-AdRiver-
Bimirina написала 10 минут назад к статье Обзор игры «Плотина»: # "Я все же хотел короткое мнение от того, кто уже играл" - безусловно и...
tengrius написал 11 минут назад к фото Вот я и спрятался за коробкой! Панда следующий!: # неужели так тяжело признать свою ошибку, а возможно и твою безмозглост...
Nikolja1990 написал 16 минут назад к статье Обзор игры «Плотина»: # Давайте напишем нейронную сеть, которая по карточке настольщика, аля у...
Nikolja1990 написал 19 минут назад к статье Обзор игры «Плотина»: # Ну хорошо. Давайте разъясню свою формулировку более подробно. Не секр...
Bimirina написала полчаса назад к статье Обзор игры «Плотина»: # Так вот где собака зарыта, сюрприз)) Тогда надо проанализировать игры,...
#СидимДома: Crowd Games запускает кампанию по играм с одиночным режимом.
На сайте Crowd Games скидка 20 % на все игры с соло-режимом! 
Обзорная башня [31.03.2020]
В этом выпуске: обзоры игр «Повелители Бездны», «Такеноко», «Покорение Марса» и ...
Настольные премии мира. Март 2020
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за март 2...
С миру по нитке [27.03.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...
«Игрокарантин» на «Тесере»
Играйте на расстоянии! Руководство к действию и конкурс.

Ksedih

Обзор игры Prêt-à-Porter

16 марта 2020

Информация

добавить
игры Прет-а-Порте
персоны Игнаций Тшевичек
компании Portal Games
Дата: 16 марта 2020
Оценка пользователей
9.2666
-

Pret-a-Porte — игра, примечательная для меня двумя пунктами. Первый: про неё в своё время много рассказывал Slim_Slam_Snaga, хвалил и даже обзор написал восемь лет назад, здесь, на «Тесере», на вторую тогда ещё редакцию (читать здесь). Второй пункт: настолка с совсем необычной тематикой, а именно про дома моды, которые отшивают коллекции одежды и возят их на показы, чтобы получить побольше наград и, следовательно, продать подороже.

 

Больше всего к пробе игры склонили лестные комментарии SSS и третья редакция игры. «Третья» в названии обычно косвенно означает, что под крышкой скрывается что-то как минимум неплохое и проработанное. Так что поводов пройти мимо вообще нет. А ещё её автор Игнаций Тшевичек. Комбо? Кажется, да. Было решено во что бы то ни стало основательно поиграть в коробку и выдать вердикт польской настолке.

 

 

О чём это?

 

Каждый игрок становится главой одного из модных домов и на протяжении игрового года, то есть двенадцати раундов-месяцев, старается привести его к успеху. Выражается это в победных очках и наличности, накапливающихся к финалу партии. Заниматься придётся закупкой тканей, разработкой новых дизайнов одежды, наймом персонала, покупкой помещений, контрактами со специалистами и прочей бухгалтерией, в итоге приводящими к закономерному финалу — богатству и успеху (в большей или меньшей степени).

 

Причём, что совсем неочевидно и незаметно невооружённым глазом, игра не просто какое-то там очередное евро, а чуть ли не экономический симулятор, о чём удаётся узнать, лишь сыграв лично. Об этом мы тоже поговорим ниже. Редко удаётся встретить настолки подобного типа, да ещё и играбельные. Первое, что лично мне приходит в голову — это «Энергосеть», где игроки так же управляют своими финансами, вкладывая их в закупку сырья и постройку новых станций и подключая всё новые и новые жилые области к своей энергосети. Эдакая микроэкономика в настолке. Или знаменитая Food Chain Magnate. Подобный жанр весьма (а иногда не очень, но довольно уловимо) отличается от обычного евро. Понимаю, что стоило бы его как-то более конкретно определить, ведь для многих это просто евро, но сейчас пока опустим это разделение и перейдём к Pret-a-Porte.

 

 

Что в коробке?

