж полезно. Что она делает? Даёт «скидку» на всё, но не полноценную, а такую: при оплате планеты/разработки одну карту-кредит из цены мы кладём под «Утилизаторов», и после, в фазе производства, сможем забирать скапливающиеся на нашем мире-свалке карты. Начинать с это планетой стоит, если вы наметили на П-П, так как иначе производить для того, чтобы просто производить, смысла мало, и выгода как таковая теряется. К тому же с самого начала игры придётся отправить на «мусорку» одну карту из руки, что тоже как бы намекает на обязательное производство потом ради полной выработки ресурса, так сказать. В средине игры планета за два кредита, дающая ноль очков и способностью «полускидки» весьма сомнительна, только в качестве возможного дополнительного источника товаров для утилизации.
Итог: для начала интересная планета при движении в сторону П-П, в середине партии выкладывается только под «синее» П-П, но никак не за свою способность, так как в середине она уже просто будет ненужна и неоправданна.
Leks: «Галактические утилизаторы» – одна из самых необычных карт во всей игре, её абилки уникальны. Когда вы платите за Улучшение или Освоение, вы можете одну карту придержать, дабы забрать её назад в фазу Производства. Сами Утилизаторы при этом Ресурсный Синий мир. Очень хороший мир, но в умелых руках. Я, когда начинал играть с ним первые разы, пролетал со свистом, ибо не совсем понимал, как правильно его использовать. Так вот, правильно его использовать с, естественно, производящими мирами, ну и с картами, приносящими ресурсы в фазу Производства. Связка с Чёрной дырой – идеальна. Кстати, если удастся наладить хороший приток Престижа, который можно выгодно использовать – победа в кармане. Остерегайтесь соперников – они легко могут подстроиться под вас в случае использования вами ГУ в качестве стартового мира. Впрочем, если у вас всегда будет достаточно карт на руке – это не проблема.
Выводы по ГУ: В связке с некоторыми картами очень сильный мир. Требует некоторой сноровки в использовании, если юзать умело – станет сильной головной болью для противников.
Ksedih: Военная планета с постепенно увеличивающейся силой атаки. Исключительно милитаристские цивилизации берут её в начале, когда есть хоть какой-то вектор развития (зеленая воинственная планета с хромосомой на руках), ведь потенциально всё это в итоге превратится в сверхмощную штуку. А уж найдём ли мы достойные красные миры в галактике, это уже другой вопрос (+1 к поиску как бы намекает 🙂 ). Но помимо прочего у это планеты есть ещё потенциал на «попадание» в «Uplift Cod», «Pan-Galactic League» и «New Galactic Order» — разработки-шестёрки, которые точно принесут более 10 очков в подобном развитии. В середине партии так же выкладывается, если из вышеназванных шестёрок уже что-то есть на столе, ещё и как хороший бонус к атаке применима.
Итог: отличная планета как для начала партии, так и для освоения в середине игры.
Leks: "Наёмники Миров Возвышения" – замечательная карта, использующая Хромосомы. Сама не является военной картой, но за каждый символ Хромосом, имеющийся у вас на столе, даёт +1 к военной мощи. Отлично сочетается с Десантниками и Новой Спартой. Также есть восхитительная Шестёрочка под неё – Исследователи генома рас Возвышения (да, все переводы карт в статье – мои, так что не взыщите). Довольно специфическое сочетание, но если всё сошлось – то у соперников мало шансов. Я одной этой картой (6-кой) набирал больше 20 очков несколько раз. Конечно, нужно активно отыскивать миры Возвышения, ну так НМВ и имеют абилку +1 в Поиск.
Выводы по НМВ: хорошая карта, годящаяся под военный путь развития, причём отдельную его ветку, основанную на расах Возвышения. Именно там она раскрывается в полной мере и красе!
Ksedih: Прекрасный мир с кучей бонусов. Но, как не странно, выбирается не всегда в начале, ибо бывают варианты для старта получше. Нужен чаще всего в «престижных войнах», когда эти фиолетовые жетоны надо где-то брать, а у нас как раз есть жёлтая планетка. Собственно на пару с ней и берётся на старте, позволяя освоить её со скидкой и дальше начать заколачивание бабла и галактического уважения. В середине партии тоже имеет право на существование, но уже реже, обычно это смена направления на Alien-рельсы, или опять таки вступление в «престижные войны», которые не так редки. Но всё таки слишком уж специфична эта планета для подобной борьбы, ведь другие способы чаще выгодней.
Итог: замечательный мир для начала с жёлтыми планетами, и ситуативный в течение партии. Ну и, поиск +2 внушает оптимизма.
