Проект «Тесера» ищет партнёра | |
Меня зовут Тимофей Бокарёв, я — основатель «Тесеры». Я ищу партнёра и готов пере... | |
С миру по нитке [15.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Издательство «Лавка игр» открыло предзаказ на «Виконты западного королевства» | |
Издательство «Лавка Игр» открыло предзаказ на полное издание игры «Виконты запад... | |
С миру по нитке [14.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Лавка игр» раду... | |
Голосуем кошельком [14.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... |
Сегодня у нас в гостях Misha_Mikheev, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!
— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
— Привет! Меня зовут Миша, я живу в Москве, настолками увлекаюсь года с 2011, максимальный рейтинг моей статьи на Тесере — 9.78 😊 Не то чтобы я придавал этому большое значение. Скорее, это повод сказать что иногда я пишу лонгриды здесь, и некоторые — заходят посетителям сайта.
Сложно найти фото с собой. Не удивляйтесь выражению лица — это скриншот из видео 😊
Если кого заинтересовала витрина за моей спиной — смотрите тут.
— Почему ты решил не заморачиваться с придумыванием ника?
— Когда-то, когда интернеты только начинались, появилась вот эта тема ников. Ты мог быть «Мишей» тут, и «Мегапыхарем3000» там. Но какое-то время назад у меня пропало желание быть разными людьми тут и там, так что я поменял ник здесь (и не только) на имя.
— Зачем ты играешь в настольные игры?
— Меня прет от этого 😊 Мало что сравнится в удовольствии от партии во в меру глубокую настолку с понимающим что происходит соперником, или группой.
— Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?
— Нет. Я уверен что вкус к настолкам развивается со временем. И нет плохих игр (ну, кроме объективно плохих 😊 ), есть то, насколько они соответствуют твоему текущему вкусу. Например, как и многие, я покупал и играл в «Манчкин» в начале своей настольной зависимости.
Моя коллекция в самом начале пути
Плохая это игра? Ну так, есть к чему придраться с высоты опыта. Получал ли я тогда удовольствие? Да! Стал бы я играть в него спустя год-другой? Нет, я уже узнал что есть «Каркассон», «Пандемия», [любая заслуженная, но не сложная игра].
Моя коллекция через несколько лет увлечения
Стал бы я играть в него сейчас? Не исключено, если будет подходящая компания и настроение. Я к тому, что, как и везде, в нашем хобби есть этакая спираль развития вкуса и понимания своих интересов. И перескочить сразу «к играм настоящих крутанов» вряд ли получится, тебе нужно развить осознание «а что бывает, что мне нравится, во что получается играть в моих условиях». Это не говоря уж о том что «игр настоящих крутанов» просто не бывает, даже самые простые\старые\монополияподобные игры ОК, если они приносят удовольствие.
Моя коллекция сейчас, спустя много лет увлечения. На фото 85% коробок.Нет, к примеру, «Эклипс».
Игры с миниатюрами стоят отдельно
— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
— Я могу сказать точно. И даже говорил 😊 — «[Yet Another] Итоги 2020» — так как в прошлом году стал вести лог сыгранного, просто чтоб попробовать есть ли эффект. Так что могу ответить на этот вопрос уверенно 😊
Статистика за 2020 год. Warmaster это клуб где проводятся турниры по «X-wing».
На самом деле, мне повезло, несколько раз:
На турнире в 2015 году
Клубы, кроме как для игр не в «X-wing», не посещаю. Присматриваюсь к кэмпам, но пока семейные заботы не позволили всерьез запланировать что-то.
— Как сейчас поживает «X-wing» коммьюнити? Есть ли приток новых людей или это уже давно сформировавшееся замкнутое сообщество?
— Да и да. Приходя на турниры или общаясь в нашем дискорде я вижу знакомые лица\ники. Нечасто, но регулярно, появляются новые люди — и скоро ты их тоже знаешь. Интересно, что времена изоляции позволили расцвести «Вингу» в Tabletop Simulator. Прошел турнир, идет лига, редкий день проходит без того чтобы кто-то из нашей тусовки искал пару на партию. Мод для TTS очень качественный, регулярно добавляются новые фичи, играть весьма удобно. Если есть желание — легко принять участие в зарубежных TTS-турнирах, на десятки и сотни участников. (Забавно, когда-то я делал видео-обзор на то как играть в «X-wing» через TTS. Дал этому видео английское название, и оно получило на порядок больше просмотров чем мои обычные видосы). Круто что участники активные — кто-то играет в зарубежных ТТС-турнирах, кто-то выкладывает разного рода видосы на тему.