 

Наполнение сочное. В плане качества даже самый заядлый искатель заусенцев на жетонах сможет прикопаться разве что к крышке коробки, которая даже на мой взгляд хлипковата. Отчасти потому, что сама начинка довольно тяжёлая и на её фоне крышка кажется тонкой что ли. А, может быть, и правда потому, что она тоньше обычного.

 

Во-первых, бросается в глаза органайзер: он пластиковый, двухуровневый, с отделениями под каждый отдельный тип компонентов. И, кроме того, на дне отделений есть обозначения, что куда класть. Модно, в общем; и удобно — вот такие органайзеры я ещё со времён Small World-а одобряю, лёгкие и полезные по-умолчанию.

 

 

Во-вторых, в коробке лежит благодарственный листочек за поддержку игры на Kicksarter-е. Это забавно, и немного, наверное, грустно для обладателей версии с этой краудфандинговой площадки. Не знаю, какие были эксклюзивы в их версии, но хорошего органайзера и десяти промо-карточек со стилями одежды в моей русской коробке мне более чем достаточно.

 

Промо-карточки

 

В-третьих, всё остальное. Игровое поле, на котором располагаются стандартный трек очков, маркер раундов и слоты под выкладывание всех карточек, задействованных в игре:

 

 

 

Карточки стилей одежды, зданий, помощников и контрактов в количестве ~140 штук:

 

 

Деревяшки-маркеры игроков и ресурсов-тканей:

 

 

 

Планшеты игроков:

 

 

Куча всевозможных жетонов:

 

 

 

И самое, по мне, приятное — толстые картонные тайлы денежек в виде пластиковых карт:

 

 

Я очень люблю бумажные деньги в настолках, которые почему-то многие не переваривают. Ну, это те, которые как в «Монополии». Такие ещё в той же «Энергосети» встречались и в Coal Baron, например. Повсеместные монетки меня радуют куда меньше: есть в бумажных деньгах какая-то настоящесть и приятная шуршавость для руки. Но «пластиковые» карточки в Pret-a-Porte оказались настолько крутыми, что смогли пошатнуть эту любовь. Их также очень приятно получать, разменивать и вообще совершать с ними всяческие операции. Зачётные жетончики, в общем; и не такие мелкие, как какие-нибудь обыкновенные монетки, а толстенькие и прямоугольно-крупные.

 

Как в это играть?

 

У игрока есть планшет, который нужен по большей части для удобства, начальный капитал в 40 единиц денежек и пара карт эскизов. С этим богатством он должен вывести свой дом моды в лидеры индустрии. Для этого используются обычные три деревянных диска действий. Их каждый раунд игроки по очереди отправляют на игровое поле, чтобы занять какой-то слот-действие, в результате чего каждый выполнит по три действия за раунд.

 

 

Стандартно занимаются выгодные местечки и создаётся толкотня-конкуренция. Сразу нюанс, бросившийся в глаза с первых партий: слотов для дисков действий в игре на двоих и троих игроков одинаковое количество, в результате чего конкуренции в дуэлях заметно меньше. Поэтому лично советую играть ОТ троих человек, тогда начинается самая жара, вдвоём же игроки чувствуют себя куда как вольготнее.

 

Так вот, действия в Pret-a-Porte вроде как стандартные, как и в других евро: получить ресурсы (ткани) для пошива одежды, получить карточки эскизы одежды, нанять персонал / построить здания / заключить контракты. Всё это — наращивание мощи своей компании. Заключается оно обычно в получении каких-то бонусов при определённых действиях. Но есть одно большое отличие от остальных подобных настолок, кроющееся в механике получения очков и очерёдности раундов.

