-AdRiver-
Lavkaigr написал 2 минуты назад к игре Новые игры. Полное фиаско.: # Если вы играете без Тосканы, то используйте один хоумрул - при вытягив...
knaff написал 14 минут назад к игре Ужас Аркхэма: Карточная игра: # Шаб-Ниггурат, уходи!
AndreKis написал 16 минут назад к игре Древний ужас: # в тексте тайны всё четко прописано: "положите 1 улику"
AndreKis написал 19 минут назад к новости «Кланы Каледонии». Предзаказ: # называется "Пшеничная", но не виски, а водка, и не Шотландский, а СССР...
Alves написал полчаса назад к игре Древний ужас: # При разгадке тайны сыщик в праве потратить любое количество улик? Скаж...
Первый Национальный турнир по игре Кросмастер Арена
Этого события русскоговорящие игроки в кросмастер ждали больше трех лет. Компани...
Пролог покорения Марса
«Лавка игр» открыла предзаказы на «Покорение Марса. Пролог»
С миру по нитке [15.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» лок...
«Кланы Каледонии». Предзаказ
Игра о виски, торговле и славе на сайте CG!
Портал в мир приключений [14.06.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: Ч...

Ksedih

Обзор настольной игры Terra Mystica

21 февраля 2014

Информация

добавить
игры Терра мистика
персоны Хельге Остертаг
компании Feuerland Spiele
Дата: 21 февраля 2014
Оценка пользователей
-
-

В последнее время попереиграл в кучу различных еврогеймов, среди которых была свеженькая Terra Mystica, так что сегодня поведём рассказ о ней, как об одной из самых запомнившихся.

 

Настолке этой исполнился уже год, до некоторых же народов земного шара (и я имею ввиду не только Россию-матушку, но и другие, не менее, как говорится, прогрессивные страны, например, США) коробки с ней доползли только к середине-концу не так давно закончившегося 2013 года, так что — новейшая штука для настолкоманов.

 

Узнал я об этой настольной игре ещё перед самым Эссеном-2012, когда информации было немного, только та, которую выдавали авторы и тестеры. Тогда Terra Mistyca привлекла меня своим дизайном-оформлением и всякими возможностями получать победные очки так и эдак, борьбой в территориальной и культовой сферах — в общем, всем тем, что расхваливали авторы, и что покупатель должен был проглотить в качестве наживки. Богатейшее наполнение коробки в лучших традициях «больших»  игр – помимо прочих картонных компонентов, более 350 деревянных деталек! Это действительно впечатляет, особенно если учесть то, что размер у некоторых из этих кусочков дерева реально большой по сравнению с тем, что мы привыкли видеть обычно, и сразу же вы душите ту саму жабу, а не она вас. Очень радуют такие себе кирпичи:

 

Деревянные компоненты Terra Mystica на фоне стандартной карты ~9×6 см.

 

Помимо же дерева всё остальное так же приятно на вид – классная цветовая гамма, большая карта местности, плашки сказочных народцев (но это, в принципе, вкусовщина). Знаю некоторых, кому подобное оформление не по нраву, но... Посмотрите сами, в общем, и поймёте к какой категории людей примкнуть. Хотя тут всё очевидно 🙂

 

Волшебные земли с высоты птичьего полёта. Это ж услада для глаз, как в это можно не влюбиться?

 

В общем, было большое желание поиграть в сие чудо, так как сложные евроигры — штука меня привлекающая, но все эти «построй средневековый замок», «посади огород», «а теперь построй ещё один замок в огороде» не то что набили оскомину, а просто таки дичайше бесят.

 

Вот реально постоянно хотелось поиграть в настоящее хардкорное евро про «эльфов и гномов», и наконец-то свершилось. Jens Drögemüller и Helge Ostertag осуществили это желание и сделали игру с не самой обычной для евроигр тематикой. Так что в моих руках оказалась та самая Terra Mystica и, следовательно, самые точные и выверенные данные: коробка с игрой и опыт уже кучи партий. Я играл в это, я трогал это, мне понравилось это (только за прошедшие выходные было отыграно восемь партий).

