Обзорная башня [19.03.2024] | |
В этом выпуске: обзоры игр «Виконты Западного королевства» и Altar Quest, а такж... | |
С миру по нитке [19.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Моё ч... | |
Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... |
игры |
Энергосеть
|
персоны |
Фридеман Фризе
|
компании |
2F-Spiele
Hobby World |
Дата: | 28 сентября 2020 |
9.4844 |
- |
Power Grid вышла шестнадцать лет назад! Обалдеть какой древний возраст для современной настолки. Хотя, конечно, есть всемирно известные хиты, типа «Колонизаторов», которым и поболе будет годиков. Но «Энергосеть» вышла в то самое золотое время, когда настолки стремительно развивались и превращались в то, что мы видим на рынке сегодня. Тогда каждая коробочка была чем-то новым и необычным, появлялись свежие жанры, необычные авторские взгляды, оригинальные механики.
Экстравагантный дизайнер Фридеман Фризе умел (и умеет до сих пор) завлекать настольщиков своими играми не одними лишь зелёным тонами, присущими оформлению каждой его коробки, но и узнаваемым почерком, прослеживающимся в каждой из его игр. Одна лишь его серия мини-legacy настолок, типа Fast Forward: FORTRESS (о которой я тоже писал), привлекает внимание и заставляет себя хотя бы просто попробовать. Фридеман действительно автор очень неординарный и в том самом 2004 году выпустил свою самую крутую игру «Энергосеть».
И вот прошло столько лет, а у нас на столе переиздание, причём выпущенное и на русском. Что ж, грех не вспомнить старушку и не рассказать неофитам, почему эта игра лучшая у автора и благодаря каким таким своим особенностям получила гору наград.
Необычность «Энергосети» начинается с «сюжета». Мы становимся управляющим энергетической компанией, которая хочет расширить своё влияние на рынке и заработать много денюжек, предоставляя населению Германии / Росси / США / «подставьте сюда любую другую страну» электричество. За долгие годы существования настолки к ней вышло немало дополнений, многие из которых представляли собой игровые поля с картой определённой страны, за рынок которой и предлагалось побороться игрокам.
Наша цель — за определённый отрезок времени стать самым влиятельным поставщиком энергии на рынок страны. Или проще, обеспечивать электричеством наибольшее число городов. И вот, казалось бы, ничего необычного в таких условиях победы нет, что отличало бы игру от других. Однако это не совсем так. Как бы банально и нелепо это ни звучало, но ощущения от «Энергосети» именно что… необычные. Мы всю игру боремся не за какие-то абстрактные победные очки, а расширяем свою сеть, зарабатываем деньги и вкладываем их в новые станции, открываем дополнительные филиалы компании в разных городах на карте. Всё это даёт полное ощущение погружения не только в оригинальную механику, но и в суть и смысл нашего существования в этой настолке.
В общем, довольно сложно это объяснить, но игра достаточно сильно отличается от процентов 80% евро. У нас нет цели набить банально больше победных очков, у нас нет цели построить какой-то движок. Мы просто, как заправский бизнесмен, отстраиваем свою сеть предприятий, зарабатывая и вкладывая зарабатываемое в новые активы. Механика проста (хоть и с замороченными нюансами), но при этом вы ощущаете, что делаете что-то достаточно хитрое, чтобы игра доставляла удовольствие как от какого-нибудь сложного современного евро.
Во! Это в моём понимание тот самый экономический тип игры, где вы управляете активами компании и ощущаете это именно так, как должно, а не как в очередном евро, где осуществляются банальные обмены красного кубика на синий. Сюда же отношу «Прет-А-Порте», в обзоре которой тоже писал об этом ощущении.
Новая редакция игры отличается от старой в частности наполнением. Первое, что бросается в глаза, так это новые фишечки ресурсов, представленные теперь деревянными фигурками. Весьма приятный бонус. Не сказать, что игра от этого стала намного лучше (или старая хуже), но, несомненно, брать в руки капельки нефти или кучки угля… аутентичнее? =)
Далее идёт гора домиков, по 22 штуки на игрока. В течение партии они строятся в разных городах и обозначают места, где наша компания уже отхватила себе часть рынка.
