-AdRiver-
Desert_witch написал 10 минут назад к игре Brass. Бирмингем: # >а так по факту то что дисбалансно для всех игроков в равной степени -...
TakeProfit написал 18 минут назад к игре Brass. Бирмингем: # Этот "высокоинтеллектуальный" комментарий, в принципе, объясняет, поче...
teallite написал час назад к игре Pax Pamir. Большая игра: # Возможно, что у Афраганистана меньше патриотов, но больше трофеев. Как...
teallite написал час назад к игре Pax Pamir. Большая игра: # Это оставлено на усмотрение игроков. Можете играть как с закрытой, так...
EkaterinaMal написал час назад к игре Пандемия: на грани: # Добрый день. Подскажите, пожалуйста, когда играем в оба дополнения (л...
С миру по нитке [21.01.2022]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки: «Перекат...
Русский народный топ 2022 / Голосование
Голосуем за 10 своих самых любимых игр!
Голосуем кошельком [20.01.2022]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Предзаказ на игру «Маги леса»
Издательство настольных игр Cosmodrome Games запустило предзаказ на игру «Маги л...
С миру по нитке [19.01.2022]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» при...

Misha_Mikheev

«Забытые моря». Первые впечатления

09 марта 2021

Информация

добавить
игры Забытые моря
персоны Айзек Вега
компании Crowd Games
Plaid Hat Games
Дата: 09 марта 2021
Оценка пользователей
8.3345
-

Совсем недавно удалось опробовать новинку — «Забытые моря» (Forgotten Waters), и сразу полным составом.

 

 

 

Коробка прям красивая, услада взгляда.

 

 

Кратко: в своей нише просто огонь, из 7 человек играющих и 8-го меня понравилось вроде бы каждому.

 

Ссылка на страницу локализации, там куча инфы: https://www.crowdgames.ru/collection/forgotten-waters.

 

 

Но давайте сначала определим, что же за ниша у этой игры

 

 

Я бы сказал так, что когда речь идёт о большой компании, это:

  • Наполовину патигейм — игра осознанно, специально генерит уйму смешных моментов. Такие прозвища как «Пошлый...», «Сладкий...» прилипают к человеку мгновенно. Игроку, оказавшемуся в роли боцмана, сам бог велел каждую вторую фразу начинать с басовитого «Я люблю тебя, юнга!». И так далее, хотя в каждой компании, а то и в каждом заплыве шутейки окажутся своими.
  • Наполовину игра-приключение. Нормальное количество художественного текста. «Нормальное» не в значении «его много», а в значении «хорошо сбалансированное». С одной стороны, каждый игровой раунд каждый или почти каждый из 7 человек что-то читает — вроде бы даунтайм. С другой стороны, это и смешно послушать, и на тебя иногда влияет — опять же проще внимание не терять. Плюс, меняющийся порядок отыгрыша хода тоже держит в тонусе.
    А ещё тут сюжет и кусочки истории, которые хочется разузнать.
  • И на последнюю половину это неплохая игра с богатым набором несложных механик. Это крутое сочетание — уже после первого раунда все въехали в идею целиком. Ещё через несколько раундов все окончательно въехали в детали — типа навыков, их проверок и т. п. И в то же самое время это не «кинь-двинь» — есть чем заняться.

При игре по особым правилам, соло или вдвоём, впечатления будут отличаться. Первый пункт уйдёт в сторону, второй, мне кажется, будет проявляться ярче.

 

Теперь давайте я расскажу об игровом процессе, а потом — о впечатлениях от него.

 

 

Игровой процесс

 

 

Завязка и цель игры: игроки — руководители высшего звена на пиратском корабле (боцман, канонир и т. д., но не капитан). Под командой сюжетного капитана наш корабль бороздит <неизведанные воды> на <краю мира> в поисках <цели сценария>. По ходу дела происходит множество встреч и событий, которые часто требуют потратить или позволяют пополнить ресурсы — такие как крепкость корпуса, численность команды, припасы.

 

Если какой-то ресурс закончился по ходу плавания — все проиграли.