 

Terra Mystica – прежде всего, представительница жанра евро. Чистокровнейшего и не замутнённого этими вашими кубиками и карточками действий. Только суровый просчёт, только хардкор. Игра быстро прорвалась в Топ BGG и прочно заняла там своё положение: сейчас в общем зачёте настольных игр Terra Mystica идёт на шестом месте, в Топе же стратегических игр — на третьем (рейтинг 8.27)! Достойный участник гонки на ряду с таким титаном, как «Агрикола», и даже уже перегнавший её по этому самому рейтингу, но пока делаем скидку на то что новая игра, голосов меньше, чем нужно для адекватной выборки, чтоб отмести всякие нелепые единицы и десятки. Так что всё ещё может поменяться как в ту, так и в другую сторону, но уже только то, что Terra Mystica смогла заползти ТАК высоко, что-то да говорит.

 

 

Только что распакованные свеженькие компоненты. Основная масса в самом низу фото — здоровенный зип-пакет со всеми 350+ деревяшками.

 

Самое же радостное для меня, как для человека, завороженно следившего за игрой ещё до её выхода на рынок – это то, что она оказалась действительно хороша. Уж не знаю, что различает хорошее евро от плохого, но это различие точно есть и обнаруживается с помощью эмоций и удовольствия, получаемого в процессе игры в ту или иную коробку. Казалось бы, зарабатываешь и зарабатываешь очки, что в этой, что в той игре – ан нет. Здесь просто приятно строить своим народцем домики, переправляться через реки, заселяя всё большее пространство сказочного мира. Понятное дело, что, как всем известно, «в евро атмосферы нет», и это отчасти правда, но дизайнеры и оформители Terra Mystica попытались сделать всё возможное, чтобы игрок почувствовал себя более уютно в сухом мире цифр и просчётов. Даже, как принято в америтреше, попытались сделать какую-то историю — во вставках, по ходу чтения правил, мы будем находить небольшое описание каждого из четырнадцати народов.

 

Но всё таки давайте, чтоб не выплёскивать на вас неструктурированные эмоцийи, пойду по проторенному пути – расскажу обо всём по порядку и размажу эти самые эмоции равномерно по тексту.

 

Открываем коробку Terra Mystica

 

Стиль: Евро
Год выпуска: 2012
Издатель: Z— Man Games
Авторы: Jens Drögemüller и Helge Ostertag

 

Для сравнения рядом с Terra Mystica коробки Kingdom Builder (стандартная квадратная) и небольшая RftG.

 

Коробка обозреваемой игры подлинней и поуже стандартной квадратной, но зато почти в полтора раза толще (9,3 см. против 6,3 см). Но самое главное, что она весьма и весьма увесиста из-за своего наполнения: дерева море, картонных плашек тоже немало. Внутри никаких вставок нет, все компоненты просто ссыпаны в кучку, производитель предлагает распихать все по пакетикам, которые идут в комплекте. Солидные такие, большие плотные зип-пакеты и ещё один здоровенный зип-пакет, чтобы все маленькие с компонентами засунуть в него 🙂 Картонные монетки и прочие жетоны нужно было сначала выдавить — выдавливаются, к слову сказать, очень хорошо, особенно на фоне ещё одной небезызвестной игры, обзор которой тоже, думаю, напишу.

 

Вот такая красотень будет ждать нас внутри коробки после всех выдавливаний и расфасовки.

 

Как это может не радовать глаз? Объясните мне, пожалуйста, те, кому не нравится оформление. Неужели лучше пара картонных жетонов и квадратное поле с пятью прямоугольниками под эти жетоны? Можно было бы сказать: «Главное не оболочка, а содержание», — но и тут будет промах, так как у Terra Mystica и с этим полный порядок. В общем, по-моему, это десять из десяти. Ладно, со скидкой, на «ненавижу фэнтези» — 9,5 из 10.

 

Игровое поле, на котором и будет происходить основное действо — строиться поселения.

 

Трек культов: огня, воды, земли и воздуха. Самые мощные «маги» получат больше очков в конце игры.

 

Картонные планшеты семи из четырнадцати доступных в игре фракций.

 

Вот они, расы, населяющие этот мир. Плашек фракций всего семь, но народов четырнадцать, так как на обороте каждого из семи планшетов на фото ещё одна фракция. Смысл этого объясню позже, но это не экономия, как может показаться незнакомому с механикой игры человеку, а фишка Terra Mystica.

