| Идут сборы на Theocratia | |
| Евро-цивилизация про соревнующихся демиургов от Тачини. | |
| С миру по нитке [30.10.2025] | |
| Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы старино... | |
| Второй ежегодный студенческий конвент Board Game Future | |
| Анонс ежегодного конвента BGF. Мероприятие намечено на 15 ноября 2025 года. | |
| Идут сборы на Netherwatch | |
| Хоррор с дедукцией, в котором оперативники не перестают бороться с демоном даже ... | |
| Идут сборы на Europa Universalis: The Price of Power + Defying Destiny | |
| Гигантская стратегическая игра на основе серии от Paradox, теперь и на столе. | |
Всем привет! Меня зовут Иван, и я разрабатываю настольную игру. Это вторая статья из серии дневника разработки. В этой части я расскажу подробнее о геймплее игры и тонкостях игрового процесса.
(Ссылка на первую — ознакомительную — часть.)
Полное название игры «Bestiarium: битва чудищ».
В комментариях к предыдущей статье мою игру сравнивали с «Бестиарием Сигиллума». Я знаком с этой игрой, и действительно с ней можно найти параллели (карта из гексов, существа с уникальными навыками и открытые бои). Однако в механике игр отличий больше, чем совпадений.
Цель игры — победить своих соперников. Для этого каждый игрок (от 2–6 участников) выбирает себе существо. Существа отличаются характеристиками и уникальной способностью. Действие игры происходит на симметричной карте, состоящей из гексов. Каждый игрок начинает со своего гекса — логова. Игровой процесс делится на 2 этапа.
На первом этапе игроки соперничают друг с другом, набирая очки — трофеи. Трофеи начисляются за убийства других игроков, контроль центрального гекса — деревни — и за сбор артефактов. Количество трофеев отслеживается с помощью жетонов. Как только первый игрок набрал нужное количество очков, начинается второй этап.
Игрок, первым набравший нужное количество трофеев, отправляется в своё логово и превращается в «Исполина».
Исполин — сильное существо с увеличенными характеристиками. (Игроку выдаётся карточка исполина взамен его карточки существа).
Остальные игроки объединяются против Исполина и должны убить его, чтобы получить совместную победу. Цель Исполина — занять деревню и удержать её в течении 3 ходов. Если Исполин удерживает деревню, то он побеждает.

Схема карты.
Я эксперементировал с разными форматами карты. Пробовал разные формы клеток и разное их положение. Сразу поставил себе несколько условий:
В итоге я остановился на карте из гексов (которая сама похожа на гекс). Логова игроков расположены в углах и равноудалены друг от друга и от центра. Чтобы избежать пустых зон и добавить динамики на окраинах, я разместил порталы (синие гексы на схеме). Они позволяют избежать ситуации, когда лидирующий игрок слишком далеко, и ты просто не успеваешь добежать до него, чтобы помешать.
Стратегическое разнообразие также добавляют клетки «Святилищ». У данных гексов две функции. Во-первых, в них можно взять карточку событий. (Эти карточки могут дать временное усиление, инструмент или, наоборот, напакостить.) Во-вторых, в данных гексах случайным образом появляется артефакт, завладев которым, можно получить много очков.
Центральная клетка — деревня. Это стратегически важная точка, которая позволяет получать трофеи в начале каждого хода, а также лечить существо. Также эта конечная цель для Исполина.
Референсом для боя я выбрал две игры, это Armello и «Спартак: кровь и песок».
В свой ход существо может напасть на другое существо. Бой происходит с помощью кубиков. Характеристики существа (атака/защита) определяют количество кубиков, доступных для использования. Также на бой влияют способности существ и карточки событий.

В данном примере Василиск в свой ход решил напасть на Банши. У Василиска показатель атаки 4 — он кидает 4 кубика. У Банши показатель защиты 3 — она кидает 3 кубика. Выпавшие кубики выкладываются в порядке убывания и сопоставляются с кубиками соперника. Если кубик защиты меньше значения кубика атаки — он пробивается. Если кубиков защиты меньше, чем кубиков атаки, то урон проходит автоматически. Каждое пробитие — 1 очко здоровья. Если исчерпаны все очки здоровья, существо получает под хвост и отправляется в логово.
При прочтении может показаться, что система боя скучная (сидишь и просто кубики кидаешь). Но в процессе игры всё проходит достаточно динамично. Рандом, способности существ и карточки событий делают бои разнообразнее и интереснее, появляется азарт.
Сейчас в игре 9 существ и 1 Исполин. У существ есть 4 характеристики:
У каждого существа есть уникальная способность (пассивная или активная). Активные способности имеют время отката.
Характеристики и способности условно делят существ по классам:
Исполин будет особенно сильным существом с высокими характеристиками. Сложность в том, чтобы сбалансировать силу существа относительно количество игроков. Ведь партию могут играть от 2 до 6 людей. Я решил эту проблему адаптивной способностью: чем больше игроков на поле, тем сильнее Исполин.

И тут может появиться мысль: ну, надо брать охотников. Ведь игра основана на боях. Однако, когда в игру вступает Исполин, куда полезнее атаковать не в лоб, а использовать умения и тактику. Ведь Исполин априори сильнее. Да и контроль карты порой приносит больше очков, чем погоня за убийствами.
Этого хлопца кличут «Минотавр». Он будет танком, который умеет откидывать существ на несколько клеток.
Существа на старте будут немного «попсовыми». Думаю, что узнаваемые образы — это плюс.
В дальнейшем я хочу выпускать тематические наборы существ. Например, славянский бестиарий, восточный или скандинавский.
В этой статье я не буду описывать каждое существо. В дальнейшем я планирую выпустить отдельные разборы по ним, возможно, в формате видео.
На карте расположено 6 святилищ. В начале игры с помощью кубика определяется, на каком из святилищ появится артефакт. Если существо доставит артефакт в своё логово, оно получает много очков трофеев. После того, как артефакт доставили в логово, появляется новый артефакт (и так до конца первого этапа игры).
Также, если встать на клетку святилища, то можно вытянуть карту событий. Эти карты, влияющие на ход игры, делятся на 4 типа:

Сейчас в игре есть 13 уникальных карт, в колоде они будут повторяться.
Сам я очень люблю стратегии и игры с поединками. У меня есть множество любимых видеоигр в этих жанрах, но я не нашёл для себя идеальной настольной игры. Всегда чего-то не хватало, какой-нибудь детали. Поэтому и решил сделать такую игру самостоятельно.
Для Bestiarium-а я выделил несколько важных критериев:
В своей игре я хочу выдержать баланс между поединками и контролем карты. Второй этап игры, где игрокам предстоит объединиться против сильного существа, на мой взгляд, добавляет «изюминку» игровому процессу. Тут не будет такого, что в середине партии ты уже понимаешь, что проиграл. Первая часть игры мотивирует к соперничеству, а вторая часть — к сотрудничеству с другими игроками.
Во время написания этой статьи я находился в стадии переговоров с типографиями по поводу печати первой версии игры. Карта, карточки существ, жетоны. А значит, скоро будут полномасштабные тесты. В следующих статьях расскажу об этом опыте.
На этом вторая часть дневника подошла к концу, спасибо всем, кто прочитал!
Сообщество Bestiarium «ВКонтакте».
Обязательно пишите свои комментарии, советы, пожелания или критику.
(Третья часть — про изготовление прототипа и тесты — уже опубликована.)