 

Поэтому по ходу выбора действий каждый игровой раунд стоит искать баланс между тем, что полезно лично тебе (потому что у тебя есть собственные интересы), и тем, что позволит не проиграть вашей команде целиком.

 

 

Подготовка к партии. Потребуется выложить «стратегическое» поле — положение вашего корабля, цели плавания и известные на начало сценария географические знания.

 

Например, в учебном сценарии мы знаем, где находится покрытый облаками и туманом край океана, интересующий нас остров около него, мешающие плаванию скальные гряды и местоположение преследующего нас флота. Стартовая раскладка доступна в приложении (о нём ниже) по кнопке «Подготовка к игре».

 

 

 

Скриншот раздела «Подготовка поля» из приложения.

 

 

 

Подготовленное поле. Розовое слева — цель задания. Корабль сверху — наш. Корабль совсем справа — от него надо держаться подальше. Поставил его на подставку для пущего эффекта, предполагалось, что это просто тайл.

 

 

Разумеется, по ходу дела корабль будет двигаться, а карта — насыщаться тайлами.

 

Располагаем книгу локаций — на ней будет происходить основной движ по ходу игры.

 

 

 

Фото разворота книги локаций. Слева — иллюстрация места, где мы находимся. Справа — чем там можно заняться.

 

 

Раскладываем-достаём родной органайзер с жетонами и картами. Красивый, круто, что он есть.

 

 

 

Карты сокровищ, жетоны переброса, жетоны неудачи, спецжетоны, колода «артефактов».

 

 

Выдаём каждому игроку по досье его персонажа, просим заполнить элементы биографии и придумать имя. Имя можно определить по кубику, авторы предусмотрели нормальный такой вариант генерации смешных имён.

 

 

 

Правая часть тут — это обложка, досье складывается по типу книжки. Сверху — «созвездие». Заполнение его точками приближает нас к персональной победе. Внизу — навыки, их получение в тех клеточках, где звездочки, — основной способ заполнять точками созвездие.

 

 

Досье мне показалось классным элементом. Сразу несколько целей достигается его наличием. У каждого персонажа есть некая предыстория — глубже погружение и проще чуть-чуть отыгрывать для пущего веселья. Специализации персонажа будет влиять на игровой процесс. Цель! В заполнении созвездия на обложке досье состоит цель каждого игрока, и её наличие влияет как на игровой процесс, так и на завершение партии — в зависимости от успешности каждого пирата ожидает тот или иной конец истории.

 

Я уже сказал, что в игре нет двух одинаковых досье? Каждое уникально. Очевидно, они одноразовые.

 

Кроме досье, игрок получает фигурку своего персонажа и соответствующего цвета кубик.

 

 

 

Кубики на удивление симпатичные.

 

 

Наконец, у нас есть целая куча планшетов для учёта ресурсов. Этот момент мне тоже понравился: учёт ресурса — тривиальная задача, но когда у каждого есть своя небольшая зона ответственности, это способствует вовлечению людей и контактам между друг другом.

 

 

 

Дело найдётся для каждого. Шестерым достанется по планшету, а одному — ведение корабельного журнала.

 

 

Запускаем приложение. Оно веб-, доступно тут: https://fw-staging.plaidhatgames.com/. Без приложения никак, и оно хорошо сделано, детали ниже в описании впечатлений.

 

 

 

Приложение доступно на русском языке.

 

 

Ход игры

 

 

Приложение говорит нам номер страницы книги локаций. В самый первый раз это происходит в конце мастера «Подготовка к игре».

 

На этой странице книги локаций проходят основные события раунда.

 

Здесь мы видим красочную иллюстрацию того, где мы оказались в данный момент времени. Спокойное море, шторм, таинственный остров?

 

 

 

Пример нескольких иллюстраций.

 

 

Как вы понимаете, морем разных оттенков дело не ограничивается, вы можете оказаться в любом месте, которое хоть немного относится к пиратской тематике 😊.

 

На иллюстрации мы можем обнаружить некоторые детали раунда — например, как отсчитывать «здоровье» вражеского корабля, с которым сражаемся в этом раунде.