 

Гора деревянных компонентов. Более 350 штук. На этом фото ещё не всё 🙂
Такую кучу хочется загребать двумя ладонями и высыпать на пол, потом снова загребать и...

 

Монетки. Не золотые =(
Но картон отличный.

 

Жетоны благословений четырёх стихий.

 

Назовём это просто, как есть — Изобилие.

 

Вооот, вот то, что привлекало глаз потенциального покупателя Terra Mystica в 2012 и радует его до сих пор. Компоненты выглядят весьма вкусно: цвета гексов и расставленных на карте жилищ/крепостей прямо таки созданы для того, чтобы завлечь своей сочностью игрока в мир игры. Да это вкусовщина и предвзятость в каком-то роде, и, как упомянул выше, некоторым подобное оформление не нравится, но так как обзор пишу я, то и решать мне, хорошее оформление или нет 😀  Думаю, не трудно составить своё личное мнение, просто посмотрев на фотографии выше по тексту.

 

На компоненты Terra Mystica приятно посмотреть, ещё красивее они выглядит в разложенном состоянии, подтверждением чему служат кучи фоток. Качество тоже отличное, весь картон толстенный, деревяшки, как уже сказал, здоровенны, вырубка прекрасная. Кстати, что постоянно меня радует/удивляет при подготовке к партии в эту игру, это качество коробки – она какая-то гладкая мягкая на ощупь, не знаю даже что это за картон такой. Кто знает подскажите, может где ещё что-то подобное есть – куплю, буду щупать 😀

 

А ещё все это немного похоже на америтреш своими 14 доступными расами. О_о Я, как фанат Twilight Imperium, сразу же провёл аналогию. Авторы походу и пытались создать подобное ощущение у игрока, чтобы превратить просто евро во что-то более привлекательное не только визуально, но и по механике. Хотя это становится уже трендом что ли, так как всегда интереснее играть за хоть чуть-чуть, но различающиеся по возможностям стороны. Я, если честно сказать, отчасти был привлечён этим прямо таки выставляемым на показ разнообразием сказочных народцев. Конечно, не ждал, что в евроигре будет какое-то кардинальное отличие рас дуг от друга и это «просто картинки разные», но, как оказалось, был не совсем прав.

 

Итак, за оформление и дизайн я поставлю огромный плюс этой коробочке, реально, одно только наполнение чего стоит, столько компонентов уже давно никуда не кладут, даже в америтреш. Про Кикстартер с его миньками вообще даже не заикайтесь, я говорю про настольные игры, а не про наборы солдатиков. А если ещё учесть, что и на нём хваленом много коробок бедней по составу...

 

 

Как играется Terra Mystica

 

В правилах разобраться несложно, написаны просто, еврогейм, он и есть еврогейм,  но тут у нас всё с интересными нюансами, как и положено хорошей игре. Ходят игроки по очереди: сделал действие, передай другому, и так по кругу, пока все не спасуют, после чего начнётся новый раунд, коих в партии всего шесть. Присутствует очень удобная памятка, помогающая понять что мы способны вообще сделать и не пора ли пасовать. Как понятно из картинки ниже, действий всего 8 (одно из которых «пас»), собственно, выбираем что делаем и передаём ход следующему. Процесс получается довольно быстрый. Однако, поначалу, пока ещё игрокам не понятно, что тут вообще происходит, бывают затупы, так как возможностей много, и нужно разобраться как и почему всё работает.

 

Памятки для пяти игроков (максимальное количество участников партии).

 

О самих действиях расскажу, но сейчас посмотрим на основные ресурсы, тратя которые на всякое, мы будем получать очки. Это золото и рабочие. Рабочие+золото в разных пропорциях = какая-нибудь новая постройка на игровом поле или улучшение навыка навигации/терраформинга. Постройки добывают ещё больше ресурсов (не только вышеупомянутые два) или дают какие-либо возможности.

 

Эти кубики — рабочие. Белые, в волшебной стране знают что негоже делать такие кубики чёрными, как в провокационной старушке Puerto Rico.