Ну а приток новых людей ограничен тем что купить «Винг» в России можно только если у тебя есть мотивация. Нельзя просто придти в магаз и купить, придется идти или на вторичный рынок, или доставлять из за рубежа. (Помнится, мы даже писали «на деревню Диснею» — «чуваки, тут те, кто подписался ваши игры продавать, не дает им хода из за конкуренции с «Вархаммером», который тоже продает». Эффекта не было, но «Rebellions are built on hope!»). Плюс, сообщества есть и в городах кроме Москвы и Питера, но их масштаб пропорционально меньше, что усложняет вливание в тусовку. Правда, упомянутый выше TTS стирает эти границы, но играть только лишь в онлайн лично я бы не стал. Только как в дополнение к оффлайн играм.
— А есть известные тебе случаи когда игроки в «Винг» полностью уходили онлайн или все же фактор очного противостояния и тактильных ощущений слишком важен в этой игре?
— Сложно сказать. Однозначно есть люди кто онлайн играет МНОГО.
— Насколько возможно и удобно научиться играть в «Винг» с помощью TTS или все же лучше начинать с настольного варианта? Куда можно обратиться за помощью тем кто решит познакомиться с игрой в онлайн варианте?
— Я бы сказал что так на так. ИМХО, договориться прийти в клуб и выделить время на пробную партию психологически проще. Если ты остаешься за компьютером, то за твое внимание начинают конкурировать сто разных занятий 😊 Плюс, играя оффлайн ты вовлекаешься больше. С другой стороны, в TTS ты сыграешь в удобное время, без времени на дорогу. Ну а если ты живешь далеко от ближайшего клуба с «Вингом»\энтузиаста — вариантов нет. В любом случае приходите к нам в дискорд, всё покажем-расскажем.
— Как часто удается играешь в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хотелось чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело (и если да, то почему? и почему не получилось)?
— Раз в пару недель точно, с теми или другими. Разумеется, был бы рад и почаще. Играть в настолки — не зависимость...а вот покупать настолки — да 😊 А еще делиться впечатлениями и привлекать новую паству в нашу секту тоже да 😊 Мыслей бросать не было, но есть заметная синусоида — в какие-то этапы жизни ты можешь и хочешь уделять этому больше времени, в какие-то — не можешь или не хочешь.
— Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
— Жанры — это евро или амери? «Древний ужас» и «Покорение Марса» — две самые заигранные настолки в коллекции 😊 Как по мне, жанр вторичен. В одном и том же жанре можно встретить очень разные по ощущениям от партии игры. Сильно важнее качество реализации механик, и качество смешения механик, чем то, к какому жанру механики относятся. По любимой тематике я не оригинален. Космос — да. Сейчас очень доволен «Эклипсом», например. Так, по жанрам не то чтоб пробовал всё, но многое. Из того, что скорее не довелось — без-миниатюрные варгеймы. Не тянет пробовать абстракты. Обожаю легаси с кампанией. «Пандемия:Наследие 1&2», «Мрачная гавань», «Мехи против Миньонов», «Чартерстоун» подарили кучу удовольствия. Положительно отношусь к случаям когда авторы выносят часть функций игры в приложение. Когда удачно выносят 😊 Из последнего — «Забытые моря», очень хорошо, писал отчет на волне воодушевления. До этого — кооперативный режим «Imperial Assault». Неофициальное приложение для «Мрачной Гавани» сильно помогало.
— Расскажи чем тебя смог порадовать «Чартерстоун», ведь у многих эта игра вызвала большое разочарование?
— Он лег на мою игровую ситуацию. Играли дома с сыном. Партии быстрые, правила несложные, комплект «премиум ресурсов» дарит НЕВЕРОЯТНУЮ ТАКТИЛЬНУЮ РАДОСТЬ, кампания дает мотивацию сыграть ещё и ещё, дочитывать кусочки истории в меру интересно, соревноваться друг с другом нам не очень интересно — хорошо что это не было принципиально. Крутые находки в «легаси-коробочках». Свечка! Летающие острова под инлеем! Я согласен что минусы у этой игры есть, но они проявляются в других условиях. Так что мы отыграли с удовольствием.
— Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия чтобы победить в партии?
— Участие тоже доставляет достаточно много удовольствия. Есть специфика — весьма часто именно я приношу новую для компании игру. И очень стараюсь не выигрывать в первых партиях, чтобы не отбить у них интерес 😊
— В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
— Если речь не про «X-wing», где я бываю на турнирах безо всякого «бы», то, наверное, «Кодекс». Обожаю эту игру, достаточно сильно для того чтобы преодолеть внутреннее сопротивление играть с незнакомыми людьми 😊
— Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?
