Digo94 написал минуту назад к игре Сумерки империи. Четвёртая редакция: # Большое спасибо за помощь! Значит я всё понял правильно)
BrutalBaron написал 7 минут назад к новости Настолки в Америке дорожают: # Ненене, тут как раз важно, сколько получаешь. На фига мне идти за 4, е...
Ksedih написал 7 минут назад к статье Воины Сакуры: # Нет, не появилось. Притом вы же всегда парой сражаетесь, комбинацией д...
PSARUS написал 16 минут назад к новости Настолки в Америке дорожают: # Меня немного умиляет, что insight - довольно опытный (с его слов) разр...
PSARUS написал полчаса назад к статье Воины Сакуры: # Алексей, а что по балансу у девчуль на Ваш взгляд? За много партий не ...
Идут сборы на Grimm Fairy Tales: Unbound
Кооперативный колодострой с персонажами различных сказок.
Издательства в США начинают закрываться
Все больше компаний закрывается. Очередной жертвой "Тарифной войны" стало издате...
Заканчиваются сборы на Helldivers 2: The Board Game
Истребление инопланетных угроз во имя свободы, демократии и Супер Земли.
Идут сборы на Dragons of Etchinstone
Миниатюрная соло игра в духе Рыцаря-мага.
С миру по нитке (Зарубежье) [17.04.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.    В этом выпуске: Перенос неско...

mauglinekurit

«Хмурогаваньск»: вторые впечатления

02 марта 2019

Информация

добавить
игры Мрачная гавань
Дата: 02 марта 2019
Оценка пользователей
7.1368
-

Обзор по итогам 20+ сценариев основной кампании «Мрачной гавани».

 

Желание написать небольшой пост с впечатлениями плавно эволюционировала в «научную теорию всего». Настолько поразила меня эта игра.

 

Цель работы — борьба с лженаукой и обоснование пользы игры «Мрачная гавань» для здоровья. 

 

В статье принципиально отсутствуют какие-либо сравнения «Мрачной гавани» с другими настольными играми. В интернете их предостаточно.

 

Антикритика, или «Глумхевена» слишком много…

 

У критиков игры есть целый список претензий к её долготе, широте и сложноте. Мой ответ на все эти претензии — нет! Игры слишком мало! Или по крайней мере вполне достаточное количество.

 

1. У «Глумхевена» слишком запутанная книга правил

 

Глупо спорить о том, что в книге правил «Глумхевена» больше страниц, чем во многих других. Главное, что сложными эти правила назвать нельзя. Механики игры хорошо продуманы и логичны. Правила хорошо структурированы и, самое главное, написаны так, чтобы максимально исключить их разное толкование. Подавляющее большинство пунктов в официальном FAQ игры являются разъяснением какого-то конкретного примера, когда разные «нормы» правил складываются в однозначный вариант их применения.

 

Конечно существуют «крайние случаи», для которых в правилах специально указано, что решение принимают сами игроки по своему желанию. Но встречаются такие случаи крайне редко и большинство из них кто-нибудь уже обсудил на соответствующих форумах.

 

За время прохождения мне не встретился ни один вопрос, на который не существует однозначного ответа в правилах и разъяснений в официальном FAQ. И после дюжины сценариев игра совершенно не кажется тяжеловесной или слишком сложной. Сценарии проходятся с достаточным умственным напряжением, но бодро и под дружный хохот. Мы в нашей группе обсуждали даже возможность повышения сложности (больше монет!...), но следующий же сценарий на нормальной сложности был феерически провален!  

 

Шпилька №1. Существует множество авторских (FAQ) и фанатских вспомогательных документов, облегчающих освоение и применение правил. Все их можно найти на странице игры портала Boardgamesgeek (https://boardgamegeek.com/boardgame/174430/gloomhaven), в соответствующей ветке Reddit (https://www.reddit.com/r/Gloomhaven/), либо здесь, на Тесера.ру. Но поскольку игра давно выросла из штанов необычного кикстартерного проекта для фанатов, став мегапопулярной и собрав все возможные призы в прошлом году, ей давно пора обзавестись собственным полноценным сайтом, где были бы собраны все дополнительные материалы.

