![]() |
С миру по нитке [26.06.2024] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Эврикус» выпу... | |
![]() |
С миру по нитке [25.06.2024] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: 4GAMES выпусти... | |
![]() |
С миру по нитке [21.06.2024] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Эврикус» выпу... | |
![]() |
С миру по нитке [20.06.2024] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Стиль жизни» ... | |
![]() |
С миру по нитке [19.06.2024] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: «Доброе хобби»... |
игры |
Europa Universalis: Fate of Empires
Europa Universalis: The Price of Power |
компании |
Aegir Games
|
Дата: | 03 ноября 2023 |
![]() |
9.4346 |
![]() |
- |
Ещё в 2019 году я порывался начать писать большие (и не очень) заметки с обзором некоторых полюбившихся нашей компании настольных игр, особенно запомнившихся партий, либо историй о том, как та или иная игра попала в коллекцию и какие славные воспоминания меня с той или иной игрой связывают. Как пример, много раз садился за написание комплексного разбора всех изданий «Сумерек империи» со всеми их дополнениями (где-то даже остался файл с этим разбором), но, перечитывая статьи и заметки, что уже были опубликованы на «Тесере», понимал: ничего нового, прорывного или уникального я сказать о данной игре не смогу. Так и не начинал я писать, потому что не было стимула — какой-то «той самой», «особой», «невероятной», «незаеженной» игры, о которой хотелось бы поделиться, которую хотелось бы популяризовать, о которой ещё было бы что сказать. В начале августа 2023 года такая игра в моей коллекции наконец появилась. Europa Universalis: The Price of Power. Начнём издалека…
Любовь к настольным играм мне привил мой отец. В своей компании по интересам он был своего рода катализатором идей и законодателем мод, который постоянно стимулировал друзей, звавших многочасовые посиделки на выходных у нас в гостях «вечерами ни о чём». Друзья отца часто выезжали за границу и привозили в наш небольшой северный городок, раскинувшийся на 69-й параллели, такие игры и девайсы, о которых на постсоветском пространстве СНГ мало кто знал. Можно сказать, что в раннем и малоосознанном детстве я, благодаря отцу, транзитом прошёл и через первые «Сумерки империи», и через миниатюрные варгеймы, и через исторические варгеймы, и через DnD, и через MTG (по легенде нашей семьи, когда отец раздавал и распродавал свою коллекцию карт MTG, колоссальная часть карт была отправлена прямиком на мусорку, и среди них, с печальных слов отца, лежала карта под названием Black Lotus).
Когда я стал чуть старше, отец серьёзно взялся за мое образование и прививание интереса к изучению истории — не террором, а увлечениями. На компьютер установили первые Total War, «Цивилизацию Сида Мейера», различные энциклопедии, которые вмещались аж на 12-ти дисках! Мы часто всей семьей смотрели советские исторические фильмы: «Иван Грозный», «Невская Битва», «Пётр I», «300 спартанцев» 1962-го года выхода, ходили в кино на «Трою», «Александра Македонского» и, как же элегантно, мою комнату заполонили сотни античных и средневековых солдатиков от «ЗВЕЗДЫ». Практически каждую субботу или воскресенье мы с отцом становились участниками битвы при Фермопилах, Ледового побоища, Куликовской битвы, кампаний Цезаря, походов Александра Македонского по разные стороны полей сражений. И всё же, помню, как думал: «Вот бы была большушая настолка, которая охватывала бы все эти события по определённым правилам, и нам не пришлось бы каждый раз придумывать правила и условности самостоятельно!»