— Несколько лет назад мы с женой практиковали взять отгулы на пятницу-понедельник, и летали на эти 4 дня в какой-нибудь город погулять. Для дополнительной мотивации я приурочивал поездки к крупным турнирам по «Х-Вингу». Одна из первых поездок была в Варшаву, на польский национальный турнир. Пока я играл в субботу, жена погуляла по Варшаве, поняла что хочет гулять по Кракову — и уехала туда рано утром следующего дня. А я прошел во второй день турнира, и пошел воскресным утром на игру с мыслью «сейчас в топе быстренько проиграю, и к жене». И выиграл. И ещё раз. И ещё два раза. И вот я в полуфинале — и наконец-то проиграл. Это было огромным облегчением, а то объяснять жене «милая, я приехал только ночью, зато победил в соревновании на 150 человек, похвали меня!» мне представлялось затруднительным 😊
Фото с того самого турнира в Варшаве
— Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
— Сейчас я прихожу к примерно таким цифрам:
— Насколько тебе самому удается придерживаться таких принципов по формированию коллекции или это пока недостижимый идеал?
— Процитирую классиков: «Сам я так, разумеется, не делаю» 😊 Игр «на всякий случай» у меня сейчас побольше. Коллекционных игр больше чем одна, но тут из за желания покраса, в большей степени. Ну и сложно заняться продажей того что уже созрел продать. Кстати, только что прочитал свежую статью на эту тему, заставила задуматься - «Причины не продавать настолки».
— Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?
— Веду с начала 2020. Не нашел в этом практического смысла, если честно. Пока не надоело, но это вопрос времени.
— Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
— Разочарование — наверное, «Агентство Время». В своё время был в некотором шоке даже. Вписался в предзаказ, даже с пятком допов. Попробовал, раза три даже — и дальше сплошное недоумение. Я могу понять в чем удовольствие от игры, и даже сам могу его испытать. Но повторять партию в случае проигрыша — отвратительно, не интересно. Вся идея игры ломается. Так что все допы, кроме одного, остались в пленке. Из недавнего —«Core Space», интересная штука, но не моё (читай мой большой обзор тут). Кстати, продаю.
Приятный нежданчик —«Marvel Crisis Protocol». Начал покупать её в покрас и коллекцию, оказалось — как игра очень даже (я бы даже начал ходить на турниры, но для этого уже есть «Винг»).
Фото партии в Кризис протокол на кухне, здесь это даже не фигура речи 😊
— В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация - очень хочется, но получается совсем редко или не получается?
— На первый вопрос ответа даже и нет. В целом, я ценю игровой процесс в самых разных играх, из тех что мне нравятся. Тем более что играя, к примеру, во что-то несложное, «поверх» самой игры я радуюсь тому как классно что игра несложная и я могу в неё играть с неопытными игроками или ребенком.
Ну а второе — в каждую из игр что сильно нравятся сейчас, хотел бы играть чаще 😊 «Покорение Марса», «Эклипс», «Винг», «Кризис протокол». Ну и много игр «классных, но не настолько как топовые». Например, в моем стеллаже это «Marvel Champions: The Card Game», «Звёздные Войны: Внешнее кольцо», «Место преступления», «Звёздные Войны: Восстание», «Nothing Personal», «Sons of Anarchy», «Войны Магов», «Замес». Господи, этот список даже не полон!
— Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
— Сейчас доступно невероятно огромное количество игр. Игроков тоже весьма немало, и получается, что очень даже многие игры нравятся одной части игроков, ещё многие — другой части, третьи — третьей, и так далее. Так что у самой переоцененной игры есть немалая группа «искренних» поклонников. Значит, игру не очень правильно называть переоцененной? Да и недооцененные игры — те, в которые играют тысячи, а не десятки тысяч людей? Так ли это мало? 😊
Выскажусь немного в другом смысле — жалко что Россия небольшой рынок, и часть игр не развивается нашими сетями, та часть которой нужен масштаб. Разумеется, я про любимый «X-wing», хотя, уверен, со всеми прочими схожими системами та же ситуация. Кроме, может быть, «Вархаммера». В связи с этим даже привезти нового игрока в нашу секту почти нереально — стартеры и допы в России не купить.
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
— «Фростхэвен». «Мрачная гавань» была откровением, месяца за 4 прошли её с сыном, отыграв 50+ партий, и нам ОЧЕНЬ понравилось.