 

Добыча ресурсов и постройка

 

Добываются ресурсы очень прикольно: в начале игры все игроки получают фишки своего цвета и выставляет их на отведённые для них места на своём игровом планшете. В начале раунда смотрим на планшет своей расы и подсчитываем все открытые значки с раскрытой ладошкой (означает доход), сколько значков открыто, столько и получаем рабочих/золота/жрецов/магической энергии. То есть, чем больше соответствующих построек мы строим – снимаем их с нашего планшета и ставим на игровое поле, открывая значки под ними, тем больше ресурсов нам будет приходить в начале раунда, так как открытых ладошек (не заслонённых деревяшкой) на планшете станет больше. Жилища (маленькие домики) дают нам рабочих, торговые дома (двухуровневые домики) – золото и магическую энергию, храмы – жрецов и т.д.

 

Интересно и необычно ещё и то, что самые первые жилища строятся просто на пустом участке местности, а вот все последующие постройки получаются из предыдущие построенных зданий. Так торговые дома получаются из жилищ, храмы – из торговых домов, а святилище из храмов. Таким образом, при постройке какого-то здания (не жилища), мы снимаем с игрового поля предшествующее ему и возвращаем его обратно на планшет, тем самым уменьшая приток предыдущего ресурса! Подобный механизм увеличения притока ресурсов, посредством «открывания» их на своём планшете не нов, но встречается пока что в небольшом количестве игр. А подобных апгрейдов зданий так и вообще я не припомню, нигде такого не было ещё. Нет, наверное, всё таки было, но именно чтобы так вот: строим здание-добытчик одного, но «теряем» другое, такого не припомню.

 

В общем, пытаемся настроить себе правильную модель дохода, жертвуя в нужный момент одним и приобретая другое. Причём строить нужно не просто, а с оглядкой на задания, так что всё ещё интереснее. Задания — это шесть из восьми случайно распределяемых по раундам жетонов, которые покажут нам прямо с самого начала игры, как желательно развиваться. Так что тут есть долгосрочная стратегия.  Иногда невыгодно строить улучшенное здание прямо сейчас, а стоит подождать один раунд, чтобы потом продвинуться за это по победному треку.

 

Жетоны раундов показывают за что же мы сможем получить заветные победные очки.

 

Но и это ещё не все о постройке, есть в Terra Mystica ещё один интересный механизм: когда мы строимся прямо около поселений противостоящей расы, та самая раса, как дань что ли, или как это можно назвать ещё, имеет возможность получить некоторое количество магической энергии, расплатившись за это победными очками (на этом даже свойство одной из фракций построено – Культистов).

 

Магическая энергия и её правильное употребление

 

Тут задействован ещё один оригинальный механизм — чаши силы. Магическая энергия (давайте уж по старинке называть её «мана») устроена здесь очень интересно: у каждой расы на планшете есть, так называемые, три чаши силы, первая, вторая и третья (фиолетовые овалы в левом верхнем углу планшета). Ману можно расходовать только из третьего сосуда, остальные два служат  для «циркуляции», скажем так: когда мы получаем сколько-то единиц магической энергии мы перегоняем её из первого сосуда во второй, если в первом ничего не осталось, то из второго – в третий, из которого при всяких манипуляциях с этой маной, она снова утекает в первый. Такой вот круговорот энергии в природе. Есть ещё нюанс с уничтожением энергии, но не будем вдаваться в подробности.

Жетончики маны циркулируют в трёх чашах.

 

Тратится эта энергия всё на те же стандартные ресурсы и действия: например за пять маны можно получить жреца, за три – рабочего, а каждая единица меняется на единицу золота. Есть действия, позволяющие делать обмен гораздо более выгодным, однако они одноразовые и общие для всех игроков, так что если кто-то из противников уже применил его в этом ходу, вам его уже использовать нельзя.

 

Культы

 

Тут, честно говоря, сказать особо нечего интересного, но чтобы обрисовать полную картину с Terra Mystic’ой и про них упомяну. Культы (огня, воды, воздуха, земли) – это такой трек из четырёх полосок по десять делений в каждой, на котором мы соревнуемся в почитание определённой магии. И этот трек является одним из способов набрать очков, ведь тот, кто выше продвинется по трекам, получит большее количество ПО в конце игры. Но двигаться по ним и само по себе выгодно, так как мы периодически получаем за это ману и какие-то иные плюшки, рандомно определяемые в начале партии и, конечно же, влияющие и корректирующие наши действия в раундах (а кому ж не хочется получить дополнительных рабочих/золото/ману).