Затем, одним летом, мне подарили настольную игру от компании «Технолог» «Атлантида». Можно сказать, что с этого момента я стал полноценным игроком в настольные игры, начав собирать свою коллекцию. Я играл во множество игры, наименования которых даже и не вспомню, во множество игр бесчисленное количество часов… коллекция росла и развивалась вместе со мной, началась гонка за сложностью, комплексностью, размахом и эпичностью. И вот одними летними каникулами, дочитывая взапой третий том эпопеи Колин Маккалоу про древний Рим, мы с моим лучшим другом загорелись создать свою собственную настолку про античность, политику, кровопролитные войны, торговлю с элементами мифов и легенд. Что же мы замешали в нашу настольную игру: две коробки «Атлантиды» от «Технолога», «Цивилизацию Сержа Лаже» от «Мира хобби», несколько десятков карт из MTG, настольную игру «Сенатор», «Границы империи» и игру «Поселенцы: Битва за Рим». Правила записывали в 96-тистраничную тетрадь от руки, по очереди. Мы неосознанно искали идеальную для нас объёмную 4Х-стратегию!
Даже осталась фотография процесса игры) Книга правил до сих пор хранится у друга дома.
Шли годы и моё увлечение настолками продолжало прогрессировать, но после поступления в медицинский институт на 4,5 года настольные игры для меня отошли далеко на второй план. Как говорили у нас в Академии про шестилетнее обучение: «три года крематорий, три года санаторий». Не сказал бы, что где-то со второй половины третьего курса совсем не собирались, но сборы эти были редкие (раз в 3–4 месяца), на весь день или на весь день субботы с переходом в ночь, и из-за своей редкости такие посиделки были чем-то особенным. До сих пор помню, что по совершенно особым случаям мы пару раз собирались играть в 3-е/ 4-е издание «Сумерек империи». Именно в данном временном промежутке я окончательно осознал и сформировал свои главные требования к настольным играм (за редким исключением, но об этих исключениях расскажу позже, может быть)! В игровом процессе для меня главное наслаждение — погружение в пусть и несбалансированную, но рассказывающую богатую на события и действия игроков историю! Большинство евроигр с до боли абстрактной темой, где каждый игрок пытается максимально оптимизировать свои действия, выстроить движок, практически не взаимодействуя с другими игроками, а потом, спустя 2–4 часа математических выжиганий головного мозга, одержать победу со счётом 102 ПО против 101 ПО, не для меня.
Переместимся в конец июля этого года, когда во время поиска полного фарша с «Кикстартера» в плёнке ISS Vanguard я наткнулся на интересное объявление делюксового издания Europa Universalis: The Price of Power. Поначалу, при просмотре объявления, я сказал сам себе: «Никогда! Вспомни, как ты горел с компьютерной игры, когда сначала установил её, а уж потом полез изучать «краткие» видео, обучающие основам игры за пять-шесть часов». И всё же интерес взял верх! Я тут же забронировал игру и начал её изучать. На первый взгляд она показалась слишком громоздкой, сухой, сложной. Меня всегда привлекали сложные игры, но ЭТА игра вызывала непонимание и вопросы насчёт игрового процесса, того, как он будет протекать. Дальше, по мере вычитки правил и просмотров видеогайдов по ним, я начал втягиваться, неспешно понимая, что к чему в этой игре. Ожидания воспарили до небес! Охватывая страницу за страницей объёмных правил (на русском языке в оригинальной верстке это 48 стр. 7–9 шрифтом в 2–3 столбца на страницу), я делился вариантами, возможностями и механиками из игры со своими друзьями, такими же прожжёнными настольщиками, как и я. После первого прочтения правил я мог объяснять эту игру часами напролёт… конечно, говоря про EU, даже доскональное знание правил вряд ли поможет легко и просто сыграть первую партию в эту игру. К счастью, если сильно заморочиться, перед пробной партией можно попробовать поиграть с ботами, чтобы уловить суть некоторых элементов игры и ощупать механики. Всё это перед первой партией так или иначе я проделал. Оставалось определиться с количеством игроков и датой первой партии.
