Идут сборы на Master of Orion: Ad Astra | |
Классика 4х жанра - теперь и на столе. | |
Идут сборы на Grimcoven | |
Новый гримдарковый босс баттлер от Awaken Realms. | |
Предзаказ на «Brass. Бирмингем» | |
Новый тираж игры №1 в мире по версии BGG. | |
Идут сборы на Harakiri: Blades of Honor | |
Кооперативная игра-кампания в сеттинге мифической средневековой Японии. | |
Идут сборы на Dragons Down | |
Современная версия классического хардкорного приключения Magic Realm. |
Шел 1 год ПВИ (После выхода Imperial Assault). Разумеется, я эту локализацию купил, и причин было несколько.
Здесь и уважение к FFG. «Древний ужас», Rebellion, «Дестини» и, конечно, X-wing — это только то, во что я лично играл, и эти игры производят впечатление весьма крепких.
Здесь и вселенная. Фанат ты или нет — но когда ты больше или меньше в культурном контексте, это помогает атмосфере, интересности, вовлечению. Тем более что эта вселенная сейчас активно развивается, она на слуху.
Здесь и осознание, что игра вышла и развивается давно. Где-то в параллельной вселенной можно было бы ждать локализации дополнений, чего, разумеется, не случится у нас (хотя, году к 5 ПВИ что-то может и будет. Надеяться-то я могу?). Но купить первую волну, пусть и не локализованную, ради фигурок можно прям сразу.
[Пока статья писалась, случилось интервью с HW:
«Дополнения к Imperial Assault будут выпускаться только при хороших продажах базы. Если всё пойдёт не очень хорошо, скорее всего, переводиться будут только большие дополнения.]
Это и готовность, а где-то даже желание покрасить немного миниатюр. Пусть у того же «Винга» предпокрас — одно из ключевых преимуществ, но изредка помазюкать даже приятно.
Наконец — кооперативность. В какой-то момент я узнал о том, что для ИА было выпущено приложение-оверлорд. Оно ведёт игроков по кампании (другой, чем кампания из комплектного буклета). Оно даёт инструкции по сборке и дополнению тайлов поля, расстановке и добавлению врагов и компонентов в миссиях. Оно выбирает врагов и особенности их поведения каждый ход. Показывает доступные для покупки предметы и ведёт учёт купленного и найденного.
Вид на мою соло-игру
Таким образом, игроки получают возможность играть в кооператив за «хороших парней». Так как игра предполагалась во многом с сынишкой — эта возможность стала решающим аргументом в пользу покупки.
Скирмиш и «бумажная» кампания с оверлордом меня не интересуют. Второе, может, ещё и будет актуальным когда-нибудь, а для первого есть X-wing. Пользуясь случаем, передаю привет от любителей скирмиша ИА компании Hoby World с «благодарностью» за турнирную поддержку.
Сделаю маленькое отступление. В эпоху больших деревьев и очень зелёной травы был такой журнал — «ПФЬУ.УЧУ». Он был важной частью культуры внутри меня не только потому, что он был про КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ!!!!11, но и потому что тексты постоянных авторов доставляли.
Один из тех текстов, что запал в голову на годы, был посвящён тому, как правильно играть в игры — «Как перестать [инсталлировать] и начать играть».
В вольном пересказе:
В определённом смысле, когда локализации происходят с отставанием от мировых тиражей — это даже хорошо. Это позволяет без усилий следовать такому подходу. И резон в этом есть :-) Для настолок эта статья-рекомендация должна была бы называться «Как перестать _покупать_ и начать играть» :)
(http://game-exe.org/pmwiki.php?n=Exe.Exe081VoicesOleg — 2002 год, а актуальности не потеряло!)
И в полной мере это применимо к ИА. 100 страниц тем форума IA на BGG. Те или иные файлы. Гайды по покраске. FAQ. Wiki. Органайзеры, доп. компоненты. И много чем из этого я воспользовался сильно до того, как первый раз выграл.
Что пригодилось мне:
Теперь я немного расскажу про каждый из этих пунктов, начиная с конца — всё же впечатления от игры важнее впечатлений от кастомных ящиков.
Так что давайте поговорим про то, как выглядит игра в компьютерную кампанию для настольной игры.
Берём приложение из Steam для компьютера или — угадайте откуда — для планшета. Star Wars: Imperial Assault — Legends of the Alliance.
Я пользуюсь компьютерным вариантом — монитор большой, на нём хорошо видно, если стоишь с краю стола, он не мешает. Для взаимодействия нужна только мышка, клавиатура убрана в сторону.
