Nottingem написал 7 секунд назад к мысли на тему Бан на BGG: # Ну во первых, люди сами пришли на бгг, Завен напротив просли людей не ...
Santadir написал минуту назад к игре Гегемония: Классовая борьба: # ПО начисляются в фазе начисления ПО в конце раунда
Antorsom написал 7 минут назад к мысли на тему Топ опробованного за сентябрь-октябрь 2025: # В РМ ещё не играл, но хочу попробовать
Antorsom написал 8 минут назад к игре Империи: Классика: # у меня с кейфлауэром похожая история: только с 5 раза понравилась (мож...
Baffy написал 9 минут назад к игре Гегемония: Классовая борьба: # Если капиталисты картой "оффшорные компании" переводят свои деньги из ...
Идут сборы на Theocratia
Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини.
С миру по нитке [30.10.2025]
Россыпь новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Анонсы старино...
Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future
Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. 
Идут сборы на Netherwatch
Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ...
Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny
Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе.

Demenev

Игра Bestiarium. Дневник разработки, часть 2

06 апреля 2021

Информация

добавить
игры Bestiarium: битва чудищ
Дата: 06 апреля 2021
Оценка пользователей
5.8629
-

Всем привет! Меня зовут Иван, и я разрабатываю настольную игру. Это вторая статья из серии дневника разработки. В этой части я расскажу подробнее о геймплее игры и тонкостях игрового процесса.

 

(Ссылка на первую — ознакомительную — часть.)

 

Полное название игры «Bestiarium: битва чудищ».

 

В комментариях к предыдущей статье мою игру сравнивали с «Бестиарием Сигиллума». Я знаком с этой игрой, и действительно с ней можно найти параллели (карта из гексов, существа с уникальными навыками и открытые бои). Однако в механике игр отличий больше, чем совпадений.

 

 

Краткое описание игрового процесса

 

 

Цель игры — победить своих соперников. Для этого каждый игрок (от 2–6 участников) выбирает себе существо. Существа отличаются характеристиками и уникальной способностью. Действие игры происходит на симметричной карте, состоящей из гексов. Каждый игрок начинает со своего гекса — логова. Игровой процесс делится на 2 этапа.

 

 

Первый этап

 

 

На первом этапе игроки соперничают друг с другом, набирая очки — трофеи. Трофеи начисляются за убийства других игроков, контроль центрального гекса — деревни — и за сбор артефактов. Количество трофеев отслеживается с помощью жетонов. Как только первый игрок набрал нужное количество очков, начинается второй этап.

 

 

Второй этап

 

 

Игрок, первым набравший нужное количество трофеев, отправляется в своё логово и превращается в «Исполина».

 

Исполин — сильное существо с увеличенными характеристиками. (Игроку выдаётся карточка исполина взамен его карточки существа).

 

Остальные игроки объединяются против Исполина и должны убить его, чтобы получить совместную победу. Цель Исполина — занять деревню и удержать её в течении 3 ходов. Если Исполин удерживает деревню, то он побеждает. 

 

 

 

Схема карты.

 

 

Разбор карты

 

 

Я эксперементировал с разными форматами карты. Пробовал разные формы клеток и разное их положение. Сразу поставил себе несколько условий:

  1. Карта должна быть компактной, чтобы игра не слишком затягивалась (упор на динамику). Однако должно оставаться место для манёвров.
  2. Все игроки должны стартовать в равных условиях, вне зависимости от количества игроков.
  3. На карте не должно быть «пустых зон». Часто бои происходят в центре карты, а потенциал боковых клеток не использован.

В итоге я остановился на карте из гексов (которая сама похожа на гекс). Логова игроков расположены в углах и равноудалены друг от друга и от центра. Чтобы избежать пустых зон и добавить динамики на окраинах, я разместил порталы (синие гексы на схеме). Они позволяют избежать ситуации, когда лидирующий игрок слишком далеко, и ты просто не успеваешь добежать до него, чтобы помешать.

 

Стратегическое разнообразие также добавляют клетки «Святилищ». У данных гексов две функции. Во-первых, в них можно взять карточку событий. (Эти карточки могут дать временное усиление, инструмент или, наоборот, напакостить.) Во-вторых, в данных гексах случайным образом появляется артефакт, завладев которым, можно получить много очков.

 

Центральная клетка — деревня. Это стратегически важная точка, которая позволяет получать трофеи в начале каждого хода, а также лечить существо. Также эта конечная цель для Исполина.

 

 

Механика боя

 

 

Референсом для боя я выбрал две игры, это Armello и «Спартак: кровь и песок».

 

В свой ход существо может напасть на другое существо. Бой происходит с помощью кубиков. Характеристики существа (атака/защита) определяют количество кубиков, доступных для использования. Также на бой влияют способности существ и карточки событий.