С учётом специфики моей работы и повседневной жизни — работа в дневном стационаре (написание кандидатской диссертации), дополнительные суточные и ночные дежурства, семья, с которой тоже надо проводить много времени — путь от получения игры до первой игровой партии занял продолжительный промежуток времени. Пришла мне игра в середине августа, а первую, пробную партию (для меня же это была шестая партия в игру) гранд-кампании на шестерых мы провели в «12 комнатах», 14 октября. И, блин, ребята, Мы это сделали!
Даже несмотря на том, что заранее мы забронировать комнату себе не успели и играли в самой большой и шумной двенадцатой комнате, опуская то, что из шестерых игроков только двое игроков прочитали (думали, что владеют) правила, забудем, как почти каждое действие приходилось проговаривать по 5–6 раз, а правила я объяснял и рассказывал больше 1,5 часа (расстановка с объяснением иконографики и аббревиатур заняла примерно столько же), — мы остались в шоке и полнейшем восторге от игры! Под конец, в одиннадцатом часу вечера, а пришли мы в 10:00 утра к открытию антикафе, голова гудела безумно, к концу подходила только первая эпоха из четырёх запланированных. Забавно, но я заметил, что в перерывах между своими микроходами я действительно постоянно думал о том, что же буду делать дальше, что будут делать дальше другие игроки, как изменится этот мир — эта песочница; меня искренне съедало любопытство, какие испытания падут на долю моего государства, какие события произойдут в королевствах других игроков! Я будто бы переместился в детство, когда мы играли с отцом…
Я играл за Французское королевство; иронично, что мой заядлый соперник во всех подобных играх и главный поджигатель области ниже моих поясниц во время партий в «Сумерки империи» сел рулить Английским королевством. Лютейший евроигрок нашей компании, который редко, но метко ввязывается с нами в подобные авантюры, стал правителем Кастилии (в будущем она должна стать Испанией). Самый главный нытик (с огромным уважением^^) по итогам любой партии выбрал под своё управление Княжество польское, самый младший из нас стал Московским княжеством. А Руслану ничего не оставалось, кроме как совместно с Мехмедом II возглавить Османов в походе на Константинополь.
У меня просто нет слов — девятый вал эмоций! Это именно та игра, к которой мы стремились и которую искали, играя практически в неизменном составе с середины 2019 года. Европа поделилась на два лагеря, каждый решал свои проблемы. Я тут же начал воевать с Англией, Кастилия проводила реконкисту и отправилась в Новый Свет за богатствами (очками престижа), поляки со временем ввязались в вялотекущую войну с Османами за господство на Чёрном море, и, чтобы отыграться за поражение в битве при Варне, древние русы до захвата Новгорода и Рязани отправились колонизировать Сибирь, у Османов под боком по карте событий образовалась динамическая империя Мамлюков! Невероятно! После партии все обсуждали игру, всем она понравилась и каждый хотел бы сесть и попробовать поиграть в неё ещё раз (чем не могут похвастаться СИ на моей памяти), чтобы переиграть некоторые события в целом и некоторые ходы в частности. Было принято решение собраться тем же составом уже у меня 11 ноября, в тишине, с играющей на заднем плане музыкой из исторических стратегий, поднатореть за месяц в правилах, начать сначала, а также отменить запланированную на 18 ноября игру в «Сумерки империи», чтобы через неделю продолжить играть в «Европу».
Игровой процесс. Тут я попытаюсь тезисно обрисовать игровой процесс и его особенности в двух предложениях. EU — настольная 4Х-стратегия. Игра своими начальными установками и параметрами отталкивается от сценариев, коих предостаточно, плюс есть книга на пять сбалансированных сценариев, разработанных фанатами. И это очень важно! Потому что продолжительность партии зависит от количества игроков и выбранного сценария! Самый короткий сценарий, при знании правил, можно отыграть за 2–3 часа! Полная же партия в гранд-сценарий, который начинается с 1444 года и заканчивается в 1821 году, на шестерых игроков с охватом всех четырех эпох, вероятно, займёт 18–24 часа игры; благо, что между эпохами можно сохраняться, собирать игру и раскладывать её в следующий раз. Максимум в игре можно разыграть четыре эпохи, в каждой эпохе по четыре раунда (всего 16 раундов на гранд-кампанию), в каждом раунде пять фаз.