 

2. «Глумхевен» перегружен компонентами и их менеджмент в ходе игры слишком сложен

 

В коробке с игрой действительно много компонентов, и все из них выполняют свою функцию. Лишних или декоративных практически нет, а коробка весит 10 кг.

 

Однако в ходе отдельного сценария вы используете лишь малую часть: наборы для 2–4 персонажей, несколько тайлов карты, 3–5 типов монстров и соответствующие колоды действий и модификаторов, и, конечно же, набор фишек для учёта различных состояний. Подготовка к игре и управление «инфраструктурой» игры в ходе прохождения легче многих популярных проектов. И занимаемая площадь стола не является рекордной и даже не приближается к лидерам. Наличие целого ряда программ-помощников, которые критики «Глумхевена» объясняют его громоздкостью, в реальности говорит лишь о том, что правила и механики игры понятны и логичны и хорошо поддаются программированию.

 

Можно согласиться, что вместо фишек часто удобнее использовать кубики, к примеру, для учёта урона. Или что программу-помощника удобнее использовать для управления ходом противников. Но это уже спор о вкусах, в котором невозможно победить. Для кого-то самостоятельный подсчёт хода монстров и тактильные ощущения от процесса управления физическими компонентами является основной целью в хобби, и скорость «физической» игры может быть довольно высокой, а процесс освоения программы тоже требует времени, и её использование на экране телефона/планшета не всегда становится эффективным. В свою очередь кто-то может быть непримиримым противником кубиков и приветствовать безкубовый стиль и дизайн игры. При этом каждый имеет право на собственное мнение и подход к организации процесса. Сама игра и её механики не страдают ни в одном из вариантов.

 

Следует отметить, что в целом к глобальной организации и хранению компонентов нужно подходить очень ответственно. Впрочем, как и в любой другой игре весом больше 3 кг. Это, конечно, удорожает игру в целом, но тут есть выбор — сделать систему хранения самостоятельно или же заплатить за готовую. При использовании органайзера процесс «подготовки» и «уборки» игры занимает не более 15 минут.

 

Шпилька №2. Автору можно посоветовать добавить в «Глумхевен» отдельное обучающее прохождение из одного-двух сценариев с пошаговым описанием действий, вариантами расположения компонентов и пр. Достаточно большое количество игроков не воспринимают подготовку к игре, обучение механикам и управлению компонентами, как часть развлечения, и не готовы тратить время, отведённое непосредственно на игру.

 

3. Кампания «Глумхевена» чрезмерно растянута, требует слишком много времени, а сценарии однообразны

 

Вероятно, как раз толстая книга сценариев и является одной из причин популярности игры. И, вероятно, многим оригинальных 95 сценариев оказалось недостаточно. Не зря же автор выпустил отдельный набор из 17 соло-сценариев, по одному для каждого героя, а также 3 дополнительных кампании, доступные для скачивания в интернете абсолютно бесплатно.

 

Для наглядности можно разделить 95 на 17 персонажей, и мы получим всего 5 уникальных сценариев на каждого отдельного персонажа. Если поднимать уровень героя после каждого сценария (что очень маловероятно), мы дойдём только до 5 из 9. Следовательно, чтобы развить всех персонажей и открыть все карты действий, нужно пройти оригинальную кампанию два раза.

 

Здесь мы плавно переходим к «популярному» аргументу про огромные затраты времени, «годá жизни», необходимые на прохождение. Да, это вполне очевидная вещь, так как, умножив один сеанс игры в неделю на 50, мы получим примерно год, требуемый на достижение финала сюжетной кампании. Делает ли это прохождение игры невозможным и бессмысленным для большинства игроков? Думаю, что нет.

 

Во-первых, возьмём пример из другого, очень близкого по смыслу и целям хобби. Сколько часов тратит среднестатистический любитель RPG на прохождение «Скайрима»? Сколько игроков довольствуются прохождением основного сюжета «Ведьмака» и никогда не отвлекаются на второстепенные задания? Вопрос, является ли «Глумхевен» альтернативой приведённым примерам, оставим за рамками. «Глумхевен» их, может, и не заменит, но он очевидно полезнее для здоровья.