 

А на второй странице разворота — список доступных действий. 

 

 

 

Тут важно, что правильно будет видеть названия действий, но не их описание, поэтому я советую сразу после открытия нужного разворота закрывать описание действий, здесь я так и поступил.

 

 

На BGG даже есть шаблон «красивой закрывашки» этих действий 😊:

https://boardgamegeek.com/filepage/199148/stylish-location-action-text-cover-sheet.

 

 

 

А в комментариях к оригиналу есть фото ещё более стильных картинок.

 

 

Круто, что набор действий в разных локациях сильно различается.

 

 

 

Для примера действия с трёх разных локаций.

 

 

Задача игроков — за ограниченное время поставить фигурки своих пиратов на строки действий.

 

 

 

Вот так.

 

 

40 секунд — именно столько начинает отсчитывать приложение при нажатии соответствующей кнопки. Игрокам надо посоветоваться и в порядке «увожения» (на шкале квартирмейстера) выбрать себе действие.

 

Хорошо быть в начале — выбор действий богатый. Так как часть действий могут быть выполнены только одним игроком — ходящие не первым могут не смочь выбрать важное для них действие.

 

А ещё действия бывают обязательными — если их не выбрал кто-то из первых, то их обязаны выбрать последние игроки. Это очень реалистично 😊, но хороший вопрос, смогут ли игроки выбираться со дна социальной лестницы, единожды попав туда?

 

После того как выбор действий состоялся — действия отыгрываются. Некоторые из них связаны с повышением навыка, его проверкой (кубиком). Некоторые — с получением ресурсов. Некоторые — с потерей 😊 или обменом вида «две единицы припасов на заряженную пушку», или «корпус и припасы на передвижение корабля по карте». Некоторые более уникальны — «своруй сокровище у другого игрока», «закопай сокровище за бонус». Некоторые из этих действий простые и полностью описаны на странице, а некоторые потребуют зачитать текст события из приложения.

 

После отыгрыша последнего действия мы обычно видим указание на следующий раздел приложения (цифру), где узнаем, что происходит дальше. Обычно корабль уплывает в следующую локацию — вбиваем её номер в приложение, читаем немного текста и получаем указание на соответствующую страницу книги локаций.

 

 

 

Пример текста из приложения. Спойлер сверху обрезал специально.

 

 

Ну, а теперь Goto 10, и мы повторяем этот процесс, пока приложение на напишет: «Вы успешно завершили сценарий!».

 

Пару слов скажу про планшеты\игровые обязанности.

 

 

 

Вперёдсмотрящий помнит, какая цель, меняет её, когда пришло время. А также контролирует «уровень угрозы».

 

 

 

Шкипер следит за припасами. Тут всё просто.

 

 

 

Старпом следит за двумя счётчиками. Голова матроса отсчитывает «численность команды», а «сабли» — насколько команда недовольна. Лучше бы эти счётчики не встретились. А ещё обратите внимание на «рот» жетона матроса — это окошко, в котором мы видим цифру «голода», именно столько припасов команда периодически будет съедать.

 

 

 

Боцман следит за «здоровьем» корабля.

 

 

 

У квартирмейстера очень важная задача — отслеживать иерархию. Кто слева — ходит раньше. Социальная лестница очень активна, наши персонажи непрерывно будут набирать и терять очки.

 

 

 

Канонир следит за орудиями (внизу) — дают существенный бонус к проверкам на стрельбу по другим кораблям. А штурвалы выше — универсальные счётчики чего-то. Когда-то — силы ветра, а когда-то — здоровья кракена. Вернее, Кракена.

 

 

 

Наконец, писарь ведёт корабельный журнал. Это и условные события, и особые сюжетные цепочки (см. правую колонку). По поводу условных событий: иногда приложение будет спрашивать что-то вроде «есть ли у вас запись «Магический огонёк» в журнале», — от ответа будет зависеть, что вам покажут дальше. Или будет командовать «внесите в журнал запись «Магический огонёк».
Кстати, не стоит называть корабль «Беда»...

 

 

Круто, что каждому будет чем заняться даже при игре максимальным составом. Круто, что даже в соло не будет проблемой следить за всем.