В приложении отмечаем, какие из допов у нас куплены. На момент написания, когда куплена только база — это 13 % :-)
Если я решу пользоваться допами первой волны, то приложение будет задействовать компоненты из них. А я буду получать удовольствие от того, что мегадроид IG88 представлен не в виде стрёмного жетона. Как и ещё ряд персонажей и ноунейм-бойцов.
Затем стартуем туториал или кампанию, выбрав слот автоматического сохранения.
Тут стоит отметить, что для разных режимов игры (скирмиш, кампания и кампания-приложение) немного отличаются правила и набор используемых компонентов.
Правила можно прочитать в отдельном буклете или сыграв туториал. Лучше всего и то, и то :-)
К слову, опробовал случайно купленный «резак» на распечатанном буклете этих правил:
Ролик с ножом ездит по рельсе на линейке, обеспечивая ровный рез. Более-менее, хотя вполне можно обойтись линейкой и обычным перьевым ножом как на фото.
По инструкции убираем ненужные здесь компоненты. Это несколько колод целиком, а также три предмета из колоды предметов.
Вот это всё нам не потребуется.
Потом выбираем себе героев. Можно брать меньше, чем 4, но лично мне кажется, что интереснее всего, когда героев всё же 4, вне зависимости от числа игроков. Я сейчас играю соло за 4-х.
Выбрав, находим их стартовое снаряжение — и вперёд, читать, что нам показывает приложение.
Отступление. Я, с одной стороны, Hobby World уважаю. Они многое делают, много хороших игр выпустили именно они. Но хочется большего. Хочется не: «Олололо, мы выпускаем ещё одну игру, забываем про неё и идём дальше». Хочется любви.
Про отсутствие допов я уже говорил. Локализация приложения? Угадайте с трёх раз :-) А ведь это одно из направлений развития настолок в принципе. FFG активно экспериментирует в этом направлении.
Приложение для кампании ИА — чек.
Приложение для турнирного X-wing — чек. X-com — чек.
И число их будет увеличиваться.
Как же наш крупнейший игрок готовится к этой эпохе, эпохе, когда приложения перестают быть опцией для части настолок? Никак ((
Так что если среднее количество английского текста вам доставляет дискомфорт — то или эта цифровая кампания не для вас, или нарратив будет проходить мимо.
Диалоги. Игры в кости. Брифинги перед миссиями. Случайные-встречи-которые-как-текстовые-квесты — всё это текст.
Справедливости ради: я не уверен, что сами FFG предусмотрели простую возможность добавления перевода в приложение. А жаль, лежали б ресурсы где-то «на поверхности» — можно было бы подумать о любительском самопальном переводе.
Конец отступления.
Начинаем мы со звёздной карты.
Здесь мы видим доступные сейчас активности. Миссии, текстовые встречи, где можно заработать немного сюжета, иногда каких-то ништяков, и encounters, «случайные-встречи-которые-как-текстовые-квесты». Наградами за последние будут кусочки истории, кредиты и союзники. В моей первой соло-игре первым мне попался сам Люк :-)
Когда выбрали миссию, то:
С тайлами, конечно, поля получаются разнообразные. Но процесс поиска нескольких нужных из 40 (!) имеющихся подбешивает.
В приложении мы видим объекты на поле. Но героев, союзников и врагов не видим, их месторасположение приложение не отслеживает.
Например, здесь в приложении видим расположение 3 ящиков
Взаимодействие с объектами мы передаём приложению и получаем инструкции:
Дальше идёт миссия. Выполнив ход героем — мы отмечаем этот факт в приложении. Затем приложение показывает, какая из групп врагов ходит — и инструкцию к её ходу.
Эти инструкции — крутая штука
У одной и той же группы будут разные инструкции и бонусы в разные активации. То они атакуют самого здорового персонажа, то самого израненного, то — строго вуки.
После атаки рукопашники постараются прижаться поближе, а стрелки — отойти на определённую дистанцию.
В общем, эта функция мне по душе.
Правда, не сразу я осознал, что способности врагов с их карт тоже работают — те из них, что не требуют принятия решения. Так что происходящее в игре определяется инструкциями с экрана и, грубо, пассивными абилками с карт.
Изредка на миссии будут присутствовать «гражданские», например, на миссиях по сопровождению или спасению. Приложение само будет показывать, куда они бегут в свой черёд, разгружая тем самым игроков.
Жетоны с символом восстания обозначают бегущих к кораблю слева спасаемых
После окончания миссии — выполнением задания или, хм, повторным за миссию убийством всех героев — мы опять окажемся на звёздной карте, и у нас будет возможность поиграться с ролевыми элементами.