 

Во-вторых, «Глумхевен» предлагает ряд изящных правил, которые помогают сделать управление партии в кампании комфортным даже при смене игроков в группе. Сценарии можно проходить 2/3/4 персонажам, не меняя глобальную структуру партии/компании. Можно добавлять в партию новых персонажей-игроков, если кто-то из оригинальных партийцев не может принимать участие в очередной сессии. При этом оригинальный игрок не будет исключён. В любой подобной ситуации вы не встанете перед необходимостью нарушать правила кампании, «ломая» игру.  

 

В-третьих, финал основного сюжета хоть и является весьма желанным, но процесс его достижения далеко не единственное «оперантное обусловливание» в «Глумхевене». Например, игрок может закончить прохождение, выполнив личную цель своего персонажа, его персонаж уйдёт на заслуженный покой согласно правилам игры, а новый может быть создан уже другим игроком, влившимся в партию. «Глумхевен» таким образом даёт возможность поставить личную точку игроку и не оставляет его с чувством незавершённости. Можно спокойно уезжать в далёкие края и узнавать о развитии основного сюжета у друзей по телефону.

 

Что касается аргумента про однообразие миссий, он определённо притянут за уши. Механики игры интересны сами по себе и прохождение сценариев с учётом личных целей и взаимодействия с товарищами никогда не бывает рутиной. Цель «убить всех» хоть и наиболее частая, но не единственная в сценариях основной книги, и менее сложными сценарии «убить всех» не являются. А если такая цель всё-таки кажется кому-то очень скучной, то в дополнительных кампаниях можно найти множество сценариев со сложной структурой цели. 

 

Зачем мне «Глумхевен»?

 

Существует множество причин для увлечения настольными играми. Это желание самоутвердиться (в хорошем смысле слова), необходимость переключить внимание и отвлечься, желание коллекционировать, желание проводить время с друзьями за совместным занятием и т. д.

 

«Феномен» популярности «Глумхевена» в том, что игра использует множество различных механик и дизайнерских решений и, выходя за привычные рамки жанра «бродилок по подземельям», отвечает на множество разных запросов игрока одновременно и без перекосов в какую-либо сторону.

 

Например, литературная часть, конечно, не тянет на Льва Толстого или даже Толкина, однако весьма оригинальный мир игры полон деталей, интересен и логичен, и тексты автора умны и ироничны без чрезмерного пафоса, характерного для многих фэнтезийных произведений. А сценарии-карты объединяются в единую кампанию, давая игрокам ощущение длящегося приключения и исследования мира.

 

Основная механика игры — колода карт с действиями, конечно, не так сложна, глубока и вариативна, как какая-нибудь Magic: the Gathering, но способна увлечь внутреннего колодостроителя и пазлорешателя на очень долгое время. С учётом большого количества дополнительных механик, вносящих разнообразие в процесс, идеальный «билд» колоды каждого героя и идеальный набор снаряжения если и существуют в природе, то не является очевидным.

 

В результате 10-килограммовая коробка-монстр за огромную сумму 130+ долларов в пересчёте на качественное игровое время становится очень выгодным продуктом настольно-игрового потребления.

 

Автор «Глумхевена» Айзек Чайлдрес оказался не просто талантливым, но и ещё очень аккуратным и старательным. Всё, что делает игра, она делает как минимум очень хорошо, а многие оригинальные вещи она делает на отлично. И если в отдельности взятые аспекты или мехаики игры можно сравнить с более выдающимися конкурентами, то в целом «Глумхевен» на редкость сбалансированная и многоплановая игра, способная сохранять интерес игроков на протяжении долгой кампании.

 

Совершенно точно, многим игра не подойдёт. И дело не в пресловутых кубиках, которыми в теории при большом желании, творческом подходе и здоровой самоиронии вполне можно заменить колоду модификаторов атаки (кубиков понадобится много, а также большая и сложная матрица расчётов, либо сильно изменённые правила).