 

Завершение игры

 

У игры есть ярко выраженное завершение (в случае победы). Даже два, можно сказать — одно общее. Мы победили, наш капитан привёл корабль к _своей_ цели, мы что-то узнаём про завершение сюжета.

 

А ещё у каждого персонажа есть свой эпилог, на последней странице его досье. Даже несколько — в зависимости от «заполненности созвездия». И если тебе не удавалось ходить на выгодные тебе действия, ты медленно прокачивался и, как следствие, медленно заполнял созвездие — эпилог этот вряд ли будет радостным.

 

Ну, а если ты шёл по головам, делал то, что выгодно тебе, — а прочие неудачники обеспечили таки, что корабль не развалился посреди океана, команда не взбунтовалась и враги не догнали, — то твоя концовка окажется концовкой успешного человека.

 

 

Теперь по впечатлениям от разных областей

 

 

Игровой процесс: бодро, смешно. Компания может отвлечься на телефон, но при хоть небольшой 😊 заинтересованности игра держит внимание.

 

Поле с кораблём красиво иллюстрирует «стратегический» уровень. Мне кажется, это очень важный игровой компонент для погружения в атмосферу, хотя взаимодействуем с ним 1 % времени игры.

 

Книга с локациями красиво и удобно (!) обеспечивает разнообразие игровых раундов за счёт того, что набор действий в каждой локации отличается.

 

Этап выбора действий с 40-секундным таймером создаёт правильное ощущение ограничения. Команда вынуждена быстренько обсудить, кому что оптимальнее делать, чтоб все не проиграли.

 

Отыгрыш действий занимает немало времени, но тут неплохой баланс текста, бросков и перебросов кубика и взаимодействия. Например, можно своровать у «товарища» особо полезное сокровище. Последний вариант взаимодействия скорее редкость, но это и в меру.

 

У игровой партии есть начало и конец. В начале мы создаём и зачитываем друг другу предысторию персонажей — это уже часть игры, уже тут смешно.

 

И очень важно, имхо, что тут есть конец. Есть куча хороших игр, где ты подвинул жетон на последнее поле, и ВСЁ. Партия закончилась. Даже если победой — то нет ощущения удовлетворения. Всё просто обрывается.

 

А здесь у тебя подсчёт личного результата каждого персонажа и окончание его истории, — это создаёт приятный такой эпилог. Конкретно у нас мы успешно прошли рекомендуемый сценарий, достигли цели. А в эпилоге «все умерли», личных целей, так получилось, не достиг никто. Но это «тоже результат», и факт его наличия украшает игру.

 

 

Приложение: очень важный компонент. Отмечу несколько моментов.

 

Это веб-приложение, одинаково работающее на любом устройстве. Это хорошо. Доступно даже офлайн, штатными способами (не проверял, но так обещают).

 

На BGG прочел FAQ (https://boardgamegeek.com/thread/2391444/forgotten-waters-faq), где авторы декларируют свою позицию про приложение:

  • мы будем его дорабатывать, добавлять сценарии (кстати, интересно было бы узнать позицию локализатора на тему новых сценариев);
  • мы посмотрим на спрос и при его наличии подумаем над тем, чтобы дать сообществу возможность добавлять туда свои сценарии;
  • мы обязуемся выложить приложение в opensource, когда и если мы перестанем продавать и поддерживать эту игру.

Это очень зрелый подход; когда над такими вещами в принципе задумываются, респект.

 

Жалко, что наши локализаторы пока не могут строить долгосрочные планы для того чтобы иметь возможность высказываться в таком ключе. Сделаю оговорку: это не претензия, это констатация факта.

 

Ну, и в нашей версии нет озвучки. У англоговорящих игроков же есть выбор — зачитывать текст самим или включить аудиодорожку в приложении, тогда текст будет зачитан актёром. Звучит круто 😊, попробуйте оценить, выбрав в приложении английский язык.

