-AdRiver-
fromby написал 27 минут назад к игре Сквозь века. Новая история цивилизации: # Спасибо, почитаю обзоры на эти игры. Clash of Cultures рекомендуют мно...
slayter02 написал полчаса назад к игре Войны Ктулху: # Может кто знает или у кого есть 3D модели алтарей для печати на 3d при...
PavelKras написал полчаса назад к игре Поселенцы: # 1. Да, исключение не прописано нигде. Японская локация при этом не пер...
Numel написал полчаса назад к игре Forbidden Stars: # Так, а где противоречие то?) Справочник гласит, что Бастион нельзя уро...
sibsquirrel написала час назад к мысли на тему Акции, скидки, распродажи: # Спасибо, добрый человек, от счастливого обладателя Алхимиков за 2771 р...
Голосуем кошельком [29.10.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
На экранах [28.10.2020]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Магазинчик ужасов. Часть 2
Данная статья является продолжением небольшого анонса грядущего проекта от Black...
Обзорная башня [27.10.2020]
В этом выпуске: введение в игры семейства «18xx», новости проекта «Настольные со...
Предзаказ на игру «Гарри Поттер. Битва за Хогвартс» с дополнением
Долгожданная локализация от «Лавки игр».

Ksedih

Обзор игры «Энергосеть»

28 сентября 2020

Информация

добавить
игры Энергосеть
персоны Фридеман Фризе
компании 2F-Spiele
Hobby World
Дата: 28 сентября 2020
Оценка пользователей
9.4542
-

Power Grid вышла шестнадцать лет назад! Обалдеть какой древний возраст для современной настолки. Хотя, конечно, есть всемирно известные хиты, типа «Колонизаторов», которым и поболе будет годиков. Но «Энергосеть» вышла в то самое золотое время, когда настолки стремительно развивались и превращались в то, что мы видим на рынке сегодня. Тогда каждая коробочка была чем-то новым и необычным, появлялись свежие жанры, необычные авторские взгляды, оригинальные механики.

 

Экстравагантный дизайнер Фридеман Фризе умел (и умеет до сих пор) завлекать настольщиков своими играми не одними лишь зелёным тонами, присущими оформлению каждой его коробки, но и узнаваемым почерком, прослеживающимся в каждой из его игр. Одна лишь его серия мини-legacy настолок, типа Fast Forward: FORTRESS (о которой я тоже писал), привлекает внимание и заставляет себя хотя бы просто попробовать. Фридеман действительно автор очень неординарный и в том самом 2004 году выпустил свою самую крутую игру «Энергосеть».

 

И вот прошло столько лет, а у нас на столе переиздание, причём выпущенное и на русском. Что ж, грех не вспомнить старушку и не рассказать неофитам, почему эта игра лучшая у автора и благодаря каким таким своим особенностям получила гору наград.

 

 

 

 

О чём это?

 

 

Необычность «Энергосети» начинается с «сюжета». Мы становимся управляющим энергетической компанией, которая хочет расширить своё влияние на рынке и заработать много денюжек, предоставляя населению Германии / Росси / США / «подставьте сюда любую другую страну» электричество. За долгие годы существования настолки к ней вышло немало дополнений, многие из которых представляли собой игровые поля с картой определённой страны, за рынок которой и предлагалось побороться игрокам.

 

Наша цель — за определённый отрезок времени стать самым влиятельным поставщиком энергии на рынок страны. Или проще, обеспечивать электричеством наибольшее число городов. И вот, казалось бы, ничего необычного в таких условиях победы нет, что отличало бы игру от других. Однако это не совсем так. Как бы банально и нелепо это ни звучало, но ощущения от «Энергосети» именно что… необычные. Мы всю игру боремся не за какие-то абстрактные победные очки, а расширяем свою сеть, зарабатываем деньги и вкладываем их в новые станции, открываем дополнительные филиалы компании в разных городах на карте. Всё это даёт полное ощущение погружения не только в оригинальную механику, но и в суть и смысл нашего существования в этой настолке.

