| С миру по предзаказу (06.12-25.12) | |
| Предзаказы игр за последние недели. | |
| Идут сборы на Ikusa Samurai Swords - 40th Anniversary Edition | |
| Переиздание классики про феодальные войны в Японии XVI века. | |
| Идут сборы на Raas: A Dance of Love | |
| Соревновательная игра про индийские танцы. | |
| Дополнения к «Изнанке» — новые грани мира Междугорья | |
| Мир «Изнанки» растёт — и уже скоро вы сможете заглянуть в его самые тёмные, стра... | |
| Грядет «Грозовой Рубеж» Сумерек Империи | |
| О масштабном новом дополнении к еще более масштабной 4х стратегии. | |
Дело было вечером — делать было нечего... Так начинается история интервью, которое я взял для читателей «Тесеры» самым модным текстовым способом. Через телеграм. Отвечает на вопросы Роман Шамолин, представляющий самое отзывчивое (Boardgamer Friendly) издательство — Lavka Games.
— У вас в портфолио теперь два явных суперхита — «Декодер» и «Покорение Марса». Мне интересно, что для издательства прибыльнее? Продавать недорогой патигейм или рвущий топы еврогейм?
— Однозначно «Марс» прибыльнее. «Декодер» пока продан одним тиражом (второй только едет), а «Покорение Марса» — уже шестой тираж за два года.
— Будут ли ещё тиражи распроданных «Виноделия» и «Рыцаря-мага»?
— Судя по тому как разошлось, обязательно, «Виноделие» летом напечатается, МК ждём их второй тираж, так как там надо красить миниатюры, это не быстро.
— Почему «Лавка» «забыла» об анонсированной игре Yellow & Yangtze. У игры очень приличный рейтинг 8,1. Может пора издавать?
— Да, пора доставать с «полки», как раз дня три назад спросили, будем ли присоединяться к печати пластика, видимо, это «знак» :)
— Какие планы на серию «Кланк»? (Многим непонятно, что именно и когда вы планируете издавать.)
— Сейчас закончили перевод «Проклятия мумии», постараемся выпустить к концу года вместе с «Шёлковыми путем» и миньками. Также будет на русском приложение-помощник.
— Спрошу прямо. А что скажешь про серию «Кланк в космосе» и «Легаси»? Они-то и интересовали. :)
— Дойдём и до них, не объять необъятное пока, и так 15 проектов в работе по локализации и ещё около 10 собственных.

— Как думаешь, есть ли шансы у игр Витала Ласерды быть изданными в России? «Лавкой игр»?
— У On Mars, думаю, есть, так как Марс, успешный кикстартер, все дела, у остальных вряд ли. Но даже если кто-то решится выпустить «На Марс», то выпустит «со скрипом», больше ради имиджа, чем как бизнес-проект, так как условия у Eagle Games можно назвать как минимум несправедливыми, столько просить, имхо, нельзя.
— Почему в «Войне миров» вы не пошли сразу по «стегмайерскому» пути? То есть не выпустили игру сразу в делюкс-виде с теми же миньками… Ведь цена вопроса всего +1 000 рублей.
— Чтобы дать людям возможность поиграть «недорого», кому понравится база, тот докупит «плюшки», кому не понравится — тот не будет переживать «о переплате».
Но мы рады, что игра в основном всем нравится, это очень сильно мотивирует...

— Сейчас идут сборы на «Клаустрофобию». В связи с этим два неудобных вопроса. Зачем так перевели название? Не дорого ли 1 490 за одноразовую игру?
— Да разве ж это неудобные вопросы? :)
Это совместный проект с «Космодром Геймз», они хотят зацепить целевую аудиторию физических квест-румов, поэтому так и перевели, чисто экономическое решение, но по сеттингу название подходит отлично, кстати.
По цене. Игра не одноразовая, можно пройти ещё раз, либо, как минимум, поразгадывать все неоткрытые загадки без сюжета, то есть, если рассматривать «по часам», то мы считаем, что 1 490 рублей — очень хорошая цена.
Но главное, сам игровой процесс интересный, за рубежом игра отлично продаётся, да и рейтинг высокий. В общем, решать вам, оправдана цена (1 490 рублей минус персональные скидки) или нет.
— Скажи честно, на какую игру у вас самая большая ставка в ближайший год (речь о пока невыпущенных играх)?
Это был прям топ. Но лично я сам из наших проектов больше всего жду «Легенды Дикого Запада» и «Чемпионов Мидгарда».