— Есть ли у тебя какие-то ожидания от готовящегося к выходу «Descent 3», там будет большой фронт работ по покрасу и другому творчеству или будешь дожидаться выхода игры и появления первых отзывов?
— «Descent 3» пока меня мало интересует. Generic fantasy как сеттинг — ок, но без восторгов. Generic fantasy миньки — ок, но без восторгов. Сейчас мне есть что красить. Игровые механики — если увижу «Вау Супер» восторги, то присмотрюсь. Пока оснований нет интересоваться.
— Насколько сын смог самостоятельно играть в такую комплексную игру как «Мрачная гавань»? На твой взгляд, насколько ее вообще можно рекомендовать для игры с детьми?
— Да вполне. Она может быть и комплексная, но я бы не назвал её сложной, мозг от неё уставал сильно меньше чем от «Проекта Гайя», например. Большая её часть — это сражения. Мы играли каждый за двоих персонажей, это облегчало игру, так как каждый из нас знал что запланировали два персонажа. Плюс пользовались приложением для облегчения учета боевки. Ничего сверхсложного в этом нет, ну а периодические поражения не страшны.
— Назови лучшую для тебя игру 2020 [2021] года и почему она заняла это место.
— «Эклипс». Вписался в предзаказ второго издания «потому что космос» и «потому что могу». Игра огонь, комплектация огонь, органайзер огонь. Пиу-пиу, пыщь-пыщь в космосе — выставил на продажу «Проект Гайя». Понимаю что эти игры про разное, но «Эклипс» вытеснил «Гею» для меня. С удовольствием играем с сыном. С удовольствием играем разнородной компанией на работе. Несложно сыграть хоть как-то, и очень даже есть о чем пораскинуть мозгами если собрались опытные соперники, и игра идет на победу 😊
— Считается что такие масштабные игры как «Эклипс» полностью раскрываются при игре большим составом, твой опыт подтверждает это или скорее опровергает?
— Максимум удовольствия я получу от игры на 4+ человек, когда все будут понимать игровые механики и (важно!) играть на победу. Вероятность оказаться в такой компании, для меня, весьма низка. Так что я радуюсь что «Эклипс» может порадовать и с менее строгими вводными 😊
— И какие игры еще войдут в топ-3 этого года для тебя? И назови свой топ-3 всех времен на данный момент.
— Сложный вопрос 😊
Например, мой топ-3 по количеству партий, сыгранного в 2020 это
На сегодня это достаточно близко к топу всех времен.
Топ сыгранного в 2021:
«Зомби» и «Эклипс» очень разных весовых категорий... значит ли это что одна доставляет меньше удовольствия чем другая? 😊
Топ3 всех времен назвать сложно. Выше уже писал про легаси — игры супер, но переиграть в них не буду. Вводить ли такие в топ? 😊 Или «Imperial assault» — игра больше не производится, мы уже прошли все цифровые кооперативные кампании, так что тоже не факт что будет повод стереть с нее пыль. Хотя игра хороша.
— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
— Большая часть расходов — это новые фигурки «Marvel Crisis Protocol», их просто много добавляется. Заказываю их на Miniatures market.
Половина коллекции ещё в ожидании кисти
Остальное — когда как. Если игра доступна в России (и вовремя, а не с отставанием на 2 года, да, «Хоббигеймс»?) — то, конечно, покупаю здесь. Англоязычных версий не избегаю. Покупать стал, последние годы, вдумчиво. Благо, опыт позволяет по отзывам делать выводы о богатстве механик и целостности игры.
Пользуясь случаем, передаю привет «Настольным играм в Латвии», для меня отзывы оттуда это критерий номер один.
— Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.
— Фигурка Таноса ехала ко мне полгода, скатавшись из Америки в Россию, обратно, и ещё раз сюда. Почта России не донесла мне оповещение о доставке, а я расслабился на фоне ковидных проблем вокруг, и не проверял в отделении «а нет ли чего для меня» проактивно. Если быть честным, таких фигурок было 6, так что я был перманентно зол несколько месяцев, пока они одна за одной доезжали 😊
— Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаешься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?
— Продажа старых — всегда стресс. Уже второй год жажду продать «Проект Гайю», «Владык Эллады» в полном фарше, стареньких но не потрепанных «Войн Магов», «Marvel Champions» (хоть и Хоббигеймс объявили что не смогут её локализовать, мы свое в неё уже отыграли)— но даже на авито не могу заставить себя выложить. Это из тех что понравились. С удовольствием нашел бы нового владельца для «Агентства время» с допами. Если в игры из списка выше я ещё могу сыграть хоть в теории, то в эту игру — маловероятно.