 

Ах, да, двигаемся мы по трекам стихий при строительстве храмов и в том случае, если посылаем в храмы жрецов (ещё один ресурс, вырабатываемый как раз храмами).

 

Трек культов. Гонка тут очень сурова — дают очков немало за лидерство.

 

Терраформинг

 

Она из самых интересных фишек  игры и первая, бросающаяся в глаза в Terra Mystica это – терраформинг. Всё игровое поле поделено на участки земли-гексы, которые имеют один из семи типов: пустыня, холмы, леса, горы, равнины, болота и водоёмы. Так вот каждые две из четырнадцати рас живут в определённой местности и могут строиться только в ней (не может такого получится, что двум расам нужна для жилья одна местность, так как планшеты фракций двухсторонние и две однотипные не могут одновременно участвовать в игре), и чтобы проводить экспансию, приходится терраформировать местность прилежащую к поселениям в пригодную именно для наших подданных. Для этого придется посылать рабочих на перекопку территорий — превращению любой местности в нужную, для отображения изменений на карте есть вот такие вот большие картонные жетоны:

 

Жетоны для волшебного превращения местности в нужный нам тип, или по научному — терраформинга.

 

Курс у перекопки разный: намного дешевле превратить равнину в пустыню, чем горы в водоём, так что нужно развиваться в нужно направлении территориально, выискивать где дешевле будет поселиться. Этот терраформинг довольна занятная штука, благодаря ему появляется интересный аспект у игры, когда нужно отслеживать где ваши оппоненты селятся, и строить рядом с наиболее подходящим противником, с которым вам максимально будет нечего делить. Превратить землю можно не только перекопкой лопатами, но и с помощью магии. А ещё есть такой полезный навык у каждой расы, как Навигация, с помощью которой можно пересекать реки и селиться на более выгодных территориях. И превращение земли, и навигацию можно улучшать на протяжении партии: в результате получим лучший курс терраформинга и увеличим дальность перемещения по рекам, то есть, сможем селиться более удалённо от основного жилищного массива.

 

Всё вышенаписанное подпадает под те 8 действий, доступные игрокам:

 

  1. Строительство и терраформинг.
  2. Улучшение навигации.
  3. Улучшение терраформинга.
  4. Апгрейд зданий.
  5. Продвижение в культах.
  6. Применение магии.
  7. Использование спец свойств рас.
  8. Пас.

 

Итог по механикам игры

 

Собственно это и есть самые основы игры, всякие нюансы по жетонам действий, основанию городов и прочей магии, надеюсь, прочитаете сами в книге правил 🙂 Получаем ресурсы, строим здания, гребём очки. Стандартно как и для любого евро. Но не зря же игра в топе и выделилась на BGG. Да, она новичок в настольном мире, но в неё действительно интересно играть, время партии по современным меркам весьма непродолжительно, так как игра протекает всего шесть раундов, каждый из которых насыщен событиями и принимаемыми игроком решениями. Механики довольно просты и работают чрезвычайно слаженно, однако, поначалу даже путаешься во всём этом изобилии, не понимая как лучше сделать то-то и то-то. Интересные фишки типа чаш Силы, терраформинга и апгрейдов — это вообще вкусняшка и свежая струя.

 

Даунтайм тут ощущается только поначалу, когда игроки начинают знакомиться с механикой игры и пытаются въехать что да почем тут, как получить то-то и то-то и как вообще применить вот это, так как всего сразу много наваливается. Но когда все знакомы (ну, или хотя бы большая часть игроков знакома с механикой Terra Mystica), действия совершаются быстро и чётко, так как уже понимаешь что и когда тебе нужно, главное это осознать в первых партиях. Естественно, всеми своими знания и опытом ты пытаешься скорректировать своё развитие под сложившуюся игровую ситуацию, пытаясь максимально выжать победных очков. Это не кризисный менеджмент, ситуация не давит на тебя неподъёмным грузом, ты сидишь и пытаешь просчитать как построится так, чтобы стало максимально хорошо сейчас и через ход (косясь на задания). Но всё же игрокам с параличом анализа, мне кажется, не стоит за это садиться, тем более впятером, так как будут пытаться просчитать все досконально очень долго, а нафига нам такие игроки, правда?