Во-первых, это оружейная — нам покажут 8 доступных для покупки предметов. Набор каждый раз формируется случайно, плюс, со временем в нем будет всё больше высокоуровневых предметов.
Нижний ряд — доступное к покупке. Верхний — к продаже. Описание предметов здесь нет, нужно смотреть на карточку.
На имеющиеся кредиты мы закупаем новое, продаём старое. Сами, без оглядки на приложение, распределяем между героями — приложение лишь ведёт общий инвентарный список. Здесь проявляется неудобство не-локализованности — приходится соотносить английские названия в приложении и русские — на картах. Сориентироваться помогут картинки.
Ещё, чисто теоретически, может пригодиться сайт http://cards.boardwars.eu/.
Потом левел-ап — с числом выполненных миссий растёт число навыков, которые каждый герой может взять из колоды. Здесь опять же придётся чуть напрячься из-за языка, но ничего особо сложного.
Голубым подсвечены выбранные навыки. Опять же, нужны карточки, в приложении только названия.
Ну вот, в принципе, и всё.
Игровая сессия выглядит следующим образом:
Выбрав миссию, прочитал немного вводного текста.
По инструкции расставил начальные тайлы, предметы, героев, врагов. Получил задание.
Активировал первого героя. Два действия, как обычно.
Потом очередь врага — нам покажут, кто из врагов сейчас ходит и что делает. Выполняем эти инструкции.
Это немного творческий момент.
В простом случае враг просто атакует: взяли нужные кубы, активировали, если есть защитные способности персонажа — посчитали результат, отметили раны.
В непростом нам надо прикинуть, куда враг сможет пойти за имеющиеся единицы движения, кто будет самой правильной целью.
Кстати, меня расстроило то, что в приложении нет функции расчёта линии видимости между клетками :-(
Общее правило обычно такое: «атакуй того-то, если не можешь его — то самого похожего, если не можешь — кого можешь». Так что редкий ход врага будет без атаки.
Когда все фигурки этого отряда сходили — опять очередь героев.
Повторять до победного.
По ходу дела открыв ящик — мы можем получить предметы. Открыв дверь — «увидеть», что за ней, придётся добавить несколько тайлов. Выполнив цель — зачастую получить ещё одну.
По ходу дела и в конце будет появляться ещё немного художественного текста.
Что мне нравится
Кооперативность — когда будем играть с сыном. Не надо друг против друга. Это заслуга приложения.
Этакая тактическая головоломка. В каком порядке активировать своих персонажей? Добить последнего штурмовика из группы или первого гвардейца? Задействовать ап-атаки сейчас или позже? Один из двух медпаков на миссию на кого потратить? Это заслуга игры.
Кубы. :-) Довольно классно, что они разные. Расстояние, сила выстрела, спецабилки — враги, персонажи и оружие вполне себе ощущаются по-разному.
Как всегда, азарт — когда удалось уйти от опаснейшей атаки или третий раз подряд не пробить долбанного дроида.
Постепенное открытие карты. Я в принципе люблю этот элемент, и тут он присутствует. Развилка с тремя дверями, за одной из них наша цель. Удачно пообщавшись с NPC, ты можешь упростить себе жизнь... или нет.
Кампания — это кампания. Нарратив, атмосфера. Растущие в возможности герои, становящиеся как родные. Подбор абилок для пущей синергии.
Что не нравится
Фидлинг. Куча комплектов, куча места на столе. Правда, если организовать жетоны и планшеты героев, где скапливается куча (часто ещё и поворачивается туда-сюда) карточек — то должно стать полегче. Самое напрягучее — тайлы.
Одному тяжело следить за 4 героями. Часть абилок работает в ход другого героя, а то и врага, строго уследить не легко. С другой стороны, ну и ладно, плюс, если играть не соло, то будет проще.
Это пока впечатления от пробной соло-игры. Хотел сыграть пару миссий, чтобы правила уложить в голове... оп-па, уже утро! :-)
Эффект «ещё одной миссии и спать» присутствует.
По плану, впереди игра в кампанию с сыном, будем посмотреть.
Пока статья отстаивалась в черновиках, как-то спонтанно сыграли с вернувшимся с дач сыном партию в «О мышах и тайнах». И я осознал, насколько игры похожи! (Я не играл в Descent, с ним сравнить не смогу.) Только «Мыши» изначально заточены на кооператив против игры, в то время как здесь такой режим появился не сразу и требует приложения.