— Проскочила инфа, что новый тираж «Шерифа» — 5 000! Настолько хорошо игра продаётся?
— Врутсъ, тираж будет 7 000!
(Ладно, ладно, это всё маркетинговые приёмчики, на самом деле база 5 000 штук и доп 2 000 штук.) Да, продадим, ибо цена будет ниже, чем была, а игра людям «зашла», ну, сами посудите, настольные игры созданы для получения эмоций, а если в игре можно блефовать, обманывать, строить «два вида глаз» — «кристально честные» или «как у Шрека» — и при этом всё это с обильным количеством юмора, то разве это не прекрасно? :)
— Также интересна цифра по «Чемпионам Мидгарда». Тиражи 1 000 база и 500 допы. Неужели выгодно заморачиваться ради смешных тиражей в 500 экземпляров?
— Всё достаточно просто: «экономика должна быть экономной»; лучше потерять потенциально топовый проект, чем сидеть на горах коробок с замороженными в них деньгами.
Тут похожая ситуация — этот тираж «разведка боём», хорошо пойдёт — допечатаем ещё, делов-то.
И базу тут тоже отделили от допов, чтобы можно, так скажем, было сыграть «недорого», как и в «Войну миров».
— С момента последнего нашего интервью прошло 1,5 года. В России открылись ещё несколько небольших издательств. Чувствуешь ли ты, что годные проекты выбивать и продавать с каждым годом становится сложнее?
— Двоякий момент тут, да, может, и появились ещё издательства, но ведь и нас сейчас знают за рубежом хорошо, поэтому уже не нужно, отправляя запрос, изголяться (как мы изголялись в начале карьеры), достаточно просто упомянуть: мы выпустили то, то и то, «давайте вашу игру, шнелле, йопта!».
Насчёт последней фразы, конечно, я шучу — бороться всё равно непросто, конкуренты, к сожалению, не дремлют.
А вот с продажами, да, конечно, продавать стало тяжелее, так как предложений на рынке вдоволь, бери не хочу, поэтому тиражи уменьшаются у всех, конкуренция возрастает. Но что делать, у нас капитализм — либо улучшай качество обслуживания, снижай цены или придумывай что-то ещё, либо тебе пожелают «пока-пока, ваше место пустовать не будет».
— Знаю, что ты по-дружески общаешься с Кницией. Какой он в общении?
— Ну это громко сказано, колыбельные он мне не поёт, я бы даже сказал, что всё общение происходит с его помощницей Карен, но виделись на выставке, общались, вполне нормальный, рассказал как ездил в Узбекистан, катался на лощадях, в общем, ничто человеческое, так сказать, ему не чуждо. Да как-то добавить о нём нечего, пашет, делает игры компаниям на заказ. Предложил нам издать «родственника Баталии», думаем пока.

— Зачем ты взял в рабство 4 наших топовых геймдизайнеров на всего лишь один проект («Сказки старой Руси»)?

— Потому что рабский труд — это экономично и практично: знай только цепи меняй, да доширак закупай.
Шучу. Просто мы думаем, я бы даже сказал, что уверены, что это лучшая российская вселенная на сегодня, с замечательным артом и уже «готовыми» фанатами творчества Романа Папсуева.
Поэтому мы даже «похоронили» нашу первоначальную механику и собрали лучших из лучших, чтобы повысить вероятность создания «шедевра». Посмотрим, что в итоге получится, самим дюже интересно, но сами понимаете, если даже игра не будет «топ один во всей обозримой вселенной», то точно будет хорошей и качественной (иначе и не выпустим, пока не допилят до нужного уровня).
Единственное, все должны понимать, что задачи сделать «второй «Феод» не стоит, цель создать интересную, но не «гипергиковую» игру, то есть уровня сложности «Кланка» или «Рунбаунда» вполне достаточно — нам нужно зацепить максимально широкую аудиторию, чтобы играть было интересно всем.
— Вот ситуация: играют в кооперативную игру эти 4 человека. Как думаешь, кто у них альфа-игрок?
— Сейчас они в неё играют, создать игру всем кооперативкам кооперативка :)
Альфы как таковой там нет, геймдизанеры по специфике работы привыкли прислушиваться к мнению коллег по цеху, потому паритет...
— Как ты отнёсся к появлению на российском рынке игры «Жуткая лавка»?
— Никак, улыбнулся, не более.
— «Лондон» гудбай?
— Лондон из зе кэпитал оф Грейт Бритайн. Ит из ситуатед он оур компьютерс энд вейтинг фор зе фэктори'с виндоу ту лаунч зе продакшэн.

— «Дикинги» или «Викинги»?
— «Архитекторы Западного Королевства».
— «Рут» или «Немезис»?
— «Немезис»! Даже купил себе полный предзаказ с сандропом и всеми плюшками. Крайне всем рекомендую игру.
— «Кланк» или «Клац»?
— «Клац»! Но «Клац» был занят игрой от «Звезды», а все остальные варианты названий, что мы перебрали за полгода, были «шляпой», поэтому «Кланк»!
— «Деньги» или «Слава»?
— Зачем их разделять? Пусть «Слава» идёт фирме, а к разделу «Денег» могу и я подключиться)
— И последний вопрос: какая у тебя прямо сейчас самая большая головная боль, связанная с издательством?
— Дедлайны и... «Дорога на Эльдорадо»... знал бы ты, как меня утомил этот проект...

— Ну, не будем заканчивать на негативе. Давай всё-таки самый последний вопрос о хорошем. Ты с огнём в глазах бегал на «Граниконе» и нахваливал игру, которая теперь выходит как «Прорисунки». Cкоро на прилавках появится «Карманный детектив» от Ямщикова. Выше ты писал про 10 своих проектов (НЕ локализаций!). Неужели российский геймдизайн встаёт крепко на ноги?
— О, как интересно поставлен вопрос — прям хвали игры, не хочу. Без проблем, я с радостью воспользуюсь предоставленной возможностью :)
Судя по последнему «Граникону», российский геймдев уже на ноги встал и даже пошёл.
Возможно, меня закидают тапками, но я буду стоять на своём до конца — я считаю, что «#Прорисунки» Артёма Лиса заслуживают попадания в топ-10 лучших пати-игр BGG (не топ-100, я не оговорился).
То есть, если вы собрались «казуальной» или «полуказуальной» компанией от трёх до восьми человек и есть желание получить максимум эмоций в получасовой отрезок времени, то присмотритесь к «Прорисункам». И, кстати, в игре нет даунтайма от слова совсем.
По поводу ценообразования. Как вы знаете, местная печать дешевле, чем импортная (из-за логистики и таможни). Но даже при местной печати розничная цена на игру получалась в районе 1 990 рублей. Это из-за кастомных 22-миллиметровых кубов, кубарика с двухсторонней печатью (это клееные листы для записей), брендированных карандашей и прочего.
Но мы изголились и нашли возможность напечатать за рубежом и при этом даже вроде попадаем в цену 1 290 рублей, что доступно уже любому игроку (на предзаказе вообще будет около тысячи).
По «Карманному детективу» Юрия Ямщикова. Думаю, об игре многие уже слышали. Это смесь «Детектива» от «Портала» и «Элементарно». Польский «Детектив» — хорошая игра, с отличной механикой, но денег стоит и занимает прилично времени, в то же время «Элементарно» и быстрая и недорогая, но есть один специфический момент в механике — если на старте сбросил нужную для сюжета карту (-ты), то отгадать сюжет практически нереально.
Юрий совместил все плюсы обоих игр но при этом постарался сократить количество «моментов».
В итоге мы имеем хорошую детективную игру стоимостью в рознице 249 рублей, где в конце концов всегда можно разгадать дело, но, правда, получив статус «детектива-неумёхи», если слишком долго расследовали.
Игра будет выпускаться сезонами, состоящими из связанных между собой двух-трёх дел. Каждый сезон будет иметь свой арт и сеттинг, причём, если первый сезон мы начали с чего-то классического — Америка начала 2000-х, — то потом пойдут и киберпанк, и арт в виде комикса, и т. д.; в общем, планов громадьё, работа кипит.
Всем спасибо за внимание, Дмитрию спасибо за вопросы.
Если вдруг понадоблюсь, то я тут недалеко — почти всегда вы сможете меня найти тут: vk.com/lavkaigr :) Удачи!