 

 

Каждые два раунда происходит закупка / получение игроками всяких условных «ресурсов», а вот каждый третий раунд — это так называемый показ мод. Именно в 3-м, 6-м, 9-м и 12-м раундах мы будем не только получать очки, но и деньги, на которые закупается всё остальное. То есть на каждые два раунда у нас есть очень ограниченный бюджет, который необходимо грамотно распределить, чтобы дожить до третьего раунда. И вот когда мы дожили, то начинаем молиться, чтобы коллекция нашей одежды оказалась лучше, чем у других игроков, ведь тот, кто покажет лучший результат, заслужит больше медалек и, следовательно, выгоднее продаст свою одежду.

 

Из вышесказанного можно было бы предположить, что в Pret-a-Porte есть проблема «снежного кома», когда доминирующий игрок за счёт одной эффективной продажи станет набирать и дальше обороты с каждым раундом, оставляя позади неудачников. Но это не совсем так. Во-первых, грамотные игроки не дадут оторваться соперникам далеко, а во-вторых, в игре есть офигенная механика кредитов и ссуд.

 

 

Вы же хотите показать лучшие модели платьев? Хотите. Вот только денег на лучшее обычно нужно столько, что… больше, чем на плохое. Поэтому можно взять кредитик, а потом ещё один… Ну, да, придётся выплачивать проценты, но и руки у вас развязываются — покупка более дорогих тканей, найм дорогих сотрудников и аренда зданий окупится… должна окупиться. Система кредитования в игре очень прикольная и классно поддерживает экономическую модель.

 

Сами показы проходят по интересной системе: есть четыре категории, в которых соревнуются наряды — качество, тренды, количество и разрекламированность. Награду можно получить в одной или нескольких из этих категорий, причём от показа к показу приоритеты могут сильно меняться (условия задаются специальными плашками). Солидная часть игры строится на понимании игроками того, за что нужно бороться на данном отрезке партии и какими способами. То есть игра хоть по большей части про тактику; но небольшое место стратегическим планам в ней тоже присутствует.

 

 

Чем качественнее ткани закупает игрок, тем выше шанс получить соответствующий приз, чем больше вкладывается в пиар через специальных сотрудников, тем… ну, вы поняли. И отдавать чему-то приоритет нужно в зависимости от того, какой показ намечен ближайшим, а до какого ещё ждать и ждать.

 

Спустя двенадцать раундов (четыре выставки), игроки подсчитывают собранные победные очки и добавляют к ним накопленные финансы. Победителем становится самый многоденежноочковый.

 

 

Впечатления

 

Опыт игры в Pret-a-Porte оказался для меня весьма оригинальным, а я повидал немало настолочек. Конечно, я не могу сказать, что эта коробка что-то из ряда вон выходящее, однако то, что она очень самобытна, это подтвердить могу смело. Во-первых, экономика тут чрезвычайно порадовала. Доселе, мне кажется, не встречал подобного: «Тратим последние копейки пару раундов и выплачиваем сотрудникам зарплату, беря ссуду в банке, чтобы потом заработать скопом кучу денег, которые раздадим по долгам и будем тратить в следующие два раунда, опять-таки до копейки и даже кредитик новый возьмём». Эта настоящая живая система финансов ощущается по-особенному в игре.

 

Экономика, пожалуй, и есть самая привлекательная часть игры. В игре приходится сталкиваться с суровой действительностью, а не как в обычных евро, где вы меняете красное на белое, которое берётся ниоткуда и превращается в ПО. И даже не как в кризисных настолках, когда вам чего-то жёстко не хватает: в Pret-a-Porte у вас есть стартовый капитал, который необходимо распределить и вложить максимально эффективным способом, дабы впоследствии (не сразу) получить хоть какой-то профит. И так на протяжении четырёх итераций, со всё возрастающим выхлопом (в идеале). Наращивать мощь своей компании дело приятное и, что важно, увлекательное.

 

 

Тут же могу отметить минус для некоторых игроков. Так как настолка являет собой, в некотором смысле, симулятор производственной компании, на стратегические подсчёты и бухгалтерию отводится приличное количество времени, и это должно вас увлекать. Здесь, конечно, не сухие цифры, а очень даже в игровой форме подано, но всё равно, сидя за подсчётами зарплат своих сотрудников на следующий месяц, чувствуешь себя настоящим управляющим с его проблемами свести дебет с кредитом. Лично я не встретил в своей компании тех, кого это оттолкнуло (хотя теоретически очень даже могло), но моё дело предупредить.