Покупка новых — всегда удовольствие. Читаешь обзоры, смотришь фото (но не видео, как-то не люблю... хотя записываю сам 😊). Стараюсь избегать спонтанных покупок дорогих игр, но могу позволить не так вдумчиво выбрать что-то не очень дорогое. Решил не участвовать в предзаказах, кроме того в чем уверен на 200%. Если это не выходившая на западе игра — предпочту чуть переплатить, но купить после отзывов первой массы игроков. Хотя ситуации выкупа тиража на этапе предзаказа заставляют держать ухо востро.
— Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика - это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?
— Да, всё так. Разумеется, «покупать чаще чем играть» это не шутка, это правда жизни. И не думаю, что раньше было по другому.
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
— Мне кажется, наши локализаторы молодцы. Есть куда стремиться, разумеется, но делается много, и на высоком уровне. Даже приложения-компаньоны начали переводить! Как по мне это очень круто. Назвать то, локализации чего мне не хватает, затрудняюсь. Скорее, не хватает своевременности релизов.
— Ты повидал немало игр напечатанных за рубежом и у нас. На твой взгляд, насколько качество нашей печати проигрывает зарубежному? Или качество не так принципиально, главное чтобы игровой процесс радовал?
— Признаться, я не слежу специально за тем «у нас» или не у нас произведена игра. Скорее, я обращаю внимание просто на упоминания качества в обзорах. Оно может быть достойным или не очень вне зависимости от места производства, это больше зависит от контроля качества \ экономических условий издателя. С точки зрения важности этого аспекта для меня я затрудняюсь однозначно сказать.
С одной стороны, чем качественнее компоненты, тем приятнее тактильные и эстетические ощущения. Такие игры как «Мехи против миньонов» задирают планку очень высоко (если не в курсе, см. моё описание). Всё или почти всё что угодно от «FFG» хорошо в этом плане. Вообще, я привык рассматривать FFG как точку отсчета качества. Но никому нельзя слепо доверять вечно 😊
С другой стороны, после нескольких десятков партий в «Покорение Марса», к примеру, многие карты уже потеряли вид. (Я противник протекторов там где это возможно, и в «Марс» я играю без них). Да, перед началом партии, доставая стопку из сотен карт, я вижу эти потертые края, но по ходу игрового процесса (в этой игре) — это забывается. Значит ли это что качество мне не важно? Это не так, просто я стараюсь относиться без фанатизма. Но если дефект будет на видном месте — это весомый минус. Поэтому я бы сказал что есть качество «good enough», ниже которого не хочу опускаться. То что выше — приветствуется, но страдать на весь интернет из за отсутствия этого уровня выше я не буду. Припомнить откровенно плохую по качеству компонентов игру я сейчас не смог.
— Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
— Признаться, очень мало обращаю внимание на то, «отечественные» игры или нет. Дай бог всего три вспомнить про которые знаю что они от наших авторов. Меня больше привлекают игры с историей за ними. За «Кодексом» есть история. За «Nothing Personal». «Тортуга 2199» заинтересовала, потому что автор капельку знакомый мне лично человек (и ему стоит пиарить интересную историю, стоящую за игрой 😊 )
— Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
— Как мне кажется, я немного понимаю, что такие руководители принимают решения на основании анализа циферок, а не «нравится\не нравится». Так что если бы я был руководителем, я бы выбирал такие игры, которые позволили бы заработать моему издательству. Не знаю какие это 😊
— Какие три игры ты бы хотел увидеть локализованными с помощью софинансирования?
— В России же нет «краудфандинга», насколько я понимаю. А так локализация критична для игр с большими объемами текста, особенно если он с претензией на литературность. Такие игры есть, я уверен, но назвать затрудняюсь 😊
— Насколько ты согласен с мыслью, что нынешний момент можно назвать «золотым веком» настольных игр у нас, когда локализуется большинство современных мировых хитов и игр, прошедших проверку временем, да и отечественные разработки сделали качественный шаг вперёд?
— На 100%.
Я прямо думаю иногда «ну не может же вечно быть так хорошо, скоро этот пузырь лопнет» 😊
Почему я считаю что всё великолепно:
— В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
— Не слежу за ними, да и работать там не стремлюсь. Выделить могу разве что Лавку Игр. Коммуникации с нами у них огонь 😊 А вот «Crowdgames» от «Crowdrepublic» отличаю с трудом до сих пор.
