![]() |
Идут сборы на Grimm Fairy Tales: Unbound |
Кооперативный колодострой с персонажами различных сказок. | |
![]() |
Издательства в США начинают закрываться |
Все больше компаний закрывается. Очередной жертвой "Тарифной войны" стало издате... | |
![]() |
Заканчиваются сборы на Helldivers 2: The Board Game |
Истребление инопланетных угроз во имя свободы, демократии и Супер Земли. | |
![]() |
Идут сборы на Dragons of Etchinstone |
Миниатюрная соло игра в духе Рыцаря-мага. | |
![]() |
С миру по нитке (Зарубежье) [17.04.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Перенос неско... |
игры |
Centauri Saga
|
персоны |
Constantine Kevorque
|
компании |
Vesuvius Media
|
Дата: | 08 ноября 2018 |
![]() |
8.5454 |
![]() |
- |
«Космос не продаётся», — высказывание, ставшее своеобразной притчей во языцех на просторах «Тесеры». А действительно ли это так? Бросив достаточно поверхностный взгляд на всё имеющееся многообразие настольных игр, можно отметить два момента. Во-первых, наименований, так или иначе связанных с космической тематикой, выходит немалое количество, но, будем честны, всё это количество с лёгкостью теряется среди практически бесконечного потока коробочек на историческую, средневековую или фэнтезийную тематику. Во-вторых, имеющиеся игры можно довольно грубо разделить на масштабные стратегии и локальные боевички. В стратегиях нам доводится руководить целыми галактическими империями и народами, а боевички сводятся преимущественно к локальным схваткам на поверхности других планет или в коридорах дальних баз. Так что предложение вроде бы и есть, но оставляет желать лучшего.
Но, что любопытно, космическая тематика практически не представлена в жанре приключений. Ведь так хочется порой сесть за штурвал своего корабля и выбраться на бескрайние безвоздушные просторы в поисках проблем на свою металлическую обшивку. Хочется схваток в вакууме, борьбы за выживание, а не за победные очки. Конечно, есть та же «Xia» или «Firefly: The Game», но там процесс часто сводится к выполнению заданий, основной целью которых является доставка того или иного груза в то или иное место. Кому как, но у меня подобные похождения никак не ассоциируются с приключениями. И в этом смысле наш нынешний гость «Centauri Saga» выглядит достаточно любопытно, по крайней мере, по описанию.
Каждый игрок примеряет на себя роль командующего армадой, которая волею судьбы оказывается в звёздной системе Альфы Центавра. Сразу же по прибытию в новый сектор ваши силы сталкиваются с агрессивно настроенными кораблями противника, в мире игры прозванными рейдерами. Собственно, это противостояние условно и описывается на протяжении 7 сценариев, составляющих аналог местной кампании. Сценарии различаются задачами, которые необходимо выполнить для успешного завершения. Например, в самом первом сценарии — «Fixing the Jumpgate» — игрокам требуется починить пространственные врата, ведущие обратно на Землю и выведенные из строя опасным противником. Для этого необходимо собрать некоторое количество инопланетного источника энергии, прозванного здесь XPM (экс-пи-эм). Кроме того, чтобы успешно завершить сценарий, нужно также устранить и нескольких боссов, которые глушат врата и не позволяют ими воспользоваться даже в случае успешной установки XPM’ов.
Как может стать понятно даже из такого короткого описания, «Centauri Saga» является представителем американской школы игр, со многими сопутствующими достоинствами и недостатками. Чтобы сразу пресечь возможные вопросы относительно заветных для некоторых циферки и буковки, указанных на коробке, поясним: 4Х здесь просто нет. Точнее, из четырёх «иксов» активно эксплуатируются только два: eXplore (разведка) и eXterminate (уничтожение), остального же сюда не завезли. Право, не называть же возможность установить космическую базу полноценным eXpand (расширение)? Справедливее охарактеризовать игру как кооперативное 2Х-приключение, что гораздо больше соответствует действительности. Но, невзирая на такой неказистый маркетинговый просчёт со стороны издателя, который может сбить с толку, не стоит сразу сбрасывать «Centauri Saga» со счетов. Поэтому, с вашего разрешения, продолжим обзор.