Оформление в EU просто фантастическое, если вам нравится антураж позднего Средневековья, Ренессанса, то игра будет радовать на протяжении всего времени процесса раскладки, самой игры и её сбора по завершении. Также важно то, что оформление не только выглядит красиво, но и очень удобно с точки зрения дизайна и оформления иконографики игры и вида компонентов, которые достаточно быстро запоминаются и легко используются в процессе игры такого уровня сложности.
Качество компонентов такое же, как и оформление игры. Я видел, щупал и обычную версию игры — не делюкс, — смело могу сказать, что игровое поле, деревянные/картонные жетоны сделаны качественно и надёжно. Очень приятно, что во время кампании по предзаказу игры у «бэкеров» был выбор между обычной и делюкс-версией.
Я заметил одну забавную вещь: зачастую в масштабных играх правила становятся предметом больших споров. И тем больше эти споры, чем больше игра и длина правил. На мой взгляд, всё зависит от самого человека и вида наиболее удобного восприятия окружающего мира и информации для этого человека. Я знаю игроков, которые вливались в партию «Феода» на шестерых, услышав правила «со слов», и… выигрывали. Я знаю многих игроков, которые пока не прочитают правила, не пощупают компоненты, правила из рассказов не поймут, либо понимать будут очень и очень долго (я сам такой), я также знают игроков, которые смотрят видеоразборы правил прежде, чем идти на партию в незнакомую настолку. Многие правила к историческим варгеймам (к примеру, компании GMT) составлены, как письменная инструкция по починке большой электроники, и некоторым игрокам такие правила действительно нравятся. К любой большой игре золотого века FFG прилагались помимо основного свода правил большие справочники. В некоторых играх есть отдельные кодексы (мануалы), где игроки по мере прочтения постепенно и досконально вливается механики игры, а при необходимости в них будут даны дополнительные (продвинутые) правила после усвоения основных. Именно поэтому, на мой скромный взгляд, забавен тот факт, что некоторые игроки на «Тесере» или BGG доказывают другим игрокам, что правила определённых игр и от определённых компаний написаны идеально, в то время как другие посредственны и ужасны.
Если говорить про правила EU, то они написаны и составлены хорошо, всё работает, всё логично, одно выходит из другого и переплетается в общую картину. Лично для меня главная сложность заключалась в их титаническом объёме, колоссальном количестве исключений и нюансов, упустив которые, вы можете наткнуться на непоправимые последствия для своего государства во время партии. Мне нравится структура книги правил, таблица её иконографики и аббревиатур, представленная на первых страницах. Сноски и переходы в другие разделы создают определённую магию восприятия игры. Да, это сложно, да, это вряд ли получится (у меня не получилось) с первого раза, со второго раза, но, друзья, это действительно того стоит! После первой партии у меня всё ещё оставалась масса вопросов, но ни один из них не был вызван тем, что правила не описывали такую ситуацию или были плохо расписаны, а лишь потому, что я чего-то не запомнил, что-то упустил, на что-то не обратил внимания. Во время партии, глядя на механики игры, все её элементы, на то, как этот механизм слаженно работает, понимаешь, сколько сотен и тысяч часов было потрачено гейм-дизайнерами на тестирование игры во время разработки. Единственное, что мне действительно не понравилось, — это структура правил и ходов бота, в них действительно сложно разбираться.
Говоря откровенно и без лукавства, думаю, что если бы я так не загорелся этой игрой, её правилами, её возможностями, если бы я так часто не говорил о ней моей компании прожжённых настольщиков, если бы я её так не рекламировал им, то вряд ли бы, просто зная о существовании данной игры, кто-то из моей компании стал бы прилагать усилия для её изучения. Глядя на один только объём книги правил, все аббревиатуры и всю иконографику, мои друзья (кроме одного) тут же сдавались, говоря: «Мы сыграем в ЭТО с тобой, но при подготовке к игре, при прочтении правил всё на твоей совести!» Хотя эти люди играли во множество сложнейших игр и настольных варгеймов.