 

 

 

 

В общем, довольно сложно это объяснить, но игра достаточно сильно отличается от процентов 80% евро. У нас нет цели набить банально больше победных очков, у нас нет цели построить какой-то движок. Мы просто, как заправский бизнесмен, отстраиваем свою сеть предприятий, зарабатывая и вкладывая зарабатываемое в новые активы. Механика проста (хоть и с замороченными нюансами), но при этом вы ощущаете, что делаете что-то достаточно хитрое, чтобы игра доставляла удовольствие как от какого-нибудь сложного современного евро.

 

Во! Это в моём понимание тот самый экономический тип игры, где вы управляете активами компании и ощущаете это именно так, как должно, а не как в очередном евро, где осуществляются банальные обмены красного кубика на синий. Сюда же отношу «Прет-А-Порте», в обзоре которой тоже писал об этом ощущении.

 

 

Что в коробке?

 

 

Новая редакция игры отличается от старой в частности наполнением. Первое, что бросается в глаза, так это новые фишечки ресурсов, представленные теперь деревянными фигурками. Весьма приятный бонус. Не сказать, что игра от этого стала намного лучше (или старая хуже), но, несомненно, брать в руки капельки нефти или кучки угля… аутентичнее? =)

 

 

 

 

Далее идёт гора домиков, по 22 штуки на игрока. В течение партии они строятся в разных городах и обозначают места, где наша компания уже отхватила себе часть рынка.

 

 

 

 

Игровое поле двустороннее: на одной имеем карту США, на другой — карту Германии. Причём на одной из сторон есть небольшое дополнительное правило.

 

 

 

 

54 карточки электростанций, на которых мы будет перерабатывать разное сырьё ради выработки энергии.

 

 

 

 

Пачечка моих любимых бумажных денег. Да, я знаю, что большинство их не любит, но я просто прусь от этих «монопольных» купюр. Они дают ощущение настоящести.

 

 

 

 

Несколько вспомогательных фишек, которых не было в старой версии. Типа фишки аукциона и скидки:

 

 

 

 

Как в это играть?

 

 

Наверное, это одна из тех игр, где стоило бы рассказать правила поподробнее, так как они не совсем уж стандартны, как в других евро, но мне опять лень, поэтому держите краткий примерный пересказ. Тем более читать правила (любой игры) всё равно надо, всем рекомендую. Говорят, помогает играть без провисаний и ошибок.

 

Итак, у нас есть главный ресурс — денежки, выраженные банкнотами. Их мы в начале каждого раунда можем потратить на покупку одной из электростанций, представленных на рынке. Покупаем мы их при помощи открытого аукциона, на котором все пытаются перебить ставку друг друга. В любом случае у каждого будет шанс получить одну электростанцию в каждом раунде. Станции с течением партии на рынке предлагают всё более и более продвинутые, так что свой рабочий «парк» вы будете постепенно обновлять, так как запрещается иметь более трёх штук во владении.

 

 

 

 

Отличаются электростанции количеством вырабатываемой энергии (число справа внизу) и необходимыми для работы ресурсами. Фишка в том, что у нас есть ещё и динамический рынок ресурсов, спрос и предложение на которые растёт / понижается пропорционально. Настоящий эмулятор рынка. На ресурсы тоже нужны деньги, так что считать приходится достаточно много. Ресурсы тоже нельзя затаривать в неограниченных количествах, так как складами под них являются наши же станции, и их размер не резиновый.

 

Зарабатываем же мы на перегонке ресурсов в энергию, для чего должно соблюдаться два условия:

 

а) На карте страны мы строим наши домики (опять-таки за деньги, заметьте; много в игре денег надо, блин), чтобы показать, к каким городам мы уже провели провода и возвели там свою станцию, которая будет снабжать людей города электричеством. При этом возведение домика ещё ничего не говорит о нашем доходе, домик — это просто возможность заработать в конкретном городе, для чего…

 

 

 

 

б) Мы бросаем в топку имеющихся в наличии станций различные ресурсы (в игре их 4 типа) и, вырабатывая определённое количество энергии, берём плату с определённого числа городов, снабжаемых нашими станциями энергией.  