 

Мне кажется, что авторы нашли очень неплохой баланс между тем, какие части игрового процесса отдать приложению, а какие оставить нам с вами. Приложение заменяет много десятков карт (вспомните колоды контактов «Древнего ужаса», перекрестков «Мёртвого сезона»).

 

Когда делается выбор — не надо стараться «не читать, что от него зависит», потому что приложение не покажет того, что тебе не надо ещё видеть. Приложение даже фоновые звуки волн, порта или морского сражение обеспечит, это ещё +50 к атмосфере для многих из нас!

 

К слову говоря, я пользовался планшетом с блютус-колонкой. Планшет удобно было передавать друг другу, когда кто-то зачитывал текст своего события, а колонка обеспечивала достаточный уровень громкости, чтобы фоновые звуки были слышны в большом помещении с 8 громко разговаривающими людьми. Рекомендую.

 

И это ещё не всё. Приложение уже умеет обспечивать партии на «социальной дистанции». С его помощью можно организовать партию, когда прочие игроки находятся не рядом с владельцем коробки. Круто. Впрочем, надеюсь, нам с вами это уже не пригодится.

 

 

Компоненты: мне очень понравились. Поле, тайлы навигации, куча планшетов, жетончики, карты сокровищ и «артефактов». Мой любимый вариант «фигурок» — цветные картонки на подставках. И 3D, и цветные, и дёшево — лайк.

 

(Сделаю оговорку: с миньками и покрасом я знаком не понаслышке и всё равно считаю, что картонный вариант — самый отличный для «просто игры». Вспомните монстрятник той же «Мрачной гавани»).

 

Куча уникальных досье на пиратов и корабельный журнал — крутая тема. При взгляде на досье суровый голос в голове немедленно начинает произносить: «Характер скверный, не женат».

 

Есть нарекание: планшеты и поле у меня начали выгибаться — неаккуратно, да и жетонам проще соскользнуть. И немного опасаюсь, что запас досье иссякнет со временем… хотя все мы знаем, что редкая игра сохранит востребованность хотя бы на 10 партий…

 

Разумеется, досье доступны для допечатки, но комплектные — чуть цветные, на приятной бумаге, дома так я не распечатаю. Но это уже придирки.

 

 

 

 

 

Не хочется никого ругать, может, дело в сухом зимнем климате. Даже если так будет у всех — это ни разу не повод не брать игру 😊.

 

 

Правила: есть за что похвалить, есть за что поругать. Понравилась лаконичность, неплохая структурированность.

 

Не понравилась излишняя лаконичность. Например, не сразу понял, что присутствующий во многих действиях пункт «пиктограмма навыка +1» означает то, что персонаж поднимает этот навык.

 

 

 

Вот тут две последовательные операции: сначала увеличиваем навык охоты на +1, потом проводим проверку этого навыка, по кубику.

 

 

Также не сразу разобрались с «голодом», как функцией от «размера экипажа».

 

Мне кажется, побольше примеров бы не повредило. Вот в Eclipse хорошо было сделано, с примерами отыгрыша каждой фазы раунда и раунда целиком. Так что могу посоветовать посмотреть летсплеи или что-то типа того перед первой игрой. Сам я, разумеется, так не делал.

 

 

Коробка и хранение: круто, что есть родной и красивый органайзер для всех трёх массовых типов жетонов плюс обеих колод карт. Я так понял, что его добавили чуть ли не только в российской версии.

 

 

 

 

Минус — не хватает мешочка для тайлов навигации.

 

Остальное можно хранить и в зиплоках, ну а я выкинул картонный инлей и задействовал пяток треев от миплхауса.

 

 

 

Вот контейнер из левого нижнего угла заменю на мешочек.