 

 

Что ещё прикольного? Найм полезнейших сотрудников и покупка зданий. Затраты на эти цели постепенно складываются в солидные суммы, но тот выхлоп, который они дают в итоге, радует душу, и ты прямо чуть ли не каждый раунд ощущаешь приносимую активами пользу. Очень приятное ощущение. Особенно когда какая-нибудь нанятая топ-модель приносит тебе на конкурсе победу в своей категории — это ПО, это прибыль, это кайф. Странно такое говорить про настольную игру, но прямо смахиваешь пот со лба и радуешься, подсчитывая заработанные денежки, ощущая, что это сделал ты сам, правильно проинвестировав, сделал верные вложение в сотрудников, обогнав соперников на поворотах.

 

 

Элемент соревнования на показах мод тоже ощущается очень напряжённым. Казалось бы, что тут такого — ну, сравниваются показатели платьев коллекции каждого игрока друг с другом, число с числом, у кого больше, тот и молодец. Но вот чтобы превзойти соперника на единичку в одном из четырёх параметров (качество, количество, реклама, тренд), приходится лезть из шкуры вон. И — самый главный пункт — награды солидные, а получают их только первые места практически; ну, немножечко перепадает вторым. Конкуренция прямо на грани.

 

 

Дух соревнования силён, однако, давайте отмечу тут и минус. Если сталкиваются несколько игроков, готовых биться до последнего вздоха, у них есть все возможности для точных расчётов на весь раунд, в результате чего залипать они могут надолго. Честно, время партии порой подзатягивается, и игра старается выжать вас как лимон. Но большое «но» заключается в том, что это затягивание, как в случае с какой-нибудь Through the Ages, окупается. Нет, вы не строите эпическое государство, но строите свою маленькую экономическую империю, созданную собственными руками. В масштабах всего одной компании, с достижениями всего на нескольких показах мод (читай, в нескольких раундах), но пройденный путь и полученные награды (в виде прибыли) вы ощутите как нечто по-настоящему заслуженное. Приятное чувство.

 

 

В целом, обычная евроигра Pret-a-Porte подарила мне, как игроку, действительно новые ощущения, неведомые для других настолок. Маленькие уникальные механики: зарплаты своим сотрудникам / оплата содержания зданий, заставляющие вас подумать прежде, чем покупать полезные карты — здесь нельзя скупать всё полезное, что душе угодно; нужно думать, окупятся ли оплачиваемые каждый ход нужные приобретения. Кредиты с ссудами вообще показались гениальными. Вам всегда не хватает денег на «всё самое крутое», поэтому стоит задуматься о получении финансирования, но стоит ли итоговая расплата того… тут нужно думать. Количество денег и действий ограничены, правильное балансирование того и другого относительно друг друга является главным вопросом для игроков.

 

 

В общем, в Pret-a-Porte вы не только строите свой движок-компанию, но и пытаетесь сделать её прибыльной, а не убыточной. И когда это удаётся, очков эдак на 300 с лишним — ух! В общем, впечатления от этой евро-коробки у меня самые положительные и, что самое главное, освежающие для меня жанр. И тут, наверное, пришло время поговорить об этом самом жанре. Я назвал его экономическим, к которому отнёс во вступлении «Энергосеть» и Food Chain Magnate. Чем же он отличается от простого евро? Наверное, правильно выстроенной экономической моделью или чем-то таким же умным, но так как я не экономист и что это такое, представляю слабо, то дам определение простого настольщика.