 

Цель игры — первым подключить к своей энергосети определённое число городов и начать поставлять во все из них ток. Но так как условно все игроки идут более-менее нос к носу, то профессионалы приходят нередко к финалу с равным количеством подключённых/запитанных городов. И тут решает оставшийся наличный капитал. Именно поэтому выше я сказал, что важно ещё и правильно зарабатывать денежки в этом бизнесе, покупая ресурсы подешевле и играя на их рынке.

 

 

 

 

Впечатления

 

 

Игра очень экономическая, из тех, где вы именно что управляете своими финансами, распределяя их с максимальной эффективностью, чтобы затем получить их обратно в гораздо большем объёме. Именно это, по-моему, до сих пор отличает «Энергосеть» от большинства настолок. Она относится к особому жанру, развитие которого за последние 15 лет шло не столь стремительным образом, как развитие более классического евро. Однако несмотря на столь немалый прошедший срок, игра остаётся актуальна, как и многие другие великолепные игрушки прошлого, также переиздающиеся.

 

Самобытность и интересность творения Фридемана Фризе заключается ещё и в том, что механики игры достаточно оригинальны. Например, упомянутую выше «Прет-а-Порте» от Игнация Тшевичека (заметьте, её тоже недавно переиздали, хотя ей тоже десяток лет) я также отношу к экономическому жанру, однако эти две коробки отличаются столь же сильно, как условные шахматы и «Монополия».

 

 

 

 

В Power Grid перед игроками лежит полностью открытое поле информации, которым можно манипулировать и управлять. Рынок ресурсов с ограниченным предложением: каждый из игроков знает ценность ресурсов на нём, каждый видит, на потребление какого ресурса собираются упирать противники. Этого вполне достаточно для того, чтобы строить свои коварные планы на монополизацию определённых сегментов рынка или диверсификацию личного производства. Это целый пласт игры и, собственно, суть игрового процесса — правильно прогнозировать и вычислять свои будущие потребности и потребности других.

 

Но я не люблю шахматы и в принципе настолки без скрытой информации, так чем же «Энергосеть» привлекает именно меня? У неё есть несколько особенностей, разбавляющих математику и делающих её более… трешовой что ли (читай весёлой/интересной). В хорошем смысле этого слова, конечно. Ведь всем же известно, что в классном евро должна быть щепотка рандома. Так вот Фридеману Фризе удалось практически без оного сделать сухую бухгалтерию интересной. При этом получается так, что и «шахматисты» довольны, которым дай только всё просчитать на ходы и ходы вперёд, и люди, типа меня, мечтающие стать бухгалтером, но чтобы это ещё и весело было.

 

 

 

 

Во-первых, у игры есть изначальный рандомизатор карты. Перед партией вы любым способом определяете, какие участки карты будут задействованы в этой раскладке. То есть карта по-умолчанию не совсем статична, а меняется под запросы публики, так сказать. Это не весть какой рандом, но подходить к строительству своих станций в городах приходится несколько по иному в зависимости от взаимного расположения городов. Ведь цена протягивания проводов от одного до другого достаточно сильно можем изменяться на разных участках карты. К тому же есть правила, запрещающие на определённых этапах игры строиться в одних и тех же городах, что создаёт нехилую конкуренцию и гонку за рынок потребления. Без знания правил достаточно сложно это понять/объяснить, но грубо говоря, в игре есть эдакий элемент контроля территорий рынков сбыта.

 

В общем, чтобы правильно оценить верные вложения в постройки, нужно научиться считывать карту местности на ходы вперёд, с осознанием того, сколько денег придётся вложить в строительство и куда будет развиваться ваша сеть в будущем. В игре нельзя «уйти в минус», вы всегда сможете строиться и что-то делать, механика поддерживает плохих игроков на плаву. Однако такие неопытные игроки не смогут выиграть у хороших, так как те будут вести свой бизнес с куда меньшими расходами.