 

 

Сверху отлично ложатся и планшеты, и поле, и правила, и всё остальное.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
wergg написал полгода назад: #

хороший обзор. Всё по-делу. У меня очучения такие же после игры. Разве что в моем понимании это не 50% патигейм и 50% приключение, а 80% патигейм и 20% на минимум механик и приключений. Игра на порофлить пару часов. Функция сохранения в тему, если бухло (запал) кончились, то сейвимся в середине и идем за добавкой (спать).

cataphract1991 написал полгода назад: # скрыть ответы

Не знаю что тут насчет рекламы, но игра это реально патигейм. Искать тут челленджа или еще чего-то подобного не стоит.
- Тексты написаны с юмором, не искрометным, но улыбнуться зачастую заставляют.
- Книга локаций интересное решение. Нечто вроде простого шаблона энкаунтера. На которое мясо наращивается приложением. Мне нравится больше чем в ОБ и СвС. Весь бой происходит на столе, и только в конце раунда приложение вгрузит новый худ. текст и введёт новые условия. То есть приложение больше замена книги сюжетов чем центральная ось геймплея.
- Очень короткие правила с просто и понятно описанными ситуациями. Все действия описаны в книге локаций, на каждой локации они свои, хотя зачастую они повторяются, то есть у каждой локации бывает максимум 1-2 уникальных действия.
- Мне не понравились разве что листки с личными данными пиратов. Как-то примитивно, хотелось бы более глубокую прокачку. И карточки победы как-то оторваны от сюжета.
- Из личного нытья - хотелось бы подольше покататься на кораблике, но к концу 1 сценария все были +/- спецами в основном навыке, а пушки были 3/4 уровня, так что продолжение сюжета было бы максимально бессмысленно.

Резюмируя - игра прям хороша если есть желание расслабить, послушать нехитрую веселую историю и покидать кубы(кстати тут каждому игроку дают свой личный кубик d12, вроде пустяк, но очень приятно). Это не ДУ про страдание, не Глум про тактику, и не остров духов про решение бессчетных мат. задач, это веселый филлер длиной в вечер.

StepStep написал полгода назад: # скрыть ответы

Да, похожие впечатления. Мы пока сыграли первую часть первого сценария. Лично для меня основной минус: думать в этой игре вообще не надо. Все решения сводятся к выбору одного из нескольких действий. И этот выбор обычно очевиден.
В остальном сплошные плюсы: атмосфера пиратского приключения передана отлично, текст качественно написан и хорошо переведен, шутейки забавные, иллюстрации очень красочные.
В общем, нам понравилось, но к этой игре нужно с правильным настроем подходить.

cataphract1991 написал полгода назад: #

Ну не совсем, есть аккуратная борьба за интересные ячейки =)
Всем нравятся сокговища и повышения правильных навыков. Так что иногда в ущерб общей тактики толпа набегает на интересующую их ячейку, а последние по инициативе вынуждены вставать на красное.
Также народ тратит припасы на всякое барахло для повышения инициативы и сокровищ. А потом приходится кормить команду) А в следующей клетке ты встречаешь противника без припасов...
Но для соревновательных коопов в принципе важно пилить с одной стороны общую победу, а с другой отжимать под себя ресурсы)

cowthulhu написал полгода назад: #

Какая потешная толерантная обложка.

RiveR написал полгода назад: #

Одна половина, вторая половина, а потом и последняя половина - вот так и получаются пресловутые 146%

Eldrich написал полгода назад: # скрыть ответы

игра сама себя не продаст, нужно больше рекламных обзоров!

Misha_Mikheev написал полгода назад: # скрыть ответы

я понял что вы намекаете на платный характер обзора.
а как быть тем кому игра просто понравилась? душить впечатления чтоб ни дай бог никто не заподозрил? :)))

Siar написал полгода назад: # скрыть ответы

Кстати, как отличить рекламный обзор от "просто понравилось" - хороший вопрос

kobetsvladislav написал полгода назад: #

Я думаю больше дела в эмоциях. Коммерческие обзоры, который пишутся по накатанной очень сухие.
Хотя и качественный коммерческий обзор может содержать эмоции: выудить нужную информацию и донести ее до соответствующего читателя (зрителя) - тоже очень сильная искренняя эмоция.

Misha_Mikheev написал полгода назад: #

ну тут можно позанудствовать - любой наш публичный пост это "реклама".
"мне понравилась эта игра [и тебе тоже понравится, покупай]" - чем не реклама?
скорее вопрос как отличить "бездушный текст за деньги" от "пышущего радугой и бабочками некоммерческого обзора" ;)