— С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?
— Чукча игратель, чукча не читатель имени автора на обложках. Даже неловко в этом признаваться.
— Неужели даже у самых любимых игр нет желания знать автора и интересоваться что еще он уже выпустил и еще только разрабатывает? И совсем не хочется спросить у такого автора как он придумал такую крутую штуку в игре или почему он сделал именно так, а не иначе?
— Присмотреться к плашке «Игра от автора «Мрачной гавани» я присмотрюсь. Но не помню на память как его зовут, и искать специально я если и буду, то очень редко. То же верно для всего остального, кроме «Кодекса», потому что от этого автора я ещё и книгу прочитал, и в компьютерный файтинг поиграл. Но успешная игра из прошлого близко даже не гарантирует успешную игру в будущем, поэтому пиетета я не испытываю, и автоматом в список к покупке я такие игры заносить не буду. К слову говоря, как раз только что объявили выпуск евро по мотивам и в мире «Мрачной гавани» — это хороший пример такой ситуации когда исходник мне зашел, а новинка неинтересна. Даже пусть я внимательно слежу за «Фростхевеном», это не автопокупка. По поводу интервью с автором — нет, мне кажется это не интересно. Я далек от создания настолок, проблемы и решения в этой области далеки от меня. Как я упоминал выше, мне больше интересны «истории» вокруг создания игры и автора, это то что я понять могу 😊
— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
— Настольные игры в Латвии и Михаила.
Так через rss читаю всех (или близко к тому) кто по-русски пишет о настолках, но выделить могу вот этих.
— Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?
— Просто не очень люблю видео, по сравнению с текстом, слишком «не в моем ритме» подача информации идет. Так что видео по настолкам не смотрю. Это не мешает иметь канал по «X-wing».
— И нет никакого видеоресурса из которого ты черпаешь вдохновение или опыт для создания своих роликов?
— К сожалению, нет. «К сожалению» потому что заимствовать правильные вещи у других это очевидный и правильный путь улучшения качества моего контента для вас. Это было бы правильнее, чем вариться в собственном соку, как сейчас. Но уж как есть.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
— Чаще — глянуть мнения, найти страницу какой-то заинтересовавшей игры. Посмотреть, нет ли новых комментариев в интересных играх (подбешивает что нет подписки на оповещения, только глазами вручную 😊) Реже — написать свою статью или заметку.
— Что побуждает тебя писать именно на «Тесере» а не завести какой-нибудь свой ресурс? Не отталкивают ли моменты проявляющегося снобства или негатива от желания что-то публиковать?
— Писать на свой ресурс — это работа. Так как моя задача это не денег заработать, а получить три десятка лайков и похвалу в комментариях, намного проще писать на «Тесеру» или в паблик «ИВН». Ну а вырастить свой ресурс за пределы этих тридцати лайков «Тесеры»\ «ИВН» потребует нескольких лет 😊
— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
— Хорошо что «Тесера» есть, плохо что на ней ничего не происходит 😊 Ресурсу не хватает развития во всех областях, если говорить про амбициозные цели.
— Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?
— Смотри выше, отсутствие развития всегда ведет к стагнации. Не знаю что делать, а в таких ситуациях имеет смысл делать всё подряд, и усиливать накал по тем направлениям что сработали 😊
— На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?
— Есть несколько пользователей, чьи комментарии я игнорирую даже не читая, в остальном прекрасная публика. Есть куда расти, конечно. Если интересовались, то знаете, что при взгляде со стороны становится заметно что нашей культуре часто присущи прямота, бесцеремонность, безапелляционность. В этом есть и сильная сторона, но слабая сторона такой культуры — склонность к срачам. Один резанул правду-матку, как он её понимает, и не заморачиваясь с вежливой формулировкой (хотя казалось бы, почему бы и не добавить формальной вежливости? Выдавать грубость за прямоту это не ок.) Второй принял на свой счет, и заверте… Лично я использую «метод бутерброда для споров в интернете», чтобы проходить мимо таких ситуаций.
— Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?
— Michael
Вопрос: «Как изменился его взгляд на настолки, с тех пор как он стал ещё и автором выпущенной игры?» (Так случилось, что сколько-то лет назад вышла книга за моим авторством, она даже появилась на торрентах, и мой взгляд на торренты слегка поменялся 😊 Интересно, есть ли что такое в этой области).