С погружением в свою специальность в медицине, с построением карьеры и увеличением моей семьи я действительно ценю своё (наше) время и прежде, чем приобрести игру, задаю сам себе вопрос, холодно и расчётливо: сколько усилий в изучение этой игры будет вложено, сколько времени на партии потрачено, сколько удовольствия в итоге будет получено? В случае с EU ответ для меня очевиден: всё это потраченное время на изучение, цена игры, потраченное на партии время уже окупилось во сто крат! Лично мне настольные игры помогают на время выпасть из реальности, отключиться от повседневных (не сиюминутных) проблем, абстрагироваться от мучений неизлечимых пациентов, забыть про колоссальную нагрузку учёбы и жёсткую конкуренцию на работе. А «Европа» настолько большая и в ней столько возможностей, что отключаться получается прекрасно))
На BGG видел отзывы о том, что игра слишком сковывает игроков в плане развития и жёстко диктует вектор направления той или иной стране. Именно по этой причине EU не является полноценной песочницей. Я такое мнение понимаю, но сам я того же не испытываю к данной игре. Разработчики ЕU попытались найти баланс между удобством самой игры и её исторической достоверностью. Если Кастилией выполнять миссии на завоевание Нового Света, то вы получите много очков престижа, а за ту же Австрию или Османов — такой возможности нет. Но у игроков есть возможность вообще не играть с миссиями государств или использовать вместо «личных» миссий общие миссии. Некоторые утверждают, что пробираться через все эпохи к эпохам борьбы между гигантскими империями слишком долго и муторно; хорошо, есть сценарии, которые начинаются сразу с III эпохи, где неповоротливые колониальные империи начинают грызню за мировое господство. Другие отзывы утверждают, что затяжная война живых игроков друг с другом никогда не окупается и выкидывает таких воителей за борт в игре на победу. Мне кажется, что в ситуации войны в EU не всегда нужно потакать своей гордости и можно уступать в войне, иногда сдаваясь, чтобы противник тратил на неё действия и средства, тем самым ввергая свою экономику в хаос; уступающий же в войне может этим хаосом воспользоваться.
Тут буду краток. EU идеально масштабируется под любое количество игроков. Существуют сценарии для 1 игрока, 2, 3, 4, 5, 6 игроков, для командных игр. Большой конструктор механик, который позволяет вам делать с ним всё, что вы захотите!
Повторюсь, в любой настольной игре для меня главное — продуманная механика, с помощью которой игра рассказывает некую историю, эпопею (камерную или глобальную, зависит уже от сеттинга игры). У игры получается рассказать такую историю для меня, если действия, которые я совершаю во время партии, разжигают костерок моего воображения, который разрастается до пламени невероятных масштабов неделями позже, во время обсуждения с друзьями прошедшей партии. И это довольно редкий случай в хобби настольных игр! Возможно, поэтому моя личная коллекция продолжила таить со временем и сейчас основу её составляют игры, которые меня с кем-то связывают. За время моего настольного хобби я играл в сотни настольных игр. И EU является увлекательным проектом! Просто посмотрите на игровое поле, на все страны, которые на нём представлены! Эта игра хорошо проработана, и если вы любите мировую историю так же, как и я, вы полностью погрузитесь в этот Мир, быстро полюбив его. Карты события являются движущей силой данного гиганта для рассказывания истории. Событий в игре очень и очень много, и в зависимости от сценариев будут происходить разные вещи. Из-за большого разнообразия действий и великолепного (хоть и ужасно описанного) бота исход каждого сценария будет сильно отличаться.