 

 

 

 

Второй привлекательный для любителей щепотки рандома в просчитываемых играх аспект «Энергосети» — это электростанции, каждую партию выпадающие по-разному, вернее, в разной последовательности, благодаря чему приходится подстраиваться и выбирать новые стратегии в конкретной партии. Да, общая динамика роста технологий и развития рынка станций одинакова, но именно благодаря изменению этой динамики и создаются интересные ситуации в партиях.

 

Тут же, кстати, есть небольшой нюанс, заключающийся в том, что для того, что показывать осознанную хорошую игру, нужно очень ясно представлять себе, что будет происходить в партии дальше, знать, как развивается рынок электростанций, ну, и в принципе быть в теме динамики игры. Правила игры хоть и яснее ясного, однако потребуется отыграть не одну партию, чтобы стать действительно хорошим игроком.

 

 

 

 

Самый же главный аспект, который привлекает лично меня в «Энергосети», — это оригинальная механика электростанций, потребляющих разные ресурсы и вырабатывающих разное же количество энергии. Весьма увлекательно скупать разные фишечки ресурсов с общего рынка, запасать их на складах, чтобы потом выкупить на аукционе какую-то мощную современную станцию, потребляющую эти же ресурсы с более эффективным результатом. Эдакое прогнозирование на будущее, вложение капитала в сырьё сейчас, чтобы оно принесло дивиденды — реально чувствуешь себя магнатом, крутящим капиталом. При этом игрок всегда видит результаты своих действий как на ладони, настолько просты и не закручены механики.  

 

 

 

 

Итог

 

 

Отличная игра старой школы. Когда-то давно я не считал её шедевром, но она всегда была очень крепкой игрой. Сегодня моё мнение относительно «Энергосети» не изменилось. Это очень, очень классная игра, с такими же механиками и оригинальной экономической концепцией, которую и сейчас сложно найти в играх. Наверное, отчасти игра стала популярной именно благодаря этому, так что пробовать старушку стоит обязательно хотя бы ради расширения кругозора. Но думаю, если вы в душе бухгалтер, то полюбите настолку и не раз разложите её на столе.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Stupayushiy написал полмесяца назад: # скрыть ответы

>У нас нет цели набить банально больше победных очков, у нас нет цели построить какой-то движок
а посоветуйте еще евро подобного типа. вот у меня, например, есть кассиопея, и мне она дика зашла во многом из-за того, что в ней победа определяется не по абстрактным очкам, а по выполнению конкретных условий.

Gorthauers написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Стамбул, Last Will, В поисках Эльдорадо, Листопад.

Gorthauers написал полмесяца назад: #

Lewis and Clark еще. В общем любые игры с механикой гонки.

fromby написал месяц назад: # скрыть ответы

Критиковать игру каждый может).
Игра оказалась простой и немного наивной. Мне, привыкшему к более сложным евро, игра не понравилась. Играть в неё можно только с участием новичков. Но коллекционерам и обителям ретро вполне сойдёт!

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Может время таких простых игр прошло, но мне почему-то кажется, что именно они будут популярны в нише "простых" игрушек, когда средний уровень сложности и навороченности механик повыситься ещё больше.

В общем, чего я тут защищаю игру, она в этом не нуждается =) Советую любителям экономики в таком вот "чистом" виде. Остальным не советую =D

Bulb написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Я конечно не эксперт, но слышал, что любители экономических игр играют в 18xx и индонезию. Игры не молодые, но все таки посложнее энергосети.

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Так в первом абзаце написано "именно они будут популярны в нише "простых" игрушек". Ключевое слово "простые". А вы сами говорите, что 18xx и "Индонезия" посложнее "Энергосети" – противоречие-с.