Игровое поле двустороннее: на одной имеем карту США, на другой — карту Германии. Причём на одной из сторон есть небольшое дополнительное правило.
54 карточки электростанций, на которых мы будет перерабатывать разное сырьё ради выработки энергии.
Пачечка моих любимых бумажных денег. Да, я знаю, что большинство их не любит, но я просто прусь от этих «монопольных» купюр. Они дают ощущение настоящести.
Несколько вспомогательных фишек, которых не было в старой версии. Типа фишки аукциона и скидки:
Наверное, это одна из тех игр, где стоило бы рассказать правила поподробнее, так как они не совсем уж стандартны, как в других евро, но мне опять лень, поэтому держите краткий примерный пересказ. Тем более читать правила (любой игры) всё равно надо, всем рекомендую. Говорят, помогает играть без провисаний и ошибок.
Итак, у нас есть главный ресурс — денежки, выраженные банкнотами. Их мы в начале каждого раунда можем потратить на покупку одной из электростанций, представленных на рынке. Покупаем мы их при помощи открытого аукциона, на котором все пытаются перебить ставку друг друга. В любом случае у каждого будет шанс получить одну электростанцию в каждом раунде. Станции с течением партии на рынке предлагают всё более и более продвинутые, так что свой рабочий «парк» вы будете постепенно обновлять, так как запрещается иметь более трёх штук во владении.
Отличаются электростанции количеством вырабатываемой энергии (число справа внизу) и необходимыми для работы ресурсами. Фишка в том, что у нас есть ещё и динамический рынок ресурсов, спрос и предложение на которые растёт / понижается пропорционально. Настоящий эмулятор рынка. На ресурсы тоже нужны деньги, так что считать приходится достаточно много. Ресурсы тоже нельзя затаривать в неограниченных количествах, так как складами под них являются наши же станции, и их размер не резиновый.
Зарабатываем же мы на перегонке ресурсов в энергию, для чего должно соблюдаться два условия:
а) На карте страны мы строим наши домики (опять-таки за деньги, заметьте; много в игре денег надо, блин), чтобы показать, к каким городам мы уже провели провода и возвели там свою станцию, которая будет снабжать людей города электричеством. При этом возведение домика ещё ничего не говорит о нашем доходе, домик — это просто возможность заработать в конкретном городе, для чего…
б) Мы бросаем в топку имеющихся в наличии станций различные ресурсы (в игре их 4 типа) и, вырабатывая определённое количество энергии, берём плату с определённого числа городов, снабжаемых нашими станциями энергией.
Цель игры — первым подключить к своей энергосети определённое число городов и начать поставлять во все из них ток. Но так как условно все игроки идут более-менее нос к носу, то профессионалы приходят нередко к финалу с равным количеством подключённых/запитанных городов. И тут решает оставшийся наличный капитал. Именно поэтому выше я сказал, что важно ещё и правильно зарабатывать денежки в этом бизнесе, покупая ресурсы подешевле и играя на их рынке.
Игра очень экономическая, из тех, где вы именно что управляете своими финансами, распределяя их с максимальной эффективностью, чтобы затем получить их обратно в гораздо большем объёме. Именно это, по-моему, до сих пор отличает «Энергосеть» от большинства настолок. Она относится к особому жанру, развитие которого за последние 15 лет шло не столь стремительным образом, как развитие более классического евро. Однако несмотря на столь немалый прошедший срок, игра остаётся актуальна, как и многие другие великолепные игрушки прошлого, также переиздающиеся.
Самобытность и интересность творения Фридемана Фризе заключается ещё и в том, что механики игры достаточно оригинальны. Например, упомянутую выше «Прет-а-Порте» от Игнация Тшевичека (заметьте, её тоже недавно переиздали, хотя ей тоже десяток лет) я также отношу к экономическому жанру, однако эти две коробки отличаются столь же сильно, как условные шахматы и «Монополия».
В Power Grid перед игроками лежит полностью открытое поле информации, которым можно манипулировать и управлять. Рынок ресурсов с ограниченным предложением: каждый из игроков знает ценность ресурсов на нём, каждый видит, на потребление какого ресурса собираются упирать противники. Этого вполне достаточно для того, чтобы строить свои коварные планы на монополизацию определённых сегментов рынка или диверсификацию личного производства. Это целый пласт игры и, собственно, суть игрового процесса — правильно прогнозировать и вычислять свои будущие потребности и потребности других.