После того, как мы установили принадлежность «Centauri Saga» к америтрешу, люди, знакомые с данным направлением, уже могут представить себе общий игровой процесс. Для менее искушённых дадим небольшую зарисовку основных моментов.
Итак, несколько слов о построении раунда. В «Centauri Saga» он включает пять основных фаз: Events, Upkeep, Movement, Encounter и Expand.
— Events, они же «События»: название фазы вполне красноречиво. Здесь мы передвигаем корабли противника в соответствии с условиями конкретного сценария. Затем — где это сразу возможно — разыгрываются эффекты различных карт событий, которые вошли в игру в предыдущем раунде по тем или иным причинам. После этого задаются новые условия на очередной раунд. Для этого берётся карта из колоды Scanning Report («Результат сканирования»), а затем согласно её указаниям и (опять-таки) требованиям сценария выставляются новые корабли рейдеров и канистры с XPM’ом.
— Upkeep («Техническое обслуживание»): здесь мы возвращаем в грузовой отсек все задействованные в предыдущем раунде жетоны действий. Тут же мы выполняем и самое главное действие — усиление корабля. За 2 кристалла астарция (местная валюта) мы можем увеличить уровень Космопорта (Starport) или Лаборатории (Research Lab) на один (или больше, если позволяют средства). Это даёт нам возможность добавить на планшет новую карту боевой единицы (Unit) или оборудования (Power Up), получая в своё распоряжение дополнительное спец. действие и улучшение того или иного параметра.
— Movement («Перемещение»): тут мы, собственно, перемещаемся в зависимости от наших планов и расклада сил по уже открытым секторам Альфы Центавра или открываем новые. Также за одно очко действия можно подобрать, скажем, необходимый нам XPM, как, например, в сценарии «Fixing the Jumpgate».
— Encounter («Столкновение»): в зависимости от предпринятых нами действий в предыдущей фазе здесь мы выполняем одно из трёх возможных действий. Первое: если мы открыли новый сектор, то необходимо провести разведку, для чего вытягивается карта из стопки Exploration («Разведка») и выполняется указанное в ней. Второе: мы вступаем в бой с кораблём противника, если он оказался на одном тайле с нашей армадой. И третье: если мы не разведываем и не бьёмся, то можно выполнить Перегруппировку (Regroup), когда надлежит выбрать и совершить одно из следующих действий — взять Common Action Card (Обычная карта действия), восстановить 4 единицы корпуса, получить 1 жетон разведки, получить 1 жетон боя или заменить карту боевой единицы / оборудования на вашем планшете.
— Expand («Расширение») позволяет построить звёздную базу, если игрок располагает необходимым количеством жетонов, в результате чего мы можем сразу вступить в схватку с боссом. Базы обеспечивают защиту от кораблей рейдеров в своём и всех соседних секторах.
Сам же процесс в целом следует негласным правилам школы, поэтому кубики играют большую роль. Скажем, согласно какой-то карте события требуется проверка того или иного параметра — вы бросаете кубики. Количество кубиков определяет величина проверяемого параметра. Вы вступили в бой — бросайте кубики. Выполняете разведку нового сектора — тяните карту и бросайте кубики. Хотите установить драгоценный ХРМ — тяните карту и бросайте кубики. Разумеется, такое следование канонам не привлечёт внимание тех, кто испытывает антипатию к бесконечному кубометанию, но это всё же скорее норма для игр данной школы, а положительное или отрицательное мнение на этот счёт оставим за самим игроком. Также кому-то может показаться утомительным открывать и перекладывать различные карточки из ряда стопок, коих тут достаточно большое количество, но всё-таки самое главное, что это не отвлекает от развлекательного процесса самой игры. А та величина случайности, которая возникает при задействовании кубиков и разных карточек, с одной стороны, не позволяет осуществлять далеко идущего планирования, с другой — довольно органично вплетается в антураж борьбы с превосходящими силами противника.
Разумеется, всё описанное выше даёт только общую картинку для некоторого понимания. В игре имеется достаточное количество нюансов, которые необходимо учитывать при выполнении того или иного действия, а также в зависимости и от выбранного сценария. Нельзя сказать, что это каким-то образом переусложняет игру, но может привести к некоторой путанице. Поэтому во её избежание удобнее всего сделать дополнительную памятку по каждому из сценариев, которые привносят некоторые изменения в базовые правила. Кстати, раз уж мы упомянули правила, то можно сказать, что составлены они довольно пристойно и являются понятными для желающих освоить «Centauri Saga» (по крайней мере, это касается версии правил 1.5). Единственное, чего не хватает, это некоторого количества примеров, чтобы можно было получить понимание каких-то моментов при более наглядном разборе.