Leks: «Исследователи технологий Чужих» – ещё один стартовый мир, основанный на культуре Чужих. Позволяет осваивать военные объекты Чужих как мирные, да ещё и со скидкой! Уже одно это отлично, но ещё прилагается +1 к Поиску, и вдобавок можно потребить товар Чужих за 1 Престиж! На мой взгляд, одна из самых «вкусных» карт за её цену в игре. В сочетании с «Розеттским камнем», Пустынным миром Чужих или Институтом изучения Чужих (особенно в сочетании всех перечисленных карт, что у меня лично бывало) становится убийственно сильной. Да, были партии, где я выкладывал 11 карт Чужих из 12! Всего 2 таких партии я помню, но они были:) Самое интересное, что при наличии некоторой удачи вы можете развернуть неплохую военную экспансию, используя ИТЧ в качестве отправной точки.
Небольшое отступление – не устаю повторять, как эта игра восхитительна. Сколько же в ней скрыто комбинаций, изящных решений, красивых действий! Причём, если вы обладаете хоть малой толикой воображения, перед вами предстаёт каждый раз новая история развития могучей Цивилизации, силой, хитростью, или дипломатией присоединяющей к себе всё новые и новые миры...
Выводы по ИТЧ: тут всё просто, собирайте карты с Чужими – и будет вам счастье! Побольше 6-ок с упором на Жёлтый цвет.
Ещё один «престижный» мир -так же, как и предыдущий, берётся при наличие миров Alien, этот — при наличии на руках чего то ребельского. Потенциал этого мира в военной экспансии, усиливающейся участием в гонке престижа, причём для этого нужно просто осваивать повстанческие миры/улучшения, всё остальное прикладывается бонусом. Действовать это планетой очень эффективно несложно, опять таки нужен задел из координат нужных миров и наличия разработок. Тут всё просто: находим либо поиском, либо «расширенным поиском» (это одноразовый супер поиск из третьего допа) то, что надо, и вперёд-вперёд-вперёд! На захват новых плацдармов. Но ложечка дёгтя, конечно же, есть — это приходящий бонус в -2 атаки при сотрудничестве с Имперцами, но его стоит опасаться в основном в начале, просто не стоит выкладывать то, что не надо, и всё будет хорошо :). Главное, набрать обороты военной машины без помощи Имперцев. В середине игры для военных цивилизаций эта планета так же является желанным куском, ведь в гонке престижа участвуют все, а «Rebel Freedom Fighters» позволят добывать фиолетовые жетоны не отходя от кассы, так сказать.
Итог: Довольно несложный и хороший мир для старта, да и для середины партии, всегда конкурентоспособен и принесёт выгоду, главное помнить — Имперцы не дружат с Повстанцами.
Leks: И, наконец, последний стартовый мир – «Мятежники», с весьма интересным свойством — +1 к военной силе, пока не имеешь Имперских карт а столе. Как только такая карта появляется, то военная мощь незамедлительно падает на 2. Плюс они получают Престиж за особые карты миров и улучшений, с красными значками. Надо отметить, что основное совйство весьма любопытное, ведь существует стратегия, основанная на отрицательной военной мощи – чем больший будет минус, тем лучше. Идеально вписываются Институт мира и Специалист по контактам (сами придумайте, как это выглядит сюжетно). Однозначно карта для военной стратегии, но вот как вы её используете, в минус или в плюс – это решать вам. Ложится под многие Имперские и Мятежные 6-ки, получает Престиж за сам факт Освоения или Улучшения (естественно, с особых карт), да ещё имеет +1 к Поиску. Выводы по М: а какие тут могут быть выводы, я всё расписал выше. Единственно – бесполезна вне военных стратегий, ибо дороговата (но в военной струе её стоимость оправданна).
P.S. Очень интересно после написания было почитать мнение соавтора. Как вы можете убедиться, довольно часто наши мнения совпадают:) Надеемся, что вам понравилось, и это сподвигнет нас на написание продолжения. Пишите в комментариях!
***
Вот такая вот первая часть обзора карт Race for the Galaxy получилась, надеемся, было интересно почитать. Честно признаюсь, мне было очень интересно прочитать видение Leks'а, так как опыта у него тоже хоть отбавляй. Но сколько не играю в эту настольную игру, постоянно делаю новые открытия, если можно так выразиться. Есть ещё пара человек в русском комьюнити, которые дают жару за столом с этими карточками, особенно нравится мне играть с одним, который хорошо, нет — прекрасно управляется с военной стратегией захватов. Настолько ловко её применяет, что несколько партий после поражения разгромного постоянно следишь, как бы у тебя чего не отхватили от империи.