 

 

Итак, в каждой подобной игре — и в Pret-a-Porte, в частности — вы, в отличие от обычных евро-коробок, не только строите свой движок или перегоняете одни ресурсы в другие, а потом в победные очки, но и стараетесь обеспечить этот самый движок «смазочным материалом», назовём это так. Тут как бы два уровня настройки: игроки обязаны не просто выбирать путь развития и подлаживать под него отдельные детали (карты, например), способные приносить тем или иным способом ПО, но также нужно понимать, что карты работать не будут, если не обеспечить их достаточным игровым ресурсом (хотя в любой экономической игре подобного толка ресурс один — деньги). Вот и здесь рабочие требуют зарплату, кредиты — выплаты по процентам, и решения, стоит ли нанимать первых и брать вторые, целиком лежат на игроке.

 

 

Итого

 

Pret-a-Porte — очень напряжённая коробка-симулятор бизнеса, где игрок постоянно считает расходы и предполагаемые доходы, за которые придётся бороться с противниками. Бухгалтеры и любители экономических стратегий игру оценят. Здесь всё время присутствует плотное взаимодействие на уровне наблюдения друг за другом и попытках обойти на поворотах: «Он вырывается в трендах, а я пошью качественнее, а потом за счёт своей специализации на штанах вырвусь вперёд и по трендам».

 

Тема хорошо работает — нет ни отторжения, ни каких-то вопросов к логике, всё чётко и по делу вплетено в канву механик настолки. Игнаций хорош, что тут ещё сказать. Умеет делать оригинальные игры. Не сложные, не заумные, в самый раз.

 

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
margarita45454 написала 7 дней назад: # скрыть ответы
вопрос

Здравствуйте, очень классный обзор получился. Благодарю. а как на двоих играется?

Ksedih написал 7 дней назад: #

На двоих три партии отыграл и понравилось меньше всего таким составом. Никаких костылей и всё играбельно, однако, дефицит слотов под диски ощущается гораздо меньше. В игре большим составом вам может не достатся какое-то действие в принципе, так как его займут другие игроки. Вдвоём же практически всегда всё доступно, именно этой вольготностью не понравилось.

BioWolf написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Большое спасибо за ваш обзор!! В итоге купил игру, внешне выглядит просто бесподобно)) ну на вкус и цвет конечно.. но мне очень понравилось как она выглядит, сыграли пробную партию, долго получилось, какие то моменты из правил вообще дошли только после n-го прочтения)) вообще было очень трудно врубиться как двигается этот жетон по календарю))))

Ksedih написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Да, партии у игры долгие. А вот оформление... действительно на вкус и цвет. Сначала кажется аляповатым, но потом быстро "присматриваешься" и всё кажется довольно приятным. Но, по мне, всё равно, не для всех.

BioWolf написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Я искал какую то игру по типу создания бизнеса, развития кампании - крутая понятно Фудчейн магнат но она на англ.. держу кулачки за переиздание ее в обновленной версии и возможную локализацию в будущем, Энергосеть очень древняя и тема жене вообще никак, Остров динозавров - хорошая игра, но немного закос в науку с этими ДНК и исследованиями)) а больше такого плана что то и не припомню, ну Монополия разве что - да, тоже катит и деньги есть и кредиты и улучшаешь здания.. но слишком много в ней но))) так что вот по этому еще Прет а порте получил сверху чуть больше восторга от меня))

Ksedih написал 8 дней назад: #

>>> Я искал какую то игру по типу создания бизнеса, развития кампании.

Тогда тут 100%-ное попадание. Одно но - жене может не зайти, подсчётов и математики много, часто девушки такое не любят (не все, но многие).

Daniellll написал 10 дней назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор. Интересно.

Ksedih написал 9 дней назад: #

Стараемси писать потихоньку, заходите.

Slim_Slam_Snaga написал 14 дней назад: # скрыть ответы
а вот и SSS

Обзор я тоже пишу, с акцентом на геймплей (и он не шеймплей, замечу вскользь).

Играли пару раз, хочу проверить на практике одну теорию, а потом уже сделать финальные выводы.