И ещё Journeyman
Вопрос: «Как у человека, который прочитал все интервью с пользователями Тесеры — появились ли какие-то мета-выводы?» 😊
— Открою секрет - интервью со мной уже давным-давно есть, но видимо оно либо слишком сложно для поиска (хотя ссылка есть даже в моем профиле) либо не так уж и интересно общественности… А какие именно мета-выводы хотелось бы от меня услышать?
— Да, я читал. Если что, прошло 6 лет уже, это дофига, многое могло поменяться 😊 Ну а вопрос «вот ты организовал десятки интервью, состоявшихся и не дошедших до релиза. Что обращает на себя внимание? О чем люди пишут охотнее, о чем сложнее? По каким вопросам мнения совпадают чаще, по каким реже? Какой совет ты мог бы дать тем кто дает интервью?»
— Да, многое поменялось. Например, у меня уже четверо, а не трое детей ;) Что касается советов, то дам его тем, кто подумывает поведать о себе миру в этой рубрике: поучаствовать может любой желающий, никаких заслуг перед настольным обществом иметь не требуется, но одного желания недостаточно, придется и потрудиться. Посмотрите на уже вышедшие интервью и оцените, готовы ли вы потратить свое время на много ответов. А теперь пришло время вернуться в русло интервью. Есть ли у тебя ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр?
— В первую очередь не могу не выделить увлечения, смежные с настолками. Первой игрой, которую мы начали (и успешно закончили!) с сыном, была «О мышах и тайнах». Ещё не локализованная. Интересный пример игры, которая как игра — полное говно (прошу понять меня правильно — я про механики). Но удовольствие получать это не мешает, когда она попадает тебе в правильный момент. Мне повезло 😊 Но играть непокрашенными фигурками было против моего чувства прекрасного.
Мой первый опыт покраса
Ничего не зная о покрасе, и даже не заглядывая в ютуб, я потихоньку покупал краски (зачастую 1-2 новых цвета, под покрас очередной фигурки 😊, и мало помалу покрасил все много десятков что там есть. И даже пошел немного дальше —поигравшись с 3D-печатью:
Как тебе сырный голем, Илон Маск?!
А потом ещё немного и с конверсией:
Кто играл в «Мышей», узнаете?
(описывал в деталях вот тут «Пробую 3D печать – мой небольшой опыт заказа печати фигурки для Mice and Mystics» Со временем, это увлечение прогрессировало, и сейчас у меня немало покрашенного из:
«Imperial Assault»
«Мрачной Гавани»
Тут мне ещё захотелось добавить нештатных баз, самая выразительная, наверное — здесь.
И вот сейчас коллекционирую в покрас персонажей Марвел:
Росомаха
Мне нравится именно такая смесь:
Сейчас я в стадии продвинутого любителя – что красить купил, чем красить купил, кучу не факт что нужных приблуд купил, уметь красить не купил. К счастью, зарабатывать этим стремления у меня нет 😊
Хозяйке на заметку — подставки для лака отлично подходят для красок
Ещё одно моё хобби, которое можно выделить – это разнородное прикладное творчество вокруг настолок. В первую очередь, это что-то типа органайзеров. Ещё к «Мышам» я собственноручно сделал лоток для жетонов, оформил его в технике декопатча. С тех пор я не раз мастерил что-то. Иногда органайзер целиком, иногда отдельные штуки. Дело получило сильный буст, когда я осознал что мне не хватает специализированного инструмента. 10 минут в гугле, и я обзавелся ножом для пенокартона, любимого материала. Вот тут описывал органайзер, первым сделанный с его помощью.
Зацените ровный рез, каеф
Вот тут вообще мой опыт с органайзерами. Судя по комментариям, я такой не один любитель этим позаниматься 😊 Но не органайзерами едиными. Тем более что, с тех пор как я стал поклонником треев от «Meeple House», нужда в кастомных органайзерах сократилась кардинально. Вот такой бумажный дом, террейн для «Marvel Crisis Protocol», было интересно собрать. Плотная бумага, вручную из ручки сделанная спецтулза для правильного сгиба этой плотной бумаги, пенокартонное основание. Было чем заняться 😊
Вот это сделано из бумаги, «выкройку» купил на специализированном сайте
Или вот то чем занимаюсь прямо сейчас.
Кто угадает что из этого получится?
Я это всё к чему — кроме игр в настолки я получаю заметное удовольствие от творческих занятий «рядом» с игровым процессом.
— То есть путь покраса ты прошел полностью самостоятельно, не обращаясь ни к каким вспомогательным источникам?