 

Жетоны городов, которые можно получить, основав достаточно большое поселение из кучи домиков.
А соточки сверху — это просто маркеры для отсчёта победных очков.

 

Почему Terra Mystica клёвая?

 

Итого получаем:

 

1. Несколько оригинальных механик (до тех пор, пока другие игры не упрут идеи 🙂 ): строительства, маны, терраформинга карты. Перекопка земли как и навигация вообще классные идеи, как ограничение распространения игрока по карте, и как взаимодействие участников партии на территориальном уровне.

 

2. Взаимодействие при строительстве: первое – одно из зданий (торговый дом) дешевле при строительстве рядом с соседями, второе – получение маны за соседей. Тут тоже постоянно возникают мысли: «а стоит ли селиться рядом с этими русалками, энергию дарить им так нужную»; а с другой стороны: «надо окружить здания инженеров, они строятся дешево и часто, буду за это высасывать ману».

 

3.  Четырнадцать рас. Сказочных таких рас. Да, кто-то скажет: «Это же евро, всё отличии только в том, что кто-то это дешевле строит, кто-то дороже, ну у этих такая абилка есть, у этих такая…», — но это прежде всего евро, а для евро такое разнообразие – это уже что-то невиданное. И реально очень интересное, например, играя за русалок, действуешь не так, как играя за инженеров, ведь связь по морю — уже большое преимущество; алхимики пытаются добывать золото всеми путями, кочевники построить крепость и расставлять свои жилища по всей карте, призывая песчаную бурю. В общем, очень забавно пользоваться доступными только тебе преимуществами и подгаживать ими же оппонентам.

 

Это основные пункты почему лично мне понравилась игра. Да чего уж говорить — евро получилось очень качественное и самобытное.

 

Эволюция зданий. Маленький домик — как в «Power Grid» электростанция, большой — видимо, нужен для убийства оппонентов за столом, так как такого размера деревянных компонентов я ещё не видел.

 

Впечатления от Terra Mystica

 

Классно оно играется. Как отмечается в интернетах, играть лучше большим количеством игроков, но я испытал на себе и партии на двух противников, и на четверых (на пятерых пока что не довелось), и могу сказать, что мне даже дуэль в игре понравилась. Согласен, что когда много народу на карте, появляется значительно больше взаимодействия и конкуренции по местности, да, это действительно веселей и сложней и если есть возможность играть так, то обязательно к исполнению. Но один на один тоже хорошо. Фэнтези тематика очень привлекает в такой подаче. Это как… хм, не знаю с чем сравнить – как «Герои меча и магии»: собираешь ресурсы, возводишь постройки, только что не воюешь.

 

Но неважно что кажется мне, факт остаётся фактом — это евро, очень хорошее сложное евро. Главное в игре — это манипулировать ресурсами так, чтобы в нужный момент (к определённому раунду) складывалась такая ситуации, когда нам выгодно строить именно те здания, за который выдадут победных очков; так же можно подкорректировать свою стратегию, основываясь на тех бонусных свитках, которые присутствуют в партии, так как они тоже могут принести достаточное количество ПО. В голове всегда море инфы, и нюансов которые пытаешься учесть, чтобы максимально рационально использовать доступные ресурсы.

 

МИНУСЫ

 

Тут, честное слово, не знаю что можно написать. Мне в Terra Mystica понравилось практически всё — настоящее хардкорное евро, офигенно оформленное и поданное. Но хоть что-то надо написать, а то ж некоторые не могут поверить в игру без отрицательных сторон.

 

  • Тема. Не все любят сказки, а всей душой жаждут реализма.
  • Время партии. Я бы не назвал его большим (2 часа), сейчас много игр переходит в эту категорию, но, опять таки, некоторым нравятся игры покороче.
  • Нужно понимать что и как делать, так как новичок зачастую может начать партию (выставить первые поселения) не оптимальным образом, из-за чего просядет по игре. Назовём это требовательностью игры, возможно, кому-то покажется сложным.
  • Это настоящее брутальное евро. Не ждите от игры чего-то иного. Ну, кроме прекрасных компонентов.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные