Dart_Neon написал 10 минут назад к игре Котики Киото: # Добавил свои распаковки в ссылки и видео :)
Razorvi_KapbITo написал 14 минут назад к компании Эврикус: # Раза 3-4 к ним обращался по браку писав рекламацию в свободной форме н...
OneLifeLeft написал 18 минут назад к игре Космовечер со Звёздными империями, детка!: # Мы еще играем в формате турнира (до 3х побед). И утилизированные карт...
kuzynatra написал 20 минут назад к игре Зелёная дверь: # Что-то за бешеные деньги и для лютых фанатов Фрая. И целая история пр...
OneLifeLeft написал 24 минуты назад к игре Космовечер со Звёздными империями, детка!: # Еще момент: мы играем несколько партий подряд (обычно до трех побед, м...
Идут сборы на Gothic: A Shadow's Quest
Настольная версия знаменитой РПГ.
Настолки в Америке дорожают. Часть 2
Перед тем как мы продолжим зачитывать чего там происходит у американских издател...
Идут сборы на Cats of Mont Saint Michel
Данжен кроулер в стиле Рэдволла: коты-мушкетеры против злобных крыс.
Идут сборы на Sea Beasts: A Bloody Voyage
Морской данжен кроулер/босс баттлер: викинги борются с подводными монстрами.
Идут сборы на Grimm Fairy Tales: Unbound
Кооперативный колодострой с персонажами различных сказок.

Ksedih

Пять когнитивных ловушек, которых стоит избегать в настольных играх

19 августа 2020

Информация

добавить
Дата: 19 августа 2020
Источник: thethoughtfulgamer.com
Оценка пользователей
9.3770
-

Ещё одна статья из серии «я читатель занимательных постов, а вот почитайте и вы». Автор мне близок из-за любви к Netrunner-у, да и просто поднимает интересные темы.

 

 

***

 

 

Человеческий разум работает порой очень странным образом. Несмотря на то, что мы невероятно рациональны и разумны по сравнению с другими животными, наш мозг частенько совершает всевозможные ошибки, которых никак не выходит избежать. Настольные игры — это реальная деятельность, которую можно исследовать статистически и вероятностно. А это значит, что на их примере можно хорошенько потренироваться распознавать и устранять когнитивные и психологические ошибки мышления.

 

 

Эффект результативности

 

 

Я особенно подвержен этому эффекту, когда собираю колоды для Netrunner-а. Эффект подразумевает под собой склонность людей к оценке решений, основываясь на результатах этих решений, а вовсе не на шансах того, что это решение в момент принятия может стать правильным. Например, если определённое игровое решение имеет 10 % шанс на успех, вы, скорее всего, оцените его гораздо выше, если когда-то сталкивались с его успешным результатом.

 

Это часть психологического эффекта якорения, когда мы слишком сильно полагаемся на изначальную информацию, которую нам дают, и используем её для контекстуализации и оценки информации, которую получаем позже.

 

 

 

 

Эффект результативности изучался в игровых ситуациях, где люди оценивали шансы конкретного решения выше или ниже, чем фактические, основываясь именно на своём положительном или отрицательном опыте. (Ksedih: кому интересно, можете почитать вот тут статейку (англ. яз.).)

 

Особенно ярко это проявляется в комментариях спортивных состязаний, где комментаторы осуждают или восхваляют рискованные решения тренера в зависимости от результата, вызванного таким решением. Комментаторы обязательно скажут, что то-то и то-то было хорошим решением, если оно приведёт к успеху, и наоборот, — а это чистый идиотизм. Реальные шансы на успех никогда не обсуждаются, а ведь это единственно важная часть того выбора, который сделал тренер.

 

 

 

 

Мне кажется, особенно извращённый вид это принимает в американском футболе, где матчи максимально напряжённые из-за относительно небольшого количества этих самых матчей в чемпионате. Возможно, опасаясь критики из-за предвзятости к исходу матча в умах зрителей, аналитиков и владельцев команд, тренеры часто принимают слишком консервативные решения. (Ksedih: ещё одна ссылочка на научное исследование, кому интересно (англ. яз.).)

 

В настольных играх подобное часто встречается в соревновательных карточных играх, где вы, скорее всего, создаёте свою колоду, основываясь на слишком маленькой выборке матчей. Или, например, вспоминаете момент, когда одна карта выиграла для вас партию, и «доказываете» себе, что она очень хороша и нужна вашей колоде, хотя это может быть не так. Я постоянно так ошибаюсь, когда собираю колоды для Netrunner-а, и должен периодически останавливать себя, чтобы не использовать много «технических» карт, полезных только против определённых противников, ведь это вредит колоде в целом, если карты большую часть времени лежат в ней мёртвым грузом.

 

 

 

 

Эффект Обладания и боязнь потерь

 

 

Тут всё очень просто: мы переоцениваем то, что уже имеем. Мой любимый пример — это RPG-видеоигры, где я, как и многие другие люди, обычно копят зелья здоровья и никогда не используют их, потому что мы их чрезмерно ценим и не используем, когда это действительно необходимо.

 

То же самое я вижу в настольных играх, где кто-то не исцеляет персонажа, когда у него всё ещё довольно много очков жизней, хотя эффект исцеления прямо сейчас имеет ту же ценность, что и в момент, когда у персонажа очень мало здоровья.

 

(Ksedih: не могу не вставить свою маленькую историю. Когда ещё в школе проходил весь Quake с одним пистолетиком, изредка используя оружие помощнее, так как «более сильное и эффективное оружие мне ещё пригодится на боссах»! И вот, убив последнего босса, я был сильно удивлён, обнаружив, что это действительно тот самый последний босс, а у меня полный арсенал, время которого так и не настало. Было обидно.)

 

 

 

 

Я также наблюдаю это в евроиграх, когда люди неохотно жертвуют красотой своего экономического движка, даже если эта жертва приводит к более эффективному результату или улучшению позиции в перспективе. Посмотрите на колодостроительные игры, где новые игроки неизменно игнорируют эффекты, уменьшающие (чистящие) вашу колоду, хотя это одна из наиболее эффективных и мощных механик в любой подобной игре.

 

Понятие боязнь потерь подразумевает под собой, что потеря чего бы то ни было психологически хуже, чем приобретение того же самого. Это имеет свои последствия для игрового дизайна, которые Джефф Энгельштейн более подробно рассматривает в этом превосходном докладе.

 

Как итог и заметка для разработчиков игр: возможно, стоит быть осторожнее и стараться избегать ситуаций, когда игроки будут что-то терять в процессе игры. А ещё можно использовать боязнь потерь для манипуляций поведением и эмоциями игроков.

 

 

Нулевой риск

 

 

Это очень интересная штука, о которой я не знал, пока не начал исследовать её. Нулевой риск — это тенденция отдавать предпочтение выборам, исключающим весь риск в одном сегменте, вместо того, чтобы диверсифицировать снижение рисков по разным сегментам, что даст куда большее снижение в сумме.

 

Хороший пример этого — Фонд борьбы с загрязнением окружающей среды, который расходует огромные средства на полную очистку какой-либо местности, хотя в те же самые расходы можно было уложиться и с большей эффективностью проводить поверхностную очистку множества областей.

 

 

 

 

В настольных играх это явно прослеживается в кооперативах, где процесс часто связан с попытками снижения рисков. В Battlestar Galactica основной механизм разрешения кризисов отдан на откуп людям, выкладывающим карты навыков лицом вниз в общий пул. В дополнение к выложенным картам добавляются ещё две случайные. Тем не менее, в игре имеются возможности, позволяющие уменьшить или полностью устранить риск того, что проверка навыка потерпит неудачу. Здесь очень трудно произвести точные подсчёты, но люди зачастую сильно переоценивают эти возможности.

 

В Forbidden Desert, ещё одной кооперативной игре, игроки часто чрезмерно запасаются водой, чтобы «обеспечить себе будущее», хотя гораздо эффективнее использовать потраченные действия на операции, напрямую приближающие вас к победе.

 

 

 

 

Ошибка игрока и череда удач (винстрик)

 

 

Это очень интересный пример, так как ошибка игрока и винстрики абсолютно противоположны друг другу. Инстинктивно не совсем понятно, почему обе ошибки являются похожими заблуждениями, но это так. И то, и другое произрастает из одного и того же человеческого инстинкта — самостоятельно придумывать обоснование случайным событиям.

 

Ошибка игрока заключается в том, что человек думает, что если ему не везёт (скажем, на кубах), то он уверен, что «мне вот-вот повезёт» (и наоборот). Ошибка череды удач — это идея, которая говорит, что человек «заряжен» после цепочки хороших событий и ему будет продолжать везти.

 

 

 

 

Люди склоняются к теории ошибки игрока, когда они сосредотачиваются на объекте, привносящем случайность в процесс, например, кубике. То есть вы зачастую думаете, что в «плохом» броске виноват кубик, а не человек. И наоборот, череда удач в большей степени приписывается человеку, каким либо образом активирующему генератор случайных чисел.

 

Применимость к настольным играм здесь очевидна. Вы, как игрок, должны быть настороже, чтобы не впасть в одно из этих заблуждений в любой настолке с кубиками. Рандомизатор в виде колоды карт немного отличается, поскольку свойства колоды изменяются по мере удаления из неё карт, но люди всё равно склонны просчитывать шансы удачного или неудачного вытягивания карты, основываясь на одной из этих ошибок.

 

 

 

 

Ошибка безвозвратных затрат

 

 

Эта ошибка особенно полюбилась мне со времён изучения экономики. Ошибка проистекает из боязни потерь и нашего нежелания менять тактику или стратегию, так как мы чувствуем, что уже завязли, капитально куда-то вложившись. В этот момент человек подсчитываем затраты, которые уже произошли и которые не вернутся.

 

Другими словами, вы, скорее всего, продолжите делать очевидно плохие ставки, потому что психологически привязаны к своим предыдущим, которые уже не вернуть. Вы должны понять, что прошлые ставки «уплыли» и о них нужно забыть, и уже потом принимать решение, основываясь лишь на том, хорошо ли ваше решение в данный момент. Это важно не только в настольных играх, но и в жизни. Ошибка безвозвратных затрат широко распространена в деловых и финансовых кругах. Каждый раз, когда вы вкладываете время и/или деньги, вы подвержены этой когнитивной ошибке.

 

Мне нравится размышлять о таких психологических искажениях. Понимание и осознание когнитивных искажений может помочь вам принимать лучшие решения не только в настольных играх, но и в жизни. Не нужно всё время думать, какой из вышеперечисленных ошибок вы подвержены, просто спрашивайте себя почаще: «Рационально ли моё решение, основанное на беспристрастных, объективных расчётах?» Простое осознание возможности того, что вы можете совершить когнитивную ошибку, поможет уменьшить количество этих ошибок.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
zlobno написал 4 года назад: # скрыть ответы

про винстрики и лузстрики это прям везде встречается. тут конечно как то мудрено и слишком поверхностно описано. но вообщем-то да, моменты когда реально повезло: конкретно тебе оцениваются как "скиллуха", повезло противнику - "лакерок", не повезло тебе "что то сегодня не прет", не повезло противнику "ха ха лузер, учись играть".

про безвозвратные потери любопытно. хотя может я не правильно понял (опять же все описано в "много воды и умных слов" стиле) но ситуация "а смысл отступать? я же кучу ресурсов уже потратил на то чтобы это получить" для меня казалось логичной, да и другие игроки в таких ситуациях "поддерживали" типа если не идёшь до конца то какой был смысл вообще начинать. а оказалось вот оно как.

Ksedih написал 4 года назад: # скрыть ответы

Смысл не идти до конца в том, что, если вы видите, что очередная "рука ни к чёрту", то какой смысл с огромной вероятнстью увеличивать свои потери? Просто для того чтобы "ну, я ж в ложился, чё ж последние копейки не проиграть, вдруг повезёт и я всё отобоью"? Это и есть ловушка когнитивная.

zlobno написал 4 года назад: # скрыть ответы

и тут сразу приходит на ум поговорка "лучше плохой план, чем его полное отсутствие". просто когда "вложился - не пошло, переключился" психологически воспринимается как непоследовательность и как будто бы нет чёткого плана. а после игры сидишь и думаешь: там начал не завершил, переключился и уже не успел. наверное надо всегда вкладываться до конца.

deleted126517223105 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Так вот вы таким образом и попадаете в ловушку, мол дело не довел, как раз таки правильно сделали, и переключились с убыточного действия, а если бы не переключились то потеряли бы еще больше, с чего вдруг результат должен стать положительным если он все время был отрицательным? Чудо? Чудес не бывает.

zlobno написал 4 года назад: # скрыть ответы

это работало бы в теории, но есть один момент. мы про настольные игры говорим, а не про экономически схемы или азартные игры на деньги.
с позиции настольщика он не теряет свои кровные, а потому "рискнуть и потерять все" это всего лишь не повезло, проиграл , погнали по новой.
и второй момент. в отдельно взятой партии игроку жалко не свои деньги или материальные ресурсы (по причине выше), а потерянных ходов/действий. большинство соревнователтных настолок работают так, что если, условно, один игрок тратит на построение движка и получение профита 10 ходов, а второй 5, то первый получит больше, потому что время на построение и получение профита потрачено было больше.
Так вот, когда игрок тратит на что то сколько то ходов и не получается ничего, то и возникает подобное что "раз уж в ложился то до конца. может повезёт и все же получу то что хотел", а времени на перестройку обычно нет. а если даже и есть, то оппонент, который изначально выбрал правильное направление/повезло больше будет далеко впереди.

deleted126517223105 написал 4 года назад: # скрыть ответы

пффф….
Во первых, в любую настолку можно играть на деньги, так же и в любую игру в казино можно играть на абстрактные очки. И да покер, рулетка и еще куча других игр в казино по сути это настольные игры, ну кроме однорукого бандита (игровых автоматов). И игральная кость - это атрибут именно игры на деньги в первую очередь.
Во вторых, если у настольщика нет азарта (и игра на деньги тут не причем), то этот игрок = игроку который сидит с телефоном и с ним невозможно и не интересно играть.
В третьих, а как не говорить обэ экономике если это напрашивается в первую очередь и ЕВРО игры это чисто экономика (строительство, покупка, добыча ресурсов).


В четвертых, чувство человека когда он выключает холодный расчет и тратит очередную порцию денег на то что в прошлом было убыточно, но есть маленькая вероятность что очередная попытка принесет прибыль и все окупит - ТАК это и есть АЗАРТ. Давайте уж вещи своими именами называть.

zlobno написал 4 года назад: # скрыть ответы

Еще раз, мы говорим про обычные настолки. Я конечно предполагал, что будет придирка к словам, мол азартные игры они тоже настольные. Да настольные, и да можно играть на деньги. И вообще в шахматы можно с кубиком играть чтоб азарт был.
Игрок не рискует ни в евро, ни в другой обычной настольной игре ничем материальным, а значит все рассуждения про азартные игры и экономику не работают. Особенно забавно сравнение игры евро и экономических процессов. Так дойдем то того, что тот, кто в агриколу хорошо играет, тот отлично разбирается в сельском хозяйстве.


deleted126517223105 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Т.е. вы азарт отождествляете с участием денег в игре и ни чем более? А жажда победы? Как же она? Это что не азарт? А ради чего вообще в какую либо игру играть, если нет азарта? Игрок рискует проиграть, а ожидания у него были выиграть, от этого его мозг не получит эндорфинов, и следовательно он станет менее счастливым. Надеюсь моя цепочка вам понятна, не знаю как еще более глубже это объяснить. Если коротко, то игрок в настольной игре рискует не получить удовольствия от игры.

Что касается экономических игр. Таки да, кто хорошо играет в настольные экономические игры, будет лучше разбираться в теме по сравнению с тем человеком, который с темой незнаком во все. Никто не говорит что играя в виноделие вы откроете винный завод неприменно. Не берусь утверждать про "Агриколу" - не играл в нее, но игры прежде всего через игру учат человека, что вырастить к примеру овощ, это не просто сорвать овощ с грядки (да есть извините взрослые дЭбилы которые так и думают, некоторые до сих пор думают что земля плоская и стоит на 3х китах), а это процесс долгий, вспахать землю, ее удобрить, посадить семечко, полоть и бороться с вредителями, поливать, следить за температурой и вот потом соблюдая технологию вы получите результат в виде урожая. Да банально механизм аукциона в примитивной монополии знакомит детей с этим экономическим явлением. Есть более сложные игры про биржу - они наверное тоже ничему не учат по вашему?
И да, игра настольная это симуляция какого то процесса у вас на столе, эта симуляция происходит по определенным правилам и законам.
Есть люди "процесники" - получают удовольствие от процесса, а есть "результативники" - получают удовольствие от результата своих действий. Как думаете кто более азартен?
Сама статья больше о том, что не нужно терять контроль над процессом и всегда иметь холодную голову и отдавать себе отчет перед тем как принять то или иное действие. Это из области рискменеджмента.

zlobno написал 4 года назад: # скрыть ответы

Я ни с чем азарт не отождествляю. И вообще о нем не говорю. Я вообще о другом, но вам видимо интереснее про азарт рассказать, не буду мешать.

"а это процесс долгий, вспахать землю, ее удобрить, посадить семечко, полоть и бороться с вредителями, поливать, следить за температурой и вот потом соблюдая технологию вы получите результат в виде урожая."
Все круто, только вот такого НЕТ в играх. Всего этого. Я не знаю ни одной настольной игры, где все это представлено от начала до конца. Настолка прежде должна быть игрой, а не точной симуляцией какого то процесса.
Да и опять же к чему вся эта стена текста? Вы хотите сказать что если в экономике так работает, то и в настолке это должно работать? Я два раза написал, что игрок не рискует ничем МАТЕРИАЛЬНЫМ в игре, вы же, видимо, этого не понимаете, и разницы не видите. Ну ок, не стану переубеждать.

"обучение экономики при помощи настолок" звучит как реклама очередного "как зарабатывать стопицот мильенов в месяц" курса какого нибудь бизнес-тренера)

Nomad_23 написал 4 года назад: # скрыть ответы

Прочитал всю ветку и так и не нашел ответа на вопрос почему для вас потери работают только в случае потери "своих кровных"/" МАТЕРИАЛЬНОГО", а в настолках это всего лишь ходы.
То есть в жизни вы не можете потратить кучу времени на какой-то безуспешный проект и продолжать в него вкладываться (речь о времени, ибо расход материальных ресурсов зачастую пренебрежительно мал) с мыслью "авось сработает"?
Варианта когда вы поддерживаете по политическим вопросам коллегу на работе в расчете на протекцию по каким-то вопросам после его повышения мы тоже не можем рассмотреть? А его все не повышают, но вы продолжаете вкладываться вместо того чтобы сменить стратегию.
В обоих случаях вы тоже не теряете ничего материального, только время - однако продолжать вкладываться и дальше может быть глупо

zlobno написал 4 года назад: # скрыть ответы

прочитайте комментарий про то, что игрок теряет темпы в игре, и почему он не переключается. как раз по причине того что в случше проигрыша он не потеряет несколько лет и материальные ресурсы/усилия. потому и нельзя сравнивать как оно в реале и как оно в настолке.

Ogro написал 4 года назад: #

Неспособность поменять действия или изменить план находу, зачастую более проигрышная стратегия чем отсутствие плана изначально и действие по ситуации.

План - хитрая штука. С ним надо уметь работать и понимать, где он нужен, а где он только мешать будет. Если ты потратил кучу времени на составление плана, а потом как осел продолжаешь следовать ему, видя что он не очень работает, но "это ведь план!" - то ты дурачок, которого заставили молицца. По плану.

NitrogenW написал 4 года назад: #

Ну в общем то да, что не отменяет факта ошибки. В жизни например такое бывает сплошь и рядом. Например купил билет на канц под открытым небом, а в этот день ливень зарядил и идешь на него хотя абсолютно не хочешь. Или в баре заказал напиток новый, потом допил текущий и понял что не хочешь второй, но ведь заплатил, и через силу пьешь.

Такое сплошь и рядом, в настольной игре если стремишься к победе но увидел что выбранная стратегия не работает, и переключиться на другую выгоднее то стоит переключиться а не продолжать старую

Steve_Sasha написал 4 года назад: # скрыть ответы

Я думаю идея по второму вопросу следующая:
1) Вариант как в жизни: сюда я вложил много сил, нет смысла переключаться, пойду до конца несмотря на результат.
2) Вариант как надо в идеале: сюда я вложил много сил, но если переключиться на другое, забив на жалость к потраченным усилиям, то финальный результат будет лучше.

Но в играх часто просто интересно попробовать сыграть необычно, и не факт что результативно, так что не всегда нужно рассматривать варианты переключения.

deleted126517223105 написал 4 года назад: #

Абсолютно согласен, что в играх риск заключается только в проигрыше партии, однако когда игра предлагает рискнуть и при этом можно сорвать куш и красивейши победить, то почему нужно отказываться от такого фана? Всегда рискую.

Hale_32bit написал 4 года назад: #

У меня есть в МТГ драфте сильное нежелание не менять цвет/архитип, если я уже начал в этом цвете драфтится. Страх безвозвратных потерь.

deleted126517223105 написал 4 года назад: # скрыть ответы
Казино

Собственно вы описали все что связано с азартом и игроманией. Представьте типичного игрока в казино, покер, рулетку. Во все ловушки этот игрок уже попал и увяз в них, и все рациональные доводы схожие с вашими для игромана будут пустым звуком.

Создатели казино этим очень активно пользуются и все эти ловушки расставляют с ювелирной точностью и охотничьим хладнокровием.

Hale_32bit написал 4 года назад: #

Вы не правы. Лудоманию можно лечить, и один из эффективных способов это узнать о существовании когнитивных ошибок, дать им имена и тренироваться распознавать их у себя. После этого учиться аргументировано парировать их. Это конечно не дело одной статьи, но толк есть

Hellgiss написала 4 года назад: #
Эффект Обладания и боязнь потерь

Именно этот эффект мешает мне наслаждаться Маленьким миром

sine написал 4 года назад: #

5ть ловушек Джокера

А есть какие то мысли по поводу игр со скрытым передвижением (скотланд ярд, охота за кольцом, Дракула, спектер опс и тому подобные)

Интересно узнать про какие то психологические ловушки основанные на человеческом факторе в играх такого типа

в любом случае спасибо за ответ)
всем хорошего дня и крепкого здоровья