За исключением космической тематики может показаться, что «Centauri Saga» не обладает иными моментами, позволяющими выделить её среди более именитых собратьев. Это всё же не совсем так. Невзирая на использование проверенных механик, есть пара вещей, которая так или иначе позволяет больше проникнуться игрой. Во-первых, здесь присутствует достаточно высокая кризисность в прямом смысле слова: ощущается не только нехватка ресурсов, но и времени для выполнения целей сценария. Дело в том, что продолжительность каждого сценария ограничивается 10 раундами, за которые обычно необходимо отбиться от сил противника, включая довольно вредных боссов, и/или защитить какой-то объект, урон которому может передаваться и вашим армадам. Довольно сильно осложнить жизнь игрокам могут и карты событий, выкладываемые в случае неудачных проверок и в результате свойства заявляющихся боссов. Порой может образоваться такой наплыв плохих событий, что «Centauri Saga» впору сравнивать с «Робинзоном Крузо». Правда, чтобы не спугнуть особо впечатлительных игроков, кризисность может немного варьироваться от сценария к сценарию.
Во-вторых, «Centauri Saga» всё-таки позиционируется как кооперативная игра. Правда, в данном случае игроки скорее оказывают различную поддержку друг другу. Скажем, во время боя непосредственно в стычке участвует один игрок, другие же могут содействовать с помощью карт действий. Кроме того, учитывая ограниченное количество раундов, игроки могут передавать заработанные в схватках и разведках жетоны, чтобы можно было поскорее установить звёздную базу и немного сократить наплыв противников или повергнуть каверзного босса. (К тому же, находясь в сфере действия базы игрок получает дополнительный кубик для броска.) Стоит похвалить авторов за достаточно хорошую масштабируемость на разное количество игроков, в связи с чем за игрой спокойно могут собираться указанные на коробке от 1 до 4 человек. К тому же разработчики не поленились сделать дополнительные карточки-счётчики для каждого сценария и количества игроков, где меняется количество и частота появления боссов. За этим следует ещё один плюс — продолжительность партии может уложиться в час-полтора, что прельстит тем, кто не любит затяжные посиделки за одной игрой.
Буквально несколько слов о компонентах. Не стоит ожидать от «Centauri Saga» особых качественных изысков, поскольку игру никак нельзя назвать крупным проектом, но всё исполнено на пристойном уровне. Миниатюры (а это армады игроков, рейдеры 3-х уровней и несколько боссов) обладают неплохим уровнем детализации и реализации. Тайлы, из которых выкладывается игровое поле (в зависимости от сценария либо заранее сгенерированное, либо постепенно открываемое), также не блещут особо дорогими материалами, но вполне справляются со своей задачей. Различные карточки выполнены не под «лён» и довольно тонкие, но не начинают рассыпаться после нескольких партий. Правда, любителям использования протекторов жизнь может усложнить тот факт, что карты здесь двух размеров — евро и стандартный. Единственное, о чём можно пожурить авторов, так это оформление. Иллюстрации и рисунки в «Centauri Saga» представляют собой настолько шаблонный фантастический стиль, что у кого-то могут вызвать отторжение. Но тем не менее, несмотря на это, всё смотрится достаточно цельно.
Отбросим ироничный прищур относительно того, что «космос не продаётся». К сожалению, толика правды в этих словах есть. Космос ещё пользуется популярностью, когда речь идёт о каких-нибудь глобальных и масштабных стратегиях. В других жанрах данный антураж порой может и вовсе оттолкнуть потенциального игрока — факт, который автор обзора никак не может осознать. Если же перейти к частностям, то «Centauri Saga» достаточно показательный пример. Являясь вполне достойным представителем американской школы, игра заслуживает большего внимания, чем она получила. Потому, если вам нравятся кооперативные приключенческие игры с долей везения и бросанием кубиков и вы не чураетесь космической тематики, то попробуйте — вам должно понравится.