— Правильнее сказать, что я не учился у ютуба делая первый большой шаг, несколько десятков фигурок из «Mice and Mystics» и «Tail Feathers». Потом были «Imperial Assault», его я красил уже под видео-гайды Sorastro. Сейчас продолжаю подглядывать в них (преимущественно), но уже вижу «а вот тут я хочу и сделаю по другому».
— Вносил ли ты какие-то хоумрулы для игры в «Мышей» с сыном? Какие можешь дать рекомендации по улучшению для тех кто только планирует приступить к этой игре с детьми?
— Основной минус этой игры в моих глазах — это фидлинг и перегруженные правила. В тот период, когда мы играли, я не был ещё достаточно опытным игроком, чтобы понимать что правила можно хоумрулить 😊 Зато потом я аж перевел большой набор хоумрулов. Притом, в этой статье я как раз и указал, что из этого списка видится наиболее оптимальным на мой взгляд. Enjoy — «Хоумрулы к Мышам и Тайнам».
— Твое отношение к идейным последователям «Мышей» от этого автора?
— Речь про «О хвостах и перьях»? Я ею владел, и даже писал обзор «Tail Feathers» - взгляд внутрь коробки». Я даже карты сам перевел, и сверстал их для печати вкладышей в протекторы поверх оригинальных. Сыграл потом раза 2, наверное 😊
Одно из моих любимых фото
Забавный опыт, эдакий шаг в варгеймы в детском сеттинге. Игра не то чтоб плохая, но без великих находок и со странным позиционированием, Имхо, без авторитета оригинала за спиной эта игра оказалась бы незамеченной. Она не интересна любителям варгеймов, она не интересна взрослым для игры без детей. Она строго соревновательна, что минус для игры против ребенка. Так что не рекомендую 😊
— Нет, я имел в виду "Плюшевые сказки", "Отголоски" и "Команавты".
— Сейчас я на таком этапе жизненного пути что не присматриваюсь к таким играм, так что мнения не имею.
— А помимо названных увлечений есть ли у тебя любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
— Да и да. Компьютерные игры люблю, умею, практикую. Вот мой топ как его показывает Стим, по проведенному в игре времени 😊
Господи, «Outer Wilds» - это что-то невероятное!
— Можешь поделиться краткими описаниями и впечатлениями своего компьютерно-игрового топа? Вдруг кому-то это откроет ворота в новые миры.
— 1) «X-com» я знаю и люблю ещё с самой первой версии. Несмотря на то, что современные реинкарнации принято ругать, мне они зашли. Есть норм моды, дополнительно добавляющие разнообразия.
Так что по балансу механик, процесса и визуала мне прям нравится.
Мало что сравнится с тем как сочно твой рейнджер критом убивает опасного врага в критической ситуации 😊
2) «Endless Space» тут как представитель космических пошаговых стратегий. Актуальная вторая часть мне не очень зашла, первую тоже сто лет не запускал, но в своё время отыграл нормально так.
Прямая параллель с «Эклипсом» —наука, война, освоение планет 😊
3) «Into the breach» — невероятно приятная пошаговая вариация на тему «Мехи против кайдзю». Короткое время одной игры, короткое время одной «кампании», удовлетворение от успешного завершения, бесконечное число вариативных повторений. Горячо рекомендую, как и предыдущую игру от этих авторов, «Faster than light». В FTL я просто много играл, в «Into the Breach» я даже все достижения собрал, что для меня редкость.
4) «Outer Wilds» оказалась просто находкой. Я давно заметил за собой любовь к историям, открывающимися маленькими кусочками. Среди настолок это свойственно легаси, а особенно второму сезону «Пандемии Наследие» — заполнение белых пятен на карте, кусочки истории тут и там. Вот и здесь я получил квинтэссенцию этой механики. Никакой прокачки. Никаких боев. Никакого соперника. Есть только ты, полностью доступная планетная система и 22 минуты на заход. Когда, спустя 380 часов исследований, я понял что надо сделать для финала, и сделал это — я испытал удовольствие от завершения истории. А ещё боль, от осознания того что два раза ты первый раз игру не пройдешь, и сюда я больше вернуться не смогу.
5) «Hades», очень крепко сбитая игра на подубасить врагов. Нужной величины порция сюжета, круто сплетенные механики —и вот игра, способная увлечь на сотни часов.
6) Ну а приложение для «Imperial Assault» это про настолку. Подробно я описывал вот тут «IA против AI. Кооперативный Imperial Assault», очень даже крутая реализация.
— Михаил, огромное спасибо за интервью! До новых встреч на просторах «Тесеры».