Bulb написал полмесяца назад: #

Так никто и не спорит, но мне хватило 1 раза в Э. Сложно оценивать игры, которые тебе совсем не интересны. Я из за этого раньше слишком жёстко проходился по катану, каркассону и покорению марса)

banzayats написал месяц назад: # скрыть ответы

Было интересно прочитать обзор. Даже на какой-то миг появилось желание заехать к другу и стряхнуть вместе пыль с коробки ... но нет! ))
Когда наша общая коллекция насчитывала пару десяток коробок, "Энергосеть" ещё могла соперничать с другими играми на столе. Но сейчас я уже не готов засесть на несколько часов за эту игру. Не смотря на все её достоинства: борьба за "вкусные" электростанции, а потом за ресурсы к ним, блокирование оппонентов. Но если первый час это всё интересно, то потом это всё + постоянная арифметика уже надоедают.
Всё таки, чувствуется что игра вышла 16 лет назад. Это как сегодняшняя партия в "Войну Кольца": игра классная, но есть уже более современные и более продуманные настолки, которые вытесняют старичков.

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Насчёт вытеснения как раз ситуация очень... медленно меняющаяся. Например, яркий пример – буквально несколько лет назад TI3ed. была топ топов с 2005 года в своей нише. И только четвёртая редакция смогла её сбросить с пьедестала, так как адаптировалась под современные реалии и динамику в играх, дав настольщикам абсолютно тот же геймплей.

С Энергосетью будет то же самое. Когда-нибудь. Но сейчас аналогов именно её геймплею я не нахожу. Возможно, подобная игра есть, но чего-то про неё не слышно. Есть игры лучше (для абстрактного игрока), но с геймплеем, максимально близким к Энергосети, настолько же достойного ничего не найдено.

Так что я, скорее, не согласен с вами. Power Grid по-прежнему самобытна и именно это её достоинство оставляет её в топе. А то, что надоедает постоянная арифметика на протяжении всей партии - мне кажется, что это означает, что вы просто не этого ищете в игре, не приоритет это для вас. Если что, я тоже не являюсь большим любителем Энергосети, просто она мне нравится больше множества игр и даёт уникальный опыт, который я не нахожу больше нигде.

Ну, и про "Войну кольца" тоже неясно – совершенно не понимаю, чем она устаревшая, и какие это АНАЛОГИЧНЫЕ настолки есть "продуманее"? То есть, я понимаю вашу претензию и к "ВК", и к "Э" только как "мне больше нравятся игры вот с такой вот динамикой, и такими же механиками". Что для меня никак не отменяет крутости старых игр, в частности "ВК". Они с иной динамикой, с другими требованиями, но. Опять приведу в пример свои любимые шахматы: признаю их крутость, вижу, чем они нравятся и привлекают игроков, понимаю почему турниры и вся движуха вокруг них, но терпеть их не могу, потому что лично для меня их динамика, механики, сама суть, заключающаяся в составлении мега глобальной стратегии, совершенно не близки и не интересны.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

>и какие это АНАЛОГИЧНЫЕ настолки есть "продуманее"

ЗВ Восстание? Многие называют ее streamlined, улучшенной версией ВК

Ksedih написал месяц назад: #

Хм, механики игр достаточно сильно отличаются, чтобы проводит полную аналогию, но, в принципе, есть правда здесь. Наверное, может заменить кому-то одна другую, по мне же они достаточно разные, чтобы иметь и одну, и другую на полке. Но в контексте "что предложить не привязанному к теме новичку" я бы согласился, что сначала нужно дать попробовать SW:R. Хотя опять же, с другой стороны, после SW:R не думаю, что новичок не стал бы играть в "ВК".