Но я не люблю шахматы и в принципе настолки без скрытой информации, так чем же «Энергосеть» привлекает именно меня? У неё есть несколько особенностей, разбавляющих математику и делающих её более… трешовой что ли (читай весёлой/интересной). В хорошем смысле этого слова, конечно. Ведь всем же известно, что в классном евро должна быть щепотка рандома. Так вот Фридеману Фризе удалось практически без оного сделать сухую бухгалтерию интересной. При этом получается так, что и «шахматисты» довольны, которым дай только всё просчитать на ходы и ходы вперёд, и люди, типа меня, мечтающие стать бухгалтером, но чтобы это ещё и весело было.
Во-первых, у игры есть изначальный рандомизатор карты. Перед партией вы любым способом определяете, какие участки карты будут задействованы в этой раскладке. То есть карта по-умолчанию не совсем статична, а меняется под запросы публики, так сказать. Это не весть какой рандом, но подходить к строительству своих станций в городах приходится несколько по иному в зависимости от взаимного расположения городов. Ведь цена протягивания проводов от одного до другого достаточно сильно можем изменяться на разных участках карты. К тому же есть правила, запрещающие на определённых этапах игры строиться в одних и тех же городах, что создаёт нехилую конкуренцию и гонку за рынок потребления. Без знания правил достаточно сложно это понять/объяснить, но грубо говоря, в игре есть эдакий элемент контроля территорий рынков сбыта.
В общем, чтобы правильно оценить верные вложения в постройки, нужно научиться считывать карту местности на ходы вперёд, с осознанием того, сколько денег придётся вложить в строительство и куда будет развиваться ваша сеть в будущем. В игре нельзя «уйти в минус», вы всегда сможете строиться и что-то делать, механика поддерживает плохих игроков на плаву. Однако такие неопытные игроки не смогут выиграть у хороших, так как те будут вести свой бизнес с куда меньшими расходами.
Второй привлекательный для любителей щепотки рандома в просчитываемых играх аспект «Энергосети» — это электростанции, каждую партию выпадающие по-разному, вернее, в разной последовательности, благодаря чему приходится подстраиваться и выбирать новые стратегии в конкретной партии. Да, общая динамика роста технологий и развития рынка станций одинакова, но именно благодаря изменению этой динамики и создаются интересные ситуации в партиях.
Тут же, кстати, есть небольшой нюанс, заключающийся в том, что для того, что показывать осознанную хорошую игру, нужно очень ясно представлять себе, что будет происходить в партии дальше, знать, как развивается рынок электростанций, ну, и в принципе быть в теме динамики игры. Правила игры хоть и яснее ясного, однако потребуется отыграть не одну партию, чтобы стать действительно хорошим игроком.
Самый же главный аспект, который привлекает лично меня в «Энергосети», — это оригинальная механика электростанций, потребляющих разные ресурсы и вырабатывающих разное же количество энергии. Весьма увлекательно скупать разные фишечки ресурсов с общего рынка, запасать их на складах, чтобы потом выкупить на аукционе какую-то мощную современную станцию, потребляющую эти же ресурсы с более эффективным результатом. Эдакое прогнозирование на будущее, вложение капитала в сырьё сейчас, чтобы оно принесло дивиденды — реально чувствуешь себя магнатом, крутящим капиталом. При этом игрок всегда видит результаты своих действий как на ладони, настолько просты и не закручены механики.
Отличная игра старой школы. Когда-то давно я не считал её шедевром, но она всегда была очень крепкой игрой. Сегодня моё мнение относительно «Энергосети» не изменилось. Это очень, очень классная игра, с такими же механиками и оригинальной экономической концепцией, которую и сейчас сложно найти в играх. Наверное, отчасти игра стала популярной именно благодаря этому, так что пробовать старушку стоит обязательно хотя бы ради расширения кругозора. Но думаю, если вы в душе бухгалтер, то полюбите настолку и не раз разложите её на столе.