 

«Глумхевен» не подходит людям, для которых «настолка» — это в первую очередь способ отдохнуть и расслабиться. Игра требует достаточно много внимания, причём сразу на нескольких уровнях взаимодействия. Например, вы не сможете полностью отключиться и сосредоточиться на решении пазла-сценария, потому что вам необходимо кооперировать с коллегами по партии, продумывать стратегию с учётом личных целей и возможных последствий для развития персонажа, партии и кампании в целом. Также необходимо быть внимательным и аккуратным к мелочам при учёте прогресса. Поэтому «Глумхевен» может сильно раздражать игрока, если цель игры решать пусть сложную, но одну интересную задачу, отключившись от всего остального, или пронестись по подземелью непобедимым героем, тщательно зачистив весь доступный лут, не переживая из-за ограниченного числа ходов и психологических моментов.

 

Повторюсь, по моему мнению, игра не является настолько сложной, как может показаться на первый взгляд. Но она требует достаточно внимания от игроков и особенно от организаторов партии. И прежде чем решиться на покупку, нужно сопоставить данный факт с собственными целями. Могу только добавить, что «Глумхевен» менее требователен и сложен, чем многие игры из топ-20 BGG.

 

Групповая динамика

 

Любая настольная игра, и тем более кооперативная, создаёт определённую «групповую динамику», одним из механизмов которой является «разрешение внутригрупповых противоречий». Без этих противоречий и решений их через «конфликт» (говоря условно, так как любая самая дружелюбная дискуссия является конфликтом) не может быть групповой динамики и взаимодействия индивидуальностей в группе.

 

Одна из самых явных и часто обсуждаемых проблем, связанных с групповой динамикой в настолках, — это альфа-гейминг, когда один из игроков с наибольшим авторитетом начинает принимать решения за всех или явно доминировать при принятии групповых решений.

 

В «Глумхевен» встроены довольно простые по механике, но удачно подобранные элементы, которые помогают с указанной проблемой бороться. Во-первых, это необходимость играть колодой действий в закрытую. Во-вторых, это карты глобальных и сценарных личных целей. Косвенно помогает запрет на обмен снаряжением и деньгами. И в меньшей степени принудительный конец сценария после выполнения условий победы и автоматическое сгорание всех неподнятых монет и невскрытых сундуков.

 

Поэтому на любом этапе принятия групповых решений, даже при прохождении городских и дорожных событий, игрок будет искать баланс между личной выгодой и прогрессом всей партии. Тем более в ходе сценария, где монетка, подобранная невовремя, может привести к поражению всей партии. При этом если вы самый искренний мегаальтруист и готовы ради товарища сбросить последнюю карту и упасть без сил, ни у кого не будет возможности разделить с вами добычу в благодарность, вы не сможете купить себе снаряжение получше и набрать достаточно опыта для повышения уровня, постепенно отставая от товарищей и становясь всё менее полезным в партии.

 

Звучит ли все это слишком сурово и может ли быть проблемой для игроков, которые хотят именно кооперативную игру? Конечно, нет! Как написано выше, без «групповой динамики» не существует реального взаимодействия. Именно этим хорош «Глумхевен». Он создаёт «противоречия», которые вы должны разрешить для успешного прохождения. Это заставляет вас обращать внимание на ваших сопартийцев, следить за тем как они принимают решения, договариваться с ними, не выдавая своих скрытых личных целей. По мере прохождения вы будете лучше и глубже понимать ваших товарищей, каждый из которых будет заметен на поле боя и в процессе кампании. В какой-то мере это является отдельной игрой в игре и может доставить огромное удовольствие. Даже если кто-то не выдержал в ходе сценария и в самый ключевой момент ускакал за монеткой, это повод посмеяться, повод для обсуждения. Это и есть кооперация.

 

Тут стоит напомнить, что уровни сценариев и монстров хорошо масштабируются и у вас всегда есть возможность повысить или понизить сложность в зависимости от предпочтений вашей группы. Понижение сложности — хороший способ снять напряжение от поиска баланса между личным и групповым на первоначальном этапе, когда вы только осваиваете правила и делаете большое количество тактических ошибок. Такой метод является более предпочтительным игре в открытую, которая в свою очередь также разрешена правилами.