И боже, насколько же ИА лучше «Мышей»! У «Мышей» есть своя, детская, ниша, но как игра она ужасна. Механики «Ассолта» в разы лучше. Но впечатления близки, так что если у кого есть опыт «Мышей» — имейте в виду.
Интересно, что в приложении IA таких кампаний уже две (ну или всего две). Вторая — недавно появившаяся, требующая дополнение Jabba’s Realms.
Вышло оно года через 4 после выхода IA... Хочется верить, что его могут локализовать раньше 10 ПВИ.
Кстати, есть фанатское приложение, позволяющее создавать собственные кампании для приложений FFG. В списке присутствуют Descent, MoM и IA — но, к сожалению, с наскока у меня не получилось с ним поиграться, так что впечатлений нет. Но и готовых фанатских кампаний тоже нет — видимо, не у меня одного не получилось :)
Конец описания впечатлений.
Штука, в которой я пока полностью не разбирался, но, судя по описанию, это игрок за империю для обычной компании ИА — Imperial directive. Описание на BGG.
Поможет с инструкциями к действиям империи:
На вид штука сильно схематическая, 3D-модель поля в официальном приложении красивее. Да и доработок тут ещё много просится, даже если по описанию судить. Но посмотрим, если желание кооперативно сыграть в дефолтную кампанию станет непреодолимым — дам шанс этой штуке.
Отдельно:
На поле:
Расходов времени — вечер-два на каждый тип фигурок. Денег — на краски. К счастью, у меня уже много что было.
Я расчехлил краски, оставшиеся от времён покраса «Мышей».
Включил правильную инструкцию на ютубе, и не спеша, в удовольствие, потратил часть вечеров июля на придание красок нескольким десяткам фигурок.
Sorastro's Star Wars Imperial Assault Painting series.
Минус этого автора в том, что, следуя его рекомендациям, придётся купить половину красок Citadel :-). Но если уровень перфекционизма не такой высокий, вполне можно обойтись небольшим количеством.
Сам я тот ещё художник, но на фигурках с палец размером огрехи не видны (на глаза, главное, не смотреть :-) ), а цветастость добавляет удовольствия просто неимоверное. Это, наверное, пунктик, но непокрашенными я бы играть не стал, удовольствия в разы меньше.
Со времён покраса «Мышей» прошло года 2–3. До сих пор меня не тянуло к покрасу возвращаться. Видимо, ещё через столько же лет мне захочется купить ещё какую-нибудь игру, где надо будет покрасить :-)
(Хотя, 1 волна ИА ко мне вроде как уже едет... «Глумхевен» должен потребовать покраса для героев... мда).
Картонные жетоны хороши как маркеры... но ужасны как объекты\персонажи, раз уж у нас тут игра с миниатюрами. Ну что же, это всего-навсего вопрос денег:
После своего опыта с «Терраформируем терраформирование Марса» я полюбил изучать etsy.com.
Это одно и то же — на поле и в приложении. Как видно, три ящика занимают своё место, ну а открытые двери оставлены на поле для красоты.
А вот закрытая дверь, ящик и терминал вместе:
Прикольно, что сверху терминала есть место для жетона терминала — это и вместе хорошо смотрится, и функционально. Жетон добавляет цвета, а «терминал» — объёма. Плюс, правильно для механики, например, два терминала на фото разные — разного цвета, и это находит отражение в условиях задания. А такой подход позволяет мне легко и просто это отразить на поле.
С ящиками не так, ящики, по-хорошему, стоит чутка подкрасить.
В общем, этот опробованный набор мне по нраву, могу рекомендовать.
https://www.etsy.com/transaction/1467540385.
Но можно попробовать обойтись и без затрат:
Я люблю органайзеры. Я, можно сказать, очень люблю органайзеры — даже писал об этом в статье с неоригинальным названием «Органайзеры».
Но кроме как покупать органайзеры, мне иногда нравится их делать. Пенокартон — наше всё. Несмотря на богатый выбор выкроек на BGG, я решил сделать вот такой:
https://www.orderofgamers.com/games/star-wars-imperial-assault/.
Честно говоря, просто потому что.
Но при работе с пенокартоном есть раздражающая меня особенность — никак мне не удавалось делать ровные резы. Торцы всё время заваливались — не в одну, так в другую сторону. Не бог весть какой недостаток, но перфекционизм страдает.
И тут меня осенило — наверняка у меня просто нет подходящего инструмента!
И таки да, спецнож + спецлинейка — и результаты намного лучше.
Итоговый результат:
Возможно, какой-то вот-такой нож
не потребует спецлинеек, у меня не было возможности попробовать.
Так что я, по заветам game.exe, получив игру:
И вы знаете, мне понравилось :-)