banzayats написал месяц назад: # скрыть ответы

Отвечу... не холивара ради, а просто ради поддержания разговора.
Насчёт вытеснения мы таки сходимся во мнениях: оно происходит, хоть и не быстро. (Хотя пример с TI - это скорее эволюционирование, а не вытеснение старичка чем-то новым.)
Что касается "Энергосети", но могу привести довольно хороший аналог - это "Брасс". Они даже отдаленно похожи: игры с экономическим уклоном, строим свою сеть, есть борьба за ресурсы, есть регулирование очередности ходов... И современный "Брасс" мне очень нравится и я с радостью сяду за него. И впечатления от каждой партии будут другими, в отличии от "Энергосети".
И как вам уже раньше ответили, у "Войны кольца" есть хороший конкурент - "Звездные войны: Восстание". Шедевр! (Кстати, автор сам признал, что это его лучшая игра). Эталон америтреша (ИМХО), в котором очень тесно и гармонично механики игры сплелись с темой. Судя по некоторым отзывам, люди далекие от ЗВ, но игравшие в игру, влюбились в неё. Я даже знаю такого человека - это моя жена )) И "Война кольца" ей не то чтобы не понравилась, но огонька в её глазах я не увидел. Хотя у нас есть в коллекции "Рунные войны" (динозаврище!) и от неё она без ума.
Я это к чему? Да к тому, что не нужно слушать других, а играть в то, что тебе нравится! И не смотря на приход новых игр/механик/ощущений, мы всё равно возвращаемся к старым проверенным и просто отличным играм: кому-то мил "Ужас Аркхема", "Талисман", "Рунные войны", а кому-то "Энергосеть" или даже "Рунбаунд (2 редакция)".
Еще раз спасибо за статью - всё таки сыграем партеечку в этом году, я думаю ;)

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Брасс не современный, а одних годов выпусков с Энергосетью так-то =D И ок, никакого холивара, но – мне брасс как раз не нравится, ещё в те года он оттолкнут своей... мартинуоллесовостью. Но ладно, тут чистейшая вкусовщина на лицо. У меня более простая Энергосеть в приоритете, сложненько, но ненапряжно.

Что SW:R, что "ВК", что Runewars - это хиты и титаны, во всех смыслах. Из этих трёх мне все нравятся, и ни одну не могу принизить или как-то уязвить. Но как и ответил выше – это конкурент, но механически это ж не совершенно аналогичные игры, поэтому в одной ситуации предпочитается одна, в другой вторая. Да, опять кому-то понравится ЗВ, кому-то ВК, но разве это не говорит о том, что игры равнозначны и одна не заменяет другую?

>>> Я это к чему? Да к тому, что не нужно слушать других, а играть в то, что тебе нравится!

Подписываюсь.

>>> всё таки сыграем партеечку в этом году, я думаю

И это правильно, я вот не без удовольствия катал Энергосеть. Удовольствие. Без наворотов, без лишних механик, чистый ацкцион, перераспределение ресурсов и "контроль территорий".

banzayats написал полмесяца назад: #

И раз уж зашла речь о Runewars ))
Спасибо вам!!! Именно благодаря вашим отчетам (https://tesera.ru/user/Ksedih/journal/1273446/, https://tesera.ru/user/Ksedih/journal/1274029/, https://tesera.ru/user/Ksedih/journal/1274059/) я обратил внимание на эту игру. Перечитывал их перед покупкой несколько раз ))) (мне, кажется, что тогда они были не на Тесере, а где-то в другом месте опубликованы).
Потом, когда был период в жизни, что провести 4-5 часов за любимой игрой было совсем нереально, эти отчеты грели мне душу )))
Очень классная подача материала. Еще раз спасибо!

fromby написал месяц назад: #

Да. Забыл добавить. Обзор написан вкусно и интересно. Буду читать вас.

AndroidYu написал месяц назад: # скрыть ответы

«монопольные» купюры очень неудобные, на настоящие и близко не похожи, требуют аккуратного обращения. Заменив, например, на покерные фишки - совсем другие ощущения... не помнешь, удобно брать, собирать и т.д. ;) А игра действительно интересная.

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Не, претензию большинства людей к купюрам в играх я понимаю, но ничего не могу с собой поделать - мне о-очень нравятся именно купюры, мне нравится что их можно помять и как они хрустят тоже нравится. Отклонение от нормы, в общем =) А игра да, именно что интересная, она, вроде бы, простая, но при этом одновременно замороченная.

AndroidYu написал месяц назад: #

Не спорю. Но такие "купюры" многим тяжело брать, отделять друг от друга. Вот если бы как 10 рублей 1909 года, другое дело ! ;) Да, и статья классная !