 

Если вы играете с детьми, на вас ложится ответственность за контроль вашей «групповой динамики». Дети могут не вполне осознавать разницу между игрой и реальностью и разницу между групповым и личным, не вполне уметь договариваться или принимать самостоятельные решения. В таком случае «Глумхевен» может быть хорошим способом научить правильному взаимодействию в группе, где каждый персонаж «самостоятельная независимая личность», но это потребует от вас определённого внимания и усилий.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Petsar написал 6 лет назад: # скрыть ответы

статья, конечно, большая и аргументированная, но половина аргументов звучат "но на самом деле это не так!".

-- На самом деле Глумхевен занимает меньше места, чем многие другие настолки! (какие?)
-- На самом деле вам нужно не так много компонентов и вообще двигать их кайфово (тут же перечисляется целая куча компонентов, нужна для обычной партии... и ещё не будем говорить о том, что их надо в коробке найти)
Ну и т.д.

Особенно порадовало замечание, что, мол, "глумхевен" уж точно полезнее для здоровья, чем видеоигры. С чего бы? Основная нагрузка и там и там это постоянно сидение. Делайте приседания или готовьтесь к появлению геморроя и проблем с осанкой)

Heretic написал 6 лет назад: #

Меньше чем Старкрафт, Сумеречные Империи, да даже меньше чем Клинок и Колдовство.
Да, для того, что бы сесть и поиграть нужно не так много компонентов, как есть в коробке. Многие компоненты просто дублируют друг-друга (для красоты, например, ловушек - пять видов).
И да, играть в настолки полезнее, чем в компьютер. Хотя-бы для глаз. Да и расположиться на диванчике играя в них проще.

mauglinekurit написал 6 лет назад: # скрыть ответы

я серьезно)) человек - соц.обезьяна. Ему нужно моторику тренировать и хотяб раз в неделю в группе других обезьян-единомышленников. Скайрим такого не даст. ВОВ тоже суррогат. А что касается Глума, то вот в нашей партии все всё время вскакивают, прыгают вокруг стола, перекладывают компоненты, громко друг на друга кричат за монетки и бегают обижаться по корридору. Так что геморрой нам не грозит.

marom написал 5 лет назад: #

Я думал Глум это кооператив, а оно вона что...

KittenLS написал 6 лет назад: #

Хорошая статья, прошел глум считаю его достаточно в коробке. Не сыграли только 1 персонажем. А вообще все правильно описано игра топ топ.

Ficuss написал 6 лет назад: #

Кмк, кому интересно - купит.
А для кого принципиально оправдать нежелание/невозможность приобрести коробку - тем все аргументы по боку.
Я вот разложил компоненты по двум коробкам и пиано кейсам из строймаркета и доволен аки слон.
Есть приложение по кампании, 40+ сценариев за плечами и ни малейшего желания прерывать игру.
Да, глум это как сериал с кучей клиффхэнгеров и заделов на будущие приключения, да, часто встречается пресловутое "убей всех монстров", но фан от игры это бэк и игромеханика.
Каждый раз - новая игра, новые тактические задачи и новые участники.

LifePlayer написал 6 лет назад: #

отличная статья!

Siar написал 6 лет назад: # скрыть ответы

>Наличие целого ряда программ помощников, которые критики Глумхевена объясняют его громоздкостью, в реальности говорит лишь о том, что правила и механики игры понятны и логичны и хорошо поддаются программированию.

Хм. Много раз встречал на bgg комментарии фанатов в духе "игра великолепная, но, если бы не приложение, я бы ее давно продал - слишком громоздкая и fiddly"

gluk123 написал 6 лет назад: #

Люди разные бывают. На мой взгляд глумхэвану нужно 2 вещи - это удобный игронайзер для быстрого сетапа и обычные кубики d6-d20, которые будешь ставить рядом с монстрами, отмечая здоровье. Единственное, как используем компьютер это для интерактивных сценариев и для звукового эмбиента. Если что, начали второе прохождение.

DikyBoom написал 6 лет назад: #

Громоздкость это да,есть у неё такое, но мы играли, и нам был бы нужен только побольше стол что б все было хорошо, нам было только в начале прохождения неудобно с монстрами, по ходу сценария из-за увлечения самим геймплеем, все забывали про небольшие неудобства
А сейчас нашли Glommhaven Helper и воопще агонь

ferstagerov написал 6 лет назад: #

а мы пользуемся глумхэйвенгилд - существенно упрощает процесс боя - нанесение урона и состояний