Что в плюсе:
- она осталась олдовой игрой в хорошем смысле слова: много расчетов, брейншторма, вытягивает соки;
- оформление стало в разы лучше, органайзер просто огонь;
- тема необычная и она все также на месте, причем не тряпочки на первом месте, а развитие компании

Что в минусе:
- расчеты, их очень много и калькулятор не будет лишним;
- оформление: несмотря на буйство красок карточки контрактов, персонала и зданий остались безликими, эту игру ты не будешь разглядывать, а жаль;
- скоринг: теперь деньги дают ПО по курсу 1:1 и суммарный счет будет состоять на 2/3 из денег с последнего показа, это странно;
- правила стали лучше (теперь FAQ на 16 страниц не нужен), но много неясностей;
- баланс: наличие таких зданий как Инвестиционный фонд позволяет тупо вкладывать всё в деньги, проигрывая большинство номинаций; можно ли обойтись без показов вовсе я как раз и хочу проверить (предварительно да)

Как резюме - мне она больше понравилась, чем Ангел.

Slim_Slam_Snaga написал 14 дней назад: #

Да, отмечу, что Звезда провела отличную работу с локализацией, добавим атмосферности и тематичности (в названиях некоторых карт)

Ksedih написал 14 дней назад: # скрыть ответы

>>> правила стали лучше (теперь FAQ на 16 страниц не нужен), но много неясностей

А какие неясности есть? У нас за все партии один раз вопрос возник, но правилами разрешился.

Slim_Slam_Snaga написал 13 дней назад: # скрыть ответы

есть непонятки с получением бонусных жетонов престижа (от эффектов), непонятно как разрешаются ничьи, когда у обоих игроков есть эффекты преимущества и тэдэ

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

А ещё была прекрасная ситуация, когда какая-то карта позволяла купить зелёные нитки бесплатно, причем бесконечное количество:)

Ksedih написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Неа, такого быть не может. Нитки всегда стоят минимум 1, об этом есть пункт в правилах.

igelkott написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Ок. Мы играли на Игроконе, очень скомкано было, нам сказали, что на бгг люди спорили, то ли считать это бесконечным запасом зеленых ниток, то ли возможностью сгрести все из запаса и создать дефицит.

Slim_Slam_Snaga написал 13 дней назад: #

в правилах четко написано, что цена не может быть меньше 1 кредита, но ошибка очень частая

Alxndr1978 написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Спасибо, заинтересовало попробовать при случае

Slim_Slam_Snaga написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Как Энергосеть в плане подсчетов, тебе понравится.

Отмечу еще один минус - игроки соревнуются в нескольких категориях, это количество, качество, тренд коллекции и хайп вокруг нее (PR). Так вот, жетоны качества, тренда и пиара ты получаешь в строго определенных местах и потом просто сбрасываешь. Качество связано с закупкой материалов, тренд иногда (!) связан с направлением компании, PR просто гейнишь с карт или action fields. Для 2020 так себе решение, могло быть интереснее

Alxndr1978 написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Ну это частности; в целом геймплей издалека очень симпатично выглядит. А может, это задел под будущие дополнения, учитывая тренды последних лет ;-)

Ksedih написал 13 дней назад: # скрыть ответы

Тренды трендами, но от данной настолки прямо веет олдскулом, сразу видно из каких годов ноги растут, так что вряд ли задел.

igelkott написал 13 дней назад: #

Вот да, это удивило. Вообще понравилось новое оформление, но почему-то все равно веет от него соцлагерем, да и в целом, миром, где не ступала нога МакКуина и Ямамото.

Ksedih написал 14 дней назад: # скрыть ответы

Пробовать стоит, брать по результатам. Только стоит учесть, что она из-за расчётов довольно долгая получаеся.

Alxndr1978 написал 13 дней назад: #

Расчеты не проблема, засада в том, что игры странным образом ни в одной из моих ячеек нету, тема что ли всех отпугивает. Впору купить на попробовать ) Спасибо за отчет, как всегда 11 из 10