ЕU пытается смоделировать почти что 400-летнюю политическую, административную, дипломатическую, экономическую и военную борьбу между многими ведущими державами тех лет и даёт вам десятки вариантов, как достичь величия. Такого лично мне ни одна игра на моей памяти не предлагала! Таким обычно занимаются компьютерные игры, но настольные игры обычно на это не способны. За это приходится платить! Чтобы достичь такого уровня игры, игре требуется сложный набор правил, который позволит реализовать аспекты каждого X в игре. И это приводит к усложнению некоторых механик. Морские сражения разворачиваются в ином ключе, в отличие от сражений наземных, а битвы между игроками отличаются от битв с NPR, DNPR и ботами. Я был бы очень рад, если бы существовал способ упростить изучение игры, но я понимаю, почему с точки зрения дизайна это осуществить невозможно без потери баланса и особой изюминки игры. В целом, как только вы переживёте несколько ходов, вы прочувствуете некоторые действия и последствия событий, понять игру будет уже не так сложно. Для меня EU — это сам путь, а не его результат.
− EU — игра не для новичков! Она слишком сложна для тех, кто только приобщается к миру настольных игр.
+ / − Если у вас есть друзья-настольщики, которым интересна эта тема, и у вас есть кто-то, кто будет вашим ездовым мулом в ознакомлении с этой игрой, то это может сработать.
+ Эта игра предназначена для заядлых настольщиков, которые ищут игры с повествованием и не возражают против неконтролируемой случайности.
+ Эта игра настолько разнообразна, что вы можете играть в неё командами!
+ вам нравятся глобальные 4Х-стратегии;
+ вам интересна мировая история временного периода с 1444 по 1821 гг.;
+ вам нравятся шикарные компоненты и отлично вплетённая в игру тема;
+ вы ищете генератор захватывающих историй с огромной глубиной и реиграбельностью.
− вас пугают объёмные правила;
− вам подходят игры, на которые не нужно тратить много времени и партии в которые хочется закончить за один день (вечер);
− вам нравится планирование и просчёт, но вы ненавидите, когда другие игроки вмешиваются в вашу игру.
В заключение хотелось бы сказать, что Europa Universalis: The Price of Power — шедевр гейм-дизайна в мире настольных игр. Это не очередное переосмысление 4Х-стратегии только лишь с новым сеттингом. Подобной игры нет! Это не пятнадцатое издание игры от известного издателя, которая себя уже зарекомендовала и выпущена только для того, чтобы увеличить доход мегакорпорации, а неимоверный труд фанатов своего дела для таких же фанатов настолок! Такие игры не появляются без любви к своему делу и без затрат невероятного количества времени и усилий! Огромное Спасибо создателям, разработчикам, тестерам, дизайнерам, художникам, всем тем, кто принял участие в создании данной игры!
Вы можете увидеть в моём профиле те игры, в которые я играл, вы также можете увидеть те игры, которые у меня на данный момент в коллекции. Всегда сложно сравнивать игры, особенно разных жанров, но для меня EU с точки зрения возможностей и механик — лучшая настольная игра (не самая любимая и не ТОП-1 в личном топе по эмоциям), в которую я когда-либо играл, по причинам, которые я изложил выше.
Однако, положа руку на сердце, я со стопроцентной уверенностью могу искренне сказать, что эта игра далеко не для всех! Я уже говорил об этом, перед приобретением задайте себе вопросы, нравятся ли огромные задачи и вызовы, которые перед вами ставит игра, и нравится ли вам сложнопонимаемые механики в целом.
Каждый раз, когда я смотрю на эту игру перед началом очередной партии, я снова становлюсь тем ребёнком, что искренне восхищался играми в солдатики со своим отцом, и вспоминаю, как же всё-таки весело — принять игру со всеми её плюсами и минусами, полностью погрузившись в неё. Я от всего сердца желаю, чтобы многие из вас, кто дочитал статью до конца, тоже испытали похожие чувства, играя в Europa Universalis!