 

 

 

В данном примере Василиск в свой ход решил напасть на Банши. У Василиска показатель атаки 4 — он кидает 4 кубика. У Банши показатель защиты 3 — она кидает 3 кубика. Выпавшие кубики выкладываются в порядке убывания и сопоставляются с кубиками соперника. Если кубик защиты меньше значения кубика атаки — он пробивается. Если кубиков защиты меньше, чем кубиков атаки, то урон проходит автоматически. Каждое пробитие — 1 очко здоровья. Если исчерпаны все очки здоровья, существо получает под хвост и отправляется в логово.

 

 

При прочтении может показаться, что система боя скучная (сидишь и просто кубики кидаешь). Но в процессе игры всё проходит достаточно динамично. Рандом, способности существ и карточки событий делают бои разнообразнее и интереснее, появляется азарт.

 

 

Существа

 

 

Сейчас в игре 9 существ и 1 Исполин. У существ есть 4 характеристики:

  • Атака отвечает за количество кубиков атаки при поединке.
  • Защита отвечает за количество кубиков защиты при поединке.
  • Здоровье — ну, это понятно HP.
  • Очки действий — количество перемещений по карте или нападений.

У каждого существа есть уникальная способность (пассивная или активная). Активные способности имеют время отката.

 

Характеристики и способности условно делят существ по классам:

  • Охотники-агрессоры (эффективны в нападении, уж если попался, то до связи).
  • Живучие толстячки (легко удерживают позицию, легче забить, чем пробить).
  • Маневренные жулики (быстро перемещаются по карте и отчебучивают всякие фокусы).

Исполин будет особенно сильным существом с высокими характеристиками. Сложность в том, чтобы сбалансировать силу существа относительно количество игроков. Ведь партию могут играть от 2 до 6 людей. Я решил эту проблему адаптивной способностью: чем больше игроков на поле, тем сильнее Исполин.

 

 

•••

 

 

И тут может появиться мысль: ну, надо брать охотников. Ведь игра основана на боях. Однако, когда в игру вступает Исполин, куда полезнее атаковать не в лоб, а использовать умения и тактику. Ведь Исполин априори сильнее. Да и контроль карты порой приносит больше очков, чем погоня за убийствами.

 

Этого хлопца кличут «Минотавр». Он будет танком, который умеет откидывать существ на несколько клеток.

 

Существа на старте будут немного «попсовыми». Думаю, что узнаваемые образы — это плюс.

 

В дальнейшем я хочу выпускать тематические наборы существ. Например, славянский бестиарий, восточный или скандинавский.

 

В этой статье я не буду описывать каждое существо. В дальнейшем я планирую выпустить отдельные разборы по ним, возможно, в формате видео.

 

 

Святилища и карточки событий

 

 

На карте расположено 6 святилищ. В начале игры с помощью кубика определяется, на каком из святилищ появится артефакт. Если существо доставит артефакт в своё логово, оно получает много очков трофеев. После того, как артефакт доставили в логово, появляется новый артефакт (и так до конца первого этапа игры).

 

Также, если встать на клетку святилища, то можно вытянуть карту событий. Эти карты, влияющие на ход игры, делятся на 4 типа:

  • Карты с усилением (например, +к атаке на 1 бой).
  • Карты с проклятием (например, -1 HP).
  • Карты с инструментом (например, зелье лечения, их можно взять с собой и использовать позже).
  • Карты с проишествием (например, испытание на бросок кубика, где можно как получить очки, так и потерять).

 

 

Сейчас в игре есть 13 уникальных карт, в колоде они будут повторяться.

 

 

Почему игра такая?

 

 

Сам я очень люблю стратегии и игры с поединками. У меня есть множество любимых видеоигр в этих жанрах, но я не нашёл для себя идеальной настольной игры. Всегда чего-то не хватало, какой-нибудь детали. Поэтому и решил сделать такую игру самостоятельно.

 

Для Bestiarium-а я выделил несколько важных критериев:

  1. Игра должна быть динамичной и реиграбельной.
  2. Интересно должно быть всем, а не только победителю.
  3. Игра должна быть недолгая, с низким порогом входа.

В своей игре я хочу выдержать баланс между поединками и контролем карты. Второй этап игры, где игрокам предстоит объединиться против сильного существа, на мой взгляд, добавляет «изюминку» игровому процессу. Тут не будет такого, что в середине партии ты уже понимаешь, что проиграл. Первая часть игры мотивирует к соперничеству, а вторая часть — к сотрудничеству с другими игроками. 

 

 

•••

 

 

Во время написания этой статьи я находился в стадии переговоров с типографиями по поводу печати первой версии игры. Карта, карточки существ, жетоны. А значит, скоро будут полномасштабные тесты. В следующих статьях расскажу об этом опыте.

 

На этом вторая часть дневника подошла к концу, спасибо всем, кто прочитал!

 

Сообщество Bestiarium «ВКонтакте».

 

Обязательно пишите свои комментарии, советы, пожелания или критику.

 

(Третья часть — про изготовление прототипа и тесты — уже опубликована.)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Game_Rat написал 4 года назад: # скрыть ответы

ГДЕ ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ?

Game_Rat написал 3 года назад: #

ГДЕ ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ?

Herbert_West написал 4 года назад: # скрыть ответы

Типичная ошибка молодого разработчика - это готовность графония раньше, чем обкатаны основные механики. Пока что описание игрового процесса ничем не цепляет. Всё вполне стандартно и достаточно простовато. Не вижу простора для тактики. В чём заключаются основные решения, возлагаемые на игрока?

Nelud написал 4 года назад: # скрыть ответы

Какая же это ошибка? Посмотрите на наиболее успешные проекты с Киксатртера! Как раз механики никому и не нужны. Если бы пипл не хавал с лопат всё высокодетализированное и разукрашенное безо всяких механик, то, возможно, "молодые разработчики" вели бы себя по другому.

Siar написал 4 года назад: #

Без механик можно обойтись, если есть шикарные миньки. А тут где миньки?)

Кроме того, если уж придираться, то во все наиболее успешные кикстартерные настолки (за исключением Dark Souls и мб Взрывных котят) геймплей завезли: https://boardgamegeek.com/blogpost/112091/top-10-highest-funded-board-game-kickstarters

Чисто на миньках можно собрать неплохую сумму и нажиться, да, но до лидеров будет далеко

Herbert_West написал 4 года назад: #

Не путайте маркетинг с процессом разработки игры. Я имею в виду, что саму разработку игры стоит начинать с механики, а внешний вид прикручивать на последних этапах создания. Многие профессиональные разработчики как раз об этом говорят, и это часто указывается во всяких статьях и лекциях. Взять хотя бы материалы Гильдии разработчиков настольных игр.

Demenev написал 4 года назад: # скрыть ответы

В данном случае графика появилась ещё до идеи создания игры. Тактика будет реализоваться комбинацией активных и пассивных способностей существ, а также механикой "стоек" влияющей на бой. + контроль карты.

Herbert_West написал 4 года назад: # скрыть ответы

Умений? Пока что я вижу у каждого существа только одно умение, что очень мало для разнообразия тактических решений.
Здесь надо либо расширять количество абилок у существ хотя бы до трёх, либо увеличивать количество контролируемых игроком существ (опять же, оптимально до трёх). А ещё лучше будет одновременно сделать и то, и другое, но в таком случае игра станет ещё больше походить на Бестиарий Сигиллума :)
P.S. Прошу меня понять, я не пытаюсь обговнять чужую идею. Подобные вопросы у меня возникают при ознакомлении с любой игрой, да и вообще при любом выборе. Критикую исключительно для того, чтобы указать на слабые, как мне кажется, места.

Demenev написал 4 года назад: # скрыть ответы

Писал про умения в 3 части, вообще в целом Вы правы, на данный момент работаю над улучшением геймплея

https://tesera.ru/article/1868175/

Herbert_West написал 4 года назад: #

Да, я уже прочитал. Благодарю. Насчёт "стоек" заинтересовали. Но пока не совсем понятно, как это будет реализовано. В общем, жду продолжения полёта творческой идеи. По себе знаю, что в процессе разработки игра может существенно преобразоваться по сравнению с изначальной задумкой. И в этом нет ничего плохого.

muchizmo написал 4 года назад: # скрыть ответы

Не понятно за счёт чего в игре могут быть интересные тактические решения... Выглядит пока механически очень просто и как бы не однообразно... Либо тема пока не раскрыта)

muchizmo написал 4 года назад: #

Забыл написать, лунные опята - супер.

timmyfoox написал 4 года назад: # скрыть ответы

Вижу определенную проблему в цели игры, игроку нет смысла тратить свои действия и ресурсы на получение ПО, т.к. цель игры не в этом, а в победе над боссом. Как следствие, игроку выгоднее сразу со старта вкладываться не в ПО, а в получение хар-ик/артефактов/умений дающих преимущество в финальном бою.

Demenev написал 4 года назад: # скрыть ответы

У игры 2 этапа. ПО позволяют стать самим боссом. Собственно с окончанием сбора очков и начинается 2 этап.

timmyfoox написал 4 года назад: # скрыть ответы

Так какой смысл мне учавствовать в гонке ПО в первом этапе, если я могу более успешно развиваться, игнорируя получение ПО, и вкладываясь в более полезные для битвы действия, пока остальные разыгрывают возможность стать Исполином?

Game_Rat написал 4 года назад: # скрыть ответы

в том то и дело, что можно выбирать 2 стратегии. если ты не стал исполином, то победу придется делить с остальными

timmyfoox написал 4 года назад: #

Это все ещё победа, так зачем мне выбирать заведомо более сложный путь?

Game_Rat написал 4 года назад: # скрыть ответы

А ГДЕ 2 ЧАСТЬ?!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Game_Rat написал 4 года назад: #

то есть